Программа носит инновационный характер. Используемые в ней технологии групповой деятельности с детьми и подростками содержат степень новизны, значимости и соответствуют современным требованиям и современным
Обоснование актуальности программы
Повышение спроса родителей на организованный отдых детей; оздоровление обучающихся
Предполагаемый социальный эффект программы
Программа расширяет и углубляет знания детей об истории и традиционной культуре родного края, приобщает детей к духовно-нравственным ценностям, заложенным в народной культуре.
Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей
Цель: Создание условий для всестороннего развития личности ребенка через привлечение внимания к вопросам развития народных традиций, сохранения культурно-исторического наследия и роли народных традиций.
Задачи: содействовать укреплению здоровья ребенка, привитию навыков здорового образа жизни
приобщению ребят к творческим видам деятельности, развитию творческого мышления;
ВСЁ! Про летний лагерь… (сборник)
формированию навыков культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
формированию у школьников навыков общения и толерантности;
развитию интереса к прошлому, настоящему и будущему Родины, родного края, к национальным корням; учить детей находить, хранить и передавать эти традиции последующим поколениям
Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)
— организация полноценного летнего отдыха для детей, в том числе детей из неблагополучных, малообеспеченных семей, для трудных подростков, с целью их социализации;
— укрепление дружбы и сотрудничества между детьми
— оздоровление детей через приобщение к здоровому
образу жизни (спортивные и оздоровительные мероприятия);
— развитие творческих способностей, инициативы и
— развитие коммуникативных навыков, практических
— снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лучший способ сделать детей хорошими –
это сделать их счастливыми.
Что такое лето? Лето в детстве – это целый мир, который открывается перед ребенком, как только заканчивается учебный год. Это возможность играть и общаться с друзьями, увидеть замечательные уголки нашей планеты. Это время открытий и новых впечатлений, которые останутся на всю жизнь. Каникулярный период деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием создает благоприятные условия для общения детей, обмена духовными и эмоциональными ценностями, реализации личностных интересов.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени обучающихся, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Поэтому школьный лагерь с дневным пребыванием является для детей уникальной возможностью с пользой провести время в период каникул. Данный период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Вожатые в лагере | ВСЯ ПРАВДА | VLOG
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей и подростков. Максимальных результатов в организации детского отдыха и оздоровления можно достичь в период летних каникул. Это позволит решить проблемы в вопросах укрепления здоровья детей и подростков, подготовки их к новому учебному году, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развития активной гражданской позиции, организации активной досуговой деятельности. Кроме того, большое значение придается реализации воспитательных задач подрастающего поколения.
Ценность любой работы с детьми состоит в том, что и ребенок и взаимодействие с ним всегда уникальны и неповторимы для педагога. Особую уникальность в этом плане представляет атмосфера лагеря с дневным пребыванием при школе.
Многообразие видов детской деятельности в лагере помогают ребенку найти свое место в жизни, самореализоваться, реально осуществить свои гражданские права и свободы.
Разработка данной программы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Цель программы — создание условий для всестороннего развития личности ребенка через привлечение внимания к вопросам развития народных традиций, сохранения культурно-исторического наследия и роли народных традиций.
Задачи: содействовать укреплению здоровья ребенка, привитию навыков здорового образа жизни.
приобщению ребят к творческим видам деятельности, развитию творческого мышления;
формированию навыков культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;
формированию у школьников навыков общения и толерантности;
развитию интереса к прошлому, настоящему и будущему Родины, родного края, к национальным корням; учить детей находить, хранить и передавать эти традиции последующим поколениям.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение I лагерной смены. В лагере будут отдыхать 55 обучающихся. Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений в возрасте 6–18 лет.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации. Продуманная организованная система планирования лагерной смены позволяет каждому ребенку получить новые знания, приобрести различные навыки и жизненный опыт.
Дети объединяются в разновозрастные отряды по 14 человек. К реализации программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием привлекается педагогический коллектив школы, работающий в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, а также учреждениями микросоциума (городская библиотека, городской краеведческий музей, пожарная часть, кинопарк «Альянс», клуб «Десантник», клуб «Кинолог», ЦДТ).
Концепция программы
Все, что есть ценного в нашей культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого с настоящим, преемственности духовных традиций. Наша память о прошлом Родины живет в нас сама собой. Память – это духовный мост, соединяющий день сегодняшний и день вчерашний, настоящее и прошлое. Память помогает нам жить, творить, утверждать новое. Все, что оставили нам наши предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих.
Школьные каникулы – время «погружения» в память прошлого. В связи с этим нами было принято решение строить работу лагеря на основе знакомства детей с народными традициями.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях.
Программа расширяет и углубляет знания детей об истории и традиционной культуре родного края, приобщает детей к духовно-нравственным ценностям, заложенным в народной культуре. А вместе с тем предоставляет им возможность активного отдыха и оздоровления в летний период.
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить многие воспитательные цели и задачи.
Актуальность, обоснование
Разработка программы организации летней занятости обучающихся в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей на 2017 год вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
работой по укреплению здоровья обучающихся и формированию у них потребности в здоровом образе жизни.
Программа летнего лагеря создавалась из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований:
1. Летний лагерь помогает использовать период летнего отдыха обучающихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащения знаниями и новыми впечатлениями.
2. Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению, как временного детского коллектива, так и создает основу для развития социального интеллекта обучающихся и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
3. Создаются большие возможности для организации неформального общения, что позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
4. Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, как мощной превентивной форме против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
➢ Конвенция ООН о правах ребенка;
➢ Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
➢ Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. № 124-ФЗ;
➢ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
➢ Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
➢ Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (СанПиН 2.4.4.2599-10);
Таким образом, с целью организации летнего отдыха детей, на базе МБОУ «Школа-интернат №8» г.Саяногорска организуется оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену оздоровить 55 детей. Возраст детей от 6 до 18 лет. Продолжительность смены 21 день. Планируется, что летний лагерь будут посещать дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, а также дети из неполных, многодетных, малообеспеченных семей.
В течение летнего периода педагогический коллектив будет осуществлять следующие виды деятельности: развитие одаренности обучающихся через исследовательскую работу, проведение праздников, конкурсов, викторин, спортивных соревнований и мероприятий, выходы в культурные учреждения.
Программа обеспечивает:
сохранение и укрепление здоровья обучающихся и реабилитация по окончанию учебного года;
благоприятные условия для отдыха, трудоустройства и занятости детей и подростков, в том числе состоящих в учетных группах, детей из малообеспеченных и/или многодетных семей, а так же находящихся под опекой и попечительством;
содержательное проведение детьми свободного времени;
подготовку к активной деятельности в рамках учебной и воспитательной деятельности в новом году.
Особенность программы состоит в том, что она способна удовлетворить интересы и потребности детей разного возраста.
Любая деятельность в лагере должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребенка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
Предполагаемые результаты программы:
организация полноценного летнего отдыха для детей, в том числе детей из неблагополучных, малообеспеченных семей, для трудных подростков, с целью их социализации;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
оздоровление детей через приобщение к здоровому образу жизни (спортивные и оздоровительные мероприятия);
развитие творческих способностей, инициативы и активности ребенка;
развитие коммуникативных навыков, практических умений детей;
снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей.
Содержание программы
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Структура детского оздоровительного лагеря
3. Взаимоотношения с администрацией и руководством лагеря.
4. Конструктивное взаимодействие всех участников педагогического процесса: «вожатый-вожатый», «вожатый-воспитатель», «вожатый-старший вожатый», «вожатый-старший воспитатель», «вожатый-технический персонал», «вожатый-кухонные работники», «вожатый-педагоги дополнительного образования», «вожатый-родители», «вожатый-дети», «вожатый-медицинские работники».
5. Организационные вопросы о ДОЛ перед заездом.
6. Поведение и подача вожатого в ДОЛ:
— цели и задачи работы вожатого в ДОЛ;
— умения, приобретаемые вожатым в ДОЛ;
— роль вожатого в детском коллективе: 3 позиции вожатого.
7. Личностные качества и образ вожатого:
Структура детского оздоровительного лагеря
Организация детского отдыха осуществляется по направлениям:
a. По целям: коммерческие, некоммерческие;
b. По типу: детский оздоровительный лагерь, детский оздоровительный лагерь санаторного типа, детский санаторий, семейный санаторий, лагерь дневного пребывания, детский оздоровительный центр, центр детского туризма;
c. По профилю: спортивно-оздоровительные, оборонно спортивные, образовательные, тематические, труда и отдыха, туристические;
d. По организационно-правовым нормам: государственные учреждения, автономные некоммерческие организации, филиалы, ООО/ЗАО, общественные объединения;
e. По локализации: городские, загородные;
f. По условиям пребывания: стационарные, временного пребывания;
g. По основному предназначению: оздоровительные, специализированные (исторические, народных ремесел и фольклора, эколого-биологические, краеведческие, языковые, семейные, плавучие, инспекторов дорожного движения, хореографические, скаутские, летние мастер-школы, профилактические лагеря и смены);
h. По сезонности: сезонные, круглогодичные;
i. По времени пребывания: круглосуточные, дневного пребывания.
Структура детского оздоровительного лагеря
1) Начальник (директор) лагеря;
2) Заведующий хозяйственной частью – технический персонал (сантехник, слесарь, уборщицы, дворники);
3) Служба безопасности;
4) Медицинский персонал (врачи и медсестры);
5) Шеф-повар (официанты, повара, посудомойщицы и т.д.);
6) Старший воспитатель (вожатый)/ заместитель директора по ВР (старший вожатый, педагоги-организаторы, вожатые, воспитатели, педагоги дополнительного образования/кружководы, инструктора по физическому воспитанию).
Взаимоотношения с администрацией и руководством лагеря
В отношениях с администрацией лагеря оптимальной является такая тактика: соглашайтесь абсолютно со всем, что вам будут советовать или приказывать, но делайте только то, что считаете нужным.
Отношения с персоналом:
— Главный принцип: будьте людьми, но не позволяйте садиться себе на шею.
— Со всеми людьми в лагере здоровайтесь и приучите к этому детей;
— Если что-то просите, то просите не для себя, а для детей;
— Возникающие проблемы с персоналом не решайте при детях;
— Если вам хамят, то сохраняйте спокойствие и будьте вежливыми при любом раскладе.
Роль вожатого в детском коллективе: 3 позиции вожатого.
Вожатый | |
«Плюсы» | «Минусы» |
Вожатый=Ребенок | |
— дети раскрываются; — видишь внутренние взаимоотношения | — снижение дисциплины; — нет авторитета вожатого |
Вожатый=Старший друг | |
— сохраняется авторитет; — вожатый — консультант | — сложно заслужить авторитет, но деятельность вожатого продуктивна |
Вожатый=Воспитатель | |
— четкая дисциплина; — продуктивная передача знаний | — дети не раскрываются; — страх перед старшими |
Личностные качества и образ вожатого
Вожатый, вне зависимости от возраста, должен выглядеть красиво, элегантно, эстетически выразительно, обаятельно. Вожатый, общаясь с детьми 24 часа в сутки, воспитывает их своей прической, гримом, походкой, мимикой, голосом, одеждой и т.д.
Особенно при первой встрече на заезде детей важно создать буквально одним штрихом у ребят и родителей в том числе положительное впечатление о себе.
Компоненты, из которых складывается у окружающий первое впечатление о вас:
2. Выражение лица;
5. Стиль поведения;
6. Внутренний настрой.
Внешний вид
Не стоит никогда забывать, что вожатый воздействует на ребенка своим внешним видом. Дети любят красивых вожатых. Вожатый всегда аккуратен, подтянут. Не одевайтесь в первый день слишком ярко, но и не будьте чопорными. Стильные аксессуары приветствуются, но в разумных пределах.
Форма одежды вожатого должна соответствовать педагогической ситуации. Для утра, линейки, турпохода и дискотеки одежда различается.
Каким бы кратким не был сон, с утра необходимо встать пораньше, взбодриться самому, привести себя в порядок и только в бодром, излучающем энергию виде, нужно идти будить детей.
Внешний вид вожатого должен соответствовать тому, что он ждет от группы. Если ты одет просто, но аккуратно — отношения в отряде будут такими же: несложными и дисциплинированными. Любая попытка подчеркнуть свою индивидуальность должна быть продумана. (конкурс, соревнования и т.д.). Нужно помнить о разных вкусах детей в отряде. Ведь ребенок может воспринять яркую одежду, аксессуары или прическу как элемент агрессии.
Выражение лица
Угрюмое, раздраженное и тем более «отсутствующее» выражение лица вожатого недопустимо ни при первой встрече, да и при последующей работе с ними. Найдите в арсенале эмоциональный картинок мягкую доброжелательную улыбку, она наиболее вам подойдет для общения с детьми и коллегами.
Запахи
Речь
Речь вожатого правильная и чистая. Без жаргонных слов. Не надо думать, что подростковый сленг сближает вас с детьми. Чаще это просто выглядит смешно. Без слов паразитов. Если вы не хотите, чтобы дети считали все «как бы» и «значит».
Или даже дали соответствующее прозвище.
Голос, тон, дикция вожатого очень важны в работе и должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно, воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае становится невосприятие его слов. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестает быть воспитателем. Между вожатым и воспитанником поселится чувство страха, которое искажает или вовсе разрушает педагогический процесс.
Не кричите. Кричать бесполезно. Неужели вы думаете, что сможете перекричать детей? Повышая громкость голоса, вы только повышаете шумовой порог, и дети начинают шуметь ещё громче. Кончится тем, что вы просто сорвете голос (рано или поздно).
А вот если говорить тише, то дети будут вынуждены прислушиваться.
Стиль поведения
Не повторяйте дважды, дважды не повторяйте. Даже если очень хочется сказать «скорей, скорей», лучше изменить смысловую подачу и сказать: «раз, два, три, побежали». С каждым повторением вес слов будет меньше.
Если повторять свои слова по несколько раз, то дети быстро перестанут реагировать на первое и будут ждать n-го «китайского» предупреждения.
Вожатый должен использовать короткие веские фразы, а не разражаться туманными многословными тирадами
Больше разговаривай с детьми, размышляй об услышанном, анализируй, умей хранить секреты, не торопись давать советы и оценки. Трепетно относись к моменту доверия – это многого стоит. При этом старайтесь избегать бестактных вопросов. Ты рискуешь получить соответствующий ответ, а других поставить в неудобное положение.
Стиль поведения
a) Вожатый – монстр-по-жизни
Именно так должно казаться детям. Их вожатый самый лучший. Он всё может, всё умеет, всё знает. Таким человеком хочется гордиться! Вожатый всегда уверен, спокоен, не теряется ни в каких ситуациях.
Уверенность в себе очень важна. Старайтесь не менять своих решений. Если вы говорите то одно, то другое, мечетесь от одной точки зрения к другой, это говорит о неуверенности, и это не в пользу авторитету. Впрочем, в некоторых случаях необходимо уметь признать свою неправоту, иначе будет выглядеть смешно.
Будьте готовы к самым неожиданным испытаниям, которым вас подвергнут дети. Неожиданные каверзные вопросы, попытки не слушаться, только чтобы посмотреть, как вы себя поведете – это далеко не весь арсенал. Будьте спокойны и находчивы, помните, что неожиданный оригинальный ответ обезоружит провокатора
Если вы что-то умеете делать хорошо – демонстрируйте это! Пусть дети видят, за что вас можно уважать. Но нужно помнить, что вожатый крут, но скромен.
Если вы что-то не умеете – не беритесь. Не стоит показывать детям своё несовершенство. Тут, правда, есть свои нюансы. Дети не всегда могут заметить, что вы делаете что-то плохо.
Но есть вещи, которые надо делать обязательно. Например, участвовать в вожатских выступлениях. Дети не должны видеть, что их вожатый отсиживается, или что он хуже других. И если вы во время вожатского выступления скромненько сидите в зале, то ждите от них неудобных вопросов. В общем, своё умение или неумение что-то делать главное правильно подать.
Важно, чтобы дети видели, что вы пользуетесь уважением других вожатых и администрации. Поэтому нужно быть уважительным к другим вожатым. Ни в коем случае не высказывайте свои претензии к ним при детях! Старайтесь работать так, чтобы к вам не было претензий ни от вожатых, ни от администрации, ни от родителей.
Изображать «монстра» всегда очень сложно, поэтому хотя бы частично нужно этого статуса придерживаться. Вожатый всегда должен стремиться к совершенству.
Вы приехали в лагерь, чтобы обеспечить детям приятный и полезный отдых, а не дети, чтобы обеспечить вас работой.
b) Вожатый – защитник
Вожатый всегда стоит горой за свой отряд. При возникновении конфликтной ситуации с другим отрядом, надо прежде всего заступиться за свой отряд (конечно же, разумно, сглаживая конфликт, а не обостряя его), даже если дети в чем-то неправы. И уже потом на сборе или огоньке, нужно ещё раз обсудить, и показать детям, что и они были неправы, и как нужно было поступить в конкретной ситуации. Ведь вожатый должен быть справедливым. Так же авторитетно и справедливо необходимо разбирать любой детский спор.
Советы
1. Работать как можно добросовестней. Основной ошибкой является отсутствие четкого плана действий. Почасового, поминутного, не на бумаге, а в голове. Для этого необходимо заранее, до заезда, проработать мероприятия на смену.
Это придаст спокойствия и уверенности, а значит хорошее настроение обеспечено.
Следить за имиджем.
3. Следить за дисциплиной. В первые 3 дня всё должно быть безупречно.
4. Использовать любой удобный случай для общения с детьми.
5. Не изолировать. Не отсиживаться в вожатской!
6. Беречь свои силы. Здоровый сон. Готовиться к смене заранее. Стараться проводить выходные вне территории лагеря.
Это необходимо того, чтобы перевести дух, оглянуться, проанализировать, увидеть ошибки, которые не поздно исправить. Также это необходимо для того, чтобы соскучиться по детям и понять, как же вы их на самом деле любите.
Некоторые не уезжают на выходной из лагеря, и это является ошибкой, т.к. нет главным образом смены обстановки, которая дает желанный отдых. Кроме того, почувствовав, что в лагере можно отдыхать и не работать, вы подсознательно будете халявить и это скажется на работе в дальнейшем.
7. Сразу брать дело в свои руки. Это ваш отряд и вы сделаете его таким, каким вы его видите.
8. Оглядываться и одумываться. Время от времени надо спокойно анализировать свою работу, искать недостатки, чтобы исправлять их. Найдите в себе силы сделать поворот. Сделайте что-нибудь неожиданное, заинтересуйте детей, затейте что-то интересное, пусть и в несущественный ущерб дисциплине. Дисциплина и атмосфера в отряде важны, и тут часто приходится балансировать.
Никогда не задавайте вопросы, ответ на который вы заранее знаете.
9. Не будьте ребенком! Не будьте капризны и эгоистичны, старайтесь не руководствоваться минутными порывами. Взрослый трезво оценивает ситуацию, способен пожертвовать сиюминутным удовольствием ради будущего блага, ради общего дела. Взрослый способен нести ответственность за других людей.
Никогда не обманывай детей.
Лекция №2
Дата проведения: 15.05.2017
Лектор: Яковлева А.В.
1. Структура ДОЛ.
2. Направления организации ДЛО.
3. Взаимоотношения с администрацией и руководством лагеря.
4. Конструктивное взаимодействие всех участников педагогического процесса: «вожатый-вожатый», «вожатый-воспитатель», «вожатый-старший вожатый», «вожатый-старший воспитатель», «вожатый-технический персонал», «вожатый-кухонные работники», «вожатый-педагоги дополнительного образования», «вожатый-родители», «вожатый-дети», «вожатый-медицинские работники».
5. Организационные вопросы о ДОЛ перед заездом.
6. Поведение и подача вожатого в ДОЛ:
— цели и задачи работы вожатого в ДОЛ;
— умения, приобретаемые вожатым в ДОЛ;
— роль вожатого в детском коллективе: 3 позиции вожатого.
7. Личностные качества и образ вожатого:
Структура детского оздоровительного лагеря
Организация детского отдыха осуществляется по направлениям:
a. По целям: коммерческие, некоммерческие;
b. По типу: детский оздоровительный лагерь, детский оздоровительный лагерь санаторного типа, детский санаторий, семейный санаторий, лагерь дневного пребывания, детский оздоровительный центр, центр детского туризма;
c. По профилю: спортивно-оздоровительные, оборонно спортивные, образовательные, тематические, труда и отдыха, туристические;
d. По организационно-правовым нормам: государственные учреждения, автономные некоммерческие организации, филиалы, ООО/ЗАО, общественные объединения;
e. По локализации: городские, загородные;
f. По условиям пребывания: стационарные, временного пребывания;
g. По основному предназначению: оздоровительные, специализированные (исторические, народных ремесел и фольклора, эколого-биологические, краеведческие, языковые, семейные, плавучие, инспекторов дорожного движения, хореографические, скаутские, летние мастер-школы, профилактические лагеря и смены);
h. По сезонности: сезонные, круглогодичные;
i. По времени пребывания: круглосуточные, дневного пребывания.
Источник: cyberpedia.su
Проект. Программа организации отдыха детей
1. Проект – программа организации отдыха детей
Котова Светлана Сергеевна, к.п.н. доцент,
заместитель директора Института ППО;
2.
Цель организации отдыха детей и
подростков в учреждениях отдыха и
оздоровления
состоит в укреплении физического и
психологического
здоровья
ребенка,
расширении его кругозора и развития
творческих
способностей,
получении
навыков общения и приобретения
новых друзей, познании
и приобщении
к природе.
3.
4.
5.
Типология программ
• долгосрочная – программа рассчитана на реализацию в течение
ряда лет; создается с учетом этапов развития оздоровительного
лагеря;
• краткосрочная – программа реализуется в течение небольшого
отрезка времени (оптимальный период – лагерная смена).
Программы ДОЛ могут быть как:
авторскими
(разработанными
отдельными
педагогическими
коллективами для своих лагерей); так и
адаптированными (позаимствованные у коллег, но переработанные,
с учетом конкретных условий лагеря).
При этом любая программа деятельности ДОЛ должна быть
актуальной,
целостной,
прогностичной,
реальной
и
оригинальной.
6.
Требования к программам детского лагеря
Актуальность — свойство программы быть нацеленной,
ориентированной на решение наиболее важных в сложившихся
условиях для оздоровительного лагеря проблем (учет
требований времени, региона, родителей, детей и т.п.).
Целостность — это требование к программе объединить в
единую систему все действия: от выдвижения целей до
описания предполагаемого результата деятельности ДОЛ.
Прогностичность — свойство программы работать на
перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях
не только то, что есть сегодня (популярно, востребовано), но и
предполагаемые изменения, новые требования к деятельности
лагеря.
Реальность — требование к программе быть выполнимой,
оптимальной для потенциала (творческого, материального и
т.п.) конкретного ДОЛ.
Оригинальность — качество программы отражать специфику
лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению
поставленных проблем.
7.
8.
Структура программы может
следующим образом:
1. Пояснительная записка.
выглядеть
Здесь
указывается
полное
наименование
программы, ее авторство, дата разработки.
Важная составляющая пояснительной записки –
актуальность
программы
(варианты
ее
выявления – либо через осмысление опыта уже
проделанной работы, ее анализа; либо через
результаты
небольших
исследований
потребностей детей, педагогов). Кроме того, в
данном разделе указывается имеющийся опыт
работы в данном направлении.
9.
2. Адресаты программы (участники).
Описание контингента участников, для которого предназначена
данная программа (пол, возраст, особенности участия,
требования к участникам), а также назначение объекта
программы (тип объединения, на который она рассчитана).
10.
3. Цель программы.
Цель может быть сформулирована в виде одной идеи, или же, ее,
возможно,
сформулировать,
охватывая
следующие
уровни
целеполагания:
1) цели, определяемые социальными потребностями;
2) цели собственно педагогической деятельности;
3) цели объекта – определяются потребностями, интересами самих
детей.
11.
4. Задачи программы.
Задачи могут быть сформулированы в двух видах:
1) задачи общие на весь период деятельности;
2) задачи по периодам (этапам) деятельности в
динамике.
Достаточное количество задач – от 3 до 7.
Задачи должны быть конкретными, реальными,
достижимыми.
На практике это означает, что каждую из поставленных
задач важно сформулировать таким образом, чтобы:
• было ясно, чего конкретно за данный период следует
добиться в деятельности лагеря;
• для ее решения имелись реальные возможности;
• ее действительно можно было решить (достигнуть) за
тот срок, на который она рассчитана.
12.
13.
6. Структура организации деятельности.
Дается описание структуры организации деятельности
в процессе реализации программы, ее управление,
система подчиненности, внутренняя и внешняя
иерархия (отряды, группы, команды). Отдельный
раздел может быть посвящен организации органов
самоуправления.
14.
7. Кадры программы.
Указываются кадры, специалисты, необходимые для
реализации
программы,
их
функционал,
подчиненность, предварительная подготовка.
Хорошим дополнением раздела служит описание
работы
с
кадрами
в
процессе
реализации
педагогической программы, а также после ее
реализации (анализ).
15.
8. Необходимые условия реализации.
Обеспечение реализации программы выписывается на
двух уровнях:
1) информационно-методическое обеспечение;
2) необходимая материально-техническая база.
16.
9. Результаты программы.
Ожидаемые результаты программы для участников в
случае реализации данной программы, ее социальный
эффект.
На данный раздел следует обратить особое внимание, именно он содержит основные смыслы необходимости
реализации данного проекта.
Желательно, чтобы результаты перекликались с
задачами программы и ее актуальностью (проблемы,
над решением которых работают авторы программы).
Как минимум, они не должны противоречить им.
17.
10. Критерии эффективности программы.
Этот раздел необходим для определения соответствия
качества
деятельности
в
рамках
программы,
определенному стандарту, приводящему к достижению
поставленной цели. Диагностический инструментарий
реализации программы позволяет оценить, на основе
выделенных
критериев,
качество
организации
деятельности ДОЛ.
Этот
раздел
позволяет
в
последующем
проанализировать воспитательно-образовательную и
оздоровительную
деятельность
лагеря,
выявить
положительные и отрицательные моменты и на основе
этого вносить необходимые коррективы и изменения в
деятельность ДОЛ.
18.
Возможные направления программ:
— профильные программы интеллектуальных,
экологических, экономических, творческих,
лидерских и тому подобных, смен,
реализуемые в зимний период;
— программы в сфере отдыха и оздоровления
подростков, обеспечивающих нравственное
воспитание, развитие разносторонних
способностей и интересов детей и подростков
в различных видах деятельности, реализуемые
в летний период;
— специальные программы образовательных
блоков (клубы, встречи, мастерские,
лаборатории, часы здоровья и т.д.), различных
детских объединений (центры, отряды, группы,
органы самоуправления и т.д.).
19.
Комплексная характеристика периодов
лагерной смены: Подготовительный
Задачи периода
Содержание
деятельности
Длительность
период
периода
1.знакомство с лагерем, его
территорией,
педагогическим
коллективом,
заочное
знакомство с отрядом;
2.подготовка
педагогической,
личной документации вожатого;
3.ознакомление с Программой
летнего
оздоровительного
отдыха в лагере;
4.составление
методической
копилки вожатого;
5.анкетирование родителей.
— выезд в лагерь на организационное
совещание;
— посещение родительского собрания;
— составление анкеты и проведение
анкетирования родителей;
— составление списка отряда;
— оборудование
отрядного
места
(домика);
— прохождение
медосмотра
и
получение допуска к работе;
— заключение трудового договора с
администрацией лагеря;
— разработка конспектов ключевых
дел смены согласно Программе
летнего оздоровительного отдыха.
Длительность периода —
10 дней до начала смены.
20.
Комплексная характеристика периодов
лагерной смены: Организационный период
Задачи периода
1.знакомство детей друг с
другом, с вожатыми, лагерем
и традициями;
2.оказание помощи детям в
социальной
адаптации
к
новым условиям, приучение к
режиму дня в лагере, к
соблюдению
санитарногигиенических правил;
3.создание
условий
для
раскрытия
способностей
детей,
доброжелательной
атмосферы;
4.проведение
первичной
диагностики
интересов,
направленности
личности,
ожиданий детей;
5.вовлечение
детей
в
совместную деятельность.
Содержание деятельности
Длительность
периода
— игры на знакомство, вечерние Длительность периода
костры;
— от 1 до 4 дней
-операция «Уют» по обустройству лагерной смены.
отрядного домика (места);
-конкурс эмблем комнат, отряда;
-составление графика дежурства;
-проведение
анкетирования,
опроса, обработка результатов;
-выборы актива отряда, выбор
названия отряда, девиза, речевки,
песни,
эмблемы,
разработка
законов жизни отряда;
-оформление отрядного уголка;
-подготовка к открытию лагерной
смены;
-подготовка творческой визитки
вожатского отряда;
-составление плана-сетки работы
отряда на смену.
21.
Комплексная характеристика периодов
лагерной смены: Основной период
Задачи периода
1.обеспечение совместной
разнообразной творческой
деятельности
воспитанников;
2.изучение сложившихся в
отряде
межличностных
отношений;
3.формирование у детей
умений
планировать
и
анализировать свою работу;
4.создание и укрепление
отрядных традиций;
5.сплочение коллектива на
основе самоуправления.
Содержание деятельности
Длительность
периода
— обеспечение
условий Длительность периода
воспитательной эффективности — с 5-го по 18-й дни
временного детского коллектива;
лагерной смены.
-систематический
анализ
деятельности,
корректировка
воспитательных задач;
-организация
и
проведение
детских массовых праздников,
КТД,
игр
различной
направленности согласно планусетке работы лагеря, отряда;
-организация
и
проведение
отрядных
вечерних
огоньков
разнообразной тематики;
-организация
деятельности
постоянных
и
временных
микроколлективов
(творческих,
инициативных групп и т.д.).
22.
Комплексная характеристика периодов
лагерной смены: Заключительный период
Задачи периода
1.подведение итогов смены;
2. демонстрация навыков и
умений, приобретенных за
смену;
3.создание
атмосферы
дружеского прощания;
4.анализ удовлетворенности
воспитанников совместной
деятельностью.
Содержание деятельности
Длительность
периода
— проведение итоговых отрядных Длительность периода
дел (итоговые выставки, встречи, — последние 2—3 дня
соревнования, итоговые выпуски лагерной смены.
газет, заключительный вечерний
огонек);
-проведение
дел-прощаний
(оформление письма-напутствия,
прощание с лесом, озером и др.);
-подготовка
художественных
номеров детей на гала-концерт;
-проведение концерта вожатых;
-проведение
итоговой
диагностики;
-прощальный костер.
23.
Комплексная характеристика периодов
лагерной смены: Постлагерный период
Задачи периода
Содержание деятельности
Длительность
периода
Основная
задача
деятельности вожатого —
педагогический
анализ
смены,
собственной
профессиональной
деятельности.
— участие в заключительном
педагогическом совещании;
-педагогический
анализ
смены, оформление отчета по
итогам
реализации
программы летнего детского
отдыха;
-оформление
стенгазеты,
летописи смены.
Длительность
периода — от 3 до
10
дней
после
окончания лагерной
смены.
Источник: ppt-online.org