Программа детского дома подготовка к самостоятельной жизни

Пояснительная записка к Программе «Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в современном обществе»

В наше непростое время социально-экономической нестабильности во всех сферах жизни. Особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь, дети-сироты. С каждым днем растет количество детских домов и находящихся в них воспитанников, уже сейчас превышая послевоенный уровень.

У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников.

Настоящая «Программа подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в обществе» и призвана (хотя бы временно) заполнить этот пробел.

Назначение программы – дать нормативный перечень основных тем,

определить важнейшие требования к знаниям и умениям

воспитанников, необходимых для их самостоятельной

Программу подготовки детей к семейной жизни успешно реализуют в детском доме №1 Биробиджана

Программа рассчитана на воспитанников школьного возраста (но может служить и ориентиром для дошкольного детского дома в целях обеспечения преемственности), как с нормальным интеллектом, так и воспитанников с задержкой развития или обучающихся по школьной программе VIII вида.

Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число тем, по каждому направлению определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников.

В основном, работа по данной Программе происходит на воспитательных часах (специально выделены в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях). Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д. Общая логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного материала органично вплетается в жизнь детей в детском доме – уборка помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.

Ориентировочное время освоения каждой части Программы – учебный год. Однако, учитывая индивидуальные различия воспитанников, степень их интеллектуальной развитости, а также то, что в детский дом попадают и 15-16 летние дети, через год уже выпускающиеся (следовательно, за этот год они должны получить полный объем материала) – возможны различные варианты прохождения Программы.

Первый вариант – последовательное прохождение материала год за годом, в течении трех лет. При необходимости повторяется ранее изученный материал. Этот вариант удобен для однородной (по возрасту и уровню развития) группе.

Второй вариант – воспитатель, учитывая особенности группы, готовит индивидуальный учебно-тематический план прохождения Программы на три года сразу. В этом случае уже в первый год от может раскрывать темы второго и третьего года обучения. Особенностью этого варианта является то, что воспитатель дифференцирует материал (набор тем, их сложность и т.д.) для разных подгрупп ( например – старшие-младшие, дети «N»-дети ЗПР и т.д.). По такому варианту удобнее работать с разнородными группами.

Каждый 4 выпускник детского дома не может адаптироваться к самостоятельной жизни

Часть тем, по предварительной договоренности, берет на себя психолог, врач, социальный работник и т.д.)

Порядок прохождения тем в течении учебного года жестко не фиксирован, однако (при первом варианте работы с Программой) к концу года должны быть отработаны все темы, при втором варианте – выполнен учебно-тематический план первого года обучения.

Для успешной реализации этих моментов возможна следующая технология работы с Программой.

В августе воспитатели групп готовят учебно-тематический план на основе данной Программы. План готовится один на группу, но в примечаниях к каждой теме указывается, кто из воспитателей за нее отвечает. Структура плана (адаптированного к условиям детского дома) проста.

Вначале указывается месяц, затем расписывается, какие темы основных направлений будут изучаться в этом месяце с указанием напротив темы ответственного воспитателя к количеству учебных часов. Зная группу, воспитатель самостоятельно определяет количество часов на каждую тему (т.е. количество занятий). В идеале, эти часы должны быть расписаны – всего, теория, практика.

Воспитатели, работающие по второму варианту Программы, совместно составляют тематический план на три года.

Далее идет работа по выполнению учебно-тематического плана. Воспитатели проводят занятия, администрация контролирует качество обучения, уровень знаний и умений, степень выполнения Программы; организует методическую учебу и повышение квалификации.

В конце года воспитатели пишут отчет по результатам работы по Программе. Интересная форма промежуточного контроля знаний и умений учащихся – игровые занятия типа известных телевизионных игр (КВН, «Кто? Где? Когда?» и т.д.). Кроме того, качество работы по Программе видно и в процессе жизнедеятельности в детском доме: насколько воспитанники групп умеют общаться, поддерживать чистоту, ухаживать за одеждой, обувью.

Так как в Программе невозможно охватить все аспекты самостоятельной жизни в современном обществе, возможно выделение ряда занятий на дополнительные (факультативные) темы, особенно важные для конкретного детского дома, группы, отдельного воспитанника. И для оперативных корректировок основных тем программы необходимо в течение года после выпуска (и далее, если это возможно) – в первый месяц, через полгода, через год — проводить опрос выпускников: с какими проблемами они столкнулись в самостоятельной жизни, попросить проранжировать эти проблемы по степени сложности, спросить каких знаний и умений им не хватало для решения этих проблем. Организационно, такой опрос удобно проводить в ежегодный День встречи выпускников.

Читайте также:
Лучшие программы для айфона 12

Предполагаемый результат работы с Программой – более высокий уровень социальной ориентации воспитанников.

При составлении данной Программы использовались следующие материалы:

  • программы социально- бытовой ориентации (для учащихся V-IX кл. вспомогательных школ),
  • программа «Становление» детских домов Курганской области,
  • комплект программ по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта «Человек и общество»,
  • комплексная программа сексуального воспитания и просвещения воспитанников интернатских учреждений и детских домов Министерства образования РФ,
  • собственные материалы автора.

Источник: studfile.net

Как нужно готовить сирот к самостоятельной жизни

Для многих сироты — это особые дети, от которых нужно держаться подальше. Одинокие, обделённые, агрессивные, замкнутые. Не всегда понятно, чего от них ждать. В центре социальной адаптации «Ступеньки» уверены: их подопечные мало чем отличаются от «домашних». Но кроме общения и принятия им нужны элементарные знания о деньгах, работе, быте.

Считается, что общение с сиротами требует специальной подготовки и внутренней силы. И что им нужна помощь спонсоров, психологов, воспитателей, педагогов. Мало кто задумывается, что эти сложные дети тоже способны помогать. Потому что никто и никогда не научит нас понимать и любить своих детей так, как они.

Так же, как и дети, выросшие в родительской заботе, они не всегда могут управлять своими эмоциями и деньгами. Они не способны выбрать себе дело жизни, не умеют готовить, ничего не знают о правилах общения, а командная работа им даётся с большим трудом.

Дважды в месяц для решения этих задач в центре Москвы собирается группа воспитанников двух детских домов. Вместе с социальными педагогами и волонтёрами — известными спортсменами, успешными предпринимателями, топ-менеджерами крупных компаний и психологами — они учатся всему, без чего невозможна самостоятельная, взрослая жизнь.

Занятия

Занятия «Ступенек» проходят в обычной квартире — так дети, выросшие в государственном учреждении, получают представление о том, что их ждёт после выпуска. Здесь нет скучных лекций. Все знания даются в группе или в формате индивидуального общения, в виде трансформационных игр, встреч с интересными людьми, просмотра фильмов со смыслом и выполнения заданий.

Программа занятий строится так, чтобы решать вопросы, общие для всех детей-сирот, а также личные проблемы каждого подростка в соответствии с его особенностям и запросами. График очень насыщенный, но в нём всегда есть «окна», когда каждый может делать, что хочет. Практика показывает: грамотно распоряжаться этими свободными минутами — тоже навык. В детском доме своего времени крайне мало, и подростки впадают в ступор, когда их не заставляют что-то делать.

Быт

Основная задача, с которой рано или поздно столкнётся каждый из этих детей, — быт. Убирать, стирать, гладить, грамотно выбирать и покупать продукты, готовить здоровую еду — всего этого они не умеют. В детском доме за порядком в их комнатах следят уборщицы, рацион планируют повара, а их вещи стирает прачечная. Оказавшись за пределами привычного распорядка, многие дети завтракают чипсами и закусывают жвачками. Стиральная машина в это время превращается в межгалактический шаттл и работает круглосуточно, а мороженое растекается по холодильнику, почему-то так и не попав в морозилку.

Каждая смена «Ступенек» начинается с выделения ограниченной суммы на еду. Её выдают на руки группе или каждому ребёнку лично и просят распределить на всё время пребывания в центре, чтобы питаться качественно, экономно, разнообразно и не забыть об угощениях для гостей.

Приёмные дети: любить и жалеть недостаточно

Иногда поход в магазин становится целым приключением. Парни тщательно исследуют, чем отличается картошка за 20 рублей от той, что за 29. Девочки изучают цены и выбирают, какой жирности молоко лучше взять. Есть ли разница между дорогими и дешёвыми яйцами? Что выгоднее покупать — целую курицу или уже разделанную?

Можно ли в обычной «Пятёрочке» купить нормальное мясо?

Тренеры дают лишь маленькие подсказки и советы, но в целом выполняют роль наблюдателей: участники всему должны научиться сами. Даже попросить помощь у более опытных людей, продавца в магазине или «погуглить» — тоже надо уметь.

Стиральная машина в первые дни смены планирует побег из дома. Так как в большинстве сиротских учреждений грязные вещи стираются по расписанию в специальной прачечной, в квартире дети «отрываются» и запускают её на целый день, экспериментируя с режимами и количеством порошка. Конечно, им очень нравится опция сделать вещи чистыми тогда, когда хочется и удобно.

Но вслед за круглосуточной стиркой встаёт вопрос об экономии воды и электричества. «А что, мы платим за электроэнергию?». «Да! И поэтому нужно выключить за собой свет, телевизор. Ещё мы платим за воду, так что её тоже нужно выключать». А потом дети учатся рассчитывать стоимость коммунальных услуг.

Первое время приходится объяснять, что ходить по квартире в уличных кроссовках или выбрасывать мусор в домашних тапочках, — неправильно. Но пару-тройку раз наступив босой ногой на грязный пол, жители «Ступенек» становятся внимательнее к чистоте.

Финансовая грамотность

Подавляющее большинство подростков не умеют обращаться с деньгами. И это не зависит от того, где вырос ребёнок. Рассчитать свой бюджет исходя из предполагаемой стипендии и зарплаты, держать в уме доходы и расходы, суметь отложить на что-то нужное и не влезть в долги — этому тоже учат на «Ступеньках».

Читайте также:
Key manager похожие программы

Непростую тему финансов тренеры и приглашённые эксперты раскрывают с помощью разных форматов. Иногда это активные игры, в которых нужно рассчитать бюджет своей будущей семьи, устроиться на работу с хорошей зарплатой или сделать и продать какой-то товар. Можно ли прожить в Москве на 100 рублей в день, если денег до стипендии почти не осталось? Оказалось, что да.

Этой крошечной суммы достаточно для нормального питания и даже для встречи гостей. Но чаще всего это обучение тому, как обращаться с настоящими деньгами. Иногда подростки получают подработку, например, раздают листовки или правильно выполняют задачи тренеров.

Самоопределение

Большую роль для любого подростка играет понимание самого себя, своих собственных интересов и талантов. Как выбрать то, что вдохновляет, а не то, чем заставляют заниматься каждый день? И если понятно, к чему больше лежит душа, то как сделать это делом своей жизни?

«Что я должен предпринять, чтобы поступить туда, куда я хочу?» — спрашивает себя выпускник школы. «Куда я смогу поступить с моим уровнем знаний?» — спрашивает себя выпускник детского дома.

Ребёнок, не привыкший доверять себе и слушать свой внутренний голос, в первую очередь задастся вопросом, где есть общежитие и куда поступали другие выпускники до него, и только потом сделает свой выбор. Скорее всего, он поступит в колледж сразу же после окончания 9 класса, потому что это иллюзия свободы, уверенности в себе и чего-то нового. В вуз поступает всего один выпускник детского дома в два года.

Проблеме самоопределения и профориентации в проекте уделяется особое внимание. С помощью тестов, индивидуальных бесед и обучающих игр выявляются таланты подростков, их склонность к той или иной деятельности.

Гости квартиры — представители различных профессий — рассказывают о важных этапах учёбы и построения карьеры, о сложностях и положительных моментах, которые могут встретиться на их пути. Организаторы стараются приглашать специалистов именно тех направлений, которые интересны ребятам, и тех, о которых подростки в детском доме вообще могли не знать. Так, на «Ступеньках» побывали Нил Лессман — американец, занимающийся поддержкой и обучением малого и среднего бизнеса, Павел Палагин — основатель школы «К мечте», в которой он с коллегами учит людей быстрее читать, больше запоминать и учиться с удовольствием, Мария Котлярова — менеджер по трейд-маркетингу компании «М.Видео». Музыкант Тим Аминов, футболист Александр Кержаков, актёр Марк Богатырев — на «Ступеньки» часто приходят люди, прошедшие непростой путь к успеху. Собственным примером они показывают подросткам: то, что порой кажется невозможным, абсолютно реально, если верить и действовать.

Параллельно с подростками работают над уверенностью в себе и мотивацией. Очень важно помочь ребенку найти свой внутренний огонь, то, что поднимет с дивана, оторвёт от телефонов и соцсетей, вдохновит.

Развлечения

Не менее важно научить подростков отдыхать с пользой для души, разума и тела. Пройти захватывающий квест и заодно проверить себя на командный дух, сходить в театр, на выставку или каток — безграничные возможности большого города ставят детей в ступор.

Проводя в интернете большую часть суток, каждый третий подросток, независимо от того, детдомовский он или вырос в семье, просто не умеет найти нужную информацию. Он не способен воспользоваться мобильной геолокацией, реально не знает, чем себя занять в свободное время. Это одна из главных причин, почему активному образу жизни такой ребёнок предпочитает уютную зону комфорта на диване.

На «Ступеньках» каждый приезд детей сопровождается походом на спектакль, в батутный центр, цирк или просто просмотром качественного, глубокого фильма с жарким обсуждением после его окончания. Чем именно заняться и какое кино посмотреть, они выбирают самостоятельно. И даже сами прокладывают маршрут к месту назначения.

Внимание и принятие

Каждый участник проекта — личность, со своим внутренним миром, своими способностями и трудностями. Выразить собственные мысли и переживания ребятам бывает сложно не только в группе, но и один на один с педагогом-наставником. У каждого подростка уже есть своя стратегия поведения — кто-то боится показать слабость, кто-то предпочитает молчать, кто-то постоянно задирает других, чтобы почувствовать себя немного увереннее. Постоянно приходится работать с закрытостью, недоверием, ленью, безразличием.

Кажется, что они — самые беспомощные, закрытые существа на свете. Но это не так. Потерять веру в себя и желание адекватно развиваться может каждый ребёнок и в семье

Подростки из детского дома, которым в младенчестве не пели колыбельных, у которых никто не спросит, как дела, не всегда знают, зачем они вообще живут. Подростки, родители которых выражают свою любовь с помощью безупречной чистоты в доме, щедрых карманных денег и новой одежды, тоже не знают ответ на этот вопрос.

Да, можно «выбить» из них дурь силой, заставить выбрать вуз, припугнув карьерой дворника, или сухо рассказывать об успешных людях в качестве примера. Но главная методика, главный инструмент взаимодействия с подростками, это любовь. Любовь и принятие.

Речь не о том, чтобы сюсюкаться, жалеть и пытаться решить все проблемы ребёнка за него. Но найти десять минут для разговора с ним по душам, спросить, что сейчас у него в плеере и почему, какое самое яркое событие с ним произошло за день, кто его кумир и почему именно он, можно и нужно. Всего десять минут внимания, откровенности, способны оживить самый запущенный и иссохший сад. Да, брошенные дети дают нам колоссальный урок. Они учат нас делать всё, чтобы наши дети не чувствовали себя одинокими.

Читайте также:
Программа для проверки форсунок через ком порт

Источник: mel.fm

Программа подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в обществе.

Назначение программы – дать нормативный перечень основных тем, определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни.

Программа рассчитана на воспитанников школьного возраста (но может служить и ориентиром для дошкольного детского дома в целях обеспечения преемственности), как с нормальным интеллектом, так и воспитанников с задержкой развития или обучающихся по школьной программе VIII вида.

1. Культура поведения и азбука общения

2. Жилище, одежда, обувь, питание

3. Транспорт, торговля, связь

4. Личная гигиена, здоровье, ОБЖ

5. Подготовка к семейной жизни

6. Учреждения и организации

7. Жизненное и профессиональное самоопределение

8. Полезная экономика. Ты и закон.

Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число тем, по каждому направлению определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников.

В основном, работа по данной Программе происходит на воспитательных часах (специально выделены в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях). Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д. Общая логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного материала органично вплетается в жизнь детей в детском доме – уборка помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.

Ориентировочное время освоения каждой части Программы – учебный год. Однако, учитывая индивидуальные различия воспитанников, степень их интеллектуальной развитости, а также то, что в детский дом попадают и 15-16 летние дети, через год уже выпускающиеся (следовательно, за этот год они должны получить полный объем материала) – возможны различные варианты прохождения Программы.

Первый вариант – последовательное прохождение материала год за годом, в течении трех лет. При необходимости повторяется ранее изученный материал. Этот вариант удобен для однородной (по возрасту и уровню развития) группе.

Второй вариант – воспитатель, учитывая особенности группы, готовит индивидуальный учебно-тематический план прохождения Программы на три года сразу. В этом случае уже в первый год от может раскрывать темы второго и третьего года обучения. Особенностью этого варианта является то, что воспитатель дифференцирует материал (набор тем, их сложность и т.д.) для разных подгрупп ( например – старшие-младшие, дети «N»-дети ЗПР и т.д.). По такому варианту удобнее работать с разнородными группами.

Часть тем, по предварительной договоренности, берет на себя психолог, врач, социальный работник и т.д.)

Порядок прохождения тем в течении учебного года жестко не фиксирован, однако (при первом варианте работы с Программой) к концу года должны быть отработаны все темы, при втором варианте – выполнен учебно-тематический план первого года обучения.

Для успешной реализации этих моментов возможна следующая технология работы с Программой.

В августе воспитатели групп готовят учебно-тематический план на основе данной Программы. План готовится один на группу, но в примечаниях к каждой теме указывается, кто из воспитателей за нее отвечает. Структура плана (адаптированного к условиям детского дома) проста.

Вначале указывается месяц, затем расписывается, какие темы основных направлений будут изучаться в этом месяце с указанием напротив темы ответственного воспитателя к количеству учебных часов. Зная группу, воспитатель самостоятельно определяет количество часов на каждую тему (т.е. количество занятий). В идеале, эти часы должны быть расписаны – всего, теория, практика.

Воспитатели, работающие по второму варианту Программы, совместно составляют тематический план на три года.

Далее идет работа по выполнению учебно-тематического плана. Воспитатели проводят занятия, администрация контролирует качество обучения, уровень знаний и умений, степень выполнения Программы; организует методическую учебу и повышение квалификации.

В конце года воспитатели пишут отчет по результатам работы по Программе. Интересная форма промежуточного контроля знаний и умений учащихся – игровые занятия типа известных телевизионных игр (КВН, «Кто? Где? Когда?» и т.д.). Кроме того, качество работы по Программе видно и в процессе жизнедеятельности в детском доме: насколько воспитанники групп умеют общаться, поддерживать чистоту, ухаживать за одеждой, обувью.

Так как в Программе невозможно охватить все аспекты самостоятельной жизни в современном обществе, возможно выделение ряда занятий на дополнительные (факультативные) темы, особенно важные для конкретного детского дома, группы, отдельного воспитанника. И для оперативных корректировок основных тем программы необходимо в течение года после выпуска (и далее, если это возможно) – в первый месяц, через полгода, через год — проводить опрос выпускников: с какими проблемами они столкнулись в самостоятельной жизни, попросить проранжировать эти проблемы по степени сложности, спросить каких знаний и умений им не хватало для решения этих проблем. Организационно, такой опрос удобно проводить в ежегодный День встречи выпускников.

Предполагаемый результат работы с Программой – более высокий уровень социальной ориентации воспитанников.

При составлении данной Программы использовались следующие материалы:

— программы социально- бытовой ориентации (для учащихся V-IX кл. вспомогательных школ),

— программа «Становление» детских домов Курганской области,

— комплект программ по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта «Человек и общество»,

— комплексная программа сексуального воспитания и просвещения воспитанников интернатских учреждений и детских домов Министерства образования РФ,

— собственные материалы автора.

Источник: megaobuchalka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru