РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена описанию исследовательской деятельности учащихся, осмыслению структуры, развитию мотивации. Авторы рассматривают одну из главных задач государственного общеобязательного стандарта общего среднего образования.
Это не просто овладение знаниями, а развитие умений самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Это требует создания в образовательной практике учителя определенных условий для включения обучающихся в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую. Подчеркнуто и то, что данная деятельность имеет поэтапное и целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры, c учетом особенностей и возможностей учащихся. В статье даны рекомендации педагогам для эффективной организации данного вида деятельности учащихся. В рекомендациях раскрыты необходимые компоненты исследовательских умений, такие как организационные, поисковые, информационные и оценочные.
Формирование исследовательских навыков учащихся с помощью УМК «Сферы»
Ключевые слова: исследование, исследовательская деятельность, навык, умения, креативность, исследовательский подход, компетенция.
В современном образовательном пространстве все большое внимание уделяется переходу к системе обучения, которая позволила бы обеспечить познавательную активность учащихся. Очень важно не просто давать школьнику информацию, а формировать его исследовательскую деятельность. Организации образования осуществляют переход к обновленному содержанию общего среднего образования. На смену когнитивным технологиям обучения и воспитания приходит личностно-ориентированная модель совершенствования и развития индивида в процессе познания.
Одной из задач общего среднего образования является «обеспечение последовательности в развитии навыков проектной и исследовательской деятельности обучающихся, это представляет один из основных принципов организации образовательного процесса в организациях образования» [1, 83]. Основной смысл данного обновления заключается в создании условий для решения стратегической цели развития казахстанского образования, повышения качества, достижения новых образовательных результатов. Для качественного обновления содержания образования необходимо четко определить основные составляющие современных результатов образования.
Под образовательными результатами понимается расширение личностных ресурсов, которые позволяют учащемуся творчески подходить к решению любых встающих перед ним задач, контролировать свои действия на основе собственных мыслей и ценностей.
К результатам относятся:
— научные знания и представления о природе, обществе, человеке, информационных системах;
— навыки исследовательской и практической деятельности;
— коммуникативные и информационные умения;
— способность к творческому решению учебных и практических задач; — умения анализировать окружающую действительность [3].
Необходимый уровень личностного развития, может быть достигнут в условиях соответствующего обучения к концу старшего школьного возраста. Поэтому стандарты обновленного содержания образования строятся на методах самостоятельного исследовательского поиска. Д. Пойа указывал на необходимость включения детей в исследование и подчеркивал, что «время от времени необходимо давать учащимся более глубокие задачи с богатым фоном, заслуживающие дальнейшей разработки, а также задачи, дающие возможность войти во вкус научной работы» [2, 29]. Данный подход к организации исследования обусловлен возникновением современного видения процесса обучения, при котором учащийся является не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, то есть человеком, самостоятельно ставящим вопросы, разрешающим противоречия. При выборе методов обучения и воспитания в современной общеобразовательной школе педагог должен считаться с особенностями и возможностями школьников.
Отличительной чертой современного образования становятся обеспеченность и доступность качественным образованием людей с ограниченными возможностями [1, 71]. Необходимо опираться на увеличение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие творческой и поисковой активности учащихся. Сегодня сделан акцент на общее интеллектуальное развитие, поощрение креативности и самостоятельности. Данное утверждение является эффективным видом творческой деятельности, позволяющим каждому школьнику выявить и актуализировать свои таланты, дарования.
Исследовательская деятельность – один и главных компонентов образовательного процесса. Основная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры [3, 218]. Следует отметить, что главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу школьников, придавая ей креативный, поисковый характер. Для этого необходимо передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Соответственно изменяется позиция педагога с «подготовки ребенка к исследовательской деятельности» на «обучение в условиях исследовательской деятельности» [3].
Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Песталоцци и других [3]. В начале XX века одним из первых стал пропагандировать и развивать эту идею американский педагог и философ Джон Дьюи.
Во многих современных исследованиях, касающихся проблемы формирования исследовательских умений (Е.Д. Андреева, Г.А. Боровик, Г.Г. Гранатов, М.А. Данилов, В.Н. Донцов, В.Н.
Зимин, Т.А. Ильина, В.И. Качнев, Е.А. Климов, Л.Л. Любимов, C.Д. Смирнов, А.В. Хуторской, Л.А. Яшина и др.) отмечается, что общество и экономика существенно изменили требования к образованию.
А.И. Савенков отмечал, что для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению [4]. Подготовка школьника к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска является основной задачей современного образования.
В профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных школ все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся, как образовательная технология, направленная на приобщение ученика к активным формам получения знаний, самообучению и саморазвитию. Исследовательская практика учителя основана на овладении детьми исследовательскими умениями и навыками.
Понятия «умения» и «навыки» определены в Педагогическом энциклопедическом словаре, как «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, умения – освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков» [5].
В основе ключевых умений лежат ведущие элементы педагогического исследования: определение предмета исследования, целей и задач, выдвижение гипотезы, разработка и проведение эксперимента, обработка результатов исследования.
Современный подход к реализации потенциала исследовательской деятельности учащихся должен строиться на принципах личностно-ориентированного обучения. Существует несколько взглядов на классификацию исследовательских умений и навыков. Так, Н.А. Семенова предложила все умения и навыки, которыми должен овладеть ученик для осуществления исследовательской деятельности, разделить на четыре блока:
1) умения и навыки организации своей работы;
2) умения и навыки исследовательского характера;
3) умения и навыки работы с информацией;
4) умения и навыки представления результата своей работы [3].
Наиболее удобную классификацию умений и навыков для дошкольного и младшего школьного возраста предложил А.И. Савенков.
Автор считает, что общие исследовательские умения и навыки для учащихся включают в себя: умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и защищать свои идеи [4]. «Вопрос о том, как обучать детей школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не прост», – отмечает А.И. Савенков. Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики» [6]. Овладение в определенной степени указанными умениями позволяет индивиду осуществлять исследовательскую деятельность в любой сфере знаний.
В современной психологии исследовательская деятельность рассматривается как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, определяемый функционированием механизмов поисковой активности и исследовательским поведением [4]. В качестве механизма поисковой активности у человека выступает мышление.
В процессе активной учебной деятельности ученик получает результаты своих исследований с помощью содержательных абстракций, обобщений и теоретических понятий. Именно исследовательский подход в обучении направлен на развитие таких универсальных способностей и компетенций учащихся [7]. Очень важно создавать необходимые условия для реализации возрастной потребности в творческой поисковой активности. На обновленном этапе содержания образования учителя могут целенаправленно формировать мышление, развивать критическое мышление учащихся и учить их включаться в самостоятельное решение задач. Это создает условия для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.
Обновленные учебные программы по общеобразовательным предметам разработаны с учетом исследовательских навыков и определяют уровень не только знаний, но и компетенций обучающихся [8]. Обобщая исследования ученых, передовой педагогический опыт и собственные разработки, учитель выстраивает определенную схему формирования исследовательских умений по вышесказанным направлениям. Например, образовательная программа по предмету «Естествознание» акцентирует внимание на навыках проведения исследований и знаниях о мире, в котором мы живем. Изучение таких разделов программы: «Я — исследователь», «Живая природa», «Веществa и их свойствa», «Земля и Космос» поможет учащимся рaзвивать навыки исследования.
Вопрос формирования исследовательской деятельности преподавателей изучается казахстанскими учеными в контексте целостного педагогического процесса (Н.Д. Хмель, Т.Н. Бидайбекова, А.А. Молдажанова, В.К. Омарова и другие) [9].
Это обусловлено тем, что педагог, обладающий исследовательской компетенцией, умеет самостоятельно продуктивно анализировать фактическую информацию, создавать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии [10]. Ш. Таубаева выделяет этапы ЗУН исследовательской деятельности учителя [11].
Схема 1. Этапы ЗУН исследовательскoй деятельнoсти учителя (по Ш.Таубаевой)
Этапы Деятельность Суть исследования
1 этап Учитель осваивает традиционные формы методической работы концепции педагогического образования; повышение квалификации
2 этап Работа учителя ориентирована на концепцию педагогического
творчества изучение и обобщение передового
педагогического опыта
3 этап Учитель осознаёт необходимость собственной исследовательской деятельности участие в разработке учебных программ; технологии обучения и преподавания предмета
4 этап
Учитель изучает свой опыт разрабатывает авторские программы и учебно-методические комплексы к ним; отдельные элементы технологии обучения.
5 этап Учитель на основе своего опыта подготовка научных статей; написание научных работ; создание новых методик обучения и воспитания; создание новой образовательной технологии.
Учитель общеобразовательной школы при реализации исследовательского подхода формирует исследовательские навыки и умения школьников, что требует создания специальных психолого-педагогических условий в процессе учебно-исследовательской деятельности. Достижение цели обеспечивается решением задач, которые ставит учитель.
Таким образом, обновление содержания образования ориентирует на достижение не только предметных результатов, но и на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
В данной статье на теоретическом уровне были рассмотрены вопросы, касающиеся проблемы развития исследовательских умений и навыков у детей школьного возраста. Исследовательская практика школьника – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся играет огромную роль в обновленных образовательных программах. Это исключительно планомерная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью и предметностью [12]. Итогом научно-практической работы является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний. Исследовательскую деятельность учащихся необходимо строить поэтапно. На всех этапах исследования мы должны понимать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение школьником новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.
Анализ и обобщение приведенных выше определений учебно-исследовательской деятельности позволяют рассматривать ее как деятельность учащихся, которая организуется педагогом с использованием разнообразных форм обучения и дидактических средств. Все это направлено на выявление закономерных связей и отношений теоретически анализируемых или экспериментально наблюдаемых фактов, явлений, процессов. В данном случае доминирует самостоятельное применение научных методов познания, в результате которого учащиеся активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604.
2 Сергеева Л.А. Развитие исследовательской деятельности младших школьников в процессе решения открытых практико-ориентированных заданий // Герценовские чтения. Начальное образование. 2017, т.8, №2. – С. 35-40.
3 Середенко П.В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения. Монография. 2014г. – 207с.
4 Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – М.: Ось-89, 2006. – 480 с.
5 Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — 3-е изд. — Москва: Большая российская энциклопедия, 2009. — 527 с.
6 Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков. – М.: Сентябрь, 2003. – 204 с.
7 Stukalenko N.M., Murzina S.A., Kramarenko B.V., Ermekova Z.K., Rakisheva G.M. Implementation of competence approach in the professional educasion of prospective teachers in the higher educasion conditions // International Review of Management and Marketing. – 2016. – VOL 6 — NO 3S. – PP.175-181. [Электронный ресурс]: URL: http://econjournals.com/index.php/irmm/article/view/2209/pdf (Scopus).
8 Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам начальных классов. Центр педагогического мастерства АОО «НИШ», 2015. — 53с.
9 Ахметова К.К. Содержание профессиональной компетентности педагога в условиях поэтапного перехода к 12-летнему образованию // Педагогика және психология, №3 (36), 2018, КазНПУ им. Абая.
10 N.M. Stukalenko, B.B. Zhakhina, A.K. Kukubaeva, N.K. Smagulova, G.K. Kazhibaeva. Studying innovation technologies in modern education. //International journal of environmental https://ulagat.com/2020/11/24/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2/» target=»_blank»]ulagat.com[/mask_link]
Программа по развитию исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста
методическая разработка
Программа по развитию исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста затрагивает интересы младших школьников, которые характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Все это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, зависимых от состояния обучения, от учителя.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по развитию исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста
( По Груздовой Е. В. «Исследовательская работа школьников». Изд-во «Народное образование», № 4, 2016 г.)
Митусов Максим Юрьевич
Интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам. Все это позволяет говорить о широте интересов младших школьников, зависимых от состояния обучения, от учителя. В то же время практические действия с растениями, животными во внеурочное время еще больше расширяют интересы, развивают кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения.
Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой учениками на уроке.
Более высоким уровнем его развития является интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами.
Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих признаков явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает сопряжен с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения.
Исследовательская деятельность играет важную роль в современном образовании. При правильной организации исследования на занятиях повышается мотивация к учению, улучшаются результаты, качественная успеваемость, эмоциональный настрой и др. В процессе исследования школьники приобретают тот бесценный опыт самостоятельной деятельности, тот набор специфических знаний, которые во взрослой жизни станут для них необходимыми. Учащиеся начинают сами искать ответы на интересующие их вопросы, т.е. начинают заниматься самообразованием. При правильном выборе руководителя этот процесс становится более целенаправленным, и к 11 классу учащиеся уже сами могут выбирать тему исследовательской работы и сами ее разрабатывать.
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением ( в отличие от практикума) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Психологи и педагоги отмечают важность исследовательского поведения в плане развития и саморазвития личности. Известный специалист в области психологии детской одаренности и обучения одаренных детей Н.С. Лейтес отмечает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необычные способности не сразу видны. В значительной степени благодаря этому обеспечивается более высокий уровень развития познавательных способностей. «Детская любознательность, если удается ее сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей».
Цель программы направлена на формирование исследовательской компетенции и исследовательских умений учащихся посредством овладения ими методов научного познания и умений учебного исследования.
- Формирование представлений об исследовательской деятельности
- Развитие познавательных способностей учащихся
- Обучение структуре построения и правилам оформления исследования
- Формирование мотивации активного участия в исследовательской деятельности, потребности в развитии собственных интеллектуальных и исследовательских умений
- Приобретение опыта самостоятельной деятельности
Умения, приобретаемые учащимися в ходе реализации программы:
- Видеть проблемы
- Задавать вопросы
- Выдвигать гипотезы
- Давать определения понятиям
- Классифицировать
- Наблюдать
- Умения и навыки проведения экспериментов
- Структурировать полученный в ходе исследования материал
- Делать выводы и умозаключения
- Доказывать и защищать свои идеи
Программа предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
- Постановка проблемы, формулирование темы
- Целеполагание, выдвижение гипотез
- Ознакомление с литературой по данной проблематике
- Овладение методами исследования
- Сбор собственного материала, его анализ
- Обобщение, выводы
- Защита работы
Формы и приемы работы:
- Игры
- Работа в библиотеке с каталогами
- Интеллектуальные головоломки
- Практические занятия
- Работа в компьютерном классе
- Дискуссии
- Беседы
Источник: nsportal.ru
Программа развития исследовательских способностей школьников «Мое исследование»
Для успешной исследовательской деятельности учащимся требуется специфическое личностное образование – исследовательские способности. Савенков А.И. отмечает, что исследовательские способности можно описать как комплекс трех составляющих: поисковая активность, уровень дивергентного мышления, уровень конвергентного мышления, которые взаимодействуют.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Программа развития исследовательских способностей школьников «Мое исследование»»
развития исследовательских способностей школьников
— адресность: учащиеся 5 классов (10-11 лет)
— сведения об авторе Копылова Светлана Михайловна,
Пояснительная записка
Современный мир быстро изменяется и поэтому человек вынужден постоянно проявлять исследовательскую активность. У человека она выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития. В настоящее время в образовании очень высок интерес к исследовательским методам обучения.
Для современной школы актуально развитие у ребенка потребности искать новое, научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, наблюдать, делать умозаключения и выводы, уметь классифицировать, давать определения понятиям.
Цель программы: развитие исследовательских способностей учащегося на основе его интеллектуального и творческого потенциала.
Задачи программы:
- Савенков А.И. Психологические основы использования исследовательского метода обучения. М.:Ось-89, 2005
- Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. М.: Генезис, 2005
- Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезис, 2005
Источник: kopilkaurokov.ru