Что такое бизнес-план. Объясняем простыми словами
Бизнес-план — это ключевой документ, разрабатываемый предприятием и представляемый инвестору по инвестиционному проекту или проекту санации данного предприятия при угрозе его банкротства.
Проще говоря, это программа деятельности предприятия, меры по достижению конкретных целей, включающие оценку ожидаемых расходов и доходов.
Пример употребления на «Секрете»
«Выдачей стартап-виз и ВНЖ в Латвии занимается LIAA — Латвийское агентство инвестиций и развития: здесь запрашивают справку об отсутствии судимости (с апостилем), подробный бизнес-план стартапа, информацию о наличии денежных средств для пребывания в стране (€6000)».
(Основатель Missontech — о релокации в Европу.)
Нюансы
1. Резюме. Здесь содержится общая информация о проекте, краткая информация о сроках кредитования, гарантиях возврата, объемах инвестиций.
2. Основная идея проекта. Необходимо предоставить полную информацию о компании, отрасли. Составляется подробное описание перспектив их развития. Приводятся подробные расчёты финансовых показателей, описывается структура компании, направление её деятельности, партнёрские связи.
Франция. Программы поддержки | Оптимизация налогов | Налоговые льготы для компаний во Франции
3. Описание товара или услуг. Раздел включает сведения о предлагаемой предпринимателем продукции или услугах, с которыми он выходит на рынок. Сюда относится наименование продукта, характеристики, область его применения, изучается конкурентоспособность, сертификаты, лицензии.
4. Анализ рынка и маркетинг. Следует подробно описать рынок сбыта. В этом блоке бизнес-плана UNIDO приводится анализ конкурентов, их сильные, слабые стороны, маркетинговые исследования, перспективы развития.
5. План производства. Указывается географическое положение компании, наличие транспортного сообщения, коммуникаций. Проводится анализ кадрового состава предприятия, объёма производства. Обязательно следует указать расчёты заработной платы, текущих затрат на сырьё и производство, а также предоставить отчёт по экологической безопасности компании.
6. Организационный план. Раздел содержит подробную схему организации кадров компании, подразделений, руководящего состава.
7. Финансовый план. Здесь указываются все финансовые расчёты затрат и налоговые платежи, составляется отчёт о доходах, расходах, анализ прибыли, движения денежных средств и прогнозируемый баланс.
8. Оценка эффективности проекта. Приводится расчёт эффективности нового предприятия, а также анализ чувствительности к различным факторам.
9. Гарантии и риски. В блоке необходимо указать информацию по окупаемости и возврату денежных средств. Особое место отводится анализу возможных рисков.
10. Приложения. Бизнес-план UNIDO следует дополнить регистрационными документами предприятия, чертежами, диаграммами, схемами, расчётами. Следует приложить результаты маркетинговых исследований и финансово-экономические расчёты.
Источник: secretmag.ru
Программа деятельности Предприятия. Почему так происходит?
Разработка и утверждение программы деятельности унитарного предприятия
В соответствии с постановлением Правительства РФ №228 от 10.04.2002 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» все государственные унитарные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, должны ежегодно составлять программу деятельности и представлять до 1 августа в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие.
Программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия разрабатывается по установленной форме и представляет собой комплекс мероприятий, увязанных по срокам и ресурсам. Программа состоит из 4 разделов:
I — «Краткая характеристика хода реализации программы деятельности предприятия предыдущего года и первого полугодия текущего года». В данном разделе в обязательном порядке должна быть отражена планируемая величина прибыли предприятия за текущий год.
II — «Мероприятия по развитию предприятия». В данный раздел не включаются мероприятия, связанные с текущей деятельностью предприятия, т.е. мероприятия, затраты на которые отнесены в полном объеме к текущим расходам предприятия.
Мероприятия программы должны отражать основные направления деятельности по развитию предприятия в планируемом периоде. Для каждого мероприятия в виде приложения к программе представляется технико-экономическое обоснование планируемого мероприятия, затрат на его реализацию, ожидаемого эффекта от его выполнения, также иные пояснения, в т.ч. расчет доли прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году. Ожидаемый эффект указывается в виде прогноза увеличения (уменьшения) чистой прибыли предприятия в результате реализации планируемых мероприятий.
По каждому из подразделов и по всему разделу мероприятий в целом указываются сводные данные по объемам финансирования с разбивкой по источникам финансирования мероприятий.
III — «Бюджет предприятия на планируемый период (финансовое обеспечение программы)». Плановые суммы доходов и расходов отражаются в бюджете предприятия поквартально нарастающим итогом.
В бюджете предприятия выделяются две группы расходов:
- — капитальные расходы — расходы по реализации мероприятий по развитию предприятия (раздел II программы),
- — текущие расходы — расходы, обеспечивающие текущую деятельность предприятия и не включенные в капитальные расходы, определяются в соответствии с учетной политикой предприятия.
Часть чистой прибыли, подлежащая перечислению в бюджет (строка 22701 бюджета) рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли предприятия за год, предшествующий планируемому, на сумму расходов по реализации мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли. В соответствии с разъяснениями Росимущества (письмо от 13.08.2007) №ЮМ-12/22865 размер отчислений чистой прибыли в федеральный бюджет в текущем году должен составлять не менее 25% от величины чистой прибыли предприятия за предыдущий год. При отсутствии утвержденной программы на текущий год часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется путем уменьшения суммы чистой прибыли предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия. Чистая прибыль определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.
Перечисление части прибыли в федеральный бюджет осуществляется предприятием до 15 июня.
Сумма превышения плановых доходов над расходами отражается (строка 3000 бюджета) с положительным знаком как профицит бюджета, соответственно, сумма превышения плановых расходов над доходами отражается с отрицательным знаком как дефицит бюджета. При профицитном бюджете из общей суммы прфицита выделяются остатки средств на счетах на конец планового периода (строка 31000 бюджета).
IV — «Показатели деятельности предприятия на планируемый период». Значения плановых показателей указываются поквартально нарастающим итогом. Планируемые дополнительные показатели деятельности (таблица 2) указываются в натуральном выражении по 3-5 видам работ (услуг, продукции) с обязательным указанием единиц измерения в графе «Единица измерения».
Строка 4 (таблица 1) «Часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет» должна соответствовать строке 22701 (раздел III).
Согласно разъяснениям Росимущества от 13.08.2007 №ЮМ-12/22865 программы деятельности федеральных государственных унитарных предприятий должны быть утверждены также и в отношении предприятий, вошедших в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. Факт принятия решения об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия не является основанием неутверждения программы деятельности предприятия на соответствующий период до момента ликвидации предприятия путем его преобразования в акционерное общество. Предприятия, преобразованные в акционерные общества, также обязаны перечислять часть прибыли, полученной за период работы в форме федерального государственного унитарного предприятия, если эта прибыль не будет распределяться на общем собрании акционеров (зависит от даты регистрации акционерного общества в ЕГРЮЛ). Соответствующие суммы должны быть учтены в заключительной бухгалтерской отчетности и передаточной акте в качестве задолженности перед федеральным бюджетом по выплате части прибыли и перечислены акционерным обществом по соответствующему коду бюджетной классификации: 166 111 07011 01 0000 120.
Ежегодно до 1 апреля вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год руководитель федерального государственного унитарного предприятия представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать программу деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность и предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, а также при необходимости — предложения по уточнению показателей деятельности предприятия, предусмотренных программой на текущий год.
Одновременно указанные предложения представляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и его территориальный орган.
Программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным утверждать программу согласно постановлению Правительства РФ №739 от 03.12.2004 и Протоколу заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы №40 от 21.10.2004. Протоколом № 40 утверждены следующие перечни ФГУП:
- — №1 — предприятия, подлежащие сохранению в федеральной собственности,
- — №2 — предприятия, имущество которых подлежит передаче в собственность субъектов РФ или муниципальных образований,
- — №3 — предприятия, подлежащие отчуждению в установленном законом порядке из государственной собственности,
- — №4 — предприятия, требующие дополнительного рассмотрения после принятия нормативных правовых актов,
- — №5 — предприятия, в отношении которых требуется уточнение их статуса, оформление реорганизационных, ликвидационных процедур и внесение в реестр федерального имущества.
Согласно Постановлению Правительства РФ №739 от 03.12.2004 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» органы исполнительной власти осуществляют утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия в отношении, находящихся в их ведении ФГУП, подлежащих сохранению в федеральной собственности или включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, т.е. предприятий, входящих в перечень 1.
В отношении иных предприятий (вошедших в перечни №№2,3,4,5) указанные полномочия осуществляются Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.
Утвержденные федеральным органом исполнительной власти программы деятельности федеральных государственных унитарных предприятий представляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и его территориальный орган.
Источник: studwood.net
Как организовать планирование деятельности предприятия
Планирование деятельности является частью управления предприятием, что предполагает нахождение приоритетных целей и возможностей их достижения. Это обширная область, включающая план предполагаемых затрат, улучшение состояния структуры, обеспечение согласованности деятельности подразделений. В завершении работы контролируется достижение поставленных результатов.
Что входит в планирование деятельности?
Планирование – это менеджерская задача. Работа происходит по трем базовым направлениям:
- Определение текущего состояния предприятия. Задача подразделяется на оценку экономического состояния компании, определение сфер, в которых предприятие функционирует эффективнее всего. Должны быть также найдены сферы, в которых требуется срочное улучшение. На основании текущего состояния можно установить, каких целей можно достигать при имеющихся ресурсах.
- Определение стратегических задач. Рассчитываются они исходя из конкурентной среды, технологий, пожеланий руководства, ситуации на рынке.
- Определение имеющихся и необходимых ресурсов. Понятие ресурсов включает в себя и технологии, и оборудование, и кадровый состав.
Исходя из данных задач, можно вывести структуру работы по планированию:
- Нахождение реалистичных целей.
- Определение показателей, на основе которых можно оценивать деятельность предприятия с точки зрения стратегии.
- Нахождение перечня приоритетных задач, которые можно решить в данной ситуации и при имеющихся ресурсах.
- Установление гибкой методики планирования, которая позволит достичь целей, определенных ранее.
Планирование – это комплексная задача, без которой не может обойтись ни одно развивающееся предприятие.
Как проводится анализ планирования?
Анализ предполагает оценку эффективности планирования. Для ее нахождения нужно ввести определенные критерии. Самый простой критерий – прибыльность. Рассмотрим иные показатели:
- Продуктивность применения трудовых ресурсов.
- Эффективность работы производственных подразделений.
- Выгода от инвестиционной деятельности, активов.
- Расширение предприятия.
На ранних этапах планирования менеджер определяет цели на заданный период. В завершении этого периода фактические показатели сравниваются с целями. Процент от совпадения и будет показателем эффективности плана.
Цели и виды
Рассмотрим основные цели планирования:
- Установление объективных перспектив структуры.
- Рациональное применение имеющихся ресурсов.
- Определение того, какие ресурсы нужно приобрести для достижения поставленных задач.
- Снижение риска банкротства до минимума.
- Полноценное осуществление научно-технической политики.
- Оптимизация контрольных мер.
Планирование позволяет создать объективную картину деятельности предприятия, увидеть его слабые места.
Разновидности
Планирование можно подразделяться на разновидности в зависимости от определяющих признаков. К примеру, признаком является масштаб охвата. Планирование, в свете данной категории, делится на следующие типы:
- Общее (предполагает определение совокупных целей работы во всех областях предприятия).
- Частное (относится только к определенной области).
Если рассматривать содержательную часть, выделяются следующие типы планирования:
- стратегическое (определение дальних целей и ресурсов для их достижения);
- оперативное (предполагает анализ текущей деятельности и установление тактических целей);
- текущее (заключается в постановке задач на текущий год).
ВНИМАНИЕ! Стратегическое и текущее планирование дополняют друг друга. Второй вид основывается на поставленных целях в долгосрочной перспективе.
Тип планирования зависит от области, в которой ставятся задачи:
- производственная часть;
- финансовая сфера;
- кадровые вопросы.
Планирование предполагает определение временного отрезка, на который устанавливаются цели и задачи. Исходя из этого, работа может быть:
- краткосрочной (от месяца до года);
- среднесрочной (1-5 лет);
- долгосрочной (более пяти лет).
Планирование может быть:
- жестким (то есть, его нельзя скорректировать);
- гибким (план построен с учетом вероятных изменений).
ВНИМАНИЕ! Жесткий метод на предприятиях применяется крайне редко. Ему сложно следовать. Большую эффективность показывает именно гибкая система.
Методы
Метод предполагает инструмент, посредством которого происходит планирование деятельности. Могут применяться сразу несколько методов. Рассмотрим их разновидности:
- Балансовый. Менеджер определяет баланс между имеющимися потребностями и ресурсами, которые есть на предприятии. Определяется перечень ресурсов, которых нет. Находятся источники их получения;
- Расчетно-аналитический. Необходим для нахождения показателей, нужных для анализа достижения поставленных целей. Изучается их динамика. Показатели могут быть следующими: прибыльность, производительность, рентабельность, уменьшение себестоимости;
- Графо-аналитический. Ключевой инструмент данного метода – графики. Они помогают определить связь показателей и прочих факторов. К примеру, прибыльность соотносится с текущей ситуацией на рынке;
- Программно-целевой. Актуален при работе над программами. Необходим для стратегического планирования. Основная особенность метода – определение эффективности исходя из конкретных результатов. Менеджер ставит цель. Она разбивается на задачи и подзадачи. Обычно цель решает проблему в одной сфере. К примеру, предприятие желает расшириться. Глобальная цель – освоение новых рынков. Задачами может являться заключение договоров в других регионах, аренда помещения, решение транспортных проблем;
- Экономико-математические методы. Основным инструментом является расчет. Выполняется он при помощи вычислительной техники. Помогает определить количественные показатели. Обеспечивает возможность разработать несколько альтернатив, из которых выбирается наилучшая на данный момент.
Элементы планирования есть в любой организационной структуре. Ярким примером является бизнес-план, составляемый на ранних этапах функционирования компании. По сути, это определение дальнейшей деятельности организации, основанное на объективных предпосылках (к примеру, конкуренция). Бизнес-план решает сразу несколько задач. Он позволяет привлекать инвестиционные средства, обеспечивает видение деятельности компании.
Обычно планированием занимается менеджер. Но, если предприятие очень крупное, данная задача может быть делегирована более узкому специалисту. При осуществлении данной деятельности важно видеть реальную ситуацию, строить план на основании имеющихся внешних и внутренних факторов. Всё это позволит не просто вывести компанию на новый уровень, но и сделать это с максимальной экономией, уменьшением затрат на достижение целей.
Источник: assistentus.ru
Программа деятельности предприятия что это
О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 апреля 2002 г. № 228
г. Москва
О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 156, от 20.06.2011 № 499, от 17.04.2014 № 351, от 07.07.2016 № 639, от 30.06.2017 № 781, от 12.10.2018 № 1224, от 24.11.2020 № 1907, от 15.11.2022 № 2067)
В целях повышения эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что федеральными органами исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, либо в отношении которых приняты в установленном порядке решения о ликвидации, утверждаются стратегии развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет (далее — стратегии развития предприятий) .
В отношении федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 1060-р, стратегии развития предприятий утверждаются на основании решений Правительства Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации или решений, принимаемых по его поручению Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации или Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
Стратегии развития предприятий основываются на утвержденных в установленном порядке программах и решениях, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Стратегия развития предприятия утверждается федеральным органом исполнительной власти в устанавливаемом им порядке с привлечением (при необходимости) представителей иных федеральных органов исполнительной власти.
Программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия основывается на утвержденной в установленном порядке стратегии развития предприятия, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, либо в отношении которых приняты в установленном порядке решения о ликвидации, и утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти ежегодно по форме согласно приложению.
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 № 499)
2. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий.
3. (Пункт утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 156)
4. (Пункт утратил силу — Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 156)
5. Установить, что показатели экономической эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий ежегодно утверждаются федеральными органами исполнительной власти в составе программ их деятельности. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2014 № 351)
6. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти представлять до 20 апреля года, предшествующего планируемому, в Министерство финансов Российской Федерации предложения по объему поступлений в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 156, от 20.06.2011 № 499)
7. Федеральным органам исполнительной власти в целях обеспечения поступления доходов, формируемых за счет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, в федеральный бюджет в 2002 году до 15 апреля 2002 г. представить в Министерство имущественных отношений Российской Федерации:
сведения о прибыли, полученной в 2001 году подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями, и о части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2002 году;
решения об утверждении показателей экономической эффективности деятельности по каждому подведомственному федеральному государственному унитарному предприятию на 2002 год, включая размер части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2002 году;
предложения по размеру части прибыли всех подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2003 году.
8. Федеральным органам исполнительной власти в 3-месячный срок принять соответствующие ведомственные акты, обеспечивающие реализацию настоящего постановления.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов
ПРИЛОЖЕНИЕ к постановлению Правительства Российской Федерацииот 10 апреля 2002 г. № 228
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 156, от 20.06.2011 № 499)
(наименование ведомственного акта федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего права собственника
от «____» ________________ г. № _______
Программа деятельности федерального государственного унитарного предприятия _________________________________________________________________
(наименование предприятия)
на __________ год
г. __________________
Сведения о предприятии
1.
Полное официальное наименование предприятия
2.
Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества:
дата присвоения реестрового номера
3.
Юридический адрес (местонахождение)
Источник: government.ru