Программа чтобы задавать вопросы себе

Имею 7-летний журналистский бэкграунд. Прекрасно ориентируюсь в медиа-информационном потоке, в том числе, анализируя зарубежные источники.

Эксперт — Маргарита Лопухова

Семейный психолог. Уже 8 лет спасаю «семейные ячейки» от распада. Помогаю парам вновь обрести любовь и взаимопонимание.

психологический арт

Тебе кажется, что ты совсем не знаешь себя? Чувствуешь, что нужно что-то менять в жизни, но не понимаешь, куда держать путь? Попробуй на досуге ответить на эти вопросы. Честно, откровенно и подробно. На бумаге или вслух.

Можешь даже записать себя на видео, устроив себе импровизированное интервью, чтобы потом его пересмотреть. И, возможно, удивиться тому, как поменялись твои взгляды, цели, приоритеты и ценности.

Этот незнакомец в зеркале: вопросы для познания себя

  • Если мне не нужно будет думать о деньгах, чем я захочу заниматься в жизни?
  • Есть ли в моем окружении люди, отношения с которыми приносят мне больше боли, чем радости?
  • Есть ли в моем окружении люди, за отношения с которыми я держусь только из страха одиночества?
  • Комфортно ли мне находиться наедине с собой? Интересно ли?
  • Есть ли в моем списке целей такие пункты, осуществлению которых мешает лишь боязнь чужого мнения?
  • Нравится ли мне, как я провожу свои выходные?
  • Устраивает ли меня уровень моих доходов?
  • Смогу ли я увеличить свои доходы оставаясь на том же месте, где я сейчас?
  • Ценю ли я то хорошее, что есть в моей жизни, или фокусируюсь только на том, чего в ней нет?

психологический арт

Психология смыслов — как правильно задавать вопросы? // Техника бизнес-общения. 16+

  • Нет ли в моем сердце затаенных обид на других людей, которые тянут меня на дно?
  • Нет ли в моем сердце затаенных обид на самого(у) себя?
  • Нет ли у меня переживаний по поводу здоровья, которые создают фоновую тревогу?
  • Я живу полной жизнью?
  • С каким настроением я просыпаюсь по утрам и почему?
  • С каким настроением я ложусь спать и почему?
  • Являюсь ли я хорошим другом для своих друзей? Хотел(а) бы я иметь такого друга, как я?
  • Являюсь ли я достойным партнером для своего любимого человека? Хотел(а) бы я иметь такого партнера, как я?
  • Умею ли я принимать чужие несовершенства?
  • Прощаю ли я себе собственную неидеальность?
  • Есть ли у меня страхи, которые действительно мешают жить?
  • Чувствую ли я себя комфортно в отношениях со своим партнером?
  • Есть ли у меня зависимости, которые пагубно влияют на мое ментальное и/или физическое здоровье?
    • Часто ли я делаю что-то только для того, чтобы другие мне завидовали?
    • Часто ли я завидую другим?
    • Умею ли я радоваться успехам моих близких?
    • Часто ли я переживаю из-за того, что находится вне моего контроля?
    • Нет ли у меня непреодолимой тяги все контролировать?
    • Нет ли у меня желаний и целей, которые очень легко осуществить, но которые я годами откладываю на потом?
    • Не страдаю ли я от синдрома отложенной жизни?
    • Что меня пугает в моем будущем?
    • Как часто я показываю своим близким, что люблю их?
    • Позволяю ли я себе испытывать любые эмоции – как позитивные, так и негативные?
    • Чего я хочу добиться в жизни? Какие мои мечты значат для меня так много, что, не осуществив их, я буду очень жалеть?
    • Какой я вижу свою старость? Где и с кем?
    • Какими своими личностными качествами я горжусь?
    • От каких качеств я хочу избавиться?
    • Как часто я пробую что-то новое в жизни?
    • Когда в последний раз я выбирался(ась) за границы своей зоны комфорта?
    • Нравится ли мне город, в котором я живу? Вижу ли я себя здесь через пять лет?
    • Умею ли я встречать трудности в отношениях лицом к лицу или же бегу от них сразу же?
    • Есть ли в моем окружении люди, которым я боюсь рассказывать о своих планах, потому что они обесценивают все мои желания и старания?
    • Нет ли у меня ощущения, что мое окружение может тормозить мое развитие и тянуть меня на дно?
    • Прошло пять лет. Все так же, как сейчас. Я все тот же человек, на том же месте. Это успокаивает или пугает меня?
    • Умею ли я отстаивать свои личные границы?
    • Что подумала бы обо мне подростковая версия меня?

    психологический арт

    Ты ДОЛЖЕН Задать Себе Эти 5 ВОПРОСОВ, Если Хочешь Изменить Свою Жизнь! МОТИВАЦИЯ НА УСПЕХ!

  • Где я чаще всего нахожусь – в прошлом, настоящем или будущем?
  • Какой день моей жизни я считаю самым ужасным?
  • Какой день моей жизни я считаю самым счастливым?
  • Умею ли я принимать свои ошибки или истязаю себя сожалениями?
  • Я не прощу себе, если в ближайший год я не сделаю это: … .
  • Что страшнее для меня – потерпеть поражение в задуманном или и вовсе не попытаться?
  • Если я не осуществлю то, что задумал(а), смогу ли я себя простить в будущем?
  • Не позволяю ли я окружающим слишком многое, лишь из страха остаться в одиночестве?
  • Не испытываю ли я чувство стыда за то, как я живу сейчас?
  • На какого человека из своего окружения я хочу походить и почему?
    • Кто из знаменитостей является для меня примером и почему?
    • Успел(а) ли я сделать в этом году что-то, чем я могу гордиться?
    • Как часто я от души помогаю кому-то?
    • Когда у меня случается что-то классное, с кем из своего окружения я хочу поделиться этим в первую очередь?
    • Когда у меня случается что-то ужасное, к какому человеку я обращаюсь за поддержкой?
    • Умею ли я обращаться за помощью к другим людям?
    • Умею ли я принимать помощь?
    • Что я чувствую, когда мне говорят комплименты? Почему?
    • Что я чувствую, когда меня жалеют?
    • Люблю ли я пребывать в позиции жертвы?
    • Когда я общаюсь с кем-то, я слушаю человека внимательно или жду момент, когда можно будет его перебить и начать говорить о себе?
    • Люблю ли я находиться в центре внимания?
    • Достаточно ли времени я уделяю своим близким?
    • Как я представляю себе здоровые отношения?
    • Нужны ли мне здоровые отношения или они мне кажутся чересчур скучными?
    • Если ли что-то, в чем я отказываю себе из-за комплексов по поводу внешности? Действительно ли это так страшно и стоит того, чтобы закрываться от жизни?
    • Как бы мне хотелось, чтобы меня описывали другие?
    • Я не переживу, если про меня кто-то скажет, что я … .
    Читайте также:
    Какой программой отключить иммобилайзер

    психологический арт

  • Как часто я влюбляюсь не в настоящего человека, а в его идеальный образ, выдуманный мной?
  • Какие свои положительные качества я демонстрирую не так ярко, как бы мне хотелось?
  • Действительно ли у меня есть эти качества?
  • Я чаще проявляю любовь к своему телу или же занимаюсь селфхармом (причинением вреда) в той или иной форме?
  • Нет ли у меня нездоровых пищевых привычек?
  • Не пытаюсь ли я заглушать какие-то эмоции и проблемы едой, алкоголем, шопингом, вечеринками или чем-то еще?
  • Нет ли у меня невысказанных претензий к моим близким?
  • Я люблю свою жизнь?
  • Я позволяю себе плакать?
  • Есть ли что-то общее у парней/девушек, которые нравились мне?
  • Какие качества в моих близких меня раздражают сильнее всего? Не обладаю ли я ими сам(а)?
  • Я ревнив(а)?
  • Мне бы хотелось, чтобы меня ревновали?
  • Я люблю обсуждать людей за их спинами, критиковать и сплетничать?
    • Я боюсь перемен?
    • Какие мои ошибки я могу использовать себе во благо?
    • От чего и от кого в своей жизни мне нужно отказаться, чтобы продвинуться вперед?
    • Я умею отказывать людям или же готов(а) пойти против себя, лишь бы никого не обидеть?
    • Если бы я точно знал(а), что могу изменить партнеру и об этом никто не узнает, я бы воспользовался(ась) возможностью?
    • Я умею справляться с негативными эмоциями?
    • Как я вижу свой идеальный день через год? Пять лет? Десять лет?
    • Кто оказал наибольшее влияние на мою личность в детстве и юности?
    • Часто ли я вру по мелочам? Почему?
    • Если бы я внезапно получил(а) большую сумму денег, на что бы я их потратил(а) в первую очередь?
    • Я буду очень собой гордиться, если в этом году я … .

    психологический арт

  • Что или кто приводит меня в состояние стресса чаще всего?
  • Чем бы мне хотелось прославиться?
  • Есть ли у меня убеждения, которые доставляют мне дискомфорт, но от которых я не решаюсь отказаться, потому что они были навязаны кем-то значимым?
  • Есть ли у меня мечты, которые на самом деле я «украл(а)» у других?
  • Считаю ли я себя человеком, достойным любви?
  • Всегда ли я сдерживаю обещания, которые даю себе?
  • Какой факт о себе я пытаюсь скрывать даже от самых близких людей?
  • Как я изменился(ась) за последний год? Последние пять лет?
  • Каким родителем я хотел(а) бы быть?
  • Если родные и друзья не поддержат мою затею, я продолжу идти вперед?
  • Считаю ли я себя взрослым человеком?
  • На какой возраст я себя чувствую?
  • Беспокоюсь ли я по поводу возраста? Часто ли шучу на эту тему?
  • Как часто я упускаю возможности из-за страха? Какой именно это страх? Я боюсь перемен, неудачи, общественного мнения или чего-то еще?
  • Если прямо сейчас я получу исполнение своего главного желания, я буду счастлив(а)? Или от этой мысли мне страшно?
  • Считаю ли я, что мои близкие и друзья достойны лучшего человека, чем я?
  • Кто из моих друзей изменил мое отношение к дружбе?
  • Кто из моих партнеров изменил мое понимание любви?
  • Если я потеряю свою работу завтра, что я испытаю – огорчение или облегчение?
  • Общаясь с людьми, я раскрываюсь так, как мне бы хотелось?
  • Я интроверт, экстраверт или амбиверт?
  • Если я узнаю, что кто-то из моих бывших партнеров мне изменял, я начну винить в этом себя?
  • Когда мне кто-то признается в чувствах, бывает ли у меня ощущение, будто я не заслуживаю этого?
    • По каким признакам я понимаю, что мне действительно комфортно с человеком?
    • Я оцениваю свои поступки своими глазами или же глазами своих родителей?
    • Какую суперспособность мне бы хотелось иметь? Почему? Чего мне не хватает сейчас? Могу ли я делать это и без суперспособности?
    • Присущ ли мне перфекционизм?
    • Умею ли я принимать решения самостоятельно?
    • Умею ли я брать на себя ответственность?
    • Умею ли я извиняться?
    • Люди заблуждаются, когда думают, что я … .
    • Как часто я возвожу свои небольшие промахи в статус вселенского позора?
    • Как часто я пытаюсь слепить из себя другого человека, чтобы кому-то понравиться?
    • Какой факт о себе мне бы хотелось утаить от родителей?
    • Какой факт о себе мне бы хотелось открыть своим родителям?
    • Мне бы хотелось, чтобы мои дети относились ко мне так же, как я отношусь к своим родителям?
    • Что мне больше всего не нравится в моей нынешней жизни?
    • О чем мне нужно постоянно напоминать себе?
    • С каким фактом реальности мне давно пора смириться?
    • Я чаще всего вру себе о том, что … .
    • Умею ли я давать людям вторые шансы? Возможно, я даже перебарщиваю и даю им третьи, пятые и десятые шансы? Устраивает ли меня это?
    • Что я могу сделать прямо сегодня, чтобы приблизиться к жизни моей мечты?
    • Почему я жалуюсь на свою жизнь, но не меняю ее? Нет ли тут вторичных выгод?

    Источник: intrigue.dating

    Вопросы самому себе. 200 вопросов для саморефлексии, которые надо задать себе

    Вопросы самому себе. 200 вопросов для саморефлексии, которые надо задать себе

    Самое важное в жизни – это задать себе правильные вопросы, ведь все ответы уже есть внутри тебя. Вот тебе список жестоких, правдивых и тяжелых вопросов, которые не оставят тебя прежним. Ты посмотришь на жизнь и себя самого под другим углом. Список суровых вопросов, которые надо задать себе уже сегодня, чтобы завтра начались перемены к лучшему.

    У тебя есть ощущение, что живешь словно в фильме «День сурка»? Когда одинаковые дни сливаются в бесконечную серую массу, то наступает время для размышлений и тщательного анализа. Это не остановка, а некий разбег для дальнейших перемен.

    В жизни важно временами задавать вопросы самому себе. Почти все ответы у тебя уже есть, вот только признаться в этом не хватает уверенности, смелости и некоторого отчаяния. Ты сам все прекрасно знаешь, но вот только опасаешься в этом признаться. Пора открыть этот ящик Пандоры, после которого ты никогда не будешь прежним. Данные вопросы повысят осознанность жизни и прокачают уровень саморефлексии.

    Что такое саморефлексия? Саморефлексия – это самоосмысление жизни посредством наблюдения за своими мыслями и поступками. Самопознание помогает разобраться в себе, а также сделать правильные выводы на будущее. Используй метод Дэвида Колба, когда последовательно используется круговая цепочка: анализ, теория, практика и опыт.

    Читайте нас ВКонтакте , чтобы быть в курсе событий!

    Источник: mensby.com

    Как задавать вопросы осмысленно, чтобы получить нужную информацию

    Как вытащить из большого объёма информации только самое нужное? Современная жизнь движется на высокой скорости, информации много и она часто меняется, за большинством рабочих моментов бывает сложно уследить, поэтому навык задавать вопросы становится всё более важным.

    Как этому научиться самому и научить других расскажет Валентина Уржумова, менеджер проектов, бизнес-аналитик, руководитель продукта «B2B-платформа Formix».

    Что мы делаем для того, чтобы получить информацию?

    Став лидом, Валентина думала, что для обучения достаточно составить базу знаний с инструкциями и шаблонами. Накопить опыт и обучить необходимым навыкам и инструментам для анализа информации. Но на практике этого оказалось недостаточно. Потому что, прежде чем анализировать информацию, её ещё нужно найти.

    Читайте также:
    Как изменить фон на видео в программе мовави

    Что мы делаем, для того чтобы получить информацию? Гуглим, обращаемся к различным источникам, с кем-то разговариваем или размышляем сами с собой. Все эти процессы связаны общим компонентом.

    Как правило, у нас есть цель «зачем мы хотим получить информацию» и понимание, какой результат хотим достичь. А что стоит между ними? На мой взгляд это итерационный процесс вопрос-ответ, который и является основой коммуникации и мышления.

    Что такое «хороший» вопрос?

    Валентина, размышляя над этим, решила пойти путем наблюдения за теми, кто на ее взгляд делает это лучше других и сделали следующие выводы.

    Хороший вопрос — этот тот, который приводит нас на один шажочек к задуманному результату:

    1. Он основан на подготовке и понимании темы (невозможно осмысленно спросить про то, чего не понимаешь).
    2. Он содержит здравое сомнение в первую очередь в своем понимании. «Я знаю, что я ничего не знаю, — говорил Сократ. — Но люди воображают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Вот и получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные».
    3. Он акцентирован на ключевой мысли, которая приводит к результату.
    4. Он просто сформулирован — легко считывается, однозначный.

    Простота вопросов требует отдельного внимания. Чем проще на входе, тем точнее на выходе. На схеме изображено, сколько этапов в устной коммуникации проходит вопрос от момента, когда вы задумались, что у вас есть цель, до того как зафиксировали ответ. Есть восемь шагов, которые могут увести наш вопрос от изначальной цели.

    Типовые проблемы, связанные с вопросами

    Не копать в глубину и вообще останавливаться на первом ответе. Чаще это свойственно младшим специалистам. Много времени и моральных усилий они тратят на формулировку вопроса и на то, как его задать. Поэтому любой первый ответ, который они получают, уже считается замечательным.

    Бездумные, ленивые вопросы. Особенно поймут руководители или менеджеры, потому что ленивый вопрос всегда перекладывает ответственность на них. К этому еще вернемся в этой статье.

    Например, есть какая-то рабочая задача или нужно подойти к коллеге, что-то уточнить. Тогда следует заранее изучить материалы, инструкции или ещё что-то, и только потом сформулировать вопрос. Не в стиле «я почитал инструкцию и не понял, что там написано». Будет правильно: «я посмотрел инструкцию, вот в этом пункте мне непонятно что с этим сделать. Я понял так, я прав или нет?».

    Да я 100500 раз это проходил! Даже у опытных специалистов есть проблемы, связанные с вопросами, они могут попасть в ловушку «мне всё понятно, я 100500 раз такое проходил». Они ведь профессионалы в теме и задают правильные вопросы. Поэтому могут на выходе не слушать, что им отвечают — им все и так понятно.

    Почему бывает неудобно задавать вопрос?

    Когда недостаточно знаний или опыта в области вопроса. Чем меньше опыта, тем меньше шансов эти вопросы не задать. Нужно раскачивать свои компетенции, расширять круг знаний.

    Если профессионал с многолетним опытом в создании веб e-commerce, пойдет менеджерить в строительстве ракеты на Марс, то сколько хороших вопросов он не задаст просто потому, что он так себе инженер и в этом не разбирается?

    Неуверенность и боязнь. Мы боимся показаться глупыми, вдруг про нас что-то не то подумают. Старшие специалисты занимающие лидирующие позиции могут бояться задавать вопросы. Им кажется, что это уронит их авторитет. Вдруг кто-то подумает, что они что-то не знают.

    Ещё мы можем не задать вопрос, потому что не хотим получить потенциально неудобный ответ и с ним придётся что-то делать. Для примера, девушка разработчик пожаловалась, что у неё на проекте новый менеджер. Он ставит такие таски, которые приходится переделывать по три раза. Вместо того, чтобы задать ему уточняющий вопрос, она занимается переделками.

    Боится, что его понесёт, он начнёт много рассказывать ненужного и отнимет её время. Получается, человек просто не хочет входить в коммуникацию с менеджером, либо не хочет работать с ответом.

    Как научить людей спрашивать?

    Начинай с себя. Вы сами должны быть приверженцем задавания хороших вопросов. Есть различные практики, инструменты, о них нужно говорить, показывать. Разбирать кейсы, когда случилась ситуация, разобраться какой хороший вопрос привёл к результату.

    Сформировать атмосферу! Звучит сложно, но если мы говорим, задавайте вопросы, а за них кто-нибудь получает какую-то некорректную реакцию, они задаваться не будут. В команде продукта, над которым работает Валентина, существует социальный контракт. Он называется «Глупый вопрос» или «Тупой вопрос». Можно подойти к коллеге и сказать, у меня глупый вопрос, можно я задам?

    И спрашивать не опасаясь негативной реакции.

    Можно даже просто, общаясь с клиентами предупредить: «Можно я задам глупый вопрос?» Обычно, люди реагируют на это корректно.

    Лиду, формируя атмосферу всегда нужно корректно реагировать на любой вопрос. Если мы говорим: «задавайте вопросы — это нормально, круто», а потом на них рычим в ответ, это не поможет открытому общению.

    Формируем привычку задавать вопросы

    Как можно натренировать привычку задавать вопросы?

    Методика очень похожа на мозговой штурм. Но суть в том, что вместо идеи или каких-то решений мы начинаем накидывать вопросы, связанные с темой или с проблематикой. Чтобы тренировать привычку задавания вопросов, можно садиться с коллегами, брать любую тему, можно нерабочую. Например, почему уходит солнце? И на эту тему в течение 10 минут накидывать вопросы, хотя бы 10-15 штук.

    Сначала это тяжело, но потом вопросы начинают формироваться потоком.

    Используем разные техники

    Техники погружения в суть

    Чтобы погружаться в глубину, а не останавливаться на первом ответе, есть специальные техники: «Пять почему», «5W1H», SCORE, SPIN, воронка продаж и так далее. Они помогают просто взять какую-то проблематику и посмотреть на неё пошагово с разных сторон при помощи шаблона. Подробнее о каждой из них полно информации в сети.

    Также для погружения в типовые ситуации хорошо работают чек-листы и шаблоны. Это единственный момент, где вопросы можно задать заранее, написать какой-то список вопросов или поинтов, которые надо соблюсти. Например, чек-лист релиза или сбора на конференцию.

    Техники сомнения

    В основе хорошего вопроса лежит здравое сомнение. Одна из таких техник, вопросы «а что, если / если не …». Бывает сложно подставить в троеточие какой-то смысл, но такая формулировка очень полезна.

    В медицине есть термин «клиническое мышление» — это то, как врачи ставят диагнозы. Как это использовать? Представим, что кто-то в команде быстро ставит диагноз на основе жалоб. Мы уточняем готов ли человек сейчас поставить диагноз — сразу руку ампутируем или стоит продиагностировать сначала? Такая техника отрезвляет, начинаешь задумываться, ставить диагноз или нет.

    Читайте также:
    Прекращена работа программы hitman

    Ищем не доказательства, а опровержение своих гипотез. Нужно сомневаться и действовать в научном подходе, когда мы опровергаем свои слова и не за уши притягиваем доказательства того, что мы услышали.

    Техника переуточнения

    Чтобы не бояться казаться глупыми, есть парочка техник, которые помогут корректно переуточнить услышанное. Один из способов, максимально дословно повторить ключевую фразу в той формулировке, которая была произнесена, и задать на это уточняющий вопрос.

    Ещё можно использовать парафраз. Чем он отличается от повторения? Вы своими словами переформулируете мысль собеседника и чекаете, правильно вы его поняли или нет. Главное, не заигрываться, потому что можно по факту заместить услышанное своим смыслом.

    Если вы оказались в какой-то новой сфере или области, и не можете понять, что пытаются объяснить, можно попросить привести примеры. С вероятностью 80% человек с другой стороны начнёт объяснять, и вам станет понятно, что же он хочет донести.

    Держать паузу в устных коммуникациях

    Проблема, свойственная устной коммуникации — НЕ держать паузы. Обычно, мы задали вопрос и тут же ждём, что нам, как Гугл, моментально выдадут ответ.

    Не торопитесь что-то ещё сказать после своего вопроса, дайте человеку подумать и ответить. Спросили и молчите, не заполняя пустоту дополнительными уточняющими вопросами. Дайте людям время. Даже пауза в 20 секунд — это ок. Попробуйте, сначала это покажется вам вечностью.

    Тренируемся слушать

    Учиться слушать — крайне важно. Пробовать вслушиваться, что говорит человек, а не уходить в этот момент в свои мысли. В этом смысле хорошо работают аудиозаписи. Они позволяют быть в моменте с тем, с кем вы разговариваете, так не страшно что-то забыть. Если записывать ответы вручную, то можно не до конца услышать фразу и понять её.

    Бывает, что вам отвечают, а у вас понеслась мысль, и вы так боитесь её потерять, что перебиваете собеседника. Не стоит этого делать.

    Так же как отвлекаться в телефоне или ноутбуке после того, как задали вопрос. Банально, но заметьте, как часто это происходит.

    Валентина советует один клёвый инструмент, чтобы стать более активным и внимательным слушателем, это эхо-вопросы. Он очень простой. Достаточно выбрать одно ключевое слово в речи собеседника, которое вам интересно, куда вы хотите продолжить диалог, и просто его переспросить вопросительной интонацией. Например, в предыдущем предложении это слово — «ключевое».

    То есть вы переспрашиваете: «Какое? Ключевое?». И человек начинает отвечать на эти вопросительные два слова. Получается, что вы слушатель более активный и внимательный, и продолжаете поток собеседника в ту сторону, которая вам интересна.

    Как вопросы могут помочь лидам, менеджерам и наставникам?

    Они помогают в любой ситуации, когда нужно дать обратную связь или помочь в чём-то разобраться.

    Вопросы сомнения — это не критиковать, что вам принесли не ревью, а спросить то, что возможно, сломает логику. Например: «Как ты думаешь, твое решение будет работать, если нагрузка будет не 1 000 человек в минуту, а 100 000? Подумай, пожалуйста, выдержит оно, или нет. Какие у тебя есть предложения?». Человек наверняка задумается, засомневается в своем решении.

    А если спросить: «Почему ты так сделал?», то человек начнет оправдываться и защищать.

    Вопросы расширения, которые помогают посмотреть на задачу с разных сторон. Например, как бы изменилось решение, если бы не было ограничения по срокам / бюджету / технологии и т.д.

    Вопросы, запускающие мышление. Бывает, когда начинается новая сложная задача, появляется прокрастинация. Вместо того чтобы раздавать советы: типа, иди, вот это покопай, это посмотри — можно задать вопросы, которые помогут начать думать. Например, как ты думаешь, как пользователи будут использовать эту функцию? Что полезного даст пользователям эта функция?

    И так далее. Эти вопросы помогут сдвинуть человека с точки и активировать его мозговую деятельность.

    Есть такая шикарная цитата: «Люди больше запоминают из того, что сказали сами, чем услышали».

    Задача руководителей 80% речи посвящать вопросам, нежели монологам. Никто ваши монологи не запомнит. Мы задаём вопросы, чтобы наши люди впадали в монологи. Но это не значит, что нужно устраивать допросы. Помните, вы не учитель, а ваш сотрудник не ученик за школьной партой.

    Обратная связь должна быть, руководитель должен пытаться понять мотивы человека.

    «Как» или «Расскажи» вместо «Почему» и «Зачем»

    Задавая вопросы, не используйте слова «почему» и «зачем». Они просто заставляют оправдываться и подтаскивать за уши, объясняя вам причины поступка или такого решения. Лучше забыть про эти вопросы навсегда. Пробуйте вместо них — «как» и «расскажи». Они работают намного лучше, помогают людям начать думать, а не впадать в защиту и оправдываться.

    Ленивые вопросы или как оставить обезьянок на них?

    Есть такая очень старая и древняя книга «Одноминутный менеджер» с героиней обезьяной Бланша Кара. Если к вам приходят с вопросом, и вы начинаете на него отвечать — то забираете ответственность на себя. Вы этих обезьянок забираете на себя.

    Когда к вам приходят с ленивым вопросом, ответить вопросом на вопрос совершенно корректно. Никакую норму этики вы этим не нарушаете. Поэтому если кто-то к вам приходит и говорит: «Я сделал, посмотри», вы можете сказать: «А какие проблемы ты сам видишь в решении? В чём ты сомневаешься?» и так далее, а не отвечать на вопрос. Верните обезьянку обратно!

    Подведем итоги

    Во-первых, вопросы важно и нужно задавать. В основе хорошего вопроса лежит тщательная подготовка, здравое сомнение, развитие ключевой мысли и простота. Собеседнику будет сложно вас понять, если вы сами до конца не понимаете, чего хотите.

    Исключайте проблемы, связанные с вопросами:

    • без сомнений принимать первый ответ;
    • останавливаться на первом ответе;
    • исключать бездумные и ленивые вопросы;
    • не делать преждевременных выводов о том, что вам и так всё понятно.

    Убедитесь в достаточности своих знаний в сфере, чтобы не чувствовать неудобства, неуверенности и боязни. А если нужно разбираться в чем-то новом, не бойтесь, что вас сочтут глупым, спрашивайте!

    Во-вторых, чтобы научить людей спрашивать, нужно сформировать у команды привычку задавать вопросы. Используйте техники погружения, сомнения и переуточнения. Тренируйтесь держать паузу и слушать собеседника.

    В-третьих, для лидов и наставников, будет полезно использовать в работе вопросы, которые запустят мышление у команды. Старайтесь исключать вопросы «почему» и «зачем», заменяйте их на «как» и «расскажи». Оставляйте обезьянку на них — задавайте встречные вопросы на ленивые вопросы.

    На этом всё. Если интересно узнать больше о теме, можно почитать что-то из этой литературы.

    Этот год подходит к концу, и уже пора строить планы на будущий. Уже подготовлена программа конференцию #TeamLeadConf2023, которая пройдет 27 и 28 февраля в Москве. В расписании самые обсуждаемые темы: про текучку кадров, накопление и передачу экспертизы, замену и поиск лидеров.

    • teamlead
    • управление командой
    • управление людьми
    • обучение персонала
    • база знаний
    • анализ информации
    • soft skills
    • коммуникации
    • вопросы-ответы
    • вербальное общение
    • Блог компании Конференции Олега Бунина (Онтико)
    • Профессиональная литература
    • Управление персоналом

    Источник: habr.com

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru