РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов программы подготовки специалистов среднего звена» для специальности среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Мезенский
- Главная
- Образование
- Аттестационная работа. Рабочая программа дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности студентов
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная
и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных
результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Павловой Антонины Ивановны
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Мезенский педагогический колледж»
На тему:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»
Научно-исследовательская работа студентов
Слайд 2РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов программы
подготовки специалистов среднего звена» для специальности среднего профессионального
образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Мезенский педагогический колледж», который реализует программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Физическая культура»
Программа содержит:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРУ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКУ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Слайд 3 Область применения программы
Программа подготовки специалистов среднего звена
в соответствии с ФГОС по специальности СПО:
Цели
и задачи:
формирование у будущих специалистов целостного представления об исследовательской, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности;
подготовка к написанию курсовой и выпускной квалификационной работ.
овладение основными понятиями;
развитие умений формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;
совершенствовать умения поиска информации по различным источникам;
Искусство написания научно-исследовательской работы.
Слайд 4 В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
Основные положения методологии педагогического исследования.
Методы и
формы теоретического и эмпирического исследования.
Виды курсовых и квалификационных работ, их структуру, требования к оформлению.
В результате освоения дисциплины обучающийся
должен уметь:
Работать с различными литературными источниками.
Проводить анализ и оценку исследовательской работы.
Делать выводы и составлять рекомендации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Слайд 5Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимися
профессиональными (ПК) и общекультурными (ОК) компетенциями:
Владение культурой
научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр.;
осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
работа в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Слайд 6 Рекомендуемое количество часов на освоение программы :
максимальной
учебной нагрузки обучающегося 49 часов,
в том
числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося — 13часов.
Слайд 7УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Реализация программы дисциплины осуществляется
в учебном кабинете основ учебно-исследовательской деятельности.
Оборудование учебного
кабинета:
раздаточный материал по разделам и темам учебной дисциплины;
тексты выпускных квалификационных и курсовых работ выпускников; компьютер;
мультимедийный проектор.
Слайд 8КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем на групповых занятиях. В процессе обучения используются:
предварительный (входной), текущий, тематический, рубежный (по разделу), итоговый (по итогам изучения
дисциплины).
Формы контроля:
тестовые задания;
экспертная оценка текста курсовой и дипломной работы презентация;
экспертное наблюдение в ходе аудиторной и
внеаудиторной самостоятельной работы;
Аттестация в форме дифференцированного зачета
Слайд 9ЛИТЕРАТУРА
Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]:
учебник для студ. сред.спец. учеб. завед. /
Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 2-е изд., стер.
– М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 128 с.
Пастухова, И.П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] / И.П.
Пастухова, Н.В. Тарасова. – М: Издательский центр «Академия», 2010.
Соловьева, Н.Н. Основы организации учебно-научной работы студента [Текст]: учебно-
методическое пособие для самостоятельной работы студентов / Н.Н. Соловоьева. – М., 2003.
– 55 с.
Источник: thepresentation.ru
Рабочая программа дисциплины «Научно-исследовательская работа студентов»
Рабочая программа дисциплины «Научно-исследовательская работа студентов» (ГОС – 2005). Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2012. 21с.
Настоящая рабочая программа составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 050720.65 Физическая культура (033100)
Составители: канд.биол. наук, доцент А.Ф. Терешкин,
канд. пед. наук, доцент Н.В. Третьякова
Одобрена на заседании кафедры теории физической культуры и валеологии Социального института РГППУ. Протокол от 22.02.2012г., № 07.
Заведующий кафедрой Н.В. Третьякова
Рекомендована к печати методической комиссией Социального института РГППУ. Протокол от 12.03.2012г., № 07.
комиссии СоИн РГППУ С.П. Миронова
педагогический университет», 2012
Введение
В нынешних условиях, таким образом, педагог по физической культуре в рамках вариативного компонента может сам определять выбор доминирующего в образовательном учреждении вида двигательной активности, исходя из условий, материального обеспечения, своей спортивной специализации и др. Понятно, что при таком подходе необходимы не только и не просто творчество, но, что особенно важно, знания для обоснования предлагаемых подходов, для разработки авторских программ и методических (а возможно и технологических) рекомендаций, отслеживания эффективности вводимых инноваций. Все это определяет необходимость овладения педагогами знаний в сфере научной методологии, умений в построении экспериментальных исследований.
Что касается тренеров, то вся их деятельность была и остается самым тесным образом связанной с исследовательской работой. Этой категории специалистов по физической культуре еще более, чем педагогам, работающим в учебных заведениях, необходимы знания основ научного поиска.
Наряду с дисциплиной «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» в учебный план подготовки специалистов по физической культуре в настоящее время включены факультативные занятия по научно-исследовательской работе студентов.
Безусловно, цель и задачи основной дисциплины и факультатива сходны, но для факультативных занятий характерна сугубо практическая направленность. Те знания, которые получены студентом при освоении курса «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте» на факультативных занятиях закрепляются, прежде всего, при проведении конкретных исследований. Таким образом, студент приобретает практические умения и навыки планирования и проведения исследовательской работы.
Целью факультативных занятий является закрепление знаний и формирование практических умений и навыков проведения исследовательской работы.
Задачи, решаемые на факультативных занятиях студентов, заключаются в закреплении знаний и овладении умениями и навыками в:
Ø разработке методологического аппарата исследования;
Ø планировании, организации и проведении экспериментальных исследований и наблюдений;
Ø пользовании инструментальными методиками в исследованиях в сфере физического воспитания;
Ø применении методик для оценки физического развития и физической подготовленности, а также социологических методов исследования;
Ø применении математико-статистических методов обработки результатов исследований;
Ø пользовании компьютерными технологиями при проведении исследований;
Ø оформлении результатов исследований в виде тезисов, статей и т.п.
В соответствии с поставленными задачами определен и учебно-тематический план, который рассчитан на прохождение тремя курсами обучения (III, IV, V).
Итогом проведения факультативных занятий является зачет на 5 курсе (9 семестр).
1. Виды и объем учебной нагрузки, график изучения дисциплины «Научно-исследовательская работа студентов» (факультатив)
для специальности 050720.65 Физическая культура (033100)
Объем учебной работы, перечень и срок
контрольных мероприятий
Заочная с полным сроком
Заочная с сокращенным сроком
1. Виды и объем учебной работы, в часах
1.1. Общая трудоемкость дисциплины
1.2. Аудиторные занятия:
Источник: vunivere.ru
Учебно-методический комплекс введение в научно-исследовательскую деятельность студентов
В учебно-методическом комплексе раскрыты основные вопросы дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов», раскрывающие сущность и специфику педагогических исследований студентов в вузе; особенности конструирования методологического аппарата педагогического исследования; подбора комплекса методов и методик проведения исследования, вопросы оформления научно-педагогического текста, материалы по процедуре и этикету защиты курсовой и дипломной работы; а также вопросы для самооценки уровня подготовленности к проведению научно-педагогического исследования в вузе и школе. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очных и заочных отделений учреждений высшего профессионального образования, начинающих работать над курсовыми и дипломными исследованиями, преподавателей, руководящих научной работой студентов, аспирантов.
1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ВВЕДЕНИЕ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ» 2
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 9
2. 1. Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. 9
2. 3. Выбор и формулировка темы научного исследования. 13
2. 4. Конструирование методологических характеристик педагогического исследования. 15
2. 5. Гипотеза психолого-педагогического исследования. 19
2. 6. Информационное обеспечение исследования 21
2. 9. Сравнительно-педагогические и историко-педагогические исследования. 27
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 29
5. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 39
5.1. Примеры тестовых заданий по спецкурсу «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» 39
5.2. Темы рефератов 45
5.3. Итоговый контроль знаний студентов 46
5.4. Примерная тематика дипломных и курсовых работ по спецкурсу «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» 50
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ 52
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Примерный порядок выступления на защите исследовательской работы 65
1. Рабочая учебная программа дисциплины «введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» Пояснительная записка
Учебным планом консерватории предусмотрено написание студентами 5 курса музыкально-исполнительского факультета курсовой работы по специальной педагогической подготовке. У большинства студентов это первая исследовательская работа такого уровня, что естественно вызывает много трудностей при её исполнении. Несмотря на то, что студенты, обучаются в вузе уже не первый год, у многих из них слабо развита готовность к самостоятельной познавательной деятельности. Приступая к написанию курсовой работы, студенты испытывают трудности при работе с литературой, при выделении методологических параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи), затрудняются выделять главное, составить план к работе, выстроить логику и подачу материала.
Руководство курсовыми и дипломными исследованиями осуществляется научными руководителями как индивидуальная работа со студентами. При всех ее достоинствах, такая работа страдает и определенными недостатками. Во-первых, она отнимает у студентов, и особенно у преподавателей, слишком много времени. Во-вторых, преобладание индивидуальной работы препятствует осуществлению единых требований к научным работам студентов. В-третьих, собственно учебно-научная деятельность начинается чаще всего курсовой работы (Х семестр), т.е. достаточно поздно для того, чтобы сформировать прочные знания, умения и навыки в области научно-педагогического исследования.
Эти соображения привели нас к мысли о разработке предлагаемого спецкурса, который изучается студентами превентивно, т.е. до начала индивидуального курсового проектирования и должен способствовать повышению исследовательской компетентности студентов.
Программа спецкурса «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» рассчитана на 72 часа, из них 20 часов – лекции, 16 часов – семинарские и практические занятия, 36 часов – самостоятельная работа студентов.
Содержание спецкурса изучается в ходе лекций, семинарских и практических занятий. Однако так как спецкурс носит больше практическую направленность, поэтому особое значение приобретают практические занятия, во время которых выполняются специальные упражнения, направленные на развитие методологической рефлексии, логического и абстрактно-теоретического мышления.
Подобного же типа упражнения разрабатываются для уточнения взаимоотношений между темой и объектом, объектом и предметом, целями и задачами, целями, предметом и гипотезой, этапами и задачами исследования. Такие упражнения развивают, прежде всего, абстрактно-логическое и теоретическое мышление, способность к методологической рефлексии.
Отработка и закрепление основных умений и навыков осуществляется при выполнении практических заданий.
Уделяется внимание развитию речи: студентам предлагается объяснять свои действия, вслух высказывать свою точку зрения, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы решения, задавать вопросы, публично выступать.
С целью приобщения учащихся к работе с литературными источниками, каталогами, принципами составления библиографии и т.п. организуется работа студентов в библиотеке.
Предлагаемый спецкурс «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» имеет целью подготовить студентов, прежде всего, к таким жанрам учебно-научной работы, как курсовое и дипломное сочинение. Однако думается, что студент, глубоко освоивший методологию, технологию, методы, технику учебно-научного педагогического исследования, приложивший эти знаний к курсовой или дипломной работе, сумеет грамотно, профессионально выполнять исследовательскую педагогическую работу и в своей профессиональной педагогической деятельности.
Обратим также внимание пользователей на приложение, материалы которого помогут студентам, аспирантам, учителям-исследователям провести самооценку уровней готовности к научно-педагогическому исследованию.
Цель спецкурса: развитие исследовательской компетентности студентов посредством освоения ими методов научного познания и умений научно-исследовательской деятельности.
Задачи спецкурса:
- По окончании изучения спецкурса «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» студенты должны знать:
— основы методологии исследовательской деятельности;
— структуру и правила оформления исследовательской работы;
- По окончании изучения спецкурса «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» студенты должны уметь:
— формулировать тему научно-исследовательской работы, доказывать ее актуальность;
— составлять индивидуальный план научно-исследовательской работы;
— определять цель и задачи научно-исследовательской работы;
— формулировать гипотезу научно-исследовательской работы;
— работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
— выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам научного исследования;
— оформлять теоретические и экспериментальные результаты научно-исследовательской работы;
— рецензировать чужую научно-исследовательскую работу.
- По окончании изучения спецкурса «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» студенты должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, закономерность, индукция, концепция, метод, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, цель исследования, задачи исследования, гипотеза исследования, рецензия на исследовательскую работу, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
- Спецкурс «Введение в научно-исследовательскую деятельность студентов» на решение ряда воспитательных задач:
— формирование личности студента с высоким уровнем профессиональной и духовной культуры, творческим мышлением, толерантным сознанием, активной жизненной позицией;
— формирование высококлассных и конкурентоспособных специалистов, ориентированных на лидерство в своей профессиональной сфере.
Источник: studfile.net