Программа crm в авиации что это

В данной статье рассматриваются особенности проведения курсов повышения квалификации экипажей в области управления ресурсами экипажа в авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии». Проведен анализ внедрения совместных занятий по CRM. Разобраны схемы, применяющиеся в аварийных ситуациях на борту: NTR (Nature, Time, Risks), FORDEC, а также «модель швейцарского сыра».

Аннотация статьи
взаимодействие летного и кабинного экипажей
авиационная подготовка
безопасность полётов
человеческий фактор
Ключевые слова
Филь Анна Александровна
Технические науки
Конференция

Естественные и технические науки: проблемы трансдисциплинарного синтеза
Поделиться
Цитировать

Основным приоритетом для авиакомпании «Аэрофлот» является безопасность полета, для этого проводятся периодические подготовки [1], одной из которых является подготовка CRM.

Crew Resource Management (CRM) – управление возможностями экипажа. Это методика обучения авиационного персонала, как и в нормальных процедурах взаимодействия, так и в аварийных ситуациях, в которых человеческая ошибка может привести к катастрофе [2]. Методика обучения экипажей взаимодействовать друг с другом появилась после проведённого в 1979 году NASA семинара по вопросам о повышении безопасности полётов. Исследования NASA показали, что причиной большинства авиакатастроф послужил человеческий фактор, включая проблемы во взаимоотношениях. Поэтому CRM акцентируется не на технических знаниях, а на взаимоотношении членов команды или экипажа, включая лидерство и принятие решений.

CRM. Просто о несложном. Видеоурок 1. Что такое CRM?

Изначально данная методика применялась в авиации, а впоследствии была внедрена и в других службах, включая пожарную и морскую (Bridge Resource Management или Maritime Resource Management).

Используемая схема современного CRM состоит из 3 системных компонентов

  1. Блок обучения основам ЧФ (человеческого фактора). В процессе формируются навыки профессионального поведения, исследуются данные о физиологических, психических и социальных свойствах человека, способных влиять на эффективность деятельности в среде «экипаж-воздушное судно», и вырабатываются методы минимизации склонности к ошибкам [3].
  2. Оценка эффективности обучения и диагностика соответствия организации принципам CRM.
  3. Коррекция результатов самой программы, так и рабочих процедур.

Соответственно, такая система подготовки (рис. 1) представляет собой непрерывный, замкнутый цикл развития авиакомпании, например, вводу новых бюллетеней в РПП пилотов (руководство по производству полётов), а также в «Руководство кабинного экипажа по обеспечению безопасности на борту».

Рис. 1. Состав подготовки CRM

Регламентом авиакомпании «Аэрофлот» установлено, что для поддержания сертификации каждый член экипажа должен получать 30 академических часа подготовки по CRM в течение трех лет [4]. Для инструкторского состава подготовка включает в себя 72 часа. Уже несколько лет в авиакомпании внедрена практика совместного проведения подготовки летного экипажа с кабинным. В группе из 10 человек присутствуют 2 бортпроводника, 4 командира воздушного судна и 4 вторых пилота. Анализ введения членов кабинного экипажа показал, что эффективность занятий повысилась в среднем на 50-70%.

Что такое Мегаплан и как в нем работать

Теоретическая часть подготовки проводится в формате лекции, с использованием презентаций. Практическая часть состоит из розыгрыша полёта с участием обучаемых.

Например, летному экипажу дают первоначальные условия: «вылет в плохих метеоусловиях в болтанку», а старшему бортпроводнику требуется сообщить экипажу о резком ухудшении здоровья больного пассажира, ситуация происходит на критическом этапе полёта (взлёт самолета). При этом, роль диспетчера в процессе розыгрыша возлагается на инструктора CRM. От экипажа требуется принять решение на немедленную посадку, но метеоусловия не позволяют это сделать. В розыгрыше данной сцены рассматриваются психологические нюансы взаимодействия летного и кабинного экипажей воздушного судна, применение процедур, документации, организация работы экипажа командиром и тренируются схемы и модели CRM.

Читайте также:
Хранилище настроек что это за программа

Для решения довольно сложной и комплексной ситуации и поиска наилучшего решение взаимодействия пилотов и бортпроводников введена схема NTR, при которой командир должен проинструктировать старшего бортпроводника по следующим пунктам:

  1. N – Nature (природа аварии). Например, произошел отказ гидравлической системы.
  2. Т – Time (время до посадки). Данное время очень важно для кабинного экипажа, так как от этого будет рассчитываться объем проведения аварийной подготовки пассажиров.
  3. R – Risks (возможные риски). Например, угроза жёсткой посадки или эвакуации.

В дополнительных рекомендациях в схему добавляется буква «S»:

S – Special instructions (специальные инструкции). Например, о необходимости пересадки пассажиров для смещения центровки самолёта.

После получения информации с использованием схемы NTR(S), старший бортпроводник обязан вслух повторить полученную информацию от командира воздушного судна, а затем передать её остальных членам кабинного экипажа.

При решении проблем и принятии решений существуют инструменты, которые позволяют собрать все варианты, оценить связанные с ними риски и определить оптимальный курс действий на основе соответствующего анализа и процесса мышления. Для этого применяется метод FORDEC [5].

Рис. 2. Модель принятия решения в экипаже с использованием «FORDEC»

Модель «FORDEC» состоит из шести частей с переводом с английского языка (рис. 2):

  1. F – Факты. Этап фактов включает в себя определение и подтверждение проблемы. Важность этого шага имеет решающее значение, поскольку он будет определять остальную часть процесса. Например, экипаж определяет, что произошел отказ двигателя, перезапуск которого невозможен, так как упало количество масла.
  2. O – Опции, варианты. На этом этапе необходимо рассмотреть все возможные варианты решения проблемы. Экипаж рассматривает варианты аэродромов для посадки, принимая в расчёт возможные плюсы и минусы, например, наличие технического и инженерного состава, длина полосы, погода.
  3. R – Риски – это оценка потенциальных недостатков и преимуществ каждого жизнеспособного варианта. Процесс отклонения от заданного маршрута требует оценки риска, и он может быть менее рискованным для продолжения (короткие взлётно-посадочные полосы, плохая погода и т.д.). Важно на данном этапе обсудить все минусы каждого варианта, даже самые незначительные на первый взгляд.
  4. D – Принятие решения. Это выбор наилучшего доступного принятия решения.
  5. E – Выполнение соответствующего действия и назначение задач людям, которые должны их выполнить.
  6. C – Проверка выполненных действий и коррекция результатов. Необходимо обеспечить, чтобы все шло по плану, и желаемый безопасный результат был вероятен. Если это не так, процесс может быть перезапущен снова, чтобы проверить факт, что изменилось или что не работает, а затем адаптироваться по мере необходимости. Если ситуация изменится так, что возникнет новая проблема, тогда может возникнуть необходимость запустить новый процесс FORDEC, чтобы заново определить верный курс действий.

Рис. 3. Модель Джеймса Ризона «Swiss Cheese»

Модель «швейцарского сыра», разработанная профессором Джеймсом Ризоном в 1990 году [6], наглядно показывает, что авиационные происшествия предполагают последовательные нарушения многоуровневой системы защиты. Эти нарушения вызываются рядом содействующих факторов, таких как отказы оборудования или ошибки при эксплуатации.

Поскольку модель «швейцарского сыра» исходит из того, что такие сложные системы, как авиация, имеют чрезвычайно хорошую защиту из нескольких уровней, внутренние единичные отказы редко имеют серьезные последствия в авиационной системе. Нарушение в системе защиты безопасности представляет собой замедленное последствие решений (рис. 3), принимаемых на высших уровнях системы, которые не проявляются до тех пор, пока их воздействие или разрушающий потенциал не будет инициирован конкретным стечением эксплуатационных обстоятельств.

Читайте также:
Mypaint что это за программа

В модели Ризона все происшествия включают сочетание активных и скрытых условий:

Активные отказы – это действие или бездействие, включая ошибки и нарушения, которые оказывают прямое негативное воздействие. Они, как правило, ассоциируются с непосредственными исполнителями летной деятельности: пилотами, диспетчерами УВД, авиационными инженерами-механиками.

Скрытые условия – это условия, которые существовали в авиационной системе задолго до наступления аварийных случаев. Скрытые условия могут не проявлять себя в течение длительного времени. Первоначально они не воспринимаются как опасные, но это становится очевидным после того, как нарушены средства защиты системы.

Основная причина появления ситуации «швейцарского сыра» является отсутствие культуры обеспечения безопасности. Кроме того, их причиной могут также стать плохое оборудование или процедуры, конфликтные недостатки в организационных системах и неправильные решения экипажа. Перспективный подход к происшествиям по организационным причинам направлен на выявление и уменьшение последствий этих скрытых условий на общесистемной основе, а не путем локальных мер по сведению к минимуму активных отказов со стороны отдельных лиц.

Текст статьи

  1. Виталий Деревянко, ведущий пилот-инспектор, руководитель группы CRM ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Культура безопасности. Деловой авиационный портал ato.ru (1 февраля 2001).
  2. Приказ N 139 «О введении программ подготовки членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации в области человеческого фактора (CRM)» от 09.06.1999
  3. Сборник материалов № 7 ИКАО по человеческому фактору – Изучение роли человеческого фактора при авиационных происшествиях и инцидентах (Циркуляр 240), 1993 г.
  4. Руководство по производству полёта авиакомпании «Аэрофлот-Российские авиалинии» Часть А, издание 4 от 30.06.2020
  5. Federal Aviation Administration. «The National Plan for Aviation Human Factors». Washington, D.C. 1990 г.
  6. James Reason «The Contribution of Latent Human Failures to the Breakdown of Complex Systems». Philosophical Transactions of the Royal Society of London. Series B, Biological Sciences. 327 (1241): 475–484. doi:10.1098/rstb.1990.0090. JSTOR 55319. PMID 1970893.

Источник: apni.ru

Программа crm в авиации что это

Авторы: Декалин Александр Андреевич
Степень (должность): Студент
Место учебы/работы: Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева

Аннотация на русском языке: В статье рассматривается система мер повышения безопасности и эффективности полетов с помощью правильного применения людских, технических и информационных ресурсов, а также улучшения межличностных взаимодействий в экипаж — Концепция Управления Ресурсами Экипажа, Crew resource manegement или CRM. CRM –это система управления ресурсами экипажа, организующая коллективную защиту от опасностей и ошибок. Философия CRM основана на факте – человеку свойственно ошибаться независимо от профессионального опыта, воли и сознания. Главная задача — оптимизировать поведение и взаимодействие членов экипажа в летной кабине с тем, чтобы предупреждать, распознавать и пре-одолевать ошибки или смягчать их последствие. В статье представлены исторические этапы возникновения и развития CRM, освещены основные принципы, необходимые умения и стратегия СRM.

The summary in English: The article discusses a system of measures to increase safety and flight efficiency through the correct use of human, technical and information resources, as well as improve interpersonal interactions in the crew — the Crew Resource Management Concept, Crew resource manegement or CRM. CRM is a crew resource management system that organizes collective protection against dangers and errors. The CRM philosophy is based on the fact that it is human nature to make mistakes regardless of professional experience, will and consciousness. The main task is to optimize the behavior and interaction of crew members in the flight cabin in order to prevent, recognize and overcome errors or mitigate their consequences. The article presents the historical stages of the emergence and development of CRM, highlights the basic principles, necessary skills and strategy of CRM.

Читайте также:
Процесс компиляции программы что это

Ключевые слова: Управление ресурсами экипажа, CRM, безопасность полетов, человеческий фактор.

Источник: synergy-journal.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММАМ LOFT, CRM CFIT, ALAR

CRM Crew Resource Management (CRM) — управление возможностями экипажа — методика обучения персонала в таких сферах деятельности, в которых человеческая ошибка может привести к катастрофе. CRM акцентируется не на технических знаниях, а на взаимоотношении членов команды или экипажа в одной кабине, включая лидерство и принятие решений .

LOFT

Line Oriented Flight Training (LOFT) является проверкой лётных экипажей на тренажёре по сценарию максимально приближенным к реальным условиям с выполнением типичных ежедневных процедур и требований, описанных в SOP и РПП авиакомпании с возникновением нетипичных условий, которые требуют грамотного принятия решений, общения в экипаже и лидерских качеств пилота. Поэтому данная тренировка сочетает в себе и оценку управления ресурсами экипажа (CRM).

ALAR

ALAR (Approach and Landing Accident Reduction) – инициатива по разработке и распространению набора информационных записок с перечнями рисков, инструкций, видео, презентаций и других материалов, имеющих целью повышение осведомленности пилотов в части предотвращения аварий при заходе на посадку и посадке.

CFIT

CFIT (Controlled Flight into Terrain) – данный термин обозначает авиационное происшествие, при котором экипаж, управляя исправным воздушным судном, совершает непреднамеренное столкновение с земной или водной поверхностью, горами или иными препятствиями. Данное происшествие обычно происходит из-за неосведомленности экипажа об угрозе столкновения с землей (водой) до того момента, когда становится уже поздно предотвратить столкновение.

13.3. Понятие Управления ресурсами экипажа (Crew Resource Management, CRM).

13.3.1. На ранней стадии внедрения в авиации CRM понимали, как Cockpit Resource Management (Управление Ресурсами Кабины), затем понятие распространили на весь (лётный и кабинный) экипаж и стали трактовать, как Crew Resource Management (Управление Ресурсами Экипажа). 13.3.2. ОАО «Авиакомпания «Сибирь», внедряя самые современные технологии развития авиационного бизнеса, рассматривает CRM, как инструмент практического применения принципов ЧФ, который необходимо использовать всей авиакомпании. Для достижения этой цели необходимо объединить усилия всего персонала авиакомпании, руководящему составу всех уровней необходимо обеспечить поддержку неформального внедрения CRM, авиационному персоналу – всемерно содействовать внедрению этих принципов, применять их в практической летной работе.

CRM фокусируется на межличностное общение, лидерство и принятие решений в кабине. CRM — система управления, которая позволяет оптимально использовать все имеющиеся ресурсы — оборудование, процедуры и людей и способствует повышению безопасности и эффективности управления воздушным судном. CRM затрагивает не столько технические знания и навыки, необходимые для работы с оборудованием, а межличностные навыки и способности человека, необходимые для управления ресурсами в рамках организованной системы. В этом контексте, способности человека определяются как психические процессы, используемые для получения и сохранения ситуационной осведомлённости для решения проблем и принятия решений.

13.4. Основные принципы внедрения Политики в области Человеческого фактора в ОАО «Авиакомпания «Сибирь».

13.4.2.5. В структуру специальных тренингов входят CRM-training (Crew Resource Management) и прохождение тренировки по сценариям LOFT (Line Oriented Flight Training). LOFT-training направлен на отработку практических навыков взаимодействия на тренажере по специальным сценариям и имеет не менее важное значение для пилотов, чем отработка техники пилотирования (PT-proficiency training). 13.4.2.6. Оказывая существенное влияние на безопасность полётов, LOFT-training обеспечивает: a) более совершенную подготовку и обоснованность эксплуатационных процедур; b) возможность глубоко проникнуть во внутренний механизм выполнения летной работы в Авиакомпании, выделяя проблемные области для коррекции.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru