Декарбонизация как инструмент конкурентной борьбы против российских компаний
Российскую экономику в целом ожидает «сложный компромисс между признанием глобальных принципов экологической, социальной и управленческой ответственности и реалиями углеродоемкой экономики» / Егор Алеев / ТАСС
Декарбонизация мира послужит инструментом конкурентной борьбы против российских компаний, говорится в обзоре Ernst . >в регионе активно идет работа над нормативно-правовой базой с целью адаптации к меняющейся рыночной конъюнктуре», – отмечает Ernst . >заявляют об интересе к инструменту климатического регулирования импорта. В целом в рамках сложившейся модели рынка «ни России, ни другим странам СНГ декарбонизация невыгодна, особенно на этапе постковидного восстановления экономик и такого долгожданного роста цен на сырьевые товары, которые, по оценкам ведущих инвестбанков с Уолл-стрит, входят в пятый суперцикл за 100 лет». «Да, можно говорить о несправедливых правилах конкуренции», – признают авторы обзора.
Александр Дюков о декарбонизации
Текущая климатическая повестка сейчас является примером того, как с помощью популистских лозунгов можно переписать мировую систему торговли, категоричен ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. «Придумывается какая-то угроза глобального масштаба, в данном случае климатическая, и начинает отстаиваться. Те, кто с ней не согласен, облагаются дополнительной нагрузкой», – отмечает он.
Чем опасен СО2 и как с ним будут бороться
Десятки стран, включая Китай и страны ЕС, уже заявили о готовности к 2050-2060 гг. добиться на своей территории углеродной нейтральности, т. е. снижения до нуля разницы между выбросами парниковых газов и их поглощением с учетом возможностей экосистемы региона. Одними из первых перейти к углеродонейтральной экономике к 2050 г. в рамках так называемой зеленой сделки (The European Green Deal) решили европейцы в 2019 г. Для достижения этой цели в ЕС запущены квотирование выбросов СО2 и Европейская система торговли квотами на выбросы (EU ETS), которая пока носит добровольный характер.
В период с 2023 по 2025 г. европейцы намерены включить в эту систему также импортеров товаров. Им придется соблюдать установленные нормы по объемам выбросов парниковых газов на единицу ввезенной в ЕС продукции или платить трансграничный углеродный налог (ТУН). Потери российских экспортеров из-за введения ЕС такого экосбора оценивались ранее BCG в $3–4,8 млрд в год, KPMG – от 33,3 млрд до 50,6 млрд евро до 2030 г. Серьезный разброс в расчетах связан с тем, что точные параметры ТУНа еще не известны. При этом, как отмечают в EY, стоимость квот на выбросы СО2 растет ежегодно – если в конце 2020 г. квота на тонну выбросов в системе EU ETS стоила $30, то в мае 2021 г. – превысила $50.
Последствиями глобального потепления, как утверждают ученые, являются природные катаклизмы, такие как штормы, ливни и аномальная жара. В период с 2000 по 2019 г. Бюро ООН зарегистрировало во всем мире 7348 крупных природных катастроф – почти вдвое больше, чем за 1980–1999 гг.
Декарбонизация в России — Плюсы и Минусы ЭНЕРГОПЕРЕХОДА. Борис Марцинкевич | Геоэнергетика Инфо
Европейцы считают ископаемое топливо менее экологичным, чем ВИЭ, и призывают иностранный бизнес быть более ответственным, говорит Юшков: «Европейцы долгие годы занимались развитием возобновляемых источников энергии, которые являются очень дорогими и не выдерживают конкуренции с ископаемыми источниками энергии. Теперь с учетом климатической повестки гораздо проще ввести налог за углеродный след от ископаемого топлива, чтобы уравнять его себестоимость с ВИЭ». Трансграничное углеродное регулирование для ЕС и США становится способом борьбы за сохранение своих рынков и частью протекционистской политики, согласна управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. «Из-за отсутствия достаточного количества углеводородных ресурсов в самой Европе европейцы были вынуждены искать альтернативные источники энергии, которые ощутимо дороже традиционных нефти, газа и угля. Чтобы уравнять себестоимость ВИЭ и традиционных источников энергии, и был придуман углеродный налог», – отмечает она.
Российскую экономику в целом ожидает «сложный компромисс между признанием глобальных принципов экологической, социальной и управленческой ответственности и реалиями углеродоемкой экономики». Наиболее подверженной климатическому воздействию окажется нефть. При сохранении статус-кво BP считает, что пик потребления нефти в мире был уже пройден в 2019 г., хотя ОПЕК ожидает его к 2040 г., а Международное энергетическое агентство (МЭА) – после 2030 г. Руководитель департамента аналитических исследований Bank of America Merrill Lynch в России Карен Кастанян на энергетической панели ПМЭФ-2021 обращал внимание, что энергопереход часто не принимает во внимание участие в этом процессе развивающихся стран, которые сейчас растут. «Подумайте: с каким ростом потребления мы столкнемся к 2050 г., когда мировая экономика будет в 2-3 раза больше. Подумайте, во сколько увеличится потребление через 10 лет, если мы уже сейчас меняем мобильные телефоны каждый год», – говорил он.
Подходы, которые демонстрируют транснациональные нефтегазовые гиганты, не всегда применимы в России, отмечают в EY. «Потенциал развития возобновляемой энергетики на большей части территории СНГ относительно низок»: строительство ВИЭ в России требует более существенных затрат, чем традиционная генерация, а отсутствие масштабного локального производства и необходимость импорта ВИЭ-технологий «увеличивают риски технологической безопасности». Как и в странах Персидского залива, обеспеченных дешевым сырьем, паритет себестоимости ВИЭ и хранения централизованно производимой энергии может наступить не ранее чем через 10 лет, говорят аналитики EY.
«Сжиженный природный газ (СПГ) актуален для тех, кто обеспечен запасами природного газа и <. >готов осуществлять масштабные инвестиции в строительство новых объектов и развитие инфраструктуры <. >Однако по мере снижения спроса на газ за горизонтом 2040 г. компаниям придется сфокусироваться на повышении своей эффективности и конкурентоспособности».
«Беспроигрышным вариантом» для нефтегазовых компаний СНГ аналитики EY считают операционную декарбонизацию – то есть мероприятия по снижению выбросов СО2 в процессе традиционной для нефтегазовых компаний деятельности. Например, речь должна идти о минимизации утечек метана (в частности, на заброшенных скважинах), негативное воздействие которого на климат в 26–28 раз выше, чем у диоксида углерода. «Также стоит проработать вопрос по сокращению объемов сжигания попутного газа»: несмотря на действующее с 2012 г. постановление об утилизации 95% ПНГ, средний показатель по России – 82,6% в 2020 г. Но в долгосрочной перспективе нефтегазовым компаниям СНГ, включая и российские, потребуются другие, более эффективные технологии – такие как улавливание и хранение углерода (УХУ), считают в EY.
Поймать углерод
«МЭА рассматривает УХУ как единственный способ прямого сокращения выбросов», – говорится в обзоре. Для достижения климатических целей, по расчетам МЭА, объем улавливания и хранения СО2 к 2050 г. должен достичь 4,6 Гт CO2-эквивалента в год. Для сравнения, в прошлом году в мире работало только 27 проектов УХУ общей мощностью около 40 млн т. В документе также отмечается, что УХУ – необходимый этап для перехода к водородной экономике, в частности, организации глобального производства зеленого водорода путем электролиза воды с применением энергии из ВИЭ. Пойманный углерод также будет использоваться для закачки в пласт с целью повышения нефтеотдачи на месторождениях (СО2-МУН).
Но пока эта технология на начальном этапе развития и слишком дорога: тонна «секвестированного» (выловленного) углекислого газа обходится в $160–170. К тому же, несмотря на большой интерес к данному направлению декарбонизации, уровень готовности стран СНГ существенно уступает многим другим государствам, подчеркивается в обзоре.
Это объясняется отсутствием соответствующей законодательной базы и экономических стимулов. Например, в США жизнеспособность таких проектов обусловлена господдержкой, говорит соавтор исследования, партнер EY Алексей Лоза. Там в течение 12 лет с момента запуска проекта УХУ государство платит субсидию по $50 на тонну СО2 в улавливании и хранении и $35 на тонну – при дальнейшем использовании оксида углерода для увеличения нефтеотдачи. В Европе же развит формат государственно-частного партнерства для развития технологий УХУ (так поступают в Норвегии) либо сотрудничества нефтегазовых корпораций с компаниями из других отраслей, добавляет он. Но сегодняшний выбор вектора развития государством будет играть критическую роль в трансформации отрасли и определять место российского нефтегазового сектора в будущем мировом балансе на десятилетия, считает Лоза.
Проекты в сфере улавливания, хранения и использования углекислого газа являются чрезвычайно капиталоемкими и без мер по регулированию отрасли или прямой господдержки осуществить их крайне сложно, согласен аналитик по газу Центра энергетики МШУ «Сколково» Сергей Капитонов. Он также ссылается на международный опыт стимулирования таких проектов, приводя в пример США и ЕС. В частности, первый в мире трансграничный проект хранения СО2 (Northern Lights на норвежском шельфе) стоимостью около 6,9 млрд норвежских крон ($830 млн по текущему курсу) был на 75% профинансирован из правительственных фондов, лишь четверть приходилась на вклад компаний-операторов, говорит Капитонов.
Углеродный менеджмент
Российским нефтегазовым компаниям важно уже сейчас иметь свою оценку размера углеродного следа, принимать обязательства по его сокращению, а также финансировать соответствующие научные разработки, считает Капитонов. При этом руководитель дирекции юридической фирмы Vegas Lex Кирилл Никитин отмечает, что в России уже сейчас действуют некоторые преференции для организаций, инвестирующих в развитие технологий декарбонизации: снижение платы за негативное воздействие на окружающую среду для компаний, использующих наилучшие доступные технологии (НДТ), компенсация государством части расходов на экологическую модернизацию производства и др.
«В России в промышленном масштабе технологии улавливания углерода пока не используются, но российские нефтегазовые компании самостоятельно предпринимают существенные усилия по сокращению выбросов парниковых газов, – заявил «Ведомостям» представитель Минэнерго. – В планах на 2021 г. у всех крупнейших российских нефтегазовых компаний запланированы мероприятия по изучению технологий, большинство имеют средне- и долгосрочные цели по снижению углеродного следа, некоторыми компаниями уже осуществляются проекты закачки CO2 в пласт для повышения давления и связанного с этим увеличения добычи нефти и газа, а также рассматривается создание инфраструктуры для улавливания, транспортировки и хранения углерода».
«Государство заинтересовано в формировании условий для создания отрасли, в связи с этим в рамках проекта правительства по технологиям обращения с СО2 запланировано разработать системообразующие документы, направленные на развитие отрасли по улавливанию, транспортировке, хранению и использованию углерода, а также соответствующие меры поддержки», – добавил представитель Минэнерго.
В Минпромторге «Ведомостям» сообщили, что ведомство совместно с российскими машиностроителями и компаниями ТЭК прорабатывает вопрос внедрения технологии улавливания и хранения CO2 в производственные цепочки, а также необходимость распространения на нее механизмов государственной поддержки. В Минфине переадресовали запрос «Ведомостей» в Минэнерго, в Минэкономразвития на запрос не ответили.
В «Роснефти» заявили «Ведомостям», что уделяют особое внимание управлению выбросами парниковых газов. В частности, компания стала первой ВИНК в России, которая разработала и утвердила комплексный план по углеродному менеджменту до 2035 г. Он предусматривает снижение выбросов на 20 млн т CO2-эквивалента, в том числе сокращение на 30% интенсивности выбросов в нефтегазодобыче и снижение выбросов метана, а также нулевое сжигание попутного газа. Флагманский проект компании «Восток ойл», по данным компании, уже предусматривает полную утилизацию попутного газа.
Кроме того, в компании работают над проектами по улавливанию, хранению и использованию углерода, а также выпуску углеродно-нейтрального водорода (в прошлом году на предприятиях «Роснефти», включая зарубежные, было произведено около 400 000 т). В феврале 2021 г. соглашение о возможности сотрудничества в этой области компания подписала с британской BP.
В «Новатэке» также ведут учет выбросов загрязняющих веществ и принимают меры по их минимизации, а также анализируют общемировые тенденции в части декарбонизации, сообщили в компании. При этом стратегия «Новатэка», по словам его представителя, учитывает возрастающую роль СПГ, который является «экологичной альтернативой» традиционным ископаемым видам топлива. Цель компании – до 2030 г. снизить выбросы парниковых газов при производстве СПГ на 5% к уровню 2019 г., в сегменте добычи газа – на 6%, выбросы метана должны сократиться на 4%. Сегодня рассматривается проект строительства газохимического комплекса в районе порта Сабетта по производству низкоуглеродного аммиака, водорода, а также других продуктов газохимии, напомнили в компании.
В «Русгаздобыче» сообщили, что компания с самого начала проектирования газохимического комплекса в составе предприятия по переработке этансодержащего газа в Усть-Луге решила использовать сырье с наименьшим углеродным следом на 1 т продукции. Там также добавили, что технология улавливания углекислого газа и закачка его в скважины со стабильным и растущим дебитом (объем газа, поступающий за единицу времени. – «Ведомости») «экономически и технологически неоправданна», но в настоящее время разрабатываются перспективные технологии увеличения дебета из истощенных газовых месторождений путем закачки CO2.
В «Газпроме», «Газпром нефти», «Татнефти», «Сургутнефтегазе», «Лукойле» и «Русснефти» на запросы не ответили.
Источник: www.vedomosti.ru
ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: что это, чем грозит, и какую роль в этом сыграет природный газ?
Понятие декарбонизации энергетических систем стало очень популярным в последние годы, в особенности после вступления в силу Парижского соглашения по климату в 2016 году. Декарбонизация подразумевает снижение выбросов углекислого газа (на единицу ВВП, если речь об экономике в целом, или на единицу вырабатываемой энергии, если речь об энергетической системе).
Однако такой процесс перестройки экономики и энергетических систем неоднозначен и несет в себе ряд проблем. Декарбонизация не означает одномоментного отказа от традиционных источников энергии – ископаемых углеводородов. Вот об этом мы и поговорим на лекции. Более детально мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Какие меры предпринимаются разными странами в контексте политики декарбонизации?
2. Какого рода вызовы несет в себе декарбонизация для энергетических систем?
3. Последствия для традиционных углеводородов и стран, их экспортирующих (на примере России)?
4. Какова роль природного газа в процессе декарбонизации? И на что нужно было бы обратить внимание странам–экспортерам природного газа в процессе переговоров по изменению климата?
Ирина Миронова – научный сотрудник Исследовательского центра ЭНЕРПО, инженер-исследователь Института энергетических исследований Российской Академии Наук. Ранее Ирина работала в Секретариате Энергетической Хартии, Академии ОБСЕ в Бишкеке, Венецианском Международном Университете, Центре политических исследований России. Ирина окончила бакалавриат Уральского государственного университета по направлению «Востоковедение», магистратуру университета Гронингена (Нидерланды) по направлению «Международные отношения». В настоящее время заканчивает аспирантуру и готовится к защите диссертации по специальности «Мировая экономика». Сфера научных интересов – энергетическая политика, энергетическая безопасность, ценообразование на рынках природного газа, российская газовая политика, сотрудничество в сфере энергетики в Северо-Восточной Азии.
Контакты
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Европейский университет в Санкт-Петербурге»
191187, Санкт-Петербург,
Гагаринская ул., д. 6/1, А
Тел.: (812) 386-76-37;
факс: (812) 386-76-39
Источник: eusp.org
Декарбонизация. Охота на слова
Декарбонизация вроде бы нужна, но, если судить по обстановке в мире, этот процесс может принять уродливые формы и стать для планеты приветом от безграмотной Греты.
ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ — (лат., от de от, и carbo, carbonis уголь). Выделение углерода, освобождение от него. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка
Декарбонизация подразумевает снижение выбросов углекислого газа (СО2).
Но не просто снижение, а снижение на единицу ВВП (тонна/долл США/чел). А это уже хитрость богатых стран, чтобы сдержать развитие тех, у кого в прошлом они выкрали и выкачали ресурсы, а сейчас поддерживают их в полуколониальном статусе. В проигрыше те, у кого добывающая промышленность, обогатительные предприятия, металлургия, чёрная и цветная, производство цемента и стройматериалов, животноводство. В выигрыше – страны-банкиры, страны-менеджеры, страны-торгаши.
Напомню, КАРБОНАРИЙ — карбонария, м. [ит. carbonaro, букв. угольщик] (истор.). Член тайной революционной организации, основанной в Италии в начале 19 столетия и прекратившей существование после неудачного восстания во Франции в 1823 г. Большой словарь иностранных слов.
А это значит, что ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ – это освобождение и от углерода, и от тех революционных идей, которые несли с собою карбонарии, объединившиеся в борьбе за свои права.
Целью современной декарбонизации является замена систем, основанных на ископаемом топливе, электроэнергией, производимой с использованием низкоуглеродистых ресурсов, таких как возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Поставлена задача электрифицировать все с нулевым уровнем выбросов углерода. Якобы электрификация такого типа значительно повысит эффективность использования энергии.
А многим здравомыслящим видится в этом очередная ФИШКА ДЛЯ СДЕРЖИВАНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАН ТРЕТЬЕГО МИРА.
Вот, к примеру, немецкий политик Марк Бернхард из партии «Альтернатива для Германии» часто выступает перед немецким Бундестагом с критикой действий правительства Ангелы Меркель, называя это планами по уничтожению немецкого автопрома, а следом и Германии в целом. Выпуск электромобилей не решит проблемы загрязнения окружающей среды, поскольку само производство электроэнергии и затратно, и грязно. Проблему надо видеть в комплексе, сегодня каждое 7 рабочее место в Германии связано с немецким автопромом, напрямую или косвенно, то есть с выпуском автомобилей на углеводородном топливе. Электромобили потребуют увеличения выпуска электроэнергии, а это расходы углеводородов, ведь от атомной энергетики Германия последовательного освобождается. Ветряки и солнечные батареи не обеспечат нужное количество электроэнергии, да и на производство этих солнечных батарей и аккумуляторов нужно много дополнительной электроэнергии.
Немецкие новостные каналы принесли новость, что в Германии разгорается скандал, связанный с «дочкой» компании Tesla. Организацию оштрафовали на 12 миллионов евро за отказ принимать на утилизацию аккумуляторы. Об этом, в частности, сообщила газета Welt am Sonntag («Мир в воскресенье»), 1 ноября 2020 года.
Руководство компании отказалось платить штраф и оспорило решение федерального ведомства по охране окружающей среды. При этом в Tesla отметили, что немецкий завод по производству электромобилей начнёт работать уже летом 2021 года. Руководство говорит о планах выпускать там порядка 500 авто в год. По словам автоэкспертов, с конвейера в Грюнхайде будут выходить электромобили Model 3 и Model Y.
Получается, что производство и утилизация аккумуляторов не учитывается при производстве электромобилей. Отчитаться о декарбонизации компания Tesla сможет, а проблемы аккумуляторов на кого переложат? Опять, похоже, на двойные стандарты… Евросоюз ими заражён всерьёз и надолго.
Актуальность декарбонизации энергетических систем выросла после вступления в силу Парижского соглашения по климату в 2016 году.
Эффект глобального изменения климата связывают с ростом концентрации углекислого газа в атмосфере. А этот рост связан с началом индустриальной революции, когда основным энергоносителем стал уголь.
Парижское соглашение ратифицировано 174 странами и направлено на глобальное снижение температуры атмосферы не меньше, чем на 2о С , и выход на доиндустриальный уровень. Кстати, повышение температуры на 2 ° C соответствует росту уровня моря на 6 метров, так что нужно торопиться.
В ходе развития мировая экономика пережила несколько энергетических переходов, переходя от древесного угля к каменному углю, потом доминировала нефть, а сейчас стремительно развивается потребление природного газа.
Ранее при энергопереходах руководствовались удобством и конкурентоспособностью затрат, ныне важными становятся экологические аспекты выбора энергоносителей. Перед лицом глобального климатического кризиса Мировой нефтегаз разворачивается к низкоуглеродному будущему. В каждой стране в настоящее время наблюдается существенный сдвиг в сторону ВИЭ как экологически устойчивой и благоприятной для климата альтернативы для создания энергии.
Ныне мировое сообщество продвигает идею декарбонизации — перестройку экономики и энергетических систем с целью резкого уменьшения выбросов углекислого газа, что в перспективе обеспечит снижению нагрузки на окружающую среду.
Однако нынешний уровень технологий не позволяет отказаться от использования традиционных энергоносителей: угля, нефти, природного газа. Отказ от традиционных энергоносителей – это профанация. На это указывали многие, в том числе не раз говорил президент РФ Владимир Путин.
Перспективы, которые нарисованы международными банкирами, пугают своей неуклюжестью. Бухгалтерам нельзя доверять планирование будущего. Яркий пример тому – речь директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристалины Георгиевой 15 октября 2020 года о стремлении запустить на новый срок Новый Бреттонбудский момент. Если прежний проект, утверждённый в 1944 году, обязывал в интересах мирового банкирства всю нефть продавать за доллары, то теперь они планируют брать плату за выбросы углеродов. Привожу отрывок из этой речи.
«Пандемия показала, что более не допустимо пренебрегать мерами предосторожности в области здравоохранения, и точно так же мы уже не можем себе позволить игнорировать изменение климата — с этим связана моя третья насущная задача .
Мы уделяем особое внимание проблеме изменения климата, поскольку она в критической степени влияет на макроэкономическое развитие, создавая серьезнейшие угрозы для мира и процветания. Эта проблема также критически важна для людей и для планеты.
За последнее десятилетие прямой ущерб от связанных с климатом бедствий составил в общей сложности примерно 1,3 триллиона долларов США. Если вам не нравится этот кризис в области здравоохранения, вам уж совсем не понравится кризис, связанный с климатом.
Наше исследование МВФ показывает, что за счет сбалансированного сочетания зеленых инвестиций и повышения платы за выбросы углерода мы можем выйти на нулевой уровень выбросов к 2050 году и при этом способствовать созданию миллионов новых рабочих мест.
У нас есть историческая возможность построить более зеленый и при этом более процветающий мир с большим числом рабочих мест».
Аналитики консалтинговой компании Wood Mackenzie проанализировали самый амбициозный на данный момент план отказа Китая от углеродных и углеводородных источников энергии в мире, этот план превосходит по своей масштабности даже «Европейский зеленый курс» отказа от атома, нефти и газа.
Китайская программа декарбонизации может обойтись стране в $5 трлн.
В основе плана — увеличение производства энергии из возобновляемых источников в 11 раз, но в отличие от аналогичных идей, набирающих популярность в Европе и США, Китай не намерен отказываться от атомной энергетики.
Глобальная эпидемия и масштабные программы поддержки экономики в разных регионах мира дали возможность пересмотреть планы на развитие энергетики. В ситуации, когда государство платит, будет логичным, что оно же и заказывает музыку. Потребностью же нынешнего времени стала декарбонизация — переход с углеводородных источников энергии на возобновляемые, которые производят меньше выбросов углекислого газа. Опасения по поводу глобального потепления, усиленные деятельностью экоактивистов (впрочем, старания последних по-настоящему заметны лишь в США и странах Западной Европы), вынуждают правительства искать другие варианты удовлетворения потребностей экономики в энергии. Несколько стран поставили себе задачу стать «углеродно нейтральными», то есть чистые выбросы углекислого газа в атмосферу должны достигнуть нуля.
Хотя впервые об этом заявили в Америке, первый конкретный план на государственном уровне был принят в Европе. Он опирается на уже достигнутые результаты в последнее время. К примеру, за последние 28 лет выбросы углекислого газа в странах Евросоюза сократились более чем на 20 процентов. Производство электроэнергии в таких странах, как Дания и Германия, в определенные периоды более чем наполовину осуществляется за счет возобновляемых источников. В будущем планируется этот успех значительно развить за счет «зеленой» энергетики и энергосбережения.
Перед Китаем стоит задача серьезнее.
Ведущие страны ЕС остаются великими промышленными державами, но есть хитрость: европейцы в последние десятилетия вынесли многие производства за рубеж, в том числе и в Китай. Дюссельдорф, к примеру, в котором я живу, почти избавился от весьма энергозатратных производств, оставив промышленность высоких переделов и научно-проектную базу.
Китай же рос и продолжает расти по всем направлениям — от крайне энергозатратной выплавки стали до различных высокотехнологичных производств. Поэтому сложность полной декарбонизации КНР выглядит куда более значительной.
На данный момент топливно-энергетический комплекс Китая основан на углеводородах, на них приходится свыше 90 процентов всего потребления. Страна ежегодно выпускает в воздух около 10 млрд т углекислого газа, а это 28 процентов от всех мировых выбросов. Это в полтора с лишним раза больше китайского вклада в мировой ВВП (около 19 процентов). Усилия для «углеродной нейтральности» потребуются совершенно титанические.
Согласно парижскому соглашению 2015 года, Китай наметил себе цель достичь максимума по выбросам углерода к 2030 году, а после начать постепенное снижение. Раньше просто не получится. Это значит, что на нынешнее десятилетие, если оценивать объективно, плана по сокращению выбросов и переориентации энергетики как такового, в отличие от Европы, в Китае нет.
Есть только самые предварительные расчеты, они дают впечатляющий объем сокращения выработки энергии из традиционных источников. К примеру, угольная, самая «грязная» энергетика, должна через 40 лет сократиться в 25 раз. Нефть и газ должны использоваться на 60–70 процентов меньше, чем сейчас и в ближайшем будущем.
А пока продолжается строительство угольных электростанций, можно сказать, ударными темпами, как всё, что делается в Китае. Неужели их станут закрывать с такой же быстротой? Не похоже.
Что касается газовой отрасли. Последние несколько лет КНР активно тянет к себе побольше газопроводов из России и Средней Азии. Это Европа ставит множество барьеров на пути недемократического газа из России, а Китай от газа не отказывается, ведь природный газ даёт меньше выбросов и для процессов декарбонизации менее значим.
Китай прошел достаточно солидный путь в развитии нетрадиционной энергетики. Если в 2015 году суммарная мощность солнечной генерации КНР лишь чуть больше, чем в Германию (43 ГВт против 39), то по итогам 2019 года Китай превзошёл Германию в четыре раза, а США — в 2,5 раза. Общая мощность солнечных батарей в стране составила 204 ГВт, или почти 35 Саяно-Шушенских ГЭС. То есть треть всей мощности солнечных электростанций в мире находится сегодня в Китае, но это всего 4 процента китайской электроэнергии. Не будет ли весь эффект от солнечной электроэнергии, столь нужной для электротранспорта, гаситься за счёт высокой затратности производства и эксплуатации солнечных батарей?
Не дешевле ли оставить транспорт на ископаемом топливе?
По сценарию Wood Mackenzie мощности солнечной и ветряной энергетики, а также средств хранения энергии придется увеличить в 11 раз, до 5 тыс. ГВт. Общее производство электроэнергии нужно будет нарастить в 2,5 раза, до 18,8 тыс. ТВт•ч.
К 2050 году весь транспорт в Китае должен быть электрифицирован, по стране должно ходить 325 млн электромобилей, это в 80 раз больше, чем сегодня.
Таких темпов роста в индустрии за счёт возобновляемых источников энергии явно не добиться. Ни ветряки, ни солнечные батареи такого роста не дадут. Можно понадеяться на атомную энергетику. В Китае совершенно отсутствует атомофобия. В ближайших планах — увеличение доли АЭС в энергосекторе с 2 до 10 процентов.
Однако и этого мало для декарбонизации всей экономики.
Будут ли усилия Китая и Европы по переводу своей энергетики на новые рельсы успешными? Скорее, это рекламная кампания, пиарастия, как сейчас иногда говорят. Не больше. Не по Сеньке шапка декарбонизации.
У Елены Фоминичны Лаврентьевой, чьи стихи в глобальной сети выдают нередко за пушкинские, есть безхитростные строки о рекламе, они называются «Глупость или эгоизм?»
Глупость или эгоизм?
В результате, детки
Вляпались в капитализм,
Который свергли предки.
А над ними — небес
Всё та же панорама.
Для повес один прогресс —
Распутница-реклама.
Кто-то, помнится, толков,
Изрёк с высот полёта:
«Хитрость — ум дураков.
Он заведёт в болото».
1.11.2020
Вот туда мы и идём верной дорогой декарбонизации.
Источник: proza.ru
Декарбонизация — для чего нужна и как проводится
В современном мире экономическая деятельность компаний и государств напрямую зависит от климатических изменений, которые с каждым годом становятся всё существеннее. Эксперты верят в то, что рынок в будущем будет подчиняться только тем, кто сможет своевременно внедрить «зелёные» технологии, так как традиционные энергокомпании вскоре могут лишиться лидерства.
1. Что такое декарбонизация простыми словами
Декарбонизация (от англ. «decarbonization») — это комплекс мероприятий, направленных на снижение количества выбросов парниковых газов, которые образуются в процессе сжигания ископаемого топлива. На данный момент в мире действуют глобальные температурные стандарты. Их соблюдение в будущем будет зависеть от качества декарбонизации.
Один из основных способов снижения вредных выбросов, это переход на электрический транспорт и модернизация производств по выработке металлургических производств и связанных с химической промышленностью. Декарбонизация характеризуется повышением роли низкоуглеродной энергетики. Одновременно с этим, ископаемое топливо должно использоваться крайне редко. Также сюда входит использование возобновляемых источников энергии, это может быть солнечная энергия, ветровая или геотермальная.
Сокращение использования ископаемого топлива также может произойти на фоне масштабного перехода на электромобили или авто на водородных двигателях. Если углеродоемкость в таких секторах как энергетический и транспортный снизится, это поможет быстрее достигнуть главных характеристик, близких к нулевым выбросам, что соответствует государственным стандартам.
2. Причины декарбонизации
Власти большинства развитых государств проявляют повышенную озабоченность чрезмерными выбросами в атмосферу углекислого газа только последние 10-15 лет. Это происходит, так как наблюдаемые сейчас глобальные изменения климата тесно связаны с концентрацией CO2 в атмосфере.
Все эти изменения спровоцированы деятельностью человека. Резкий скачок содержания CO2 в атмосфере произошел после «промышленной революции». В то время, основным топливом являлся уголь. Постепенно ситуация ухудшилась, что заметно отразилось на сегодняшнем состоянии климата. Поэтому и возникла необходимость в декарбонизации.
Снизить количество выбросов можно за счет применения таких мер как:
- Использование «зелёных» источников для снижения удельных выбросов CO2 на единицу энергии;
- Повышение энергоэффективности (речь идёт о повышении показателей более чем на 20%. В Противном случае, это будет бесполезным);
- Переход на безуглеродные источники энергии.
Следует воздействовать на проблему целенаправленно, чтобы эффективно снижать нагрузку окружающую среду. Но, не стоит забывать о проблемах, которые могут произойти в процессе перестройки энергетических систем и экономики. Декарбонизация не подразумевает моментальный отказ от привычных для человека источников энергии, то есть ископаемых углеводородов.
3. Что входит в планы зарубежных партнёров
Более 150 государств уже успели предоставить свои планы по декарбонизации на период до 2030 года. Например, Париж обещает исключить из рынка и дорог внутри страны автомобили, работающие на дизельных двигателях. Правительство Франции собирается реализовать этот план до 2040 года.
Также местные власти хотят пересадить своих граждан на полностью электрические и гибридные электрические модели автомобилей. Постепенно происходит переход к возобновляемым источникам энергии. На данный момент, они являются производителем 25-30% энергии во всём мире.
Ставится вопрос о парниковых газах, которые выбрасывают электростанции, работающие на ископаемом топливе. Количество вредных веществ можно снизить благодаря внедрению технологий улавливания, и в дальнейшем хранения углеродных выбросов (CCS). Сегодня в мире работает 20 крупномасштабных объектов CSS и ещё большее количество находится в процессе строительства.
4. Ситуация с декарбонизацией в РФ
Если сравнивать с другими странами мира, низкоуглеродная перспектива РФ кажется достаточно размытой. Если сравнивать с периодом 1990-2002 года, вредные выбросы сократились больше чем наполовину. На сегодняшний день дела обстоят хуже, но не существенно. Количество выбросов по сравнению с 1990 годом возросло всего на несколько процентов.
4 ноября 2020 года президентом был подписан указ «О сокращении выбросов парниковых газов». На его основании была поставлена новая цель, сократить выбросы на 30% к 2030 году. Но, несмотря на такое стремление к сбережению окружающей среды, никто из зарубежных партнёров России не воспринял это всерьёз.
Это объясняется тем, что общая цель по увеличению эмиссии и воплощения в жизнь проектов, касающихся снижения выбросов, взаимоисключают друг друга. Зарубежные инвесторы не заинтересуются подобными проектами. Ситуация, при которой где-то нужно увеличить, а где-то уменьшить, является противоречивой признанным международным сообществом принципам экологической целостности.
Сегодня практически все стратегии и планы РФ в энергетике связанны с ростом потребления и соответственно добычи газа, нефти и угля. Это говорит о том, что выбросы парниковых газов также увеличатся. Поэтому, о внедрение «зелёных технологий» пока не может быть и речи. Отсутствие внутреннего регулирования и установленной цены на CO2 не убережет РФ от пограничного налога с ЕС, а также в других государствах.
То же самое ожидает «Аэрофлот» и остальные авиакомпании, которым придётся заниматься получением квоты на международные перелеты и вместе с этим оплачивать и отчитываться за количество выбросов CO2. Говоря о международных морских перевозках, это также объект углеродного регулирования. По мнению экспертов, установление внутренних цен на углерод, это более выгодный путь, если сравнивать с оплатой за выбросы при международных перевозках.
Так деньги будут оставаться внутри страны. Также это является одним из инструментов внедрения программы по модернизации экономики. Но, на данный момент власти не считают необходимым вносить какие-либо существенные изменения в этом вопросе. При этом, остальные страны, экономика которых зависит от ископаемого топлива, придерживается аналогичной стратегии ведения дел на международной арене.
5. Почему декарбонизация так важна
После того, как приоритетность декарбонизации была определена окончательно на основании изложенной в Парижском соглашении требованиях, Великобритания пообещала сделать всё необходимое для достижения нулевых чистых выбросов к 2050 году. После того, как в парламенте была объявлена информация о чрезвычайной климатической ситуации, сотрудники комитета по изменению климата порекомендовали, сделать всё возможное для того, чтобы достижение нулевого уровня выбросов парниковых газов стало не только возможным, но и рентабельным.
Быстрый переход к альтернативным источникам энергии на данный момент необходим, поскольку с каждым годом транспортный сектор нуждается во всё большем количестве электроэнергии. В связи с этим, повышение уровня энергоэффективности сегодня является приоритетным в вопросе улучшения качества воздуха и урегулирования глобальной температуры.
6. Водород как топливо будущего
Также стоит учесть ряд минусов водорода:
- В промышленных объёмах получение топлива, это сложный и дорогой способ;
- Недостаточно проработанный способ хранения топлива;
- Стандарты транспортировки и применения топлива требуют усовершенствования;
- Большой вес двигателей, работающих на водородном топливе;
- На данный момент водородная инфраструктура практически отсутствует;
- Дороговизна водородных элементов.
Кроме этого, стоит учесть, что переход к водородной энергетике должен происходить на фоне проработки технологии, позволяющей снизить выбросы в атмосферу не только углекислого газа, а и водяного пара.
Одна из главных задач декарбонизации заключается в поиске способов, позволяющих транспортировать полученную энергию на большие расстояния с минимальными финансовыми потерями. Большинство стран уже начали адаптацию экономики под новые стандарты. Но, о полной декарбонизации говорить ещё слишком рано, для этого понадобится ещё несколько десятков лет.
Источник: vsdelke.ru
Юридическая социальная сеть
5.9М
Подписаться
Публикации
Юридическая публикация
Вопрос дня
Астрология
Государство
Жалоба на действия или бездействие
Мнение о специалистах и организациях
Образ жизни
Образование
Отзывы от товарах и услугах
Светская жизнь
Технологии
Курьёзные вопросы
Социальные сети
14 051 503
Актуальные темы
Законы и кодексы
Сообщества
Автор публикации
Владимир Подписчиков: 4035
5.9М
Декарбонизация. Что это?
401 просмотр
123 дочитывания
20 комментариев
На сегодня эта публикация уже заработала 8,45 рублей за дочитывания Зарабатывать
- 1. Что такое декарбонизация простыми словами
- 2. Причины декарбонизации
- 3. Что входит в планы зарубежных партнёров
- 4. Ситуация с декарбонизацией в РФ
- 5. Почему декарбонизация так важна
- 6. Водород как топливо будущего
- Заключение
- Обсуждение
В современном мире экономическая деятельность компаний и государств напрямую зависит от климатических изменений, которые с каждым годом становятся всё существеннее. Эксперты верят в то, что рынок в будущем будет подчиняться только тем, кто сможет своевременно внедрить «зелёные» технологии, так как традиционные энергокомпании вскоре могут лишиться лидерства.
1. Что такое декарбонизация простыми словами
Декарбонизация (от англ. «decarbonization») — это комплекс мероприятий, направленных на снижение количества выбросов парниковых газов, которые образуются в процессе сжигания ископаемого топлива. На данный момент в мире действуют глобальные температурные стандарты. Их соблюдение в будущем будет зависеть от качества декарбонизации.
Один из основных способов снижения вредных выбросов, это переход на электрический транспорт и модернизация производств по выработке металлургических производств и связанных с химической промышленностью. Декарбонизация характеризуется повышением роли низкоуглеродной энергетики. Одновременно с этим, ископаемое топливо должно использоваться крайне редко. Также сюда входит использование возобновляемых источников энергии, это может быть солнечная энергия, ветровая или геотермальная.
Сокращение использования ископаемого топлива также может произойти на фоне масштабного перехода на электромобили или авто на водородных двигателях. Если углеродоемкость в таких секторах как энергетический и транспортный снизится, это поможет быстрее достигнуть главных характеристик, близких к нулевым выбросам, что соответствует государственным стандартам.
2. Причины декарбонизации
Власти большинства развитых государств проявляют повышенную озабоченность чрезмерными выбросами в атмосферу углекислого газа только последние 10-15 лет. Это происходит, так как наблюдаемые сейчас глобальные изменения климата тесно связаны с концентрацией CO2 в атмосфере.
Все эти изменения спровоцированы деятельностью человека. Резкий скачок содержания CO2 в атмосфере произошел после «промышленной революции». В то время, основным топливом являлся уголь. Постепенно ситуация ухудшилась, что заметно отразилось на сегодняшнем состоянии климата. Поэтому и возникла необходимость в декарбонизации.
Снизить количество выбросов можно за счет применения таких мер как:
Использование «зелёных» источников для снижения удельных выбросов CO2 на единицу энергии;
Повышение энергоэффективности (речь идёт о повышении показателей более чем на 20%. В Противном случае, это будет бесполезным);
Переход на безуглеродные источники энергии.
Следует воздействовать на проблему целенаправленно, чтобы эффективно снижать нагрузку окружающую среду. Но, не стоит забывать о проблемах, которые могут произойти в процессе перестройки энергетических систем и экономики. Декарбонизация не подразумевает моментальный отказ от привычных для человека источников энергии, то есть ископаемых углеводородов.
3. Что входит в планы зарубежных партнёров
Более 150 государств уже успели предоставить свои планы по декарбонизации на период до 2030 года. Например, Париж обещает исключить из рынка и дорог внутри страны автомобили, работающие на дизельных двигателях. Правительство Франции собирается реализовать этот план до 2040 года.
Также местные власти хотят пересадить своих граждан на полностью электрические и гибридные электрические модели автомобилей. Постепенно происходит переход к возобновляемым источникам энергии. На данный момент, они являются производителем 25-30% энергии во всём мире.
Ставится вопрос о парниковых газах, которые выбрасывают электростанции, работающие на ископаемом топливе. Количество вредных веществ можно снизить благодаря внедрению технологий улавливания, и в дальнейшем хранения углеродных выбросов (CCS). Сегодня в мире работает 20 крупномасштабных объектов CSS и ещё большее количество находится в процессе строительства.
4. Ситуация с декарбонизацией в РФ
Если сравнивать с другими странами мира, низкоуглеродная перспектива РФ кажется достаточно размытой. Если сравнивать с периодом 1990-2002 года, вредные выбросы сократились больше чем наполовину. На сегодняшний день дела обстоят хуже, но не существенно. Количество выбросов по сравнению с 1990 годом возросло всего на несколько процентов.
4 ноября 2020 года президентом был подписан указ «О сокращении выбросов парниковых газов». На его основании была поставлена новая цель, сократить выбросы на 30% к 2030 году. Но, несмотря на такое стремление к сбережению окружающей среды, никто из зарубежных партнёров России не воспринял это всерьёз.
Это объясняется тем, что общая цель по увеличению эмиссии и воплощения в жизнь проектов, касающихся снижения выбросов, взаимоисключают друг друга. Зарубежные инвесторы не заинтересуются подобными проектами. Ситуация, при которой где-то нужно увеличить, а где-то уменьшить, является противоречивой признанным международным сообществом принципам экологической целостности.
Сегодня практически все стратегии и планы РФ в энергетике связанны с ростом потребления и соответственно добычи газа, нефти и угля. Это говорит о том, что выбросы парниковых газов также увеличатся. Поэтому, о внедрение «зелёных технологий» пока не может быть и речи. Отсутствие внутреннего регулирования и установленной цены на CO2 не убережет РФ от пограничного налога с ЕС, а также в других государствах.
То же самое ожидает «Аэрофлот» и остальные авиакомпании, которым придётся заниматься получением квоты на международные перелеты и вместе с этим оплачивать и отчитываться за количество выбросов CO2. Говоря о международных морских перевозках, это также объект углеродного регулирования. По мнению экспертов, установление внутренних цен на углерод, это более выгодный путь, если сравнивать с оплатой за выбросы при международных перевозках.
Так деньги будут оставаться внутри страны. Также это является одним из инструментов внедрения программы по модернизации экономики. Но, на данный момент власти не считают необходимым вносить какие-либо существенные изменения в этом вопросе. При этом, остальные страны, экономика которых зависит от ископаемого топлива, придерживается аналогичной стратегии ведения дел на международной арене.
5. Почему декарбонизация так важна
После того, как приоритетность декарбонизации была определена окончательно на основании изложенной в Парижском соглашении требованиях, Великобритания пообещала сделать всё необходимое для достижения нулевых чистых выбросов к 2050 году. После того, как в парламенте была объявлена информация о чрезвычайной климатической ситуации, сотрудники комитета по изменению климата порекомендовали, сделать всё возможное для того, чтобы достижение нулевого уровня выбросов парниковых газов стало не только возможным, но и рентабельным.
Быстрый переход к альтернативным источникам энергии на данный момент необходим, поскольку с каждым годом транспортный сектор нуждается во всё большем количестве электроэнергии. В связи с этим, повышение уровня энергоэффективности сегодня является приоритетным в вопросе улучшения качества воздуха и урегулирования глобальной температуры.
6. Водород как топливо будущего
Также стоит учесть ряд минусов водорода:
- В промышленных объёмах получение топлива, это сложный и дорогой способ;
- Недостаточно проработанный способ хранения топлива;
- Стандарты транспортировки и применения топлива требуют усовершенствования;
- Большой вес двигателей, работающих на водородном топливе;
- На данный момент водородная инфраструктура практически отсутствует;
- Дороговизна водородных элементов.
Кроме этого, стоит учесть, что переход к водородной энергетике должен происходить на фоне проработки технологии, позволяющей снизить выбросы в атмосферу не только углекислого газа, а и водяного пара.
Заключение
Одна из главных задач декарбонизации заключается в поиске способов, позволяющих транспортировать полученную энергию на большие расстояния с минимальными финансовыми потерями. Большинство стран уже начали адаптацию экономики под новые стандарты. Но, о полной декарбонизации говорить ещё слишком рано, для этого понадобится ещё несколько десятков лет.
интересно?
Проголосовали: 24
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Источник: www.9111.ru