Двадцать лет спустя. Эволюция API Microsoft DirectX
21 января компания Microsoft официально объявила о том, что осенью 2015 года состоится релиз новой операционной системы Windows 10. А вместе с ней и запуск 12-го поколения DirectX. С момента появления этого API прошло уже почти двадцать лет, поэтому в этот раз мы решили оглянуться назад и вспомнить, как создавалась и развивалась программная оболочка для компьютерной графики на протяжении этого длинного отрезка.
Сегодня DirectX, разрабатываемый компанией Microsoft, уже воспринимается как должное. Все привыкли, что этот API является неотъемлемой частью Windows. Новая итерация «оси» под номером 10 не стала исключением. Еще осенью прошлого года Microsoft анонсировала двенадцатое поколение DirectX. Этому событию предшествовало пять лет почти полной тишины из стана Microsoft.
Компания ограничивалась лишь плановыми обновлениями API, и никакой определенности насчет будущего DirectX не было. Масла в огонь подливало и то, что многие компании-разработчики в открытую поддерживали конкурирующую технологию OpenGL. В их число входила, например, компания Valve.
Директ Коммандер: знакомство с программой
Вдобавок ко всему, компания AMD представила свой низкоуровневый программный интерфейс Mantle, который должен был составить конкуренцию как OpenGL, так и DirectX. К счастью, Microsoft не вышла из игры, и все это время разработчики компании упорно трудились над созданием DirectX 12, который станет частью анонсированной в январе операционной системы Windows 10. Релиз «десятки» запланирован на ближайшую осень, а это значит, что уже в конце 2015 (либо в начале 2016) мы увидим первые игры, поддерживающие новый API.
Даже спустя столько лет первый Crysis по-прежнему хорош. А ведь это всего лишь DirectX 10
Чтобы немного скрасить время ожидания, мы предлагаем вам вспомнить, как создавался и развивался DirectX на протяжении последних 20 лет.
С чего все начиналось. DirectX 1.0
История появления DirectX берет свое начало в первой половине 1990-х годов, когда компания Microsoft занималась разработкой операционной системы Windows 95, которая должна была прийти на смену MS-DOS. Главным преимуществом MS-DOS было то, что она пользовалась популярностью у разработчиков игр. По мнению трех программистов Microsoft — Крэйга Эйслера (Craig Eisler), Алекса Сен-Джона (Alex St.
John) и Эрика Энгстрома (Erik Engstrom) — даже после выхода Windows 95 многие разработчики могли отдать предпочтение MS-DOS как более подходящей для создания игр платформе. Чем же «дос» так нравился программистам? Все дело в том, что, программируя под MS-DOS, разработчики обращались напрямую к железу, то есть имели прямой доступ к видеокарте, клавиатуре, мыши, звуковым устройствам и другим частям системы. Подобный подход использовался в программировании под консоли, однако создание игр для компьютера осложнялось тем, что, в отличие от приставок, здесь не было фиксированной конфигурации системы. Это приходилось учитывать при написании кода, что значительно усложняло жизнь девелоперам.
Что такое Wi-Fi Direct
Крэйг Эйслер — один из создателей DirectX
Так или иначе, но обращаться напрямую к аппаратной части компьютера в Windows 95 стало невозможно. Причиной этого была новая защищенная модель памяти, которая запретила прямой доступ к устройствам. Шел 1994 год, Windows 95 была на подходе, и Microsoft требовалось быстрое и эффективное решение возникшей проблемы. Им стал API DirectX, за создание которого отвечали как раз Эйслер, Сен-Джон и Энгстром.
Релиз DirectX версии 1.0 состоялся 30 сентября 1995 года под названием Windows Games SDK. Первая итерация DirectX была очень упрощена относительно своих будущих версий. Она поддерживала вывод двухмерной графики, звуков, а также обрабатывала данные, поступающие с различных манипуляторов.
DirectX 1.0 разрабатывался для Windows 95
Разработчики игр встретили DirectX довольно прохладно. Во-первых, они не были уверены, что Microsoft будет поддерживать API на протяжении долгого времени. Недоверие к Microsoft возросло после того, как компания свернула поддержку API WinG, который рассматривался как один из «помощников» в портировании игр с DOS на Windows.
Во-вторых, «девяносто пятая» была требовательней к аппаратной части, из-за чего производительность в играх, как правило, снижалась в сравнении с MS-DOS. Ну и в-третьих — у DOS было огромное количество энтузиастов, которые ни в какую не хотели программировать под Windows.
Стоит сказать, что к моменту появления DirectX разработчикам игр уже был доступен API OpenGL, разработанный компанией Silicon Graphics Inc и представленный в 1992 году. Но в Microsoft решили пойти своим путем. В дальнейшем противостояние DirectX и OpenGL было похоже на битву Давида против Голиафа. Microsoft, прежде всего, брала своей финансовой мощью, а Silicon Graphics — репутацией и техническим опытом.
Так, выбор в пользу OpenGL тогда сделал создатель Doom и Quake Джон Кармак (John Carmack). Он считал, что программный код DirectX слишком сложный для программирования, и поэтому в открытую поддерживал более «дружелюбный» интерфейс OpenGL. Конечно же, на планы Microsoft это никак не повлияло, но прохладная встреча DirectX со стороны разработчиков ясно дала понять, что работы у инженеров компании целый непочатый край.
Скриншот из игры Doom, за разработку которой отвечал Кармак
В роли догоняющего. DirectX 2.0 и далее
- DirectDraw. Использовался для отрисовки двухмерной графики.
- Direct3D (D3D). Использовался для отрисовки трехмерной картинки.
- DirectPlay. Представлял собой сетевой программный интерфейс.
- DirectInput. Использовался для обработки данных, поступающих с различных манипуляторов.
- DirectX Media. Представлял собой набор API для работы с мультимедиа.
- DirectMusic. Использовался для проигрывания музыки.
- DirectSound. Использовался для записи и воспроизведения звука.
- DirectSound3D. Предназначен для работы с пространственным звуком.
- DirectX Media Objects. Потоковые объекты, такие как энкодеры, декодеры и эффекты.
- DirectSetup. Отвечал за установку всех компонентов DirectX.
DirectX 2.0 предназначался для операционных систем Windows 95 и Windows NT 4.0. С момента выпуска первой ОС прошло совсем мало времени, поэтому для этой версии было выпущено очень мало игр. Microsoft воспользовалась моментом и начала активно продвигать API среди разработчиков. Ради этого во время конференции GDC в 1996 году Microsoft даже устроила специальное мероприятие, где представила некоторые новые возможности DirectX.
Вскоре после появления второго поколения API свет увидел и DirectX 3.0. Это случилось в сентябре 1996 года. Ближе к концу года были представлены дополнения в виде версий 3.0a и 3.0b. В сравнении со второй итерацией API третье поколения получило лишь незначительные изменения, которые так и не смогли повлиять на положение DirectX среди девелоперов.
Так выглядела картинка с применением DirectX 3.0
Источник изображения Немного исправить ситуацию получилось у DirectX 5.0, который появился в августе 1997 года. А что же случилось с четвертым поколением? Дело в том, что разработка 4-й и 5-й итераций API началась одновременно. DirectX 4.0 рассматривался как решение на самое ближайшее время.
Оно не должно было привнести каких-либо кардинальных изменений в сравнении с версией 3.0 — только несколько новых «фич». В то же время пятая версия разрабатывалась с прицелом на перспективу. Однако разработчики не проявили интереса к новым возможностям DirectX 4.0, Microsoft свернула проект. Во избежание путаницы было решено пропустить версию 4.0 и сразу выпустить DirectX 5.0.
Главным достоинством пятой итерации DirectX стал намного упрощенный код. Писать программы с помощью API стало легче, и DirectX уже не вызывал у девелоперов такой неприязни, как поначалу. Главным же недостатком пятой «директрисы» было отсутствие поддержки технологии мультитекстурирования (multitexturing).
Суть этой технологии заключается в наложении на грань сразу нескольких текстур за один проход. Но тут Microsoft улыбнулась удача. В то время алгоритмы мультитекстурирования были не столь эффективны, а железо — недостаточно производительным для того, чтобы применять технологию без ущерба для производительности.
Чаще всего вместо нее разработчики использовали обычные многократные проходы, во время каждого из которых на грань накладывалась только одна текстура. Для девелоперов было важно, чтобы новые игры запускались и на старых машинах, поэтому в большинстве приложений мультитекстурирование не использовалось. Microsoft от этого лишь выиграла.
А это уже DirectX 5.0
Главный недостаток DirectX 5.0 был исправлен уже в следующем поколении API под логичным номером 6. Эта итерация DirectX появилась в августе 1998 года и вновь получила улучшения в области создания программ — код стал еще проще и еще понятнее. Также DirectX 6.0 мог похвастаться поддержкой мультитекстурирования.
Но исправившись, Microsoft допустила очередную ошибку — новый API не поддерживал на аппаратном уровне технологию TL. GeForce 256, первая видеокарта с движком Thttps://www.ferra.ru/review/computers/directX-evolution.htm» target=»_blank»]www.ferra.ru[/mask_link]
Директ — что это такое? Директ-маркетинг. «Яндекс.Директ». «Директ Х»
Интернет насыщен терминами, значение которых нам не всегда понятно. Чтобы не ударить в грязь лицом и не путать понятия из смежных, но совершенно различных сфер, необходимо хоть немного понимать, что это такое — директ. Не нужно быть маркетологом или программистом, чтобы разбираться в этом.
Значение слова
Direct — слово в английском языке, которое переводится как «прямой, открытый» или «направлять, дирижировать, режиссировать». Перевод direct определяет его роль во многих направлениях бизнеса и его теории.
В каких отраслях применяется? Да, в общем-то в любых. Это технический термин, употребляемый специалистами очень широкого круга, но самое яркое применение термин находит именно в маркетинге.
Мы рассмотрим три явления, связанные с этим словом. Разобравшись с переводом, можно прийти к выводу, что все три термина должны отличаться следующими признаками:
- прямой характер действия;
- функционал направления (что не совсем корректно, так как дирижер все таки не управляет, а подсказывает оркестру, как нужно играть).
Оба признака идеально отражают суть тех терминов, которые мы рассмотрим, чтобы понять, что это такое — директ.
Прямой маркетинг
Это словосочетание встречается часто в простеньких онлайн-тренингах и мотивационных книгах. Но почти никто не вкладывает в этот термин правильного значения. Директ-маркетинг — это широкая подгруппа влияния продавца на покупателя, которая происходит в интерактивном формате и приводит к получению искомого результата.
Может этот формат использоваться не только в b2b (бизнес для бизнеса), но и в b2c (бизнес для клиента) секторе. В отличие от традиционной рекламы, которая воздействует на широкий круг целевой аудитории, директ-маркетинг — это форма индивидуального воздействия на конечного потребителя.
Если объяснять на пальцах, то под эту категорию попадает и так называемый «холодный обзвон», и переписка с отдельными лицами, и беседа по «Скайпу».
Данная отрасль маркетинга преследует цель сужения целевой аудитории из укрупненного списка, вызов реакции потенциальных клиентов или удержание уже существующих партнеров на тех же или лучших условиях.
Это один из основополагающих постулатов науки и отрасли маркетинга, благодаря ему появилось и следующее явление, правда, уже в интернете.
«Яндекс. Директ»
Каждый пользователь сталкивался с этим явлением. Чтобы понять, что такое «Яндекс. Директ», достаточно один раз сделать запрос в вышеупомянутой социальной сети. В момент выдачи результата, помимо сайтов, прорвавшихся на первую страницу выдачи через сложные алгоритмы «Яндекса», будет несколько страниц со скромной надписью «Реклама».
Если вы хоть раз задавались вопросом, как эти ресурсы попадают на самую верхушку выдачи, то вы должны знать, что каждый сайт имеет возможность вступить в систему поисковой сети и за некоторую денежную сумму показываться пользователям, даже имея скромный сайт.
Как это работает
Продвижением в «Яндексе» занимаются специалисты-директологи. В соответствии с нишей бизнеса выбирается сотня-другая ключевых слов и заполняется в специальной форме. Система формирует среднюю цену за один переход на сайт. А затем происходит магия. Пользователь задает запрос в поисковую систему, а сайт клиента в разделе с рекламой.
Если пользователь переходит по ссылке, с клиента списывают деньги. Размер этого вознаграждения зависит от сферы деятельности, количества конкурентов и от множества других факторов. В частности, один клик на сайт городского барбершопа будет стоить около 15 рублей, а цена на один переход на ресурс автомобильного дилера может колебаться от 10 000 до 16 000 рублей.
Нюансов на самом деле намного больше, поэтому не рекомендуется вникать в этот процесс самостоятельно. К тому моменту, когда вы обретете должный навык и поймете, что такое «Яндекс.Директ», вы потратите довольно внушительную сумму на не самую эффективную рекламу.
Из чего он состоит?
Что это такое — директ? В «Яндексе» он состоит из трех крупных составляющих:
- непосредственно директ;
- рекламная система «Яндекса»;
- ретаргетинг.
В первом случае пользователь просто получает ответ на свой запрос. Во втором потенциальный клиент видит баннеры, расположенные на посторонних сайтах. В третьем реклама «догоняет» пользователя после того, как он посетил сайт, но не сделал целевое действие, которое от него ждали (это может быть покупка, оставление контактных данных и так далее).
По большому счету, «Яндекс.Директ» — это даже не реклама. Это просто выдача пользователю информации по его запросу. В отличие от рекламы, директ не формирует спрос, а просто предоставляет потребителю то, что он хочет увидеть. По общепризнанному мнению, этот сервис является одним из наиболее конверсионных и выгодных инструментов продвижения бизнеса любых размеров.
Рекламодатели постепенно отказываются от традиционных рекламных каналов в виде публикаций в периодических изданиях, объявлениях на радио и ТВ. Можно смело сказать, что «Яндексу» удалось предречь настоящую кончину целых сфер PR-деятельности.
Директ-X
Данный термин представлен в совсем другой сфере. Хотя многие люди путают «Директ Х2 с похожими по звучанию словами. Связь, конечно, есть, но она очень далекая.
Direct X для Windows — это набор функций, который был разработан для решения мультимедийных задач. Каждый пользователь персонального компьютера хоть раз, но и сталкивался с установкой или обновлением этой утилиты. Программа сопровождает процесс запуска новых компьютерных игр и некоторых приложений. В результате «Директ X» становится каким-то мистическим предметом, но никто совершенно не представляет, зачем он нужен и вообще, что это такое «Директ X».
Эту утилиту можно сравнить с какой-нибудь магической изолентой. Операционная система состоит из множества отдельных файлов, строчек кода и так далее, вкупе с вычислительными мощностями компьютерного «железа» — это множество может совершать настоящие чудеса. Пользователь не должен знать, какие файлы должны запуститься, какие процессы в этом участвуют и вообще, что это такое. «Директ X» делает это за хозяина ПК.
Эта магическая утилита связана с множеством процессов, а не только с установкой новых игр и приложений. Именно поэтому следует с особой внимательностью следить за систематическим обновлением актуальных версий.
Как все это связано
Мы рассмотрели три термина и разобрались, что это такое «директ».
Обсудив эти явления в сфере коммуникации и информационных технологий, можно прийти к выводу, что, если какая-то связь и есть, то она весьма сомнительная. Единственное, что обобщает эти термины, — слово Direct. И «Директ X», и «Яндекс.Директ» и директ-маркетинг — это процессы, отличающиеся прямым характером воздействия на пользователи даже при том, что у каждого разная цель, сфера деятельности и функционал.
Поэтому не стоит обобщать эти позиции, впрочем, как и путать их друг с другом.
Источник: www.syl.ru
Скачать DirectX на компьютер или ноутбук
DirectX – это библиотеки и инструкции, на основе которых работают аппаратные устройства: жесткий диск, клавиатура, мышь, видеокарта, процессор и др. Базовый набор файлов предустановлен во всех версиях операционных систем Microsoft, начиная с Windows 95. В «Десятке» ручного обновления не требуется, в «Восьмерке» и более ранних платформах важно позаботиться о наличии актуальной версии. Загрузить последний дистрибутив можно на нашем портале или с сайта компании Microsoft, правда, последний способ кажется некоторым пользователям неудобным из-за обязательной регистрации.
Версии DirectX совместимы между собой – устанавливайте новую, если необходимо, и не беспокойтесь о работе компьютера. Помните, в операционные системы прошлых лет невозможно установить последние версии «Директ Икс». Например, в «Семерке» предусмотрена поддержка только до 11.2, при условии установленного пакета обновлений Service Pack 1. Обновления выпускаются регулярно и предоставляются разработчиками совершенно бесплатно. Пользователям не нужно удалять ранее установленные файлы – достаточно запустить инсталлятор и подтвердить принятие лицензионного соглашения.
DirectX для версий windows:
Как установить DirectX на ПК:
После скачивания запустите файл.
Источник: directx.su
Что такое DirectX, где скачать и зачем нужен
На самом деле как-то так сложилось, что очень многие слышали это модное слово DirectX , устанавливали и обновляли его для игр и приложений, но далеко не все представляют что это вообще такое и зачем оно надо.
Ну название и название, ну стоит и стоит, а зачем стоит и кто здесь вообще, — понятия не имеем.
Так вот, в этой небольшой статье я хочу кратенько осветить суть этой штуки и дать оной небольшое определение, чтобы Вы имели хоть какое-то представление о том, что же это всё-таки такое и зачем его устанавливать.
Общее описание DirectX
Очень часто этот термин употребляют по отношению к графике, особенно в играх. В связи с оным родился стереотип, что DirectX , — это нечто вроде примочки для этих самых игр. В некоторой степени так оно и есть, но не совсем.
По сути, DirectX , — это набор функций, разработанных для простого и эффективного решения задач с мультимедиа, игровым и видео-программированием, под операционные системы Windows от Microsoft . Мм, набор функций, набор функций.. Как бы это объяснить доступнее.
Если же говорить метафорически
Ну, скажем так, у Вас есть гараж и куча всяких разных деталей, но Вы решительно не знаете как эти детали скреплять, нафига они нужны и, возможно, даже как они называются, но Вы хотите сделать из этих деталей, скажем, вертолет, т.е. получить конечный результат, ни фига не зная и не прилагая почти никаких усилий.
Да не просто вертолет, а уникальный, чтобы летал прямо в космосе. Встает вопрос, — как же это блин, сделать, если решительно не понятно зачем нужна вон так большая штука и какие функции выполняет валяющиеся в углу 356 странных металлических предметов?
И тут Вам на помощь приходит некий DirectX , который рассказывает, что вот эти три детальки нужны для вращения пропеллера, вот эти для подачи топлива, вот эти вообще перемалываются в это самое топливо, а если соединить вот эту с вот этой, то будет громкий рев пропеллера и легкое посапывание двигателя.
Что еще и как еще? DirectX наше всё
Да не просто рассказывает, а фактически предлагает все сделать за Вас, что мол «Чего тебя грузить, — все-равно ни фига не знаешь и не запомнишь, а я вот знаю как работает вот это в связке с вот этим, зачем нужно вот то, что вылетит вот из этого и куда надевается вот то..
Короче, я всё знаю и готов, собственно, все это собрать сам и всем этим управлять, — ты только скажи че видеть-то хочешь».
Простая аналогия, — Вы кликаете мышкой, чтобы увидеть цветастое окно системы, но понятия не имеете куда там че запускается, откуда подгружается и куда летит, — Вам важен конечный результат.
Так вот, то, что происходит от момента клика до момента результата, — это всё работа DirectX , который таки знал куды надо бежать за тем самым окошком, что за файл подгружать и как его вообще Вам показать.
Почему без него было бы туго?
А вот не будь у Вас этого самого DirectX , — пришлось бы Вам самим думать где этот файл, где то окно, почему, кто, как, зачем, куда и все это выполнять вручную, что физически невозможно.
Наиболее чаще DirectX используется для написания игр. Кроме функций, связанных с обработкой графики, DirectX управляет звуковым потоком, а так же занимается обработкой данных, поступающих с устройств ввода (клавиатур, мышей, джойстиков и тд). Для исполнения некоторых функций требуется аппаратная поддержка со стороны устройства.
Например, видеокарты в случае с DX10 должны поддерживать Shader Model 4.0 . Ну нельзя заставить стул быть стулом, если у него нет сиденья, — функции вроде известны, что мол, на стуле сидеть надо, — но воплотить их в жизнь никак, — попа будет проваливаться хоть ты тресни.
Какая версия DirectX установлена на компьютере?
Делается это достаточно просто. Либо, как это рассказывает Microsoft :
- Нажмите кнопку Пуск, в поле поиска введите dxdiag, а затем нажмите клавишу ВВОД ( Enter );
- В средстве диагностики DirectX перейдите на вкладку Система и проверьте номер версии DirectX в разделе Сведения о системе.
Собственно, выглядит оно так (кликабельно):
Либо нажмите Win + R на клаавитуре (или » Пуск — Выполнить «), где, опять же. введите тот же dxdiag:
И нажмите клавишу OK или Enter . В появившемся окне будет версия, установленная на компьютере. И не только.
Послесловие
В двух словах как-то оно вот так.
Как и всегда, если есть какие-то вопросы, мысли, дополнения и всё такое прочее, то добро пожаловать в комментарии к этой статьи.
Мы в соц.сетях: ВКFacebookTwitter
Белов Андрей (Sonikelf) Заметки Сис.Админа [Sonikelf’s Project’s] Космодамианская наб., 32-34 Россия, Москва (916) 174-8226
Источник: sonikelf.ru