Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.
Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Типы унитарных предприятий
Унитарные предприятия могут быть трёх типов:
- федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),
- государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);
- муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.
Сущность унитарного предприятия
Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:
Особенности работы унитарных предприятий по 44-ФЗ с 1.01.2017
- создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;
- сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;
- закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- неделимость передаваемого имущества;
- отсутствие членства;
- наличие единоличного органа управления.
Основные причины создания унитарных предприятий
К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:
- осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;
- осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;
- необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.
Цель деятельности унитарных предприятий
Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.
Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):
Организационно-правовые формы коммерческих организаций
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).
Учредительные документы унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия являются:
- решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
- решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
- устав.
Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.
Устав унитарного предприятия
Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.
Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.
Уставный фонд государственного унитарного предприятия
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.
Имущество унитарного предприятия
К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:
- хозяйственного ведения;
- оперативного управления.
При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.
При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.
Источники формирования имущества унитарного предприятия
Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:
- имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;
- другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;
- прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;
- полученные кредитные и заемные средства;
- начисленные суммы амортизационных отчислений;
- осуществленные предприятием капитальные вложения;
- полученные дотации из бюджета;
- дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;
- добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;
- иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.
- Хозяйственное ведение
- Дочернее хозяйственное общество
- Государственное унитарное предприятие (ГУП)
- Муниципальное унитарное предприятие (МУП)
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
. собственник имущества казенного предприятия (унитарного предприятия, основанного на праве оперативного . Итак, законодательством собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного . делать унитарному предприятию при несогласии с изъятием? Если унитарное предприятие не . принципа специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий. См., например, Постановление . дохода. * * * Собственник унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения .
. ним и его собственником. Унитарные предприятия создаются государственными и муниципальными . «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества государственного или . Довольно распространена ситуация, когда унитарное предприятие получает субсидию из бюджета. . , в соответствии с которым унитарное предприятие перечисляет собственнику прибыль, обычно . находящегося в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий муниципального образования. Суд пришел .
В декабре 2020 года муниципальному унитарному предприятию на ОСНО переданы собственником в . ? В декабре 2020 года муниципальному унитарному предприятию на ОСНО переданы собственником в . именно эти рекомендации при раскрытии унитарными предприятиями информации об имуществе, полученном от . том числе ПНР (ПНД). Пример. Унитарное предприятие начислило в бухгалтерском учете в . к учету основных средств, полученных унитарным предприятием от собственника сверх уставного фонда .
. бухучету имущество? Казенное учреждение передает унитарному предприятию по распоряжению Департамента городского имущества . передачи государственного или муниципального имущества унитарному предприятию ); 2) увеличение целевого финансирования некоммерческой . прочие резервы. Государственные и муниципальные унитарные предприятия вместо уставного (складочного) капитала учитывают . транспортные средства переданы казенным учреждением унитарному предприятию по распоряжению собственника имущества или .
. . Муниципальная гарантия предоставлена администрацией (гарантом) унитарному предприятию (принципалу) без права регрессного требования . . Муниципальная гарантия предоставлена администрацией (гарантом) унитарному предприятию (принципалу) без права регрессного требования . , уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе предоставлением бюджетных . денежных средств ), которое безвозмездно получено унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия .
. С 01.01.2022 для унитарных предприятий названных регионов вновь произошли большие . С 01.01.2022 для унитарных предприятий названных регионов вновь произошли большие . государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Эта норма теперь предусматривает, что унитарное предприятие по окончании . на прибыль. Это касается и унитарных предприятий, которым не запрещено становиться участниками . видам имущества, которыми могут владеть унитарные предприятия: административно-деловые центры, торговые центры .
. госвласти и местного самоуправления (учреждение, унитарное предприятие) В пункте 2 ст. 146 . муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 5). Предположим, что вышеперечисленные . местного самоуправления, муниципальному учреждению, муниципальному унитарному предприятию) результатов работ, в том числе . средств при их безвозмездной передаче унитарному предприятию (Определение ВС РФ от 21 .
. исключения налогоплательщиком — государственным (муниципальным) унитарным предприятием из состава амортизируемого имущества — . капитал. Имущество государственного (муниципального) унитарного предприятия находится в государственной (муниципальной) . имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление . муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных .
. определении имущества, не подлежащего амортизации унитарным предприятием. Как разъяснено оспариваемое законоположение? Конституционный . определении имущества, не подлежащего амортизации унитарным предприятием. Как разъяснено оспариваемое законоположение? Привлечение . праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием «Топливно-энергетический комплекс» (далее – . как нарушающее конституционные права налогоплательщиков – унитарных предприятий, поскольку, будучи принятым в рамках .
. оперативного управления. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом, Федеральным . принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает . полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени . ему имуществом. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества . не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия .
. подход — притом что в отношении унитарных предприятий такое ограничение правоприменительной практикой не . позволяющий применить предусмотренную им льготу унитарному предприятию в случае передачи в его . объекты аэропортовой инфраструктуры. При этом унитарное предприятие лишь наделяется ограниченным вещным правом . «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Таким образом, оспариваемое положение .
. ;О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве . аудируемого лица, закрепленные за государственными унитарными предприятиями, а также бюджетными и автономными .
. налогоплательщиком по договору с государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики, заключенному до . налогоплательщиком по договору с государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики, заключенному после . /4544 Если размер доли муниципального унитарного предприятия в уставном капитале общества с .
. позволяет однозначно определить возможность начисления унитарным предприятием амортизации имущества, полученного им . исключения налогоплательщиком — государственным (муниципальным) унитарным предприятием из состава амортизируемого имущества — для . для целей пополнения имущества унитарного предприятия и только в той . были использованы средства самого унитарного предприятия. Налог на имущество Определение . — притом что в отношении унитарных предприятий такое ограничение правоприменительной практикой не .
. уплаты налогов и страховых взносов унитарными предприятиями, получившими статус участника СЭЗ согласно . уплаты налогов и страховых взносов унитарными предприятиями, получившими статус участника СЭЗ согласно . . 26 ст. 381 НК РФ унитарные предприятия, получившие статус участника СЭЗ, освобождаются .
Источник: www.audit-it.ru
Программа деятельности унитарного предприятия это
Руководитель федерального государственного унитарного предприятия обязан ежегодно представлять до 1 августа в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, проект программы деятельности предприятия на следующий год, разработанной по установленной форме и представляющей собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования (Постановление Правительства РФ № 228 от 10.04.2002 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий»).
Мероприятия программы должны отражать основные направления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Вместе с проектом программы представляется технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.
Федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на следующий год.
Программа деятельности ФГУП должна состоять из 4 разделов:
- краткая характеристика хода реализации программы деятельности предприятия в предыдущем году и в первом полугодии текущего года;
- мероприятия по развитию предприятия в снабженческо-сбытовой, производственной, финансово-инвестиционной и социальной сферах (суммы затрат и ожидаемый эффект от мероприятий с подробной классификацией мероприятий, относящихся к той или иной сфере);
- бюджет предприятия на планируемый период (финансовое обеспечение программы);
- показатели деятельности предприятия на планируемый период (выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость и аналогичных обязательных платежей), чистая прибыль (убыток), часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, стоимость чистых активов).
Нормативные документы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения и утверждения программы деятельности федерального государственного унитарного предприятия:
- постановление Правительства РФ № 228 от 10.04.2002 (в ред. постановления Правительства РФ № 156 от 23.03.2006) «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий»;
- постановление Правительства РФ № 691 от 27.11.2004 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом»;
- постановление Правительства РФ № 739 от 03.12.2004 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»;
- Протокол заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 21.10.2004 № 40;
- письмо Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № ЮМ-12/29332 от 31.10.2007;
- письмо Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № ЮМ-12/22865 от 13.08.2007.
Компания ФинАйз предлагает услуги федеральным государственным унитарным предприятиям по подготовке программы деятельности, технико-экономического обоснования к программе деятельности и планирование расходов, в том числе:
- анализ финансово-экономического состояния предприятия: поступление средств на счет предприятия за оказанные услуги; расходование выручки от продаж по основным направлениям (закупка материалов, оплата труда, постоянные и переменные расходы); анализ величины свободных средств;
- анализ расходов предприятия, включая расходы на энергию, коммунальные услуги, эксплуатационные услуги, закупку материалов;
- подготовка бюджета доходов и расходов предприятия и отчета о его исполнении;
- подготовка бюджета движения денежных средств и отчета о его исполнении;
- подготовка отчета о дебиторской и кредиторской задолженности.
Источник: fineyes.ru
17. Планирование деятельности государственных унитарных предприятий.
Унитарное предприятие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
1. Государственные органы прогнозирования и планирования, их основные функции.
Организация ППЭ охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления экономикой, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, доведение важнейших показателей до исполнителей и организацию обеспечения их выполнения. Национальное собрание обеспечивает нормативно-правовую базу, рассматривает планы и прогнозы социально-экономического развития, программы, утверждает госбюджет.
Руководство по организации разработки государственных планов и прогнозов и контроль за их исполнением осуществляет Совет Министров. Планирующим и координирующим центром является Министерство экономики.
Основные задачи министерства: — разработка государственной экономической политики, — координация деятельности в сферах бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой и социальной политики в интересах решения общегосударственных задач; — создание условий для формирования экономической среды, способствующей инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования. Министерство финансов разрабатывает проект госбюджета, рассматривает проекты финансовых планов министерств и ведомств.
Министерство статистики и анализа обеспечивает плановые и другие органы необходимой информацией, осуществляет анализ, дает оценку развития социально-экономических процессов. Отраслевое прогнозирование и планирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами. Региональные органы планирования и управления разрабатывают планы и прогнозы развития с учетом региональных особенностей. Плановые органы хозяйствующих субъектов определяют стратегию, разрабатывают прогнозы и планы их производственно-хозяйственной деятельности.
Источник: studfile.net