Одним из важнейших показателей боеспособности и боевой готовности подразделений и воинской части в целом является уровень полевой выучки и ее основы – тактической подготовки. Она позволяет наиболее полно реализовать принцип: учить войска тому, что необходимо на войне, обеспечивает комплексное обучение военнослужащих и подразделений ведению боя.
В ходе боевой подготовки личный состав приобретает различные знания и умения. Но практические навыки в действиях на поле боя, эффективном применении вооружения и военной техники, слаженность мотострелковых подразделений и взаимодействия их с подразделениями родов войск и специальных войск в различных видах боевой деятельности вырабатывается только на тактических занятиях и учениях. В силу этого тактическая подготовка как процесс обучения войск приемам и способам ведения боя является главным и определяющим предметом в системе боевой подготовки. В зависимости от развития вооружения и военной техники, организации войск, характера и способов ведения боя изменяются и усложняются задачи, решаемые в ходе тактической подготовки.
Спецкурс: тактика боя, основы.
В зависимости от категорий обучаемых, уровня их подготовки, цели занятия и других факторов используются различные методы обучения. Методы обучения Объяснение, показ, упражнение, практическая работа
Так, для приобретения теоретических знаний й применяются лекционный метод, рассказ (объяснение), беседа, показ (демонстрация) и самостоятельное изучение учебного материала;
для формирования умений и навыков – упражнение (тренировка) и практическая работа.
В ходе тактической подготовки при обучении отделения и взвода применяется несколько методов в сочетании друг с другом:
- на тактико-строевых занятиях – упражнение (тренировка), объяснение, показ (демонстрация);
- на тактических занятиях, боевых стрельбах и комплексных тактических занятиях – практическая работа, упражнение (тренировка);
- на разборах – объяснение и показ (демонстрация).
Методы обучения нельзя рассматривать в отрыве от форм обучения. Формы обучения Тактико-строевые и тактические занятия, комплексные тактические занятия и боевые стрельбы Формы и методы обучения следует применять творчески. Умелое их сочетание позволит успешнее достигнуть поставленные учебные цели, откроет широкие возможности для осуществления принципа единства обучения и воспитания. Поэтому при планировании занятий по тактической подготовке командир подразделения для достижения поставленной цели должен правильно определить, какие применить формы и методы обучения, чтобы выработать у обучаемых навыки и умения действовать на поле боя, в какой последовательности проводить занятия, чтобы постепенно усложнять условия обучения, переходить от простого к более сложному.
Формы и методы обучения не являются незыблемыми и постоянными. На их развитие непрерывно влияют изменения в содержании тактической подготовки как предмета обучения.
Мастерство руководителя занятий заключается в том, чтобы определить главное звено в обучении, основной элемент или прием, конкретную сумму знаний, усвоение которых приведет к повышению боеготовности подразделения. Это мастерство приобретается кропотливым трудом, творческим поиском новых, более совершенных, форм и методов обучения личного состава, внедрением в практику обучения всего нового и полезного, что появляется в лучших подразделениях.
Навыки и все, все, все. Военнослужащие: программа боевой подготовки и приоритеты (18+).
Для войск связи, по самой деятельности имеющими дело с военной техникой связи, особое место занимает технико-тактическая (техническая) подготовка.Техническая подготовка предназначена для обучения личного состава владению военной техникой, выработке умений и навыков, необходимых для технически грамотной ее эксплуатации, поддержания в боевой готовности и умелого применения в бою.
Основными задачами обучения по технической подготовке считаются:
* изучение устройства штатной боевой техники и приборов;
* приобретение навыков в эксплуатации штатной боевой техники и приборов, их техническом обслуживании и поддержании в постоянной боевой готовности, обнаружении и устранении простейших неисправностей.Занятия по технической подготовке с офицерами, сержантами организуются в системе командирской подготовки, а с личным составом других категорий — в масштабе взвода, роты (батареи).Занятия в системе командирской подготовки проводят наиболее подготовленные офицеры части; занятия с сержантами и другими категориями военнослужащих — командиры рот (батарей), взводов и командиры отделений (расчетов). С механиками-водителями боевых машин занятия проводятся в группе.
Руководит занятием старший техник роты (батареи) или заместитель командира батальона (дивизиона) по технической части. Иногда занятия по технической подготовке с личным составом могут проводиться по группам в масштабе батальона (дивизиона) или части.
Занятия проводятся, как правило, на штатном вооружении, технике или тренажерах, стендах, макетах и др.Основные виды занятий по технической подготовке — групповые и практические. На групповых изучается теоретический материал в объеме, необходимом для правильного понимания сущности и принципов работы аппаратуры и механизмов.
Основу технической подготовки личного состава составляют практические занятия. В них главное внимание должно уделяться изучению устройства вооружения и военной техники; умению правильно ее эксплуатировать; устранению простейших неисправностей.Используются следующие методы обучения: рассказ с показом, практическая работа по обслуживанию вооружения и техники, тренировки.
Основные формы обучения — занятия в составе подразделений в парках и в поле на штатной технике, в кружках; комплексные занятия по некоторым элементам; тренировки и др.Личный состав необходимо учить аккуратному и бережному обращению c механизмами, деталями, аппаратурой и строгому соблюдению требований безопасности при работе с ними.Методика проведения занятий по технической подготовке имеет ряд особенностей. Первая заключается в том, что руководителю необходимо тщательно продумать, какой вид занятия выбрать.
Важную роль в достижении его цели играют определение места проведения, т. е. на какой базе оно состоится, определение количества учебных вопросов занятия и распределение времени на их отработку.При подготовке руководитель обычно разрабатывает один документ (план, план-конспект или конспект). В отдельных случаях могут разрабатываться карточки произвольного образца с изложением отдельных вопросов, схем, зарисовок и т. д.Подготовку обучающихся руководитель обычно начинает еще на предыдущем занятии, где ставит задачу на очередное занятие и может уточнять место его проведения.Его выбирают с таким расчетом, чтобы тема занятия была отработана в полном объеме с минимальными затратами материальных средств.
Особое внимание обращается на подготовку учебно-материальной базы, литературы, формирование учебных групп, организацию учебных точек, определение требований безопасности. Существенное влияние на качество проведения предстоящего занятия оказывает работа руководителя в ходе подготовки к нему на месте его проведения.Ряд особенностей имеется и при проведении занятия по технической подготовке.
Во вступительной части руководителю необходимо подробно остановиться на доведении обучающимся требований безопасности при работе с образцами вооружения, военной техники, узлами, механизмами, тренажерами, макетами. В ходе контрольного опроса обучаемые должны использовать учебно-материальную базу.
Для охвата контролем всех обучающихся могут применяться тесты и технические средства контроля, обучающие устройства.В основной части группового занятия — при отработке учебного вопроса — рекомендуется следующий порядок его изложения: доложить название агрегатов, места их расположения; назначение, общую характеристику; устройство и работу; порядок использования; порядок проведения регулировок, настроек; уход в процессе эксплуатации, возможные неисправности, их причины, способы устранения и меры безопасности. Материал сообщается обычно всей группе.
Завершается основная часть практической работой обучаемых на стендах, агрегатах, макетах, орудиях. Для этого создается несколько групп, каждая из которых занимается на отдельном учебном месте (точке). Обучающиеся закрепляют полученные на занятии знания, получают навыки, необходимые для последующей практической работы. В конце путем постановки контрольных вопросов следует выяснить их знания по изучаемому материалу.При изучении боеприпасов в начале отработки учебного вопроса необходимо излагать требования безопасности при обращении с ними, а затем обращаться к главному материалу.На практическом занятии в начале основной части при необходимости может быть показан порядок выполнения основных операций или работ, объяснены устройство или правила использования оборудования, ЗИП (запчастей и принадлежностей), агрегатов и т. д. В ходе отработки вопросов руководитель должен постоянно поддерживать взаимодействие со своими помощниками на учебных местах. Сам руководитель в ходе занятия контролирует работу наиболее слабо подготовленных обучающихся, при необходимости оказывает методическую помощь менее подготовленным помощникам.В заключительной части кроме общих вопросов руководителю занятия целесообразно обратить внимание на соблюдение обучающимися требований безопасности при возвращении вооружения и техники в первоначальное состояние, а также указать время и место проведения следующего занят
36 1.3 Анализ исходных данных для планирования и проведения тактико-строевого занятия
Исходными данными для подготовки тактико-строевого занятия являются:
— учебные цели и учебные вопросы,
— район проведения занятия,
— нормы расхода моторесурсов (на занятие с материальной частью), имитационных и других средств.
Работу по изучению и определению исходных данных руководитель завершает разработкой в общих чертах тактической обстановки, определяет основные мероприятия по подготовке занятия, разрабатывает график проведения занятия.В заключении руководитель определяет вопросы теории, которые необходимо изучить к предстоящему занятию (лично самому, помощникам, начальникам аппаратных (станций), членам экипажей) какие руководящие документы и методическую литературу использовать при подготовке к занятию.В результате изучения исходных данных руководитель занятия определяет, чему обучать, в каких условиях обстановки добиваться слаживания экипажей, отделений, какую для этого создать тактическую обстановку.В соответствии с заданием на дипломную работу исходными данными являются:
— типовой учебный штат роты связи ППУ батальона связи (мобильных узлов) бригады управления (военного округа);
— другие данные, необходимые для работы определяемые своим решением.
I. Учебные цели занятия:
— научить личный состав экипажей командно-штабных машин правильному порядку развертывания и свертывания КШМ, оборудованию заземления, выбору площадки для развертывания;
— учить личный состав слаженным действиям в составе экипажа КШМ;
— совершенствовать навыки начальников радиостанций в управлении своими экипажами.
II. Воспитательные цели занятия:
— прививать личному составу подразделения чувство ответственности за выполнение задач по предназначению;
— воспитывать чувство коллективизма и сплоченности при совместном выполнении задач.
III. Учебные вопросы:
Выбор места, разметка площадки для развертывания КШМ.
Развертывание КШМ на антенны всех типов, оборудование заземления, свертывание КШМ.
Обеспечение электропитания, подготовка основного оборудования к работе.
IV. Состав обучаемых: штатные экипажи взвода командно-штабных машин роты связи ППУ батальона связи (мобильных узлов) бригады управления (военного округа).
V. Время: два учебных часа.
VI. Место проведения: учебный полигон связи.
VII. Материальное обеспечение: КШМ Р-149 БМР — 7 шт.
Четкое определение (уточнение) всех исходных данных занятия позволит командиру подразделения грамотно работать по подготовке к проведению тактико-строевого занятия планомерно и целеустремленно.
Глава 2.Организация проведения тактико-строевого занятия
— личную подготовку руководителя к занятию;
— определение (уточнение) исходных данных;
— выбор района (участка местности) для проведения занятия;
— разработку плана проведения занятия;
— подготовку обучаемых, района проведения занятия и средств материально-технического обеспечения к занятию.
Готовясь к занятию, командир подразделения оценивает уровень подготовки личного состава и подразделения в целом и с учетом этого определяет учебные цели.
Исходными данными для тактико-строевого занятия являются:
— место проведения и состав обучаемых;
— время (днем, ночью) и продолжительность;
— количество вооружения, военной техники и имитационных средств.
Источник: studopedia.info
Подготовка специалистов подразделений обеспечения и ремонта вооружения
621. Техническая подготовка является видом боевой подготовки личного состава соединений и воинских частей и имеет целью обучению личного состава владению вооружением и военной техникой и выработку у него умений и навыков, необходимых для технически грамотной ее эксплуатации и умелого применения в боевых условиях.
Для воинских частей и подразделений технического обеспечения техническая подготовка является специальной подготовкой и направлена на обучение и совершенствование профессиональных знаний и навыков личного состава в выполнении технического обслуживания, войскового ремонта и в эвакуации образцов вооружения и военной техники.
622. Основными задачами технической подготовки являются:
систематическим совершенствованием технических и методических навыков руководителей учебных занятий по технической подготовке;
обучение личного состава уверенному владению и использованию в бою боевых и технических возможностей образцов РАВ;
изучение правил эксплуатации РАВ, выработка умений и навыков по технически грамотной их эксплуатации;
практическое освоение технологии технического обслуживания, устранения неисправностей и выполнения войскового ремонта членам экипажа;
изучение и освоение новых образцов РАВ;
обучение офицеров, прапорщиков и сержантов владению методикой организации и проведения учебных занятий по технической подготовке;
обобщение и распространение результатов передового опыта технической подготовки.
623. Успешное выполнение задач технической подготовки достигается: повседневным руководством технической подготовкой командирами и
начальниками, их высокой требовательностью и оказанием воинским частям и подразделениям помощи;
правильной организацией технической подготовки и высоким качеством проведения всех учебных занятий в полном объеме учебных программ боевой подготовки;
постоянным совершенствованием технических знаний и практических навыков личного состава в процессе повседневной эксплуатации РАВ.
Техническая подготовка организуется и проводится согласно требованиям приказов и директив Министра обороны и Главнокомандующего Сухопутными войсками, Организационно-методических указаний по подготовке Сухопутных войск, директивных указаний начальников главных управлений МО РФ, Общевоинских уставов ВС РФ, наставлений, программ боевой подготовки родов войск (служб), сборника нормативов по боевой подготовке, приказов командующих войсками военных округов и отдельных армий.
624. Основным методом обучения в войсках считаются практические работы в ходе занятий на технике, тренажерах, средствах технического обслуживания и ремонта с отработкой нормативов в стационарных и полевых условиях по подготовке к боевому применению, устранению простейших неисправностей силами экипажей (расчетов, механиков-водителей, водителей) и ремонтников.
Главные усилия в специальной подготовке ремонтных подразделений должны быть направлены на освоение личным составом войскового ремонта образцов РАВ, стоящих и поступающих в войска, приобретение практических навыков и выполнение нормативов по ремонту и эвакуации РАВ с использованием ремонтно-эвакуационных средств и технологического оборудования в стационарных и полевых условиях на реальном ремонтном фонде.
Для обучения специалистов по обслуживанию и ремонту РАВ целесообразно использовать профессиональные знания и практические навыки представителей заводов промышленности и ремонтных предприятий в период их работы в войсках.
Подготовка ремонтно-восстановительных органов проводится с учетом их постоянной готовности к действиям в полевых условиях с использованием штатных ремонтно-эвакуационных средств.
Он обязан:
разрабатывать на каждый период обучения и представлять на утверждение план контроля технической подготовки в воинских частях и подразделениях или отражать их в «Мероприятиях по поддержанию РАВ. », план проведения инструкторских методических занятий (совещаний) с руководителями занятий по технической подготовке;
организовывать техническую подготовку с подчиненными ему подразделениями и службами;
проводить занятия по технической подготовке с офицерами, прапорщиками и подразделениями полка (соединения);
руководить оборудованием учебной и материальной базы по технической подготовке;
участвовать в рационализаторской и изобретательской работе, организовывать её в подчиненных подразделениях и службе;
проводить мероприятия по предупреждению происшествий с РАВ и другими материальными средствами;
планировать эксплуатацию РАВ, учебной и материальной базы и не реже двух раз в год проверять их техническое состояние.
Начальник службы РАВ имеет право:
давать указания и рекомендации командирам подразделений по технической подготовке личного состава, по эксплуатации и обслуживанию ВВТ, использованию учебной и материальной базы;
осуществлять внезапные проверки проводимых занятий по своей службе и учебно-материальной базы по технической подготовке;
прекращать эксплуатацию вооружения и военной техники при обнаружении недостатков, которые могут привести к нарушению мер безопасности.
626. Занятия по технической подготовке с офицерами проводятся в системе командирской подготовки воинской части (соединения).
Занятия по командирской подготовке проводятся на сборах и плановых учебных занятиях между сборами, а также в часы самостоятельной работы, определяемой распорядком дня воинской части.
Командирские сборы проводятся ежегодно перед началом учебного года и перед вторым полугодием продолжительностью по 5 дней каждый. На учебные занятия между сборами отводится два дня командирской учебы в месяц, а для офицеров частей сокращенного состава и учебных центров — по 5 дней командирских занятий в месяц. Продолжительность учебного дня — 8 часов.
В соединениях проводятся сборы с начальниками служб РАВ и их помощниками.
С некоторыми категориями специалистов РАВ сборы проводятся в масштабе объединений.
Ведущим предметом командирской подготовки офицеров является техническая подготовка.
Занятия по технической подготовке с офицерами в масштабе полка проводит заместитель командира по вооружению, начальники технических служб. Кроме того, начальники технических служб организуют и проводят занятия с личным составом по своей службе (специальности).
В подразделениях занятия по технической подготовке проводят заместители командиров батальонов (рот) по вооружению, старшие техники рот и командиры взводов. В ремонтных подразделениях занятия проводятся командирами ремонтных подразделений, начальниками мастерских и офицерами служб частей с учебными группами, создаваемыми в зависимости от специальности, а также раздельно с солдатами каждого периода службы в масштабе части.
627. Учебные сборы по технической (специальной) подготовке проводятся в целях совершенствования технических знаний, умений и навыков в эксплуатации и ремонте имеющихся на вооружении образцов РАВ, а также для изучения и освоения новых видов вооружения и военной техники. Они должны обеспечивать максимальный охват офицеров учебой. На время сборов следует ограничивать командировки, наряды офицеров и их участие в других мероприятиях.
С целью совершенствования технической и специальной подготовки подразделений технического обслуживания и ремонта РАВ в соединениях на базе одной из воинских частей организуются и проводятся сборы со специалистами по ремонту РАВ, специалистами по техническому обслуживанию зенитного вооружения, начальниками складов, хранилищ и кладовщиками.
Занятия на сборах проводятся как раздельно по категориям, так и в смешанных группах с различными категориями военнослужащих (офицерами, прапорщиками, сержантами и солдатами).
В воинских частях организуются и проводятся занятия с начальниками пунктов боепитания, орудийными мастерами и лабораторными командами.
628. Для подразделений технического обеспечения выделяется 6 учебных дней в месяц, из которых 30-40% общего лимита учебного времени отводится на специальную подготовку. Кроме того, в каждом периоде обучения выделяется 5-6 дней на сборы по специальной подготовке, продолжительность учебного дня на сборах — 8 часов.
Общими формами обучения личного состава являются теоретические и практические занятия, комплексные тренировки и учения.
Для прапорщиков, сержантов и солдат наиболее распространенными видами занятий по технической подготовке являются классно-групповые и практические занятия, а также самостоятельная подготовка, которые проводятся в учебных воинских частях в составе взводов, а в линейных — в составе учебных групп по воинским специальностям.
Классно-групповое занятие применяется для углубления, закрепления и систематизации технических знаний, по форме оно напоминает развернутую беседу. В ходе занятия обучаемые не просто отвечают на вопросы, а глубоко анализируют факты и явления, сами делают обобщения и выводы, углубляют и расширяют свои знания.
Практическое обучение обеспечивает формирование твердых навыков в выполнении практических работ по техническому обслуживанию РАВ и войсковому ремонту. Практические занятия проводятся в специальных классах на стендах и макетах, на машинах в парке или в полевых условиях.
Практические занятия в классе проводятся с целью привития обучаемым начальных навыков в выполнении работ по техническому обслуживанию отдельных агрегатов, систем и механизмов и подготовки к практическим работам на машинах в парке.
Практические занятия в парке проводятся для изучения и практического освоения технологии обслуживания образцов РАВ в полном объеме соответствующего вида обслуживания. Прививаются и совершенствуются навыки в пользовании средствами обслуживания, выявлении и устранении неисправностей на образцах РАВ и выполнении регулировочных работ с целью подготовки личного состава к практическим работам в полевых условиях
629. Практические занятия в полевых условиях проводятся в целях тренировки личного состава в организации и практическом выполнении работ технического обслуживания в установленные нормативами времени. Полевые занятия проводятся после изучения технологии выполнения отдельных работ по обслуживанию в стационарных условиях. Подготовка полевых занятий включает все элементы, характерные для практических занятий в парке, кроме того, рекогносцировку места занятий, контроль готовности средств обслуживания.
630. Оценка знаний и практических навыков обучаемых производится по пятибальной системе. Во всех случаях оценка должна быть совершенно объективной. Нельзя забывать, что любые послабления при оценке знаний и навыков обучаемых не только подрывают деловой авторитет руководителя, но и неизбежно приводят к снижению общего уровня технической подготовленности личного состава.
Общая и индивидуальная оценка технической подготовки обучаемого слагается из:
оценки за выполнение практических работ по техническому обслуживанию образцов РАВ или нормативов по технической подготовке:
оценки за знание устройства материальной части и правил её эксплуатации.
Она считается: отличной, если оценка за выполнение практических работ нормативов — «отлично», а оценка за знание материальной части и правил эксплуатации РАВ не ниже «хорошо»;
хорошей, если оценка за выполнение практических работ (нормативов) -«хорошо», а оценка за знание материальной части и правил эксплуатации РАВ не ниже «удовлетворительно»;
удовлетворительной, если обе оценки не ниже «удовлетворительно».
При проверке и выводе оценки за выполнение нормативов следует руководствоваться указаниями, данными в Сборнике нормативов по боевой подготовке.
При проверке практических навыков в выполнении работ по техническому обслуживанию образцов РАВ действия обучаемых оцениваются по результатам выполнения следующих оценочных показателей:
уверенное (сноровистое) выполнение заданной работы;
строгое соблюдение технологии выполнения операций;
правильное пользование инструментом, принадлежностями и приспособлениями в соответствии с их назначением.
631. При выполнении всех оценочных показателей выставляется оценка «отлично». За невыполнение каждого из оценочных показателей оценка снижается на один балл. Если работа выполнена не полностью или при выполнении её допущена ошибка, вызывающая повреждение материальной части машины или нарушающая нормальную работу обслуживаемых агрегатов (приборов, механизмов, систем), действия оцениваются «неудовлетворительно».
При проверке обучаемых по знанию материальной части и правил эксплуатации РАВ выставляется оценка:
«отлично», если проверяемый показал глубокие знания программного материала, последовательно и исчерпывающие ответил на все поставленные вопросы;
«хорошо», если проверяемый твердо знает программный материал и правильно ответил на большинство поставленных вопросов;
«удовлетворительно», если проверяемый показал неглубокие знания программного материала, на большинство поставленных вопросов ответил, но недостаточно полно и четко;
«неудовлетворительно», если проверяемый не смог правильно ответить на большинство заданных вопросов.
Источник: megalektsii.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
В ходе выполнения программ боевой подготовки мотострелковых (танковых) частей и подразделений по технической подготовке обучаемые должны:
- знать устройство материальной части состоящих и вновь поступающих на вооружение образцов боевых машин, средств их обслуживания, ремонта и эвакуации, правила эксплуатации указанных видов бронетанкового вооружения и техники;
- уметь выполнять работы по техническому обслуживанию бронетанкового вооружения и техники, приведению их в боевую готовность; устранять возможные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации, производить текущий ремонт машин.
Командиры отделений (боевых машин) должны совершенствовать навыки в организации работы отделения (экипажа) по техническому обслуживанию, текущему ремонту и подготовке машины к бою.
Источник: allrefrs.ru