Исследовательская программа – специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок научного исследования. Настоящее (а не поддельное) социологическое исследование по любой теме начинается с разработки его программы и проводится в полном соответствии с положениями, четко и однозначно зафиксированными в ней.
Истинность сказанного не опровергается, а подтверждается еще встречающимися фактами сбора социологической информации без предварительной проработки соответствующих исследовательских программ. Такие факты свидетельствуют о социологическом непрофессионализме. Разного рода беспрограммные опросы не являются социологическими исследованиями. Они профанируют социологию, спекулируют на ее авторитете, тем самым подрывая его. Выводы и рекомендации, полученные на основе беспрограммного применения методов сбора информации не могут быть достоверными, а внедрение их в практику оборачивается не решением, а усугублением социальных проблем.
Программа магистерского социологического исследования разрабатывается по правилам, общим для всех социологических НИР. Эти правила Вам уже известны 1 . Поэтому в данном пособии речь пойдет не о них, а о специфике их применения в магистерском исследовании.
Что такое НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ? Как ее сформулировать в курсовой и дипломе? Примеры, шаблоны
В сущности разговор об особенностях программы магистерского исследования начат в первой главе. Определение объекта, предмета и цели НИР – обязательные составляющие исследовательской программы, с формирования которых начинается ее разработка. Продолжим этот разговор, акцентируя внимание на последующих интеллектуальных операциях разработки программ НИР, которые вызывают у магистрантов значительные трудности.
§ 1. Программные задачи
В любом исследовании решается, как минимум, три группы задач. Первую составляет комплекс методологических вопросов, которые должны быть решены любым социологом не зависимо от того, по какой теме он работает. Речь идет, например, о проблемах операционализации исходного понятия, формулирования рабочих гипотез, выборе способов их проверки, формировании репрезентативной выборки, соблюдении принципов валидности исследования и т.п.
Во вторую группу входят задачи процессуально-технологического характера, возникающие на полевом этапе исследования в связи с потребностью соблюдения графика этого этапа, ремонта выборки, корректировкой некоторых инструментов, фиксации непредвиденных или побочных (не связанных с главной проблемой) обстоятельств и т.д.
Эти две группы задач надо отличать от программных задач, т.е. тех, которые четко фиксируются в исследовательской программе. С сожалением приходиться констатировать, что многие магистранты, даже являющиеся бакалаврами социологии, путаются в трех группах исследовательских задач, не способны без помощи научного руководителя сформировать достаточный набор программных задач своего диссертационного исследования.
Магистранты, приступившие к разработке своих исследовательских программ, часто спрашивают: «Сколько должно быть задач в моем исследовании?». При этом они рассчитывают услышать в ответ какую-то конкретную цифру. Но такой цифры, которая универсально подходила бы ко всем случаям, нет и быть не может.
Как написать диссертацию за 2 недели (часть 1)
Поэтому ответить на данный вопрос можно только так: «Количество всех задач, с которыми Вы столкнетесь при проектировании и проведения исследования, сосчитать невозможно. Сейчас заниматься таким подсчетом не следует. На данном этапе Вашей НИР можно и нужно определить лишь программные задачи. Этих задач должно быть ровно столько, сколько необходимо для достижения ранее сформулированной цели».
Такой ответ кажется спрашивающим не ясным, расплывчатым, неопределенным. Поэтому прокомментирую его.
Задачи и цель исследования – тесно взаимосвязанные и взаимообусловливающие понятия. Цель исследования может осознаваться как его общая (главная, основная, стратегическая) задача, интегрирующая (аккумулирующая) все прочие программные задачи. Последние можно и нужно, в свою очередь, понимать как цели второго (более конкретного) порядка. В.А. Ядов в этой связи хорошо написал: «Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев». [38, с. 76]
Программные задачи – суть главные вопросы, без ответа на которые цель исследования не будет достигнута. Если для достижения цели нужно ответить на, скажем, пять вопросов, то в исследовательской программе должно быть записано именно пять (а не четыре и не шесть) задач.
В ситуациях, когда Вас заинтересовал какой-то аспект проблемы, изучение которого непосредственно не работает на цель, надлежит отказаться от включения в программу исследования задачи, направленной на прояснения данного аспекта. В противном случае Вы продемонстрируете недостаток своей методологической компетентности. Но этот же недостаток проявится и в случае, когда в перечне программных задач обнаружится лакуна, т.е. отсутствие постановки такого вопроса, без ответа на который цель исследования окажется не достижимой. Важно заметить, что программные задачи формулируются в утвердительной форме, хотя по сути дела они являются главными вопросами, тот или иной ответ на которые призвано дать магистерское исследование. Если, например, нужно ответить на вопрос: «Под воздействием каких факторов трансформируется изучаемое явление?», то задачу следует формулировать так: «Выяснить факторы трансформации данного явления».
Обобщая опыт магистерской подготовки на ФС АлтГУ, замечу, что в успешно защищенных диссертациях поставлено и решено от пяти до десяти программных задач. Но качество этих диссертаций оценивалось не количеством поставленных задач, а тем, насколько их решение обеспечило реализацию цели исследования.
Если цель исследования имеет теоретико-прикладной смысл, то в перечень исследовательских задач должны быть включены вопросы и теоретического, и методологического, и методического и конкретно-эмпирического характера. Выше уже говорилось о специфике магистерских работ, проявляющейся в необязательности постановки и решения фундаментально значимых теоретических вопросов, о их нацеленности на апробацию каких-либо новых концепций. В диссертациях прикладного характера, естественно, преобладают конкретно-эмпирические (социоинженерные) задачи. Однако и в них обязательно решение методологических проблем, без прояснения которых невозможно представить:
а) контуры информации, получение которой необходимо для познания объекта в контексте избранного предмета его анализа;
б) определить методику, инструментарий и процедуры исследования;
в) однозначно осмыслить полученную информацию.
Особый набор исследовательских задач присущ магистерским диссертациям, нацеленным на разработку и апробацию инновационных методов социологических исследований. Таких работ, к сожалению, мало. Автору данного пособия пришлось руководить подготовкой лишь одной магистерской диссертации подобного профиля (ее тема: «Эвристические возможности методики картограммирования социальных проблем локальных групп населения (на примере г. Бийска)». Поэтому он не претендует на истину в последней инстанции, отмечая то, что подобные магистерские работы предполагают решение задач:
- парадигмального характера, требующих сопоставительного анализа теоретико-методологических оснований классической, неоклассической и постклассической социологии;
- теоретического плана, предполагающих выявление общих и специфических черт концепций современной социологии, задающих программу поиска инновационных методов сбора и анализа социальной информации;
- методических (установление предназначения, возможностей и ограничений применения изучаемого метода);
- процессуально-технологических (выявление последовательности исследовательских процедур изучаемого метода);
- эмпирико-прикладных, связанных с сопоставлением информации об одном и том же объекте, полученной разными методами (для обоснования идеи о возможности получения изучаемым методом такой важной информации, которая ускользает из внимания исследователей, пользующихся иными методами).
Понятно, что подобные магистерские исследования гораздо сложнее прочих. Именно поэтому они, с одной стороны, редки, а с другой стороны – ценны. Следует всячески приветствовать желание магистрантов внести свою лепту в совершенствование методического арсенала нашей науки, максимально содействовать как вызреванию, так и реализации этого желания.
Источник: studfile.net
Методология диссертационного исследования
Кадры высшей квалификации готовятся в системе поствузовского профессионального образования, в том числе через магистратуру, аспирантуру и докторантуру посредством разработки, написания, соответствующего оформления и публичной защиты диссертации. Итогом обучения в докторантуре, аспирантуре и магистратуре должен стать научный труд соискателя ученой либо профессиональной степени, который он и оформляет в виде небольшой книги или отчета, называемого диссертацией (от лат. dissertatiо — рассуждение, исследование). Диссертационная работа обычно представляет собой специально подготовленную рукопись, в том числе в виде научного доклада, опубликованную монографию или учебник.
Под методологической основой диссертационного исследования понимается совокупность методов научного познания, используемых соискателем для достижения цели диссертационного исследования. В тексте диссертации соискатель должен подробно обосновать каждый применяемый им метод, что подтверждает его кругозор в исследуемом вопросе и способность к правильному выбору методов исследования, что и определяет достоверность результатов диссертационного исследования. В автореферате в разделе методологическая основа диссертационного исследования перечисляются только основные методы, использованные соискателем.
Все методы, используемые в научном познании, можно разделить на общенаучные и специальные методы.
К общенаучным методам относятся методы, используемые во всех областях науки, это обобщение, дедукция, абстрагирование, эксперимент и др.
Специальные методы применяются в конкретной области науки, так, например, в юриспруденции применяется метод правового моделирования, в экономике – методы экономико-математического моделирования и т.д.
(раскрытие вопроса методов, если необходимо:)
Общенаучные методы подразделяются на две основные группы: теоретические методы и экспериментальные методы. Группой методов, объединяющих признаки обеих групп, являются теоретико-эмпирические методы. Существует ряд других классификаций методов исследования.
К теоретическим методам исследования относятся метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод идеализации, метод формализации и другие.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному заключается в условном расчленении объекта исследования, описании его свойств при помощи множества понятий и характеристик, превращая в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений. Затем восстанавливается сам объект, он воспроизводится во всей своей многогранности, но уже в процессе мышления.
Метод идеализации. Данный метод используется для упрощение сложных систем и процессов, что позволяет исключить из рассмотрения те свойства и отношения объектов, которые мешают понять сущность изучаемого процесса. Для этого мысленно конструируются идеальные объекты, не существующие в реальности.
Метод формализации заключается в отображении содержания и структуры исследуемого объекта в знаковой форме: математических символах, химических и физических формулах и т.д.
К экспериментальным методам исследования относятся методы: наблюдения, моделирования, сравнения и др.
Метод наблюдения опирается на работу органов чувств человека и позволяет получить объективную информацию о поведении объекта исследования в естественных условиях.
Эксперимент как метод подразумевает изучение того или иного явления в чистом виде и позволяет исследовать свойства объектов исследования как в естественных, так и в экстремальных условиях. Эксперимент с целью проверки его результатов может повторяться.
Метод сравнения позволяет выявить сходства и различия предметов и явлений действительности.
Метод моделирования заключается в построении модели исследуемого объекта и исследовании его свойств на базе построенной модели.
К эмпирическо-теоретическим методам исследований относятся методы аналогии, абстрагирования, дедукции и др. Метод аналогии предполагает на основе установления сходства между несколькими предметами по ряду существенных признаков наличие у одного из предметов исследования конкретного признака.
Метод абстрагирования позволяет исключить из рассмотрения при выполнении исследований несущественные характеристики объекта и сосредоточиться на наиболее значимых характеристиках объекта.
Метод индукции позволяет на основе эмпирических данных сформировать теоретические знания и основан на опытах и экспериментах.
Метод дедукции позволяет теоретически обосновать полученные индуктивным путем выводы, снимает их гипотетический характер и превращает в достоверные знания.
Методологически выдержанная диссертационная работа характеризуется:
— корректной, научно обоснованной постановкой проблемы исследования, которая не просто существует в теории, но может быть разработана практически с получением научных результатов, обладающих признаками новизны, полезности и достоверности. В частности, постановка псевдопроблем возможна, например, вследствие того, что она сформулирована очень широко или неопределенно;
— построением теории, с помощью которой предмет исследования (изучаемую проблему) можно описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, выдать рекомендации по совершенствованию. Этим обеспечивается надлежащий теоретический уровень диссертации как важнейшего принципа методологической выдержанности диссертации;
— обеспечением единства теории и практики, понимаемого в том смысле, что созданная соискателем теоретическая концепция в полной мере используется для анализа практики и экспериментальный данных, формулирования новых рекомендаций, и напротив, полученные практические результаты вновь позволяют дополнить и развить теорию. Указанное положение можно назвать ключевым моментом при характеристике диссертации, выдержанной в методологическом отношении. В этом случае мы имеем подлинно научное исследование, в котором теория выполняет свою авангардную роль, указывая практике прогрессивное направление развития и средства для достижения прогресса;
— законченностью и цельностью исследования, приобретающего свойства системы, в которой каждая отдельно взятая часть может быть понята и объяснена с позиций целого, а целое способно существовать и выполнять свои функции лишь на базе своих компонентов;
— достоверностью полученных научных результатов, доказанной и проверенной всеми возможными в каждом конкретном случае теоретическими методами, экспериментальными исследованиями и практическими наблюдениями.
Говоря о методологической выдержанности диссертации, мы имеем в виду эффективность использования методологических принципов в целях получения целостного научного труда соискателя.
И еще один важный методологический момент: истолкование (интерпретация) оснований исследования и полученных научных результатов. Интерпретация оснований исследования (избранной проблемы, объекта и предмета исследования, информационного массива, методов исследования, целей и задач), а также выводов и положений по диссертации носит, прежде всего, мировоззренческий характер, базируется на объективной диалектике развития, ее законах и категориях. Этим хотелось бы подчеркнуть, что результаты исследования, иногда кажущиеся неправдоподобными и не вытекающими из реальности физического мира, могут впоследствии найти вполне физическую причину.
Диссертационное исследование составляет несколько методологических уровней:
1. Выбор и синтез методологий.
3. Семантико-лингвистический анализ.
4. Анализ данных специальных наук.
Диссертационное исследование является не просто каким-то аналогом или прототипом научной деятельности, но реальной формой научного исследования, предполагает подготовку диссертации, то есть научного труда на правах рукописи для публичной защиты.
Центральным моментом осознания темы диссертации можно назвать проработку методологической программы диссертационной работы.
Проблемное поле исследовательской программы моделируется в методологической сердцевине диссертации — введении.
Структурными элементами исследовательской программы и характеристиками диссертации служат: тема, научная проблема, объект и предмет, цель, задачи исследования, научная новизна, практическая ценность.
Исходной позицией диссертации служит выявление ситуации, на основании которой возникает ряд проблем научного и практического характера. Проблемная ситуация в социальной практике — это возникающее в процессе развития объективного мира противоречие между потребностями общества и возможностями их удовлетворения или между знанием о практических и теоретических запросах общества и незнанием путей, средств и способов реализации этих запросов. Для диссертации же важно выделить, поставить именно научную проблему.
Правильная постановка и ясная формулировка новых научных проблем нередко имеют не меньшее значение, чем их решение. Необходимо раскрыть проблемную ситуацию, выявить противоречие между существующей парадигмой и вновь обнаруженными фактами, убедиться в невозможности разъяснить ситуацию на базе старой теории. Затем постановка проблемы увязывается с научной гипотезой, которая должна предположить пути решения проблемы.
Проблема выступает как авторская рефлексия, осознание, констатация недостаточности действующей научной парадигмы вследствие новых фактов. Проблема диссертационного исследования вытекает из установленного противоречия с точным вычленением того, что имеет отношение к науке, переведено в плоскость науки и сформулировано на языке науки.
Вслед за актуальностью, обзором и проблемой исследования определяются методология и стратегии диссертационной работы, а затем объект, предмет, цель исследования. Методологическим элементом исследовательской программы диссертационной работы является обоснование во введении выбора методологии, методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Иногда во введении ограничиваются кратким описанием или ссылками на методологию классиков либо современные авторитетные концепции, а обоснованию методологии отводят специальную главу или параграф диссертации.
Важным структурным элементом введения выступает раздел практической значимости диссертации, подтверждающий социальную ценность диссертационного проекта, наличие актов о внедрении, апробации результатов на конференциях, использование в учебном процессе, участие в разработке федеральных и региональных программ, подготовке нормативных документов. В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения, подтверждающие практическое использование автором его научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, — доказательства о вкладе в данную отрасль науки авторских научных выводов.
Программа диссертационного исследования содержит в том числе:
— календарный график этапов работы:
— разработка рабочего плана;
— выбор методологии исследования;
— изучение проблемы и анализ источников;
— теория, концепция проблемы;
— программа социологического исследования;
— проведение эмпирического исследования;
— обработка, интерпретация данных;
— написание текста диссертации;
— подготовка к защите.
Методологические стратегии диссертационного исследования и научная систематизация знания обладают целым рядом важных особенностей, так как обеспечивают стремление к полноте, ясности, последовательности изложения материала диссертации, создают представление об основах авторской систематизации и их непротиворечивости.
Практическая значимость диссертации и актуальность ее темы в прикладном аспекте означают, что существует потребность общества, практики, что диссертационная работа существенно повышает качество разработок творческих научных коллективов, а новые результаты, полученные в диссертационной работе, могут быть внедрены в форме рекомендаций автора, новые знания способствуют повышению квалификации кадров или могут войти в учебные программы по направлениям и специальностям.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Как написать план-проспект диссертации?
Как написать план-проспект диссертации?
Основой любого научного исследования является грамотно составленный план работы над диссертацией. Документ по своей структуре должен соответствовать строгим требованиям, включать определенное количество разделов, каждый из которых полностью раскрывает тему, и имеет логическую связь со следующей главой. Это позволит рассматривать научную работу как завершенное авторское произведение и оценить его как личный вклад диссертанта в науку.
Что представляет собой план-проспект диссертации и для чего он нужен?
Рабочий план должен подробно раскрывать этапы проведения научного исследования. Он включает в себя введение, краткое перечисление глав (разделов), заключение и список использованной научной литературы. В выводе должен содержаться ответ на рассматриваемый вопрос или гипотезу, решение научной проблемы, имеющей важное социальное, культурное или экономическое значение.
Ниже представлен примерный образец составления плана диссертации, включающего необходимые разделы:
Подробнее про оформление отдельных элементов диссертации мы писали тут
План подготовки диссертации составляют заранее и подают в отдел аспирантуры в конце первого семестра. До этого момента на заседании кафедры или научном совете уже должна быть утверждена тема будущей работы. Представленный выше шаблон можно взять за основу, обсудить с научным руководителем, сократить или добавить некоторые разделы, изменить и отредактировать формулировки.
Последовательность работы над диссертацией, виды аттестации
Отчет на кафедре,
Отчет на кафедре,
Отчет на кафедре,
Отчет на кафедре,
Итоговый отчет на аттестационной комиссии.
Как составить развернутый план диссертации: полезные советы
На первом этапе набросайте рабочий план и включите в него список глав (разделов), а также обязательно ознакомьтесь с ГОСТ 7.0.11 по подготовке диссертаций. Глава должна исчерпывающе раскрывать тему — для этого составьте до десяти вопросов, которые будут обсуждаться в разделе. Отвечая на них, вы сможете оценить глубину и новизну исследования.
После того как примерный план подготовки диссертации составлен, необходимо его детализировать.
Все части каждой главы должны быть взаимосвязаны, а озвученная мысль или идея иметь завершенный характер.
При написании научного произведения учтите, что план-проспект — это основа, «каркас», который может быть доработан и изменен в ходе изучения поставленного вопроса. Это означает, что любая часть может быть заменена, дополнена или удалена без потери общей концепции.
Обязательно поработайте над собственным стилем изложения. Он не должен быть сухим или носить характер информационного сообщения. Излишним будет стиль, близкий к научно-популярной литературе, поскольку речь идет о научном исследовании, серьезной работе в конкретной области знаний.
Представленные решения должны быть аргументированы, доказаны и оценены на основе сравнения с уже существующими научными разработками.
Как правильно составить структуру плана диссертации
- Поработать над внутренней структурой каждой главы. В научном исследовании необходимо продемонстрировать логическую связь и последовательность изучения поставленного вопроса.
- Поскольку диссертация носит исследовательский характер, необходимо использование в тексте терминологии, направленной на установку факта, доказательство, обоснование, выяснение деталей.
- Перед тем как написать план диссертации, проверьте каждую главу на отсутствие противоречий. Все тезисы и позиции промаркируйте в зависимости от собранной в них информации. Только после этого можно переходить к нумерации.
Включите в план работы тщательный подбор литературных источников, принадлежащих авторам, работавшим ранее над данной тематикой.
Составление плана магистерской диссертации: на что нужно обратить внимание
- Работу над исследовательским авторским произведением начинают с написания введения. Это первый пункт в плане диссертации и именно от него зависит интерес к рассматриваемой теме, ее актуальность, научная новизна.
- Первая глава включает современную концепцию рассматриваемого вопроса на основе научных источников. Здесь необходимо указать цель вашего исследования, подтвердить его востребованность и значимость.
- Перед тем, как составить план диссертации в окончательном варианте, продумайте название и тему второй главы. В ней укажите методы исследовательской работы, позволившие получить указанные результаты.
- Третья глава, как правило, содержит сравнительные таблицы, графики, формулы расчетов, то есть сами результаты исследования. Они должны согласовываться с предыдущим разделом и стать их логическим продолжением.
- Сравнения с результатами и выводами, сделанными другими учеными, представляют в четвертом разделе. Обсуждению подлежат вновь выявленные факты, закономерности, новые теории.
- В завершении оформляют главу с выводами и результатами эксперимента, но это не все детали правильного составления плана диссертации — примеры грамотно выполненных работ включают работу с литературными источниками, которые нужно указать в алфавитном порядке, с соблюдением отступов, полей и нумерацией.
Различия в плане диссертации для кандидатской/докторской/магистерской
Исследовательская научная работа на соискание научной степени делится на 3 основных вида:
- Магистерская. Выполняется по теме дипломного проекта, но представляет собой более углубленный вариант исследования.
- Кандидатская. Выполняется студентами аспирантуры, демонстрирует серьезный научный подход и после защиты позволяет получить степень кандидата наук.
- Докторскую готовят для получения высшей ученой степени — доктора наук.
Первостепенное значение в написании научной работы имеет подготовительный этап — необходимо досконально знать, как написать план диссертации, чтобы он был одобрен с первого раза и не требовал серьезных доработок.
Пример плана диссертации
Для наглядности описанных методов и приемов, мы выкладывает структурный план работы над реальной диссертацией.
Все о концепции магистерских/докторских диссертаций
Концепция диссертации – это один из первоначальных этапов подготовки диссертационного исследования. Рекомендуемый объем– 6-7 страниц печатного текста.
Основные задачи соискателя ученой степени при составлении данного документа:
- отобразить первоначальное видение проблематики будущего научного труда;
- описать методики решения проблем;
- выявить научную/практическую значимость для выбранной отрасли исследования
Идеи, отраженные в концепции магистерской диссертации, подтверждаются или опровергаются в ходе проведенных исследований.
Содержание концепции
При составлении текста, диссертант учитывает семь основных факторов.
- Обоснование актуальности темы научной работы.
- Выявление степени проработанности/изученности выбранной проблемы.
- Определение объекта/предмета исследования.
- Постановка целей, задач диссертации.
- Выдвижение рабочей гипотезы.
- Определение методологии исследования.
- Пораздельная/поглавная проработка научной новизны документа.
После написания концепции, автор передает ее на ознакомление научному руководителю. Куратор проекта изучает и обсуждает возможные коррективы/дополнения содержания с соискателем (учитываются желаемые результаты исследований и т.д.).
Как подготовить концепцию развития для докторской диссертации
При составлении кандидатской/докторской работы, автор готовит развернутый план подготовки с указанием степени готовности основных элементов текста (выражается в процентах). Объем такого документа вместе с результатами проведенных экспериментов — 10-15 листов. Такой план-концепция рассматривается/утверждается после заседания кафедры/лаборатории.
ТОП- 6 рекомендаций по написанию концепции
Чтобы упростить составление текста этой части, воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями.
- Правильное описание актуальности содержит краткую характеристику выбранного направления, детальное рассмотрение значимой проблемы в конкретной отрасли (причины возникновения, тенденции развития, желаемый результат при достижении поставленных целей).
- Определение, описание недостаточно-проработанных вопросов строится на анализе работ других исследователей, опубликованных на протяжении пяти прошлых лет (группировка авторов осуществляется в соответствии с отраслями знаний).
- Тема диссертации подбирается в соответствии с целью работы. Для точной формулировки задач, соискатель тщательно прорабатывает ход поставленных экспериментов, основываясь на результатах, полученных другими учеными. Основная цель – строгое соответствие разделов поставленным экспериментальным задачам.
- При подборе формулировки для аргументации значения степени новизны, автор отвечает на вопрос «что я принес нового в отрасль?» Ответ должен быть обоснованным, аргументировано подтверждать новизну проделанных экспериментов. Соискатель обязательно составляет список отличий от диссертаций, написанных за прошлые годы.
- Аргументация практической значимости полученных результатов выглядит в форме подробного описания собственных разработок с рекомендациями практического применения/использования в выбранной отрасли.
- Ход экспериментов обязательно группируется по главам/параграфам и размещается на 3-5 страницах документа.
Источник: dissertatsia.ru