Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации муниципального образования
«Советский городской округ»
муниципальное автономное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Счастливое детство»
Принята на заседании Утверждаю: педагогического совета № 5 Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 2
Протокол № 5 __________________ Е.Н. Ткачёва
От « 31 » мая 20 21 г. Приказ № 35- о/д от 31.05.2021 г.
на основе игрового пособия «Дары Фребеля»
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев
Аверьянова Елена Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
педагог дополнительного образования
Ф. Фребель создал самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста. Этот набор учебных материалов он назвал «дарами». Его «дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Проект «Дары Фребеля»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фребеля» имеет социально-педагогическую направленность.
заключается в использовании уникального комплекса обучающих материалов «Дары Фребеля» , созданного для развития и воспитания детей. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности, развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает возможности использования данного игрового набора в процессе реализации образовательной деятельности.
Методическая разработка предназначена для организации совместной деятельности с детьми 4 — 5 лет по познавательному развитию с использованием игрового набора «Дары Фребеля».
Дошкольники от 4-х до 5-ти лет.
Объем и срок освоения программы
- Данный курс состоит из 36 занятий.
- Срок освоения программы составляет 9 месяцев.
Периодичность и продолжительность занятий
- Занятия проводятся 1 раз в неделю.
- Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4 до 5 лет не более 20 минут.
Особенности организации образовательного процесса
Игровые занятия, включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
Принципы педагогики Фребеля включают:
- признание уникальности каждого ребенка, целостный взгляд на развитие каждого ребенка,
- выявление индивидуальных способностей каждого ребенка и создание условий для их проявления в окружающей среде,
- единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребенка, его внутренним законам,
- признание целостности детства в своих проявлениях,
- признание ребенка как части семьи и общества,
- создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка.
Формирование естественно-научной картины мира у детей дошкольного возраста на основе дидактической системы Фридриха Фребеля.
Мастер-класс «Дары Ф. Фребеля»
- Создать условия для организации детского экспериментирования с предметами окружающего мира.
- Помочь детям дошкольного возраста освоить математическую действительность путем действий с геометрическими телами и фигурами.
- Освоить через систему дидактических игр на основе образовательного материала по системе Ф. Фребеля пространственные отношения.
- Развивать пространственное мышление детей через конструирование в различных ракурсах и проекциях.
- Игровой — (дидактические, подвижные и самостоятельные игры).
- Наглядный — (целевые прогулки, рассматривание дидактических пособий, книжных иллюстраций, репродукций, предметов).
- Практический — (показ способов действия с предметами, организация продуктивной деятельности детей, эксперимент).
Формы работы с детьми
- Задания на основе показа педагога.
- Игры-упражнения по схеме, образцу, фотографии.
- Дидактические игры.
- Самостоятельные игры и манипуляции с деталями наборов.
- Экспериментирование с деталями наборов для развития пространственного мышления.
- Подвижные игры.
- Творческое конструирование.
- развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память
- развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг с другом, развитие навыков планирования
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики
- понимание на слух текста художественного произведения,
- приобщение к художественной литературе, формирование интереса к драматизации литературных произведений
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, первичных представлений о профессиях людей
- формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении
Формы подведения итогов реализации программы
- Наблюдения.
- Совместные игры с детьми и родителями.
- Мониторинг.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Применение игрового набора «Дары Фребеля» повышает эффективность педагогического процесса, развивается память, логическое мышление у детей. Решение игровых логических задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики, так как логика является одной из теоретических основ компьютерной грамотности.
Ведущие теоретические идеи
Педагогический процесс предполагает, что дети среднего дошкольного возраста познают в ходе активного исследования окружающий предметный мир, взаимодействуют с взрослыми и другими детьми. Доминирующую роль в педагогическом процессе занимает общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд, сотрудничество с взрослыми.
Источник: nsportal.ru
Развивающие занятия в средней группе с использованием Даров Фребеля
Развивающие занятия в средней группе с использование даров Фребеля.
«Я хочу развивать людей, стоящих своими ногами на Божьей земле, пуская корни в Природу, чья голова возвышается до самого неба «. Фридрих Фребель, 1806 г.
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.
Публикация «Развивающие занятия в средней группе с использованием Даров Фребеля» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Фридрих Фребель родился в 1782 году семье пастора на юге Германии в деревне в Тюрингии.
За 40 лет педагогической деятельности Фребель написал несколько трудов – «Воспитание человека», «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», создал различные учебные заведения, причем все из них имели отделения для маленьких детей, пропагандировал свою идею, выступал с лекциями о детских садах.
В 1839 году Ф. Фребель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. До этого в мире таких учебных заведений не было. Были школы для детей постарше. И были приюты для детей младшего возраста, в которых цель развития ребенка не ставилась, а ставилась задача присмотра, ухода и сохранения жизни.
Через год Ф. Фребель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.
Почему это именно «сад»? Ф. Фребель объяснял это так : «1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».
Информация с сайта: https://rodnaya-tropinka.ru
Цель: развитие познавательной деятельности, развитие речи, воображения, творческого подхода к решению задач, развитие коммуникации, продуктивного взаимодействия между детьми. А также развитие мелкой моторики (в занятия входят пальчиковые игры, мышления (в занятия входят загадки и задачки для ума).
Занятия проходят 1 раз в неделю по подгруппам, в одной подгруппе 10 человек. Длительность занятия 20-25 минут.
Тема занятий каждый раз разная. Оно привязано либо к праздниками либо ко времени года и сезонным изменениям в природе.
Привожу пример тематики занятий на год
Месяц Тема занятий
Октябрь 1. «Детский сад и игрушки».
2. Детский сад и игрушки»
4.«Огород. Овощи».
Ноябрь. 5. «Сад. Фрукты».
8. «Мебель, квартира».
Декабрь. 9. «Зима».
10. «Зимние забавы»
11. «Новый год».
12. «Новый год»
Январь. 13. «Зимующие птицы».
14. «Домашние животные»
15. «Домашние птицы»
Февраль 16. «Транспорт»
17. День Святого Валентина.
18. «Наша Армия».
Март 20. «Мамин праздник»
21. «Комнатные растения»
22. «Дикие животные»
23. «Перелетные птицы»
Апрель. 24. «Весенние цветы»
25. «Мой город»
26. «Правила дорожного движения»
Май. 28. «Насекомые»
29. «Бабочки»
Темы можно менять в зависимости от желания.
Примерный конспект занятия №7 «Одежда».
1. Занятие начинается с ритуала встречи «Дружная семья»
Вместе дружная семья.
Руку дай соседу справа,
Руку дай соседу слева.
Вместе дружная семья!
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
Ущипни соседа справа,
Ущипни соседа слева.
Вместе дружная семья.
Далее разговариваем с детьми об одежде, зачем она нужна, какой бывает.
2. Загадки про одежду.
• Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился (Варежки)
• Весь день я верчусь,
Как юла кручусь.
Мама, папа, посмотри,
Раз, два, три – раз, два, три.
Я еще бы покрутилась,
Да головка закружилась.
— Ох,- вздохнула Любочка, —
Виновата (юбочка).
• Варежки для ног (носки).
3. Пальчиковая игра «Носки»
Вяжет бабушка носок
(кисти рук сложены в щепоть, изображаем вязание)
За рядком бежит рядок.
(ритмично сжимаем и разжимаем кисти рук)
Для кошачьих ножек
Надо мне носки связать,
Холодно зимой гулять
(стучать кулаками друг о друга).
4. Игра с использованием даров Фребеля «Большая стирка»
Пример игры взят из методических рекомендаций к набору «Познавательное развитие».
Из веревок сделали бельевую веревку и предлагаем детям из набора (из кругов, полукругов, треугольников, квадратов) сделать разную одежду, которую постирали и повесили сушить.
Затем смотрим у кого что получилось, дети рассказывают о своей работе, что висит сушится.
В процессе работы учить детей обращаться к друг другу по имени и просить вежливо что-то передать, подать, поменяться или убрать локоток, что бы не мешать.
Публикации по теме:
«Дары Фребеля» в образовательной деятельности МБДОУ Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хочу вам рассказать об опыте применения «Даров Фребеля» в образовательной деятельности нашего.
Аналитический отчет по самообразованию «Развивающие игры с детьми с использованием методики М. Монтессори» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЕЗДОЧКА» П. ШКОЛЬНОЕ» АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА.
Дары Ф. Фребеля. 2 часть. Мастер-класс Продолжая публикацию о Дарах Ф. Фребеля, следует добавить — педагог говорил, что ребенок с самого начала знакомства с содержимым коробочки,.
Дары Ф. Фребеля. Часть 3. Мастер-класс Делаем уточнение, что между Дарами Ф. Фребеля, т. е. знакомства от одного к другому, может проходить время до полугода (промежуток игр!Теперь.
Дары Ф. Фребеля-часть 4. Мастер-класс Дар № 10 — в ячейках расположены мелкие, величиной со среднюю таблетку,9 цветов, есть белые и черные. Детали, конечно скажут многие — «опасно,.
Конспект комплексного занятия в средней группе «Лесные обитатели» с использованием ИКТ Цель: продолжать развивать интеллектуальные способности детей посредством расширения представлений о предметах и явлениях, выходящих за.
Конспект занятия с использованием развивающих игр Б. П. Никитина в средней группе МАОУ «Начальная школа – детский сад №52» Курьянова Лариса Николаевна Конспект занятия с использованием развивающих игр Б. П. Никитина в средней.
НОД «Дорожные знаки — наши друзья» в средней группе с использованием набора «Дары Фребеля» Видео Конспект образовательной деятельности в средней группе на тему: «Дорожные знаки – наши друзья» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».
Развитие артикуляционной и мелкой моторики через развивающие игры с использованием нестандартного оборудования Мелкая моторика-это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться этими» движениями. Пальчиковые игры и упражнения.
Развивающие игры с использованием ИКТ. В детском саду можно успешно применять ИКТ в воспитательном процессе. В работе с детьми информационно-компьютерные технологии нами используются.
Источник: www.maam.ru
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 4-го – 5-го года жизни.
Дополнительная общеобразовательная программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для средней группы Муниципального дошкольного образовательного учреждения №17 «Сосенка» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Конвенция о правах ребёнка от 13декабря 1989 г.
СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
1.2. Цели и задачи реализации программы
Создать условия для всестороннего развития ребёнка, реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности, эмоционального благополучия и возможности самовыражения детей.
Для достижения цели были поставлены задачи:
• Развивать игровую деятельность детей;
• Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
• Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач средствами художественно-эстетических видов деятельности;
• Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях;
• Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
1.3 Основные принципы программы
В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы :
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка..
Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
1.4 Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы по «Дары Фрёбеля»:
ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
у ребенка сформирован устойчивый интерес к познавательной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
ребенок владеет приемами индивидуального и совместного конструирования;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
ребёнок умеет различать геометрические фигуры, ориентируется в пространстве; развиты координация движений, крупная и мелкая моторики обеих рук;
ребёнок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя;
ребёнок объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражает в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.
2 Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по областям
Дополнительный образовательный процесс средней группы МДОУ детский сад «Сосенка» выстроен в соответствии с рекомендациями к технологии на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля».
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
• Развитие игровой деятельности ребёнка;
• Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения и свободного общения со сверстниками и взрослыми;
• Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотического чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;
• Формирование представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• Передачу детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
Познавательное развитие направлено на:
• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• Развитие воображения и творческой активности;
• Развитие продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
• Создание условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;
• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Речевое развитие направлено на:
• Развитие речевых способностей и умений;
• Формирование предпосылок чтения и письма, владение речью как средством общения и культуры
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Обогащение активного словаря;
• Развитие речевого творчества.
Художественно-эстетическое развитие направлено на:
• Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;
• Становление эстетического отношения к окружающему миру;
• Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;
• Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.
Физическое развитие направлено на:
• Развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, координация);
• Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
• Создание условий, направленных на сохранность и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
2.2Формы и виды организации детской деятельности
Формы организации детей по всем образовательным областям:
Виды организации детей:
непосредственно образовательная деятельность,
самостоятельная деятельность детей.
3 Организационный раздел
3.1 Описание и технические характеристики
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:
• Модуль 1 «Шерстяные мячики»
• Модуль 2 «Основные тела»
• Модуль 3 «Куб из кубиков»
• Модуль 4 «Куб из брусков»
• Модуль 5 «Кубики и призмы»
• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
• Модуль 7 «Цветные фигуры»
• Модуль 8 «Палочки»
• Модуль 9 «Кольца и полукольца»
• Модуль 10 «Фишки»
• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
• Модуль 13 (5B) «Башенки»
• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):
1. Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
2. Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
3. Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
4. Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
5. Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
6. Книга «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai