Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Государственные требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста 651400 — Машиностроительные технологии и оборудование»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры технологии материалов
Заведующий кафедрой___________Тарасов В. В.
- Цель и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины технология конструкционных материалов (Технологические процессы в машиностроении), при подготовке инженера по специальности «Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановления деталей машин и аппаратов» в рамках направления подготовки дипломированного специалиста. «Машиностроительные технологии и оборудование», — дать будущим специалистам знания и умения позволяющие обоснованно выбирать современные методы формообразования заготовок и деталей из различных материалов при проектно-конструкторской и производственно-технологической деятельности, уметь разрабатывать проекты изделий с учетом механических, эксплуатационных, эстетических, экономических параметров; уметь разрабатывать оптимальные технологии изготовления изделий.
1.1. Предметная область технологии машиностроения
Основные задачи дисциплины — знать материалы, применяемые в машиностроении; современные методы получения и технологию обработки конструкционных материалов литьем, давлением, резанием, электрофизическими и электрохимическими способами обработки; особенности получения неразъемных соединений сваркой, пайкой, склеиванием; технологию изготовления полуфабрикатов и изделий из порошковых, композиционных и резиновых материалов.
- Начальные требования к освоению дисциплины
Теоретической основой технологии конструкционных материалов (Технологические процессы в машиностроении) являются соответствующие разделы физики, химии, начертательной геометрии и инженерной графики.
Технология конструкционных материалов (Технологические процессы в машиностроении) является базовой дисциплиной для прохождения учебно-технологической практики, а также для таких дисциплин как «Материаловедение», «Основы технологии машиностроения» и многих специальных дисциплин.
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Результатом изучения дисциплины является формирование знаний о материалах, применяемых в машиностроении и методах их производства, о современных способах формообразования заготовок и готовых деталей, получении неразъемных соединений,
На базе этих знаний выработать умения и навыки выбора способа обработки, а также методику разработки технологических процессов изготовления деталей.
4.Объем дисциплины и виды учебной работы
Источник: geum.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ
Технология машиностроения ➤ Что за специальность? Суть профессии!
Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Тольяттинский политехнический колледж»
Заместитель директора по УР
___ ____________ 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Специальность 15.02.08 «Технология машиностроения»
Протокол УПО № 2
от ___ _____20__ № ____
Методист УПО № 2
___ ______ 20__
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее — СПО)
15.02.08 «Технология машиностроения»
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Тольяттинский политехнический колледж»
____Гришина Светлана Анатольевна, зам.директора по УР преподаватель ________
Ф.И.О., учебная степень, звание, должность
____Кучеров Андрей Олегович, преподаватель ______________________________
Ф.И.О., учебная степень, звание, должность
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
1 ПАСПОРТ ПОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.08 «Технология машиностроения». Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технологии машиностроения при наличии среднего общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа дисциплины принадлежит к профессиональному циклу
1.3 Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины:
применять методику обработки деталей на технологичность;
применять методику проектирования операций;
проектировать участки механических цехов;
способы обеспечения заданной точности изготовления деталей;
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 261 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 174 часа;
самостоятельной работы обучающегося 87 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной программы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-Систематическая проработка конспектов занятий
-Самостоятельная работа с учебником
— Оформление и подготовка к защите практических работ
Итоговая аттестация в форме экзамена
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Раздел 1.Методы обработки основных поверхностей.
Тема 1.1. Обработка наружных поверхностей тел вращения.
Содержание учебного материала
Выбор метода обработки.
Токарная обработка. Обработка шлифованием.
Отделочные виды обработки.
Приспособления для токарных и шлифовальных работ.
Практическая работа. Расчет режимов резания для токарной и шлифовальной операции.
Практическая работа. Выполнение технологической наладки на токарную операцию.
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
Тема 1.2.
Обработка внутренних поверхностей тел вращения.
Содержание учебного материала
Виды отверстий и способы их обработки.
Обработка на сверлильных станках. Обработка на расточных станках. Обработка на шлифовальных станках. Обработка на протяжных станках.
Приспособления для сверлильных и расточных работ. Приспособления для протяжных работ.
Отделочные виды обработки.
Практическая работа. Расчет режимов резания для сверлильной и расточной операции.
Практическая работа. Выполнение технологической наладки на сверлильную операцию.
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
Обработка на револьверных и карусельных станках
Содержание учебного материала
Обработка на револьверных станках. Обработка на токарно-карусельных и токарно-лобовых станках.
Практическая работа. Расчет режимов резания для револьверной операции.
Практическая работа. Выполнение технологической наладки на токарно-револьверную и токарно-карусельную операцию
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
Тема 1.4 Образование резьбовых поверхностей.
Содержание учебного материала
Виды резьб, их назначение и классификация. Нарезание наружной резьбы. Нарезание внутренней резьбы. Фрезерование наружной и внутренней резьбы. Накатывание резьбы
Практическая работа. Расчет режимов резания для резьбонарезной операции.
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
Тема 1.5 Обработка плоских поверхностей.
Содержание учебного материала
Выбор метода обработки плоских поверхностей. Обработка на строгальных и долбежных станках. Обработка на фрезерных станках. Приспособления для фрезерных работ. Обработка на шлифовальных станках.
Обработка на протяжных станках.
Практическая работа. Расчет режимов резания для фрезерной операции, плоскошлифовальной операции. Нормирование операций.
Практическая работа. Выполнение технологической наладки для фрезерной операции.
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
Обработка сложных поверхностей.
Содержание учебного материала
Виды сложных поверхностей и их классификация. Методы обработки сложных поверхностей
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
Тема 1.7 Обработка зубчатых поверхностей.
Содержание учебного материала
Виды зубчатых колес, их назначение и характеристика. Основные методы обработки зубьев цилиндрических и конических колес. Основные методы обработки зубьев червячных пар. Отделочные виды обработки зубчатых колес.
Практическая работа. Расчет режимов резания для зубофрезерной операции.
Практическая работа. Выполнение технологической операции для зубофрезерной операции.
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
Обработка шлицевых поверхностей.
Содержание учебного материала
Виды и назначение шлицевых соединений. Методы обработки элементов шлицевых валов и втулок
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
Особые методы обработки.
Содержание учебного материала
Обработка металлов давлением в холодном состоянии. Электрические методы обработки. Балансировка и подгонка деталей машин. Методы обработки деталей из жаропрочных материалов и пластмасс.
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
Раздел 2. Методы изготовления типовых деталей.
Тема 2.1 Методы изготовления типовых деталей.
Содержание учебного материала
Обработка корпусных деталей, общие сведения. Механическая обработка корпусных деталей. Обработка корпуса редуктора. Обработка валов, общие сведения. Механическая обработка шпинделей.
Обработка втулок и рычагов.
Обработка зубчатых колес, общие сведения. Обработка цилиндрических зубчатых колес. Обработка конических зубчатых колес. Обработка червячных пар.
Особенности проектирования технологических процессов с применением станков с ЧПУ. Область применения станков, технологические возможности.
Практическая работа. Разработка технологического процесса изготовления корпуса редуктора.
Практическая работа. Разработка технологического процесса изготовления цилиндрического зубчатого колеса.
Практическая работа. Разработка технологического процесса изготовления конического зубчатого колеса.
Практическая работа. Разработка технологического процесса изготовления червячного колеса
Практическая работа. Разработка технологического процесса изготовления вала червяка
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
Раздел 3. Проектирование участка механического цеха
Проектирование участка механического цеха.
Содержание учебного материала
Проектирование участка механического цеха. Виды участков. Исходные данные для проектирования. Расположение оборудования в пролётах механических цехов. Нормы расстояний между станками.
Выбор транспортных средств. Определение площади участка. Удаление отходов. Последовательность проектирования плана участка цехов.
Практическая работа. Проектирование участка механического цеха
Самостоятельная работа. Оформление практических работ. Проработка конспектов занятий, специальной литературы.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 — ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 — продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 условия реализации программы дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета технологии машиностроения и лаборатории технологии машиностроения.
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины;
рабочая программа, календарный тематический план;
компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся;
выход в сеть Интернет;
компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплекты учебно-наглядных материал по разделам дисциплины;
зубофрезерный станок 5Д 32;
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1.Якушевич Г.Б. Технология машиностроения.- Гродно.: ГрГУ им. Я.Купалы, 2010.
Дополнительная литература.
1. Данилевский В.В. Технология машиностроения.- Высшая школа, 1984.
2. Егоров М.Е. и др. Технология машиностроения.- М.: Высшая школа,1976.
3. Ковшов А.Н. Технология машиностроения.- М.: Машиностроения, 1987.
4. Справочник технолога-машиностроителя, т.т.1,2/ Под ред. Косиловой А.Г. и Мещерякова Р.Н.- М.: Машиностроение, 1985.
5. Мельников Г.Н. Проектирование машиностроительных цехов.- М.: Машиностроение, 1990.
6. Силантьева И.А., Малиновский В.Р. Техническое нормирование труда в машиностроении.- М.: Машиностроение, 1990.
7. Гельфгот Ю.Н. Сборник задач и упражнений по технологии машиностроения.- М.: Высшая школа, 1986.
9. Данилевский В.В., Гельфгот Ю.Н. Лабораторные работы и практические задания по технологии машиностроения.- М.: Высшая школа, 1988.
10. Добрыднев И.С. Курсовое проектирование по предмету «Технология машиностроения».-М.: Машиностроение,1985.
11. Горбацевич А.Г. Курсовое проектирование в машиностроительных техникумах.-М.:Высшая школа, 1984.
12. Серебреницкий П.П. Общетехнический справочник.- Спб.: Политехника, 2004.
lib-bkm.ru/ — техническая литература, ГОСТы, учебники справочники
kafedratm.ru/literatura-po-distsipline-technologiya-mashinostroeniya/blog.html — техническая литература.
4 Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений — демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения тестирования, выполнения обучающимися практических работ.
Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит преподаватель. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.
4.1 Формы и методы контроля результатов обучения
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
применять методику обработки деталей на технологичность;
применять методику проектирования операций;
проектировать участки механических цехов;
способы обеспечения заданной точности изготовления деталей;
Тестовые задания, защита отчетных работ
Дать понятие терминам «технология», «технология машиностроения», «производственный процесс».
Понятие о производственном и технологическом процессах.
Токарная обработка наружных поверхностей.
Обработка ступенчатых валов.
Токарная многорезцовая обработка наружных цилиндрических поверхностей.
Обработка ступенчатых валов на гидрокопировальных полуавтоматах..
Факторы, определяющие точность обработки.
Отделочная обработка деталей притиркой.
Центровое шлифование наружных поверхностей.
Качество поверхности. Определение и понятие.
Наружное бесцентровое шлифование.
Обработка плоских поверхностей на строгальных станках и долбежных станках.
Обработка плоских поверхностей на фрезерных станках.
Обработка плоских поверхностей на протяжных станках.
Основные правила базирования для черновых поверхностей.
Обработка плоских поверхностей на шлифовальных станках.
Основные правила базирования для чистовых поверхностей.
Классификация и методы обработки резьбовых поверхностей.
Нарезание резьб резцами.
Нарезание внутренних резьб метчиками.
Понятие о технологичности. Основные термины и определения.
Нарезание наружной резьбы плашкой.
Нарезание наружной резьбы резьбонарезными головками.
Примеры некоторых конструктивных решений, обеспечивающих технологичность типовых деталей.
Схема обработки резьбовых поверхностей дисковой фрезой.
Количественный метод оценки технологичности конструкций машин.
Схема обработки резьбовых поверхностей гребенчатой фрезой.
Метод скоростного фрезерования резьбы или вихревой метод.
Обработка фасонных поверхностей.
Сверление и растачивание отверстий.
Способы шлифования отверстий.
Бесцентровое внутреннее шлифование.
Виды зубчатых колес. Их назначение.
Обработка зубчатых цилиндрических колес методом копирования.
Обработка зубчатых цилиндрических колес методом обкатки.
Типы шлицевых соединений.
Методы нарезания шлицев на наружных цилиндрических поверхностях.
Способы шлифования шлицевых валов.
Обработка шлицевых отверстий.
Технологический процесс обработки шлицевого отверстия.
Технологический процесс обработки шлицевого вала.
Состав механических цехов.
Расположение оборудования в пролетах механических цехов.
Обозначение станков на плане участка
Обозначение места рабочего на плане участка.
Исходные данные для проектирования участка механического цеха.
Определение площадки участка механического цеха.
Удаление отходов на участке механического цеха.
4.3 Оценка индивидуальных образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка освоенных обучающимися общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
5 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРИ ОСВОЕНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Токарная обработка заготовок на станках с ЧПУ
Обработка на вертикальных многошпиндельных полуавтоматах
Обработка глубоких отверстий
Шевингование зубъев колес
Обкатывание зубчатых колес
Притирка зубчатых колес
Виды червячных передач и их назначение
Образование профиля витков червяка
Термическая обработка червяков
Отделка профиля червяка
Обработка червячных колес методом радиальной подачи
Обработка червячных колес методом тангенциальной (осевой) подачи
Отелочная обработка червяных колес червячным шевером
Источник: for-teacher.ru
Программа дисциплины технология машиностроения
Подключите пакет «Плюс» и пользуйтесь всеми сервисами сайта без ограничений и рекламы:
Полное отсутствие рекламы.
Неограниченный доступ к премиальным сервисам сайта.
5 тестов на выбор профессии с расширенными результатами.
Сервисы сравнения вузов по 50 критериям и специльностей по 22 критериям.
Калькулятор ЕГЭ с дополнительными опциями.
Персональный онлайн робот-помощник с искусственным интеллектом Поступика (планируется).
Все новые сервисы, которые мы планируем выпустить, также будут входить в пакет «Плюс» без ограничений.
Стоимость пакета «Плюс»
Источник: postupi.online