Программа деятельности отряда виды программ

Программа отрядной деятельности должна отражать приоритетные направления государственных программ: гражданско-патриотическое, правовое, нравственное, интеграция детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, поддержка талантливых и одарённых детей, информационные технологии, техническое творчество и др. Подсказка: очень актуально использование направлений деятельности Российского движения школьников.

ВНИМАНИЕ: для достижения большей объективности оценки программы в ее тексте НЕ упоминается название СПО, учреждения, направившего СПО на Первенство.

  1. Титульный лист (с указанием авторов программы).
  2. Пояснительная записка.

· актуальность, востребованность программы,

· описание проблемы или противоречия, побудившего к разработке программы,

· описание опыта работы в данном направлении,

  1. Краткая характеристика участников программы (возраст, пол, количество и т.п.)
  2. Педагогическая идея программы.
  3. Целевой блок программы:
  1. Критерии и способы оценки качества реализации программы:

· качественные и количественные критерии эффективности программы,

Топ 10 ошибок | Видеокурс Вожатый XXI Лайфхак от Единого центра подготовки вожатых

· система, формы мониторинга промежуточных и итоговых результатов.

  1. Содержание и средства реализации программы:

· логика развития содержания по этапам (направлениям) программы,

· модель игрового взаимодействия,

· система мотивации и стимулирования участников программы,

· содержательные и организационные особенности деятельности детских объединений.

  1. Кадровое обеспечение программы. Партнеры реализации программы (внешние организации, отделы и службы лагеря).
  2. Информационно-методическое обеспечение программы.
  3. Особенности материально-технического обеспечения программы.
  4. Список литературы, использованной при разработке программы и необходимой в ходе ее реализации.
  5. Вариативная часть (приложения):

· конкретные сценарии мероприятий,

· краткий отчёт о реализации,

· освещение в СМИ,

· отзывы родителей, детей,

· достижения, грамоты, сертификаты,

· пакет участника и т.п.

Условия участия в IX Республиканском Первенствое

«Лучший студенческий педагогический отряд Республики Башкортостан»

1. Команда, представляющая СПО в Первенствое, должна состоять из 7 действующих членов СПО. Состав команды одинаковый на всех Первенствоных испытаниях, не допускается замена участников.

2. К участию в Первенствое допускаются студенты очной формы обучения, являющиеся членами Башкортостанского регионального отделения МООО «РСО» и отработавшие третий трудовой семестр. В случае, если командир СПО не является студентом, его может заменить комиссар или методист СПО. Документы на каждого члена команды, необходимые для передачи командиром СПО в момент регистрации на Первенствое:

— справка с места учебы (оригинал для сдачи),

— студенческий билет (оригинал для ознакомления, копия для сдачи),

Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности: новые ФГОС НОО и ФГОС ООО. Скачать…

— членский билет Башкортостанского РО МООО «РСО» (оригинал для ознакомления, копия для сдачи) или справка, зверенная командиром Башкортостанского РО МООО «РСО» (оригинал для сдачи).

Все документы командир СПО передает единым пакетом на стол регистрации в момент заезда.

3. Во время всех очных Первенствоных испытаний обязательно ношение отрядной формы (исключение составляет театральный костюм во время исполнения ролей при проведении мероприятий, творческой визитки).

4. Всё необходимое оборудование и материалы для проведения мероприятий и выступлений на сцене СПО обеспечивают самостоятельно.

5. Запрещается использование пиротехнических, легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных веществ. Использование колющих и режущих предметов с обязательным соблюдение техники безопасности и инструктажем по ТБ для участников мероприятия.

Первенство «Мероприятие для детей»

Место проведения: общеобразовательные учреждения г. Уфы

Продолжительность: 40 минут

Количество участников (детей): около 30 человек.

Контингент участников (детей): 5-9 классы.

Предоставляется помещение — классная комната, учебный класс.

Правила Первенствоного испытания:

1. Все необходимое оборудование, инвентарь и материалы, СПО обеспечивают самостоятельно.

2. В данном испытании принимают участие только 4 человека из команды СПО, заявленные к участию в Первенствое.

3. Не допускается участие, в том числе организационная помощь, других членов команды СПО и других людей, не входящих в состав команды Первенствоа.

4. Опрятный вид Первенствоантов, сменная обувь.

5. Оценивается практическое проведение мероприятия в соответствии с конспектом мероприятия.

6. Для подготовки к проведению мероприятия отводится не более 10 минут.

7. После проведения мероприятия, СПО в беседе с экспертами/жюри Первенствоа могут провести самоанализ по критериям Первенствоного испытания.

8. За нарушение регламента и правил проведения Первенствоного испытания налагаются штрафы.

Критерии оценки Первенствоного испытания:

1. Грамотное распределение ролей и обязанностей между членами отряда при организации и проведении мероприятия (как, насколько рационально и равномерно распределены обязанности при организации и проведении мероприятия, степень участия каждого члена команды в проведении мероприятия).

2. Развивающий и воспитательный потенциал проведённого мероприятия (направленность на развитие личности ребёнка, коллектива, воспитание морально-нравственных чувств, оформление мероприятия).

3. Конкретность, достижимость, актуальность цели и задач мероприятия (насколько цель мероприятия понятна, реально достижима в рамках мероприятия, актуальна, соответствие задач и цели).

5. Коммуникативная компетентность членов педагогического отряда (продуктивное общение с детьми, культура речевого поведения, языковая грамотность).

6. Наличие приёмов и условий мотивации, включения каждого в активную деятельность на мероприятии (разнообразие методов и приёмов, обеспечивающих активность детей, пробуждение и поддержание интереса к деятельности).

7. Установление контакта с детьми, организация совместной деятельности, комфортного психологического климата, ситуации успеха.

8. Соответствие мероприятия особенностям целевой аудитории, оперативное реагирование педагогов на сложности, возникающие в ходе проведения мероприятия (соответствие сложности заданий и Первенствоов возрасту, полу детей, реакция педагогов на непредсказуемые трудности, возникающие в ходе проведения мероприятия, оперативное их решение).

9. Использование современных технологий, нетрадиционных форм и методов работы.

10. Позиционирование, представление деятельности отряда как части МООО «РСО».

Первенство «Тестирование»

Место проведения: аудитория БГПУ им. М. Амуллы

Правила Первенствоного испытания:

1. В тестировании принимают участие только 3 члена команды СПО, не задействованные в одновременно проходящем Первенствое «Мероприятие для детей».

2. Не допускается пользование всеми коммуникационными устройствами во время прохождения тестирования.

3. Тест состоит из вопросов на знание нормативно-правовых, психолого-педагогических, методических и управленческих основ деятельности вожатого, истории МООО «РСО».

4. Все задания теста выполняются индивидуально, запрещено коллективное обсуждение.

5. За нарушение регламента и правил проведения Первенствоного испытания налагаются штрафы.

Критерии оценки Первенствоного испытания:

1. Правильность ответов на вопросы теста.

Первенство «Визитка СПО»

Место проведения: концертный зал БГПУ им. М. Акмуллы (кулисы не закрываются, на «заднике» расположен экран, на который проецируется видео).

Продолжительность творческой визитки: до 5 минут.

Правила Первенствоного испытания:

1. В творческой визитке принимает участие вся заявленная в Первенство команда СПО. Дополнительные участники на сцене допускаются только для осуществления технических функций (вынести реквизит, подержать декорации).

2. Необходима подготовка помощников, осуществляющих контроль над звуковым, световым, видео оформлением творческой визитки.

3. Опрятный вид Первенствоантов, сменная обувь.

4. Весь необходимый реквизит для творческой визитки СПО обеспечивают самостоятельно.

5. В творческой визитке СПО рассказывает об особенностях своего отряда, как части МООО «РСО», пропагандирует деятельность студенческих педагогических отрядов МООО «РСО».

6. На подготовку сцены к выступлению отводится не более 2 минут.

7. За нарушение регламента и правил проведения Первенствоного испытания налагаются штрафы.

Критерии оценки Первенствоного испытания:

1. Отражение особенностей студенческого педагогического отряда во время творческого выступления и позиционирование СПО как части МООО «РСО», пропаганда деятельности СПО РСО.

2. Целостность и логичность выступления, единство замысла.

3. Художественное оформление (зрелищность, оригинальность, использование средств художественной выразительности).

4. Сценическая культура, артистизм, культура речи участников творческий визитки.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 673 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Программа работы летнего отряда «Радуга»
рабочая программа по теме

Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей и условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файлprogramma_otryada_raduga.rar 19.06 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Тисовская средняя общеобразовательная школа».

Директор МОУ «Тисовская СОШ»

Программа работы отряда «Радуга»

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи организации работы.
  3. Содержание и формы реализации программы.
  4. Условия реализации программы.
  5. Критерии эффективности программы.
  6. План — сетка.
  7. Предполагаемые результаты программы.
  8. Литература.

Организованный отдых во время каникул является одной из форм воспитания и занятости детей. Это «зона» особого внимания к ребенку, его социальная защита, время оздоровления. Происходит создание благоприятных условий для общения детей между собой, обмена духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами. Воспитательная ценность такого вида организации отдыха состоит в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Читайте также:
Как перенести программу 1с с компьютера на флешку

С целью организации летнего отдыха детей на базе МОУ «Тисовская СОШ» организуется детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену оздоровить порядка 20 учащихся. Возраст детей от 6 до 11 лет. Продолжительность смены 18 дней.

Проведение площадки обусловлено необходимостью:

  1. Продолжение учебного процесса в условиях лета;
  2. Проблема летней занятости детей;
  3. Укрепление здоровья учащимися.

При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

  1. Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
  2. Принцип творческого отношения к делу;
  3. Принцип добровольности участия в делах;
  4. Принцип учета возрастных особенностей детей;
  5. Принцип доступности выбранных форм работы.

Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. В прошлом году два сезона площадка проработала по программе «Большое космическое путешествие», к 50 –летию полёта Ю.А. Гагарина. Эта программа полностью отвечала требованиям и задачам, поставленным перед педагогами, работающими в летнее время с детьми.

В этом году площадка будет работать по программе «Радуга». Реализация программы будет проходить по семи направлениям, как цвета радуги. Ведь современные дети – такие разные: общительные и скромные, доверчивые и скрытные, весёлые и грустные.

При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных детей (от 6 до 11 лет), интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе отряда планируется активно задействовать социум села: Дом культуры, сельская библиотека, ФАП, почта.

Цели и задачи программы.

Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей и условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.

  1. организовать интересный, полезный отдых детей и совместную деятельность;
  2. способствовать развитию творческих способностей и расширению кругозора детей;
  3. содействовать воспитанию культуры поведения, навыков общения и толерантности;
  4. прививать навыки здорового образа жизни;
  5. создать условия для формирования бережного отношения к природе.

Содержание и формы реализации программы.

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Радуга».

В течение смены планируется реализация программы по 7 направлениям:

  1. нравственное – день Доброты;
  2. интеллектуальное – день Почемучек;
  3. спортивное – день Спортсмена;
  4. творческое – день Творца;
  5. экологическое – день Природы;
  6. оздоровительное – день Здоровья;
  7. эстетическое – день Красоты.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  1. Чёткое представление целей и постановка задач.
  2. Конкретное планирование деятельности.
  3. Кадровое обеспечение программы.
  4. Методическое обеспечение программы.
  5. Педагогические условия.
  6. Материально-техническое обеспечение

В реализации программы участвуют:

  1. Педагог-организатор;
  2. Учителя Тисовской школы;
  3. Работники Дома культуры;
  4. Библиотекари;
  5. Работники ФАПа.

1.Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

2.Должностные инструкции всех участников процесса.

3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

4. Проведение планёрок.

5.Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию жизни площадки.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования.
  1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
  2. Материалы для оформления и творчества детей.
  3. Наличие канцелярских принадлежностей.
  4. Аудиоматериалы и видеотехника.
  5. Призы и награды для стимулирования.

Критерии эффективности программы.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

  1. Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  2. Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  3. Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  4. Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Предполагаемые результаты программы.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе площадки.

Методы отслеживания результата.

Дети должны знать:

основные способы укрепления и сохранения здоровья;

правила поведения в природе; лекарственные травы;

что такое экология и некоторые экологические проблемы.

Интерактивные игры, викторины «Кто живёт в лесу и что растёт в лесу?» и др.

Итоговая игра по станциям.

Методика «Неоконченное предложение».

Медицинский осмотр в начале и конце смены.

Дети должны уметь:

провести зарядку, игру,

соблюдать правила личной гигиены; соблюдать режим дня;

вести себя в природе;

фантазировать и творчески мыслить;

Наблюдение в течение смены за детьми.

Награждение активных ребят.

Составление и разгадывание кроссвордов.

Программа предполагает развитие у детей;

развитие творческого мышления и воображения;

произвольного внимания, памяти, речи.

Наблюдение за поведением детей в игре, конкурсах, экскурсиях.

Тест на оригинальность и изобретательность.

Конкурсы рисунков по разным темам.

Проект «Здравствуй, Лето!»

Рефлексия в конце каждого дня и в конце площадки.

Реализация программы предполагает воспитание:

ценностного отношения к своему здоровью,

бережного отношения к природе;

воспитание чувства товарищества.

Наблюдение в течение смены за детьми.

Анкетирование «Мое здоровье»,

Оформление «Ромашки здоровья».

Экологическое мероприятие «Паутина» (сценки, ролевые игры, викторина).

План – сетка работы отряда «Радуга»

1.Сбор отряда. Знакомство с планом и направлениями отряда. Игра «Цветик-семицветик».

2.Оформление игровых комнат, изготовление отрядного уголка.

1.«Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты».

2.Игра «Поле Чудес» на тему: «За здоровьем к растениям».

3.Урок здоровья «Личная гигиена».

4. Разучивание отрядной песни и речёвки.

1.Просмотр презентации «История олимпийских игр».

2.Конкурс рисунков « Я люблю спорт».

3.Конкурс загадок о спорте.

1.Уроки здоровья. «Ядовитые животные: змеи».

2.Экологтческое мероприятие: «Паутина».

3. Экскурсия к реке.

4. Конкурс рисунков «Береги природу».

1.Развлекательная программа «В мире профессий».

2.Прогулка и сбор природного материала.

3. Изготовление поделок из природного материала. Оформление выставки.

1.Экскурсия в пожарную часть.

2.Экскурсия в детскую районную библиотеку. Просмотр презентации: «Писатели Прикамья» и мультфильмов.

1.Экскурсия в Тисовский ДК.

2.Праздник «Волшебная ромашка».

1.Просмотр презентации «ЗОЖ».

2.Подвижные игры на воздухе.

3.Занятие в тренажёрном зале.

4.Урок здоровья. Просмотр фильма «Вред табака».

1.Игра-викторина « Здоровье не купишь — его разум дарит».

2.Конкурс рисунков «Продукты вредные и полезные».

3. Разгадывание кроссвордов о здоровом образе жизни.

4.Разучивание комплекса упражнений при плоскостопии.

1.Просмотр концерта учащихся школы искусств.(Суксун).

2.Эксурсия на завод по розливу минеральной воды ООО «Форте» (д. Киселёво).

1.Уроки здоровья: «Клещи и опасность укуса» (фельдшер).

2..Экскурсия к реке Сылва.

3.Просмотр презентации «Достопримечательности Пермского края».

1.Просмотр презентации о правилах дорожного движения.

2.Викорина «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения».

3.Экскурсия на почту.

4.Конкурс рисунков на асфальте по правилам дорожного движения.

1.Митинг, посвящённый дню памяти и скорби.

2.Библиотечный урок. Обзор книг о войне.

3. Просмотр фильма о ВО войне.

1.Интерактивная игра «Кто живёт в лесу и что растёт в лесу?»

2.Экскурсия в Ключи.

1. Встреча с инспектором по пропаганде ПДД.

2.Урок здоровья «Берегите зубы».

3.Конкурс рисунков по ПДД.

4.Игры на свежем воздухе.

1.Экскурсия в ДК. Игры.

2. Библиотечный урок. Обзор новых книг и журналов.

4. Проект «Здравствуй, Лето!»

1. Экскурсия в Кунгурскую ледяную пещеру.

1. Итоговая игра по станциям.

2.Подведение итогов работы отряда.

3. Экскурсия в Торговище на новую детскую площадку.

1. Аксенова Г.И. Уроки для души.- П.:ПОИПКРО,2009.

2. АфанасьевС. Педагогическая азбука.

3. Баженова С.В. Рефлексивная деятельность в начальной школе //Завуч \Завуч начальной школы, 2002.№6. С.46-53

Читайте также:
Программа по заглаживанию вреда это

4. Елизарова Л.Н. Оздоровительная работа в начальной школе// Начальная школа, 2000. №9. С. 93-100.

5. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками// Начальная школа,2009. №6.С.50-51.

6.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.-Яр.:ГРИНГО,2006.

7. И.Г.Сухин . Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания.- М.:Новая школа, 1994.

8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. — М.:ГЕНЕЗИС,2004.

9. «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2006.

10. Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.

11. Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.

12. Газета: «Последний звонок» за 2000-2009 год.

13. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.

14. «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Л. Соколова. Новосибирск. 2007.

Источник: nsportal.ru

Коллективное планирование работы отряда

Izobrazhenie20028 968x648m.jpg

Для многих воспитателей летних оздоровительных лагерей, особенно новичков, проблема планирования – одна из самых сложных. Как приступить к ней, что нужно сделать, прежде чем спланировать смену?

Первое – познакомиться с территорией оздоровительного лагеря и его окрестностями. Встретиться с руководителями кружков, физруком и музыкальным руководителем лагеря и узнать, какую помощь они смогут оказать вам. Доскональное изучение лагеря, его возможностей – первый шаг в успешном планировании смены.

Второе – вместе со своим будущим напарником определить цели и задачи предстоящей смены и подумать, как они могут быть решены, определить оптимальные формы и методы работы. Составить своеобразную модель смены, учитывая важнейшие события в жизни государства и общества (в этом поможет календарь знаменательных и памятных дат); возможности лета для оздоровления детей, укрепления их физического и психического здоровья; традиции и специфику оздоровительного лагеря, особенности контингента детей, их возраст.

Четвертое – нужна информация о ребятах, получить которую можно различными способами. Например, с помощью вопросов: «Чем увлекаешься? Что ждешь от лагеря? Какое поручение имел в школе? Был ли уже в лагере?

Что умеешь делать? Что любишь?»

А теперь можно приступить к планированию. Необходимо помнить, что план – это результат совместного творчества взрослых и детей, и что главная цель коллективного планирования – включить каждого ребенка в составление плана работы отряда на смену. Отрядные дела будут по–настоящему интересны только тогда, когда их решают проводить сами дети. Для этого существуют различные приемы, включающие в себя поиск идей, творческую мысль, спор, анализ, выбор предложений, совет друг с другом, поддержку и многое другое.

Прием первый – проект плана и его защиту готовят микрогруппы отряда. Сбор отряда обсуждает все варианты, выбирая из них самое полезное, интересное. Обсуждение открытое. Говорить может любой: отвергать, спорить, защищать, предлагать что-то новое.

Прием второй – анкета. Например, ребятам могут быть предложены такие вопросы:

  • В каких делах отряда ты хотел бы принять участие?
  • За какое дело возьмешься в качестве организатора, ответственного?
  • Куда предложишь пойти на экскурсию, в поход?
  • Чему хотел бы научиться в лагере?
  • На какие вопросы ты хотел бы получить ответы (или какую тему предлагаешь обсудить в отряде?) и т.д.

Прием третий – творческий конкурс между микрогруппами на лучшее предложение к плану. Возможны как открытое обсуждение, так и закрытый конкурс, когда имена авторов засекречиваются девизами и оглашаются только после рассмотрения и оценки всех предложений.

Прием четвертый – тематические задания по планированию. Группам ребят, имеющим общий ярко выраженный интерес, определяются конкретные задания по планированию, например, выбрать спортивные дела, спланировать на смену походы, продумать экологическое направление в работе отряда и т.д.

Прием пятый – публичная защита предложений. Группы ребят готовят свое нестандартное предложение главного дела смены и его рекламу.

Прием шестой – час вопросов и ответов. Ребятам предлагается задать любые вопросы на любые интересующие их темы. Вопрос может стать темой отрядного сбора, диспута, вечера, пресс-конференции, встречи с интересными людьми. Час вопросов и ответов также дает информацию о зрелости, о направлении интересов коллектива. Полученные вопросы следует подсчитать и классифицировать.

Анализ вопросов показывает наиболее важные для ребят направления работы.

Прием седьмой – обсуждение проекта плана работы коллектива. Проект готовит совет отряда или творческая группа ребят вместе с воспитателем. Обсуждают этот проект все члены коллектива.

Прием восьмой – ящик-копилка интересных предложений («банк идей»). Ящик может находиться в отряде постоянно или определенное время в начале смены.

Прием девятый – разведка полезных дел. «Разведка» — потому что группе ребят дается задание что-то найти, узнать, разведать. Ее проводят в лагере и за его пределами.

До того, как ребята отправятся в разведку, воспитателю необходимо встретиться с руководителями тех объектов, куда придут ребята, предупредить их о приходе «разведки», попросить подсказать ребятам, где требуется их помощь. Ведут разведку специально созданные группы во главе с командиром. Они получают конкретные задания, оформленные в виде маршрутных листов или пакетов. Донесения разведки помещаются в отрядном уголке.

Прием десятый – операция «Поиск идеи» (см. Приложение). Цель ее: придумать смену, какой никогда еще не было. Отряд делится на микрогруппы, которые разрабатывают и представляют свои идеи на всеобщее обсуждение. Реклама их может проходить в разных формах: путешествие на машине времени, серия телеграмм, живая афиша, виртуальная экскурсия и т.п.

При обсуждении идей оценивается оригинальность, смелость, несбытность или реалистичность самой идеи и то, как она представляется в рекламе. За основу в план работы отряда можно взять один из вариантов идей или отобрать из каждой самое интересное и на этой основе разработать общий план на смену.

Прием одиннадцатый – творческое строительство «Дом, который построим мы». Выполняется по микрогруппам или всем отрядом. Ребятам предлагается представить, что это тот дом, в котором им предстоит жить в течение смены. Каждому ребенку предлагается на протяжении одной минуты подумать, какие дела, мероприятия, игры будут полезны для совместной деятельности и комфортного проживания в доме. На заготовленных листочках бумаги прямоугольной формы каждый ребенок записывает свое предложение, из которых «возводится» дом.

Кроме предложенных могут быть использованы и другие методы, приемы и формы коллективного планирования:

  • «мозговой штурм»
  • аукцион идей и предложений (творческих дел)
  • вертушка общения
  • спецвыпуск газеты «Что делать?», «Твое предложение» (лист ватмана, на котором ребята запишут свои идеи и предложения)
  • защита проектов коллективных творческих дел
  • создание «банка идей» (карты звездного неба, отрядного созвездия, дерева идей, поезда творческих дел).

Предложенные приемы планирования работы отряда не являются обязательными. При их выборе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребят, их склонности и интересы.

Работа по составлению плана завершается на сборе отряда. Отбирая дела в план работы отряда, необходимо предусмотреть разнообразие форм и видов деятельности детского коллектива, их соответствие поставленным целям, равномерность распределения отрядных дел по времени, разумную насыщенность плана, реальность выполнения запланированных мероприятий, согласованность с планом работы оздоровительного лагеря.

План оформляется и помещается в отрядном уголке. Оформление его может быть различным: в виде домика, паутинки, солнца, дерева, поезда, ромашки, аквариума, звездного неба, шаров, салюта, карты, маршрутного листа и т.п. Наиболее удобная форма рабочего плана – план-сетка. Лист бумаги расчерчен на столько клеток, сколько дней в лагерной смене.

В них отмечается, в какой день и что будет проводиться. План-сетка позволяет наглядно увидеть, не перегружен ли план работы отряда, выполним ли он в отведенные сроки, не назначено ли несколько дел на одно и то же время. Структура плана может быть и такой: дата, дела, ответственные.

Операция «Поиск идеи»

Воспитатель предлагает ребятам придумать смену, какой никогда еще не было в лагере. Принимаются не те идеи, которые наверняка можно осуществить, а наоборот – самые невероятные, даже несбыточные. Для разработки идей, отряд делится на микрогруппы по 7-8 человек. На подготовку дается 20 минут. Набор идей в микрогруппах осуществляется на основе «мозгового штурма».

Свои идеи группы рекламируют в разных формах.

Одна группа выдвигает лозунг: «На всю смену в поход!» Лагерь это только база, куда отряд возвращается из двух- трехдневных походов по окрестностям, чтобы пополнить запас продуктов, устроить банный день, согласовать с руководством свои дальнейшие планы. На маршрутах предполагаются спортивные и творческие встречи с другими лагерями, экскурсии в музеи и по памятным местам, встречи с интересными людьми, уход за памятниками, а в лагере будут выступления с творческими отчетами о походах и организация туристских соревнований для младших отрядов.

Читайте также:
Программой переводчиком является inkscape abbyy finereader ms excel abbyy lingvo

Вторая группа предлагает отряду прожить смену как всю историю человечества, передвигаясь через каждые три-пять дней от эпохи к эпохе.

Третья группа выдвигает идею превратиться всему отряду в передвижной театр. Подготовить один-два спектакля и отправиться «в турне» по окрестным лагерям и населенным пунктам. Опробовать эти спектакли сначала, конечно, в своем лагере, а затем выступать перед ребятами с творческими отчетами о своих «гастролях».

Четвертая группа приглашает всех в «международный лагерь». Микрогруппы создаются по знанию ребятами иностранных языков. Каждая выбирает себе страну, где их язык является государственным, и превращается в делегацию этой страны в международном лагере. Группы будут разговаривать только на своем иностранном языке, а на общих делах придется пользоваться услугами переводчиков. Можно устраивать пресс-конференции с представителями разных стран, поочередно праздновать день страны, организовать эстафету национальных игр, провести конкурс рисованных анимационных фильмов, в которых действующими лицами будут герои сказок и мультфильмов разных стран.

После того, как группы представят свои идеи, нужно решить: взять за основу один из предложенных вариантов или отобрать из каждой самое интересное и на этой основе разработать общий план на смену. В него могут войти и серия походов, и постановка спектаклей, и историческая игра, и свой «международный лагерь», но только уже что-то будет длиться неделю, что-то один-два дня, а что-то займет лишь несколько часов. Группам дается задача – за 15 минут сделать содержательную разработку выбранного варианта, чтобы туда вошли и труд, и спорт, и творчество, и забота о младших, и были учтены интересы всего отряда и каждого ребенка. Второй этап разработки идеи заканчивается также общим обсуждением.

В ходе операции «Поиск идеи» воспитатели находятся не в позиции стороннего наблюдателя, чего-то ожидающего от детей, а в позиции творческого сотрудничества – на равных с ребятами они решают творческую задачу, ответа на которую у них заранее нет.

Аукцион как форма коллективного планирования жизнедеятельности детского коллектива в лагере

В разработке программ и планов деятельности детских коллективов в практике работы широкое распространение получили деловые и организационно-деятельностные игры. Одной из таких игр является «Аукцион форм работы».

Аукцион – публичная продажа, при которой вещь приобретается тем, кто даст за нее наибольшую сумму; торги.

Назначение игры: составить проект плана работы детского коллектива на смену; развивать творческое воображение, коммуникативные способности и социальную активность ребят.

Участники: отряд среднего (старшего) возраста.

Реквизит: молоток, фломастеры, бумага, музыкальное оформление; оборудование для работы пресс-центра.

Ведет игру ведущий – распорядитель аукциона, один из воспитателей отряда.

В игре обычно участвует несколько групп, которые формируются в отделе по желанию или с помощью специально подготовленных атрибутов: разрезанных открыток, геометрических фигур, разноцветных лепестков и т.п. В каждой микрогруппе 7-8 человек, которые во время игры выполняют определенные роли:

  • лидер (представляет микрогруппу и ее коллективное мнение);
  • аналитик (отмечает положительные качества наработок других групп);
  • критик (дает критическую оценку);
  • пресс-секретари (записывают предложения и идеи своей группы: один экземпляр передается экспертной группе игры, второй – остается для работы в микрогруппе);
  • эксперт (входит в экспертную группу игры);
  • оформитель (входит в состав пресс-центра игры);
  • игровик (проводит игру или творческий конкурс для всех участников с целью психологической разгрузки).

Для оценки деятельности команд создается экспертная группа из представителей каждой творческой микрогруппы. Возглавляет ее второй воспитатель отряда. На протяжении игры эксперты анализируют деятельность микрогрупп, дают оценку выставленным на аукцион формам работы.

Для наглядно-информационного обеспечения хода аукциона выбирается пресс-центр. Хорошо, если его возглавит воспитатель, владеющий навыками оформительской работы. Пресс-центр фиксирует предложения участников игры и вывешивает их на всеобщее обозрение. Оформить материалы можно по-разному.

Желательно, чтобы это были отдельные элементы, т.к. такой подход позволяет работать над полученной от групп информацией одновременно всем членам пресс-центра. Например, в виде дерева с листьями, паровоза с вагонами, солнышка с лучами и т.п. Наиболее интересные и нестандартные идеи и предложения помещаются в «Банк идей», который можно оформить в виде домика.

Начинается игра со знакомства участников с ее назначением, порядком проведения аукциона, правилами «купли-продажи». Они вырабатываются либо организаторами игры, либо сообща всеми участниками. Например, в конфликтных ситуациях решающее слово остается за ведущим игры, спорные вопросы разрешает экспертная группа и т.д.

Затем идет формирование творческих групп и распределение в них ролей (5 мин.). Каждая микрогруппа придумывает себе название и девиз. Представляется экспертная группа и пресс- центр, обозначаются их задачи.

На первый лот предлагается задание «Азбука форм работы от А до Я» (10 мин.). Перед выполнением задания ведущему необходимо выявить знания ребят или объяснить им, что такое форма работы и какие они бывают. Каждая группа по очереди (или жеребьевке) предлагает свой вариант азбуки форм. Аналитики и критики микрогрупп высказывают мнение о представленных вариантах, задают вопросы по поводу той или иной формы работы. Качественный и количественный итог представленных азбук определяет группа экспертов и отражает его на специальном табло или фиксирует в таблице.

Во время работы творческих групп может быть использовано музыкальное оформление.

Далее выбираются темы аукциона: они могут быть предложены группой экспертов или самими игроками. Например, дела: «для себя», «для своего отряда», «для своего лагеря», «для окружающих людей» или темы: «Отдых», «Спорт», «Природа», «Здоровье», «Интеллект» и т.д. На протяжении 10 минут каждая группа работает над своим направлением.

Второй лот – 10 мероприятий, дел, игр, наиболее значимых и разносторонних. Другие группы начинают выкупать предложенные дела, внося по очереди свои предложения и дополнения. В процессе их внесения ведущий смотрит, чтобы не было повторений, спрашивает: «Кто больше» и по окончании продажи стучит молоточком.

Группа экспертов отслеживает процесс «купли-продажи» и учитывает наиболее весомые и нестандартные предложения, выявляет индивидуальных «покупателей». Предложения микрогрупп оформляются пресс-центром и помещаются на специальном стенде.

Если накал игры не спадает после второго лота, ребята не устали и у них есть желание дальше продолжать аукцион, ведущий может предложить третий лот – разработка одного из мероприятий из серии предложенных микрогруппами по своим направлениям и отобранного экспертами. На протяжении 10 минут творческие группы разрабатывают проспект проведения дела. Разработанные формы деятельности выставляются по очереди группами на аукцион, стремясь подороже их продать (реклама дела, его оформление, представление в творческой форме и т.п.).

Дело могут выкупить другие группы, если дополнят что-то важное, значимое, используют интересный подход или предложат свой вариант проведения. Ударом молоточка ведущий объявляет о том, что данное предложение принято и мероприятие может стать собственностью микрогруппы, внесшей предложение. Выставленное на аукцион дело считается проданным, если после третьего удара молоточка больше не поступит предложений или они будут повторяться.

Пока эксперты определяют группу-победительницу, которой посчастливилось выкупить больше мероприятий, а также – наиболее активных участников игры, внесших интересные, ценные предложения и идеи, игровики микрогрупп могут организовать и провести творческие конкурсы, игры. Группа экспертов и пресс-центр подводят итоги аукциона, награждают победителей (это могут быть специально подготовленные призы или самодельные сувениры, медали, вымпелы, значки).

  1. В зависимости от особенностей и возможностей детского коллектива (отряда), из предложенной игры можно взять отдельные части или упростить ее. Например, не распределять роли в микрогруппах, использовать в аукционе только один лот.
  2. Предложенной формой деловой игры можно воспользоваться при подготовке и проведении конкретного дела в отряде, лагере.
  3. На основании данной методики можно разработать свои варианты проведения аукциона. Например, такой. В качестве «товара» на аукционе выступают дела, которые предложили ребята во время коллективного планирования (по итогам анкетирования, разведки полезных и интересных дел, часа вопросов и ответов и т.д.). Рисуются условные «деньги» (по названию лагеря или отряда). Каждому ребенку выдается по 100 единиц таких «денег». Задача ведущего – продать с аукциона будущие отрядные дела.

Источник: summercamp.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru