Мусаелян М.Ф., старший научный сотрудник отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, член Российской криминологической ассоциации.
Автор исследует проблему профилактики экстремизма как одно из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации, подвергает анализу сложившуюся криминальную ситуацию, связанную с антиконституционной деятельностью неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности, а также проблему отсутствия в Российской Федерации государственной молодежной политики. В работе обосновывается необходимость усиления целенаправленной работы по профилактике экстремизма (преступлений экстремистской направленности), в том числе среди несовершеннолетних, по искоренению причин, порождающих экстремизм и способствующих его росту в стране. Автор предлагает некоторые практические рекомендации построения профилактической стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации.
Нормативно-правовая база борьбы с экстремизмом и терроризмом
В настоящее время экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Выступая 6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент РФ Д.А. Медведев отметил рост в 2008 г. количества преступлений экстремистского характера на треть и обратил внимание на то, что экстремизм — это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество .
См.: Галимова Н. Медведев ополчился на «спекулянтов». Как отделить экстремистов от недовольных? // Московский комсомолец. 2009. 7 февр. С. 2; Баранов А. Дмитрий Медведев — милиции: Законы о коррупции есть — действуйте! // Комсомольская правда.
2009. 7 февр. С. 2.
Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации является его профилактика, т.е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» принцип приоритета мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, является одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности. В соответствии со ст. 3 названного Закона основными направлениями противодействия этой деятельности являются: 1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению; 2) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
Как видим, законодатель отмечает, что противодействие экстремистской деятельности (в том числе деятельности неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности и экстремистских сообществ), преступлениям экстремистской направленности должно быть комплексным, ориентированным на их пресечение не только уголовно-правовыми, но и предупредительно-профилактическими мерами. И это верно, так как одними только уголовно-правовыми запретами и карательными мерами, на наш взгляд, экстремизм искоренить нельзя. Поэтому предупреждение экстремизма путем использования возможностей всех государственных структур и общественных объединений должно стать одним из основных направлений государственной политики в данной сфере.
Радикализм. Экстремизм. Терроризм
По нашему мнению, отсутствие в настоящее время необходимой профилактики в сфере экстремистской преступности является одной из основных причин безудержного роста экстремизма и национализма в Российской Федерации. Так, по данным Следственного комитета при Прокуратуре РФ в 2008 г. в России зарегистрировано 460 преступлений экстремистской направленности, что на 29% больше, чем в 2007 г. Наибольшее число подобных преступлений совершено в Москве — 93 . По данным ФСБ России, за 10 месяцев 2008 г. на территории Центрального федерального округа Российской Федерации зафиксировано 135 преступлений экстремистской направленности, что практически вдвое выше показателей аналогичного периода 2007 г. .
См.: Александр Бастрыкин, председатель СКП РФ об экстремизме // Московский комсомолец. 2009. 13 февр. С. 2.
См.: Феклюнин С. Председатель Национального антитеррористического комитета России, директор ФСБ России Александр Бортников: о росте экстремизма в Центральной России // Московский комсомолец. 2008. 28 нояб. С. 3.
В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко — несовершеннолетние лица 14 — 18 лет. Как отмечает председатель Следственного комитета при Прокуратуре РФ А. Бастрыкин, большинство преступлений экстремистской направленности совершается несовершеннолетними, «сознание которых отравлено националистической пропагандой» . Поэтому в целях пресечения роста экстремистской преступности в Российской Федерации и обуздания криминальной ситуации в данной сфере представляется целесообразным усилить профилактическую работу среди несовершеннолетних путем проведения мер воспитательно-профилактического характера уже со школьной скамьи. Подобная работа по противодействию экстремистской деятельности должна осуществляться в первую очередь со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма (ст. 5 Закона «О противодействии экстремистской деятельности»).
См.: Александр Бастрыкин. Указ. соч. С. 2.
Полагаем, что раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных экстремистских действий. Подросткам следует прививать основы толерантности путем организации, например, уроков толерантности, просветительских программ (в том числе по телевидению), семинаров, международных фестивалей по вопросам толерантности. В школьные программы необходимо ввести курсы по изучению культур, обычаев, традиций и религий разных народов России, более глубокому познанию их национальных особенностей. Все это должно стать частью общегосударственной образовательной программы.
Кроме того, необходимы регулярные встречи и беседы представителей МВД, ФСБ, прокуратуры России, отделов образования с подростками в школах, средних и высших профессиональных учебных заведениях и т.п. Думается, именно такие мероприятия наряду с публичными, широко освещаемыми в средствах массовой информации судебными процессами над экстремистами заложат прочную основу для толерантного воспитания будущих поколений, в перспективе сформируют у них устойчивое негативное отношение к экстремистским деяниям, лицам, их совершившим, и будут эффективным способом предотвращения заражения общества экстремистско-националистическими идеями .
Некоторые шаги в этом направлении уже предпринимаются российскими властями. Так, в Российской Федерации с недавних пор отмечается Международный день толерантности (16 ноября); в ноябре 2008 г. в Москве прошел первый детский фестиваль, посвященный толерантности «Tolerance Team», в котором приняли участие 1200 учащихся московских гимназий, лицеев и школ.
Для профилактики экстремистской деятельности необходимо также усилить контроль государства за регистрацией и деятельностью на территории России различного рода общественных и религиозных объединений, движений, иных организаций (например, благотворительных организаций, движений против нелегальной иммиграции, военно-патриотических, военно-спортивных, военно-исторических клубов и т.п.) с целью недопущения экстремистских проявлений в их деятельности. В ст. 9 Закона «О противодействии экстремистской деятельности» предусматривается, что в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Однако на практике подобного рода общественные и религиозные объединения, иные организации, движения, клубы и т.п. создаются, как правило, с какой-либо определенной, вполне законной целью, хотя в действительности преследуют экстремистско-националистические цели. Заметим также, что в настоящее время в Российской Федерации действуют более 300 молодежных экстремистских организаций (группировок) со строгой дисциплиной и иерархией .
Подробнее об этом см.: Мусаелян М.Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. N 3. С. 22 — 23.
Неотъемлемой частью профилактики экстремизма является также контроль со стороны соответствующих государственных органов (в первую очередь правоохранительных органов) за недопущением распространения в средствах массовой информации экстремистских материалов, например националистических выступлений в прессе и по телевидению, экстремистских публикаций, фото- и видеоматериалов в Интернете и т.п. В связи с этим необходимо отметить, что согласно ст.
13 Закона «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В Российской Федерации запрещается также распространение экстремистских материалов через средства массовой информации и осуществление ими экстремистской деятельности (ст. 11 Закона «О противодействии экстремистской деятельности»). Несмотря на то что вышеназванный Закон устанавливает запрет на распространение экстремистских материалов (в том числе через средства массовой информации), а также их производство или хранение в целях распространения, правоохранительные органы нередко своевременно не реагируют или даже «не замечают» факты распространения в средствах массовой информации экстремистских материалов. Их действия в этой области в основном носят фрагментарный характер и не приносят желаемых результатов.
Особо следует отметить о необходимости предупредительно-профилактической работы по ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, «националистических» убийств и т.п. Заметим также, что в Интернете регулярно размещаются фото- и видеоматериалы с шокирующими кадрами казни людей другой национальности или вероисповедания (например, «нерусских») — своего рода видеопособия для начинающих экстремистов. Полагаем, что правоохранительные органы должны вести постоянную, целенаправленную предупредительно-профилактическую работу по предотвращению размещения в Сети подобных пропагандистских материалов.
В настоящее время в Интернете существует около десяти тысяч сайтов, которые распространяют идеологию экстремизма и терроризма . Учитывая, что экстремистско-националистические и экстремистско-террористические сайты создаются, как правило, за пределами России, для противодействия размещению в Интернете информации экстремистско-националистического и экстремистско-террористического характера и пресечения экстремистско-террористической пропаганды необходимо прежде всего создание эффективной международной правовой базы и международное сотрудничество государств в данной сфере. Заметим, что Закон «О противодействии экстремистской деятельности» предусматривает возможность международного сотрудничества Российской Федерации (в соответствии с международными договорами Российской Федерации) в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом (ст. 17).
См.: Федотова Д. Сотрудники ФСБ примут ислам на вооружение для борьбы с исламистами // Московский комсомолец. 2009. 16 апр. С. 2.
Важнейшей составляющей профилактической стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации является вынесение судами справедливых приговоров по преступлениям экстремистской направленности .
Неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности является одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности (ст. 2 Закона «О противодействии экстремистской деятельности»).
В связи с этим необходимо отметить, что в последнее время нередко имеют место неоправданно мягкие приговоры в отношении экстремистов и случаи их оправдания судами присяжных, виновные лица приговариваются к условным срокам наказания или малозначительным штрафам. Суды присяжных либо оправдывают обвиняемых в совершении преступлений экстремистской направленности, либо не признают расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду как мотив совершенных преступлений . Безусловно, одной из причин этого является неудовлетворительная работа правоохранительных органов, в частности недоработки и упущения органов расследования. Однако нельзя не согласиться с профессором Я.И. Гилинским, по мнению которого «систематичность оправдательных вердиктов присяжных по «преступлениям ненависти» отражает и тот факт, что, по данным социологических опросов, 60 — 65% населения поддерживают националистический лозунг «Россия для русских», а присяжные как раз и представляют интересы большинства» .
Полагаем, что именно это является одной из основных причин несопоставимо (угрозе экстремизма) малого количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности по статьям УК РФ о преступлениях экстремистской направленности. Так, по данным ФСБ России, в 2008 г. в Российской Федерации за преступления, связанные с экстремистской и террористической деятельностью, было осуждено около 900 человек. См.: Московский комсомолец. 2008. 19 дек. С. 2.
См.: Гилинский Я.И. «Преступления ненависти» в современной России // XX Международный балтийский криминологический семинар (Санкт-Петербург, 29 июня — 1 июля 2007 г.). СПб., 2007. С. 10.
Заметим также, что экстремизм — явление, нередко порождающее «ответный экстремизм». Поэтому неадекватное реагирование или преступное бездействие правоохранительных органов в борьбе с экстремистской преступностью, вынесение судами неоправданно мягких приговоров в отношении экстремистов или их оправдание судами присяжных порождают в стране ответные экстремистские действия со стороны представителей «потерпевших» национальностей (в основном национальных меньшинств) и их экстремистско-националистических группировок.
Исходя из вышеизложенного полагаем необходимым усилить контроль за регистрацией правоохранительными органами преступлений экстремистской направленности, а также их квалификацией по «экстремистским» статьям Уголовного кодекса РФ; более профессионально организовать подбор присяжных заседателей (в том числе по национальному признаку) для участия в судебных процессах по «экстремистским» деяниям (и не только) ; проводить целенаправленную работу по повышению ответственности присяжных заседателей. Все это в целом будет способствовать назначению судами справедливых наказаний, а следовательно, профилактике преступлений экстремистской направленности.
Естественно, это потребует внесения изменений в соответствующие законодательные акты, в частности в ФЗ от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».
Кроме того, следует отметить, что для эффективной профилактики экстремизма необходима четкая государственная молодежная политика в России: если государство не займется молодежью, ею займутся другие — проповедники ваххабизма, фашизма и национализма. Именно молодежь должна быть проводником идей толерантности, укрепления межнациональных отношений. В связи с этим следует отметить об отсутствии в настоящее время федерального закона, регулирующего вопросы государственной молодежной политики в Российской Федерации. В настоящее время действует Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» , а также ряд местных законов, например Закон г. Москвы от 28 января 2004 г. N 4 «О молодежи» . Поэтому сегодня необходимо развитие федеральной законодательной базы о государственной молодежной политике, в частности принятие федерального закона «О государственной молодежной политике в Российской Федерации» (или «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации»). Заметим, что работа по принятию указанного федерального закона ведется с 1998 г. В частности, 27 октября 1999 г. Государственной Думой был принят и 11 ноября 1999 г. Советом Федерации одобрен федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», который, однако, был отклонен Президентом РФ . Напомним: в Советском Союзе был принят и действовал (хотя и недолго) Закон СССР от 16 апреля 1991 г. N 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» .
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 903.
Ведомости Московской городской Думы. 2004. N 3.
См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 апреля 2004 г. N 350-IV ГД «О Федеральном законе «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 17. Ст. 1598.
Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 19. Ст. 533.
Таким образом, профилактика экстремистской деятельности является важнейшим направлением противодействия экстремизму в нашем государстве. Эффективная борьба с экстремистскими проявлениями невозможна без проведения целенаправленной работы по профилактике экстремизма, искоренению причин, его порождающих и способствующих его росту в стране. Именно от тактики опережения, предупреждения и оперативного пресечения криминальной ситуации сегодня многое зависит в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации.
Библиография
Александр Бастрыкин, председатель СКП РФ об экстремизме // Московский комсомолец. 2009. 13 февр.
Баранов А. Дмитрий Медведев — милиции: Законы о коррупции есть — действуйте! // Комсомольская правда. 2009. 7 февр.
Галимова Н. Медведев ополчился на «спекулянтов». Как отделить экстремистов от недовольных? // Московский комсомолец. 2009. 7 февр.
Гилинский Я.И. «Преступления ненависти» в современной России // XX Международный балтийский криминологический семинар (Санкт-Петербург, 29 июня — 1 июля 2007 г.). СПб., 2007. С. 10.
Мусаелян М.Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. N 3.
Федотова Д. Сотрудники ФСБ примут ислам на вооружение для борьбы с исламистами // Московский комсомолец. 2009. 16 апр.
Феклюнин С. Председатель Национального антитеррористического комитета России, директор ФСБ России Александр Бортников: о росте экстремизма в Центральной России // Московский комсомолец. 2008. 28 нояб.
Экстремизм как угроза безопасности Российской Федерации и современные методы борьбы с ним
Экстремизм в соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» на сегодняшний день считается одной из главных угроз безопасности государству. В настоящее время видов экстремистской деятельности известно достаточно много, что оказывает влияние на необходимость достаточно разноплановой профилактики подобных преступлений. Какие виды профилактики существуют на сегодняшний день для предотвращения распространения угроз экстремизма, и какие службы занимаются такой деятельностью?
Нормативно-правовая база
Борьба с экстремизмом не может осуществляться в должной степени без использования соответствующей юридической, нормативно-правовой базы. Наличие качественной правовой поддержки обусловлено тем фактом, что преступления, относимые к нарушениям закона, имеющим экстремистскую направленность, могут совершаться в различных сферах жизни общества и государства и покушаться на всевозможные устои безопасности государства.
По этой причине на уровне федеральной законодательной власти был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Вступил в силу данный закон 25 июля 2002 года.
Несмотря на небольшой объем данного документа (в законе содержится 17 статей), он осуществляет детальную проработку всех основных вопросов, которые касаются непосредственного предупреждения распространения экстремистских идей на территории Российской Федерации.
Кроме того, данный закон предусматривает необходимость установления различных форм ответственности в отношении тех физических и юридических лиц, которые осуществляют распространение идей экстремистского характера с целью привлечения новых соратников в ряды лиц, являющихся приверженцами экстремистских идей.
Важным завоеванием данного закона следует считать то, что именно в нем закреплена возможность международного сотрудничества с целью борьбы с различными проявлениями экстремистской деятельности.
Для реализации возможностей привлечения к ответственности лиц, занимающихся распространением и претворением в жизнь экстремистских идей, в Уголовном Кодексе Российской Федерации целый ряд статей также назначает ответственность за совершение такого рода преступлений.
Способы и методы борьбы с экстремизмом
Так как экстремизм сегодня считается достаточно серьезной угрозой и признан таковой на всем земном шаре, то и меры противодействия ему разрабатываются и на уровне международного, и на уровне национального законодательства.
Одним из основных методов борьбы с экстремизмом в части его предупреждения является использование различных способов профилактики распространения экстремистских идей. К наиболее распространенным видам такой профилактики относятся:
- проведение профилактической работы среди тех групп населения, кто наиболее серьезно подвержен влиянию идей экстремистского толка;
- анализ распространяемой информации относительно наличия в ней идей экстремистского толка;
- проверка всех сообщений, которые касаются совершения различного рода преступлений, направленных против существующего конституционного строя;
- принятие мер для снятия социальной и экономической напряженности среди тех слоев населения, которые могут стать «рассадником» различного рода экстремистских высказываний, выливающихся в последующем в активное или пассивное противодействие действующей власти и ставящие целью свержение существующего режима на территории Российской Федерации.
В настоящее время распространение таких высказываний и идей все чаще можно наблюдать в сети интернет, что обусловило необходимость тщательного контроля за той информацией, которая активно распространяется в глобальной сети.
Наиболее действенными способами профилактики в сети интернет всей распространяемой информации следует считать мониторинг всего распространяемого контента, в том числе тематического, который может встречаться на различных ресурсах и в социальных сетях. В случае если такая информация была обнаружена, сотрудники уполномоченных ведомств принимают все допустимые в рамках закона действия, направленные на прекращение распространения такой информации. Чаще всего такое прекращение сводится к блокировке сайтов-распространителей такой информации, а также групп экстремистской направленности в социальных сетях.
В настоящее время в сети интернет профилактика распространения экстремистских идей вступила на новый виток в виде блокировки потенциально опасных программ и ресурсов для обмена сообщениями путем использования сети интернет. Это позволяет существенно ограничить возможности взаимодействия между экстремистами и лицами, которые разделяют их взгляды.
Какие государственные органы занимаются противодействием?
Противодействие экстремизму на сегодняшний день поставлено в качестве главной цели для существования и функционирования подавляющего большинства государственных органов. Это обусловлено необходимостью плотного взаимодействия между различными государственными органами разных уровней власти для более полной проработки ситуации с распространением тех или иных экстремистских идей.
Предотвращение распространения идей экстремистского характера возложено в качестве одной из обязанностей, в первую очередь, на органы Федеральной службы безопасности, так как эта структура занимается анализом сложившейся ситуации в государстве, а также перспектив дальнейшего развития такой ситуации и принятие тех или иных мер для предотвращения расширения угроз государству.
Кроме Федеральной службы безопасности, обязанности по профилактике возможных преступлений экстремистской направленности возложены на Министерство внутренних дел Российской Федерации и его структурные подразделения, непосредственно занимающиеся обеспечением общественного правопорядка.
В случае если речь идет о выявлении и последующем расследовании преступлений, которые по своему содержанию могут быть отнесены к экстремистской деятельности, то такие мероприятия находятся в ведении Следственного Комитета Российской Федерации, а в качестве представления обвинения – Прокуратуры Российской Федерации.
В опосредованном виде для обеспечения защиты интересов государства от лиц или группировок, распространяющих экстремистские идеи, могут быть привлечены также и другие государственные органы, в чьи непосредственные обязанности не входит обеспечение безопасности государства, но которые могут использовать имеющиеся у них ресурсы и возможности для защиты тех или иных интересов государства (например, Роскомнадзор в части регулирования процедуры блокировки интернет-сайтов и других аналогичных площадок для пресечения распространения информации, содержащей экстремистские идеи).
На сегодняшний день противодействие экстремизму в Российской Федерации проводится в достаточно большом объеме путем реализации различных мер и способов противодействия распространению таких идей. Для того чтобы борьба с этой угрозой безопасности государства носила более качественный характер, с 2002 года в государстве на федеральном уровне активно прорабатывается законодательная основа такой борьбы, на первое место в которой выведена возможность профилактики распространения таких идей.
Кроме того, для оказания качественной борьбы с такими идеями на сегодняшний день привлекаются не только специализированные органы, в чьи непосредственные обязанности входит такая борьба, но и те органы, которые не занимаются непосредственно обеспечением безопасности Российской Федерации, но с помощью имеющегося у них функционала могут оказать существенную помощь в таком разрешении возникающих проблем.
Источник: pravo.team
Кто и как борется с экстремизмом в России
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции участвуют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
К федеральным органам государственной власти, активно работающим на данном направлении, относятся территориальные органы МВД РФ, ФСБ РФ, Следственного комитета РФ, Министерства юстиции России, Федеральной миграционной службы России, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Прокуратурой координируется их деятельность, а также осуществляется непосредственная работа по противодействию проявлениям экстремизма. Особенно много зависит от профилактических мер, принимаемых органами государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.
В их числе не только обеспечение эффективной защищенности объектов массового пребывания граждан от террористических актов, как крайнего проявления экстремизма, но и иная работа.
Это ведение пропаганды толерантного отношения к представителям различных национальностей и конфессий, осуществление в рамках реализации принятых планов, программных документов воспитательной работы в образовательных учреждениях, и, что немало важно — своевременное решение жизненно важных для населения социальных вопросов, таких как незанятость населения, отсутствие стабильного заработка, что часто провоцирует перерастание бытовых конфликтов в этнополитические.
Также степень защищенности граждан от экстремистских посягательств в значительной мере зависит не только от государственных структур, но и от бдительности граждан и понимания сути происходящих вокруг нас событий.
Каждому гражданину нужно проявлять активность в общественной жизни, своевременно сигнализировать в правоохранительные органы, органы прокуратуры о фактах возбуждения социальной, расовой, национальной или религиозной розни, вовлечения в неформальные группировки экстремистского толка молодежи, пропаганде и публичном демонстрировании нацистской атрибутики, призывов к осуществлению, финансированию указанных деяний, распространения экстремистских материалов, либо материалов содержащих признаки экстремизма.
Прокуратурой района на постоянной основе проводятся проверки соблюдения законодательства о противодействии экстремизму, в случае если Вам стало что-либо известно о такой незаконной деятельности общественных организаций или граждан, просим Вас обращаться в прокуратуру Выселковского района, которая расположена по адресу: ст. Выселки, пер. Кутузова, 1 «а» или в ОМВД России по Выселковскому району, телефон дежурной части – 8 (861-57) 73-2-98 или 02.
Источник: vlast-sovetov.ru