Европейский Союз в последние 50 лет осуществлял собственную политику в области охраны окружающей среды. Создана правовая база для регулирования и координации экологической деятельности государств-членов. ЕС в настоящее время является одним из мировых лидеров в сфере международного природоохранного сотрудничества. Защита окружающей среды является одним из приоритетных направлений деятельности ЕС. В этой сфере издается значительное количество общеевропейских нормативных актов.
Однако законодательство ЕС все еще не содержит основного экологического права.
Первоначально «окружающая среда» не была выделена Римским договором 1957 года как сфера общеевропейской интеграции. Проблемы окружающей среды затрагивались в большей степени вторичным правом, особенно в документах, направленных на осуществление сельскохозяйственной и энергетической политики стран ЕС. В 1972 году Совет глав правительств стран-членов ЕС принял решение о расширении компетенции ЕС, в том числе в области окружающей среды. Регулирование новой области интеграции проводилось в основном путём издания директив — актов гармонизации права государств-членов. ЕС присоединился к ряду важнейших международных конвенций по охране окружающей среды, например, Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных мест обитания в Европе (1979), Международному соглашению по тропической древесине (1983), Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979).
Сегодня День экологии и Всемирный день окружающей среды! Сохраним природу!
Важное значение для обеспечения гарантий экологических прав имеет и Директива 85/337/ЕЭС по оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду от 27 июня 1985 г., изменённая Директивой 97/11/ЕС от 3 марта 1997 г. Указанный документ в ст. 6 обязывает государства-члены обеспечить общественности возможность выражать своё мнение при проведении оценки воздействия на окружающую среду тех или иных проектов, непосредственно участвовать в консультациях при принятии решений экологического характера. Указываются также формы обеспечения такого участия. Согласно ст. 9 Директивы 85/337/ЕЭС компетентные органы, проводящие оценку воздействия, должны также подробно проинформировать общественность о принятом решении.
Важнейшим из принятых в рассматриваемой области нормативных актов европейского права является Директива 90/313/ЕЭС о свободе доступа к информации об окружающей среде от 7 июля 1990 г. Эта директива была принята с целью обеспечить свободу доступа и распространения экологической информации, имеющейся в распоряжении органов власти, а также определить пределы доступности такой информации.
Статья 3 Директивы 90/313/ЕЭС обязывает государства-члены делать доступной информацию о состоянии окружающей среды для любого лица (физического или юридического) независимо от его государственной принадлежности. При этом в п. 2 ст. 3 даётся перечень той экологической информации, которая по усмотрению государств-членов может не быть предметом доступа общественности (информация, затрагивающая международную и государственную безопасность, составляющая коммерческую или личную тайну и т.п.), что несколько ослабляет обязывающий характер статьи.
Международное сотрудничество в сохранении окружающей среды
Согласно ст. 4 Директивы 90/313/ЕЭС, лицо, которому было, по его мнению, необоснованно отказано в получении экологической информации, должно быть обеспечено административными и судебными средствами защиты своих прав.
Рассматриваемая директива допускает возможность предоставления экологической информации властными органами лицу за определённую плату. Эта плата не должна превышать разумных пределов, как указывается в ст. 5 Директивы. Суд Европейских сообществ в своем Решении по делу С–217/97 Commission v. Germany от 9 сентября 1999 г. дополнил это правило, указав, что размер такой платы может покрывать только расходы, связанные с поиском и обработкой информации. Суд также признал не соответствующими Директиве ЕС положения германского законодательства, согласно которым плата взималась даже в случае отказа в предоставлении информации.
Директива 90/313/ЕЭС оказала серьезное влияние как на международно-правовое сотрудничество в области окружающей среды, так и на экологическое законодательство различных стран, которые не являются членами Европейского сообщества. В частности, нет сомнений в том, что положения рассматриваемой Директивы оказали определенное воздействие на формулирование правил Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 1998 г., являющейся сегодня центральным документом в сфере защиты экологических прав на континенте.
Существенный вклад в становление механизма гарантий экологических прав в Сообществе вносит Орхусская конвенция о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 1998 г., принятая под эгидой ЕЭК ООН и ставшая продуктом процесса «Окружающая среда для Европы». Однако сама Конвенция 1998 г. в своих положениях идет значительно дальше в процессе обеспечения экологических прав граждан, чем вышеупомянутая Директива Сообщества 1990 г. В этой связи, 28 января 2003 г. была принята новая Директива Европейского парламента и Совета 2003/4/ЕС о доступе общественности к информации об окружающей среде и отмене Директивы 90/313/ЕЭС, которая приводит законодательство Сообщества в соответствие с Орхусской конвенцией.
Обеспечивать участие общественности в принятии экологически значимых решений обязывает государства-члены и ст. 15 Директивы 96/61/ЕС, интегрирующей положения о предупреждении загрязнения и контролю над ним от 24 сентября 1996 г., акта, явившегося результатом первых работ Сообщества по кодификации права окружающей среды.
Деятельность Европейского сообщества по защите экологических прав находит также юридическое основания и среди положений Договора о Европейском Союзе 1992 г. Из статьи 6 этого Договора следует, что Европейский Союз (составной часть которого является Европейское сообщество) обязан «уважать» основополагающие права, гарантированные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в качестве общего принципа права Сообщества. При этом право Европейского Союза напрямую не закрепляет права на благоприятную (здоровую) окружающую среду.
Однако фундаментальное экологическое право на благоприятную (здоровую) окружающую среду закреплено в конституциях ряда государств-членов Союза. Следовательно, право на благоприятную окружающую среду относится к общим конституционным традициям государств-членов, которые «уважаются» Европейским Союзом в качестве «общих принципов права» в соответствии со ст. 6 Договора о Европейском Союзе 1992 г. Таким образом, можно говорить о косвенном признании права на благоприятную окружающую среду Европейским Союзом.
За исключением положений ст. 4 Директивы 90/313/ЕЭС, о которых упоминалось выше, право Европейского сообщества также еще не урегулировало сферу обеспечения права на доступ к правосудию по экологическим делам. Право на иск по делам экологического характера устанавливается национальным законодательством государств-членов. Соответственно, в различных государствах-членах существуют различные возможности обращения в суд за защитой собственных экологических прав. В общем, их можно разделить на четыре основных группы:
1) возможность обращения в суд за защитой экологических прав любого лица (Голландия, Ирландия);
2) возможность обращения в суд за защитой экологических прав любого заинтересованного лица (Франция, Великобритания, Испания, Швеция, Финляндия);
3) возможность обращения в суд за защитой экологических прав только при нарушениях индивидуальных прав истца (Германия);
4) возможность обращения в суд за защитой экологических прав, предоставленная соответствующим ассоциациям (Италия, Греция).
Сама реализация экологических целей Европейского сообщества является важнейшей гарантией социальных прав личности, как это следует из Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. Статья 37 Хартии определяет, что высокий уровень защиты и повышение качества окружающей среды должны быть частью политики Союза и достигаются на основе принципа устойчивого развития. Хартия об основных правах закрепляет лишь экологическую гарантию осуществления других основных прав и не содержит собственно экологических прав.
Новый стимул развитию механизма защиты экологических прав на уровне ЕС должна придать Шестая программы действий Сообщества в области окружающей среды, утвержденная Решением Европейского парламента и Совета № 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г., которая по сути дела является центральным экологическим документом в Европе на 10 лет.
В частности, среди стратегических подходов к выполнению экологических задач Шестая программа предусматривает меры по укреплению сотрудничества и партнерства с неправительственными организациями, а равно по содействию лучшему пониманию и участию в решении экологических вопросов европейских граждан, что, в свою очередь, требует:
– обеспечения доступа к информации, участию и правосудию путем скорейшей ратификации Сообществом и государствами-членами Орхусской конвенции;
– поддержки снабжения граждан доступной информацией о состоянии и основных тенденциях в окружающей среде в соотношении с социальными, экономическими и здравоохранительными тенденциями;
– общего повышения экологической осведомленности граждан;
– развития общих правил и принципов хорошего управления экологическими интересами в процессе диалога между заинтересованными сторонами.
Среди приоритетов Шестой программы находится и становление законодательства ЕС об экологической ответственности, которое может стать надежной гарантией соблюдения экологических прав.
В целом, можно заключить, что механизм защиты экологических прав в Европейском сообществе сегодня находится в процессе формирования.
Развитие правового регулирования этой сферы отношений сегодня проходит по трем магистральным направлениям:
– создание и обеспечение функционирования организационного механизма охраны окружающей среды (нормирование окружающей среды на уровне Сообщества, введение единых правил оценки воздействия на окружающую среду, сбор и обработка экологической информации, а также мониторинг окружающей среды через Европейское агентство по окружающей среде, экологическая сертификация Сообщества, экологический менеджмент и экологический аудит);
– создание и развитие экономического механизма охраны окружающей среды (система финансирования экологических мероприятий «LIFE», «зеленые» налоги Сообщества в энергетике, поддержка системы «депозита-возврата» в государствах-членах);
– становление механизма защиты экологических прав.
Страны Европы продолжают участвовать в процессе европейской интеграции. В законодательстве Союза доминирует стремление обеспечить гармоничное сочетание национальных и многосторонних усилий в решении задач экологического характера и согласовать компетенцию отдельных стран и Союза, исходя из того, что совместная деятельность по ООС должна концентрироваться на проблемах, решение которых на уровне всего Союза. В рамках Союза идет работа по гармонизации экологического законодательства стран-членов в сочетании с прямым регулирующим воздействием законодательства ЕС.
Источник: studfile.net
Что представляет собой Шестая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды?
Опираясь на положения конституирующих документов, практическая деятельность ЕС в области экологии строится на основе специальной среднесрочной программы действий в отношении окружающей среды. Программа действий Сообщества в области окружающей среды — это политико-правовой документ, определяющий приоритетные мероприятия организации на ближайшую перспективу и устанавливающий конкретные цели и задачи, достигнуть и выполнить которые Сообществу под силу исходя из современной ситуации.
За все время проведения Сообществом экологической политики было принято шесть таких программ. Первая из них появилась в 1973 г. Последующие экологические программы действий принимались соответственно в 1977 г. (Вторая программа), в 1983 г. (Третья программа) и в 1987 г. (Четвертая программа).
Фундаментальной по содержанию явилась Пятая программа действий Сообщества в области окружающей среды, принятая в 1993 г. и получившая название «В направлении устойчивости». Пятая программа действий по окружающей среде взяла на вооружение ЕС концепцию устойчивого развития, ставшую официальной стратегией ООН по выходу человечества из экологического кризиса после проведения Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро (РИО-92).
Современная Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды была утверждена решением Европейского парламента и Совета N 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г.
Утверждение новой программы определено было провести на основе решения Европейского парламента и Совета, а не на основе резолюции Совета и представителей государств-членов, как это имело место при утверждении предыдущих экологических программ ЕС.
В целом принятие новой экологической программы ЕС заняло около полутора лет.
Как и планировалось, Шестая программа учреждена сроком на 10 лет, что отличает ее от предыдущих программ, которые охватывали меньший период времени. Первоначально планировалось ввести новую программу до 2010 г., однако из-за задержки принятия в окончательном тексте было определено, что программа действует в течение 10 лет начиная с 22 июля 2002 г., т.е. до 21 июля 2012 г.
Новая программа экологических действий в целом направлена на обеспечение трех условий проведения экологических мероприятий Сообщества:
1) интеграции потребностей окружающей среды в различные направления деятельности ЕС и имплементации принципа экологической обусловленности деятельности Сообщества, изложенного в ст. 6 Договора об учреждении ЕС;
2) продолжения мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития;
3) проведения экологических мероприятий с расчетом на текущее и будущее расширение Европейского Союза, т.е. вступление в него новых государств.
Программа концентрирует внимание на четырех приоритетных сферах действий Сообщества на ближайшие годы, к которым относятся:
— природа и биологическое разнообразие;
— окружающая среда, здоровье и качество жизни;
— природные ресурсы и отходы.
Шестая программа определяет как общие цели, задачи, принципы и стратегические подходы экологической деятельности ЕС на ближайшие 10 лет, так и конкретные цели, задачи и ключевые мероприятия в упомянутых выше сферах. Программа также определяет основные задачи организации в сфере международного сотрудничества по проблемам экологии и устанавливает критерии формулирования экологической политики на основе обработки соответствующей информации и получения новых данных.
Программа учреждает специальные политико-правовые инструменты, на основе которых будут проводиться те или иные мероприятия в четырех приоритетных сферах, — тематические стратегии. Такие тематические стратегии должны содержать описание предложений по решению тех задач Программы, ради которых они учреждены, и меры по их реализации.
Шестая программа намечает серьезную законотворческую работу, которую предстоит провести Сообществу и ее государствам-членам в области окружающей среды.
В этой связи при определении Программой стратегических подходов к решению экологических задач делается специальный акцент на необходимости обновления соответствующего законодательства Сообщества, а также имплементации и обеспечения принудительной силой экологического законодательства ЕС. Последнее предусматривает:
— совершенствование мер по повышению уважения экологических правил Сообщества и пресечение нарушений экологического законодательства;
— содействие совершенствованию процедур правопринуждения, инспекции, мониторинга экологического законодательства в государствах-членах;
— систематический обзор применения экологического законодательства в государствах-членах;
— обмен информацией о наилучшей практике по имплементации законодательства ЕС.
Среди этих же подходов Программа особо выделяет необходимость становления законодательства ЕС об экологической ответственности и скорейшей ратификации Сообществом и государствами-членами Орхусской конвенции 1998 г.
К важнейшим законодательным мероприятиям, предусмотренным Шестой программой экологических действий ЕС, в четырех приоритетных сферах можно отнести следующие.
В сфере изменения климата меры, заложенные в Шестой программе, направлены на реализацию Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 1992 г.
В сфере природы и биологического разнообразия Шестая программа предполагает дальнейшую реализацию положений Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. и, в частности, Картахенского протокола о биологической безопасности к ней. Также предусматривается имплементация морских конвенций о защите морской среды от загрязнения и расширение применения Хабитат-директивы и Директивы о защите птиц, в том числе и путем введения их положений в государствах-кандидатах.
В сфере окружающей среды, здоровья и качества жизни Программа предусматривает необходимость:
— учета во всех сферах законодательства Сообщества результатов оценки вредности химикатов;
— анализа эффективности применения законодательства, определяющего правовые рамки использования пестицидов;
— ратификации международных конвенций об устойчивых органических загрязнителях, опасных химикатах и пестицидах и изменения в связи с этим Регламента Совета по экспорту и импорту некоторых опасных химикатов;
— совершенствования применения положений Рамочной водной директивы и Директивы о качестве воды для купания;
— совершенствования законодательства по шумовому загрязнению.
В сфере природных ресурсов и отходов Шестая программа специально подчеркивает необходимость пересмотра законодательства об отходах, которое уже давно нуждается в кодификации, включая законодательство о сточных нечистотах, биодеградировавших отходах, об упаковке, батарейках и перевозке отходов, а также дополнения Рамочной директивы об отходах 1975 г.
Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды является центральным документом в области экологии на европейском континенте на ближайшее десятилетие. Учитывая масштабы предусматриваемых мероприятий и характер деятельности ЕС, в соответствии с Программой будут координироваться мероприятия в сфере охраны окружающей среды не только государств-членов ЕС, но и государств-кандидатов, а также других стран Европы и европейских международных экологических организаций. Нет сомнений, что данный документ имеет большое значение и для России как участника европейских процессов в природоохранной сфере.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Экологические программы ЕС.
Основой для практической деятельности в сфере экологической политики являются среднесрочные программы, что закреплено в учредительном договоре ЕС. Следует отметить, что программа представляет собой политико-правовой документ, определяющий приоритетные мероприятия ЕС на ближайшую перспективу, устанавливающий конкретные цели и задачи для Союза.
Всего за историю систематизированной экологической политики ЕС было принято шесть программ. В настоящее время действует Шестая программа. Первая программа действий появилась в 1973 году после Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде.
Эту программу считают классическим документом в сфере защиты окружающей среды начального периода обращения европейских государств к проблемам экологии. Последующие документы принимались в 1977 году (вторая программа), 1983 году (третья программа) и в 1987 году (четвертая программа). Пятая программа явилась новым поворотом в экологической политике.
Программа была принята в 1993 году и получила название «Навстречу устойчивому развитию». Таким образом, ЕС взяло на вооружение концепцию устойчивого развития, ставшую официальной стратегией ООН по выходу человечества из экологического кризиса после проведения Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро.
Необходимо отметить, что концепция устойчивого развития, уже задействованная в Пятой программе действий, в Шестой программе проходит основной темой, затрагивая основные сферы экологической политики ЕС. Шестая программа действий в области защиты окружающей среды (the Sixth Environment Action Programme, (the 6th EAP) была утверждена 22 июля 2002 года с расчетом на рекордный срок действия — 10 лет.
Ранние программы были рассчитаны на более короткие сроки. В этом заключается попытка преодолеть и компенсировать многие недостатки предыдущих программ, которые можно свести в основном к краткосрочности их действий.
Следует также отметить, что для Шестой программы характерен постепенный переход от административных инструментов регулирования экологической политики к инструментам, основанным на элементах рыночной экономики. Опираясь на положения учредительного договора, деятельность ЕС в экологической сфере строится на основе среднесрочной программы действий в отношении окружающей среды, как политико-правового документа, определяющего приоритетные направления в деятельности ЕС на ближайшую перспективу.
Действующая программа в области окружающей среды, носящая название «Окружающая среда 2010: наше будущее и наш выбор», была утверждена Решением Европейского парламента и Совета Европейского Союза N 1600/2002/ЕС (22.07.2002). Шестая Программа появилась непосредственно перед Всемирной встречей на высшем уровне по устойчивому развитию под эгидой ООН, которая проходила в Йоханнесбурге с 26 августа по 4 сентября 2002 года. Программа направлена на обеспечение следующих трех условий проведения экологических мероприятий Европейского Союза: интеграция потребностей окружающей среды в различные направления деятельности ЕС и внедрение принципа экологической обусловленности деятельности сообщества, изложенного в ст.6 Договора об учреждении сообщества; продолжение мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития; проведение экологических мероприятий с расчетом на текущее и будущее расширение Европейского Союза. Программа выделяет четыре приоритетные сферы действий ЕС на ближайшие годы: изменение климата; природа и биологическое разнообразие; окружающая среда, здоровье и качество жизни; природные ресурсы и отходы. На основе специальных политико-правовых инструментов были созданы семь тематических стратегий, которые должны были быть представлены на рассмотрение Европейского парламента и Совета в течение первых трех лет действия Шестой программы с целью утверждения их на основе совместных решений этих институтов.
Программа содержит описание предложений по решению задач в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности ЕС, а также мероприятия Союза по их реализации.
Источник: viperson.ru