Уникальный челнок и огромная ракета долгие годы считались балластом в космической программе. Однако новая реальность, в которой нужно решать сразу несколько задач по освоению космоса, заставляет вернуться к советским решениям в этой области.
3 октября 2021, 09:18
Отказ от «Бурана»
Новость о том, что госкорпорация «Роскосмос» потратит 239 млн рублей на «обоснование необходимости, определение технической реализуемости создания и формирование проектного облика космического комплекса с многоразовым многофункциональным крылатым кораблём», с новой силой подстегнула споры в научной и профессиональной среде. Одни специалисты считают, что в таком корабле нет смысла, другие, напротив, уверены, что темой создания многоразового челнока нужно заниматься обязательно.
10 скоростей звука. Что известно о новейшей ракете «Циркон»
Скептики приводят в пример программу «Энергия-Буран», которая была закрыта почти сразу после двух триумфальных запусков. Для того чтобы не погружаться глубоко в историю вопроса, нужно сказать, что «Буран» создавался в ответ на американский Space Shuttle, и с технической точки зрения почти на всём этапе разработки не было до конца понятно, как конструкция будет летать. Непонятно было и предназначение. Самые посвящённые в тему космоса люди (военные чины и руководители министерств) позднее будут признаваться, что «Буран» строили для возможности «снять» с орбиты любой космический аппарат, в том числе и любой спутник из состава американской боевой орбитальной группировки.
В России планируют вернуться к обновленному «Бурану»
В этом смысле создание «Бурана», конечно, принесло плоды. Двух пусков по программе (сначала просто ракета, а затем и сам челнок) хватило, чтобы в США сначала задумались, а затем и отказались от программы СОИ (Стратегическая оборонная инициатива). Необходимость в космическом челноке исчезла, и продолжать проект не было никакого смысла, тем более что в России образца начала 90-х было не до космоса.
22 апреля 2010-го весь мир (и создатели «Бурана» заодно) узнал, что тема многоразовых орбитальных кораблей не только не забыта, но и активно прорабатывается. Американский Х-37, построенный компанией Boeing, запускали в космос шесть раз, а суммарно корабль провёл на орбите 780 дней. При этом цели и задачи машины, способной самостоятельно возвращаться на Землю после миссии на орбите, по-прежнему не раскрываются.
До конца года должен полететь и другой американский корабль — Dream Chaser. Известно, что две первые миссии на орбите корабль проведёт в беспилотном режиме, а затем для полётов на нём могут направить экипаж. Кандидат технических наук Валентин Степанков, один из руководителей испытательной лаборатории, проводившей исследования крыла советских пилотируемых орбитальных кораблей, пояснил, что в США орбитальные самолёты создаются пропорционально росту спутниковой группировки.
Энергия-Буран. Часть 2. МЗК
Источник: life.ru
В России принято решение возродить проект советского «Бурана»
России необходимо незамедлительно приступить к проектированию и разработке новой орбитальной станции. Об этом сегодня заявил директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в рамках интервью радиостанции «Комсомольская правда».
По мнению функционера, учитывая «усталость конструкции» и заданный ресурс модулей, МКС сможет функционировать еще 7-10 лет. Поэтому России уже сейчас необходимо задуматься об альтернативе существующему комплексу. При этом, со слов Рогозина, уже в ближайшее время начнется проработка некоторых аспектов. В частности, будет приниматься решение о статусе перспективной станции: национальная или международная.
Напомним, что свою версию замены МКС под названием Lunar Orbital Platform-Gateway уже вовсю разрабатывают американцы. Изначально данный проект мог стать совместным для США и России. В 2017 году даже была подписана соответствующая декларация о намерениях. Однако нашей стране отвели второстепенную роль в создании будущей станции и позднее Россия из проекта вышла.
Очевидно, что в сложившейся ситуации строительство собственного орбитального комплекса становится неизбежным. Тем более, что в России уже назревали планы создать «национальную орбитальную станцию» на основе будущих модулей МКС, в частности «Наука».
Стоит отметить, что строительство орбитального комплекса на сегодняшний день является не единственным перспективным проектом «Роскосмоса». В рамках того же интервью Дмитрий Рогозин поведал о том, что корпорация приступила к работам по созданию наследника советского «Бурана».
Роскосмос приступает к работам над космическим кораблем – наследником «Бурана»
В связи с этим, в течение 3-х лет на космодроме Восточный планируется возвести аэродром. Соответствующий аэровокзал с транспортно-логистическим центром будет также построен и в терминале «Внуково-Космос».
Напомним, что корабль «Буран» осуществил свой первый и единственный беспилотный полет в космос в 1988 году, совершив успешную посадку на аэродроме Юбилейный (Байконур). Изначально аппарат предполагалось использовать для пилотируемых миссий, возврата на Землю отработавших спутников и даже в военных целях. Однако, в конечном счете, опередившему свое время, «брату» американского Space Shuttle так и не нашли применения.
- Использованы фотографии: United States Department of Defense/НПО «Молния»
Источник: topcor.ru
Возвращение «Бурана»: зачем Россия реанимирует легендарный проект
В свое время уникальный челнок являлся неким противовесом Западу в борьбе за освоение космоса. Сегодня РФ вновь возвращается к советским технологиям.
Когда «Роскосмос» объявил о том, что выделяет почти 240 миллиардов рублей на проработку создания проекта космического комплекса с многоразовым многофункциональным крылатым кораблём, мнения специалистов разделились.
Одни считают, что эти деньги будут выброшены на ветер, другие уверены, что у этого проекта большое будущее.
Скептики напоминают о том, что некогда расхваленная программа «Энергия-Буран» была закрыта сразу после двух удачных запусков. И, скорее всего, потому, что создавалась наспех – просто как советский ответ американскому «Шаттлу».
Но, надо сказать, ответ оказался достойным. Осознав, что русские тоже кое-что могут, Вашингтон отказался от программы под названием «Стратегическая оборонная инициатива», которая предусматривала постепенную «американизацию» космоса.
После этого необходимость в «Буране» отпала. Потом были лихие девяностые, когда стране было не до космических разработок. А потом про это и вовсе забыли. Так казалось обществу. И оно в этом плане ошибалось.
Примерно лет десять тому назад из секретных лабораторий США произошла утечка, благодаря которой весь мир узнал о том, что Америка активно занимается темой многоразовых орбитальных кораблей.
Американский Х-37, построенный компанией Boeing, запускали в космос шесть раз, а суммарно корабль провел на орбите больше двух лет. При этом цели и задачи машины, способной самостоятельно возвращаться на Землю после выполенный миссии на орбите, хранятся в строжайшей тайне
А еще до конца года должен полететь и другой американский корабль — Dream Chaser. По мнению российских специалистов, американцы создают свои орбитальные самолеты для экономии средств. Дело в том, что космические аппараты становятся все объемней и дороже. К тому же самолеты показали, что их главный «конек» — стабильность в работе.
Поэтому Х-37 и Dream Chaser создавались и создаются для инспекции своей орбитальной группировки и наблюдения за спутниками вероятного противника. В этом смысле американцы развили историю со своим «Шаттлом» до современных требований.
Теперь и наш «Роскосмос» решил заглянуть в прошлое и попытаться взять оттуда все самое лучшее. Ведь, как и на Земле, в космосе, судя по всему, также ожидается новый виток «холодной войны» и «гонки вооружений».
Идея «Роскосмоса», в общем-то, благая. Но далеко не все ее в РФ поддерживают. Ряд экспертов считает, что для вывода многоразовых орбитальных кораблей сначала нужно построить многоразовые, надежные и относительно недорогие ракеты. А уж потом выходить на более значительные проекты.
И резон в такой позиции есть. Дело в том, что на сегодняшний день наша ст рана не только не имеет в наличии ни одной многоразовой ракеты, но даже перспектива их постройки, мягко говоря, находится в тумане.
Есть, конечно, проект «Крыло-СВ», которому пророчат место на стартовых столах космодромов Восточный, Байконур и Морской Старт. Но здесь пока тоже гладко больше на бумаге, чем в реальности.
Но ведь с другой стороны, если совсем ничего не делать,так ничего и не получится. А изучение многоразовых проектов – это уже какой-то шажок вперед. Правда, шажок не из дешевых. Когда-то СССР для создания ракеты «Энергия» привлекал тысячи специалистов, и тратил на это сотни миллионов советских рублей.
По нынешнем временам запуск подобного проекта обойдется бюджету страны примерно в двести миллионов долларов. Едва ли правительство согласится выделить такие деньги в нынешнее кризисное время
При этом альтернативы для вывода 100-тонного орбитального корабля на орбиту нет. Полезная нагрузка самой производительной ракеты («Ангара А5») — всего 26 тонн. Для перезапуска «Бурана» нужна ракета, втрое превосходящая ныне существующую.
Много говорилось о производстве новой ракеты «Амур-СПГ», но и у нее есть свой «потолок». Возможно, с ее помощью Россия сможет посостязаться с «игрушками» Илона Маска, но противопоставить что-то Америке в космосе, это едва ли. Для серьезных проектов нужна серьезная ракета.
Сдвинуть дело с мертвой точки могла бы тяжелая или сверхтяжелая «Ангара», разгонять которую на первом этапе пуска будут многоразовые ускорители «Байкал». Но, видимо, специалисты сомневаются и в ее возможностях, ибо, ходят разговоры, что вскоре появится еще один аванпроект по созданию сверхтяжелой ракеты на базе модулей, которые используются для проектирования вышеупомянутого «Амура».
Но вот что любопытно. Есть мнение, что в российских космических «кулуарах» пока нет четкого понимания, какие задачи будут поставлены «Бурану» или же другому ракетоплану «Спираль». Точно также было, кстати, и в советское время, когда «Буран» создавали только лишь потому, что у США было нечто подобное.
В любом случае, в «Роскосмосе» готовы всерьез взяться за дело. Анализ и проработка будущего проекта будет идти ближайшие два года. Примерно к сентябрю 2022 года станет более-менее ясно, сможет ли Россия в обозримом будущем создать свой многоразовый корабль, и кто и куда на нем будет летать. И главное — с какими целями, военными или сугубо мирными.
Так что, время покажет, есть ли шанс у «Бурана» на вторую жизнь. Или все-таки ему место в музее.
Источник: www.infox.ru