В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».
В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников.
Социальный ролик о природе.
Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей 6 – 7 лет разработана на основе плана — программы педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 255 с.
Цель рабочей программы:
формировать представление детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. План — программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 255 с.
2.Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт.-сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 333 с.
3.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 666 с.
Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольников | Воспитатели России
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Занятия проводятся фронтально. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут в соответствии с нормами СанПин. Также программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений и навыков) на начало и конец учебного года по экологическому развитию.
Времена года. Осень.
Беседа о времени года осень, ее приметах; дидактическая игра «Когда это бывает», оформление выставки «Дары осени».
«Какие бывают насекомые»
Рассматривание иллюстраций с насекомыми, беседа о жизнедеятельности насекомых, дидактическая игра «Зоологическое лото».
«Что такое природа? Живая и не живая природа»
Беседа о живой и не живой природе, наблюдение за живой природой.
Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них; дидактическая игра «летает не летает», лепка «Птицы».
«Сравнение диких и домашних животных»
Тризовская игра «Что было бы, если бы …(кошка лаяла. )», беседа о жизнедеятельности диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций с различными животными.
«Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»
Беседа о жизнедеятельности животных в лесу в зимнее время; коллективная аппликация «Звери в лесу»
Беседа о лесе, прослушивание звуков леса, коллективная аппликация «Лес».
Времена года. Обобщающая беседа «Как узнать зиму»
Беседа о признаках зимы, экспериментирование со снегом, дидактическая игра «Когда это бывает».
Экологическая игра «Птичья столовая», беседа о зимующих птицах, рассматривание иллюстраций с ними.
Беседа о взаимосвязи человека с природой, экскурсия в парк.
«Кто главный в лесу»
Рассматривание иллюстраций энциклопедии «Лес и человек», беседа о поведении в лесу, дидактическая игра «Можно – нельзя».
Дидактическая игра «Найди на глобусе», беседа о разнообразии растительного и животного мира, показ видеоролика с растениями и животными различных стран мира.
Времена года. Весна.
Беседа о признаках весны, рассматривание весенних пейзажей, дидактическая игра «Когда это бывает».
«Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе»
Рассматривание иллюстраций с различными водоемами, беседа о воде и ее значении в природе., экспериментирование с водой.
«Весенний уход за комнатными растениями»
Беседа о комнатных растениях, уход за комнатными растениями в уголке природы.
«Кто живет в воде?»
Беседа о водных животных, показ видео ролика о жителях водоемов.
«Солнце – большая звезда»
Беседа о солнце его значении для природы, опыт «Волшебный лучик», игра «Догони свою тень»
«Красная книга – сигнал опасности»
Беседа о красной книги, о значении охраны природы, показ видеоролика с растениями и животными исчезающего вида.
Календарно – тематическое планирование
Требования к уровню подготовки детей.
К концу седьмого года жизни ребенок должен знать представителей животного мира и разделять их по видам. Аргументировать свой выбор. Соотносить представителей животного мира со средой обитания. Называть их характерные признаки. Проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к ним. Знать как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
Понимать взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира.
Ребенок должен уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать как правильно нужно ухаживать за ними. У ребенка должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Ребенок должен проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.
Ребенок должен знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года.
Диагностический инструментарий для детей 6 – 7 лет
по экологическому развитию.
Определить уровень знаний о характерных особенностях представителей животного мира, распределить их по видам; соотносить представителей фауны со средой обитания и выявить отношение ребенка к ним.
Инструкция к проведению.
Расселить животных на карте с учетом их проживания (картинки насекомых, рыб, птиц, диких и домашних животных).
Выбрать 2 животных, 2 насекомых и 2 птиц и ответить на вопросы:
- Как называется животное, птица, насекомое?
- Что ты можешь рассказать о нем?
- Что происходит с птицами, насекомыми и некоторыми животными осенью, зимой,
весной? - Как человек может помочь птицам зимой?
- Что произойдет, если исчезнут птицы (насекомые, звери)?
- Что такое «Красная книга», какие животные (птицы, насекомые…) занесены в нее?
- Как надо относится ко всем животным?
Игра «Когда это бывает?»:
- Светит яркое солнце, дети купаются в реке…;
- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках…;
- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края…;
- На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники…(вопросы могут сопровождаться иллюстрированным материалом).
Назови времена года в чередующейся последовательности?
Рассмотри, покажи и назови:
- Деревья (6 – 7);
- Кустарники (4 – 5);
- Ягоды (6 – 7);
- Грибы (съедобные и ядовитые);
- Цветы сада, леса, комнатные растения (по 6 – 7).
Какие условия необходимы для жизни, роста и развития растений?
Как правильно ухаживать за растением?
Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые, человек?
Какие растения Тамбовского края занесены в «Красную книгу»?
Разложи правильно карточки (от семечки до взрослого растения).
Назови и покажи части растения (корень, стебель или ствол, листья, цветы, семена, плоды).
Чем дышит человек?
Где можно обнаружить воздух?
Что загрязняет воздух?
Как человек использует воздух, ветер?
Зачем и кому нужна вода?
Где встречается вода? (ручей, озеро, река, море, океан)
Назови свойства воды? (прозрачная, без вкуса, жидкая, нет запаха)
В каких состояниях бывает вода? (сосулька, снег, лед, дождь, роса, иней, туман, пар)
Надо ли беречь воду? Почему?
Что такое «почва»?
Детям предлагается выбрать из серии картинок те, которые определяют правильное взаимоотношение человека с природой (экологические знаки) и объяснить свой выбор.
Каждое задание оценивается по бальной системе:
Высокий уровень – 3 балла;
Средний – 2 балла;
Ниже среднего – 1 балл;
Низкий – 0 баллов.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.
Средний уровень (2 балла).
Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира.
Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы.
Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.
Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года.
После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.
Уровень ниже среднего (1 балл).
Ребенок часто допускает ошибки, называя представителей животного мира и разделяя их по видам. Не может аргументировать свой выбор. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Затрудняется назвать их характерные признаки. Проявляет слабый интерес, эмоционально не выражает свое отношение к ним.
Не знает как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально затрудняется выразить свое отношение к представителям животного мира.
Ошибается в классификации растений по видам, не может называть их характерные признаки. Затрудняется в названии комнатных растений (называет с помощью воспитателя). Недостаточно сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Затрудняется в названии отличительных характеристик объектов неживой природы. Неправильно называет последовательность времен года.
Низкий уровень (0 баллов).
Ребенок не знает представителей животного мира. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания
Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними.
Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности.
Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя.
По результатам выполнения всех заданий суммируются баллы и определяется уровень:
Высокий – 13 – 15 баллов;
Выше среднего – 10 – 12 баллов;
Средний уровень – 8 – 9 баллов;
Ниже среднего – 6 – 7 баллов;
Низкий – 4 – 5 баллов.
Учебно – методический комплект.
1. План — программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 255 с.
2.Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ // Авт.-сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 333 с.
3.Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009. – 666 с.
Картинки, иллюстрации, раздаточный материал, карточки – схемы и т.д.
Мольберт, инструменты для проведения опытов и экспериментов (увеличительные стекла, палочки, лопатки, горшочки, природный материал (камни, песок, глина, земля, вода и т. д.),полиэтиленовые пакеты, стаканчики, пипетки, шприцы, лейки, термометры, банки и т.д.
Согласовано Утверждено
зам. Заведующего на педагогическом совете №1
О.В. Василенко от 01.09.2010 года.
по экологическому развитию
в подготовительной к школе группе
на 2010 – 2011 учебный год.
Источник: nsportal.ru
В программе «Детство», созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел, «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы приспособительной взаимосвязи жизни организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса»; знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью).
На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных системах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).
Программа «Детство» предлагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.
Можно утверждать: «Детство» предлагает формирование не только экологических, но и разных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.
Можно утверждать: «Детство» – программа не только многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Экологическое воспитание в программе «Детство» (из опыта работы)
Публикация «Экологическое воспитание в программе „Детство“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Экологическое воспитание в программе «Детство» глазами воспитателя
«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).
Цель программы : обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства : интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного — через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).
Цели экологического воспитания по программе «Детство».
• Расширение и углубление представлений о природе.
• Освоение навыков и умений по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы
• Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью
• Воспитание эстетических чувств, связанных с красотой природы.
В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические).
К наглядным методам относятся
1. наблюдение,- могут быть эпизодические наблюдения, которые продолжаются несколько минут (таяние снега при разной температуре, и длительные наблюдения, которые могут продолжаться несколько дней (или даже недель, например, наблюдения за хомячками
2. рассматривание картин,
3. демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов (по темам, например, фильм «Органы чувств человека»
Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Виды моделирования в нашей группе;
• календарь наблюдений за птицами;
• модель «Жизненные формы» (дерево, куст, травянистое растение);
• модель «Строение растений» (стебель, лист, цветок, плод с семенами);
• модель «Потребности растений» (вода, свет, тепло);
• модель «Дикие животные»;
• модель «Домашние животные»;
• модель «Строение животных» (голова, туловище, конечности, хвост);
• модель «Свойства песка» (формуется, рассыпается, темный (светлый) по цвету);
• модель «Свойства глины» (ломается, лепится, темная (светлая) по цвету);
• обобщающая схема описания овощей и фруктов (цвет, форма, величина, вкус, место произрастания, как употребляется в пищу).
Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их (например, «Север-царство льда», «Что такое огонь?» «Как животные приспособились к зиме», «Комнатные растения — наши спутники».
Формы экологического образования
• организованная образовательная деятельность
• образовательная деятельность в режимных моментах
• самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями воспитанников
Организованная образовательная деятельность включает
1. экологические занятия
2. уроки доброты
• «Что значит быть добрым?»;
• «Когда я был добрым по отношению к природе»;
• «Кто может считаться заботливым?»;
• «Как заботиться о комнатных растениях?»;
• «Что такое бережливость?».
3. Экологические праздники и фестивали;
4. Экологические наблюдения
Их цель — сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе.
В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название (интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности; классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения, приспособление конечностей.
Образовательная деятельность в режимных моментах
1. экологические экскурсии :
• Путешествие в весенний лес
• Деревья на нашем участке
• Знакомство с овощными культурами на огороде
2. экологические акции :
• лучшая кормушка для птиц
• раздача изготовленных детьми листовок на тему «Покормите птиц зимой»
3. экологические кружки :
• «Юный эколог»
4. экологические сказки; экологические тренинги; инсценировки, театрализации и т. д.
5. Экологические выставки и экспозиции:
Тематика может быть самой разнообразной:
• «Лес — друг человека»;
• «Богатства недр нашей Земли»;
• «Человек и его добрые дела на Земле»;
• «Родные просторы» и т. д.
Взаимодействие с семьями воспитанников :
1. КВН, аукцион, марафон, викторина, «Поле чудес» :
• Знакомство детей с охраняемыми растениями
• Обитатели нашего двора
• «Зеленые» друзья
2. экологические тренинги;
3. эколого – краеведческие семейные маршруты;
4. экологический музей.
Самостоятельную деятельность детей:
Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы. открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
2. экологические игры (дидактические, имитационные, игры — моделирование экосистем; соревновательные, игры — путешествия и т. д.) :
• Игры на скакалке.
• Загадай, мы отгадаем.
3. лаборатория юного эколога;
4. ведение фенологических календарей природы;
Наиболее традиционными элементами развивающей природной среды являются групповые уголки природы и озеленение участка, прилегающего к детскому саду. Главная особенность и преимущество уголка природы – непосредственная близость его обитателей к детям. Это, прежде всего, длительные наблюдения за ростом и развитием растений, уход и выращивание.
Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность воспитанников в природном окружении. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, делают зарисовки с натуры. К сожалению, в нашем детском саду нет эколога, экологической комнаты и лаборатории, поэтому при организации экологической деятельности с детьми, мы используем, в основном, традиционные объекты среды. Это, прежде всего, уголок природы и озеленение на территории детского сада. При подборе растений мы руководствуемся следующими требованиями:
• безопасность для жизни и здоровья (недопустимы ядовитые и колючие растения);
• растения должны быть интересны для наблюдения;
• растения должны быть разнообразны по видам;
• желательно, чтобы растения в уголке природы были неприхотливы с точки зрения содержания и ухода;
• подбирать такие растения, чтобы дети смогли наблюдать за их цветением в разное время года.
Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В нашей группе уголок природы находится в наиболее светлой части комнаты, окна которой выходят на юго-восток. Расположение объектов удобно для свободного доступа детей, организации наблюдений и ухода.
Размещая объекты в уголке природы, мы также учитывали экологические особенности и потребности живых организмов. Важен также и эстетический вид уголка природы. Уголок природы, как один из элементов экологической развивающей среды детского сада, выполняет важную функциональную роль: формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, деятельностно-практического отношения к миру природы. В нашей группе они представлены различными экологическими группами :
• растения засушливых мест – алоэ, сансевиера, зигокактус;
• влажных районов – бальзамин, бегония, традесканция, циперус;
• умеренного пояса – аспидистра, фиалка узамбарская, хлорофитум и т. д.
В групповой комнате (старшей группы) мы разместили разнообразные по внешнему виду растения. Они отличаются друг от друга формой, величиной, расположением листьев, окраской. Чтобы было интересно наблюдать за растениями, мы подобрали разные по строению стебля растения. Это аспарагус, бегония-рекс, камнеломка, традесканция, пеларгония, сансевиера.
Во время наблюдений, трудовой деятельности в уголке природы мы показываем детям растения с разными способами размножения: стеблевыми, например, традесканция; листовыми, например, сансевиера. А также такие растения, которые размножаются черенками, делением куста, отпрысками.
В группе имеются несколько экземпляров пеларгонии, это дает возможность знакомить детей с характерными особенностями каждого вида (пеларгония зональная, душистая, крупноцветковая – разнообразные по форме листья, форма и окраска цветов). Кроме постоянных обитателей уголка природы мы вносим в группу ветки деревьев для организации наблюдений и ухода в течение определенного периода времени.
Например, весной мы наблюдали за ветками тополя, посаженными в банку с водой, а затем рисовали их с натуры. По мере набухания почек, а затем появления первых листочков дети замечали изменения и отображали в рисунках свои наблюдения. Также, периодически в уголке природы находятся временные объекты – лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада.
Ежедневно отмечают состояние природы, выставляют соответствующую картинку в календаре. Мы стараемся поощрять детей, отмечаем наиболее наблюдательных, старательных и активных. Кроме названных объектов, в уголке природы находятся также: альбомы, книги, энциклопедии, содержащие материал природоведческого характера; дидактические игры природоведческого содержания; различные природные материалы и поделки из них, сделанные совместно с родителями. На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.
Публикации по теме:
План работы на 2013–2014 учебный год районного методического объединения воспитателей подготовительных к школе групп План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов подготовительной к школе группы и педагогов предшкольного образования.
Проект: Волонтерское движение «Юные Тимуровцы» (старший дошкольный возраст) Проект реализовался на протяжении 2 лет. Цель проекта: Создание условий для социально-личностного развития воспитанников Задачи проекта:.
Источник: www.maam.ru