Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванов А.В., Тафеева Елена Анатольевна, Васильев В.В.
В работе представлены данные об опыте реализации образовательной программы для школьников «Быть здоровым модно!». Программа апробирована на территории Пензенской области. Показано, что за 3 года реализации программы информированность учащихся о факторах, влияющих на здоровье, возросла на 15,8%. Число школьников , принимающих систематическое участие в спортивных соревнованиях, увеличилось на 3,8%; занимающихся различными видами спорта и физкультурой в спортивных секциях и кружках на 2,6%; распространенность регулярного курения среди учащихся школ снизилась на 4,1%.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванов А.В., Тафеева Елена Анатольевна, Васильев В.В.
Показатели оксидантного статуса при хроническом введении крысам коллоидного препарата карбоната кальция с водопроводной и низкоминерализованной питьевой водой
Быть здоровым — модно!
Гигиеническая оценка реализации мероприятий по снижению рисков, сохранению и укреплению здоровья детей в общеобразовательных организациях
Экологический компонент содержания школьного образования (на примере Пензенской области)
Здоровый образ жизни как фактор защиты от экологических рисков
Динамика морфофункциональных показателей мальчиков 8-15 лет г. Набережные Челны
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
Вы всегда можете отключить рекламу.
Operational experience for the program for the formation of Healthy Lifestyle Skills among schoolchildren
In the paper there are presented data concerning the experience of the implementation of educational programs for schoolchildren «Being healthy is fashionable».The program has been tested in the territory of the Penza Region. The awareness of students about the factors affecting health was shown to increase by 15,8% over three years of the realization of the program . The number of students taking systematic participation in sports competitions has increased by 3,8%, going in for various sports and physical exercises in sports sections and circles has increased by 2,6%. The prevalence of regular smoking among schoolchildren decreased by 4,1%.
Текст научной работы на тему «Опыт реализации программы по формированию навыков здорового образа жизни среди школьников»
I.S., P’yanzina I.P. Influence of micellar bioelement complex alone and in combination with bioorganic silicone-containing preparation on clinical and physiological status of suckling pigs. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; 6(112): 395-8. (in Russian)
3. Paymerova I.S. Using the Complex of Bioelements in Micellar form Alone and in Combination with Bioorganic Silicone-containing Food Additive for Growing Piglets: Diss. Dubrovitsy; 2011. (in Russian)
4. Fomichev Yu.P., Torshkov A.A., Grechkina V.V. The content of trace elements in blood of broiler chickens after mitsellat supplementation with food. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2011; 31(3): 354-7. (in Russian)
Игровая программа «Быть здоровым — это модно!»
6. Alekseeva A.V., Savostikova O.N., Kamenetskaya D.B., Ivanov V.I. Influence of calcium carbonate in micellar form on biochemical markers of rat blood and tissues. In: Proceedings of Plenum of Scientific Council on Human Ecology and Environmental Health of the Russian Federation «Priorities of Preventive Health Care in a Sustainable Development of an Society: State and Solution of Problems». Moscow, December 12-13. 2013 [ Materialy plenuma nauchnogo soveta po ekologii cheloveka i gi-giene okruzhayushchey sredy RF «Prioritety profilakticheskogo zdravookhraneniya v ustoychivom razvitii obshchesta: sostoya-nie i reshenieproblem». Moskva, 12-13 dek.
2013 g.]. Moscow; 2013: 19-21. (in Russian)
7. Rakhmanin Yu.A., Mikhaylova R.I., Filippova A.V., Fel’dt E.G., Belyaeva N.N., Lamentova T.G. et al. On some aspects of bio-
logical effects of distilled water. Gigiena i sanitariya. 1989; 3: 92-3. (in Russian)
8. Kozisek F. Health risks from drinking demineralised water. In: Nutrients in drinking water. WHO, Geneva; 2005: 148-63.
9. Pais I., Benton J. The Handbook of trace elements. Boca Raton: SLPress; 1997.
10. Sokolov V.A., Bestuzhev M.A., Tikhomolova T.V. The Chemical Composition of Oil and Natural Gas in Relation to their Origin [Khimicheskiy sostav neftey i prirodnykh gazov v svyazi s ikh proiskhozhdeniem]. Moscow : «Nedra»; 1972. (in Russian)
11. Behar F., Vandenbroucke M. Chemical modelling of kerogens. Org. Geochem. 1987; 11(1): 15-24.
12. Rakhmanin Yu.A., Khripach L.V., Mikhaylova R.I., Koganova Z.I., Knyazeva T.D., Zheleznyak E.V. et al. Comparative study of nano- and ionic silver influence on biochemical markers in laboratory animals. Gigiena i sanitariya. 2014; 1: 45-50. (in Russian)
13. Reginster J.Y, Denis D., Bartsch V, Deroisy R., Zegels B., Franchi-mont P. Acute biochemical variations induced by four different calcium salts in healthy male volunteers. Osteoporosis Int. 1993; 3(5): 271-5.
14. Gonnelli S., Cepollaro C., Camporeale A., Nardi P., Rossi S., Gennari C. Acute biochemical variations induced by two different calcium salts in healthy perimenopausal women. Calcif. Tissue Int. 1995; 57(3): 175-7.
15. Song Y.M., Sheu W.H., Lee W.J. Acute biochemical variations induced by calcium citrate and calcium carbonate in Type 2 diabetic patients: impaired calcium absorption in Type 2 diabetic patients with prolonged gastric emptying time. J. Diabetes Complications. 2001; 15(2): 97-102.
16. Khripach L.V., Rakhmanin Yu.A., Mikhaylova R.I., Knyazeva T.D., Koganova Z.I., Zheleznyak E.V. et al. Biochemical effects in blood of rats induced by chronic peroral administration of carbon nanotubes and activated charcoal with drinking water. Gigi-ena i sanitariya. 2014; 5: 36-43. (in Russian)
17. Yousef J., Hendi H., Hakami F.S., Awad M.A., Alem A.F., Hendi A.A. et al. Toxicity of silver nanoparticles after injected intra-peritoneally in rats. J. Am. Sci. 2012; 8(3): 589-93.
Гигиена детей и подростков
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.955:616-092.11-02
Иванов А.В.1, Тафеева Е.А.1, Васильев В.В.2
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ
‘ГБОУ ВПО Казанский государственный медицинский университет Минздрава России, 420012, Казань, Россия; 2ФГБОУ ВПО Пензенский государственный университет, 440026, Пенза, Россия
В работе представлены данные об опыте реализации образовательной программы для школьников «Быть здоровым — модно!». Программа апробирована на территории Пензенской области. Показано, что за 3 года реализации программы информированность учащихся о факторах, влияющих на здоровье, возросла на 15,8%. Число школьников, принимающих систематическое участие в спортивных соревнованиях, увеличилось на 3,8%; занимающихся различными видами спорта и физкультурой в спортивных секциях и кружках — на 2,6%; распространенность регулярного курения среди учащихся школ снизилась на 4,1%.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, школьники, программа, эффективность. Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(7): 55-57.
IvanovA.V.1, Tafeeva E.A.1, Vasilev V.V.2 OPERATIONAL EXPERIENCE FOR THE PROGRAM FOR THE FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE SKILLS AMONG SCHOOLCHILDREN
Kazan State Medical University, Kazan, Russian Federation, 420012; 2Penza State University, Penza , Russian Federation, 440026
[гиена и санитария 7/2015
In the paper there are presented data concerning the experience of the implementation of educational programs for schoolchildren «Being healthy is fashionable».The program has been tested in the territory of the Penza Region. The awareness of students about the factors affecting health was shown to increase by 15,8% over three years of the realization of the program. The number of students taking systematic participation in sports competitions has increased by 3,8%, going in for various sports and physical exercises in sports sections and circles has increased by 2,6%. The prevalence of regular smoking among schoolchildren decreased by 4,1%.
В последние несколько лет в Российской Федерации стали значительное внимание уделять образу жизни населения. Законодательно закреплен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, снижения потребления алкоголя, табака, наркотических и психотропных средств.
Так, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» указана необходимость создания условий для здорового образа жизни, улучшения качества жизни населения, усиления профилактической направленности здравоохранения, ориентации на сохранение здоровья человека. В Федеральном законе №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также указана необходимость формирования здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста. Это должно быть обеспечено путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирования мотивации к ведению здорового образа жизни и создания условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом. В российском обществе все отчетливее складывается понимание того, что успех в развитии и государства, и бизнеса, и каждого гражданина во многом зависит от здорового образа жизни. Не может быть сильного государства без духовного и физического здоровья населения [1, 2].
К сожалению, до недавнего времени в нашей стране отсутствовала мода на здоровье. Понимание же ценности здоровья, соблюдение правил здорового образа жизни, непримиримое отношение к вредным привычкам не возникают сами по себе, их необходимо прививать с детства. Целесообразно начинать разъяснительную работу с малых лет и комплексно продолжать ее в школе, поскольку именно в этом возрастном периоде формируется стиль жизни. Гигиеническое обучение и воспитание населения должны быть определены в качестве самостоятельного направления в общем комплексе общего и профессионального обучения и воспитания человека. Поэтому весьма актуальной задачей являются разработка и внедрение в процесс обучения программы и учебно-методического комплекта по формированию осознанного здоровьесберегающего поведения у учащихся, учитывающих возрастные особенности различных групп детей и подростков.
Нами при участии педагогов разработана программа «Быть здоровым — модно!», состоящая из трех подпрограмм, рассчитанных для детей младшего школьного возраста, учащихся 5-9-х и 10-11-х классов. При этом осуществлен индивидуальный подход к каждой возрастной группе с учетом их физиологических и психологических характеристик, имеющегося жизненного опыта.
Задачи программы: расширение представлений о здоровье как личностной ценности, непременного условия для самореализации, социальной успешности; развитие понимания роли личной ответственности человека за собственное здоровье и здоровье окружающих; приобретение опыта анализа своего образа жизни, его взаимосвязи с состоянием здоровья. В процессе обучения у учащихся формируются: понимание сущности здоровья и здорового образа жизни; ценностное отношение к собственному здоровью и ответственное отношение к здоровью окружающих; понимание роли личной ответственности за собственное здоровье; анализ своего образа жизни, его взаимосвязи со здоровьем; навыки управления своим здоровьем; культура питания; умение противостоять вредным привычкам; потребность в занятиях физической культурой и спортом.
Учебно-методическое пособие «Быть здоровым -модно!» [3] укомплектовано рабочей тетрадью [4] и предназначено для учащихся средней школы (5-9-е классы). Для успешной деятельности учащихся по формированию навыков здорового образа жизни авторами программы было подготовлено методическое пособие «Дневник здоровья. Учусь понимать себя» [5].
Методическое пособие направлено на развитие у подростков интереса к познанию своего организма, характера, своих возможностей. Благодаря пособию школьники могут в доступной форме изучить себя, оценить свой опыт по сохранению здоровья. Система занятий поможет подросткам выстроить индивидуальную программу самосовершенствования, что позволит им сделать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни. Опыт использования «Дневника» позволяет с уверенностью сказать, что школьникам нравится изучать себя. «Какой я?», «Какие во мне силы и способности?», «Что я умею делать?», «Как воспринимают меня окружающие?» -эти и другие вопросы волнуют всех школьников, независимо от их возраста. Дневник предлагает ребенку понаблюдать за собой, оценить свои поступки, привычки, представить себя в разных ситуациях.
Работа по активной пропаганде здорового образа жизни началась с 2004 г. Первоначально в высших учебных заведениях Казани и Пензы были организованы конкурсы «Здоровый образ жизни и физическая культура населения — залог здорового поколения». Это способствовало, во-первых, формированию компетентности здоровьесбережения у участников конкурсов, во-вторых, позволила привлечь их к волонтерскому движению. И в настоящее время волонтеры из числа студентов Казанского ГМУ успешно занимаются пропагандой здорового образа жизни среди студентов других вузов и школьников.
Образовательная программа «Быть здоровым -модно!» была разработана в 2006 г. Территорией для апробации стала Пензенская область. В 2007 г. Пра-
78 94 3 i 1 m ,1 84 5 )6 i 4 26 S3 2 32 ■1 Q С 21 ,1 9 2 8,7 16,8145
1 ‘ 2 ‘ 3 ‘ 4 ‘ 5 ‘ 6 ‘ 7 ‘ 8 ‘ 9 ‘
Щ 2007 г. Щ 2010 г.
Результаты реализации программы непрерывного образования в области здоровьесбережения «Быть здоровым — модно!».
1 — информированность учащихся о факторах, влияющих на здоровье;
2 — информированность учащихся о вреде табакокурения, потребления энергетических напитков, пива, алкоголя, токсикомании, наркомании для здоровья; 3 — число учащихся, занимающихся утренней гимнастикой; 4 — число учащихся, занимающихся различными видами спорта и физкультурой в спортивных секциях и кружках; 5 — число учащихся, занимающихся закаливанием; 6 — число учащихся, принимающих систематическое участие в спортивных соревнованиях; 7 — число учащихся, исключивших из своего рациона питания газированные напитки, жареные во фритюре пищевые продукты и изделия; 8 — распространенность регулярного курения среди учащихся школ; 9 — распространенность потребления пива и энергетических напитков чаще, чем 1 раз в месяц среди учащихся.
вительство Пензенской области после рассмотрения и согласования данной образовательной программы Законодательным собранием обеспечило частичное финансирование проекта. В 2008 г. Министерством образования и науки Пензенской области было направлено письмо (№847/01-18 от 17.07.2008) в адрес руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений о возможности включения «Программы непрерывного образования в области здоровьесбережения с комплектом учебно-методических пособий «Быть здоровым — модно!» в перечень факультативных и элективных курсов. С 1 сентября 2008 г. программа успешно реализуется в ряде школ города Пензы и районов области.
Для анализа ситуации, предшествующей реализации программы непрерывного образования в области здоро-вьесбережения с комплектом учебно-методических пособий «Быть здоровым — модно!», в 2007 г. проведено изучение распространенности поведенческих факторов риска среди учащихся школ. С этой целью по специально разработанной анкете был проведен анонимный опрос учащихся 5-11-х классов в 38 общеобразовательных учреждениях Казани, Пензы и Бековского района Пензенской области.
Всего было опрошено 2937 учащихся. Как показало проведенное исследование, распространенность регулярного курения среди пятиклассников составила 11,1%, среди учащихся 11-х классов -45,2%. Опрос также позволил выявить недостаточную работу учреждений образования по пропаганде здорового образа жизни. Так, 12,5% учащихся 5-х классов и 19,5% учащихся 11-х классов ответили, что они в школе не получили достаточную информацию о вреде курения, потребления алкоголя, пива, энергетических напитков. Каждый четвертый учащийся, как среди 5-х, так и среди 11-х классов не считают вредным курение сигарет для своего здоровья.
В 2010 г. после прохождения курса учащиеся были опрошены с помощью анкет. Опыт использования пособия показывает высокую эффективность всех направлений программы (см. рисунок).
Как видно на рис. 1, уже через 3 года реализации образовательной программы информированность учащихся о факторах, влияющих на здоровье, выросла на 15,8%. Значительно возросло число учащихся, занимающихся в спортивных секциях, закаливанием. Они стали активнее принимать участие в спортивных соревнованиях (рост на 3,8%), значительно сократилось число учащихся с вредными привычками (курение, потребление энергетических напитков).
В настоящее время в пропаганде здорового образа жизни среди школьников активное участие принимают студенты Казанского ГМУ. Студенты выступают перед школьниками, в последующем из числа наиболее активных учащихся формируются бригады, которые уже работают со школьниками младшего возраста. Как показывает опыт, обучение детей по принципу «равный учит равного» дает очень хорошие результаты.
Все это позволяет говорить о высокой эффективности внедренной программы непрерывного образования в области здоровьесбережения с комплектом учебно-методических пособий «Быть здоровым — модно!».
1. Беляев Г.Ю., Беляева А.В. Проблема формирования здорового образа жизни как ценностной модели воспитания (ЗОЖ-модели), соответствующей современной социальной ситуации. Образование личности. 2014; 2: 48-54.
2. Стрижов С.А. Здоровый образ жизни — путь к повышению качества жизни. Социология власти. 2010; 3: 36-42.
3. Амиров Н.Х., Иванов А.В., Васильев В.В., Дмитриев А.П., Давлетова Н.Х. Быть здоровым — модно: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ. Пенза; 2007.
4. Амиров Н.Х., Иванов А.В., Васильев В.В., Дмитриев А.П., Давлетова Н.Х. Быть здоровым — модно. Рабочая тетрадь. Пенза; 2007.
5. Кудряшова И.А., Миронова Е.В., Созинов А.С., Моисеев В.Б., Васильев В.В., Амиров Н.Х. и др. Дневник здоровья. Учусь понимать себя: методическое пособие для учащихся 5-6-х классов. Пенза; 2006.
1. Belyaev G.Yu., Belyaeva A.V. Problem of creating a healthy lifestyle as a value model of education (HLS-model), corresponding to modern social situation. Obrazovanie lichnosti. 2014; 2: 48-54. (in Russian)
2. Strizhov S.A. Healthy life-style as a way of improving living standarts. Sotsiologiya vlasti. 2010; 3: 36-42. (in Russian)
3. Amirov N.Kh., Ivanov A.V., Vasil’ev V.V., Dmitriev A.P., Dav-letova N.Kh. Being Healthy is a Fashionable: Textbook for Schoolchildren [Byt’zdorovym — modno: Uchebnoe posobie dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel’nykh shkol]. Penza; 2007. (in Russian)
4. Amirov N.Kh., Ivanov A.V., Vasil’ev V.V., Dmitriev A.P., Davletova N.Kh. Being Healthy is a Fashionable: Workbook [Byt’ zdorovym — modno. Rabochaya tetrad’]. Penza; 2007. (in Russian)
5. Kudryashova I.A., Mironova E.V., Sozinov A.S., Moiseev V.B., Vasil’ev V.V., Amirov N.Kh. et al. Diary of Health. Learning to Understand Yourself: Handbook for Schoolchildren Grades 5-6 [Dnevnik zdorov’ya. Uchus’ponimat’sebya: metodicheskoe poso-bie dlya uchashchikhsya 5-6 klassov]. Penza; 2006. (in Russian)
Источник: cyberleninka.ru
Программа «Быть здоровым-это модно»
рабочая программа
Рабочая программа направлена на воспитание здорового образа жизни обучающихся школы 1-11 классов, профилактику табакакурения, алкоголизма и употребления ПАВ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Большелеушинская средняя общеобразовательная школа»
Октябрьский район, ХМАО – Югра
«Быть здоровым – это модно!»
Быть здоровым – модно!»
- Паспорт
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Формы, методы и приемы работы
- Этапы реализации программы
- Календарный план мероприятий на 2 года
- Прогнозируемый результат внедрения программы «Быть здоровым – это модно!»
- Ожидаемые результаты
- Используемая литература
Быть здоровым – это модно!
Основные разработчики программы
МОУ «Большелеушинская СОШ»
Сроки реализации программы
Кий Вера Николаевна, заместитель директора по ВР
Тюменская область ХМАО – Югра Октябрьский район
п. Большие Леуши, ул. Центральная 28
Актуальность проблемы
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу формирование гармонично развитой, социально активной личности выпускника. Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения, ограниченной коммуникации, недостаточного самоуважения. Сохранение здоровья каждого — залог здоровья нации.
Статистические данные за последние годы показывают высокую заболеваемость детского населения. Анализ показывает, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижение уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни. Это сделало необходимым введение в воспитательную работу школы программы «Быть здоровым – это модно», призванной обеспечить сохранение и улучшении физического, психического и социального здоровья.
Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. Развивающиеся процессы, в результате разрушают целостность, естественность функционирования организма, вызывают у молодежи комплексы агрессивности, эгоцентризма, потери уверенности в себе, пассивности, а подчас и антисоциальные установки, толкают ее на ложь, насилие, преступления. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.
Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой, заинтересованность родительской общественности, местных сообществ в сохранении здоровья детей и профилактике вредных привычек.
Кадрово-профессиональный потенциал школы позволяет развернуть антинаркотическую работу, для реализации которой необходима надежная и эффективная программа, реализуемая при тесном межведомственном сотрудничестве с социальными службами поселка и района. Основная работа по реализации программы осуществляется педагогами, педагогом — организатором школы, активом детской школьной организации «Шанс». Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (медицинских работников ФАП поселка и врачей районной больницы, инспектора ПДН и КДН, администрацию поселкового совета, библиотеки.)
Цели и задачи программы:
— реализация политики Правительства Российской Федерации и Ханты-Мансийского национального округа в области формирования социально – активной личности учащегося посредством пропаганды здорового образа жизни.
Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.
— формирование и реализация программы по улучшению здоровья учащихся;
— активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями.
— привитие и развитие у школьников жизненных навыков, необходимых для поддержания здорового образа жизни;
— воспитание личности, способной путем получения достоверной информации, знаний и навыков сформировать отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ;
— при помощи взаимодействия школы, семьи и социальных служб поселка оказать формирование антинаркотического мировоззрения подростков;
— помощь школьному коллективу в проведении массовых акций и мероприятий, связанных с профилактикой употребления психотропных веществ;
— развивать и внедрять новые технологии обучения и воспитания учащихся, искать ресурсы за пределами школы для этих целей
— анализировать и при необходимости внедрять предложения по содействию программе, по её корректировке, изменениям
— оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним
— выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении
— развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска».
Программа по первичной профилактике всех видов зависимостей и пропаганде здорового образа жизни среди подростков
Формы, методы и приемы профилактической работы.
1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.
2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.
4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.
5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.
7. Материально- техническое обеспечение образовательного учреждения.
8. Организация рационального питания
9. Формирование валеологических знаний у учителей, учащихся и их родителей (беседы врачей — специалистов); родительский всеобуч
10. Воспитание культуры потребления медицинских услуг
11. Профилактика травматизма и основы личной безопасности
12.Мониторинг и совершенствование гигиены помещения, школьного двора, спортивных сооружений;
Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап
• Анализ состояния профилактической работы
• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.
• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.
• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
Источник: nsportal.ru
Программа «Здоровым быть-это модно»
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, — актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Статистические данные за последние годы показывают высокую заболеваемость детского населения. Анализ показывает, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижение уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни. Это сделало необходимым введение в воспитательную работу начальной школы программы « Быть здоровым – это модно », призванно й обеспечить сохранение и улучшении физического, психического и социального здоровья.
Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой, заинтересованность родительской общественности, местных сообществ в сохранении .
. Основная работа по реализации программы осуществляется классным руководителем, педагогом — организатором школы. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (медицинских работников ФАП поселка , администрацию поселкового совета, работников сельской и школьной библиотеки.)
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в 1-4 классов, можно принять решение по проектированию программы «Здоровым быть модно» во внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «ЗОЖ» , реализация которой будет нивелировать негативное воздействие школьных факторов риска на здоровье обучающихся начальной школы.
Цели и задачи программы:
— реализация политики Правительства Российской Федерации и в Оренбургской области формирования социально – активной личности учащегося посредством пропаганды здорового образа жизни.
Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.
— формирование и реализация программы по улучшению здоровья учащихся;
— активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями.
— привитие и развитие у школьников жизненных навыков, необходимых для поддержания здорового образа жизни;
— развивать и внедрять новые технологии обучения и воспитания учащихся, искать ресурсы за пределами школы для этих целей
— анализировать и при необходимости внедрять предложения по содействию программе, по её корректировке, изменениям
— оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним
— выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении
— развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса являются:
-установка на здоровый образ жизни;
-осознание ценностного отношения младших школьников к своему здоровью;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственным здоровьем;
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-понимание здорового образа жизни, как явления, способствующего развитию целостной личности человека;
-понимание здоровья, как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека;
-понимание физической культуры, как средства организации здорового образа жизни
Предметными результатами изучения курса являются:
— владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья, о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
-соблюдение правил здорового образа жизни;
— бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям с ограниченными возможностями и нарушением состояния здоровья;
-соблюдение правил гигиены и рационального питания и сохранения здоровья;
-выбор возможных продуктов для сбалансированного ежедневного меню;
-способность распознавать негативные влияния на организм человека, знание особенности влияния вредных привычек на здоровье;
-знание особенности воздействия двигательной активности на организм человека.
5.Этапы реализации программы
I. Подготовительный этап
• Анализ состояния профилактической работы
• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.
II. Практический
• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий
• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.
6.Календарный план мероприятий.
Виды деятельности участников программы
Сроки выполнения
Ответственные
Составление базы данных по учащимся по классу-комплекту
Зам. директора по ВР
Составление социальных паспортов классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.
Составление плана работы по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.
Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).
Руководитель спортивных секций
Организация и проведение Дня здоровья «Золотая осень!»
Проведение классных часов по тематике «Быть здоровым – это модно»,! «Соблюдай режим дня», «Праздник мойдодыра» Здоровому образу жизни — да!», «Лесная аптека на службе человека» и т.д.
Анкетирование среди учащихся 1 класса с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения.
Классные часы по итогам анкетирования
Источник: znanio.ru