Как проявляется у детей и почему возникает у взрослых.


Фото: Olga_Kuzmina / Shutterstock

Анфиса Родионова
Научный коммуникатор, интересуется маркетингом и UX-исследованиями, работает в PR.
Из статьи вы узнаете:
- что такое дисграфия;
- почему она возникает;
- какие бывают формы дисграфии;
- какими симптомами она сопровождается;
- как корректировать состояние у детей;
- и как помочь человеку с этим состоянием.
Что такое дисграфия
Дисграфия — это особенность работы мозга, при которой человек регулярно делает ошибки в письменной речи. При этом они никак не связаны с его знаниями правил и интеллектом.
Как писать на смартфоне без ошибок
Человек с таким нарушением может пропускать буквы в словах и слова в предложениях при письме или, наоборот, добавлять лишние элементы букв или буквы целиком. Очень часто дисграфия сопровождается дислексией — нарушением способности читать.

Причины дисграфии
Дисграфия обычно проявляется в раннем детском возрасте, и пока нет однозначного ответа, почему она возникает. Но есть две основные гипотезы.
- Органические причины — связаны с развитием отделов мозга, отвечающих за обработку речи и языка.
- Социальные причины — например, билингвизм в семье или, а также обучение на неродном языке.
Кроме этого, дисграфия часто возникает у детей с другими нарушениями обучения, такими как СДВГ и дислексия.
Если у взрослого человека внезапно появилась дисграфия, (то есть симптомов не было в детстве), это может быть следствием черепно-мозговой травмы или инсульта. В этом случае обязательно обратитесь к врачу.

Признаки дисграфии
Обычно дисграфию выявляют уже в младшем школьном возрасте. Её часто принимают за неразборчивый почерк или незнание правил, но повторяющиеся и однотипные ошибки должны насторожить педагога.
Признаки дисграфии можно разделить на три большие группы: проблемы с почерком, с правописанием и со свободным письмом.
Признаки дисграфии в процессе письма
- Несмотря на то что человек уделяет письму достаточное количество времени и внимания, его почерк остаётся неразборчивым.
- Печатные буквы смешиваются с прописными, регистры, форма и наклон букв постоянно меняются.
- Между словами и буквами — неравные промежутки, текст выходит за пределы строк и полей листа. Видно, что пишущему физически сложно даётся письмо: лицо опущено слишком близко к бумаге, он неправильно или необычно держит ручку.
- Человеку сложно запоминать и воспроизводить движения, связанные с письмом.
- Он внимательно наблюдает за пишущей рукой и разговаривает с самим собой во время письма.
- Процесс копирования и письма отнимает у него много времени, даже если почерк получается аккуратным и разборчивым.
Сложности с правописанием
- Человек заменяет буквы на похожие по виду или звучанию: И и М, С и З.
- Пишет буквы зеркально, например часто страдают Я и Э.
- Соединяет слова и (или) разбивает одно слово на несколько частей. Например, ребенок с дисграфией может написать «таккак» или «учитель ница».
- Пропускает или переставляет буквы, слоги или слова в предложении, например «жкакру» вместо «кружка».
- Добавляет лишние элементы к буквам или не пишет нужные. Л может превратить в А, Ш в Щ. Кроме того, человек может придумывать новые буквы.
- Совершает орфографические ошибки. Одно и то же может быть написано по-разному в одном предложении или абзаце.
- С трудом понимает орфографические правила, шаблоны и структуры.
- Использует случайные или несуществующие знаки препинания.
Трудности с сочинениями и свободным письмом
- Люди с дисграфией могут грамотно и красиво говорить, но в то же время написать текст им трудно.
- Они используют на письме слишком простые конструкции и общие слова.
- Испытывают сложности с выбором темы для сочинения.
- Не понимают, с чего начать текст и как выстроить работу с ним.
Признаки дисграфии у людей разного возраста в целом похожи, но могут иметь разную степень проявления. Дети с дисграфией могут, например, просто отказываться писать, а взрослым сложно выразить свои мысли с помощью письма.
Word Office Орфография Проверка КАК ВКЛЮЧИТЬ❓
Признаки дисграфии у детей младшего возраста
- Плотный захват ручки и неудобная поза при письме.
- Избегание задач по письму и рисованию.
- Проблемы с формированием букв.
- Разные интервалы между буквами или словами.
- Сложности с различением прописных и строчных букв.
- Быстрая утомляемость во время письма.
Признаки дисграфии у детей среднего школьного возраста
- Неразборчивый почерк.
- Смесь курсива и печатных букв.
- Произнесение слов вслух во время их написания.
- Слишком сильная концентрации на самом процессе письма, из-за чего суть написанного упускается.
- Проблемы с выбором подходящего слова.
- Пропуск слов в предложениях.
Признаки дисграфии у подростков и взрослых

- Проблемы с переносом мыслей на бумагу.
- Сложности с синтаксической структурой и грамматикой.
- Смысловой разрыв между пониманием того, что человек хочет написать, и тем, что реально пишет.
Виды дисграфии
Принято выделять пять основных форм дисграфии на основании того, какая письменная операция нарушена:
- артикуляторно-акустическая;
- акустическая;
- дисграфия, вызванная сложностями языкового анализа и синтеза;
- аграмматическая;
- оптическая.
Артикуляторно-акустическая форма дисграфии
При этой форме ошибки на письме связаны с неправильным произношением. То есть человек неправильно произносит слова и так же неправильно их пишет.
Акустическая форма дисграфии
Эта форма проявляется в замене букв, соответствующих фонетически близким звукам. Причём в устной речи звуки произносятся правильно, но на письме чаще всего смешиваются буквы, похожие по звучанию. Например, звонкие и глухие (Б — П, В — Ф, Д — Т, Ж — Ш: «бар» меняется на «пар»).
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Это самая распространённая форма дисграфии. Человек с этой формой, скорее всего, будет обрывать слова на середине, переставлять буквы и слоги местами и пропускать их. Кроме этого, он может писать слова слитно с предлогами, например «вмагазин», и в то же время отделять от слова приставку, например «при ехал».
Аграмматическая дисграфия
Человек пишет будто бы вопреки правилам грамматики, не может склонять слова по числам, родам и падежам. Это проявляется на всех уровнях — слова, предложения и целого текста. Аграмматическая дисграфия обычно связана с общим недоразвитием речи.
Оптическая дисграфия
При оптической форме человек не распознаёт различия между написанием букв. Например, он может добавлять новые элементы, например писать Ж вместо Х, или не дописывать буквы, например писать Л вместо М, а также писать слова зеркально.
Что делать, если у ребёнка дисграфия?
Обратиться к специалистам, которые выявят, с чем именно связана дисграфия, и назначат лечение. Иногда для коррекции хватает занятий с логопедом, а иногда нужна работа с неврологом.
Профилактика дисграфии
Движения рук, особенно кистей и пальцев, активизируют речевые отделы коры головного мозга. Поэтому для профилактики и лечения дисграфии у детей дошкольного возраста педагоги рекомендуют развивать мелкую моторику: делать гимнастику пальцев и массаж кистей рук. Помогают игровые упражнения:
- Упражнения для развития координации: можно закрашивать предметы, рисовать дорожки, обводить рисунок по контуру.
- Речевые игры: разбирать слова по слогам, выделять грамматические элементы слова.
- Выделять в тексте выбранную букву, например только О, и давать на это 5–10 минут.
- Вставлять в текст пропущенные буквы.
- Вслух проговаривать слова по слогам при написании.
- Больше читать и стараться увеличивать скорость чтения.

Как помочь человеку с дисграфией
Дисграфия — неприятное расстройство, однако сейчас существует много инструментов, которые облегчат жизнь страдающего от неё человека. Например, купите бумагу с чёткими яркими линиями, чтобы слова не прыгали по строчкам, и найдите наиболее комфортный инструмент для письма — можно попробовать ручки и карандаши разной толщины или фломастеры.
Если у ребёнка не получается писать от руки, научите его пользоваться компьютером, чтобы текстовый редактор сразу указывал на неправильно написанные слова. Расслабление и массаж рук тоже помогут сделать процесс более комфортным.
Как и при работе с другими состояниями, важно принять дисграфию и не пытаться винить за неё себя и других. Хвалите человека с дисграфией за успехи и поддерживайте, если он совершает ошибки.
- Как учиться быстро и эффективно? 7 советов
- Как учить иностранные языки взрослым: методики, приложения
- Почему пропал интерес к работе и что делать, чтобы его вернуть
Источник: skillbox.ru
Как научить ребенка писать без ошибок

Стоит ли серьезно относиться к грамотности, когда под рукой всегда есть программы для исправления ошибок в тексте? Отвечаем: да, стоит.
Верное написание слов поддерживает порядок в мыслях, помогает четко выражать мнение. Научиться писать правильно не так просто. Рассказываем, как поддержать ребенка во время обучения грамоте.
Причины ошибок при письме у детей
Родители и преподаватели склонны винить гаджеты, когда речь заходит о неграмотном написании слов. Вероятно, новые технологии немного повлияли на мозг человека: можно не напрягаться, не проверять правописание — смартфон сделает это самостоятельно.
Однако проблемы с грамотностью существовали всегда, при любой педагогической системе и в любом историческом периоде. Есть факторы, влияющие на восприятие письма намного сильнее, чем телефон со встроенной коррекцией орфографии. Перечислим некоторые из них.
- Перфекционизм родителей, излишняя требовательность. Малыш переживает за конечный результат и не может сосредоточиться на учебе. Поэтому все контрольные работы пестрят ошибками. Груз ответственности парализует разум.
- Слабая теоретическая подготовка. Ребенок может прекрасно разговаривать, но плохо писать. Всему виной — незнание правил языка. Что может привести к этому? Неподходящий педагог, отсутствие абстрактного мышления или подходящей системы уроков. В большинстве случаев требуется разобраться в лингвистических понятиях и выучить их, нужна дисциплина и правильный подход.
- Стресс, измотанность. Если ребенок посещает секции, кружки, ежедневно впитывает много новой информации, переутомления не избежать. Мысль блуждает, мозг отказывается сосредотачиваться на ненавистном диктанте, когда занят совсем другими вещами — математикой, пением, танцами.
- Нездоровые отношения в коллективе. Ребенок может уязвимо чувствовать себя среди одноклассников, опасаться за физическую и психологическую безопасность. Соответственно, малышу сложно сосредоточиться на письме.
Отдельный случай, объясняющий неграмотность ребенка, — дисграфия. Об этом расстройстве следует рассказать подробнее.
Что такое дисграфия?

Дисграфия — расстройство, при котором высшие психические функции человека недостаточно развиты, чтобы контролировать процесс письма. Это распространенное явление среди школьников: органы чувств детей не справляются с обработкой информации, письменная речь ухудшается. Появляются грубые заметные ошибки.
Не стоит путать дисграфию с дислексией — другим расстройством, затрагивающим навыки свободного чтения текстов.
Что касается дисграфии, традиционная практика в этом случае не поможет: проблема уходит при целенаправленных тренировках, упражнениях. Если не заниматься дисграфией вплотную, она не перестанет беспокоить человека даже во взрослом возрасте.
Что может способствовать развитию дисграфии? Основные причины:
- некорректная работа отдельных отделов головного мозга;
- травмы головы, полученные во время родов;
- инфекции и иные заболевания;
- нахождение в двуязычной семье;
- ребенок является левшой или переученным левшой (такие дети входят в группу риска);
- раннее начало учебы в школе по сравнению с ровесниками, отставание по другим предметам;
- проблемы с памятью, зафиксированные ранее.
Как определить, что ребенок подвержен этому расстройству?
- Малыш не улавливает тонкости произношения, демонстрирует нарушенное фонетическое восприятие (путает похожие звуки, например, парные согласные).
- Маленький ученик не понимает, когда его произношение нарушает общепринятые нормы (картавит, пишет «калтон» вместо «картон»).
- Ребенок путает местами буквы и целые слоги в словах, забывает начало предложения.
- Ошибки заметны в слабых (карова — безударный гласный) и даже в сильных фонетических позициях (гд (год) — ударный гласный).
Стоит учесть, что в дошкольном возрасте говорить о дисграфии рано, поскольку мозг ребенка не готов к подобной работе с физиологической точки зрения.
Дисграфия имеет несколько типов, которые были выделены специалистами на основе типовых нарушений при письме.
- Акустическая. Ребенок складно разговаривает, не делает устных ошибок, но путает звуки, когда пишет слова. Например, меняет звуки на похоже (машина — масина).
- Оптическая. Ученик не способен адекватно воспроизводить буквы графически. Он забывает отдельные элементы или изобретает новые во время письма, искажая текст.
- Артикулярно-акустическая. Неправильное произношение невольно запоминается ребенком, грубые ошибки переходят из устного формата в письменный (лука — рука).
- Аграмматическая. Возникают трудности при словотворчестве, распознавании грамматических категорий. Ребенок не различает падежи русского языка, не понимает, как присоединять к слову суффиксы, не умеет образовывать множественное число, теряется в частях сложного предложения (свинья — свиньята, а не поросята; красивая дом и т. д.)
- Нарушение лингвистического анализа и синтеза. Ученик не умеет выделять слова из речевого потока, находить их фонетические границы и обособлять графически, на письме. Слова пишутся слитно, без пробелов. Часто пропускаются целые группы букв.
Дисграфию можно устранить. Это не приговор, просто небольшое затруднение на пути к грамотности. Специалисты — логопеды, детские психологи, неврологи — помогут вам .
Рекомендации для родителей

Обучая ребенка грамоте на дому, старайтесь не навредить учебному процессу своими действиями. Родители вполне способны помочь ребенку прийти к грамотности. Она появляется благодаря устойчивым навыкам, которые сформировались настолько прочно, что стали привычкой.
Что принесет пользу?
- Самопроверка. Приучите малыша рефлексировать сначала над устной, а затем и над письменной речью. Написали слово — обдумали. Нет ли здесь ошибки? Со временем сформируются мыслительные шаблоны: ребенок начнет анализировать слова до написания.
- Помогает аккуратное списывание. Скажите ученику, чтобы он внимательно переписал текст с книги, учебника. Выбирайте для начала крупный шрифт. Такое упражнение тренирует внимательность.
- Регулярность — лучший друг ребенка, который хочет стать более грамотным. Если малышу лень садиться за стол и писать, не идите у него на поводу, предлагая взамен другие виды деятельности. Хотя бы 20 минут в день следует посвятить письму.
- Обращайте внимание на почерк детей. Графические символы, точность их изображения напрямую влияют на грамотность: запоминаются окончания слов, осознается разница между буквами и звуками, которые за ними стоят.
Что способно помешать прогрессу?
Вот наиболее распространенные ошибки, которые допускаются родителями и мешают ребятам осваивать грамотное письмо как можно быстрее.
- В учебе редко можно переборщить с похвалой, положительными оценками. Часто взрослым людям кажется: ребенок продвинулся вперед, но успехи слишком ничтожны, чтобы хвалить за них. Одобрение старших — лучшая опора для малыша. Поощряйте любой успех в нелегком деле постижения грамоты.
- Не ругайте ребенка, попрекая за плохие отзывы педагогов: «Мне стыдно слушать, что о тебе говорят учителя! Работаешь хуже всех в классе!» К перечисленным проблемам добавится чувство вины, но успешнее ученик от вашей критики не станет.
- Дайте понять: вы всегда готовы прийти на помощь. Не стоит бросать малыша один на один с проблемами, которые ему не по силам. Сдерживайте обещание, ежедневно интересуясь, как ребенок оценивает собственный прогресс, предлагайте проверить домашнюю работу.
Базовые принципы помощи детям с дисграфией
- Не настаивайте, чтобы ребенок часами занимался за столом. Делайте упражнения для спины, пальцев, кистей рук. Проветривайте комнату. Полчаса в день — оптимальная продолжительность занятия.
- Купите орфографический словарь и понемногу учите ребенка им пользоваться. Начнет работать зрительная память и аналитическое мышление.
- Не ругайте ребенка за ошибки — стресс блокирует рациональное мышление и ребенок может впасть в ступор. Проявите сочувствие, поддержите малыша: ему нелегко.
- Если ситуация ухудшается, обратитесь к репетитору, который занимается подобными расстройствами.
Как научить ребенка писать без ошибок?

Рассмотрим не самые очевидные, но полезные способы улучшить грамотность ребенка.
- Развитие мелкой моторики рук. Помогает лепка из глины и пластилина, вырезание мелких фигурок из бумаги. Пальцы становятся более проворными, почерк улучшается. Это влияет на грамотность: ребенок запоминает очертания букв, они перестают быть сплошным потоком символов. Ученик легче распознает окончания слов.
- Работа над каллиграфией. Многие убеждены, что красивый почерк не играет особой роли, но педагоги утверждают: понятное, чистое письмо гарантирует легкое усвоение теоретического материала и высокую степень грамотности.
- Следите за положением тела во время письма. В советской школе позе уделяли много внимания, и это не утратило актуальность. Спина должна быть прямой, локти следует расположить на поверхности парты, чтобы они не свисали с нее. Не нужно упираться животом в край стола. Ноги ребенку лучше поставить прямо, расслабленно, не закидывая друг на друга. Тетрадь можно слегка наклонить. Также купите удобную ручку, которая не скользит в руках.
- Чтение вслух. Понемногу ребенок начнет видеть визуальные образы слов, которые произносятся во время чтения по ролям. Это поможет писать грамотнее.
Существуют разработанные педагогами методики, которые регулярно применяются учителями в начальной школе. Вот некоторые из них.
- Метод П. С. Тоцкого. Система называется «Орфография без правил». В основе лежит медленное проговаривание слов, благодаря которому развивается моторная, двигательная память (движения губ, языка).
- Зрительные диктанты И. Т. Федоренко. Ученику дают прочитать предложение про себя, затем он записывает увиденное. Тренировки проходят до тех пор, пока набор карточек не будет освоен ребенком полностью.
- Н. Сычева «Пишем без ошибок». Методика предлагает краткие механизмы поиска орфограммы в словах, проверочные задания, дополнительные материалы.
Если вы не хотите разбираться в педагогических методах, можно использовать обычные упражнения в игровой форме.
- Разминка перед началом занятия. Вспоминаем очертания букв: рисуем пальцем на бумаге или в воздухе и пытаемся отгадать.
- Составление образовательных плакатов. Выпишите вместе с ребенком основные правила и слова, в которых он допускает ошибки. Участие малыша сделает плакат удобнее, понятнее.
- Пишем письмо другу или сочиняем сказку. Главное условие— в каждом предложении нужно использовать одно из правил, которые вызывают затруднения.
- Принесите с работы документы, продемонстрируйте, как важно уметь писать грамотно: от этого зависит качество работы, уважение коллег за хорошо выполненные задания и даже количество денег. Ребенку нужно понять, зачем он учит правила, чем они полезны в реальной жизни.
Как научить ребенка грамотно писать диктанты в школе

Чтобы ребенок получал высокие оценки за диктанты в школе, нужно соблюдать несколько простых, но важных принципов.
- Необходима кропотливая работа над ошибками. Разбирайте каждое замечание учителя вместе с ребенком. Пытайтесь понять, что вы упустили во время занятий, что стало причиной ошибки.
- Составляйте карточки для особо сложных случаев, время от времени возвращайтесь к ним. Пару раз в неделю нужно повторять пройденный материал.
- Проводите домашние диктанты, чтобы малыш привык к подобному формату контрольной работы. Это снизит напряженность во время школьных тестов.
- Не забывайте про развитие устной речи, которая сильно влияет на грамотность. Читайте вместе любимые книги, выписывайте непонятные слова в личный словарик. Почаще просите ребенка пересказывать прочитанные истории.
- Пусть ребенок побудет в роли учителя. Родитель садится за стол и пишет текст под диктовку, допуская несколько ошибок. Малыш проверяет работу папы или мамы, комментирует, дает рекомендации, объясняет материал самостоятельно. Это упражнение избавляет от стресса и страха перед диктантами.
Способность писать правильно, грамотно формируется вплоть до 10 лет, поэтому не огорчайтесь, если дети с трудом запоминают правила в начальной школе. Любые проблемы решаемы с помощью родителей, психологов, логопедов и усилий самого ребенка.


Русский язык для учеников 1-4 классов
Развиваем навыки мышления, готовим к олимпиадам и подтягиваем результаты по русскому языку в интерактивном формате
Источник: umnazia.ru
5 способов избавиться от ошибок при письме

Вряд ли работодатель оценит вашу компетентность, если вы «продюссер» или «риэлтэр». А продать «гобилен» гораздо сложнее, чем «гобелен». Грамотность — индикатор профессионализма и качества.
Школьные правила русского языка со временем забываются. Мы начинаем путаться даже в простом: «вместится» или «вместиться», «надевать» или «одевать», «носков» или «носок», на «день рождения» или «на день рождение»? А текстовые редакторы не всегда надежны. Например, программы Word и Pages не распознают в слове «экспрессо» ошибку.
Что делать, если правописание — ваше уязвимое место? Пять способов помогут повысить уровень грамотности.
1. Читайте больше.
Чтение помогает запоминать правильное написание слов и опосредованно расширяет словарный запас. Постарайтесь читать максимально часто: утром и вечером, дома и на работе. Даже если у вас нет ни одной свободной минуты, читайте: в транспорте, в перерыве на обед, в очереди в магазине, в промежутках между подходами в спортзале — задействуйте все возможные «окна». Читайте вслух, пусть даже шепотом. Проговаривая текст, вы быстрее усвоите грамматику и запомните комбинации лексических единиц, сможете «перенять» авторский стиль — это особенно полезно тем, кто хочет писать интересно и увлекательно.
2. Практикуйтесь в письме ежедневно.
Никто не научится плавать, стоя не берегу. То же самое с письмом. Даже если вам нечего писать, заведите дневник или блог, пишите письма друзьям — настоящим или вымышленным, участвуйте в обсуждениях на форумах. Главное — пишите что-нибудь. Оттачивайте свои навыки ежедневно — только так вы сможете добиться результата.
3. Пополняйте словарный запас.
Возьмите за правило узнавать по одному новому слову в день. Посещайте лекции, читайте профильные журналы. Используйте все возможные ресурсы, где можно встретить незнакомые слова. Услышали новое слово на улице, в кафе, на работе — потратьте пару минут на то, чтобы выяснить его значение и происхождение. Поверьте, это может стать увлекательным занятием и хорошим подспорьем в развитии эрудиции.
Например, знали ли вы, почему прибор для высушивания волос называется «фен»? Истоком названия стал сильный, порывистый, теплый и сухой ветер, дующий с гор в долины — «фён».
Узнавать и запоминать новые слова помогают интеллектуальные игры вроде «Эрудита» или «Слово за слово», ребусы, кроссворды. Вовлекайте в игру коллег, друзей, детей. Работая в команде или соревнуясь, вы узнаете и запоминаете больше новой информации.
4. Создайте собственный словарь.
Записывайте «трудные» слова или даже целые предложения в блокнот или тетрадь — создайте персональный словарь. Носите словарь с собой в сумке или в кармане и периодически заглядывайте в него. Так вы быстрее и легче запомните слова и конструкции, в которых часто делаете ошибки.
5. Проверяйте себя.
Часто при написании текста закрадываются сомнения — нет ли ошибок? Не жалейте времени, найдите правильный вариант. И даже если вы уверены, что текст грамматически безупречен, проверьте себя. Для этого совсем необязательно держать на столе десяток словарей — их электронные версии есть в интернете.
Повысить уровень грамотности не так сложно, как кажется на первый взгляд. Главное — работать над этим.
Материал подготовлен Capable People.
Источник: hh.ru