Программа детство кем утверждена

«Детство» — общественная программа, инициированная Благотворительным фондом поддержки молодёжных инициатив «Мое поколение» при поддержке Международной методологической ассоциации с целью пересмотреть отношение в обществе к теме детства. В ходе разработки программы применялась технология форсайта.

Так в рамках программы была разработана дорожная карта «Детство» до 2030 года, которая определила варианты «развилок» будущего, от выбора которых зависит насколько сегодняшние и завтрашние дети будут подготовлены к вызовам времени через 20, 30 и более лет, насколько конкурентоспособной в итоге будет Россия.

  • 1 Основная миссия
  • 2 Основные цели
  • 3 Ключевые, стратегические сферы
  • 3.1 Демография и миграция
  • 3.2 Градостроительство и среда обитания
  • 3.3 Предпринимательство и детство
  • 3.4 Семья и родительство
  • 3.5 Социальные лифты
  • 3.6 Образование
  • 3.7 Здоровье и экология
  • 3.8 Культура и творчество

Основная миссия

Выявление приоритетных направлений деятельности государства, общества и других заинтересованных сторон в области детства с целью формирования будущего конкурентоспособного поколения страны.

Детеныши Животных, Которых Вы Увидите Впервые в Жизни

Основные цели

  • Формирование в обществе нового представления о Детстве, где ребёнок — полноправный участник общественных отношений;
  • Широкое обсуждение возможных вариантов развития будущего и в связи с этим смещение правовых и этических норм в пользу детства;
  • Перераспределение общественного богатства и активности взрослых в пользу детства;
  • Создание дружественной детям среды и эффективных воспитательно-деловых сообществ.

Ключевые, стратегические сферы

В основу программы положены результаты комплексных исследований, экспертных семинаров и «круглых столов», посвященных критическим точкам в контексте формирования будущего России, создана дорожная карта возможных сценариев до 2030 года, выявлены зоны социального напряжения и временные периоды, которые актуальны относительно вызовов будущего и требуют конкретных мер и действий в интересах детства по следующим направлениям:

Демография и миграция
  • Демографическая политика, направленная на повышение качества человеческого капитала посредством повышение уровня жизни людей;
  • Миграционная политика, ориентированная на привлечение высококвалифицированных специалистов, социальную адаптацию в полиэтнических сообществах;
  • Развитие систем интеграции детей к жизни в полиэтническом и поликультурном обществе с самого раннего возраста.
Градостроительство и среда обитания
  • Формирование инновационных подходов к проектированию городских пространств и детских территорий, направленных на превращение среды обитания ребёнка в безопасный и максимально оснащенный мир гармоничного развития;
  • Развитие многообразных форм детского времяпровождения, создание «порталов взаимодействия» детей и взрослых в различных сферах общественной жизни;
  • Инициация собственных (российских) и участие в международных программах, посвященных созданию городов, дружественных детям.
Предпринимательство и детство
  • Ответственная социальная политика предпринимательства относительно детского сознания, направления развития, мировоззрения;
  • Стимулирование производства развивающих детских товаров и услуг, развитие разработки детских вещей с участием детей;
  • Ограничение доступа вредной продукции ради сохранения здоровья и психики будущего поколения.
Семья и родительство
  • Компетентное родительство как система специальной подготовки родителей и многообразия форм воспитания детей, расширение сферы сервиса детства;
  • Разработка семейного кодекса, ориентированного на множественность семейных форм и создание возможностей для детей беспрепятственно строить свои жизненные траектории;
  • Создание системы мер, гарантирующей обеспечение жизненной траектории ребёнка вне зависимости от правового и социального положения его родителей.
Социальные лифты
  • Социальные службы как основные агенты социальной политики, направленной на создание возможностей для выявления способностей и талантов детей;
  • Формирование системы воспитательных детских сред и социальных лифтов в интересах повышения качества человеческого капитала страны.
Образование
  • Система образования как многофункциональный комплекс новой школы, источник получения навыков быстрого освоения современных и будущих новаций;
  • Смена образовательной парадигмы с предметной на ориентационную;
  • Комплекс инновационных образовательных технологий, обеспечивающий возможность разнообразных образовательных траекторий для детей.
Здоровье и экология
  • Выявление и внедрение в практику эффективных технологий и новации, направленных на профилактику и сохранение здоровья материнства и детства;
  • Логистика, а также государственное регулирование сферы родовспоможения и социальных услуг матери и ребёнку;
  • Экология сред и бережное отношение к природе как основной принцип экономики, приоритет бизнеса, новый образ жизни.
Культура и творчество
  • Признание детского сознания как полноценного и даже превосходящего создание взрослого в современных условиях благодаря воображению, восприимчивости к новому, внимательности к мелочам;
  • Создание наиболее благоприятных условий для выявления и развития творческих личностей посредством знакомства детей с культурой и искусством;
  • Формирование инновационных лабораторий научно-технического творчества подрастающих поколений, приобщение к самообразованию.
Читайте также:
Лучшая программа обд сканер на Андроид

Для мониторинга текущего состояния и общественного мнения по обозначенным выше сферам фонд «Моё поколение» регулярно организует и проводит гражданские форумы, общественные слушания и другие открытые обсуждения. Под эгидой программы сформировано экспертное сообщество полидисциплинарного характера, привлечены государственные и общественные деятели, представители бизнеса и воспитательных сообществ, учёные и родители [нет источника] .

Дети-подростки. Взрослые девочки. Выпуск 2

См. также

Ссылки

  • Сайт Общественной программы «Детство»
  • Сайт Фонда «Мое поколение»
  • Сайт Международной методологической организации
  • Журнал «Мамонтенок»: ЧТО СКРЫВАЕТ ФОРСАЙТ, ИЛИ технология формирования будущего
  • Газета «Аргументы и факты»: Догнать и перегнать
  • «Российская газета»: Спросите малыша
  • Газета «Аргументы и факты»: Государство должно встать на защиту ребёнка, заявила в Шанхае Алина Радченко
  • ИА «РИА Новости»: Россия представила на ЭКСПО-2010 программу «Детство»
  • Блогеры об Общественной программе «Детство»
  • Газета «Трибуна»: «Детство» — имя городу будущего
  • «Новая газета»: Ученые обсудили Общественную программу «Детство»
  • Радио «Голос России»: Детство как национальный проект
  • Газета «Трибуна»: Стратегия «Детство»
  • Газета «Трибуна»: Прыжок в будущее
  • Газета «Трибуна»: Куда уходит детство
  • Газета «Трибуна»: За каждой строчкой — судьба
  • Газета «Трибуна»: Спасательный круг детства
  • Дорожная карта Общественной программы «Детство»
  • Публикация в журнале «Образовательная политика»
  • Открытие гуманитарной программы «Детство» на выставке «ЭКСПО — 2010» в Шанхае
  • Статьи с утверждениями без источников
  • Детство

Источник: cyclowiki.org

Детство

Детство

В 1995 году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена была разработана программа «Детство». Цель программы — обеспечение целостного развития личности ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.

Введение ребёнка в окружающий мир осуществляется путём его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России.

Программа, ориентированная на социально-личностное развитие ребёнка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел «Отношение к самому себе».

Содержание программы разделено на четыре блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Программа состоит из трёх частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста — младший (третий и четвёртый годы жизни, средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни).

Содержание конкретизировано по разделам в каждой части программы, посвященной определённому возрастному периоду. Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:

— характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребёнка;

— особенности сферы деятельности (общения, восприятия);

— общие задачи воспитания;

— уровни освоения умений (низкий, средний, высокий);

— рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;

— рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;

Программа «Детство» утверждена экспертным советом при Комитете по образованию Санкт-Петербурга как авторская и рекомендована для дошкольных образовательных учреждений Северо-Западного региона.

Комментарии ( 0 )

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник: kargashilova.ru

Концептуальные положения программы

Программа «Детство» является результатом многолетней научно-исследовательской деятельности коллектива кафедры дошкольной педагогики Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Руководителями и научными редакторами программы являются Т.И. Бабаева, А.Г.

Гогоберидзе, З.А. Михайлова.

Образовательная программа «Детство» прошла многолетнюю проверку и зарекомендовала себя как качественный программно-методический продукт. Данная программа широко используется в работе дошкольных образовательных организаций России различных типов, видов и форм собственности.

С.А. Смирнова указывает, что «Детство» – программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими обусловливают естественное возникновение и вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах. Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию богатейшего возрастного потенциала дошкольников».[27]

Новизна программы «Детство» определяется тем, что в ней впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодействием дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом.

Читайте также:
Лучшие программы для отслеживания ребенка

Как подчеркивает Е.О. Смирнова, «основные цели программы – начальная социализация и приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Главная задача – ввести ребенка в основные сферы бытия, в мир людей, предметов, в мир природы и помочь ребенку осознать себя субъектом собственных действий и переживаний.[28]

Следовательно, образовательная программа «Детство» направлена на развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее комплексный процесс социализации личности через осознание ребенком своих возможностей, способностей и потребностей.

Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» позволил нам сделать следующие выводы:

— программа соответствует Федеральным государственным требованиям;

— программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

— программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

— программа соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

— программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста;

— программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;

— программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей;

— программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Содержание программы

О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова отмечают, что в обновленной программе «Детство» в соответствии с Федеральными государственными требованиями выделено две части – основная и дополнительная.

Как отмечалось ранее, девиз программы «Детство» – «Чувствовать – Познавать – Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предметным и природным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения. Эта задача решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого и организацию социально-эмоционального опыта».[30]

Содержание образовательной программы направлено на ознакомление дошкольников с миром людей и их отношений. Данные отношения должны быть доступны для их понимания и переживания. В следствии этого дошкольники начинают понимать, какие поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей, независимо от возраста. Дети, несмотря на их возраст, осознают смысл нравственных ценностей, культурных норм поведения и отношений людей в обществе. Таким образом, у дошкольников формируются социально-ценностные ориентации детей, понятия о нравственном и безнравственном поведении, умение сопереживать, сострадать человеку, животным, растениям, желание участвовать в деятельности.

Анализ программы показывает, что авторы попытались отразить в ее содержании региональные особенности, а имеено, атмосферу жизни г. Санкт-Петербурга, показать красоту, историю этого города, стиль взаимоотношений и пробудить у детей чувство любви данному городу, уважение к его историческим традициям.

Эмоциональная отзывчивость детей дошкольного возраста формируется через приобщение их к литературе и искусству (музыке, художественному творчеству и т. д.). В каждом разделе образовательной программы линия развития социальных и эстетических чувств становится обязательной составляющей воспитания и развития детей.

О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова подчеркивают, что линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром.

Задача программы – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельномупознанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира – наглядно-образного мышления, воображения. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами, расширению круга объектов познания (люди и их отношения, город, страна, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.) и познавательных умений.

«Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об отдельном объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания разных сфер жизни (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и т. п.). Это приводит к постепенному формированию целостной картины мира. Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, интеллектуальная готовность к школе».[31]

Читайте также:
Программа для создания алгоритма действий

Важной составляющей образовательной программы развитие является линия развития самостоятельности и творчества детей. Задача программы – создавать условия для формирования опыта самостоятельной деятельности дошкольников, стимулирования творческой активность детей и их воображения.

Программа предполагает активное включение ребенка в различные виды деятельности: игровую, коммуникативную, художественную, спортивную, трудовую. Это в свою очередь, позволяет активно усваивать разнообразные умения. Ребенок проявляет себя в детском творчестве в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности.

Авторы программы «Детство» считают, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Программа строится в соответствии с принципом учета возрастных особенностей и возможностей воспитанников. Она состоит из трех частей, каждая из которых посвящена отдельному возрастному периоду дошкольного детства. Авторы выделяют младший, средний и старший возрастные периоды.

Данные части образовательной программы содержат разделы, освещающие разные стороны воспитания (умственное, нравственное, эстетическое и т. д.) и разные виды деятельности. Эти разделы сходны с разделами многих других российских программ. Инновационные моменты программы «Детство» связаны с переструктурированием и обновлением знаний и представлений об окружающем мире.

Содержание этих знаний лишено дидактичности и идеологизации, что свойственно традиционной программе. Все внимание сосредоточено на человеке. Человек представлен как творец предметного мира, как неотъемлемая часть и в то же время «хранитель» природы, как носитель моральных и нравственных норм поведения и т.д. Знания и представления об окружающем мире тесно связываются с собственной деятельностью детей.

Е.О. Смирнова указывает, что «конкретизация содержания программы осуществляется по разделам в каждой части программы, посвященной определенному возрастному периоду. Структура предъявления материала в каждой части такова:

— характеристика данного периода дошкольного возраста;

— основные виды деятельности (общения);

— общие задачи воспитания;

— уровни освоения умений;

— рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и заучивания наизусть;

— рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;

Далее охарактеризует основные блоки и разделы программы. Как подчеркивают авторы, основой программы является блок «Здоровый образ жизни». Он представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В разделе указано, что именно осваивает ребенок в том или ином возрасте, какие рекомендуются физические упражнения (бег, прыжки, ходьба и равновесие, катание на лыжах и пр.), и приводятся примерные результаты физического развития детей.

Раздел «Дошкольник в кругу взрослых и сверстников» посвящен социально-нравственному развитию детей. В разделе отмечаются особенности общения ребенка того или иного возраста с родителями, воспитателями, сверстниками, подробно расписаны задачи социального развития на каждой возрастной ступени. В отличие от многих других программ, одной из центральных задач воспитания в программе «Детство» является нравственное развитие ребенка и формирование гуманного отношения к другим людям. Авторы считают, что предметом внимания детей должно стать эмоциональное и физическое состояние людей. Детей учат выполнять элементарные правила культурного поведения и общения, учат вежливо выражать свои просьбы, признательность, удивление и т. д. Программа социально-нравственного воспитания содержит социальные ориентиры (ценности), представления и коммуникативные умения.

«Задача данного раздела – развивать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность детей в своем поведении и поступках проявлять гуманное отношение. Основным средством решения поставленных задач авторы считают «усвоение детьми идеи единства всего живого». Воспитатели в доступной для детей форме знакомят их с эмоциональными переживаниями, состояниями и проблемами людей. Благодаря этому, по мнению авторов, у детей формируется понимание, что такое гуманное и негуманное поведение. Еще одним важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников программа «Детство» считает приобщение к искусству – музыке, литературе, народной культуре.[33]

Источник: megalektsii.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru