Комплексная программа «Детство» направлена на творческую самореализацию и развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Структура Программы представлена следующими образовательными областями:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Основная цель Программы – создание оптимальных условий, предоставляющих каждому воспитаннику детского сада возможности полноценно взаимодействовать с окружающим миром, посредством разного рода деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Комплексная программа «Детство» 470 руб.
- Реферат Комплексная программа «Детство» 240 руб.
- Контрольная работа Комплексная программа «Детство» 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
ФЭМП Решаем задачи на сложение
Принципы, на основании которых реализуется Программа:
- Принцип образования и развития
- Принцип сохранения и укрепления здоровья воспитанников
- Принцип сотрудничества с семьей воспитанника
- Принцип приобщения детей к социальным и культурным принципам
- Принцип опоры на традиции семьи, общества и государства
Доклад «Программа «Детство»» для молодых специалистов от 0 до 3 лет материал на тему
для молодых специалистов от 0 до 3 лет
«Детство» — программа развития и воспитания детей в детском саду
Под редакцией: Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович
Цель программы: обеспечить развитие ребенка в период дошкольного детства: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное. Девиз программы:
«Чувствовать — Познавать — Творить»,
Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Программа «Детство» разработана авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию дошкольника. Она создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания дошкольника в разных видах деятельности.
1. «Познание» — призван помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, анализ, обобщение), развить познавательную активность, любознательность.
2. «Гуманное отношение» — ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру.
3. «Созидание» — помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, развить двигательные умения, активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
4. «Здоровый образ жизни» — создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщиться к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Занятие по формированию элементарных математических представлений тема: « письмо»
Программа «Детство» состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста
— младший (3—4-й годы жизни),
— средний (5-й год жизни)
— старший дошкольный возраст (6—7-й годы жизни).
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны.
Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к красоте, добром отношении ко всему окружающему, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.
Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе посредством усвоения детьми идеи единства всего живого. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, их поступками, эмоциональным состоянием. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста, пола. Постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать человеку, животным, растениям.
Особое внимание в программе обращается на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Определен круг познавательных, речевых, практических умений, которые может освоить дошкольник и которые позволяют ему получить первоначальные знания о природных объектах, включить их в круг своих интересов и деятельности.
В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.).
Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.).
Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.
Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:
— характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;
— особенности сферы деятельности;
— общие задачи воспитания; представления, практические умения;
— уровни освоения умений; методические советы; список литературы;
Раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ.
Программный материал для каждого возраста включает четыре содержательных блока.
1. Сведения о растениях, животных как представителях живой природы. Дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость.
2. Механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде.
3. Знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных. Дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса.
4. Знания экосистемного характера. Дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью, узнают также, что человек способен по-разному воздействовать на сообщества живых организмов: может их разрушать, а может поддерживать.
В программе предусматривается формирование большого количества обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.). Однако в дошкольном возрасте обобщение не должно быть самоцелью, интеллектуальным балластом, загружающим память и мало используемым (или совсем не используемым). Важно еще и такое обстоятельство: формирование каждого обобщения требует много времени и усилий как от воспитателя, так и от детей: оно строится на разнообразных, усвоенных ранее конкретных представлениях, нуждается в специальной процедуре подведения их под обобщение, а потом — в овладении специальным умением использования этого обобщения в новых ситуациях. Следует также иметь в виду, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление — ребенок познает конкретику мира и не стремится к обобщениям.
Высокий уровень программы «Детство» требует и высокого уровня технологий, построенных на глубокой интеграции самых различных аспектов, обеспечивающих целостное и гармоничное развитие личности ребенка.
Программа «Детство» ориентирует внимание не только на экологические представления детей, но и на разные личностные проявления — познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе. При этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.
В программе имеется раздел «Уровни освоения представлений и умений», в котором выделяются три уровня экологической воспитанности: низкий, средний и высокий. Даются также «Методические советы» для реализации программы.
В программе предусмотрены занятия-наблюдения в уголке природы и на участке, где дети учатся сами ставить цель, элементарно планировать, делать выводы. Также важную роль играют обобщающие наблюдения, экскурсии. Так, в конце мая или летом рекомендуется провести экскурсию на реку, где детям рассказывают, что в реке живут растения и животные, приспособившиеся к жизни в воде. Дети наблюдают за растениями, растущими на берегу, за птицами, животными, насекомыми, образ жизни которых тесно связан с водой (например, утки, стрекозы, комары).
Авторы предлагают использовать элементарную поисковую деятельность: дети должны научиться принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположение о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений, опыты, рассуждения, длительные сравнительные наблюдения. Этому способствуют такие занятия: «Воздух и его свойства», «Свойства воды», «Сравнение песка, глины и камней», «Светолюбивые и теневыносливые растения».
Большое внимание в программе «Детство» уделяется трудовой деятельности, которая осуществляется как в повседневной жизни в форме групповых и индивидуальных поручений (дежурство в уголке природы), так и на специальных занятиях.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
Комплексная программа «Детство» — серьезный проводник в жизнь экологического воспитания дошкольников. В ней представлены биоцентрическая позиция авторов, экологическая содержательность и системный подход к вопросу.
При реализации этой программы у дошкольников вырабатываются различные практические и умственные навыки взаимодействия с живыми объектами, развивается отношение к природе — познавательное, экологическое, бережное и гуманное.
К моменту поступления в школу дети имеют обобщенное представление о том, что человек может жить только в природной среде, поэтому ее надо беречь.
В повседневной жизни программа «Детство» рекомендует проводить беседы — как групповые (обобщающие, эвристичные), так и индивидуальные — на тему природы. Эти беседы помогают ребенку правильно построить свое поведение в природе, по-новому взглянуть на знакомые события.
Программа «Детство» позволяет воспитателю организованно и целенаправленно формировать у детей полные и достаточно дифференцированные представления об объектах и явлениях природы, обеспечивая им необходимый экологический кругозор, элементы экологического мышления. Можно утверждать: «Детство» — это не только программа обогащенного многогранного развития личности дошкольника, но и комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.
Программа имеет полный комплект методического обеспечения. Авторским коллективом опубликован ряд методических пособий (для воспитателей), составляющих библиотеку программы «Детство» и предназначенных для оказания помощи воспитателям ДОУ в практическом освоении программы.
Особенности содержания Программы
Каждый раздел Программы предполагает действие одного общего механизма:
- Ознакомление детей с определенной культурной областью или объектом.
- Увлечение детей данной областью или объектом.
- Освоение каждым воспитанников необходимых умений и навыков, позволяющих самореализоваться в данной культурной области и удовлетворить собственные индивидуальные потребности.
- Проявление детьми самостоятельной творческой активности, посредством усвоенных умений и навыков.
- Создание необходимых условий для эмоционального принятия детьми эстетических и моральных ценностей.
Таким образом, каждый воспитанник получает собственный социокультурный опыт, который становится фундаментом для дальнейшего полноценного развития ребенка и его готовности к школьному обучению.
Источник: mdou2lip.ru
Рабочая программа по программе Детство старшая группа
рабочая программа (старшая группа) на тему
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Дети хорошо знают цвета, могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Формирование элементарных математических представлений является одной из главных линий умственного развития дошкольника. У детей возрастает интерес к счету, обобщению предметов по свойствам, более детальному и углубленному изучению предметов
Настоящая программа разработана на основе. Примерная образовательная программа дошкольного образования. «Детство», Т.А. Бабаевой, Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2014 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г. регистрационный №30384) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приказом Министерства образования РХ от 04.12.2013№100-1241 «О введении ФГОС ДО в образовательных организациях РХ».
Программа рассчитана для работы с детьми 5-6 лет в старшей группе. Группу посещают 29 детей
Примерная основная образовательная программа «Детство» под редакцией Т.Б. Бабаевой(СПб Детство – ПРЕСС 2014)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Новикова В. П. Математика в детском саду
ЦЕЛЬЮ программы является создание условий для развития элементарных математических представлений у детей 5- 6 лет.
— развивать умение овладевать мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
— формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
— формировать умение планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
— развивать способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
-Учить использовать сенсорные эталоны для оценки свойств предметов
Требования к содержанию рабочей программы
Продолжительность учебного года 40 недель, 36 недель непосредственно – образовательной деятельности, 4 недели каникулы.
НОД с детьми осуществляется 1 раз в неделю в первой половине дня продолжительностью 25 минут.
Количество и счёт
Геометрические фигуры к
Ориентировка по времени
Ориентировка в пространстве
Деление целого на части
1-2 неделя сентября и 2-4 неделя мая мониторинг
Итого 36 занятий
Планируемые результаты освоения
Использование приемов сравнения, упорядочивания и классификации на основе
выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как..; столько
же, сколько. ), порядка (тяжелый, легче, еще легче. ), включения (часть и целое).
Понимать и находить, от какого целого та или иная часть, на сколько частей разделено
целое, если эта часть является половиной, а другая четвертью.
Овладение умениями пользоваться числами и цифрами для обозначения
количества и результата сравнения в пределах первого десятка.
Освоение измерения (длины, ширины, высоты) мерками разного размера,
фиксация результата числом и цифрой. Освоение умения увеличивать и уменьшать
числа на один, два, присчитывать и отсчитывать по одному, освоение состава чисел из
Для того чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, целесообразно проводить педагогический анализ 2 раза в год (вводный — в сентябре и итоговый — в мае). Это позволит оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков. Диагностическое обследование проводится методом наблюдения.
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Низкий. Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их, группирует в совместной с взрослым деятельности. Пользуется числами до 3-5, допускает ошибки при сосчитывании. Выполняет игровые и практические действия в определенной последовательности; ошибается в определенной последовательности; ошибается в установлении связей между действиями (что сначала, что потом).
Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам (все большие, все некруглые). Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур, затрудняется в высказываниях, пояснениях. Обобщает группы предметов по количеству (числу), размеру, устанавливает неравенство. Хорошо считает до
Высокий . Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки, сравнения, сериации. Отлично считает до 5, устанавливает закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т.д. Отвечает на вопрос: «А что будет, если… уберем, добавим. ». Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действий в иной обстановке.
Описание образовательной деятельности
Учить понимать отношения между числами в пределах 10
Учить отгадывать математические загадки.
Учить порядковому счёту в пределах 10, различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счёту?».
Закреплять умение считать в пределах 10, пользуясь правильными приёмами счёта (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).
Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, трапеция, четырехугольник
Познакомить с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
Учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметах, символических изображениях предметов.
Учить сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров).
Использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, ещё поменьше, самый маленький; высокий, пониже, ещё пониже, самый низкий; длинный, покороче, ещё короче, самый короткий; широкий, поуже, ещё поуже, самый узкий; толстый, потоньше, ещё потоньше, самый тонкий).
Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Закрепить умение различать и правильно называть части суток, познакомить с временными понятиями: месяц, неделя Закрепить умение различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
Учить отгадывать загадки о частях суток, временах года.
Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
Учить различать понятия: быстро, медленно.
Продолжать учить различать правую и левую руку, раскладывать и считать материал правой рукой слева направо.
Продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу.
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.
Основными формами предшествующей работы и работы
по закреплению полученных знаний, умений и навыков являются:
— наблюдения на прогулке за живой и неживой природой;
— наблюдения из окна;
— рассматривание окружающей обстановки в групповой приемной, спальной и туалетной комнатах;
— подвижные, развивающие, настольно-печатные игры;
— рассматривание предметных, сюжетных картинок, книжных иллюстраций.
Образовательно-воспитательная работа с детьми осуществляется в первой половине дня в форме подгрупповых занятий.
Продолжительность занятий 25 минут.
Программа предполагает проведение занятий 1 раз в неделю.
Общее количество занятий в год – 36
Описание методического обеспечения.
1. ТСО (магнитофон, мультимедиа).
2. Учебно-наглядные пособия (рабочая тетрадь Е. В. Колесникова «Я считаю до пяти», методическое пособие к рабочей тетради, демонстрационный и раздаточный материал).
3. Оборудование (магнитная доска, мягкие игрушки, тарелочки для раздаточного материала, указка, фломастеры, цветные карандаши).
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Все мероприятия, праздники, события проходят в соответствии с годовым планом МБДОУ ЦРР № 10 «Щелкунчик» и возрастными особенностями детей старшей группы.
Организация предметно — развивающей среды
В группе оформлен центр науки. В группе специальное место и оборудование выделено для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?»,
«Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Например, для
развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд»,
«Логический домик», «Четвертый — лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия».
Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников.
Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной
деятельности. Имеется счетный раздаточный и демонстрационный материал,
Игры на развитие внимания, мышления, памяти. Дидактический материал на развитие тактильных ощущений, усвоения временных представлений.
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под. Ред. Т.И. Бабаевой, В.И. Логиновой.
- Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий с детьми 5-6 лет. — М.: Мозаика – СИНТЕЗ, 2015
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.2007.-432с.
Источник: nsportal.ru
Общая характеристика содержания ФЭМП
Содержание предматематической подготовки детей дошкольного возраста определяется их практическими потребностями и необходимым уровнем готовности к школе.
3-4 года | ||||
Количественные представления | Представления о величине | Геометрические представления | Пространственные представления | Временные представления |
Представления об «один» и «много»; Сравнение двух групп предметов по количеству. | Выделение конкретных протяженностей, обозначение их правильными словами; Сравнение двух предметов по конкретной протяженности. | Знакомство со свойствами следующих геометрических фигур: круг, квадрат, шар, куб. Различение этих фигур по образцу и по названию. | Различение правой и левой стороны тела. Определение положения предметов в пространстве относительно себя | Различение частей суток и времен года по деятельности детей и природным явлениям. |
4-5 лет | ||||
Обучение счету в пределах 5. Знакомство с цифрами и порядковым счетом. | Сравнение двух величин с помощью условной мерки-посредника. Построение упорядоченных по величине рядов. | Знакомство со свойствами следующих фигур: прямоугольник, цилиндр, конус, овал; понимание независимости формы от других признаков. | Формирование умения двигаться в заданном направлении. Ориентировка в двухмерном пространстве. | Представления о последовательности частей суток и времен года. |
5-6 лет | ||||
Обучение счету в пределах 10. Понимание отношения между числами. Понимание независимости числа от других признаков | Сравнение и измерение величин с помощью условной мерки как единицы измерения. | Знакомство со свойствами следующих фигур: трапеция, ромб, пирамида, овалоид, призма (4-угольная, 3-угольная). Представления об элементах фигур и понятии «прямой угол». Обобщение понятия «форма». | Формирование умения ориентироваться относительно других объектов. Ориентировка на плоскости. | Знакомство с названиями и последовательностью дней недели, месяцев. Формирование представлений об обобщенных единицах измерения времени «сутки», «неделя», «год». |
В какой группе, какая задача должна ставиться вытекает из возрастных особенностей восприятия ребенком математических представлений.
В программе «Детство» раздел «Первые шаги в математику» (составитель Михайлова З.А.) практически не отличается от вышеизложенной программы. В программе «Детство» дополнительно формируются новые представления: об алгоритме. Весь материал разбит на следующие разделы: свойства, отношения, числа, принцип сохранения, алгоритмы. Из геометрических представлений предлагается знакомство только с кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником, овалом, трапецией, шаром, кубом и цилиндром.
В программе «Радуга» раздел «Математика» составила Соловьева Е. Содержание на разделы не поделено. В отличие от программы «Пралеска» задачи делятся на 3 уровня: обязательные задачи для всех детей; зона ближайшего развития; задачи, которые дети пока не в состоянии усвоить, но им интересно об этом узнать.
Во всех трех программах есть задачи по развитию логического мышления, но в большем объеме они присутствуют в программе «Радуга». В отличие от программы «Пралеска» и «Детство» в программе «Радуга» более сложные программные задачи.
Например, в программе «Радуга» кроме геометрических фигур, имеющихся в программе «Пралеска», предлагается знакомить с внешним видом, названием и разверткой правильных многогранников. В программе «Пралеска» для детей 7 лет предлагается знакомство с разными видами линий. А в программе «Радуга» предлагают знакомить с разными видами линий с 3-х лет. Программа «Радуга» по содержанию значительно отличается от программы «Пралеска». Например, в программе «Радуга» предлагают учить детей операциям деления и умножения, знакомить с отрицательными числами.
Источник: studopedia.org