Программа борьбы с преступностью структура и виды

Содержание

В криминологической литературе советского периода проблема борьбы с преступностью в широком плане не относилась к предмету Криминологии. Больше речь шла о предупреждении преступности. Так, в Курсе советской криминологии (М. юр. лит. 1985. стр. 13) предупреждение преступности рассматривалось как наиважнейший составной элемент предмета криминологии, и это подтверждалось следующим тезисом: «Все ее предмета (криминологии) составные части: учение о преступности, концепция причин преступности, учение о личности преступника – являются базой для успешного решения проблемы предупреждения преступности».

В этом плане была разработана концепция предупреждения преступности, по этой проблеме вышел в свет специальный труд как результата целевого исследования ведущих криминологов того периода (см. Теоретические основы предупреждения преступности. М. 1977).

Такой узкий подход к проблемам борьбы с преступностью, очевидно, можно объяснить ограниченным охватом многообразия вопросов, которые с этим были связаны, в период становления криминологических исследований в стране.

Преступность в СССР. Почему борьба с криминалом не была эффективной в советское время

В последующем криминологи проблемы борьбы с преступностью стали рассматривать в более широком диапазоне, и в теоретическом и в практически-прикладном планах. Этой проблемой занялись криминологи – энтузиасты. В частности С.В. Бородин, который в 1990 году выпустил объемную книгу «Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы» (М. «Наука». 1990).

Этому особенно способствовало принятие Съездом народных депутатов РФ 14 декабря 1992 года постановления «О состоянии законности борьбы с преступностью и коррупцией», в котором устанавливалась необходимость строить борьбу с преступностью на основе комплексных государственных программ с охватом всех направлений и аспектов этой борьбы.

«Борьба с преступностью» — это понятие многоаспектное, разностороннее и весьма емкое по содержанию. Эта война с большим злом в обществе со своей стратегией и тактическими приемами. Точно так же, как преступность охватывает все общество, весь государственный организм, проникая во все их поры, она привлекает внимание всего общества, всего государственного механизма и каждого гражданина, которые и должны вносить свою лепту в борьбу с нею.

Первым направлением борьбы с преступностью следует считать официальную криминализацию всех общественно опасных деяний, человеческих поступков. Государство в лице его законодателя должно, если оно последовательно руководствуется принципом законности, определить исчерпывающий перечень всех реально совершаемых и потенциально общественно опасных деяний в качестве преступлений, установить для них адекватные меры ответственности и наказания в виде санкций по каждому составу преступления. Очень важно, и это мы подчеркиваем, чтобы санкции строго соответствовали характеру и степени общественной опасности преступления, были пропорциональны содеянному. Их неадекватность, допускаемая под видом гуманизации уголовной ответственности и наказания, открытая либерализация уголовной политики – все это самая вредная услуга эффективности борьбы с преступностью.

Организованная преступность и борьба с ней

Таким образом, процесс криминализации общественно-опасных деяний очерчивает контуры модели реальной и возможной преступности в стране, которая и привлекает к себе внимание государства и общества, делает ее объектом внимания в научно-теоретическом и практически-прикладном плане.

Процесс криминализации тем и важен в борьбе с преступностью, что им оповещаются все физические и юридические лица о недопустимости под угрозой уголовной ответственности и наказания совершения охваченных ею общественно-опасных деяний. Отсюда, доведение до правосубъектных лиц велений закона – это обязанность самого законодателя и соответствующих государственных органов. К сожалению, отсутствие налаженной право просветительной и правовоспитательной работы ослабляет потенциал самого уголовного закона в борьбе с преступностью, в ее предупреждении.

Вторым направлением борьбы с преступностью является многосторонняя предупредительно-профилактическая деятельность всех субъектов борьбы с преступностью.

Предупреждение преступности криминологами трактуется по разному, более узко или более шире. Сторонники данной концепции, авторы учебника по Криминологии под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского (М. Изд.

Бек, 1998, стр. 177) дают следующее понятие: «В криминологии предупреждение преступности рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных преступлений, а так же на удержание перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведения которых указывает на такую возможность».

Прямо скажем, мудреная формулировка и своеобразная, но в принципе приемлемая как один из вариантов пояснения того, что такое предупреждение преступности.

На наш взгляд, в качестве второго направления борьбы с преступностью скорее надо говорить о профилактике преступлений, предусмотренных уголовным законом, с учетом причин, условий и иных обстоятельств их совершения в реальной практике.

Поскольку проблемам профилактики преступлений мы посвятили относительно самостоятельный спецкурс лекций, ограничимся сказанным о втором направлении борьбы с преступностью.

Третье направление борьбы с преступностью заключается в уголовном преследовании лиц, совершающих реально конкретные преступления. Конечно, было бы здорово, если бы на уровне профилактики и предупреждения предотвращалось бы совершение преступлений. Но, увы, ни суровый уголовный закон, ни меры профилактики этого не обеспечивают, тем более, если они плохо организованы и мало действенны. Преступления совершают, и будут совершаться, и задачей борьбы с преступностью является обеспечить неотвратимость уголовной ответственности и наказания за каждое совершенное преступление.

Читайте также:
Не работает клавиатура в программе

А для этого необходимо, чтобы все совершенные преступления выявлялись, каждое выявленное преступление раскрывалось, а виновное в его совершении лицо изобличалось, передавалось суду и получало по заслугам адекватное наказание и должным образом его отбывало.

Четвертое направление в борьбе с преступностью охватывается деятельностью уголовно-исполнительной системы, которая и должна обеспечивать надлежащее отбывание наказания и эффективное исправительно-воспитательное воздействие на каждого осужденного, чтобы достигались основные цели исполнения наказания – исправления осужденного, предупреждения совершенных новых преступлений как в частно-предупредительном, так и общепредупредительном аспектах (ст. 1 УИК РФ). К сожалению, эти цели не находят должной реализации при существенном положении в российской уголовно-исполнительной системе. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что около 40% лиц, освобожденных, из исправительных учреждений вновь совершают преступления.

Таким образом, предупреждение рецидива преступлений приобретает характер относительно самостоятельного пятого направления борьбы с преступностью. Э то тем более важно, что количество лиц, осуждаемых условно, т.е. не к реальному отбыванию наказания, а также к иным наказаниям, не связанным с лишением свободы, составляет около 70% всех преступников. Для надлежащей ресоциализации и предупреждения рецидива преступлений они нуждаются внимания и эффективного исправительного воздействия со стороны не только структур уголовно-исполнительной системы, но и всех правоохранительных органов и учреждений социальной защиты, общественных организаций. Таким образом, здесь должно быть задействовано многообразие предупредительно-профилактических и исправительно-воспитательных мер со стороны различных субъектов борьбы с преступностью.

Прокрутить вверх

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).

Источник: zdamsam.ru

Профилактика преступности: региональная программа

Кравченко, Е. В. Профилактика преступности: региональная программа / Е. В. Кравченко. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/114/5481/ (дата обращения: 13.07.2023).

В специальной учебно-криминологической литературе в настоящее время встречается довольно большое количество терминов, которые обозначают все возможные направления деятельности российского государства и общества воздействия на преступность. К ним относятся профилактика преступности, борьба с преступностью, социальный контроль над преступностью и др.

Понятие «социальный контроль над преступностью» является, по нашему мнению, наиболее глубоким по своему содержанию, т. к. оно включает в себя борьбу и профилактику такого опасного и сложного социального явления как преступность. Подразумевается, что для общества наиболее актуальным является именно профилактическая деятельность государства в направлении снижения негативного влияния преступности на общественную жизнь социума вообще и каждого человека в частности. Действительно, проще и целесообразней предупреждать совершение преступлений, чем в дальнейшем задействовать колоссальные человеческие и экономические ресурсы в деятельности при восстановлении не только общественной справедливости, но также исправлении отдельных оступившихся членов общества. В особенности, если учесть, что в силу специфики отечественной уголовно-исполнительной системы, цели наказания (статья 43 УК РФ), как бы печально это ни звучало, достигаются далеко не всегда.

К сожалению, нередко поднимавшаяся проблема о привлечении специалистов-криминологов в ход социального управления так и не нашла своего решения. Как раз целостное объединение криминологических профилактических процедур с мероприятиями по систематическому совершенствованию остросоциальной действительности, вовлечение специалистов, дозволит предложить органам управления индивидуальные, рассчитанные на краткосрочную и долгосрочную будущность программы снижения преступности. Созданные на анализе создавшейся в рассматриваемом регионе криминогенной ситуации, а также оснований, порождающих данную ситуацию, аналогичные программы привлекут внимание органов управления на имеющиеся в реальности криминогенно значимые обстоятельства и тем самым послужат основой для корректировки управленческой деятельности.

Наиболее значимым направлением современной криминологической науки, исследований в области криминологии, научно- практических криминологических разработок являются вопросы, которые связаны с региональным исследованием преступности и ее профилактикой.

Традиционным предметом криминологии являются территориальные различия преступности. В своей истории изучение территориальной специфики преступности насчитывают более ста лет. Данную проблему рассматривали такие выдающиеся юристы прошлого как: М. Н. Гернет, П. Н. Ткачев, А. А. Герцензон, Е. Н. Тарковский и др. Эти ученые указали на взаимосвязь преступности с экономическими и социальными факторами, сделали попытку объяснить предпосылки преступного роста в отдельных регионах страны [4, с. 119–120].

Интерес к проблемам, связанным с изучением преступности на региональном уровне, также проявлялся и проявляется представителями отечественной современной криминологической школы. Обособление исследований, сделанных в области территориального изучения преступности в отдельное независимое направление позволяет раскрыть понятие «региональная криминология» [6, с. 14- 15]

Если рассматривать структуру модели региональной программы профилактики преступности, кажется, что наиболее приоритетным является анализ социально-экономического, культурного, политического и т. д. портрета рассматриваемого региона. Это дает нам право определить особенность данного региона и последовательно приступить к следующему этапу, а именно этапу анализа криминогенной обстановки в регионе. Криминогенная обстановка, сложившаяся в данном регионе, проявляет себя через те реальные, которые встречаются между характеристиками общественной целостности региона, с одной стороны, и характеристиками имеющейся зарегистрированной преступности, с другой. В этом случае криминогенная обстановка в регионе являет собой отражение состояния общественного организма на систему характеристик имеющейся преступности. Однако, если это так, то следует сделать вывод, что анализ криминогенной ситуации в регионе должен исходить из региональных характеристик социального пространства, образа жизни и личности [3, с. 246]

Проводя анализ криминогенной обстановки в данном регионе, мы приходим к выводу, что следующим этапом разработки системы профилактики должен являться этап определения целей данной системы. Общая установка целей криминологической профилактики преступности оказывается непосредственно в самой природе данной профилактики.

Читайте также:
Программа для создания фотоальбома отзывы

Ввиду того, что здесь мы говорим о деятельности, которая направлена на вытеснение обстоятельств, лежащих в основе преступности, жизнедеятельности определенного общественного организма, то становится очевидно, что целями криминологической профилактики выступают, в выявление обстоятельств, которые влияют на криминогенную обстановку и выработка необходимых рекомендаций для соответствующих подготовленных органов с конкретными предложениями по поводу, по крайней мере, парализации криминогенно значимых последствий общественного развития. Вероятно, что тот факт, что соответственно тому, как в территориальном разрезе видоизменяется и сама криминогенная обстановка не вызывает сомнения, должны также уточнятся и цели профилактики преступности, осуществляемой в том или ином регионе (выставление как универсальных, так и более узких, специальных целей). Вместе с тем следует учесть то обстоятельство, что при детализации целей региональной программы профилактики преступности, обязательно учитывается согласованность территориального и отраслевого принципов управления ресурсных гарантий обеспечения планируемых мероприятий. Действительно, нет смысла ставить перед органами управления такие цели, которые не могут быть достигнуты в рамках полномочий того или иного органа и в пределах имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Дав анализ криминогенной ситуации, определив основные цели криминологической профилактики региона, можно выделить следующий этап разработки программы. На данном этапе представляется выбор основных направлений деятельности управленческих органов в рассматриваемой системе.

Исходя из этого, криминогенная ситуация в регионе носит интегративный характер и обусловлена практической жизнедеятельностью социального организма региона. Кроме того, сама преступность выступает как системный объект. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что весь комплекс практических мероприятий по ее профилактике необходимо строить на принципах системности. Поскольку основные стороны деятельности по профилактике преступности должны составлять определенную систему, с характерными для любой системы признаками. Элементами системы призвано взаимно поддерживать, дополнять друг друга как по горизонтали, так и по вертикали, то есть — по иерархическим уровням организации общественного организма и процесса обуславливания преступности [3, с. 269]

Представляется, что в обобщенном виде стилизация основных направлений профилактики преступности можно гарантировать как раз при помощи установления связи данных направлений с основными обязанностями территориальной общности региона.

М. Н. Межевич, будучи одним из выдающихся специалистов изучения территориальных общностей, выделяет в качестве основных такие функции территориальных общностей, как: социально-демографическую, хозяйственно- экономическую, культурно-воспитательную, социально- политическую и экологическую. Межевич отмечает, что в совокупности эти функции определяют место, функциональное назначение территориальной целостности в обществе в целом, причем функциональное описание территориальной общности в целом дает нам представление о ней как о специфическом объекте планирования [5, с.58–60] И если это так, то само планирование, управление территориальной общностью, должно постоянно иметь своей целью гармоничное сочетание всех названных функций. Ведь, по существу, именно это преследует, в конечном итоге, программа предотвращения преступности.

1. Бафия Е. Проблемы криминологии. Диалектика криминогенной ситуации. М., 2013.

2. Раска Э. Э. Криминологическая профилактика преступности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Тарту, 1987.

3. Раска Э. Э. Указ. соч.

4. Социальные отклонения. М., 1989.

5. Межевич М. Н. Территориальная общность как объект социального планирования// Планирование социального развития городов. Выпуск 2. М., 1975.

6. Кондратюк Л. В. Криминологические проблемы, вытекающие из региональных различий преступности// Изучение территориальных особенностей насильственной преступности. М., 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): криминогенная обстановка, криминогенная ситуация, криминологическая профилактика преступности, общественный организм, социальное управление, профилактика преступности, регион, региональная программа профилактики преступности, социальный контроль, территориальная общность.

Похожие статьи

Региональная преступность и некоторые аспекты ее исследования

преступность, регион, социальная среда, Российская Федерация, криминальное равновесие, особенность преступности, особенность, направление, криминогенная обстановка, тип личности.

Понятие профилактики и борьбы с преступностью

Профилактика преступности: региональная программа. К ним относятся профилактика преступности, борьба с преступностью, социальный контроль над преступностью и др.

Меры специально-криминологической профилактики преступности в сфере.

Криминологическое прогнозирование предупреждения.

Профилактика преступности: региональная программа. К ним относятся профилактика преступности, борьба с преступностью, социальный контроль над преступностью и др.

Факторы региональной преступности несовершеннолетних.

Знание особенностей криминологической характеристики преступности

профилактика, преступность, девиантное поведение, несовершеннолетние, предупреждение.

Управление процессом профилактики правонарушений.

Анализ практического значения криминологического.

Профилактика преступности: региональная программа.

Профилактика преступности: региональная программа. В особенности, если учесть, что в силу специфики отечественной уголовно-исполнительной системы, цели.

Некоторые проблемы географии преступности на территории РФ

Профилактика преступности: региональная программа.

Ростов К.Т. Преступность в регионах России (социально-криминологический анализ). Соколов А.Ф. Особенности преступности в городах и сельской местности: Автореф.

Методы предупреждения имущественной преступности.

Методы предупреждения имущественной преступности несовершеннолетних и их совершенствование.

Преступность несовершеннолетних, оставаясь одним из важнейших показателей криминогенной обстановки в государстве, традиционно привлекает внимание.

Профилактика профессиональной (рецидивной) преступности.

При этом профессиональной преступности всегда присущ криминологический рецидив [2, с. 7].

Злостные, особо опасные, «привычные» преступники существенно осложняют криминогенную обстановку, совершая значительную часть тяжких преступлений.

О современной криминогенной обстановке в России.

Поэтому представляют интерес следующие вопросы: какова криминогенная обстановка в России в настоящее время; какова криминологическая характеристика преступности, в том числе и отдельных видов преступлений.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Похожие статьи

Региональная преступность и некоторые аспекты ее исследования

преступность, регион, социальная среда, Российская Федерация, криминальное равновесие, особенность преступности, особенность, направление, криминогенная обстановка, тип личности.

Понятие профилактики и борьбы с преступностью

Профилактика преступности: региональная программа. К ним относятся профилактика преступности, борьба с преступностью, социальный контроль над преступностью и др.

Меры специально-криминологической профилактики преступности в сфере.

Криминологическое прогнозирование предупреждения.

Профилактика преступности: региональная программа. К ним относятся профилактика преступности, борьба с преступностью, социальный контроль над преступностью и др.

Читайте также:
Принципы построения и основные задачи выполняемые серверными программами

Факторы региональной преступности несовершеннолетних.

Знание особенностей криминологической характеристики преступности

профилактика, преступность, девиантное поведение, несовершеннолетние, предупреждение.

Управление процессом профилактики правонарушений.

Анализ практического значения криминологического.

Профилактика преступности: региональная программа.

Профилактика преступности: региональная программа. В особенности, если учесть, что в силу специфики отечественной уголовно-исполнительной системы, цели.

Некоторые проблемы географии преступности на территории РФ

Профилактика преступности: региональная программа.

Ростов К.Т. Преступность в регионах России (социально-криминологический анализ). Соколов А.Ф. Особенности преступности в городах и сельской местности: Автореф.

Методы предупреждения имущественной преступности.

Методы предупреждения имущественной преступности несовершеннолетних и их совершенствование.

Преступность несовершеннолетних, оставаясь одним из важнейших показателей криминогенной обстановки в государстве, традиционно привлекает внимание.

Профилактика профессиональной (рецидивной) преступности.

При этом профессиональной преступности всегда присущ криминологический рецидив [2, с. 7].

Злостные, особо опасные, «привычные» преступники существенно осложняют криминогенную обстановку, совершая значительную часть тяжких преступлений.

О современной криминогенной обстановке в России.

Поэтому представляют интерес следующие вопросы: какова криминогенная обстановка в России в настоящее время; какова криминологическая характеристика преступности, в том числе и отдельных видов преступлений.

Источник: moluch.ru

Предупреждение и профилактика преступлений в системе мер борьбы с преступностью.

. Борьба с преступностью представляет собой органическое единство трех направлений:

  • общей организации борьбы;
  • предупреждения преступности;
  • правоохранительной деятельности.

Общая организация борьбы с преступностью включает в себя составляющие, рассмотренные ниже.

1. Информационно-аналитическую деятельность по регистрации проявлений преступности, изучению этих проявлений, их причинности и детерминации, результатов борьбы с преступностью на предшествующих этапах и оценке соответствующих данных. Осуществляется это путем создания систем учетов преступности, статистической отчетности; текущей аналитической деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью; развития криминологических исследований, использования теоретических обобщений получаемых сведений.

2. Криминологическое прогнозирование. Криминологический прогноз – это оценка будущего состояния преступности и иных криминологически значимых последствий тех или иных управленческих решений.3. Определение стратегии борьбы с преступностью. На основе оценок криминологической ситуации (т. е. преступности, ее причинности, детерминации, состояния борьбы с ней), прогноза и рекомендаций специалистов по дальнейшей борьбе с преступностью государство как основной субъект организации этой борьбы определяет ее стратегию.

4. Программирование борьбы с преступностью. Различают долгосрочное программирование, максимально отражающее стратегию борьбы с преступностью, среднесрочное (как правило, на два года) и краткосрочное (на квартал, полугодие).

Программирование борьбы с преступностью увязывается с программированием экономического, социального и политического развития общества и государства. Сейчас можно сказать и иначе: борьба с преступностью должна быть органической частью политики в обществе – как государственной, так и политической деятельности различных негосударственных структур, институтов гражданского общества.5. Законотворчество в сфере борьбы с преступностью. Законотворческая работа тесно связана с программированием борьбы с преступностью. Если действующий закон не обеспечивает борьбу с новыми характеристиками криминальной и криминогенной ситуации в стране, требуется серьезная и целенаправленная работа по изменению, дополнению законов или созданию принципиально новых нормативных актов.

6. Реализация программ борьбы с преступностью, их корректировка и координация деятельности по борьбе с преступностью. Непосредственное обеспечение реализации программ борьбы с преступностью носит многоаспектный характер.

Оно включает управленческую деятельность, контроль, подбор кадров, их подготовку, оптимальную расстановку, организацию повышения квалификации, переподготовку с учетом новых криминологических и более широких социальных реалий, разработку новой техники, ресурсное обеспечение борьбы с преступностью, анализ эффективности принимаемых и корректировку реализуемых программ.7. Организация и развитие научных исследований в области борьбы с преступностью. В данном случае речь идет о развитии сети научно-исследовательских учреждений и о подготовке научных кадров, совершенствовании методики исследований, внедрении результатов достижений науки в практику. Наряду с криминологическими существенное значение имеет развертывание междисциплинарных и комплексных исследований.

8. Правоохранительнаядеятельность.Применительно к преступности она включает применение предусмотренных законом мер к лицам, совершающим преступления, и мер по восстановлению нарушенных преступлениями прав и законных интересов жертв этих преступлений, возмещению причиненного вреда.

Задачи и основополагающие начала борьбы с преступностью. Наиболее важными среди них можно считать следующие.

1. Примат предупредительной деятельности над правоохранительной, а в предупредительной деятельности – примат мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней над предусмотренными законом ограничениями.

2. Применение мер, ограничивающих права и свободы граждан, только по фактам нарушения закона и в предусмотренных законом случаях.

3. Обеспечение неотвратимости предусмотренной законом ответственности виновных лиц за преступления.

4. Осуществление борьбы с преступностью всем обществом, всем населением.

5. Осуществление борьбы в режиме законности, только в рамках конституции государства, не противоречащих ему других законов и подзаконных актов, с соблюдением международно-правовых норм.

6. Подконтрольность народу органов, участвующих в борьбе с преступностью.

7. Комплексное осуществление борьбы с преступностью.

8. Обеспечение равенства всех физических и юридических лиц перед законом.

9. Экономия уголовной репрессии и применение наказания в виде лишения свободы только в случаях, когда иное решение чревато опасностью появления новых жертв преступлений и иного значительного вреда.

10. Международное и двустороннее сотрудничество государств в борьбе с преступностью.

Индивидуальное предупреждение преступления. Как уже говорилось ранее, индивидуальное предупреждение – это прежде всего воздействие на тех лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и их социальную среду. Данный вид деятельности представляет собой целенаправленную работу с конкретным человеком и его ближайшим окружением.

В детализированном виде объектами индивидуального предупреждения преступного поведения являются:

1. антиобщественное поведение и образ жизни лица, совершение преступления которого достаточно вероятно;

2. криминологически значимые личностные характеристики человека, определяющие деформацию его поведения;

3. криминологически значимые психофизиологические особенности (в меру их подверженности исправлению, изменению, лечению);

4. непосредственные условия неблагоприятного формирования и жизнедеятельности личности, прежде всего в семье, ином бытовом окружении;

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru