Комплексная программа «Детство»
Комплексная программа «Детство» (далее Программа) – это примерная образовательная программа дошкольного образования, разработанная для педагогов и родителей, заинтересованных в полноценном развитии детей от рождения до 7-ми лет.
Комплексная программа «Детство» направлена на творческую самореализацию и развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Структура Программы представлена следующими образовательными областями:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Основная цель Программы – создание оптимальных условий, предоставляющих каждому воспитаннику детского сада возможности полноценно взаимодействовать с окружающим миром, посредством разного рода деятельности.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Подобрали для написания работы по теме «Комплексная программа «Детство»»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Как детство определяет твою жизнь. Глубокие программы психики. Импринты и реимпринтинг. (КЧМ#19)
Принципы, на основании которых реализуется Программа:
- Принцип образования и развития
- Принцип сохранения и укрепления здоровья воспитанников
- Принцип сотрудничества с семьей воспитанника
- Принцип приобщения детей к социальным и культурным принципам
- Принцип опоры на традиции семьи, общества и государства
Особенности содержания Программы
Каждый раздел Программы предполагает действие одного общего механизма:
- Ознакомление детей с определенной культурной областью или объектом.
- Увлечение детей данной областью или объектом.
- Освоение каждым воспитанников необходимых умений и навыков, позволяющих самореализоваться в данной культурной области и удовлетворить собственные индивидуальные потребности.
- Проявление детьми самостоятельной творческой активности, посредством усвоенных умений и навыков.
- Создание необходимых условий для эмоционального принятия детьми эстетических и моральных ценностей.
Замечание 1
Таким образом, каждый воспитанник получает собственный социокультурный опыт, который становится фундаментом для дальнейшего полноценного развития ребенка и его готовности к школьному обучению.
Ведущие условия для полноценной реализации Программы
Ведущие условия реализации программы:
- Организация активного и разнообразного взаимодействия ребенка дошкольного возраста с окружающим миром. Данное условие «вытекает» из того, что каждый ребенок дошкольного возраста – это в первую очередь неутомимый деятель, который стремится познать окружающий его мир во всех его проявлениях.
- Соблюдение основного девиза Программы «Чувствовать-Познавать-Творить». Данные слова должны пронизывать каждый раздел Программы, тем самым обеспечивая целостность и единую направленность развития ребенка. Проявляется это в интеграции социального, эмоционального, созидательного, творческого и познавательного отношения ребенка к окружающему его миру.
Реализация Программы направлена на:
- Создание каждому воспитаннику условий для полного раскрытия его возможностей и способностей. Данное условие предполагает не ускорение процесса развития ребенка, а его качественное и плодотворное осуществление, в соответствии с индивидуальными и природными темпами личностного развития.
- Обеспечение разнообразной деятельности детей (совместной, индивидуальной, игровой, трудовой и т.д.). Чем разнообразнее и полнее детская деятельность, тем более значение она имеет для воспитанников и соответствует природе их развития.
- Ориентация всех условий реализации разделов Программы на личность ребенка, посредством создания эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной психологической атмосферы, направленных на его позитивное развитие.
Построение воспитательно-образовательного процесса ДОУ на основании Программы, предполагает ее осуществление не только в рамках группы детского сада, но и в рамках семьи воспитанника. Именно поэтому очень важно взаимодействие между педагогическим коллективом и родителями (опекунами) детей. В повседневной жизни Программа реализуется родителями через игру и игровую деятельность.
Источник: spravochnick.ru
Обзор образовательной программы «Детство»
Детство : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. Для педагогов, родителей и всех взрослых, заинтересованных в полноценном развитии и дошкольном образовании ребенка от рождения до 7 лет.
Цель программы :
создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности.
В обновленной программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования :
— выделено три раздела: целевой, содержательный, организационный;
—дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения программы в каждой возрастной группе;
—раскрыты особенности игры как особого пространства развития ребенка;
—описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик детей; способы и направления поддержки детских инициатив; особенности организации педагогической диагностики и мониторинга;
—охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
—даны методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы;
раскрыты особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды;
—в приложении даны примеры парциальных образовательных программ для части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
-развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; сотрудничества с семьёй;
-приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
В чем особенности содержания программы Детство?
Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено навоспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова).
дошкольного детства.
Каковы ведущие условия реализации программы «Детство»?
Ребенок дошкольного возраста —это прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.
Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать—Познавать—Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру. Реализация программы нацелена на :
—создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;
—обеспечение разнообразия детской деятельности— близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
—ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.
Программу «Детство» разработал авторский коллектив — преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму.
Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация — очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Публикации по теме:
Формы детской деятельности Основной Образовательной Программы ДОО В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию.
Конструирование основной образовательной программы ДОО в условиях ФГОС Конструирование основной образовательной программы ДОО в условиях ФГОС ДО Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».
Конструирование основной образовательной программы ДОУ в условиях ФГОС до Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании.
Краткая презентация проекта адаптированной образовательной программы Вашему вниманию предлагается адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями.
Обзор основных программ дошкольного образования Дети уникальны, потому что они так взволнованы этим миром. Они могут весело провести время или сделать игру из чего угодно. Они имеют естественную.
Обзор программ социально-нравственного развития дошкольников Районная конференция педагогов дошкольного образования Белогорского района РК «Создание оптимальных условий для всестороннего развития.
Презентация образовательной программы ДОУ Цель Программы: проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную.
Презентация основной образовательной программы ДОУ Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 246» г. Саратова разработана рабочей группой педагогов МДОУ.
Видео обзор лэпбука «Эмоции» Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Представляю Вашему вниманию видео обзор лэпбука «Эмоции» В последнее время очень широкое распространение.
Отчет о реализации образовательной программы во второй младшей группе Выступление на муниципальном семинаре по теме «Реализация образовательной программы во 2 младшей группе» Я, Коровецкая Оксана Сергеевна.
Источник: www.maam.ru
Доклад «Программа «Детство»» для молодых специалистов от 0 до 3 лет
материал на тему
Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Программа «Детство» разработана авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию дошкольника. Она создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания дошкольника в разных видах деятельности.
1. « Познание » — призван помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, анализ, обобщение), развить познавательную активность, любознательность.
2. « Гуманное отношение » — ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру.
3. « Созидание » — помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, развить двигательные умения, активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
4. « Здоровый образ жизни » — создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщиться к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Программа «Детство» состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста
— младший (3—4-й годы жизни),
— средний (5-й год жизни)
— старший дошкольный возраст (6—7-й годы жизни).
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны.
Скачать:
![]() |
17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
для молодых специалистов от 0 до 3 лет
«Детство» — программа развития и воспитания детей в детском саду
Под редакцией: Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.И. Гурович
Цель программы: обеспечить развитие ребенка в период дошкольного детства: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное. Девиз программы :
«Чувствовать — Познавать — Творить» ,
Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Программа «Детство» разработана авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию дошкольника. Она создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания дошкольника в разных видах деятельности.
1. « Познание » — призван помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, анализ, обобщение), развить познавательную активность, любознательность.
2. « Гуманное отношение » — ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру.
3. « Созидание » — помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, развить двигательные умения, активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
4. « Здоровый образ жизни » — создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщиться к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Программа «Детство» состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста
— младший (3—4-й годы жизни),
— средний (5-й год жизни)
— старший дошкольный возраст (6—7-й годы жизни).
Содержание программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования. Авторы стремились к тому, чтобы ребенок с детства приобщался к истокам народной культуры своей страны.
Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к красоте, добром отношении ко всему окружающему, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.
Задача развития эмоциональной отзывчивости и гуманности решается в программе посредством усвоения детьми идеи единства всего живого. Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с доступными для их понимания эмоциональными переживаниями и проблемами людей, их поступками, эмоциональным состоянием. Благодаря этому дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста, пола. Постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать человеку, животным, растениям.
Особое внимание в программе обращается на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Определен круг познавательных, речевых, практических умений, которые может освоить дошкольник и которые позволяют ему получить первоначальные знания о природных объектах, включить их в круг своих интересов и деятельности.
В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания (люди и их отношения, мир предметов и трудовая деятельность, природа, искусство и др.).
Содержание программы предусматривает последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.).
Итогом освоения линии познания становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.
Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе такова:
— характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка;
— особенности сферы деятельности;
— общие задачи воспитания; представления, практические умения;
— уровни освоения умений; методические советы; список литературы;
Раздел «Ребенок открывает для себя мир природы » предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ.
Программный материал для каждого возраста включает четыре содержательных блока.
1. Сведения о растениях, животных как представителях живой природы. Дети познают особенности внешнего строения и жизненных функций организма (питание, дыхание и пр.), перед ними раскрываются связи живых существ со средой обитания, их неповторимость.
2. Механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Дети подробно знакомятся со свойствами различных сред, у них формируется представление о группах животных, проживающих в однородной среде.
3. Знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных. Дети получают представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса.
4. Знания экосистемного характера. Дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью, узнают также, что человек способен по-разному воздействовать на сообщества живых организмов: может их разрушать, а может поддерживать.
В программе предусматривается формирование большого количества обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.). Однако в дошкольном возрасте обобщение не должно быть самоцелью, интеллектуальным балластом, загружающим память и мало используемым (или совсем не используемым). Важно еще и такое обстоятельство: формирование каждого обобщения требует много времени и усилий как от воспитателя, так и от детей: оно строится на разнообразных, усвоенных ранее конкретных представлениях, нуждается в специальной процедуре подведения их под обобщение, а потом — в овладении специальным умением использования этого обобщения в новых ситуациях. Следует также иметь в виду, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление — ребенок познает конкретику мира и не стремится к обобщениям.
Высокий уровень программы «Детство» требует и высокого уровня технологий, построенных на глубокой интеграции самых различных аспектов, обеспечивающих целостное и гармоничное развитие личности ребенка.
Программа «Детство» ориентирует внимание не только на экологические представления детей, но и на разные личностные проявления — познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе. При этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.
В программе имеется раздел «Уровни освоения представлений и умений », в котором выделяются три уровня экологической воспитанности: низкий, средний и высокий. Даются также «Методические советы» для реализации программы.
В программе предусмотрены занятия-наблюдения в уголке природы и на участке, где дети учатся сами ставить цель, элементарно планировать, делать выводы. Также важную роль играют обобщающие наблюдения, экскурсии. Так, в конце мая или летом рекомендуется провести экскурсию на реку, где детям рассказывают, что в реке живут растения и животные, приспособившиеся к жизни в воде. Дети наблюдают за растениями, растущими на берегу, за птицами, животными, насекомыми, образ жизни которых тесно связан с водой (например, утки, стрекозы, комары).
Авторы предлагают использовать элементарную поисковую деятельность: дети должны научиться принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположение о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений, опыты, рассуждения, длительные сравнительные наблюдения. Этому способствуют такие занятия: «Воздух и его свойства», «Свойства воды», «Сравнение песка, глины и камней», «Светолюбивые и теневыносливые растения».
Большое внимание в программе «Детство» уделяется трудовой деятельности, которая осуществляется как в повседневной жизни в форме групповых и индивидуальных поручений (дежурство в уголке природы), так и на специальных занятиях.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
Комплексная программа «Детство» — серьезный проводник в жизнь экологического воспитания дошкольников. В ней представлены биоцентрическая позиция авторов, экологическая содержательность и системный подход к вопросу.
При реализации этой программы у дошкольников вырабатываются различные практические и умственные навыки взаимодействия с живыми объектами, развивается отношение к природе — познавательное, экологическое, бережное и гуманное.
К моменту поступления в школу дети имеют обобщенное представление о том, что человек может жить только в природной среде, поэтому ее надо беречь.
В повседневной жизни программа «Детство» рекомендует проводить беседы — как групповые (обобщающие, эвристичные), так и индивидуальные — на тему природы. Эти беседы помогают ребенку правильно построить свое поведение в природе, по-новому взглянуть на знакомые события.
Программа «Детство» позволяет воспитателю организованно и целенаправленно формировать у детей полные и достаточно дифференцированные представления об объектах и явлениях природы, обеспечивая им необходимый экологический кругозор, элементы экологического мышления. Можно утверждать: «Детство» — это не только программа обогащенного многогранного развития личности дошкольника, но и комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.
Программа имеет полный комплект методического обеспечения. Авторским коллективом опубликован ряд методических пособий (для воспитателей), составляющих библиотеку программы «Детство» и предназначенных для оказания помощи воспитателям ДОУ в практическом освоении программы.
Источник: nsportal.ru
Программа ДЕТСТВО по ФГОС в детском саду
Основное преимущество современной программы «ДЕТСТВО», созданной по правилам ФГОС, — это комплексная и эффективная подготовка ребенка в детском саду к дальнейшему процессу обучения. Методика направлена на развитие способности понимания и анализа материала, эмоционального здоровья, коммуникации и сопереживания.
Цели программы по ФГОС
Программа ДЕТСТВО по ФГОС в детском саду направлена на совершенствование способностей и навыков детей, что основывается на создании и развитии самостоятельности, активности коммуникативного и познавательного типа, социализации.
Методика не преследует цель ускоренного развития личности, основная задача программы — это всестороннее совершенствование дошкольника, который сможет обладать хорошим психическим и физическим здоровьем. Особое внимание уделяется обучению коммуникативного навыка и знакомству с наследием самобытной культуры.
Организация обучения характеризуется развитием следующих навыков:
- речевой;
- эстетический, художественный;
- физический;
- познавательный;
- коммуникативный, социальный.
Основная цель программы — это создание комфортного и качественного развития навыков и способностей у ребенка, что позволяет более широко взаимодействовать с окружающей средой, активно практиковаться в той или иной деятельности, а также творчески самореализовываться.
Важность формирования личности у ребенка
Развитие ребенка строится по формуле: «ощущать-учиться-творить». Способность чувствовать красоту и сопереживать окружающим людям исходит из воспитания, при котором дошкольник учится любить природу как взаимосвязанную систему, исходя из переживаемых эмоций.
Воспитание ребенка развивает гуманное отношение не только к окружающим, но и к природным богатствам. Изучение окружающего мира и человека основывается на знаниях народной или современной культуры, искусства. Дошкольник начинает знакомиться с музыкальными и литературными творениями, живописью, а также другими разновидностями творчества.
Развитие когнитивных способностей детей нередко основывается на совершенствовании зрительного, образного и творческого мышления, — когда ребенок сталкивается с разносложной познавательной информацией.
Новые или материалы повышенной сложности изучаются в рамках открытого занятия, что позволяет проще объяснить нужную информацию. Это не строгое требование, но такой подход дает учителям большую независимость в оформлении работы.
Достоинства и недостатки программы
Дошкольник, обучавшийся по методике «Детство», обладает хорошим физическим и интеллектуальным развитием, которые соответствуют его возрастной категории. Совершенствованные когнитивные и психические навыки будут достаточными для эффективного обучения в стенах школы.
Ребенок сможет хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, суметь пообщаться со сверстниками, а также понять базовые основы искусства и культуры.
Нравственное совершенствование характеризуется преобладанием моральных черт личности:
- отзывчивость;
- сопереживание;
- доброта.
Т.С. Туранова, известная в педагогических кругах преподавательница, указывает на то, что программа «Детство» позволяет обеспечить возможность для своевременного и комплексного развития личностных сторон ребенка.
Иногда могут проявляться различные проблемы с реализацией педагогической программы. Детский сад, который решил перейти на методику «Детство», должен проделать достаточно большой объем работы, что в некоторых случаях является недостатком.
Это связано с:
- подготовкой и обучением преподавательского состава к работе по обновленной программе, включая изучение ее основных требований и особенностей к процессу обучения;
- согласованием с родителями дошкольников внедрения новой образовательной программы;
- созданием собственного плана программы, которая будет основываться на основании методики «Детство», что позволит учесть все особенности учебного заведения и детей;
- подготовкой техническо-материальной базы, при помощи которой будут реализовываться любые планы и идеи.
Программа ДЕТСТВО по ФГОС в детском саду включает подробные советы по ведению образовательного процесса, а также рекомендации по использованию основных методов. Педагог, отличающийся большим опытом работы с воспитанниками, сможет без трудностей пересмотреть и переработать методику под те или иные особенности.
Чтобы помочь учителям в проведении программы, существует объемное количество методологических книг и разнообразной информации в интернете. Педагоги могут пройти квалифицированные курсы по теме «План и анализ деятельности по методике программы «Детство»
Любые источники информации обеспечивают методологическую поддержку перехода к новой программе. В зависимости от руководства детского сада, зависит, сможет ли учреждение и воспитатели перейти на новый уровень образования.
Организация и проведение занятия в ДОУ
Вне зависимости от технологии и формы образовательного процесса, организация и проведение занятия характеризуется общими этапами:
- Начало занятия. Основной организационный этап для дошкольника. Педагогу необходимо переключить внимание ребенка на образовательную деятельность, создать положительный эмоциональный фон, вызвать интерес и мотивацию. Здесь дошкольник понимает, какой должна быть последовательность, стремится к эффективному выполнению задания.
- Процесс или ход занятия. Предполагает самостоятельную деятельность практического или умственного характера, которая заключается в усвоении или укреплении полученных ранее навыков, умений. Педагогом индивидуализируются различные приемы и темы занятий, исходя из особенностей каждого дошкольника или всей группы. Помощь взрослого минимальная и оказывается только ребенку, который легко и быстро усваивает информацию, обладает внимательностью и способностью к самоанализу, критике. Воспитатель позволяет каждому дошкольнику попытаться найти выход из сложной ситуации, самостоятельно продумать план решения.
- Финал занятия. Посвящается диагностике и подведению итогов педагогического процесса. Учитываются возрастные, умственные и физиологические способности ребенка. Педагогом анализируется эффективность усвоения информации, проводится самоанализ урока.
Подготовка детского коллектива предполагает подачу новой информации, что позволяет ребенку оценить и изучить особенности темы. Далее происходит процесс согласования картотеки вместе с родителями дошкольников. Педагогом подготавливается индивидуализированный материально-технический план работы на весь год.
Темы занятий, картотека
Программа ДЕТСТВО по ФГОС в детском саду может планироваться исходя из отдельных тематик для каждой недели, что соответствует определенным событиям, характерным для установленного периода. Педагог выбирает название тем самостоятельно.
Примеры планирования заданий:
- «Дом, страна, семья». Техника направлена на патриотическое воспитание ребенка, что позволяет пробудить в личности любовь к окружающей природе, родине и культурным особенностям народа.
- «Безопасная неделя». Характеризуется изучением основных правил безопасности, что является первостепенной задачей в дошкольном образовании. Работа с ребенком проводится на постоянной основе. Тематическая неделя показывает важность получения знаний об основах безопасности жизнедеятельности. Тему можно посвятить профессиональной деятельности — день пожарного, медсестры, прочее.
- «Сказки и рассказы от К.Д. Ушинского для дошкольников». В деятельности популярного педагога хорошо отслеживается любовь к детям, родине и природе, что соответствует основному направлению по программе «Детство». Неделя характеризуется чтением произведений автора и проведением бесед по его рассказам.
- «Приветствуя золотистую осень». Тематика предполагает подробное рассмотрение важных особенностей сезона, включает разговоры о предстоящем учебном году. Характеризуется рассказами о проведенных каникулах, повторением правил безопасности и поведения.
Программа ДЕТСТВО по ФГОС в детском саду отличается внедрением информации из различных образовательных областей, которые можно эффективно встроить в обозреваемую тематику.
Совершенствовать лексику по теме, развить механическую память и концентрацию.
Давать больше слов, которые обозначают состояния или действия.
Создать разговорную культуру речи: улучшить произношение звуков: у, а, д, в, к.
Развить понимание терминов «звук» и «слово».
Совершенствовать навык самостоятельности, способствовать развитию творческих активностей.
Развить навык коллективной работы.
Совершенствовать навык самостоятельности.
Создание картотеки характеризуется подробным построением основных целей и задач педагогической деятельности.
Для оформления конспекта, необходимо воспользоваться следующими пошаговыми действиями:
- Описать разновидность задачи исходя из воспитательного, развивающего или обучающего процесса. Задаются особенности и нюансы реализации темы.
- Выяснить основные приемы и методы, используемые для создания благоприятной педагогической среды.
- Описать главную задачу педагогической работы, где подробно объяснить преследуемые цели.
- Предоставить подробный список педагогического оборудования и наглядных материалов.
- Описать ход образовательного процесса. Здесь же прописываются реплики воспитателя.
Положительные результаты от образовательного процесса зависят от хорошо продуманной и правильно выстроенной организации. Педагог обращает внимание на индивидуальные особенности ребенка, соблюдение гигиенических норм, наличие заинтересованности и мотивации к обучению.
Оценка результатов работы по программе
В детском саду дважды в год проводится анализ результатов программы «ДЕТСТВО». Для мониторинга используют исследование педагога Н.В. Верещагиной, которая представила наиболее качественную и подробную технологию оценки достижения дошкольников. Диагностика составлена исходя из рекомендаций ФГОС, потому показывает хорошие результаты при внедрении.
Исследование педагогического процесса характеризуется системой баллов, которые распределяются исходя из умений и навыков дошкольника:
- 1 балл. Дошкольник не способен выполнить необходимые требования образовательного процесса, помощь педагога не воспринимается.
- 2 балла. Ребенок может выполнить то или иное задание только совместно с взрослым.
- 3 балла. Дошкольник выполняет все требования с частичной помощью педагога.
- 4 балла. Ребенок показывает качественное выполнение заданий без помощи взрослого, самостоятельно.
Таблица с оценочными суждениями заполняется исходя из сравнительного анализа каждого упражнения, учитывая возрастные, физиологические и психологические особенности ребенка.
На первом этапе, педагог указывает имя и фамилию дошкольника, напротив которых проставляются баллы исходя из ранее указанных параметров учебного процесса. Здесь ведется индивидуальный учет результатов, которые являются промежуточными.
После составления всех показателей, на 2-м этапе подсчитывается итоговое количество балов по конкретному ребенку и всей группе. Это необходимо для учета общей тенденции к педагогическому образованию, что позволяет выявить эффективность использованной методики обучения.
При помощи двухступенчатой оценки, педагог может определить основные неточности в том или ином педагогическом процессе, а также выделить детей, у которых наблюдаются проблемы в развитии. Диагностические мероприятия дают возможность скорректировать дальнейшие образовательные техники и разработать индивидуальные маршруты развития.
К основным методам, позволяющим оценить возможности и навыки ребенка, относятся:
- Наблюдение. Воспитатель производит первичную оценку деятельности ребенка исходя из визуальной характеристики: энергичности, способности усваивать новую информацию, взаимодействовать с образовательным инструментарием.
- Проблемная ситуация. Педагог разрабатывает конкретное действие, направленное на создание затруднений. Далее анализируется способность дошкольника преодолевать трудности, оценивается психологическая устойчивость.
- Беседа. С помощью прямой коммуникации воспитатель может оценить проблемы в развитии, провести точную диагностику взаимодействия ребенка с окружающими людьми: взрослыми или другими детьми.
Форма проведения оценки может быть групповой, индивидуальной или подгрупповой. Параметры диагностики способны сужаться или расширяться, в зависимости от потребностей детского сада, потому описание оценочного инструментария не является индивидуальным и может корректироваться исходя из особенностей конкретного учреждения.
Завершение исследование характеризуется составлением аналитического листа, на котором отображаются групповые изменения в процессе образования. Внедрение оценки дает возможность выявить сильные стороны ребенка, индивидуализировать дальнейшие занятия.
Занятия общеобразовательного характера по программе «ДЕТСТВО», — основная форма реализации задач и целей, поставленных в ДОУ. Методика разработана по стандартам ФГОС, что позволяет эффективно развить речевые, эстетические, познавательные и коммуникативные навыки ребенка.
Видео на тему: программа ДЕТСТВО по ФГОС
ФГОС ДО: каким быть дошкольному детству (круглый стол):
Источник: kidteam.ru
Программа «Детство» в дошкольном образовательном учреждении
Хотя ситуацию в системе образования нельзя назвать революционной, тем не менее она не может работать по-старому, а педагоги не хотят пользоваться устоявшимися схемами обучения. Запросы современного общества меняются, что требует внесения изменений в процесс подготовки молодого поколения. Несмотря на важность накопленного опыта по организации воспитательного процесса в учреждениях образования, есть приёмы, от которых требуется отказаться: преобладание методов послушания в воспитании. Все современные программы обучения построены на принципах взаимоуважения педагога и воспитанников. К таким разработкам относится и программа «Детство», предлагающая систему целостного развития дошкольников, опирающуюся на принцип гармоничного образования.
Значение занятий по программе «Детство» в детском саду
Образовательная программа «Детство» разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ имени А. И. Герцена. Идея создания такой программы принадлежит В. И. Логиновой, а окончательная разработка была осуществлена под руководством Т. И. Бабаевой. С 1997 года программа рекомендована для ДОУ РФ. В 2014 году программа была переработана согласно требованиям новых государственных стандартов и на сегодняшний день является одной из основных программ, с которыми работают дошкольные учреждения.
Демократизация общества требует новых подходов в воспитании личности. Программа «Детство» направлена на сотрудничество взрослых и детей, что соответствует современным общественным тенденциям.
В основе программы «Детство» лежит принцип гармоничного развития личности дошкольников
Цели программы
Программа «Детство» ориентирована на развитие способностей ребёнка, основываясь на формировании его самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социализации в современном мире. Авторы программы не ставят целью ускорить развитие ребёнка и быстрее подготовить его к школьной жизни. Главная задача программы — гармоничное формирование разносторонней личности, имеющей хорошее физическое и психическое развитие. Большое внимание уделяется воспитанию коммуникативности и ознакомлению с культурным наследием, учитывая этнические особенности места проживания. Согласно требованиям программы, организация образовательной деятельности имеет следующие направления:
- социально-коммуникативное,
- познавательное,
- речевое,
- художественно-эстетическое,
- физическое.
Цель программы — создать каждому ребёнку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Программа «Детство»
Развитие ребёнка на весь период дошкольной жизни строится на выполнении триединой задачи: «Чувствовать — Познавать — Творить». Формирование умения чувствовать красоту, сопереживать окружающим основывается на воспитании в детях любви к природе как взаимосвязанной системе, на схожести переживаемых эмоций любого человека. Воспитывается не только гуманное отношение к людям, но и к природе вообще. Приобщение к окружающему миру, к изучению человека опирается на формирование знаний о современной культуре и искусстве. Детей знакомят с литературными и музыкальными произведениями, живописью и другими видами творчества.
Формирование познавательных способностей воспитанников в программе «Детство» большей частью опирается на развитие наглядно-образного мышления и творческого воображения, когда перед детьми ставятся познавательные задачи разного вида сложности. При организации обучения программой рекомендуется больше использовать ситуативные моменты, сопровождающие выполнение режима дня, чтобы закрепление знаний проходило в более естественной форме, отличной от проведения обычного занятия. Изучение нового и более сложного материала организуется в рамках НОД. Такой подход к обучению не является жёстким требованием программы, так как в ней предусматривается большая самостоятельность педагогов в планировании работы с детьми.
Закрепление знаний дошкольников по программе проходит в свободной и естественной форме
По замыслу авторов, ребёнок, прошедший дошкольное обучение по программе «Детство», имеет физическое развитие, соответствующее его возрасту; его психический и интеллектуальный уровень будет достаточен для успешного обучения в школе. Он может ориентироваться в современном мире, умеет общаться со сверстниками, знает основы культуры и искусства. В нравственном развитии такого дошкольника преобладают гуманные черты характера: доброта, отзывчивость, умение сопереживать окружающим.
Достоинства и недостатки программы
Программа «Детство» — одна из новых комплексных программ, предложенных министерством образования для работы в детских учреждениях образования. По сведениям Института стратегических исследований в образовании РАО (2008 год), данная программа занимает второе место в нашей стране по популярности.
Программа учитывает многолетний опыт работы педагогов советского периода и в то же время согласуется с требованиями современности. Одна из главных задач разработки — приобщение ребёнка к культуре своей страны. Работа по этой программе предусматривает насыщенную деятельность детей в дошкольный период, благодаря чему воспитанники развиваются интеллектуально и физически, имеют представления о жизни в обществе, получают базовый уровень образования, необходимый для дальнейшего обучения. Программа основана на принципах гуманистического воспитания и индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Педагог должен учитывать индивидуальные особенности и интересы воспитанников
Содержание программы с подробно расписанными задачами представлено в следующих возрастных группах:
- вторая младшая,
- средняя,
- старшая,
- подготовительная к школе.
Педагоги, работающие по этой программе, не называют выявленных недостатков. Как результат, отмечается повышение положительного отношения родителей к дошкольному образованию (мнение воспитателя Идрисовой Л. Т., работающей по программе «Детство»). Педагог дошкольного образования Туранова Т. С. в своей статье указывает, что программа обеспечивает возможность одновременного развития разных сторон личности ребёнка, и делится собственными наработками по проведению занятий в подготовительной группе. Эти высказывания говорят о достоинствах программы.
Проблемы могут возникнуть при реализации программы. Дошкольное учреждение, решившее перейти на данную программу, должно провести большую работу:
- подготовить педагогический коллектив к работе по новой программе, изучить её особенности и требования;
- согласовать с родителями воспитанников изменение образовательной программы ДОУ;
- разработать собственную программу ДОУ, основываясь на программе «Детство» и учитывая особенности своего образовательного учреждения;
- подготовить соответствующую материально-техническую базу.
Программа «Детство» имеет подробные рекомендации по планированию и организации воспитательного процесса, какие методы следует применять, прописаны пути достижения результатов. Педагог, обладающий опытом работы с детьми и квалификационной категорией, сможет переработать программу для своей деятельности. В помощь ему имеется большое количество методической литературы и разнообразной информации в сети . Кроме этого, в настоящее время каждый воспитатель может пройти курсы повышения квалификации на тему «Планирование деятельности воспитателя по программе дошкольного образования «Детство». Все эти информационные ресурсы обеспечивают методическую поддержку перехода на новую программу. От руководства дошкольного учреждения и его педагогического коллектива зависит, смогут ли они перейти на новый уровень работы или предпочтут организацию деятельности по-старому.
Организация и проведение занятия по программе «Детство» в ДОУ
Детство — это летний ветер.
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство — это значит дети!
Дети — это значит мы!Р. Рождественский
Темы занятий
Работа по программе может планироваться отдельными темами для каждой недели, соответствующими основному событию конкретного периода. Названия темы педагог подбирает сам. В таком планировании можно использовать следующие примеры:
- «Здравствуй, осень золотистая!». Тема предполагает не только рассмотреть особенности поры года, но и поговорить о начале нового учебного года в детском саду. Поэтому может включать в себя как беседы о проведённом лете с родителями, так и повторение правил поведения в ДОУ.
- «Моя семья. Мой дом. Моя страна». Тема патриотического воспитания детей, пробуждения в их душах любви к родному дому, окружающей природе, народным истокам является составляющей воспитательного процесса в учреждениях образования. Программа «Детство» придаёт этому направлению ещё большее значение.
- «Неделя безопасности». Изучение правил безопасного поведения — одна из важнейших задач ДОУ. Работа с детьми в этом направлении проводится постоянно, но тематическая неделя ещё раз покажет важность знаний ОБЖ детям и их родителям. Такую неделю можно посвятить, например, Дню пожарного (30 апреля).
- «Рассказы и сказки К. Д. Ушинского для детей». Вся деятельность известного педагога и писателя проникнута любовью к детям, к родной природе и полностью соответствует гуманистической направленности программы «Детство». На неделе с такой тематикой воспитатели читают детям произведения Константина Дмитриевича, проводят беседы, занятия по его рассказам.
Таблица: картотека тем в средней группе (фрагмент)
- Учить детей отвечать на поставленные вопросы.
- Развивать словарный запас по теме, механическую память, внимание.
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу и работникам детского сада.
- Учить детей составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида.
- Активизировать слова, обозначающие действия и состояние (глаголы), учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
- Формировать звуковую культуру речи: закреплять произношение пройденных звуков: у, а, г, к, в; учить правильно произносить в словах звуки с, с’, выделять в речи слова с этими звуками.
- Развивать представления о значении терминов «слово», «звук», умение вслушиваться в звучание слов.
- Воспитывать интерес к родному языку.
- Закрепить умение выделять отдельные предметы из группы, видеть много и один в окружающей обстановке и описывать наблюдения с помощью соответствующих слов.
- Закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры.
- Развивать воображение детей.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Закрепить умение сравнивать группы предметов способом наложения, совершенствовать умение группировать предметы.
- Развивать умение работать правой рукой слева направо при раскладывании предметов.
- Воспитывать любознательность, интерес к изучаемому материалу.
- Учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика), уточнить представления о назначении раздевалки.
- Развивать самостоятельность, творческую активность.
- Воспитывать интерес к детскому саду.
- Учить составлять цветок из 2–3 бумажных форм, красиво сочетая их по цвету, форме и величине; показать приёмы оформления цветка. Учить правильно держать и выполнять операции ножницами.
- Развивать умения работать в коллективе.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость.
- Упражнять в ходьбе «змейкой» между расставленных предметов, упражнять в беге «змейкой».
- Развивать выносливость.
- Воспитывать творческий подход к занятию.
- Упражнять в беге парами в разных направлениях, по прямой.
- Развивать самостоятельность.
- Воспитывать устойчивый интерес к занятию.
- Закрепить знания детей о названии материалов, из которых сделаны предметы в группе.
- Развивать речь, наблюдательность.
- Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.
- Знакомство со свойствами дерева и металла.
Примеры конспектов занятий
Программа «Детство» делает упор на:
- развитии познавательной активности детей;
- гуманистическом воспитании, основывающемся на любви к природе и всему живому;
- изучении основ социализации и коммуникации;
- формировании культуры речи.
Занятия по программе «Детство» посвящены гармоничному развитию дошкольников и воспитанию чувства прекрасного
Организованные занятия часто содержат комплексные задачи, соответствующие нескольким направлениям работы. Примеры конспектов занятий педагогов, работающих по программе «Детство»:
- Занятие по математике «Овладение действиями трансформации» (Ходеева С.) построено на развитии пространственного воображения детей. Целями его являются закрепление знаний по математике, развитие логического мышления, комбинаторики. Расширяется область познавательного интереса: даются сведения по астрономии.
- Комбинированное занятие во второй младшей группе «Весенние деньки» (Хвальчик И. В.) одновременно решает несколько задач: знакомит малышей с признаками весны в природе, воспитывает звуковую культуру речи и развивает воображение, закрепляет знания об основных цветах и геометрической фигуре «круг», развивает мелкую моторику рук.
- Конспект НОД «Непослушные зайки» (Такшина С. В.). Цели занятия: формировать представления о диких животных и местах их обитания, обучать навыкам связной речи с использованием мнемотаблиц, воспитывать коммуникативность, навыки сотрудничества, желание прийти на помощь.
- Занятие по разделу «Социальный мир» для детей среднего возраста «Мы такие разные» направлено на развитие наблюдательности, слухового внимания, умения доказывать свою точку зрения в диалоге, воспитание внимательного отношения к окружающим.
- Конспект занятия по экспериментированию в средней группе по теме «Лёд» (Федорахина Г.). Цели: знакомство детей с признаками и свойствами льда, приметами весны; увеличение словарного запаса и улучшение культуры речи; формирование навыков безопасного поведения на льду.
Источник: melkie.net