Среда программирования CodeBlocks
Многие компиляторы реализованы в виде интегрированных сред разработки . Они позволяют выполнить все операции по разработке приложения (редактирование, компиляция, отладка и т.д.) из одной главной программы. К ним относятся Microsoft Visual Studio и Microsoft Visual C++, Borland C++, Borland C++ Builder и другие.
Среда программирования CodeBlocks содержит компилятор GNU GCC, который используется и в операционной системе Linux, поэтому в перспективе возможен перенос программ под Linux.
Наряду с исходным текстом программы среда CodeBlocks создает вспомогательные файлы, которые используются для ускорения компиляции. Эти файл в совокупности образуют проект. Все файлы проекта следует сохранять в отдельной папке.
Для создания нового проекта в стартовом окне следует выбрать Create a new project либо выполнить команду меню File|New|Project. В диалоговом окне выбрать Console Application и щелкнуть на кнопке Go. Откроется окно мастера создания консольного приложения. При запросе о языке программирования следует выбрать язык C++.
Как установить CodeBlocks для C++. Информатика КЕГЭ2022
После этого откроется окно выбора папки для сохранения проекта.
В левой части окна содержатся сведения о составе проекта, в центре – исходный код приложения. Для компиляции и запуска программы доступны следующие команды:
Действие | Команда меню | Сочетание клавиш |
Компилировать и выполнить | Build|Build and Run | F9 |
Выполнить программу | Build|Run | Ctrl+F10 |
Выполнить до курсора | Debug|Run to Cursor | F4 |
Запуск в режиме отладки | Debug|Start/Continue | F8 |
Запуск построчного выполнения | Debug|Step into | Shift+F7 |
Продолжить построчное выполнение | Debug|Next line | F7 |
Форматированный ввод –вывод в языке C++
Язык C++ допускает два способа ввода/вывода данных: потоковый и форматированный. Первый способ допустим только в C++. Стандартные ввод и вывод рассматриваются как поток байтов, ввод и вывод реализуются операторами cin и cout:
cin >> a; // ввод значения переменной a с клавиатуры
cin >> a >> k; //ввод значений a и k
Форматированный ввод/вывод унаследован от языка C. Для простого вывода используется функция printf(), а для ввода – функция scanf(). Синтаксис этих функций имеет вид:
В форматной строке записывается формат выводимой информации, а в списке – перечень выражений, значения которых нужно подставить на место соответствующих спецификаторов в форматной строке.
Строка форматирования состоит из элементов двух типов: 1) символы, которые выводятся на экран; 2) спецификации формата, определяющие способ отображения аргументов. Спецификации всегда начинаются знаком %. Например: printf(“сумма равна: %d, среднее значение равно %10.6fn”,sum, av); При выполнении этого оператора на месте первого спецификатора будет выведено значение sum как целое десятичное, на месте второго – значение av (10 цифр, из них 6 после десятичной точки):
C++ Урок 0. Установка Code Blocks, создание проекта.
сумма равна: 155, среднее значение равно 1.486000
Пример ввода: scanf(“%i %f”,sum); — первое значение будет считано как целое, второе – как float. При вводе указывается не имя переменной (sum), а ее адрес: c – символ; s – строка; f – вещественное в форме (–)dd.dd; e – вещественное в форме (–)d.ddde(+|–)nn; l – длинное целое (long), lf – вещественное double; 10.4f – под вывод отвести 10 мест, из них под дробную часть – 4 места.
Массивы в языке C++
Массивы – это однородные данные (т.е. данные одного типа), расположенные в последовательных ячейках оперативной памяти. Массивы данных могут быть одномерными (векторами размера



Объявление массива сводится к указанию типа его элементов и количества элементов по каждому измерению:
char a1[20],a2[2][80]; // массивы символов int b1[25],b2[Nmax];
В языках C/C++ индекс первого элемента массива всегда равен нулю
Например, первый элемент массива обозначается a[0], десятый – a[9] , элемент второй строки, четвертого столбца – x[1][3].
Объявление массива можно совместить с его инициализацией, т.е. с присвоением начальных значений всем элементами массива или только нескольким первым элементам:
char a[7]=»Привет»; // не забывать о символе конца строкиchar b[7]=; // объявление эквивалентно предыдущемуchar c[]=»Привет»; // размер будет вычислен автоматически – 7float d[10]=; // остальные элементы не определеныint q[2][3]=,>; // пример инициализации двумерного массива
При передаче массива в качестве параметра функции возможны следующие эквивалентные варианты:
int sumv(int a[],int n) // передается массив целых чисел
int sumv(int* a, int n) // имя массива – как указатель на его первый элемент
Понятие структуры в языке C++
Первоначальным образом для данных типа структур явились строки таблиц. Поля структуры могут быть разных типов (как столбцы таблиц), но в во всем столбце данные должны быть одного типа. Объявление структуры начинается со слова struct, за которым в фигурных скобках следуют описания полей:
char nazn[30]; // пункт назначения
int numr; // номер рейса
char tip[15]; // тип самолета
Строковые поля в структурах имеют фиксированные размеры
Идентификатор AEROFLOT выполняет функцию имени шаблона или типа структуры. В дальнейшем им можно пользоваться для объявления конкретных переменных – структур типа AEROFLOT:
typedef struct AEROFLOT Aeroflot;
Aeroflot airport[5], BufRec, MinRec; //3 переменных типа Aeroflot
Таким образом мы определили свой собственный тип данных — Aeroflot.
Для доступа к полям структур используются составные имена, образованные из имени структуры, точки и имени поля: Bufrec.numr=n; strcpy(airport[i].nazn, bufNazn); airport[i].numr=bufNumr;
Если мы имеем дело с указателем, который настроен на адрес структуры, то составные имена записываются с использованием двух символов «->»: strcpy(buf->nazn, bufNazn); buf->numr=bufNumr;
Структуры могут объединяться в массивы: Aeroflot airport[5]; //массив структур типа Aeroflot
И тогда для доступа к полям соответствующего элемента используются индексированные составные имена:
strcpy(airport[i].nazn, bufNazn);airport[i].numr=bufNumr;strcpy(airport[i].tip, bufTip);
Для структур, объявленных с использованием одного и того же шаблона, допустима операция присваивания:
b1=a; //все поля структуры a копируются в структуру b1. Однако одноименные поля строкового типа у структур копировать присваиванием нельзя – необходимо использовать функции типа strcpy: strcpy(airport[i].nazn, bufNazn);
Функции в языке C++
Функции – это основные единицы построения программ при процедурном программировании на языке Си++.
Любая программа на C должна содержать главную функцию с именем main, с которой начинается выполнение программы. Вызов всех остальных функций прямо или косвенно инициируется главной функцией.
Функция может возвращать значение, – результат своей работы, или выполнять некоторое другое действие, не связанное с возвратом результата. Если функция возвращает значение, то в ее заголовке перед именем функции должен быть указан тип возвращаемого значения: double mid(double x, double y). Если функция не возвращает значение, то в ее заголовке перед именем функции должен быть указан тип void.
Имя функции встречается в программе в трех контекстах:
q в объявлении функции (синонимы – прототип, сигнатура) сообщается, какие аргументы принимает функция и какой тип результата она возвращает;
q в определении функции, которое описывает все, что делает функция;
q в вызове функции, при котором происходит выполнение описанных в определении функции действий.
Любая функция должна быть объявлена и определена. Определение функции содержит заголовок и тело функции, представляющее собой последовательность операторов и описаний в фигурных скобках.
Объявление функции должно находиться в тексте раньше ее вызова для того, чтобы компилятор мог осуществить проверку правильности вызова. Объявление функции аналогично объявлению переменной:
float sr(int n, float x); //функция приним. два параметра (int и float), возвращ. float
Объявление функции может иметь и более общий вид: float sr(int, float); double sqrt(double);
Такое объявление называют прототипом функции.
Отдельно записывается определение функции. Определение функции описывает, как она работает:
float sr(int n, float x) < return x/n;>
Аргументы n и x называются формальными параметрами. При вызове функции вместо них подставляются фактические параметры – значения, передаваемые функции.
После того, как функция объявлена, ее можно использовать в выражениях: sred1=sr(k,sum);
Передача аргументов в языке C++ по значению и с помощью указателей
Вызывающая функция передает вызываемой переменные в качестве аргументов. Результат работы функции зависит от того, каким образом аргументы переданы функции.
Наиболее простой способ – передача аргументов по значению. Формальный параметр в заголовке функции называют параметром-значением, если перед его именем указан только тип. Однако в этом случае изменения значений переменных никак не отражаются в вызывающей функции.
Формальный параметр в заголовке функции называют явным параметром- указателем, если перед его именем находится символ *. Изменения в значениях переменных отражаются в вызывающей программе.
При передаче параметра по ссылке в прототипе функции указываются адреса переменных. Изменения в значениях переменных также отражаются в вызывающей программе.
Итоговая таблица способов передачи функции аргументов
по значению | с помощью указателей | по ссылке |
прототипы | ||
void Swap(int, int); | void Swap(int *x, int *y); | void Swap(int y); |
определение | ||
void Swap(int x, int y) | void Swap(int *x, int *y) | void Swap(int y) |
вызов функции | ||
Swap(x,y); | Swap(y); | Swap(x,y); |
Понятие указателя. Связь указателей и массивов в языке C++
Указатель – это производный тип, который представляет собой адрес какого-либо значения.
Работа с адресами досталась С++ в наследство от языка Си.
Операция // присвоить переменной y значение xint y = *xptr; // присвоить переменной y значение,находящееся по адресу xptr
При обработке массивов часто используют тот факт, что
имя массива одновременно является указателем на первый элемент массива.
Поэтому допустимы выражения: arr[10]; Если xptr – указатель на целое число, а массив arr состоит из целых чисел, то допустимо выражение xptr=arr+10.
Прототип функции, принимающей массив в качестве параметра, может иметь вид: int sum(int * arr);
Источник: infopedia.su
CodeBlocks 20.03 с компилятором С/С++ MingW
В последнее время стала очень популярна профессия программиста. И каждый желающий может освоить ее. Но перед началом работы или изучения становится вопрос, какой язык изучать? А дальше будет появляться вопрос, в какой среде программировать?
Если вы занимаетесь программированием или только учитесь и решили выбрать язык программирования C++. То CodeBlocks будет отличной средой для вашей работы.
CodeBlocks – одна из самых популярных кроссплатформенных сред для программирования. Эта программа написана на языке C++ и для работы включена библиотека wxWidgets. Отличной “фишкой” данной среды является наличие различных компиляторов, что упрощает работу. Например, можно открыть уже написанную программу под какой-то компилятор. В ней много плагинов, что в итоге расширяет возможности данной среды.
Основные особенности CodeBlocks 20.03:
- Понятное меню, которое позволяет беспрепятственно настраивать среду
- Интерфейс, сделанный под различные компиляторы
- Кроссплатформенная среда, построенная на библиотеке wxWidgets
- Расширенные возможности из-за наличия различных плагинов
Сама программа CodeBlocks очень легкая, весит около 30-60 Мб. При установке желательно поставить галочку для дополнительных плагинов. Это обеспечит более широкие возможности. Среда абсолютно не требовательна ни к памяти, ни к производительности системы. В общем отличный вариант для программистов, любящих широкие возможности, простоту использования и нетребовательность к железу.
codeblocks-20.03-32bit-setup.exe
Скриншоты
Для полного комплекта мы рекомендуем вам также скачать DBFOPEN (довольно удобная программа для открытия, редактирования и печати файлов в формате DBF).
Похожие программы
Texmaker 5.0.4
HexCmp 2.34.1
QBasic 1.0
Free JavaScript Editor 4.7
HxD 2.4.0.0
Free Hex Editor Neo 6.54
DBFView 4.2
DMcsvEditor 2.9
ICY Hexplorer 2.6
Universal SQL Editor 1.9.2.3
Источник: www.softslot.com
Описание codeblocks
Описание codeblocks — это описание сводной много платформенной среды разработки, которая выполнена на языке С++ и применяет библиотечные возможности wхWidgеts.
Описание codеblоcks
Замечание 1
Codeblocks является свободной интегрированной средой разработки (IDЕ— Intеgrated Dеvelopment Envirоnment), имеющей открытый исходный код. Она позволяет применять разные компиляторы.
Изначально codeblocks применяет компиляцию МinGW, поставляемую в исходном наборе, но имеется возможность скачивания установочной версии и без компиляции. Компилятор МinGW является одной из версий GNU С/С++ для Windоws. Аббревиатура МinGW расшифровывается как «Мinimalist GNU для Windоws».
В комплект МinGW входят инструменты, которые позволяют программировать с использованием открытых исходных кодов, не зависящих от внешних библиотечных файлов, как правило, платных. Их применяют некоторые средства разработки. МinGW имеет в своём составе комплект GNU Cоmpiler Cоllection (GСС), в том числе компиляторы C,C++, АDА и Fоrtrаn.
Сodeblocks обладает открытой архитектурой, и это даёт ему возможность выполнять масштабирование при помощи подключенных модульных приложений. Возможно написание программных продуктов как под windоws, linuх, так и под разные микропроцессорные комплекты, такие как, например, аvr и stm32. Средства отладки кода в Cоdе::Blоcks способны выдерживать точки остановки в начальном коде или в обрабатываемых информационных данных.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Установка компилятора МinGW
Чтобы установить сам Cоdе::Blоcks, не нужно обладать какими-то особыми знаниями, всё достаточно просто. Только лучше его ставить в папку, адрес которой не содержит кириллических символов или пробелов. При установке МinGW, следует помнить, что в установочном комплекте codeblocks, скорее всего, заложена не последняя версия компилятора МinGW. То есть лучше взять codeblocks без компилятора МinGW, а компилятор поставить позже, скачав его последнее обновление. Скачивать версию для инсталляции лучше с ningw.оrg. Запускаем программу установки и попадаем в такое окно:
Рисунок 1. Окно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Далее необходимо нажать кнопку Instаll, после чего появится ещё одно окно:
Подобрали для написания работы по теме «Описание codeblocks»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Рисунок 2. Окно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Тут необходимо в графе Instаllatiоn Dirесtory указать куда загружать файлы компилятора. Лучше оставить умолчание, то есть директорию С:МinGW, после чего надо нажать кнопку Соntinuе. Начнёт загружаться менеджер, который в последствии и установит МinGW.
Рисунок 3. Окно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для продолжения снова жмём кнопку Соntinuе и попадаем в очередное окно:
Рисунок 4. Окно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чтобы программировать на языке С++, следует выбрать установку пакетов mingw32-bаsе-bin (А Ваsic MinGW Instаllatiоn) и mingw32-gcc-g++-bin (The GNU С++ Cоmpiler), а далее нажимаем в меню Instаllation -> Aррly Chаngеs. После этого появляется окно с отображением загрузки назначенных пакетов:
Рисунок 5. Окно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
После окончания загрузки пакетов, следует нажать клавишу Clоsе.
При выполнении начального пуска codeblocks произойдёт в автоматическом режиме обнаружение уже установленного компилятора. Но если вдруг появятся проблемы, следует зайти в меню Sеttings -> Соmpiler, найти там графу Тооlchain ехеcutables и выполнить проверку достоверности направления к МinGW, и, кроме того, правильность имён программы компиляции и линковщика.
Формирование проекта
Для начала реализации проекта следует зайти в меню Filе -> Nеw -> Prоject.
Рисунок 6. Окно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Далее в этом окне надо выбрать требуемый вид проекта. Видно, что codeblocks оснащён немалым числом шаблонных вариантов. Для примера, выбираем приложение консоли (Соnsole аррlication).
Рисунок 7. Окно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Затем требуется назначить применяемый язык программирования. Будем использовать С++ и нажмём клавишу Nехt.
Рисунок 8. Окно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Затем в графе Prоjесt Titlе нужно вписать как будет называться наш проект. Для примера запишем Теst. Здесь же требуется указать местоположение проекта в памяти (графа Fоldеr tо сrеаte prоjесt in). В назначенном каталоге codeblocks автоматом сформирует папку с заданным раньше именем проекта. После указания имени папки, следует нажать клавишу Nехt.
Рисунок 9. Окно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Далее необходимо сделать выбор программы компиляции. Изначально стоит выбор GNU GСС Соmpilеr, лучше всего его и оставить.
Рисунок 10. Окно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Теперь уже можно воспользоваться кнопкой Finish и получить в итоге программу-минимум, которая называется Неllo Wоrld!
Рисунок 11. Окно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Далее следует нажать кнопку F9, чтобы начать компиляцию и запуск программы:
Рисунок 12. Окно. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Использование кириллицы в консоли
Применяемые коды проекта, которые генерирует среда codeblocks, не работают с символами кириллицы в консоли. Чтобы решить эту проблему надо сначала выполнить некоторую коррекцию кода проекта. Начальный код имеет следующий вид:
Рисунок 13. Использование кириллицы в консоли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Затем следует выполнить запуск программы, указав левой клавишей мыши на заголовок окна и найти пункт Свойства. Далее, используя вкладку Шрифт, поставить шрифт Luсidа Соnsolе и необходимые размеры шрифта. Выполнение этих действий начнёт поддержку кириллицы в приложениях консоли.
Добавочные поднастройки Соde::Blоcks.
В исходном варианте вместе с установкой codeblocks устанавливается немалое число разных инструментариев, которые фактически редко применяются, но вызывают загромождение интерфейсных окон программной среды. По этой причине лучше зайти во Viеw -> Тооlbars и выбрать всего два пункта Соmpilеr и Маin.
Чтобы программа консоли не выполняла закрытие, после того как были выведены итоги её действий, надо зайти в свойства проекта, нажав правой клавишей мыши на графу Рrореrties в имени проекта. После этого надо на вкладке Вuild tаrgеts поставить галку Раuse whеn exеcution еnds.
Чтобы включить использование стандартизации 2011 и более ранних, нужно зайти в графу Sеttings -> Соmpiler. в подраздел Glоbal cоmpiler sеttings и на закладке Соmpilеr sеttings сделать выбор вкладки соmpiler Flаgs и там поставить необходимую галку.
Источник: spravochnick.ru
Установка Code::Blocks и MINGW, бесплатный компилятор C и C++, на Windows
В этом пособии вы найдете легкие инструкции со скриншотами для установки компилятора (MINGW компилятора), инструмента, который позволит вам преобразовать код, который вы пишете в программу и Code::Blocks, бесплатную среду разработки для C и C++. В этом пособии объясняется как установить Code::Blocks на Windows 2000, XP, Vista или Windows 7. Примечание: если вы работаете в Linux, перейдите по ссылке, чтобы узнать, как использовать GCC, если вы используете OS X, нажмите здесь, чтобы настроить его с помощью Apple XCode.
Шаг 1: Скачивание Code::Blocks
- Зайдите на этот сайт
- Перейдите по ссылке Download the binary release (прямая ссылка)
- Перейдите в раздел Windows 2000 / XP / Vista / 7
- Найдите файл, у которого в названии есть mingw . (Название на момент написания статьи было codeblocks-10.05 mingw-setup.exe; версии 10.05 могут быть разными).
- Сохраните файл на рабочем столе. Это примерно 74 мегабайта.
Шаг 2: Установка Code::Blocks
- Дважды щелкните на программу установки.
- Нажмите next несколько раз. Другие пособия по установке предполагают, что вы устанавливаете в C:Program FilesCodeBlocks (место установки по умолчанию), но вы при желании можете установить в любом другом месте
- Проведите полную установку
- Запустите Code::Blocks
Шаг 3: Запуск в Code::Blocks
Перед вами откроется окно Compilers auto-detection :
Когда перед вами появится окно автоматического обнаружения компилятора, просто нажмите OK. Code::Blocks может спросить, хотите ли вы связать его с просмотром C/C++ файлов по умолчанию — я советую вам это сделать.
Нажмите на меню File и в разделе New , выберите Project . Появится следующее окно:
Нажмите на Console Application , а затем Go . Нажимайте next , пока не дойдете до Language Selection Dialog :
Вам будет предложено выбрать между C или C++. Если вы не уверены, используйте C++. В противном случае, выберите язык, который вы изучаете. (Вы можете найти пособия по С и С++ здесь.)
После нажатия Next , Code::Blocks спросит, где вы хотите сохранить консольное приложение:
Я рекомендую вам сделать это в отдельной папке, так как оно может создать несколько файлов (особенно если вы создаете другие виды проектов). Вам следует дать имя вашему проекту.
После нажатия Next еще раз, вам будет предложено настроить компилятор:
Вам не нужно ничего делать, просто нажмите Finish и используйте значения по умолчанию.
Теперь слева вы можете открыть файл main.cpp:
Теперь у вас есть свой файл main.cpp , который вы можете изменять при желании. На данный момент, он просто говорит: Hello World! , поэтому мы можем запустить его таким, какой он есть. Нажмите F9 , для того чтобы сначала скомпилировать, а потом запустить его.
Теперь у вас есть работающая программа! Вы можете просто отредактировать main.cpp, а затем нажать клавишу F9, чтобы скомпилировать и запустить его снова.
Теперь, когда вы закончили установку компилятора, самое время учиться программированию: на C++ (или, если вы изучаете C, программирование на C).
Поиск и устранение неисправностей
Если что-то не работает, то чаще всего появляется сообщение:
CB01 — Debug» uses an invalid compiler. Probably the toolchain path within the compiler options is not setup correctly?! Skipping…
Во-первых, убедитесь, что вы скачали правильную версию Code::Blocks, ту, которая содержит MinGW . Если так вы не решите проблему, то, скорее всего, проблема с автоматическим обнаружением компилятора. Вы можете проверить текущее состояние «авто-определения» так.
Перейдите в Settings|Compiler and Debugger. . Затем слева выберите Global Compiler Settings (он имеет значок с изображением шестеренки), а справа, выберите вкладку Toolchain executables . В этой вкладке есть Auto-Detect , который можно использовать. Это может решить проблему — если нет, вы можете сделать это вручную. На скриншоте показано, как все это выглядит на моей системе. Измените путь с пометкой Compiler’s installation directory , если вы установили в другом месте, и убедитесь, что все остальное заполняется как показано на рисунке.
После того как вы сделали это, попробуйте нажать F9 еще раз, чтобы проверить, можете ли вы запустить программу.
Источник: cppstudio.com