Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Библиотека, как структурное подразделение общеобразовательного учреждения, является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой школы, представляющей библиотечно-информационные ресурсы учителям, учащимся и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и расширения учебной деятельности школьников, развития у учителей и учащихся потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера.
Главная задача библиотечных уроков — сделать так, чтобы у детей были знания, опыт и познание работы информационной деятельности. Следует принять во внимание, что существуют различные возрастные группы, для которых стоит различать основные этапы и задачи библиотечного урока:
Рабочая программа по дисциплине: составляем правильно и быстро
— ученики должны иметь представление о новейших компьютерных технологиях поиска информации;
— научить детей пользоваться поисковыми системами для самостоятельного поиска требуемой информации в самых разных видах: книгах, журналах, Интернете, энциклопедиях, справочниках;
— приучать учеников к справочной и информационно-энциклопедической литературе и развивать способности и навыки самостоятельной работы с ними;
— закреплять интересы к узнаванию окружающего мира, к школьным предметам.
Когда проводится библиотечный урок, имеет смысл использовать следующие учебно-методические приемы: практические и самостоятельные работы, путешествия, экскурсии, различного вида обзоры. Некоторые темы библиотечных уроков могут повторяться каждый год, но тем не менее, в измененной форме.
Учителю и библиотекарю следуют запомнить, что самая маленькая эффективность у библиотечных уроков, которые дают знания в полностью готовом виде. Лучше всего проводить библиотечный урок в виде самостоятельной работы учеников над поставленной проблемой. Чем больше будет усложняться изучаемый материал, тем больше должно быть самостоятельных изысканий у детей. Также, рекомендуется не реже одного раза в год проводить обобщающие и итоговые занятия.
Главное задача библиотечного урока — выработать способность учащихся самостоятельно работать с книгой, энциклопедией, словарем, научить детей систематически пользоваться библиотекой, уметь вести поиск нужной информации в библиотечных фондах.
Типичными формами работы библиотеки общеобразовательного учреждения по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются:
· индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
· групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе и правилах ее использования;
· экскурсии по библиотеке;
· проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
· библиотечные уроки по обучению самостоятельной работы с информационными носителями;
· игровые мероприятия, такие как «Информина» — это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.
При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и умения: · знания возможностей библиотеки; · умение использовать справочно-библиографический аппарат библиотеки, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т.п.; · знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики; · знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.); · умение усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.); · умения бережно обращаться с произведениями печати.
Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений, а также знаний и умений, характеризующих культуру чтения, в деятельности общеобразовательных учреждений трактуются как общеучебные знания и умения. Недостатки в сформированности общеучебных знаний и умений являются первостепенной причиной низкой школьной успеваемости учащихся. В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т.п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинение, реферат, рецензию и др.).
Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.
Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Овладение методами формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки) информации.
3. Изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовка сочинений, рефератов, докладов, обзоров).
ПРАВИЛА БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА.
1. Помнить о цели: · Какой цели я собираюсь достичь? · Почему я собираюсь достичь этой цели? · Какими средствами я собираюсь достичь этой цели? Соблюдение этого правила дает возможность организовать целенаправленное обсуждение темы библиотечного урока.
2. Постоянно диагностировать состояние группы. Диагностике подлежат: · Содержание работы. Оно может меняться в зависимости от ситуации в ходе работы группы; · Состояние группы как целого – какие процессы происходят в классе, не «выпадают» ли отдельные участники, всем ли комфортно, интересно; · Состояние каждого участника – как чувствует себя в классе каждый участник, какие изменения с ним происходят, насколько он включен в работу (если нет, то почему?); · Состояние ведущего – как Вы чувствуете себя в классе (комфортно ли Вам, достигаете ли Вы поставленных целей, если нет, то почему), удается ли Вам увлечь работой каждого участник.
3. Библиотекарь должен уметь: · Слушать и слышать; · Быть открытым; · Ровно, доброжелательно относиться ко всем мнениям; · Не упускать никого и ничего в процессе работы; · Не сталкивать мнения, а выслушивать; · Не оценивать; · Быть активным, но не подавлять своей активностью инициативу участников; · Говорить четко и понятно; · Не заниматься агитацией, не выдавать свое мнение за истину.
4. Во время библиотечного урока библиотекарю потребуется умение: · устанавливать контакт с партнером по общению; · отслеживать «состояние контакта» в процессе общения; · удержание контакта в процессе общения; · восстанавливать контакт, если он утерян в ходе общения; · «настраивать» собеседника (организовать запрос); · «настроиться» на собеседника (понимать запрос); · собирать и анализировать информацию об интересах партнера; · изучать и правильно оценивать возможности партнера; · организовывать стимулы (на основе информации об интересах и возможностях партнера); · Понимать партнера: 1) характер и культурно-личностные особенности партнера; 2) Ценностные ориентации и установки партнера; 3) Эмоциональное состояние и настроение партнера.
Развитие навыков работы с информацией – важнейший компонент программы библиотечных уроков с учащимися. Навыки и умения, приобретенные участниками на занятиях должны стать прочной базой для успешного освоения приемов работы информации из любых источников (книги, периодика, компьютер). Основная цель занятий одна – научить приемам и способам работы с информацией любого рода. Приобретенные на занятиях навыки помогут школьникам успешно работать с любой информацией, связанной с учебными дисциплинами. Участники занятий в процессе работы учатся: 1. Воспринимать и анализировать информацию; 2. Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его; 3. Строить доказательство и умозаключение; 4. Ясно и конкретно выражать свои мысли; 5. Слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения партнера.
Учитывая возрастные особенности школьников следует выделять несколько основных задач библиотечного урока в классе: · Дать представление учащимся о современных информационных технологиях; · Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеки, так и вне ее; · Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней; · Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам. Во время библиотечного урока можно использовать различные методические приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты. Особое место в проведении библиотечных уроков занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся. Для этого используется вводное, текущее и итоговое тестирование.
Программа «Основы библиотечно-библиографической грамотности» разделена на блоки.
Блок I (1 – 4 классы) – знакомство учащихся с основными понятиями (информация, информационная культура), источниками информации, методами усвоения информации (рациональные приемы чтения) через беседы, обзоры, конкурсы, игры.
Блок II (5 – 6 классы) – учащиеся знакомятся с источниками информации и способами управления ими, информационно-поисковыми системами (справочно-библиографический аппарат книги, библиотеки), методами усвоения информации (методы работы с текстом).
Блок III (7 – 9 классы) – учащиеся расширяют знания предыдущего блока и формирование умений и навыков, связанных с поиском и усвоением информации (выбор источников информации, самостоятельная реферативная работа).
Блок IV (10 – 11 классы) – учащиеся учатся перерабатывать информацию, создавать новую, развивать информационные потребности через общение с людьми, искусством, природой, обучение и развлечение. Отдельные темы библиотечных уроков повторяются из года в год, но в более сложной форме.
При проведении библиотечных уроков нужно помнить, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные в готовом виде. Гораздо эффективнее направлять детей по пути самостоятельного исследования.
По мере усложнения материала возрастает роль самостоятельных работ, которые должны быть согласованы с личными интересами учащихся, с их потребностями в сфере учебной и социальной деятельности. В конце каждого учебного года обязательно проводится итоговое занятие. Главная задача программы – научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой, уметь пользоваться всей имеющейся в библиотеке информацией. Знания, полученные в результате обучения, расширяют кругозор учащихся по всемирной истории, истории России, литературе, географии, краеведению.
Источник: bibliotekaokt.blogspot.com
ПРОГРАММА УРОКОВ БИБЛИОТЕЧНО – БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКАМ
учебно-методический материал по теме
«Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
На заседании Координационного совета
МОУ «Средняя школа № 3»
БИБЛИОТЕЧНО – БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКАМ
педагог- библиотекарь Огрызкова Л.Е.
Программа библиотечно – библиографических и информационных знаний
для учащихся 1- 10 классов
1. Пояснительная записка
3. Задачи уроков
5. Содержание программы
6. Примерное тематическое планирование.
7. Требование к уровню подготовки учащихся
8. Список используемой литературы
Программа «Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам» рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» — к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» — к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, для их проведения можно использовать уроки внеклассного чтения, экскурсии, классные часы.
Система библиографических занятий направлена на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, на расширение их кругозора.
Первая часть программы «Путешествие в страну Читалию» разработана как занятия для начальной школы (1 – 4 класс). Учащиеся младшего школьного возраста предпочитают всем видам деятельности игру, с учетом этого все занятия проводятся с использованием игровых технологий. Все занятия построены как путешествия в мир книги, библиотеки, информации. Занятия проводятся 3 раза в год с классом учащихся.
Вторая часть программы для 5 – 8 классов продолжает знакомить учащихся со структурой книги с использованием ИКТ, помогающей при выборе книги, мотивирует подростков быть частыми посетителями библиотеки, испытывать ежедневную потребность обращения к дополнительным источникам информации. Третья часть программы разработана для 9 – 10 классов.
«Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.
Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой.
3. Пропаганда ценности чтения и книги.
Формы контроля : тестирование, самостоятельное библиографическое разыскание, час вопросов и ответов, творческие задания.
Форма занятий: беседы, диспут, лекция, практические занятия, урок – презентация.
На занятиях с малышами используются игровые и театрализованные ситуации, наглядные и технические средства, групповые и индивидуальные задания, стимулирующие познавательную деятельность. В старших классах предусматривается проведение занятий в форме практических работ, лекций – обзоров, доклад или сообщение, урок – презентация.
Контроль качества образования: конкурсы между командами, тестирование, изготовление книжки-малышки, закладки, написание отзыва, и т.д.
Семинарские занятия – лучшая форма проверки домашних работ. Библиотечно – библиографические знания и навыки учащиеся могут использовать в приготовлении самостоятельных учебных заданий по различным предметам, в подготовке к олимпиадам, написании рефератов.
В программу входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о периодических изданиях для детей; о справочном аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги; воспитании бережного отношения к книге. Значительное место отведено практическим занятиям.
Источник: nsportal.ru
Библиотечные уроки в начальной школе
Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. Сегодня любой человек имеет широкий доступ как к традиционным, так и к нетрадиционным источникам информации, новые возможности для творчества и повышения эффективности самостоятельной работы.
Основная роль в проведение библиотечных уроков принадлежит школьным библиотекарям, которые с помощью этих уроков должны воспитывать независимого библиотечного пользователя. Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и конечно, библиотечные уроки.
Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации.
При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определенные требования:
– принцип системного подхода, иначе, несмотря даже на большой объем сведений, предоставляемый учащимся на этих занятиях, практический результат не будет удовлетворительным, знания будут носить хаотичный и разрозненный характер;
– принцип преемственности;
– последовательное усложнение при подаче материала уроков;
– ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.
Каждый библиотечный урок должен соответствовать задачам и целям урока: образовательной, воспитательной, развивающей.
Формы проведения библиотечного урока – разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закреплением. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные путешествия, литературные гостиные, устные журналы, информины и т.д.
Чаще всего выбирают такие формы проведения библиотечных уроков, как викторины, устные журналы, конкурсы.
Для проведения любой формы занятия необходимо его определенное технологическое проектирование. Каждый этап подготовки и проведения требует тщательности, продуманности и, конечно, творческого начала.
Проведение занятия – это основной этап урока. Технология его проведения может быть разнообразной в зависимости от выбора форм, методов и приемов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п. Но, как правило, проводится краткий опрос учащихся на выявление опорных знаний, дается изложение нового материала, выполняется практическая работа учащихся на закрепление нового материала, проверяется степень усвоения знаний и дается домашнее задание.
Подведение итогов включает анализ деятельности учащихся на уроке, а также оценку результатов собственной деятельности по проектированию и реализации на практике занятия.
Результативность урока зависит и от таких моментов, как умение вызвать интерес к теме, эмоциональность подачи материала, познавательная активность учащихся.
В конце года можно запланировать итоговое занятие в каждой параллели в нетрадиционной форме проведения (литературный КВН, библиографический турнир и т.д.).
Темы занятий для учащихся разных ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объем материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному.
Примерный тематический план проведения библиотечных уроков
в начальной школе
Класс | Тема занятия |
1 классы | Первое посещение библиотеки. Правила и умение обращаться с книгой. Посвящение в читатели. |
2 классы | Знакомство с библиотекой (экскурсия). Строение книги. Элементы книги. Газеты и журналы для детей. |
3 классы | Структура книги. Выбор книги в библиотеке. Как читать книги. |
4 классы | Книга и ее создатели. Справочная литература. Правила работы с ней. |
В зависимости от потребностей учащихся, от их знаний каждый библиотекарь должен составлять свой план работы по проведению библиотечных занятий, должен сам выбирать форму проведения, при этом раскрывая свой творческий потенциал и возможности.
Библиотечно-библиографические знания (ББЗ)
- ББЗ: рекомендации
- Материалы к библиотечным урокам
- Библиотечные уроки . Открытый класс
- Библиотечные уроки в Открытом классе
- Библиотечные уроки на сайте Педагогический журнал
- Библиотечные уроки и другие библиотечные мероприятия в разделе «Организация школьной библиотеки на сайте » Фестиваль педагогических идей. 1 сентября»
- Библиотечные мероприятия
- В стране библиотечных уроков
- Уроки информационной культуры: каталог разработок
- Библиотечно-библиографическая и информационная культура школьников
- Формирование информационной культуры: Что ещё почитать
- БИБЛИОТЕЧНЫЙ НАВИГАТОР. Пособие для детей
- Используем вики
- Справочная литература
- Делаем библиографическое описание книги
- Библиографическое описание документа
- Занятие — практикум: Поиск информации в книгах, каталогах и Интернете
- Как сделать библиографическое описание электронного ресурса
- Информационная культура личности 5 класс
- Информационная культура личности 6 класс
- Библиографический праздник: для учащихся 5 -7 классов
- Экскурсия в необычный музей: для учащихся 4-5 классов
- Ключи к сокровищам библиотеки: игра- практикум для учащихся 7-8 классов
- Турнир рыцарей книги: для учащихся 6-7 классов
- Неправильные правила пользования библиотекой
- Мероприятие «Книга — наш друг и наставник»
- Самостоятельная работа учащихся с источниками информации: методические рекомендации для библиотекаря и преподавателя
- Антипова В.Б. Модели организации учебного процесса в школьных библиотечных медиацентрах США
- Антипова В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков
- Балакшина М.Н. Древние книги: библиотечный урок
- Барановcкая Н.М. Ключи к сокровищам библиотеки
- Из чего делают книги
- Иллюстрации книги. Библиотечный урок
- Лукина С.И. Наш друг «Мурзилка»
- Друг, с которым никогда не бывает скучно. Журналу «МУРЗИЛКА» 90 лет / сост. Е.В. Караваева; ГКУК ЧОДБ. – Челябинск, 2014. – 5 с.
- Журналу «Друг. Для любителей кошек» исполняется 20 лет
- Лукина С.И. Периодические издания для детей: библиотечный урок
- Парвани Т.В. Газета: библиотечный урок для учащихся младших классов
- Библиотечный урок «Журналы для детей»
- Интегрированный библиотечный урок для 1 класса «Что такое информация»
- Библиотечный урок «БИБЛИОТЕКА, КНИЖКА, Я – ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»(знакомство первоклассников с книгой и библиотекой)
- Игра-знакомство с читальным залом: для 1-2 классов
- Путешествие в Читалию (Праздник посвящения в читатели) для 1 класса
- Азбука библиотеки (листая страничку «Азбуки», вы узнаете значение некоторых библиотечных терминов)
- Из чего состоит книга + загадки» что вы знаете о книге»
- Библиотечный урок «О том, как создавались книги»
- Библиотечный урок «Знакомство с библиотекой»
- Библиотечный урок «Путешествие в Книгоград»
- Библиотечный урок «Как рождается книга»
- БУКТРЕЙЛЕР. История письменности и книгопечатания
- Мультфильм «Гутенберг и книгопечатание»
- Библиотечные уроки/ копилка Кишкуновой Л.Ф.
- Библиотечнвые уроки. Презентации. г.Тула
- Библиотечные уроки Смирновой О.В.
- Библиотечный урок в 5-6 классах «Книга в твоих руках»
- Библиотечный урок «Самостоятельная работа с книгой» для 7-9 кл.
- Библиотечный урок «Основные элементы книги»Библиотечный урок «Элементы книги» на примере книг об А.В. Суворове, русском полководце
- Библиотечный урок-игра «Структура книги» с онлайн-заданиями и аудиотекстами
- МЕДИА -урок для 2 кл «Ориентиры в книжном мире» (кн.выставки, рек. списки литературы, закладки)
- Библиотечный урок «Периодические издания – одно из главных средств массовый информации школьников» (библиотечный урок для учащихся 5-9 кл
- Разработка занятия «В библиотеке у каждой книги своё место» 1 кл
- Библиотечный урок «Первое посещение школьной библиотеки — медиатеки». 1 класс
- Библиотечный урок. Введение»Первые шаги в информационный мир». 2 класс
- Библиотечный урок «Выбор книг в библиотеке. Структура книги». 2 класс
- Библиотечный урок «Удивительная страна Журналия». 2 класс
- Библиотечный урок «История носителей информации: от папируса до компьютера». 3 класс
- Библиотечный урок «Общение на расстоянии с помощью писем». 3 класс
- НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: урок информационной культуры для учащихся 3 кл.
- Библиотечный урок «Элементы книги»
- Попала в переплёт: из чего состоит книга? (Рус.слово)
- Библиотечный урок «Русской речи Государь по прозванию Словарь». 4 класс
- Как работать со словарями: библиотечные игры и уроки
- День словаря: методические рекомендации
- Модуль «Информация, ее хранение, систематизация и способы передачи». 5 класс
- Модуль «Поиск информации. Справочно-библиографический аппарат и информационно-поисковая система библиотеки». 6 класс
- Модуль «Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации». 7 класс
- Модуль «Поиск информации: инструменты информационного поиска». 8 класс
- Работа библиотеки по формированию информационной культуры пользователей: Национальная библиотека РК, 2013
- Беседа-информация для старшеклассников «Библиография: её виды, задачи, назначение»
- Веб-квест «С информацией на»ты»
- Беседа «БЕРЕГИТЕ КНИГУ (УЧЕБНИК) — ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ»
- Исследовательский проект в 4 кл «Продли жизнь учебнику»
- Электронная книга: «кликни» и читай! Обучающее видео
Что такое ТЕКСТ (отрывок из урока »Текст Части текста»)
- Л. Рождественская, И. Логинова. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя
- Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры. ФГОС
Формирование у обучающихся основ информационно-библиотечной грамотности
Библиотечные уроки в презентациях
- «Энциклопедии и справочники» для 2 класса
- «Твои первые энциклопедии,словари,справочники»
- Энциклопедии Библиотечный урок для учащихся 6-7 классов
- Справочная литература. Словари. Справочники. Энциклопедии — презентация
- «Наши помощники» энциклопедии, справочники, словари. Библиотечный урок по информационной культуре. — презентация
- «Что? Где? Когда?» энциклопедии и справочники. Библиотечный урок для 5-х классов
- Справочная литература (45 слайдов)
- Словари русского языка
- Разнообразие источников информации. Справочная литература. Энциклопедии. Словари. Справочники.
- Библиотечные уроки в презентациях
- Библиотечные занятия: подборка презентаций к урокам ББЗ
- 1663 презентации о литературе Презентации для уроков литературы сгруппированы в 196 тем
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ,
которые могут вести библиотечные специалисты образовательных организаций (Тула)
- «Библиотека-читателю» 5 класс
- «В мире книг» (2-4 класс)
- «Будь здорова, книжка»
- «В мире информации» 5 класс
- «Библиографический кружок» 1-4 классы
- «В гостях у сказки» 1-4 класс
- «Мир книг»
- «В мире книг» 1-4 класс
- «В мире книг» 1-4 класс
- «Основы информационной грамотности младших школьников»
- «В мире книг»
- «Библиотечные уроки» 1 класс
- «Буду настоящим читателем» 3 класс
- «Читать-модно»
- «Клуб смышленых и начитанных»
Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Буду настоящим читателем
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (8–10 лет). — М.: Баласс. — 8 с.
Срок реализации: 1 год.
Пояснительная записка.
Тематический план занятий (34 ч.).
Содержание разделов программы.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Литература.
Бунеева Екатерина Валерьевна – доктор педагогических наук, автор учебников, г. Москва;
Чиндилова Ольга Васильевна – заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, автор учебников, профессор кафедры НДО АПК и ППРО, г. Москва.
- Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
Горшкова И.Б. Основы информационной грамотности школьника. 5-6 классы. Программа, занятия
Обучение школьников основам библиотечно-информационной культуры является неотъемлемой частью образовательного процесса. В пособии представлены тематический план и разработки занятий, направленные на формирование у школьников 5-6 классов информационной грамотности: обучение рациональным приемам работы с любыми типами и видами литературы, а также развитие умений искать, анализировать и правильно применять найденную информацию. Пособие предназначено школьным библиотекарям, может быть полезно педагогам дополнительного образования и классным руководителям. Материалы пособия будут интересны учащимся средних классов и широкому кругу читателей. Скачать бесплатно
Развлекалочки-забавлялочки
- Викторина для обучающихся 1 — 2 классов «Бабушкино лукошко»
- Литературный круиз для обучающихся 1 — 2 классов «Вспоминаем любимые книги»
- Литературное лото по сказкам для обучающихся 3-4 классов
- Литературная викторина для обучающихся 3 — 4 классов «Сказочный мир народной мудрости»
- Исторический вояж для обучающихся 6 — 8 классов «Вспомнить всё»
- Литературный калейдоскоп для обучающихся 8 классов «Чудо, имя которому КНИГА»
- Литературная композиция для обучающихся 8 — 9 классов «Великий и могучий русский язык»
- Подумай над книгой Астрид Лингрен «Пеппи Длинныйчулок»
- Презентация, викторина, игры « Путешествие по сказкам А.С.Пушкина »
- Кроссворды, буктрейлеры, пазлы, интерактивные викторины, рек. обзоры и многое другое
- Создание интерактивной книги как инструмент формирования экологической культуры младших школьников. Долькарт И.И., ДПШ, Челябинск
- Библиотека и школьный лагерь
Международный тест для определения уровня информационной грамотности школьников
Библиотекарям школ, твердо взявшим курс на деятельность с учащимися по формированию их информационной грамотности и культуры, поможет разработанный компанией ETS – крупнейшим в мире разработчиком систем тестирования (среди ее продуктов – TOEFL, GRE, GMAT) в сотрудничестве с Certiport тест для определения уровня информационной грамотности школьников — iCritical Thinking.
Тест позволяет выявить, насколько тестируемый готов решать задачи, требующие навыков критического мышления с помощью информационных технологий. Тест базируется на концепции информационной грамотности, выделяющей семь основных ИКТ компетенций — умений определять (define), достигать (access), оценивать (evaluate), управлять (manage), интегрировать (integrate), создавать (create) и общаться (communicate).
. Предполагается, что сдавать этот тест смогут школьники, начиная с десятого класса.
. Основное умение, проверяемое с помощью iCritical Thinking – это способность сделать правильные выводы из информации, полученной с помощью компьютерных технологий – будь то несколько сообщений, полученных по электронной почте, электронная таблица или данные, основанные на поиске в сети Интернет.
. Тест можно сдать онлайн. Разработчики гарантируют, что, в случае успешной сдачи, сертификат будет выслан адресату в течение 10 дней. Источник
О правилах поведения в библиотеке мы много раз рассказываем нашим читателям. А может проще один раз показать вот это видео?
Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 8-9-х классов общеобразовательных организаций [Текст] / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – М.: РШБА, 2020. – с. (Сер.1, Вып. 4-5)
Скачать материалы уроков>>> |
Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 5-7-х классов общеобразовательных организаций [Текст] / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – М.: РШБА, 2017. – 432 с. (Сер.1, Вып. 4) |
Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений [Текст] / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова – М.: РШБА, 2012. – 200 с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Сер. 1; Вып. 4). |
Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 1–2-х классов общеобразовательных учебных организаций [Текст] / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова – М.: РШБА, 2014. – 208 с. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Сер. 1; Вып. 5). |
Школьная библиотека как центр формирования информационной культурной личности [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко – М.: РШБА, 2012. – 352 с. – (Сер.1; Вып.11-12). |
Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 3-4-х классов общеобразовательных организаций [Текст] / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – М.: РШБА, 2014. – 344 с. (Сер.1, Вып. 6) |
Источник: metodbloknot.blogspot.com