Максимум оценок – минимум отметок. УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»
Поделиться:
Скопировать ссылку
Читайте «УГ» в:
Оценивание творческих навыков школьников с помощью геймифицированных компьютерных тестов
В 2023 году чемпионат «Абилимпикс» может пройти с участием стран СНГ, БРИКС и ШОС
Комментарии
Отменить ответ
Для добавления комментария вы должны быть авторизированы.
Вы можете зарегистрироваться на сайте с помощью социальных сетей ВК и Одноклассники
Выбор читателей
19 ноября 2022, 07:01
«Одеть» или «надеть»: как научиться использовать глаголы правильно, чтобы не делать ошибок
15 декабря 2022, 15:21
В Минпросвещения утвердили расписание ЕГЭ в 2023 году
14 декабря 2022, 23:19
В 2023 году ОГЭ для девятиклассников пройдет с 24 мая по 1 июля
10 декабря 2022, 12:14
Памятка родителям: при каком «минусе» за окном отменяют уроки в школах
8 декабря 2022, 13:18
Екатерина Бунеева о методиках преподавания русского и литературы.
Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант
19 декабря 2022, 23:37
Последний учебный день, досрочные каникулы и расписание государственных экзаменов: новости образования
18 декабря 2022, 09:12
Источник: ug.ru
Школьный гид
Образовательная система «Школа 2100» – это одна из программ развития общего среднего образования, направленная, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами. Научный руководитель программы c 1990 по август 2004 года – академик РАО А. А. Леонтьев, с сентября 2004 года — академик РАО Д.И. Фельдштейн.
УМК «Школа 2100» для начальной школы включает в себя учебники по следующим учебным предметам:
— Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
— Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
— Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
— Математика. Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
— Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (1-2 класс) и Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В. (3-4 класс).
— Информатика. Автор Горячев А.В.
— Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.
— Изобразит искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
— Риторика. Автор Ладыженская Т.А.
Все учебники (кроме ИЗО и риторики) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» стал Лауреатом премии Правительства РФ 2008 года в области образования «За теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и ее практическую реализацию в учебниках». Содержание образования определяется государственными стандартами и воплощается в содержании и формах учебной литературы для учащихся. Эксперты Российской академии образования отмечают, что авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.
Бунеева Е.В. | Средства индивидуализации обучения в школе и дома
Главное преимущество учебно-методического комплекта «Школа 2100» заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с дошкольного возраста и до окончания общеобразовательной школы (в основном по направлению русский язык-литература).
Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип «минимакса»: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.
Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» попытался разработать такую образовательную систему, которая:
• во-первых, была бы системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;
• во-вторых, была бы доступна массовой школе, не требовала бы от учителей переучиваться заново;
• в-третьих, была бы разработана именно как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;
• в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования.
Программа «Школа 2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов. Объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). Эта концепция противопоставлена устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса. В ней сформулированы цели, принципы и перспективы развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования.
Авторы Образовательной системы «Школа 2100» разработали систему психолого-дидактических принципов развивающего образования, а именно:
а) личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности;
б) культурно ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;
в) деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее развитие, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Предложена оптимальная для условий развивающего образования трактовка образовательного стандарта, в основе которой лежит принцип минимакса – несовпадение уровня требований к содержанию предъявляемого материала и уровня требований к усвоению его учащимися. На основе этого принципа созданы учебники, которые существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны (стандарт и требования программы) усвоить. Это позволяет формировать информационную компетентность, т.е. способность определить недостающую информацию, искать, анализировать и синтезировать новую информацию.
Воспитательные принципы программы: — социальной активности; — социального творчества; — взаимодействия личности и коллектива; — развивающего воспитания; — мотивированности; — индивидуализации; — целостности воспитательного процесса; — единства воспитательной среды; — опоры на ведущую деятельность.
В настоящее время учебники Образовательной программы «Школа 2100» активно входят в практику массовой школы, авторы учебников регулярно проводят методические курсы, консультации и семинары для учителей, научно-практические конференции.
Отзывы о программе «Школа 2100»
По материалам сайта www.school2100.ru
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
Источник: schoolguide.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ » ШКОЛА 2100″.
учебно-методический материал на тему
Возможно,что это вызовет интерес у учителей начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММЫ » ШКОЛА 2100″.
Образовательная программа «Школа 2100…»
Под Образовательной программой понимается общероссийская
Общественная программа развития общего среднего образования, охватывающая массовые общеобразовательные учреждения (школы) и различные формы дополнительного образования. Программа соответствует основным принципам государственной политике РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании» и других законодательных актах. Это:
— гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
— воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
— единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
— общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
— свобода и плюрализм в образовании;
— обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации;
— развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства;
— обеспечение адекватного мировому уровня общей и профессиональной культуры общества: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
— интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
— содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учёт разнообразия мировоззренческих подходов, способствование реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Данная Программа направлена прежде всего на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его програмно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в учебном процессе приведённых выше методологических принципов.
Развитие народного образования «возможно лишь при взаимодействии двух его основных факторов- государства и общества…»(Концепция общего среднего образования. Проект.- М., 1988. с.10).Замечательный психолог и педагог П.Ф.Каптерев рассуждал так:
«.. Государство педагогикой собственно не занимается, оно создает школы и наблюдает за ними, но педагогически не организует их и не управляет ими. Всё это делает общество..Оно намечает пути в воспитании и образовании. Государство уже пользуется готовыми результатами.»
Приведённые выше методологические положения объединены общим подходом к процессу образования, который известен под названием развивающего, вариативного, гуманистического, личностно ориентированного образования.
В российском образовании необходима на новом уровне его развития. Необходима единая система непрерывного педагогического образования.
Данная Программа является научной и в то же время общественной.В ней обобщено представление о том, чему и как учить и зачем и как воспитывать.
Программа охватывает массовую начальную и среднюю школу, а также вопросы непрерывного общего и педагогического образования.
Авторская работа по написанию Программы была осуществлена коллективом под руководством А.А.Леонтьева.
Программа «Школа «2000…» предлагает курс математики, созданный на базе психолого- педагогических исследований, проведённых в конце 70-х- начале 80-х годов под руководством профессора Н.Я.Виленкина.
Этот курс является частью единого непрерывного курса математики, который разрабатывается в настоящее время с позиций развивающего обучения, гуманизации и гуманитаризации математического образования ( научный руководитель-Г. В.Дорофеев).Отметим основные особенности данного курса:
- Учебно- методический комплекс состоит из 3-х блоков:
1). дошкольная подготовка ( курс «Игралочка»,курс «Раз-ступенька, два- ступенька…»+методические рекомендации);
2). начальная школа ( 12 тетрадей на печатной основе(1-3),(1-4)+самостоятельные и контрольные работы+методические рекомендации).
3). средняя школа ( учебники для 5,6 классов). К началу нового учебного года Л.Г.Петерсон обещала укомплектовать их и дидактическим материалом, и методическими пособиями).
Причём это единственная программа, которая рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации начиная с детского сада и заканчивая средним звеном.
Программа ориентирована на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету.
Вся система заданий пересмотрена таким образом, что наряду с развитием вычислительных навыков, навыков чтения и чистописания ученики эффективно продвигались в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого участия(« придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и т.д.) развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.
2. Вторая особенность- теоретическая база, изменения технологии обучения.
Сейчас ситуация складывается таким образом:
Догматическая система наглядная система (которая ставит перед собой задачу обучения, воспитания, развития)- система развивающего обучения( которая ставит перед собой прежде всего задачу развития, воспитания, обучения).
Для наглядности сопоставим традиционный метод обучения с деятельностным методом, который мы используем :
- объяснительно-иллюстративный метод
сообщение темы и цели урока актуализация знаний объяснение нового материала закрепление контроль
постановка учебной задачи «открытие» детьми нового знания первичное закрепление ( с комментированием) самостоятельная работа с проверкой в классе решение тренировочных упражнений контроль
Основная особенность деятельностного метода заключается в том, чтобы новые математические понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности . Учитель лишь направляет эту деятельность, создаёт условия , чтобы ребёнок имел шанс взять знания по максимуму, но ни в коем случае не перегружать детей. Учитель подводить итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначений. Таким образом, дети «строят» свою математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Дети развиваются лишь тогда, когда учитель включает их в процесс познания. А развитие идёт тогда , когда ребёнок встречается с затруднением. Чтобы выйти из затруднения нужно пройти 3 процесса:
— исследование этой проблемы
— разработка проекта выхода из затруднения
Работая по этой программе , необходимо изменить технологию.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:
1. орг. момент ( положительное самоопределение-совмещение хочу и могу-ребёнка к деятельности, к содержанию работы).
2. актуализация знаний ( постановка учебной задачи- восстановление в памяти определённых знаний).В список задач включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы.
3.« открытие» детьми нового знания( учитель предлагает учащимся систему вопросов и заданий, ставит проблемы перед ребёнком, подводит их к самостоятельном «открытию» нового свойства или отношения .В результате обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и показывая образец комментированного решения задач и примеров нового типа.
4. первичное закрепление
выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух всех узученных алгоритмов действия.
5. обучающая самостоятельная работа
с самопроверкой в классе; ребёнок сам исправляет допущенные ошибки, оценивает себя, формируется положительное самоопределение.
6. решение задач на повторение
предлагаются задания, обеспечивающие непрерывное развитие содержательно-методических линий курса и доводящие до уровня автоматизированного навыка умения решать задачи и примеров основных видов; сюда регулярно включаются задания нестандартные, логические, занимательные…
Число уроков отработки и закрепления знаний в данном курсе меньше, чем в традиционном, из-за значительного расширения спектра изучаемых понятий. Связано это с направленностью программы на развитие детей и на формирование у них познавательных интересов. Детям нужна «пища для ума». Если уроки, следующие за введением нового материала, посвящать только его отработке, то при этом будет закрепляться навык , но тормозиться развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и личностных качеств.
Чтобы не терять в уровне отработки навыков и поддерживать высокий уровень активности детей используется приём «опережающей многолинейности». После введения понятия, которое требует для отработки длительного времени, мы знакомим детей с такими математическими фактами, которые на этом возрастном этапе не являются обязательными, а служит развитию учащихся, расширяют их кругозор, формируют интерес к математике. Тренировочные упражнения выполняются параллельно с исследованием новых математических идей, поэтому они не утомляют детей , тем более им придаётся, как правило игровая форма (кодирование, расшифровка, отгадывание загадок и т.д.).
Наряду с этим, в этом курсе даётся «сквозная» информация( необязательная)
Таким образом, каждый ребёнок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность «не спеша» отрабатывать навык, а более подготовленные дети постоянно получают «пищу для ума», что делает уроки математики привлекательными для всех- и для сильных, и для –слабых.
Обучение ведётся в «зоне ближайшего развития ребёнка», то есть на высоком уровне трудности. Но материал учебника предусматривает возможность работы по нему детей разного уровня подготовки- сильных, средних, слабых. Поэтому выполнение всех задани й из учебника не является обязательным для каждого ребёнка.
Виды работ на уроке необходимо разнообразить. Урок должен включать и устные упражнения, и работу в тетрадях в клетку, и дидактические игры. Работа с тетрадью-учебником не должна превышать 15-20 минут .Очень важна самооценка ребёнка, так как это формирует у него способность к самоконтролю. На первых этапах обучения важнее не то, что задание сразу выполнено верно, а то, что в нём верно исправлены все допущенные ошибки.
Программа «Чтение и начальное литературное образование».
Программа «Школа 2100..» предлагает курс обучения грамоте, обучения чтению, обучения русскому языку на базе учебников, авторами которых являются Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева.
Программа по чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
- Тематика чтения.
- Техника чтения.
- Формирование приёмов понимания прочитанного.
- Элементы литературоведческого анализа текста. Эстетического переживания прочитанного.
- Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
- Развитие устной и письменной речи.
Цель уроков чтения в начальной школе- научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
Источник: nsportal.ru
Программа «Школа 2100»
Общая характеристика Образовательной программы «Школа 2100»
Определение 1
Программа «Школа 2100» (далее Программа) – это одна из наиболее популярных и массовых программ развития общего среднего образования, разработанная в 1990-х годах, она является продолжением развивающей системы школьного образования.
В настоящее время по этой Программе занимаются 37% общеобразовательных школ страны. Авторами Программы были разработаны учебные пособия и рабочие тетради, по которым осуществляется обучение.
Программа представляет собой образовательную систему, которая:
- Направлена на продолжение традиций развивающего образования и подготовку нового школьника, обладающего такими личностными качествами как внутренняя свобода, самостоятельность, умение относится к окружающей действительности творчески.
- Является доступной для внедрения в любой массовой школе страны и не требует специальной подготовки или переподготовки педагогов.
- Представляет собой целостную систему, состоящую из теории, учебных пособий, рабочих программ, методических разработок и т.д.
- Направление на решение наиболее актуальных и сложных проблем отечественной системы образования.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
В рамках Программы, авторским коллективом, разработано 186 учебных пособий и учебников по всем учебным дисциплинам школьной программы с первого по одиннадцатый класс.
Замечание 1
Ведущим принципом Программы является принцип обучения деятельности. В соответствии с данным принципом определяется технология, методы и приемы работы с учащимися, а школьный урок строится с использованием технологии проблемно-диалогического обучения.
В соответствии с Программой, во время учебных занятий, учащимся сообщаются не только готовые знания, но и организуются такие виды деятельности, в ходе которых ученики самостоятельно делают «открытия», узнают что-то новое и учатся использовать на практике имеющиеся у них знания и умения.
Методологические положения Образовательной программы «Школа 2100»
Методологическими положениями Программы являются следующие принципы:
- Психолого-педагогические принципы:
- Принцип адаптивности – предусматривает соблюдения правила о том, что не ребенок создан для школы, а школа для ребенка. Школа должна быть гибкой и удовлетворять потребности всех детей, вне зависимости от их уровня развития, подготовленности и интересов.
- Принцип развития – предполагает целостное и всестороннее развитие каждого учащегося.
- Принцип психологической комфортности – предусматривает создание благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскованности учащихся и проявлению творческой активности.
- Культурно-ориентированные принципы:
- Принцип образа мира – формирование у учащихся единого и целостного представления об окружающем мире.
- Принцип целостности содержания образования – всё содержания образования изначально должно быть едино и представлять собой целостную систему.
- Принцип систематичности – предполагает, что с самого начала образование должно быть един и систематично, отвечать закономерностям развития ребенка на всех возрастных этапах.
- Деятельностно-ориентированные принципы:
- Принцип обучения деятельность – предусматривает обучение детей ставить цели, уметь контролировать и адекватно оценивать чужие и собственные действия, эффективно пользоваться полученные в ходе обучения знаниями, умениями и навыками.
- Принцип организованного и управляемого перехода от совместной деятельности к самостоятельной – предусматривает постепенный переход от совместной с педагогом и коллективом деятельности к самостоятельной, предполагающей развитие внутреннего мышления, навыков самообучения, самовоспитания и саморегуляции.
- Принцип опоры на спонтанное развитие – предусматривает обучение детей умению опираться на собственный жизненный опыт, полученный ранее в ходе самостоятельного (спонтанного) развития.
- Принцип креативности – предполагает использование педагогом при организации воспитательно-образовательного процесса творческого подхода, использование инновационных и авторских методов и технологий. Все это способствует не только привлекательности процесса обучения, но и учит детей при решении практических и жизненных задач искать нестандартные и творческие пути.
«Программа «Школа 2100»»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Технология (средства и приемы) обучения
Определение 2
Технология обучения – это конкретные средства и приемы, которые педагог использует в учебном процессе.
В соответствии с Программой, обучение в современной школе должно носить развивающий характер, которому совершенно чужд фронтально-индивидуальный подход. Наиболее приемлемыми в данном случае являются такие формы работы с учащимися, которые опираются на самостоятельную и совместную учебно-познавательную деятельность учеников, осуществляемую под руководством педагога. Именно поэтому Программой не предусмотрено выполнение большого количества тренировочных упражнений, которые зачастую ученики выполняют механически. Авторы Программы предлагают использовать различного рода творческие задания и взаимосвязанные между собой учебные задачи.
Основными формами работы с учащимися являются такие, которые требуют от учеников умственной активности, например, в соответствии с Программой учащимся предлагается вместо решения десяти задач самостоятельно составить 1-2 задачи, так как сочинение всегда значительно эффективнее, чем изложение.
Программа исключает такой вид проверки знаний как опрос. Это связано с тем, что зачастую именно опрос вызывает наибольший стресс у учащихся. Исходя из этой позиции меняется и отношение к системе оценок.
Наибольшее значение имеют не текущие оценки, которые в рамках Программы не рекомендуется ставить педагогу, а итоговые, которые следует выставлять не индивидуально, а на коллективном обсуждении. Эта идея была взята у Ш.А. Амонашвили.
Затрагивая тему контроля, авторы Программы предлагают свести к минимуму экзамены. Для проверки знаний вполне достаточно зачетов и письменных контрольных работ.
Однако полная отмена устных опросов и экзаменов на современном уровне педагогической и познавательной культуры практически не возможно.
Особое место в Программе уделяется и домашним заданиям. В соответствии с программной парадигмой, их не стоит исключать, однако основную отработку тренировочных заданий следует осуществлять на уроке.
Таким образом, Программа предполагает два основных подхода к повышению эффективности учебного процесса:
- Опора на внутреннюю мотивацию учащихся.
- Опора на мотивы успешности, которые появляются у ученика в процессе обучения.
Источник: spravochnick.ru
Анализ программы «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, В.Н. Бунеевой
В результате анализа содержания программ по курсу словесности в начальных классах мы встретили изучение африканских народных сказок только в программе Р.Н. Бунеева, В.Н. Бунеевой.
Программа «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) носит синтетический характер, что выражается в её главных задачах — обучить детей навыку чтения, элементам литературного анализа, навыкам самостоятельного творчества.
В программе эти задача формулируются следующим образом: цель уроков чтения в начальной школе — научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель… — это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- 1) формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- 2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
- 3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, — через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
- 4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
Специфика программы — ориентация на развитие как языковых умений, так и воспитание читателя.
Линии, общие с курсом русского языка:
- — овладение функциональной грамотностью;
- — овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- — овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- — определение и объяснение своего эмоционально — оценочного отношения к прочитанному;
- — приобщение к литературе как искусству слова;
- — приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению: (1-й класс — «Капельки солнца»; 2-й класс — «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс — «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс — «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся.
Литературные произведения в программе рассматриваются как основной источник знакомства ребёнка с окружающим миром, осознания своего места в нём. Через литературу ученик вводится в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
Произведения при этом подбираются таким образом, чтобы представления ребёнка об окружающем его мире постепенно расширялись, т.е. по степени усложнения литературного материала. В 1 классе учащиеся читают литературу из жизни детей. Во 2 классе на фольклорных произведениях они познают, как велик окружающий их мир. Программа и учебники, созданные в соответствии с данной программой, ориентированы на поэтапное развитие ребенка.
Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотно-шения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем — через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1- м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Во 2- м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется.
Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло… Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.
В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя интереснейшими источниками чтения — фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, маленькую поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включенные в учебник для 3-го класса, позволяют показать детям мир литературы во всем его многообразии: здесь и классика русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современная детская литература.
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах.
Таким образом, изучение нескольких африканских сказок, в соответствии с программой, происходит во 2-м классе. При этом цель изучения — показать, что сказки всех народов мира несут в себе единую нравственную основу, строятся по единой структуре, в них фигурируют персонажи, наделенные одинаковыми качествами.
Ведущей из задач, в отличие от других программ по чтению, является активная направленность на формирование мировоззрения детей. Этому способствуют и специально отобранные произведения, и их систематизация по темам духовно-нравственного содержания, и характер вопросов, которые предлагаются в учебниках после текстов. Именно во 2-м классе логично провести урок внеклассного чтения, посвященный отдельному изучению африканских сказок. Возможно, внести такой урок в поурочное планирование и в 3-м классе, когда продолжается изучение сказок в связи с сопоставлением их с произведениями «взрослой» литературы.
Литературное образование младших школьников, таким образом, занимает особое положение в программе. Работа над литературным образованием учеников усложняется от класса к классу. Так, например, в 4 классе этому способствует систематизация учебного материала по видо-жанровым характеристикам: сказки, былины, басни, рассказы, мифы, библейские сказания, пьесы, стихи, произведения познавательного характера, повесть.
Начинается эта часть с элементарного разъяснения отличий рассказа от повести, сказки от сказочной повести. Текст разделён на порции (по нескольку глав каждая), между которыми вводятся вопросы и задания разъясняющего характера, а также направляющие дальнейшее чтение.
В остальных проанализированных нами программах («Литературное чтение» авторы В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова; «Чтение и литература» автор О.В. Джежелей; «Начальное литературное образование» автор В.А. Левин; «Азбука словесного искусства» авторы Л.Е.
Стрельцова, Н.Д. Тамарченко; «Родное слово» авторы Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова) народные африканские сказки не изучаются.
Источник: vuzlit.com