Виды планов работы школы и основные требования к ним Подготовка планов работы школы основывается на соблюдении ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения. Прежде всего это соблюдение требований целевой направленности.
Целенаправленность в данном случае понимается как определенная целевая установка, как учет прошлого опыта работы школы, развивающий и углубляющий основные направления работы педагогического и ученического коллективов. Это постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных организаций.
Одно из требований —перспективность планирования, когда цели деятельности педагогами и учащимися принимаются, во-первых, как эмоционально окрашенные цели, близкие, понятные, желанные, и, во-вторых, как стратегия, намечаемая на длительный срок, но тем не менее реально осознаваемая. В числе требований, предъявляемых к планированию, необходимо выделить и такое, как комплексность.
Данное требование означает, что в ходе разработки плана предлагается использование разнообразных средств, форм, методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи. Соблюдение требования объективности основывается на знании объективных условий деятельности школы, ее материальных, экономических условий, местонахождения, окружающей природной и социальной среды, возможностей педагогического и ученического коллективов.
Организация инновационной деятельности в общеобразовательной организации (школе)
В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий. Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может иметь следующий вид: 1. Задачи школы на планируемый срок.
2. Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов. 3. Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций. 4. Потребность школы в педагогических кадрах. 5. Повышение квалификации педагогических кадров (ИУУ, курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т.д.).
6. Развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы (строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.). 7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.
Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного года и проходит в несколько этапов.
На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности. На втором этапе (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициативная группа по разработке и корректировке структуры проекта плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть) анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана. На первом заседании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается.
Федеральная образовательная программа: вопросы и ответы
Обобщая различные варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные ранее требования к планированию, рассмотрим один из возможных вариантов плана: 1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год. 2. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча.
В этой части плана уточняются границы микрорайона школы, количество учащихся, обучающихся в конкретной школе, перспективы увеличения контингента учащихся. Школа планирует ряд мероприятий, направленных на получение детьми основного общего и среднего (полного) общего образования: выполнение положений закона РФ «Об образовании» о гарантиях на получение образования; организация питания детей в школе; оказание материальной помощи детям, не имеющим родителей.
Работа по выполнению всеобуча охватывает также круг вопросов, связанных с защитой прав детей, нуждающихся в особом уходе, в организации обучения детей на дому, в оказании помощи трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям. В содержании плана работы педагогического коллектива и родителей предусматривается создание условий для индивидуально-творческого развития детей.
3. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества учебно-воспитательного процесса. Это наиболее объемный, развернутый раздел плана, который охватывает многообразные стороны деятельности учителей и учащихся.
Это касается прежде всего обеспечения качества знаний, умений и навыков — индивидуализации и дифференциации обучения, использования современных форм организации процесса обучения, активных методов обучения. Деятельность школы по организации внеурочной и внеклассной работы, по формированию базовой культуры личности школьников в ее многообразных проявлениях.
Деятельность школы по развитию ученического самоуправления, по поддержке детских общественных организаций в соответствии с «Конвенцией ООН о правах ребенка». 4. Совместная работа школы, семьи, общественности, трудовых коллективов по воспитанию учащихся. Работа школы по повышению педагогической культуры родителей.
Содержание этой работы направлено на утверждение роли школы как организующего центра в совместной работе с семьей и общественностью. Сюда входит работа с родительским коллективом и советом школы, проведение педагогических лекториев, общешкольных педагогических конференций, дней открытых дверей для родителей, занятий в университете педагогических знаний.
Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися в качестве руководителей кружков, секций, студий и др. Организация индивидуальной, дифференцированной работы с родителями и др. 5. Работа с педагогическими кадрами.
Проведение аттестации педагогических кадров, использование средств ЭВТ и информатики в оценке уровня профессиональной подготовки, работа коллектива школы над общешкольной научно-методической проблемой — проведение семинаров, конференций, педагогических чтений, заседаний методических советов, педагогических советов. Организация работы школы передового педагогического опыта.
Определение содержания деятельности методических объединений учителей-предметников и классных руководителей. Руководство изучением, обобщением и распространением педагогического опыта. Оценка и внедрение педагогических инноваций, формирование инновационной среды в школе. 6. Система внутришкольного контроля.
Специальная программа действий по контролю будет рассмотрена в данной главе. 7. Укрепление учебно-материальной базы школы. В течение года планируется проведение инвентаризации материальных ценностей школы, ТСО, учебных пособий. Программа оформления и переоборудования учебных кабинетов. Улучшение работы групп продленного дня и занятий с детьми 6-летнего возраста.
Укрепление материальной базы для занятий спортом, туризмом, техническим творчеством. Комплектование фонда школьной библиотеки. Программа текущего и капитального ремонта школы. 8. Организационно-педагогические мероприятия. В этой части плана указывается тематика заседаний совета школы, педагогического совета, производственных совещаний.
Распределяются обязанности между администрацией школы, определяется единый режим работы школы, график дежурства по школе, распределяется учебная нагрузка, классное руководство, заведование кабинетами и др.
Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана. Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.
Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.
Источник: studfile.net
Программа развития школы – это документ, направленный на решение стратегических задач, перспективных образовательных потребностей, социального заказа. — презентация
Презентация на тему: » Программа развития школы – это документ, направленный на решение стратегических задач, перспективных образовательных потребностей, социального заказа.» — Транскрипт:
2 Программа развития школы – это документ, направленный на решение стратегических задач, перспективных образовательных потребностей, социального заказа на образование. — это документ, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования школы, являющийся основным инструментом управления инновационной деятельностью образовательного учреждения и основным фактором успешности процесса его развития.
3 Задачи, решаемые программой развития школы: 1.Выявление достигнутого уровня ее развития. Решение этой задачи предполагает: * анализ состояния образовательного учреждения и прогнозирование тенденции изменения социального заказа, адресуемого школе; * соотнесение социального заказа, адресуемого школе, с возможностями получения ресурсов извне для её развития; * анализ и оценку достижений и проблем школы.
Все перечисленное выше находит свое отражение в информационной справке о школе и аналитико- прогностическом обосновании программы развития. 2.Описание образа желаемого будущего состояния школы, её организационной структуры и особенностей функционирования. Решение этой задачи отражается в концепции желаемого будущего состояния школы. 2.Разработка и описание стратегии и тактики перехода школы из существующего в новое, желаемое состояние; подготовка конкретного плана такого перехода. Решение этой задачи отражается в разделе программы «Стратегический план»
4 Основные этапы разработки программы. Информационная справка об образовательном учреждений. Блок аналитического и прогностического обоснования программы. Концепция желаемого будущего состояния школы как системы. Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние.
Приложения.
5 Паспорт программы развития Наименование программы; Основания для разработки программы; Заказчик программы; Авторы программы; Цель программы; Задачи программы; Сроки и этапы реализации программы; Исполнители программы; Объем и источники финансирования; Ожидаемые конечные результаты реализации программы; Система организации контроля реализации программы.
6 Чтобы разработать Программу развития ОУ необходимо последовательно ответить на следующие вопросы: Что мы хотим изменить? Что не устраивает в полученных образовательных результатах учащихся? Цель Что хотим достичь и через какие изменения образовательного процесса, образовательной среды? Ключевая проектная идея Что для этого у нас есть и что потребуется?
SWOT-анализ сильных и слабых сторон Как мы это будем изменять? Что мы будем делать? Предполагаемая управленческая модель изменений и поэтапный план Как мы будем оценивать достижение поставленных целей?
Измеримые критерии и показатели диагностики новых образовательных результатов учащихся, оценки деятельности учителя, реализации образовательного процесса Что может нам помешать в достижении целей? Как это можно предупредить? Риски и мероприятия по их минимизации Какие финансовые средства для реализации Программы развития потребуются? Финансовый план
7 Программа развития ОУ Мониторинг: критерии, показатели, индикаторы достижения целей, методы измерения и оценки Риски, их минимизация Финансовый план программы Информационная справка о школе Концепция Концепция Стратегия развития Этапы, календарный план, сроки, ответственные Модель системных изменений: инновационные программы, подпрограммы Стратегическая цель и ожидаемые результаты Стратегическая цель и ожидаемые результаты Социальный заказ Анализ исходной ситуации: возможности и слабые стороны для реализации замысла Приоритетные направления Ключевая проектная идея Обоснование программы Миссия и видение школы
8 Информационная справка о школе Наименование и статус школы сегодня Качественная характеристика: состояние школы, МТБ и т.д. Характеристика окружаемого социума и роль школы в социуме Характеристика контингента учащихся Характеристика педагогического коллектива Особенности управления школой Характеристика достижений в освоении государственных образовательных стандартов
9 Стратегический план развития План, существенный, важный для достижения общих генеральных целей на определенном этапе. Призван обеспечить достижение целей школы в долгосрочной перспективе. Он входит в состав Программы развития школ
11 Направления и задачи изменений Цели Пример ные сроки Формы работы Методы работы Ответст венные I.Совершенствование учебно-воспитательного процесса Цель: II. Совершенствование учебно-методического сопровождения УВП Цель: III. Обновление технологий образования Цель: IV. Инклюзивное образование Цель: V. Повышение кадрового потенциала Цель: VI.
Совершенствование мотивационной среды Цель: VII. Совершенствование воспитательной системы школы Цель: VIII. Укрепление МТБ школы Цель: Примерная форма планирования
12 Миссия – это 1 Принятие школьным коллективом целей, ценностей образовательного учреждения, принятие на себя обязательств 2 Официально декларируемое решение об общем назначении образовательного учреждения, о его целях и ценностях, о принимаемых на себя обязательствах. 3 Обозначение рамок и направлений, определяющих стратегические цели.
13 Ключевые вопросы для определения миссии ОУ: 1.Для кого мы работаем и какого результата хотим добиться? 2. Зачем наша школа нужна учредителю? 3. Зачем наша школа нужна социуму? 4. Зачем наша школа людям, которые в ней работают?
14 Функции миссии Внутренняя функция Выбор профиля Выбор образовательных технологий Внешняя функция Дает представление о деятельности школы Предъявляет потенциальным заказчикам «визитную карточку» школы
15 Ценности школы Свободомыслящая, креативная, способная к саморазвитию и самореализации, успешная личность Ценности школы Свободомыслящая, креативная, способная к саморазвитию и самореализации, успешная личность Навыки адекватного восприятия мира и гуманного отношения к нему непрерывного самообразования здорового образа жизни личностного, социального, и профессионального самоопределения использования коммуникаций для решения жизненных ситуаций активной жизненной позиции на основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей Навыки адекватного восприятия мира и гуманного отношения к нему непрерывного самообразования здорового образа жизни личностного, социального, и профессионального самоопределения использования коммуникаций для решения жизненных ситуаций активной жизненной позиции на основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей Миссия школы Кадры Кадры Технологии Стиль Стиль деятельности школы Стиль Стиль деятельности школы Структура Например:
16 SWOT- анализ системных изменений (анализ внутренней среды ОУ) СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫВОЗМОЖНОСТИ …… …… …… …… СЛАБЫЕ СТОРОНЫУГРОЗЫ …… …… …… ……
17 Критерии хорошего плана План должен соответствовать потребностям ОУ и требованиям внешней среды; Он должен быть реальным и достижимым при имеющихся ресурсах (временных, финансовых, управленческих, человеческих); Предполагаемые результаты должны быть четко определены; Этапы плана должны формировать результаты, которые можно оценить качественно и количественно; План должен определять четкие сроки для каждой фазы; Хороший план должен стараться предусмотреть все возможные изменения среды
18 Основные критерии оценки результатов реализации Стратегического плана развития школы: достижение учащихся в общеобразовательной, профильной подготовке; состояние здоровья школьников и педагогического коллектива; создание условий для творчества педагогов, воспитанников и учащихся; обобщение и трансляция профессиональных достижений педагогов (публикации в печати, участие в методической работе города, области, республики); формирование портфолио школы. Ожидаемые результаты можно также измерять при помощи диагностических методик психологической, медицинской и методической служб: тестирование, сравнение, социометрия, наблюдение, собеседование, анкетирование.
19 Основные УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ показатели оценки реализации Стратегического плана развития школы: Уровень мотивации и стимулирования всех участников образовательного процесса; Уровень сформированности системы информационного обеспечения школы; Уровень аналитической культуры управления; Уровень прогнозирования и планирования; Финансовые ресурсы, полученные в результате побед в конкурсах и проектах; Спонсорская помощь.
Источник: www.myshared.ru
Рабочая программа курса внеурочной деятельности школы. Разговоры о важном
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
основной образовательной программы НОО,ООО,СОО
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
— воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
— совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
— повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
— развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
— формирование культуры поведения в информационной среде.
Учебный курс предназначен для обучающихся 1-11-х классов;
рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год в каждом классе.
Форма организации: дискуссионный клуб.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
Наша страна – Россия
165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского
День пожилого человека
Международный день школьных библиотек
День народного единства