Наше учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детский сад-2100» — образовательная программа для детей дошкольного возраста. Это единственная программа среди двухсот программ, имеющихся в России, учитывает преемственность обучения дошкольного и школьного образования. Программа рассчитана на детей 3-6 лет и входит в образовательную систему «Школа-2100», по которой занимаются многие школы.
Программа «Детский сад-2100» разработана коллективом специалистов и педагогов во главе с А.А. Леонтьевым.
Главная цель программы — создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Основное внимание уделяется постепенному личностному раскрытию ребенка.
Обучаясь по программе «Детский сад-2100», ребенок не получает готовые ответы, он учится думать и находить их сам.
Источник: sinton55.ru
Обзор УМК комплексной ООП ДО Детский сад 2100. Варианты планирования образовательной деятельности
Программа ‘Детский сад 2100’
Включает две отдельные образовательные программы развития и воспитания: 1) детей от 2 мес. до 3 лет; 2) дошкольников от 3 до 7-8 лет.
Вместе эти две программы составляют Основную образовательную программу «Детский сад 2100». Она полностью соответствует Федеральному государственному образова тельному стандарту дошкольного образования.
Цель программы «Дет ский сад 2100» — обеспечение психолого-педагогического сопровождения комплексного развития личности, мотивации и способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Отдельные образовательные программы (ч. 1 данного сборника):
- Образовательная программа развития и воспитания детей младенческого и раннего возраста (от 2 мес. до 3 лет).
Авторский коллектив: И.А. Анохина, канд. пед. наук; Г.В. Гнайкова, канд. пед. наук; О.В. Гончарова, канд. пед. наук; Н.А. Горлова, доктор пед. наук; Т.Р. Кислова, канд. пед. наук; М.В. Корепанова, доктор пед. наук; И.А. Смирнова, канд. пед. наук; С.В.
Соколова, канд. пед. наук; О.В. Чиндилова, доктор пед. наук (научный редактор и составитель).
- Образовательная программа развития и воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 7-8 лет).
Авторский коллектив: И.А. Анохина, канд. пед. наук; Н.В. Белякова, канд. пед. наук; М.М. Борисова, канд. пед. наук; Р.Н. Бунеев, доктор пед. наук; Е.В. Бунеева, доктор пед. наук; А.А. Вахрушев, канд. биол. наук; О.В. Гончарова, канд. пед. наук; Н.А. Горлова, доктор пед. наук; А.В. Горячев, канд. пед. наук; О.А.
Данилова; И.А. Дядюнова, канд. пед. наук; О.М. Ельцова; Т.Р. Кислова, канд. пед. наук; С.А. Козлова; М.В. Корепанова, доктор пед. наук; Т.А. Котлякова, канд. пед. наук; С.С. Кузнецова; З.И. Курцева, доктор пед. наук; Л.В.
Итоги и перспективы проекта «Комплексное развитие дошкольников средствами ООП “Детский сад 2100”»
Любимова, канд. пед. наук; С.Ю. Максимова, доктор пед. наук; С.В. Маланов, доктор психол. наук; И.В. Маслова; С.В. Паршина; О.В.
Сазонова; И.А. Смирнова, канд. пед. наук; О.А. Степанова, канд. пед. наук; Л.В. Трубайчук, доктор пед. наук; НА. Фомина, доктор пед. наук; О.В.
Чиндилова, доктор пед. наук; Е.А. Якунина.
Обеспечена парциальными программами по всем направлениям развития и воспитания детей дошкольного возраста (ч. 2 и 3 данного сборника).
Каждая из двух программ части 1 сборника представляет собой учебно-методическую документацию, при адаптации которой ДОО РФ могут самостоятельно разрабатывать, утверждать и реализовывать основную образовательную программу дошкольного образования, учитывая или не учитывая при этом примерные основные образовательные программы.
Программы обеспечивают развитие интеллектуально-познавательных, физических, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств детей раннего и дошкольного возраста, их творческих способностей, а также формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.
Программы включают системно представленную совокупность направлений развития, видов детской деятельности и образовательных областей, реализация которых обеспечивает создание условий развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, открывает возможности для позитивной социализации каждого ребёнка, его все стороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сб. материалов в 3-х ч. Ч. 1. Образовательные программы развития и воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. — Изд.
2-е, перераб. — М.: Баласс, 2016. — 528 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
СОДЕРЖАНИЕ
Образовательная программа развития и воспитания детей младенческого и раннего возраста (от 2 мес. до 3 лет)
Целевой раздел
Пояснительная записка.
Возрастные особенности развития детей младенческого и раннего возраста
- Возрастные особенности детей первого года жизни
- Возрастные особенности детей второго года жизни
- Возрастные особенности детей третьего года жизни
Адаптация к условиям жизни и воспитания в дошкольной образовательной организации
Планируемые результаты развития детей младенческого и раннего возраста
Содержательный раздел
- Младенческий возраст
- Ранний возраст
- Младенческий возраст
- Ранний возраст
- Младенческий возраст
- Ранний возраст
- Младенческий возраст
- Ранний возраст
- Младенческий возраст
- Ранний возраст
Сенсорное развитие детей младенческого и раннего возраста
Организационный раздел
Содержание, методы, формы работы с детьми с ОВЗ младенческого и раннего возраста
- Развитие речи и умений общения у детей с ОВЗ
- Содержание работы по развитию движений у детей с ОВЗ
- Психолого-педагогические параметры определения готовности ребёнка к поступлению в дошкольную образовательную организацию
- Примерное планирование образовательной деятельности в группах раннего возраста (2-3 года)
- Общие рекомендации по работе с детьми с ОВЗ раннего, младенческого и дошкольного возраста
- В детский сад — вместе с мамой
Образовательная программа развития и воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 7-8 лет)
Глоссарий основных понятий и терминов, используемых в Программе
Целевой раздел
- Принципы и подходы к разработке Программы
- Цели и задачи Программы
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
- Характеристики младшего дошкольного возраста (3-4 года)
- Характеристики среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
- Характеристики старшего дошкольного возраста (5-7(8) лет)
Планируемые результаты освоения Основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»
Содержательный раздел
Возможности развития дошкольников в различных видах деятельности (взаимосвязь видов детской деятельности с задачами развития ребёнка в каждой из образовательных областей и вклад каждого вида деятельности в развитие ребёнка)
- Игровая деятельность
- Познавательно-исследовательская деятельность
- Коммуникативная деятельность
- Восприятие художественной литературы и фольклора
- Конструирование
- Изобразительная деятельность
- Музыкальная деятельность
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд
- Двигательная деятельность
Формы, методы и средства реализации Программы
Содержание коррекционной работы
- Общие принципы и подходы к организации коррекционной работы в дошкольной образовательной организации
- Специальные условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
- Коррекционно-развивающие мероприятия для разных категорий детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации, реализующей ООП «Детский сад 2100»
- Содержание, формы и методы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Организационный раздел
Психолого-педагогические условия реализации Программы
- Общие подходы
- Способы и направления поддержки детской инициативы
Организационно-педагогические условия реализации Программы
- Модели образовательного процесса
- Подходы к проектированию образовательного процесса и режима дня
- Взаимосвязь видов детской деятельности, направлений развития (образовательных областей) и форм работы
Кадровые условия
Материально-технические условия
Описание развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
- Общие подходы к проектированию РППС
- Примерный перечень оборудования и предметов
- Список литературных произведений, рекомендуемых к использованию при реализации Программы
Взаимодействие с семьями воспитанников
- Формы взаимодействия с семьями воспитанников
- Календарь праздников
Финансовое обеспечение реализации Программы
Список пособий и методических рекомендаций, необходимых для реализации Программы
Организация коррекционной работы (психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья)
Перечень нормативных правовых актов и методических документов
Список использованной литературы
Источник: doshkolniki.org
Примерная основная общеобразовательная программа «Детский сад 2100». Концептуальные основы, принципы и подходы
1. Примерная основная общеобразовательная программа «Детский сад 2100»
Концептуальные основы, принципы и
подходы
2.
Примерная основная
общеобразовательная программа
«Детский сад 2100» рассматривает
психолого – педагогические и
методические аспекты развития и
воспитания детей дошкольного
возраста в соответствии с общей
концепцией ОС «Школа 2100»
3. Образовательная система «Школа 2100»
Развивающая, личностно-ориентирванная
система нового поколения (Р.Н.Бунеев)
представлена на разных ступенях образования
Дошкольное
образование
Начальная школа
Основная школа
Старшая школа
4.
Программа дошкольного образования в ОС
«Школа 2100» базируется на личностно
ориентированном подходе, главным
направлением которого является
развитие личностного отношения к миру,
деятельности, себе, воспитание
гражданина, готового к дальнейшей
жизнедеятельности на благо общества
5. Специфика содержания дошкольного образования с опорой на личностно ориентированный подход
Элементом отбора содержания дошкольного
образования ставится такие ориентации для
личности, которые дают ей ценностный, жизненный
опыт, знание – его часть.
Отбор содержания осуществляется на основе
совместной деятельности педагога и воспитанника,
на основе диалога.
Стирается грань между содержательным и
процессуальным аспектами: процесс (диалог, поиск,
исследование, творчество, игра) – источник
личностного опыта.
6.
Создаются установки на творчество; способность к
творчеству будет проявляться у современных
дошкольников, если систематически и
целенаправленно развивать у них творческое
мышление
Педагог дошкольного образования востребован как
личность, как равноправный партнер, его
внутренний мир становится частью содержания
образования
7. Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными ФГТ
Содержание соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики
Обеспечивает единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач
Основывается на комплексно-тематическом
принципе построения образовательного процесса
Предусматривает решение программных
образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей и в самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении
режимных моментов
8.
Предполагает построение образовательного
процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми
Строится с учетом принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей. Ведущими критериями
развития ребенка являются не ЗУН, а компетенции,
проявляющиеся как совокупность способностей.
9. Современные дети и особенности их развития
Гиперактивность
Любознательность
Повышенная потребность к восприятию
информации
Больший объём долговременной памяти
Выше проходимость оперативной памяти
Требовательность, настойчивость
Не желание подчиняться требованиям взрослых
Системно – смысловое мышление
10. Цели программы «Детский сад 2100»
Формирование общей культуры личности
Развитие физических, интеллектуальных,
творческих способностей, обеспечивающих
социальную успешность
Укрепление здоровья детей, профилактику
(коррекцию) отклонений в физическом и (или)
психическом развитии
11. Развивающие задачи
Развитие способности устанавливать контакт в
общении и совместной деятельности,
взаимодействовать со сверстниками, проявлять
социальную активность, уметь договариваться и
решать спорные вопросы, аргументируя свою точку
зрения
Раскрытие способностей каждого ребенка:
физических, гуманитарных, естественно –
математических, художественно — эстетических
12. Воспитательные задачи
Воспитание положительного, эмоционально –
ценностного отношения ребенка к
окружающему миру, с развитием
эмоциональных переживаний, чувств,
социального опыта, с формированием духовнонравственных ценностей.
Создание эмоционального комфорта, ощущения
радости от совместной деятельности и общения
ребенка со сверстниками и взрослыми
13. Образовательные задачи
Удовлетворение познавательных потребностей,
формирование познавательной активности
ребенка в разных видах деятельности
Формирование в сознании ребенка «детской
картины мира».
14. Комплект пособий «Детский сад 2100»
Развитие речи и подготовка
к обучению грамоте
«По дороге к Азбуке»,
«Наши прописи»
Риторика
«Ты – словечко, я – словечко. »
Курс «Познаю себя»
«Это – я»
Математическое развитие
Моя математика
Информатика
«Все по полочкам»
Окружающий мир
«Здравствуй, мир!»
Курс «Синтез искусств»
«Путешествие в прекрасное»
Интегрированные пособия
«Наглядный и раздаточный
материал»
15. Курс «Познаю себя»
Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Это – я. Пособие для старших
дошкольников по курсу «Познаю себя». – М.: Баласс.
Начальный курс социально-личностного самопознания как
компонент целостного развития личности.
Пособие обеспечивает поэтапное социально-личностное развитие
ребенка-дошкольника, его продвижение по пути самопознания.
Ориентировано на природную любознательность дошкольника,
его интерес к себе и другим, поиск своего места в системе
социальных отношений, окружающем мире.
Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Это – я. Пособие для старших
дошкольников по курсу «Познаю себя». – М.: Баласс, Изд. Дом РАО.
В методическое пособие включены программа социальноличностного
развития
детей
дошкольного
возраста,
тематическое планирование и описание занятий с детьми
средней и старшей группы.
16. Обучение грамоте
Основная цель курса – заложить основы формирования
функционально-грамотной личности, обеспечить языковое и
речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем
языка.
Сквозные темы: «Слово», «Предложение», «Текст».
Главные особенности программы:
1. Рассчитана одновременно на нечитающих и читающих детей.
2. Выделяются определенные линии развития детей:
• овладение грамотой;
• развитие умений слушания и говорения;
• расширение активного, пассивного и потенциального
словаря;
• развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
• овладение навыками и умениями понимания и анализа
текстов разных видов;
• формирование чувства языка.
17.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р.
По дороге к Азбуке. Пособие для дошкольников от 3 до 6 (7) лет, в 6-ти частях. –
М.: Баласс (Серия «Свободный ум»).
Допущено Министерством образования РФ.
Цели первого года – развитие умений говорения и слушания, обогащение
активного и пассивного словаря ребенка, развитие грамматического строя речи,
умений связной речи. Цели второго года – развитие фонематического слуха, умений
слогового и звукового анализа слов, обучение начальным навыкам чтения.
Для детских садов, логопедических групп, УВК, групп подготовки к школе, для
индивидуальных занятий родителей с детьми.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Наши прописи. Пособие для дошкольников. В 2-х ч. – М.: Баласс.
Пособие для подготовки к обучению письму детей 5 – 6-ти лет. Является началом
непрерывного курса и готовит детей к обучению в 1-м классе по прописям
О.В. Прониной «Мои волшебные пальчики».
Кислова Т.Р.
По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей
и родителей к частям 1 и 2, 3 и 4. – М.: Баласс.
Методические пособия включают программу дошкольного курса развития речи и
подготовки к обучению грамоте (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В Бунеева, Т.Р. Кислова),
примерное планирование и подробное описание занятий с дошкольниками.
18. Мир и человек
Отличительные особенности:
1. Рассмотрение целостной картины мира.
2. Экологическая ориентация курса.
3. Естественно-исторический подход в изложении
материала.
4. Широкий охват тем (учет разнообразных интересов
учащихся).
5. Выработка навыка истолкования своего опыта.
6. Решение проблемных задач как главный способ
осмысления мира.
19.
Кочемасова Е.Е., Белова И.К., Вахрушев А.А.
Здравствуй, мир! Окружающий мир для самых маленьких (3–4 лет) . – М.:
Баласс.
Основная цель – знакомство с целостной картиной мира, которое происходит по
мере решения задач по осмыслению ребенком своего опыта.
Для младшей группы детских садов и индивидуальных занятий родителей с
детьми.
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е
Здравствуй, мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей. В
2-х ч. – М.: Баласс.
Пособие по курсу «Окружающий мир» для дошкольников 4 – 5 лет (ч. 1) и 5 – 6
лет (ч.2). Начальное звено непрерывного курса «Окружающий мир» (авторский
коллектив под рук. А.А. Вахрушева).
Для средней и старшей групп детских садов, УВК, групп подготовки к школе,
для индивидуальных занятий родителей с детьми.
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К.
Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические
рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к ч. 0, 1 и 2. – М.:
Баласс.
Включены программа дошкольного курса «Здравствуй, мир!», планирование и
подробное описание занятий с дошкольниками по курсу «Окружающий мир».
20. Детская риторика
Отличительные особенности:
• Сугубо практический характер. Центральное
место занимают коммуникативные умения
• Нравственно-риторические идеи
• Два «сквозных блока»:
а) общение; б) речевые жанры
21.
Курцева З.И.
Ты — словечко, я — словечко. Пособие по риторике для
дошкольников 5 – 6 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Баласс.
Допущено Министерством образования РФ.
Ребенок с помощью взрослого совершит увлекательное
путешествие, которое познакомит его с основными правилами
общения, с нормами речевого поведения. Главная идея пособия –
бережное отношение к слову, с которым мы обращаемся к
собеседнику.
Красочные иллюстрации и интересные задания в игровой форме
научат ребенка, как извиниться или посочувствовать, как ответить
на телефонный звонок, как научиться быть внимательным
слушателем, что нужно делать, чтобы речь стала ясной и
выразительной, как поступить в той или иной речевой ситуации и
др.
Курцева З.И.
Ты – словечко, я – словечко. Методические рекомендации. – М.:
Баласс.
Предложены программа по формированию коммуникативнонравственных умений и культуры общения, подробные разработки
занятий.
22. Путешествие в прекрасное
• Интегрированный подход к предметам
искусства. Освоение языка общения с
явлениями искусства.
• Развитие творческого потенциала личности
ребенка.
• Формирование образного мышления детей
средствами искусства
23.
Куревина О.А., Селезнева Г.Е.
Путешествие в прекрасное. Пособие для дошкольников. В 3-х
ч. – М.: Баласс.
Пособие по курсу «Синтез искусств» направлено на
формирование
эстетически
развитой
личности,
на
пробуждение творческой активности и художественного
мышления
ребенка,
развитие
умения
воспринимать
произведения живописи, литературы, музыки, театра,
прикладного
искусства;
на
организацию
творческой
деятельности детей.
Для детских садов, УВК, групп подготовки к школе,
индивидуальной работы родителей с детьми.
Куревина О.А., Селезнева Г.Е.
Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для
воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс.
Предложено подробное описание всех 96 занятий по трем
пособиям. В рекомендациях даны литературные тексты, описана
технология по реализации театрализованной деятельности,
содержится
необходимое
приложение
музыкальных
произведений средней сложности.
24. Информатика в играх и задачах
Главная цель курса:
1. Дать ученикам фундаментальные знания в
областях, связанных с информатикой.
2. Расширение кругозора в областях знаний,
тесно связанных с информатикой.
3. Формирование навыков решения
логических задач и ознакомление с
общими принципами решения задач.
25.
Горячев А.В., Ключ Н.В.
Всё по полочкам. Пособие по информатике для дошкольников 5 – 6 лет. –
М.: Баласс.
Дошкольники учатся:
– выделять свойства предметов;
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
находить похожее у разных предметов;
проводить аналогию между разными предметами;
переносить свойства одного предмета на другие;
называть главную функцию (назначение) предметов;
расставлять события в правильной последовательности;
выполнять изображенную последовательность действий;
применять действие по отношению к разным предметам;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
формулировать отрицание по аналогии;
пользоваться разрешающими и запрещающими знаками.
Горячев А.В., Ключ Н.В.
Всё по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики
для дошкольников. – М.: Баласс.
В пособие включены программа подготовки дошкольников 5-6 лет по
информатике, планирование и подробное описание занятий по учебному
пособию «Всё по полочкам».
Источник: ppt-online.org