«Фармацевтические ведомости» N 12, 2005
ПРОГРАММА ДЛО: ОШИБКА ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?
На Всероссийском совещании по вопросам госрегулирования в сфере обращения ЛС и медтехники обсуждалась ситуация, сложившаяся вокруг государственной программы ДЛО. Несмотря на неуклонный рост фармрынка, качество лекарственной помощи населению продолжает падать. Льготники сегодня предпочитают получить ничтожную сумму наличными, нежели ждать бесплатные лекарства в аптеке.
По различным данным, от 40 до 80% российских льготников не приняли условия программы дополнительного лекарственного обеспечения.
Темпы роста розничного фармацевтического сегмента во многом опережают другие потребительские сегменты в РФ. Это нормальная тенденция для развивающейся экономики. Это подтверждает опыт других стран Восточной Европы. В 2003 г. госпитальный фармацевтический рынок впервые преодолел порог в 1 млрд. долл. и составил 1,1 млрд. долл. в потребительских ценах. В целом же российский фармрынок превысил 5 млрд. долл. в ценах потребителя, включая налог на добавленную стоимость.
«Для разных возрастов существуют разные программы скрининга». А.Л. Пылёв
События этого года могут внести серьезные изменения во все структурные сегменты фармацевтического рынка. Причиной является Программа дополнительного лекарственного обеспечения населения РФ. За первые три квартала объем фармрынка составил почти 5,5 млрд. долл. Около 1 млрд. составил госпитальный сегмент, почти 3 млрд.
800 млн. заняла розница, и свыше 650 млн. долл. — это объем Федеральной льготы. По итогам года программа ДЛО может составить более 1 млрд. долл. США. В будущем основной прирост рынка произойдет в розничном сегменте, а программа ДЛО — это тоже розница. В общей структуре рынка должно произойти некоторое уменьшение доли госпитального сегмента.
Около 150 млн. долл. в структуре дотируемого лекарственного обеспечения составляют региональные и ведомственные программы. Коммерческий сегмент без учета программы ДЛО не претерпел стагнации и сейчас продолжает расти среднерыночными темпами, 13% в год. Это говорит о том, что программа ДЛО не оказывает серьезного влияния на коммерческий сектор с точки зрения финансовых объемов потребления. Если говорить о количественном выражении, то, безусловно, наблюдается некоторое падение объемов потребления лекарственных средств в отрасли. Однако это компенсируется ростом цен, которые за первые 9 месяцев текущего года выросли в среднем на 18% за упаковку.
Доля продаж нелекарственной продукции в некоторых сетевых аптечных компаниях сегодня достигает 50% общего ассортимента. Однако в среднем по России доля нелекарственного ассортимента в обороте аптечных учреждений находится на уровне 15-17%. В сегменте безрецептурных ЛС доля отечественной продукции составляет 30%. Российские рецептурные препараты занимают 26% лекарственного рынка.
В госпитальном сегменте российский производитель является наиболее важным поставщиком продукции, покрывая почти 85% в количественном выражении. Однако 63% в денежном выражении приходится на импортируемую продукцию. В розничном сегменте доля российских производителей в ценовом выражении составляет четверть. В сегменте ДЛО, который, казалось бы, должен привлечь отечественного производителя, доля российской продукции за 9 месяцев текущего года по предварительным итогам составила всего 18%.
Как работать в разделе заказ-наряд? Программа дл зуботехнической лаборатории
В системе льготного лекарственного обеспечения сегодня существуют серьезные проблемы. Полномочия между федеральными органами, а также органами субъектов Федерации и муниципальных образований разграничены федеральными законами N 95 и N 131. Трудности возникают в распределении средств федерального бюджета между этими тремя структурами. Проблема также заключается в том, что между ними нет достаточно эффективного взаимодействия. Об этом рассказал заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ В.И.Стародубов.
Система льготного лекарственного обеспечения в стране должна поддерживаться всеми уровнями власти совокупно. Федеральные средства должны идти в систему фондов ОМС. Фонды подчиняются субъектам РФ.
Система же организации первой медицинской помощи сосредоточена в основном в муниципальных образованиях. К работе с льготными категориями граждан муниципальные образования оказались не готовы. Особенно ощутимо это было на первом этапе. Достаточно сказать, что на начало 2005 г. в половине поликлиник РФ не было ни одного компьютера.
Однако положительная динамика наметилась в работе по выписке медикаментов. Объем средств за последний период увеличился более чем в 2 раза и составил более 3 млрд. руб.
На повестке дня сегодня стоят следующие вопросы. Во-первых, это проект поправок в закон «О лекарственных средствах», который готовится совместно Государственной думой и Правительством РФ. Во-вторых — это обеспечение детей жизненно необходимыми средствами.
Самый же главный вопрос, по мнению Стародубова, как дать врачам право выписывать лекарства, не входящие в Федеральный перечень жизненно необходимых ЛС. Существует очень много различных заболеваний, поэтому у перечня очень сложная структура. В настоящее время планируется работа по сокращению списка непатентованных наименований.
Во внимании сегодня также нуждаются медицинские работники первого звена. По проведенным исследованиям, основную часть этой категории составляют женщины предпенсионного возраста (50-55 лет), 30% которых не проходили переподготовку последние 7-8 лет. Статистика показывает, что врачи в своей практике используют не более 70-80 препаратов упомянутого перечня.
О том, что используется весь спектр 2 тыс. торговых наименований Федерального списка ЛС, не идет и речи. Поэтому принята определенная программа, направленная на переобучение врачей первого звена. Помощь в этом деле оказывают научные работники, специалисты, которые разрабатывают пособия, учебники и другую литературу для медработников.
Также на совещании была затронута тема технического регулирования в сфере обращения лекарственных средств. Доклад о реализации положений закона N 184-ФЗ предложил генеральный директор Национального института технического регулирования Д.Ю.Петров. 12 октября принят первый технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных и загрязняющих веществ». Также утверждено два национальных стандарта: «Правила производства и контроля качества лекарственных средств», «Надлежащая клиническая практика». В разработке находятся еще несколько национальных стандартов.
В целом сегодня опубликовано более 100 уведомлений о разработке проектов технических регламентов. Любой разработчик технического регламента обязан вначале опубликовать такое уведомление, а также обеспечить процедуру публичного обсуждения.
По мнению экспертов, основная причина низких темпов реализации Федерального закона о техническом регулировании — отсутствие методического и методологического обеспечения для разработчиков технических регламентов.
Технический регламент на лекарственные средства в настоящий момент разрабатывается в Национальном институте технического регулирования, в рамках правительственной программы. Его разработка началась более двух лет назад. Рабочая группа, сформированная на начальном этапе, с небольшими изменениями продолжает свою работу по сей день.
Установлен порядок, в соответствии с которым производители ЛС могут выдвинуть продукцию на рынок. Необходимо пройти следующие этапы:
— регистрация ЛС;
— государственный контроль доклинических исследований;
— разрешение на проведение клинических исследований;
— государственная инспекция клинических исследований;
— декларирование ЛС (вместо сертификации);
— государственный контроль ЛС после их регистрации.
Чтобы задекларировать продукцию, производитель заполняет установленную форму и направляет ее на регистрацию в федеральный орган исполнительной власти.
Одной из основных тем совещания стало осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств и изделий медназначения. Р.У.Хабриев перечислил следующие мероприятия, проводимые Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ:
— государственная регистрация ЛС и медтехники;
— лицензирование производства ЛС и фармацевтической деятельности;
— лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ (списки II и III);
— лицензирование производства медицинской техники.
К работе Федеральной службы относятся также и надзорные функции. Речь идет о мониторинге деятельности во всех контролируемых ею сферах. Осуществляется надзор за соблюдением субъектами РФ лицензионных условий и требований, фармацевтический надзор, выборочные проверки качества лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также мониторинг деятельности в сфере обращения ЛС и медтехники.
В системе ДЛО в 2005 г. Федеральная служба выполняет в основном организационные функции. Однако в 2006 г. планируется начать работу непосредственно по контролю и надзору за участниками программы. По расчетам сотрудников Федеральной службы, это повысит эффективность программы ДЛО.
Д.ПРОНИН
Источник: www.zonazakona.ru
Программа дло: приоритеты государства
В рамках Международной конференции «Фармацевтический бизнес в России: реформы и рынок» прошел Круглый стол «Государственные программы развития медицины и фармакологии», главной темой которого было подведение итогов работы по реализации программы ДЛО и реформированию системы обязательного медицинского страхования.
Елена Алексеевна Тельнова
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ
Результаты программы ДЛО
Основная задача, которую ставило государство, реализуя программу ДЛО — решение вопросов доступности и качества лекарственной помощи населению. Сейчас кроме проблем в реализации программы есть результаты и наметились перспективы.
Надо сказать, что до принятия решения о начале реализации программы ДЛО были проанализированы данные по мировому опыту лекарственного обеспечения, состоянию лекарственного обеспечения в различных регионах РФ, и при этом была выявлена определенная асимметрия в лекарственном обеспечении населения в нашей стране.
Ухудшение демографической ситуации, рост заболеваемости потребовали внимания со стороны государства и определили план реализации программы ДЛО.
По затратам на здравоохранение и их доли в ВВП до 2005 года Россия была на 9 месте. Начинать реформу здравоохранения без решения проблем лекарственного обеспечения невозможно. По результатам года работы мы видим, что реализация программы ДЛО вскрыла массу проблем в здравоохранении, начиная от кадровых и заканчивая задачами профессионального обучения специалистов отрасли.
До 2005 года целенаправленные денежные средства на решение проблем лекобеспечения льготной категории граждан не выделялись.
Программа ДЛО — одна из масштабнейших программ, которые когда-либо реализовывались в РФ, и об этом говорит количество ее участников.
Население России составляет 143 млн. человек. Лица, имеющие право на набор социальных услуг (НСУ) — это 14 млн. 689 тыс. человек на конец 2005 г. В программе участвуют 22 тыс. ЛПУ и 225 тыс. врачей. С начала 2005 г. количество аптечных предприятий, т.н. точек отпуска льготных ЛС, увеличилось почти в 2 раза — в конце 2005 г. их стало 12 тыс.
656. К концу 2005 г. в программе ДЛО работали 133 дистрибьютора федерального и регионального уровней и свыше 300 отечественных и зарубежных производителей ЛС.
В течение года произошло увеличение на 3,5% числа лиц, имеющих право на НСУ.
На конец 2005 г. поставлено ЛС на сумму 45 млрд. руб., что в 5 раз больше по сравнению с апрелем; отпущено ЛС на сумму 39 млрд. руб., оплачено на сумму 30 млрд. руб.
Первая задача, вставшая перед всеми участниками, была насытить аптечные учреждения лекарствами и предоставить возможность получения ЛС пациентам при первичном обращении.
Наибольший объем поставок ЛС был в Центральном и Приволжском ФО, т.к. там находится наибольшее количество льготников — около 5 млн. человек в Центральном и свыше 3 млн. в Приволжском.
Анализ поставок по ТН и МНН показал, что наибольшее количество торговых наименований поставлено «ЦВ Протек», затем «Биотек» и «СИА Интернейшнл».
Было выписано 155 млн. рецептов, из которых 147 млн. обслужено на значительные суммы.
Удалось сгладить некоторую асимметрию в лекарственном обеспечении в разных субъектах федерации. Благодаря прямым поставкам по программе ДЛО, практически не выявлено недоброкачественных и фальсифицированных ЛС.
Произошла значительная активация отечественной фармпромышленности, которая в течение 2005 года имела долю в поставках в пределах 17% — 20%.
Отработан алгоритм движения финансовых, информационных и товарных потоков. Произошла определенная стабилизация цен на ЛС в рамках ДЛО по сравнению со значительными колебаниями цен на коммерческом рынке. Повысилась эффективность расходов бюджетных средств.
Проведен социологический опрос среди населения по результатам реализации программы ДЛО 2005 года. В начале года большинство участников опроса имели отрицательное отношение к программе ДЛО, а в конце года отношение резко изменилось. Многие, вышедшие из программы, хотели бы войти обратно, но пока этот вопрос до конца не решен. Люди поняли, что ЛС по программе можно получить.
Анализ по доступности лекобеспечения за 9 и 11 месяцев 2004-2005 гг. показал: там, где была значительная асимметрия в обеспечении ЛС населения, произошло увеличение выписки во много раз. Так, за 9 месяцев по Псковской области выписка увеличилась в 7,2 раза, по Кировской — в 4,6 раза, по Свердловской — в 1,3 раза. Доли отказов и просроченного обслуживания постоянно уменьшались. Таким образом, была достигнута цель — сгладить асимметрию по лекобеспечению разных регионов.
В течение всего года менялась средняя стоимость рецепта: апрель 2005 г. — 184 руб., декабрь — 262 руб., январь-февраль 2006 г. — свыше 300 руб. Люди стали получать более дорогостоящие, эффективные и качественные ЛС.
Изменения Перечня льготных ЛС объясняются тем, что фармпроизводители нам постоянно обещают, что не будет дефектуры тех или иных ЛС, а она есть, и по ряду позиций довольно устойчивая.
Значительная работа проделана по оснащению ЛПУ и аптек вычислительной техникой и программным обеспечением. Но и сейчас бывает такая ситуация — компьютеры имеются, а программное обеспечение или не работает, или проблемы остались с прошлого года.
Необходимо решать проблему единого подхода к программному обеспечению — этот вопрос прорабатывается на уровне МЗСР, ФФОМС и Росздравнадзора, что позволит решить многие вопросы по отчетности, аналитике, по заявке.
Программа ДЛО оказала значительное влияние на фармацевтический рынок в целом вследствие «вброса» на рынок такой значительной денежной суммы, что прогнозировалось различными экспертами.
Уроки первого года
Каковы же уроки первого года реализации программы ДЛО?
На первое место хочется поставить недостаточную информированность на всех уровнях от пациента до фарморганизации. И, наоборот, фарморганизация — аптека — ЛПУ — пациент. Это важный вопрос, потому что недовольства, возникавшие на первом этапе, в большей мере связаны с недостатком информированности. Имели место недостаточное использование информационных технологий, недостаток знаний врачей первичного звена, отсутствие ответственности в регионах за обеспечение пациентов, составление заявки, определение потребности. Ну и, конечно, отказы от НСУ.
Сегодня значительное количество людей хотят вернуться в программу — примерно 10% из отказавшихся. Это число будет увеличиваться. В регионах, работавших в информационном плане нормально, отказалось значительно меньше людей — это Москва и еще ряд регионов.
Сейчас в Государственной Думе и МЗСР РФ решается вопрос о процедуре «вхождения» отказавшихся льготников обратно в программу.
Причины отказов от НСУ:
- низкий уровень жизни сельского населения, где отказалось наибольшее число людей;
- недовольство Перечнем льготных ЛС.
Проблемы реализации системы ДЛО:
- недовольство в связи с отсутствием нужного ЛС в аптеке, на складе, в перечне — это общие для всех проблемы;
- у производителей была проблема платежей за отпущенные ЛС, и как следствие — недопоставка товаров;
- у фарморганизаций проблема состояла в дефектуре, задержки финансирования реестра, связанной с несвоевременным составлением реестров и отчетности, отсюда возникали проблемы платежей производителям;
- у аптек — это проблемы очередей, дефектуры, кадров, формирования и составления отчетности, проблемы автоматизации и мотивации персонала.
Каким образом эти проблемы распределились по своей значимости? Больше всего проблем было связано с очередями в лечебно-профилактических учреждениях и с отсутствием нужного лекарства в перечне и в аптечном учреждении. Очень незначительное число пришедших людей не сталкивалось ни с какими проблемами на начальном этапе и в середине года. К концу года эта ситуация значительно улучшилась.
В Центральном ФО больше проблем было связано с очередями к врачам, в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах часто отсутствовали нужные лекарства. Большие очереди в аптеках имели место в Южном и Дальневосточном ФО и так далее.
Постоянный мониторинг результатов позволяет нам ориентироваться в реализации программы в течение года.
Оценка деятельности участников программы ДЛО:
- наибольшую оценку в 3,1 балла получили аптеки;
- деятельность врачей оценивалась в 3 балла;
- работа властей получила наименьшую оценку — 2,46.
Перспективы реализации программы
Совершенствование механизма ДЛО состоит в том, что и региональные, и федеральные льготы должны обеспечиваться по единым правилам, схемам и ценам.
Регионы сами пришли к такому выводу. С.-Петербург хотя и реализовывал программу довольно сложно, первым принял закон, по которому будут реализовывать и региональную, и федеральную программы. Москва уже работала в течение всего года таким образом.
- расширение ассортимента за счет введения изделий медицинского назначения и предметов ухода;
- совершенствование системы контроля по реализации ДЛО;
- закрепление границ прав и ответственности федерального центра и региональных властей;
- расширение контингента лиц, имеющих право на льготный и бесплатный отпуск за счет введения в регистр льготников, беременных женщин и детей до 3 лет;
- повышение прозрачности и предсказуемости управленческих решений;
- совершенствование информационных технологий.
Вопросы по докладу
Игорь Алексеевич Смирнов, Ассоциация международных фармпроизводителей.
Вопрос: Вы упомянули о прогнозе потребности, который был недавно передан производителям ЛС. Скажите, пожалуйста, какие факторы учитывались при составлении этого прогноза, и в какой степени компании могут ориентироваться на заявленные цифры?
Ответ: Прогноз потребностей составлялся на основании данных, представленных регионами. В субъектах федерации прогноз потребностей составлялся органами управления здравоохранением совместно с фармацевтическими организациями. Этот прогноз мы передали в Ассоциацию отечественных производителей, Ассоциацию европейского бизнеса, и в вашу ассоциацию.
Насколько можно ориентироваться? Могу сказать, что Ассоциация отечественных производителей проанализировала прогноз и пришла к выводу, что в чем-то они могут ориентироваться, в чем-то нет. Наверное, нужно смотреть самим производителям, насколько этот прогноз соотносится с имеющимися у них данными.
Такой прогноз потребностей составлен первый раз за много лет. Со времен советской власти, со времен существования аптечного управления Союза этим никто не занимался. Это был первый опыт работы, в который мы пытались вовлечь субъекты федерации. Мы им объясняли и показывали, какие факторы они должны учесть — это заболеваемость в регионе, учет стандартов, поставка ЛС, перспективы поставки и остатки ЛС.
Недавно Ассоциация отечественных производителей мне сказала, что по каким-то позициям действительно попали, а по каким-то нет. Нужно анализировать вместе.
Интересную информацию мы получим, закончив сводить данные по инвентаризации.
Эти данные позволят увидеть, что сегодня в регионах имеет меньший спрос, а что больший. Производители смогут сориентироваться, учтя свои поставки и остатки.
Программа ДЛО
методическая разработка
Данная программа предназначена для реализации в летнем лагере отдыха на базе общеобразовательной школы и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.
Летний лагерь отдыха с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки коллективных навыков через привлечение к общественно-полезной работе. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Марий Эл
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21 с.Семеновка г.Йошкар-Олы» Республики Марий Эл
Утверждена Согласовано Утверждаю
педагогическим советом Зам.директора поВР Директор МБОУ СОШ №21
№ от _______Мишина О.М. ________ Антропов Ю.Д.
детского лагеря отдыха
«Маленькая страна Семицветик»
Исполнитель программы: МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа №21 с.Семеновка г.Йошкар-Олы» Республики Марий Эл
Мингазова Р.Р., учитель начальных классов, начальник лагеря
Положение о школьном лагере отдыха…………………………………….…………. 9
Материально – технические условия ……………………………………………13
Механизм реализации программы …………………………………………….……..…. 14
Особенности организации досуговой деятельности лагеря ………………….……….14
Физкультурно –оздоровительное направление ………………………. 16
Художественно – творческое ……………………………………………….….. 16
Интеллектуально – исследовательское …………………………………………17
Данная программа предназначена для реализации в летнем лагере отдыха на базе общеобразовательной школы и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.
Летний лагерь отдыха с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки коллективных навыков через привлечение к общественно-полезной работе. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации.
Летний лагерь отдыха с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой — пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Процесс организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на это основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.
Установка на всестороннее развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основами физической культуры в период летних каникул. Воспитание у детей осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни является одной из главных задач программы.
Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных способностей детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности.
Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности.
Программа также способствует формированию самостоятельности детей и организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне микрогрупп, отряда и предусматривает развитие и воспитание детей в коллективе.
Отдых – это смена деятельности. Энергия ребенка в период летнего отдыха находит выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект.
Школа имеет богатые традиции работы пришкольного лагеря. Летний лагерь работает с момента открытия школы, с 1987 года. Данная программа является комплексной, рассчитана на детей 7-14 лет. В 2013 году ДЛО «Маленькая страна Семицветик» посетит 105 человек. Это в основном учащиеся начальных классов.
Источник: nsportal.ru