Что такое экстремальная ситуация. Виды аварийных ситуаций.
Во время походов люди длительное время пребывают в среде, резко отличающейся от привычной, могут попасть в экстремальные ситуации, вызванные пониженной или высокой температурой, лавинами, паводками на реках, обильными осадками и т.д.
В практике туризма наиболее вероятны аварийные ситуации, связанные с потерей ориентировки; утратой группового или индивидуального снаряжения в результате пожара, схода лавины, пурги, непродуманных переправ через водные преграды и тому подобными причинами; непреднамеренным разделением группы или потерей одного или нескольких участников похода; резким ухудшением погодных условий и как результат этого недостаточной эффективностью взятого снаряжения, невозможностью его эксплуатации; утратой, перерасходом или порчей продуктов питания, угрожающими группе голодом;
Причины возникновения экстремальных ситуаций
Статистика показывает, что возникновение аварийной ситуации в походе в большинстве случаев является следствием неправильных действий самих туристов как в период подготовки похода (необоснованное завышение возможностей группы, неправильно выбранные маршрут или время похода, случайный подбор участников группы, недостаточная экипировка или использование недоброкачественного группового и индивидуального снаряжения и т.п.), так и ошибок, допущенных непосредственно на маршруте. Лишь незначительная часть аварий возникает из-за объективных, не зависящих от туристов причин, например, когда группа попадает в зону стихийного бедствия — пожара, наводнения, урагана, землетрясения. От несчастного случая аварийная ситуация отличается тем, что в критическом положении, угрожающем самой жизни, оказываются не один-два пострадавших, а вся группа.
Алгоритм действия при уколе иглой
В период подготовки похода необходимо тщательно проанализировать маршрут с точки зрения обеспечения безопасности. Для этого с помощью специальной литературы следует ознакомиться с географическими, климатическими, рельефными особенностями района путешествия, расспросить туристов, ранее бывавших в данной местности и знающих специфические опасности маршрута, при необходимости списаться с местным туристическим клубом.
Исходя из полученных сведений, надо выявить наиболее вероятные, а желательно и маловероятные стечения обстоятельств, ведущих к возникновению аварии. При «проигрывании» возможных случайностей нужно исходить из худшего. Надеяться на везение, на авось — значит сознательно подвергать неоправданному риску свою жизнь и жизни товарищей.
Организация аварийного набора
При проведении походов повышенной сложности группа должна иметь аварийные наборы, комплекты, неприкосновенный запас (НЗ). Укомплектовать аварийные наборы надо заранее, исходя из конкретных условий похода, местности, времени года, количества участников. Все предметы, входящие в набор, должны быть опробованы на практике, многократно проверены, при необходимости продублированы.
Каждый предмет по возможности должен обладать многофункциональностью использования. Например, с помощью куска полиэтилена можно добыть в пустыне воду, защититься от ветра и осадков, обернуть им спальный мешок при переправе через реку и т.д. Предметы набора должны быть герметично упакованы в водонепроницаемый, яркого цвета материал. Желательно, чтобы набор обладал самостоятельной плавучестью, был предельно компактным и весил не более 0,5—1 кг.
Алгоритм действий во время аварийных ситуаций
В комплект обязательно должны входить предметы, предположительно необходимые в данной климатогеографической зоне.
В любой климатогеографической зоне пригодятся следующие предметы: двойное сигнальное зеркало (сигнал бедствия, поданный таким зеркалом в солнечную погоду или в полнолуние, может быть принят за 20—25, а в некоторых случаях за 40 километров); несколько сигнальных патронов двойного действия для подачи ночного (малиновое пламя) и дневного (оранжевый дым) сигналов бедствия; три десятка охотничьих спичек с боковой стенкой от спичечного коробка (в ту же коробку следует уложить несколько кремней для зажигалок, с помощью которых можно добыть огонь); огарок свечи или несколько таблеток сухого горючего для разведения костров и обогрева снежных убежищ; свисток для аварийной и внутригрупповой сигнализации; большой нож-мачете в жестких или кожаных ножнах, который можно использовать и как нож, и как универсальный инструмент — топор, лопату, острогу, снеговой нож; компас, желательно жидкостный, плоский с небольшой линзой; кусок плотной фольги, с помощью которого можно подать сигнал бедствия, поджарить дичь, вскипятить, как в плоской кастрюльке, чай; несколько намагниченных иголок, с помеченным краской северным концом, которые, кроме прямого назначения, можно использовать для изготовления самодельных компасов: аварийный набор медикаментов (походная аптечка первой помощи (Аптечки первой помощи)).
Аварийные комплекты и неприкосновенный запас продуктов следует переносить в специальном «аварийном» или «штабном» рюкзаке в середине передвигающейся группы. В случае возникновения чрезвычайной ситуации этот рюкзак спасают и эвакуируют из опасной зоны в первую очередь. В некоторых случаях имеет смысл аварийный комплект продублировать и переносить в двух удаленных друг от друга рюкзаках.
Кроме общего аварийного комплекта, каждый участник похода должен иметь индивидуальный спасательный набор — спички, 8—10-сантиметровый обрезок свечи, фольгу и другие средства в зависимости от конкретных условий похода. Например, в приполярных маршрутах — длинный нож или пилу-ножовку в чехле, предназначенные для строительства снежных убежищ, в пустыне — 1,5 м 2 светлого материала и два-три полиэтиленовых мешка.
Индивидуальный набор нельзя переносить в рюкзаке, лучше зашить его во внутренний карман штормового костюма. Все боящиеся влаги предметы необходимо заключить в герметичную упаковку. Например, спички, предварительно обернутые промасленной бумагой, заключают в два-три отдельно завязанных воздушных шара. Но лучше по две-три спички запаять между листами толстого полиэтилена и туда же заплавить несколько боковых стенок от спичечных коробков.
Действия при потере участника
В туризме наиболее распространены аварии, связанные со стихийным разделением маршрутной группы, а также с отставанием кого-нибудь из участников похода. Как правило, случается подобное ЧП неожиданно. Остановился на минутку передохнуть, поправить одежду или подтянуть лыжные крепления — пропустил всех вперед, замешкался, а потом сбился с пути или не смог догнать группу. Казалось бы, не более чем досадное недоразумение, а в итоге — драма или даже трагедия.
Что же делать человеку, внезапно оказавшемуся один на один с холодом, метелью, ночью? Во-первых, не суетиться и, догоняя товарищей, не идти «напрямую» или «срезая углы» . Как бы ни петляла лыжня, как бы ни хотелось сократить путь, сходить с нее нельзя! Лыжня или следы — единственная ниточка, связывающая потерпевшего с товарищами.
Во-вторых, оставаться на месте, если нет возможности идти вслед за группой: разыгралась непогода, наступила безлунная ночь, наконец, местность сильно пересечена, труднопроходима, а видимость ограничена. Рано или поздно в группе хватятся пропавшего и организуют поиск. Искать будут, естественно, возвращаясь по собственным следам. Поэтому ваш отход от лыжни в сторону крайне рискован!
И еще одна типичная ошибка в зимней аварийной ситуации. Боязнь замерзнуть заставляет человека непрерывно двигаться. Он бредет по лесу или тундре не выбирая дороги, не задумываясь о направлении движения. Движение становится самоцелью. Не идти, чтобы куда-то прийти, а идти, чтобы согреться!
Рано или поздно усиленное тепловыделение приводит к истощению энергозапасов, накапливается усталость, повышенное потоотделение приводит к намоканию одежды, а значит, к снижению ее теплозащитных свойств. Кроме того, движение в ночное время повышает вероятность травматизма. Человек останавливается все чаще, периоды отдыха становятся все продолжительней. Во время любого из очередных привалов он может непроизвольно заснуть и уже не проснуться. Как же следует поступить отставшему туристу!?
В вечернее и ночное время надежней всего в непосредственной близости от лыжни или тропы разжечь костер, который не только даст тепло, но и послужит своеобразным маяком, значительно облегчающим поиск пострадавшего. И здесь особую значимость приобретает индивидуальный аварийный набор.
В безлесных районах, где разведение костра затруднено, пострадавший по возможности должен остановиться в месте, защищенном от ветра, но в то же время хорошо различимом с той стороны, куда ушла группа. Всю имеющуюся в запасе теплую одежду необходимо надеть на себя. Молнии и пуговицы застегнуть.
Лыжи снять, шнуровку ослабить, чтобы обувь не сдавливала ноги, а еще лучше снять ботинки и переобуться в запасные валенки. После этого сесть на рюкзак спиной к ветру, накинув на спину и голову спальный мешок (см. П.И. Лукоянов, 1988). Если дует сильный ветер или бивак расположен на склоне, лыжи надо привязать к рюкзаку. Есть полиэтиленовая пленка — надо закутаться в нее.
Лучше всего пленку намотать «кульком» на воткнутые в снег под углом 45-60° лыжи и лыжные палки, подогнув нижний край под рюкзак. Внутри этого импровизированного убежища можно зажечь свечу. Она даст тепло и одновременно высветит убежище в темноте. Для экономии свечку лучше зажигать лишь на короткие промежутки времени. В подобной ситуации очень важно не засидеться.
Хотя бы раз в течение часа (а в сильный мороз еще чаще) вставайте и делайте интенсивные физические упражнения, чтобы разогреть конечности. И, конечно, ни в коем случае нельзя спать!
Когда рассветет или улучшится погода, идите только по оставленным группой следам! Опыт, показывает, что даже полностью занесенную лыжню можно обнаружить по характерной ложбинке-впадинке в снежном покрове, она хорошо различима при боковом освещении. Еще один признак — иная плотность снега.
Занесенная лыжня обычно выдерживает вес человека, но достаточно сделать шаг в сторону, чтобы снег провалился под ногой. Подобный способ поиска лыжни «наощупь» иногда позволяет двигаться даже в полной темноте. Но возьмите за правило: при малейшем сомнении в правильности ориентировки, немедленно останавливайтесь и, если тропа так и не найдена, возвращайтесь по собственным следам в исходную точку!
А теперь несколько советов группе, в которой обнаружилась «пропажа». Никогда не откладывайте поиск в надежде на то, что еще через час-два или к вечеру пропавший сам отыщет группу. Ведь порой оказывается, что он, находясь очень близко, не в состоянии двигаться: вывихнул ногу, провалился в трещину и т.п. Запоздавшая помощь может уже не пригодиться. Кроме того, по свежей лыжне легче идти и, главное, ее почти невозможно потерять.
Отправившиеся на поиск участники группы обязательно должны взять с собой палатку, спальники, небольшой запас продуктов, запасные лыжи, теплую одежду и другое необходимое снаряжение. Иногда неопытные туристы стремятся «сбегать» назад налегке, рассчитывая обернуться за час-два. Это ошибка! Как бы не был велик соблазн хоть на время избавиться от надоевшего рюкзака, делать этого не следует.
Рассчитывайте на самое худшее: может случиться так, что спасателям вместе с потерпевшим придется организовывать вынужденную ночевку, возможно, они будут самостоятельно выбираться к людям (могут заблудиться и неожиданно оказаться в роли потерпевших). Одним словом, спасательная команда должна быть автономна во всем, что касается питания и экипировки.
Небольшой группе вообще не следует разделяться. А в случае ухудшения погодных условий это тем более недопустимо, тут хочешь не хочешь, на поиск надо отправляться всем вместе.
А теперь несколько общих правил, соблюдая которые, вы сумеете избежать аварийной ситуации:
- никогда не растягивайте походную колонну и не взвинчивайте темпа;
- всегда ориентируйтесь, выбирая скорость движения, на самого слабого и ставьте замыкающим одного из наиболее сильных, опытных участников группы.
- ЗАПАС КАРМАН не тянет!
Организация снежного убежища. Виды снежных убежищ
УБЕЖИЩА ОТКРЫТОГО ТИПА
Прежде чем перейти к разным типам снежных убежищ, поговорим об общих правилах их строительства.
Как выбрать место? Безопасность зимнего аварийного бивака во многом зависит от места, где он располагается. Даже самое надежное по конструкции снежное убежище, если оно поставлено на первой попавшейся площадке, вместо того чтобы помочь человеку, может приблизить его гибель. Пусть это прозвучит парадоксально, но зачастую выбор места важнее постройки самого убежища.
Не устраивайте бивак наспех. Спешка вполне понятна, но она неизбежно скажется на качестве убежища, приведет к многократному повторению одних и тех же действий, истощению сил, появлению чувства отчаяния и обреченности. Лучше строить медленно один раз, чем наспех десять! Помните: неожиданное разрушение «бракованного» убежища приведет к самым трагическим последствиям.
Если прочность возведенного вами сооружения кажется недостаточной, можно попытаться укрепить его одним нехитрым способом. Внутри убежища на время зажгите 2-3 свечи или разведите небольшой костер. Поднимающийся вверх теплый воздух оплавит снег, он, став влажным, быстро «схватится», стены и крыша заледенеют. Даже тонкая корка льда заметно укрепит снежное убежище.
Кроме того, лед будет препятствовать таянию снежных стен, тем самым избавляя находящихся внутри от возможной «дождевой» капели. Образовавшиеся в результате протаивания щели (в блочных убежищах дыры возникают, как правило на стыках кирпичей, а в пещерах, если потолок достаточно толст, отверстий вовсе не бывает) замазываются с двух сторон рыхлым снегом. Если описанные «тепловые» процедуры не помогают и прочность убежища вызывает сомнения, лучше оставить его и построить невдалеке новое.
Как ни странно, в снежном убежище тем комфортнее, чем сильнее мороз «на улице». При околонулевых температурах и оттепелях стены пещер, иглу, берлог и пр. начинают «капать», влажность внутри возрастает настолько, что могут наблюдаться даже своеобразные туманы. И наоборот, чем крепче мороз, тем суше в убежище: тепло, идущее изнутри, компенсируется охлаждением снаружи. Граница таяния устанавливается как бы внутри снежных стен, отчего прочность убежища только повышается. При потеплении граница таяния смещается к внутренней поверхности стен и снег начинает течь.
Простейшее укрытие от снега и ветра в безлесной местности, на высокогорье — это снежная траншея. Ее выкапывают в глубоком (толщиной не менее 1,5 м) снегу в оврагах и лощинах с помощью лопат, кусков фанеры, лыж и лыжных палок, котелков, мисок и пр. Если нет решительно никакого инструмента, траншея выдалбливается ногами. Она представляет собой крытую щелевидную яму глубиной до 1,5-1,8 м.
Крыша траншеи сооружается из стволов деревьев, толстых веток, лыж, которые накрываются какой-либо тканью, полиэтиленом и прижимаются по периметру камнями, кусками льда, бревнами, снежными блоками. На крышу можно нагрести защитный слой снега толщиной 15-20 см, но тогда потолочные балки нужно расположить ближе друг к другу, чтобы ткань не обрушилась под тяжестью снега. Свободно свисающий с крыши край ткани может служить дверью. В некоторых случаях вход как таковой не предусматривается и человек проползает внутрь траншеи, приподняв в любом месте ткань (рис. 5).
Второй вид убежища — снежная яма. Она обычно сооружается на горизонтальной площадке с глубоким (более 2 м) снежным покровом.
В толще снега пробивается вертикальный тоннель-шурф на глубину до 2 м. Тупиковая сторона тоннеля расширяется в любую сторону до требуемого размера. Минимальная толщина потолка-свода должна составлять 15-20 см. Максимальная зависит от качества снега и может достигать метра (рис. 7).
Источник: nsportal.ru
Действия при авариях и катастрофах
Катастрофа Катастрофа: определение (значение термина), виды и их краткая характеристика, источники возникновения (техногенные, природные, экологические и др.)
Правила поведения при автомобильной аварии: разбор ситуаций и ваши действия Правила и модель поведения, а так же что делать при автомобильной аварии во время ДТП, в случае столкновения или падения автомобиля в воду.
Аварии на авиационном транспорте: виды, причины и что делать Причины и виды аварий на воздушном транспорте. Что делать при аварийной посадке на воду, во время турбулентности, декомпрессии, пожаре или жесткой посадке.
Химические аварии и план действий для населения Опасность аварий с выбросом АХОВ. Причины и последствия химических аварий. Что делать и какие действия на улице, дома, в школе. Ликвидация и защита при авариях.
Авариями называют повреждения, разрушения машин, станков, технологического оборудования промышленных предприятий; зданий, сооружений; объектов инженерной, транспортной инфраструктуры, которые происходят из-за нарушений производственного процесса, сопровождаются взрывами, пожарами, выбросами в атмосферу ядовитых, радиоактивных материалов, связанными с опасностью для людей.
Инцидентами на опасных производствах, по определению Федерального закона РФ № 116-ФЗ, считают отказы, повреждения технических устройств, отклонения от установленных режимов технологических процессов.
Катастрофами определяют крупные аварии, приводящие к большим человеческим жертвам, размерам разрушений и материального ущерба, то есть к трагическим событиям и последствиям.
Производственные объекты – это источники постоянной потенциальной опасности не только для работников, сменного дежурного персонала таких предприятий, но и для жителей, расположенных вблизи них населенных пунктов.
При этом следует отметить, что сложность как самих технологических процессов, объектов транспортной инфраструктуры, так и управления ими на большинстве современных промышленных производств крайне велика.
Чтобы они протекали в нормальном режиме от запуска оборудования в работу до выхода товарной продукции, ее расфасовки в тару, упаковку или перемещение по трубопроводам в емкости парков хранения должен неукоснительно и скрупулезно соблюдаться, разработанный специально для них, утвержденный технологический регламент.
Действия, которые могут привести к аварии, техногенной катастрофе:
- ошибки при проектировании, монтаже, техническом сервисе или текущем, капитальном ремонте оборудования, аппаратуры управления и контроля; при вводе их в действие после технологического останова;
- ошибки проектирования, эксплуатации строительных, транспортных, гидротехнических объектов – зданий, мостов, виадуков, дамб, плотин; высотных сооружений – дымовых труб, вышек систем радио, телевидения, сотовой связи;
- грубые нарушения технологий производства, норм эксплуатации оборудования, управления транспортными средствами; механизмами, участвующими в технологическом процессе;
- нарушения правил техники безопсности, пожарной безопасности на объектах промышленного производства, объектах транспортной инфраструктуры;
- нарушения при погрузке/выгрузке, закачке/наливе, транспортировке особо опасных грузов – взрывчатых, токсичных, радиоактивных материалов, ЛВЖ, ГЖ и горючих газов;
- возникновение крупных аварий на газовых, электрических, топливных сетях снабжения объектов, или вблизи расположенных предприятиях с опасными производствами;
- стихийные бедствия, которые привели к авариям.
Только последние – природные действия не зависят от людей, все остальное – это пресловутый человеческий фактор, так как при расследовании причин аварий очень часто выявляется низкий уровень трудовой, технологической дисциплины, который и приводит к ним.
Техногенные катастрофы – это то, во что может перерасти даже, на первый взгляд, незначительная авария на промышленном предприятии, крупном складском комплексе, объекте транспортной инфраструктуры, если вовремя не организовать экстренные мероприятия по ее ликвидации.
Постоянные, оперативные действия по предотвращению и локализации аварий – это неукоснительное выполнение должностных инструкций, этапов технологического регламента, в том числе при возникновении нештатных ситуаций; соблюдение правил, норм как безопасности труда, так и пожарной безопасности.
Основные моменты о действиях персонала (работников) и населения в случае аварии и катастрофы, во время ликвидации и после них.
Какие действия при аварии на производстве необходимо неукоснительно выполнять – это четко сформулировано, указано в должностных инструкциях, технологических регламентах, оперативных планах мероприятий на случай возникновения нештатных производственных ситуаций.
Первые действия при авариях и инцидентах:
- принять все возможные меры для оказания помощи, эвакуации пострадавших в безопасное место;
- сообщить по телефонам служб спасения о месте аварии, инцидента;
- принять меры к отключению электроснабжения, аварийному останову технологического оборудования, при необходимости используя средства защиты;
- организовать встречу прибывающих подразделений МЧС, других аварийно-спасательных служб.
Ваши действия при аварии, как жителя населенного пункта, не работающего на предприятии, где произошла авария:
- услышав сообщение по телевидению, радио, телефону, городской громкоговорящей связи о том, что произошла крупная авария, собрать документы, минимум необходимых вещей;
- проследовать к ближайшему пункту сбора населения для эвакуации в безопасный район за городской чертой.
Действия дежурного персонала, работников опасных производств, в случае аварии, при катастрофе должны подчиняться требованиям должностных инструкций:
- при возникновении аварии на технологическом оборудовании, с наличием в нем токсичных, взрывоопасных, горючих материалов, необходимо отключить подачу сырья, дальнейшую транспортировку полуфабрикатов, готовой продукции по трубопроводам заводской технологической цепочки.
- при происшествии аварии, вызвавшей возникновение пожара, необходимо использовать все доступные средства тушения пожаров, пожарный инвентарь, ручной инструмент.
- при ликвидации аварии в условиях неблагоприятной, опасной для дыхания воздушной среды необходимо применять защитные средства.
Во время аварии все действия людей должны быть строго регламентированы, это способствует не только правильному ходу ее локализации, ликвидации, но и сохранению дисциплины, недопущения случаев паники:
- Охрана объекта – служебными инструкциями на случай нештатных, чрезвычайных ситуаций.
- Работников, сменного, оперативного персонала предприятий – должностными обязанностями, технологическим регламентом, планами действий на случай возникновений аварийных ситуаций.
- Населения – своевременным оповещением о происходящих событиях службами гражданской обороны.
Какие действия после аварии? Это устранение ее последствий, зависящих от характера, объема повреждений, разрушений; площади загрязнения, заражения, затопления. Дальнейшие действия обычно происходят после полной ликвидации аварии, техногенной катастрофы; мероприятий по разбору завалов, строительных конструкций; демонтажа поврежденных технологических установок, оборудования, трубопроводной сети:
- определение ущерба;
- расследование причины возникновения аварии, в том числе в соответствии требований Федерального закона РФ № 116-ФЗ для опасных производств;
- разработка плана мероприятий по устранению последствий, недопущению впредь нарушений, приведших к аварии.
План действий на случай возникновения аварий существует на каждом объекте, где имеются потенциально опасные производства. В нем указан порядок действий инженерных служб, направленный на их локализацию, оперативную ликвидацию с минимальными последствиями.
Алгоритм действий для работников, сменного, дежурного персонала, сотрудников охраны прописан в должностных обязанностях.
Кроме того, для каждого опасного участка, цеха производства разрабатывается, утверждается руководством объекта инструкция по действиям при авариях, которую они изучают со сдачей экзамена. В ней указана последовательность действий при авариях или катастрофах, направленная на скорейшую их ликвидацию, ограничение распространения опасных факторов, мероприятия ведут к недопущению гибели, травм людей, сокращению прямого и косвенного материального ущерба.
Обучение населения государством возложено на службы гражданской обороны администрации населенных пунктов, которые в случае крупных аварий, техногенных катастроф при необходимости эвакуации оповещают население о том, что следует прибыть на ближайший к месту жительства сборный эвакуационный пункт. Там жители организованно будут обеспечены медпомощью, охраной правопорядка; проинформированы о времени посадки на транспортные средства, которые доставят их безопасные районы до полной ликвидации ЧС и их последствий.
Источник: fireman.club
21.4 Порядок действий в аварийных ситуациях
21.4.1 Работники, связанные с движением поездов, должны знать и четко выполнять Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их железнодорожным транспортом.
В случае опасности, которая угрожает поезду с взрывчатыми материалами (горения букс, излом оси, сход подвижного состава, возгорания груза и т.п.), локомотивные и составительские бригады, лица, которые осуществляют охрану и сопровождение грузов, дежурные по станциям, а также другие работники, связанные с приемом, отправлением, пропуском и обслуживанием поездов, обязаны принять все возможные меры к его остановке и ликвидации опасности.
Следования поезда с вагонами, которые имеют неисправности, выявленные средствами автоматического контроля технического состояния подвижного состава и его ходовых частей, запрещается.
21.4.3 При выявлении в составе поезда, который следует с взрывчатым материалом, возгорания груза или подвижного состава поезд может быть остановлен. Место остановки поезда выбирается с учетом наименьших последствий, представляющих собой угрозу поражения людей и загрязнения окружающей естественной среды, повреждения туннелей, мостов, жилых и станционных зданий, составов, подвижного состава, который находится на путях и т.п..
После остановки поезда локомотивная бригада вместе с лицами, которые сопровождают или охраняют взрывчатый материал, обязана немедленно отцепить вагоны, которые горят, и отвести их от другого подвижного состава, предварительно закрепив в установленном порядке часть состава, что осталась, и, с учетом особенностей данного груза, к прибытию пожарной помощи принять возможные меры относительно ликвидации загорания соответственно требованиям, предусмотренных в аварийных карточках.
21.4.4 При возникновении аварийной ситуации с взрывчатыми материалами в границах станции дежурный по станции обязан сообщить о происшедшем, поездному диспетчеру и начальнику станции и установить возможность и условия дальнейшего пропуска поездов, проведения маневровой работы, и в случае необходимости принять меры к прекращению движения поездов и маневров.
В случае возникновения пожара в вагоне с не взрывчатым материалом или в зданиях, сооружениях, строениях, которые расположенные рядом, вагоны с взрывчатыми материалами должны быть отведены из зоны пожара на безопасное расстояние, но не менее чем на 100 м.
21.4.5 О всех случаях с такими поездами и вагонами поездной диспетчер обязан сообщить дежурному дирекции железнодорожных перевозок и вместе с ним немедленно принимать меры к скорейшей ликвидации последствий аварийной ситуации.
Дежурный по дирекции железнодорожных перевозок обязан сообщить о случившемся начальнику дирекции и старшего дорожного диспетчера службы перевозок, которые в свою очередь сообщают заместителю начальника железной дороги.
21.4.6 Другие действия относительно осуществления мероприятий по безопасности и ликвидации последствий аварийных ситуаций с взрывчатыми материалами должны проводиться, исходя из обстоятельств, которые сложились, в соответствии с «Правилами перевоза опасных грузов», «Правилами безопасности и порядка ликвидации последствий аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их железнодорожным транспортом».
Источник: studfile.net