Программа безопасный город что это такое

АПК Безопасный город

Основная цель построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» — повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений.

Функции комплекса «Безопасный город»:

1. Безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры:

1.1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на территории муниципального образования;

1.2. Предупреждение и защита муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности;

1.3. Обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда с использованием технических средств, развернутых в рамках комплекса «Безопасный город»;

Безопасный город. Как это работает

1.4. Автоматизация межведомственного взаимодействия по управлению, использованию и развитию градостроительного комплекса;

1.5. Обеспечение информационного комплекса градоуправления;

2. Безопасность на транспорте:

2.1. Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;

2.2. Обеспечение безопасности дорожного движения;

2.3. Обеспечение безопасности на транспорте;

3. Экологическая безопасность:

3.1. Мониторинг муниципальной застройки и уже существующих объектов с учетом данных по экологической ситуации;

3.2. Обеспечение взаимодействия природопользователей и контролирующих органов;

3.3. Контроль в области обращения с отходами;

3.4. Комплексный мониторинг природных явлений и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их последствий;

4. Координация работы служб и ведомств и их взаимодействие:

4.1. Обеспечение возможностей оперативного реагирования с учетом разграничения прав доступа;

4.2. Организация межведомственного взаимодействия.

Органом, координирующим построение АПК в регионе, является межведомственная рабочая группа по построению, развитию и эксплуатации систем аппаратно-программного комплекса технических средств «безопасный город» и системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Липецкой области, состав и положение о межведомственной рабочей группе утверждены распоряжением администрации Липецкой области от 18.09.2015 г. № 466-р.

Создание АПК «Безопасный город» осуществляется на основании Плана мероприятий по реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» в Липецкой области до 2020 г.

Как работает проект «Безопасный город»

В регионе определены 3 пилотных муниципальных образования для создания АПК «Безопасный город» (г. Липецк, г. Елец, Грязинский муниципальный район), на территории которых проживает 60% населения области.

На территории области успешно функционирует ряд сегментов, входящих в состав АПК «Безопасный город.

Система видеонаблюдения включает в себя около 1200 камер (более 600 – в областном центре). Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований имеют доступ к системам видеонаблюдения в городских округах и муниципальных районах области.

В рамках реализации государственной программы Липецкой области «Обеспечение общественной безопасности населения на территории Липецкой области» в 2017 году приобретены оборудование и программный продукт для расширения системы видеонаблюдения за ситуацией в общественных местах.

Активно развивается новый вид мониторинга для раннего обнаружения лесных пожаров – информационная система «Лесной дозор» (на вышках операторов сотовой связи установлено 12 камер видеонаблюдения, которые позволяют проводить мониторинг пожарной опасности в лесах и прилегающих населённых пунктах, наиболее подверженных риску возникновения пожаров).

На территории области образованы 24 зоны комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (КСЭОН), в том числе 14 зон подвержены угрозе природных пожаров, 3 зоны – угрозе паводка.

Ежегодно выделяются бюджетные средства на продолжение реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения. На объектах с массовым пребыванием людей в городе Липецке установлены сегменты Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения.

Потенциально опасные объекты на территории региона оснащены локальными системами оповещения, а также оборудованы датчиками контроля за состоянием объектов и средствами измерений объемов выбросов и концентрации загрязняющих веществ, которые выведены в единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.

В регионе реализуется государственная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области» с общим объемом финансирования более 1 млрд. 600 тыс. руб., содержащая мероприятия по обеспечению экологической безопасности.

Все социально значимые объекты и объекты с массовым пребыванием людей на территории области оснащены системами пожарной сигнализации с выводом в оперативно – дежурную смену ЦУКС ГУ МЧС России по Липецкой области и пожарно-спасательные подразделения.

Безопасность на дорогах области обеспечивают 5 стационарных рубежей контроля «Кордон», 52 ед. передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, 4 мобильных комплекса фотовидеофиксации нарушений правил остановки и парковки «Паркон».

Реализуется государственная программа Липецкой области «Развитие транспортной системы Липецкой области» с общим объемом финансирования почти 26 млрд. рублей, предусматривающая мероприятия по обеспечению безопасности на транспорте.

На территории области создана и постоянно развивается комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСОБЖ), которая позволяет гарантированно, в кратчайшие сроки, обеспечить информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, авариях и происшествиях посредством домофонов, громкоговорящей связи в лифтах, вызова службы «112» через домофон.

В регионе активно внедряется многоуровневая навигационно-информационная система «ГЛОНАСС».

В настоящее время все транспортные средства, работающие на городских пассажирских маршрутах, оснащены устройствами экстренного оповещения оперативных служб.

В период с 2015 по 2017 годы в регионе создана система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Липецкой области (далее – система – 112 Липецкой области), которая в настоящее время находится в стадии опытной эксплуатации.

Основными целями создания системы-112 в Липецкой области являются:

— организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»;

— ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях).

Для обеспечения функционирования системы – 112 Липецкой области постановлением администрации Липецкой области от 14.12.2015 № 543 создано областное казенное учреждение «Центр обработки вызовов системы «112» Липецкой области».

Система – 112 Липецкой области позволяет позвонившему лицу при возникновении происшествия не задумываться о том, какая именно служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней.

В рамках системы в случае предоставляются психологическая помощь, услуги переводчика, консультативную помощь (например, что делать при разливе ртути), и уменьшает возможный социально-экономический ущерб вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций.

Сегодня на номер «112» можно позвонить из любой точки нашей области, и вызов будет принят. Система – 112 устроена так, что все вызовы регистрируются, а разговоры записываются. Каждый оператор системы чувствует свою персональную ответственность.

Самое пристальное внимание уделяется подготовке операторов. Обучено более семисот сотрудников системы – 112 Липецкой области. В результате этого за период опытной эксплуатации время комплексного реагирования на происшествия, то есть когда привлекается более одной экстренной службы, сократилось в три-четыре раза. На деле это означает, что все необходимые службы приедут и окажут помощь гораздо быстрее.

Система-112 Липецкой области обеспечивает информационное взаимодействие органов повседневного управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определен Правительством Российской Федерации, в том числе:

а) службы пожарной охраны;

б) службы реагирования в чрезвычайных ситуациях;

в) службы полиции;

г) службы скорой медицинской помощи;

д) аварийной службы газовой сети;

е) службы «Антитеррор».

Источник: admlip.ru

«Безопасный город» — для безопасности граждан!

Действующее законодательство Российской Федерации и региональные правовые акты всегда служили и будут служить основой для реализации государственной политики, направленной на противодействие и профилактику преступности, защиту граждан и населенных пунктов от чрезвычайных ситуаций и их последствий, обеспечение пожарной безопасности. Москва, будучи одним из самых населенных городов мира, старается обеспечить надлежащий уровень безопасности во всех аспектах жизнедеятельности. Почти одиннадцать миллионов человек, постоянно или временно проживающих на территории крупнейшего города России, необходимость соблюдения их прав и законных интересов, а также экономические и социальные факторы функционирования системы управления мегаполиса требуют непрерывного совершенствования подходов к обеспечению безопасности.

Для этой цели столичные власти разрабатывают и внедряют государственные программы, целями и задачами которых является существенное повышение степени защищенности граждан и инфраструктуры города в целом.

Читайте также:
Overwolf что это за программа дота 2

Многоуровневая система способов и методов реализации мероприятий, проводимых столичными властями в части обеспечения комплексной безопасности города, обусловлена условиями и тенденциями социально-экономического развития Москвы в текущем периоде, а также накопленным за последние годы опытом решения задач по обеспечению безопасности. Одним из таких значимых мероприятий является Государственная программа города Москвы «Безопасный город» на 2012-2018 годы. Эта программа была создана с учетом предложений органов исполнительной власти города Москвы и правоохранительных органов Российской Федерации.

Цель программы «Безопасный город», по мнению представителей исполнительных органов власти столицы, заключается в обеспечении комплексной безопасность населения и территории Москвы, а также объектов, расположенных на этой территории. Программа изначально призвана сократить число совершаемых правонарушений и особо опасных преступлений. Кроме того, эта Государственная программа включает в себя решение вопросов, связанных с миграционным аспектом, с необходимостью снижения рисков, вызванных техногенными и природными катастрофами, с актуальностью уменьшения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, включая ликвидацию их последствий.

К созданию программы были подключены специалисты свыше тридцати органов исполнительной власти города, в том числе ГУ МВД России по г.Москве, ГУ МЧС России по г.Москве, управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г.Москве и Московской области, управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу, управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по г.Москве, управления Федеральной службы исполнения наказаний по г.Москве, управления Федеральной миграционной службы по г.Москве, иных правоохранительных органов и эксперты общественных организаций города Москвы.

При разработке программы учитывался зарубежный опыт. Изучался опыт американских, европейских и азиатских коллег в обеспечении технической защищенности объектов социальной сферы, спорта, культуры и городского хозяйства. Реализация мероприятий программы «Безопасный город» реально повысит защищенность городских объектов и личную безопасность каждого москвича.

Государственное правовое регулирование в сфере безопасности, предупреждения и пресечения преступлений обеспечивается нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы, в числе которых можно отметить Федеральный закон от 28.12.2010г. №390-ФЗ «О безопасности», Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. №537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указ Президента РФ от 31.12.2015г. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 11.12.2010г. №1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», Закон города Москвы от 19.03.2008г. №14 «О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве». Юридическая основа, требуемая для реализации Государственной программы «Безопасный город», базируется и на иных нормативных правовых актах Российской Федерации и города Москвы, устанавливающих правовые основы обеспечения безопасности личности, общества, государства, определяющих систему безопасности и ее функции, порядок организации и материального обеспечения органов обеспечения безопасности.

Реализация положений этой Государственной программы в течение прошедших с начала ее осуществления лет позволила отметить значительное повышение уровня безопасности в городской среде. Сформировались и активно развиваются основные направления профилактики правонарушений, усилена координация деятельности территориальных подразделений правоохранительных органов, органов исполнительной власти города Москвы и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности, реализованы многочисленные мероприятия, в том числе профилактического характера, позволившие снизить количество преступлений, чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Усилия органов исполнительной власти города Москвы и правоохранительных органов Российской Федерации, в компетенцию которых входит решение вопросов обеспечения безопасности в столице России, в рамках Государственной программы «Безопасный город» неуклонно приводят к снижению уровня угроз криминального и террористического характера и в конечном итоге стремятся к обеспечению гарантированной защиты населения и объектов инфраструктуры Москвы от чрезвычайных ситуаций, актов терроризма и преступности в целом.

К лету 2016 года, по мнению мэра столицы Сергея Собянина, реализация программы «Безопасный город» позволила Москве стать не только чище, краше, комфортнее, но и безопаснее. В соответствии с информацией, представленной на официальном сайте Информационного центра Правительства Москвы, эта Государственная программа уже дала положительные результаты. Существенно снизилось число наиболее опасных преступлений. На 21% сократилось количество убийств и покушений на убийство. На 32% уменьшилось число грабежей, на такой же показатель сократилось количество разбоев, квартирных краж стало меньше на 30%, на 32% стали меньше угонять автомашины.

По словам Сергея Собянина, «помимо благоустройства общественных пространств, создания комфортной территории, необходима и безопасность на этой территории».

Нельзя не отметить важную роль Правительства Москвы в укреплении материальной базы правоохранительных органов, во внедрении новых систем обеспечения безопасности. Это стало возможным благодаря исполнению положений программы «Безопасный город».

Большое внимание было уделено транспортной инфраструктуре: системы комплексной безопасности теперь задействованы на всех станциях московского метро. В частности, особое внимание стоит обратить на создание системы интеллектуального видеонаблюдения на объектах и пунктах управления обеспечения транспортной безопасности Московского метрополитена. Как свидетельствуют источники в московском правительстве, в городе в настоящее время функционируют 128 598 камер видеонаблюдения, включая установленные во дворах, школах, в подъездах жилых домов, в местах массового пребывания граждан, на дорогах и объектах торговли. По данным официальной статистики, порядка 70 процентов всех правонарушений и преступлений в столичном регионе сегодня раскрывается при помощи систем видеонаблюдения. Кроме того, единый центр хранения данных стал активно взаимодействовать со всеми подразделениями правоохранительных органов и оперативными службами, что способствовало росту показателей раскрываемости преступлений с помощью камер видеонаблюдения на 15% по сравнению с прошлогодними цифрами.

Особо следует подчеркнуть важное значение того, что общественно значимые интересы населения Москвы, общественных объединений и иных организаций, в том числе профессиональных объединений бизнес-сообщества, обязательно учитываются государственными заказчиками и исполнителями при решении наиболее важных вопросов в сфере обеспечения комплексной безопасности города Москвы при реализации мероприятий Государственной программы «Безопасный город». Для этого используются разные способы, включая постоянный мониторинг общественного мнения о действиях властей по укреплению правопорядка и безопасности, обеспечение привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка в городе Москве, участие общественных объединений и граждан столицы в разработке, изучении и экспертизе инициатив по вопросам, являющимся наиболее актуальными.

Уже на протяжении нескольких лет комплексную программу «Безопасный город» активно поддерживает руководитель общественного движения «Безопасная столица», депутат Московской городской Думы, председатель комиссии Московской городской Думы по безопасности, председатель КС НСБ Москвы Инна Святенко.

Инна Юрьевна неоднократно отмечала комплексность и масштабность Государственной программы «Безопасный город», выделяя в этой программе вопросы обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений, а также укрепления общественной безопасности в жилом секторе, на улицах и в местах массового пребывания граждан. Инна Святенко, выступая от имени органа законодательной власти столицы России, заявляет, что «отдельное внимание в решении задач по обеспечению безопасности москвичей должно уделяться оборудованию предприятий… современными инженерно-техническими средствами безопасности и антитеррористической защищенности, а также выбору организаций, которым будет доверена охрана мест массового пребывания граждан. И здесь мы очень рассчитываем на помощь и поддержку сообщества негосударственной сферы безопасности».

Таким образом, нет никаких сомнений в том, что тесное взаимодействие властей города Москвы с многотысячным сообществом НСБ в русле поэтапной реализации мероприятий Государственной программы «Безопасный город» позволит существенно ослабить криминогенную обстановку в столице, снизить рост преступности и ликвидировать прочие негативные явления в различных сферах жизнедеятельности города и благодаря этому обеспечить дальнейшее повышение степени защищенности и уровня безопасности жизни граждан и столичной инфраструктуры.

Источник: guardinfo.online

Кто платит за безопасность? Стоит ли жителям Подмосковья ждать бесплатных камер видеонаблюдения в своих подъездах

После публикации материала о развитии системы видеонаблюдения «Безопасный регион» в Подмосковье в редакцию стали поступать отклики от жителей региона, желающих установить систему видеокамер в своём дворе или доме и недоумевающих, почему управляющие компании (УК) предлагают им самим оплачивать эту услугу

Ведь, по мнению авторов этих обращений, процесс должен проходить за бюджетный счёт. В данной ситуации необходимо разграничивать зоны ответственности государства в лице областных властей, УК и самих собственников жилья, чтобы не обманываться в своих надеждах на безвозмездную установку современного комплекса видеонаблюдения в подъезде.

Система «Безопасный регион», объединяющая десятки тысяч камер по всему Подмосковью, была запущена в Московской области с 2015 года в рамках госпрограммы «Безопасность Подмосковья» и развивается до сих пор. По данным Главного управления региональной безопасности (ГУРБ) Московской области, к началу нынешнего года общее число видеокамер, подключённых к этой системе, достигло 81 тысячи и продолжает увеличиваться. Многие из этих устройств обладают функциями распознавания лиц или номеров автомобилей, что позволяет сотрудникам правоохранительных органов более эффективно использовать их при расследовании правонарушений. С помощью «Безопасного региона» в 2021 году было раскрыто свыше 2 000 преступлений. Такие данные привёл зампред правительства Подмосковья, руководитель ГУРБ Роман Каратаев.

Читайте также:
Qhsafetray что это за программа в автозагрузке

Разумеется, многим жителям подмосковных многоэтажек хотелось бы, чтобы за обстановкой в их дворе или подъезде полиция могла следить через систему умных камер: так придётся меньше переживать за безопасность детей или сохранность имущества, автомобилей, колясок и т. д. Сам факт работы видеонаблюдения останавливает многих потенциальных воров или хулиганов от возможных незаконных действий. И здесь могут возникнуть вопросы, как оснастить свой дом системой видеокамер, куда обращаться и кто должен за это платить.

Программа «Безопасность Подмосковья» – государственная и финансируется областным бюджетом. В частности, государство оплачивает установку камер в местах скопления людей, на социальных объектах, транспорте, в парках и скверах, на автомобильных дорогах. Устанавливаются такие камеры и во дворах и подъездах жилых домов.

Но тут ситуация с источниками финансирования уже не так проста. В 2018 году была запущена программа «Безопасный подъезд», в рамках которой 3 000 подъездов многоквартирных домов были оснащены системами видеонаблюдения за счёт бюджета. В областном правительстве УК попросили ознакомиться с мнениями местных жителей и выбрать подъезды, в которых установка новых видеокамер является приоритетной. Однако эта программа действовала до конца 2019 года. Дальше – дело за самими собственниками квартир.

В общей сложности уже свыше 17 тысяч подъездов оснащены видеокамерами, подключёнными к системе «Безопасный регион», однако именно областной бюджет уже не имеет к этому никакого отношения. На сайте ГУРБ подробно описаны способы, с помощью которых жители дома могут обзавестись системой видеонаблюдения.

Самый простой и безотказный – инициатива самих собственников, которую они оплатят самостоятельно. Для этого УК должна созвать общее собрание собственников жилья, на котором и будет решен вопрос об установке видеокамер и ежемесячной оплате услуг провайдера, обслуживающего технику и предоставляющего канал связи.

После этого выбирается поставщик услуг и устанавливается система видеонаблюдения, а плата распределяется между жильцами дома. Успех двух других вариантов не гарантирован. Можно попытаться найти провайдера, который, сочтя проект интересным для своего бизнеса, установит систему видеонаблюдения за свой счёт.

Тогда жителям останется лишь платить за текущее обслуживание видеокамер. Наконец, собрание собственников может направить обращение в муниципалитет с просьбой рассмотреть возможность установки камер с финансированием из мунбюджета. Если местные власти, учитывая криминогенную обстановку, сочтут установку камер на конкретном доме целесообразной, а также найдут на это бюджетные средства, можно считать, что вам повезло – самим платить за повышение уровня безопасности не придётся. Но напомним, что гарантированно получить систему видеонаблюдения можно прежде всего с опорой на собственные силы.

Подключение уже установленных камер к областной системе «Безопасный регион» бесплатно для жителей дома. Как объяснял замглавы ГУРБ Дмитрий Алексеев, этот процесс финансируется властями Московской области. Физически сами видеокамеры являются общедомовым имуществом, которым собственники квартир могут распоряжаться по-своему.

Они могут оставить свою систему автономной и самостоятельно следить с её помощью за безопасностью в доме и дворе. Однако эффективность видеонаблюдения будет гораздо выше, если её подключить к «Безопасному региону». Алексеев пояснил, что для этого нужно обратиться в свою УК, которая подаст заявку на подключение в соответствующие органы власти Подмосковья.

Тогда правоохранители получат постоянный доступ к придомовым видеокамерам и смогут незамедлительно приступить к расследованию правонарушения, если таковое произойдёт в поле зрения этих камер. Таким образом, подключение к системе «Безопасный регион» остаётся бесплатным, а вот установка камер и дальнейшее обслуживание лягут на жителей дома или муниципальный бюджет. Стоит ли игра свеч и нужны ли камеры видеонаблюдения в конкретном доме – решать предстоит самим собственникам жилья. Хотя статистика ясно показывает, что на безопасности граждан и профилактике правонарушений эти меры отражаются весьма позитивно.

В комментарии «Московской газете» юрист Иннеса Кузнецова подчеркнула, что вопрос о том, законно ли брать плату с жильцов дома за установку системы видеонаблюдения, является некорректным. Установка происходит по желанию самих собственников. Решение о том, устанавливать видеокамеры или нет, может принять лишь общее собрание собственников жилья не менее чем двумя третями голосов.

Далее формируется обращение в управляющую компанию, которая может заключить договор с поставщиком услуг, которого также выбирают сами собственники. Кузнецова отметила, что поставщиком услуг может быть, например, частное охранное предприятие или провайдер, который обеспечивает в данном доме связь и интернет. Если в регионе или муниципалитете действует соответствующая госпрограмма, жильцы дома могут обратиться к властям с просьбой включить их дом в список на установку системы видеонаблюдения, если же такой программы нет — организация установки и оплата услуг осуществляются самими собственниками. Эксперт добавила, что в последнее время в новостройках довольно частой стала практика, когда провайдер использует для системы видеонаблюдения тот же канал связи, который используется для предоставления других его услуг. Это существенно удешевляет обслуживание видеокамер, однако в каком-то размере абонентская плата за обслуживание всё равно будет взиматься.

Источник: mskgazeta.ru

«Безопасный город»: силовой сегмент

МВД России разработало технические требования к построению правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город» (ПС БГ). В мае 2017 года новые методические рекомендации МВД России были разосланы в региональные подразделения министерства. О том, каким должен стать ПС БГ, журналу RUБЕЖ рассказал начальник научно-исследовательского института специальной техники ФКУ НПО «СТиС» МВД России — полковник внутренней службы Александр Романов.

Какие задачи прежде всего должен решать аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»? Есть ли место для дискуссий по данному вопросу?

АЛЕКСАНДР РОМАНОВ: Нет, места для дискуссий нет, так как необходимость создания аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» определена поручениями президента Российской Федерации, распоряжением правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 2446-р, которым утверждена Концепция построения и развития АПК «Безопасный город». АПК «Безопасный город» предназначен для решения широкого спектра задач по обеспечению безопасности населения. Сегодня мне бы хотелось поговорить о его правоохранительном сегменте, в создании которого МВД России принимает активное участие.

Итак, правоохранительный сегмент АПК «Безопасный город» (далее — ПС АПК БГ) представляет собой комплекс средств видеонаблюдения, фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, преступлений, административных правонарушений и происшествий, а также технических средств для обеспечения экстренной связи граждан с дежурными частями территориальных органов МВД России.

Каких технологий для обеспечения безопасности в городах не хватает Министерству внутренних дел сейчас?

А.РОМАНОВ: Для создания ПС АПК БГ используется в основном техника иностранного производства— это и средства фотовидеофиксации, и вычислительные средства, и импортное программное обеспечение. При создании ПС АПК БГ МВД России в качестве приоритетной ставит задачу по переходу на отечественные технические средства. В настоящее время активно прорабатываются вопросы по использованию при создании ПС АПК БГ средств вычислительной техники, созданных на базе отечественных процессоров «Байкал» и «Эльбрус» и внедрению отечественного программного обеспечения, разработанного с использованием открытых кодов. Работы в данном направлении активно ведутся, результат планируется получить в первой половине следующего года.

Есть и другие задачи, над решением которых сейчас активно работает ведомственная наука:

• долговременное хранение поступающей с видеокамер информации и ее передача по запросу в МВД России;

• обеспечение бесперебойной эксплуатации созданной инфраструктуры;

• взаимоувязка проводимых и планируемых на региональном уровне работ с федеральными программами и инициативами, а также их долгосрочное планирование.

Какие средства помогут создать единое информационное пространство для АПК «Безопасный город»? Будут ли в нем закрытые сегменты?

А.РОМАНОВ: Обмен данными между участниками информационного взаимодействия в рамках систем АПК «Безопасный город» представляется целесообразным осуществлять при помощи регламентированного межведомственного обмена. Его основой должны стать соглашения об информационном взаимодействии с использованием инфраструктуры электронного правительства, среды межведомственного информационного взаимодействия (СМЭВ), выделенных каналов связи. Закрытые сегменты как часть АПК не рассматриваются, вместе с тем все, что связано с персональными данными граждан, будет надежно защищено.

Читайте также:
Daemon для чего нужна эта программа

Какие программные продукты могут лечь в основу Единой технологической платформы АПК?

А.РОМАНОВ: Если говорить о перспективных программных решениях, то здесь прежде всего следует отметить необходимость создания общего информационного пространства, объединяющего вычислительные средства МВД России и ПС АПК БГ. В настоящее время в МВД России активно прорабатывается возможность создания федеральной информационной системы биометрических учетов и оперативно-розыскных данных (ФИС БУ ОРВД), которая станет основным базовым элементом нашего государства по хранению и предоставлению различных сервисов, связанных с биометрическими данными людей. И подключение ПС АПК БГ к данной системе является одной из главных перспективных задач.

Как вы относитесь к инициативе создания реестра рекомендованного оборудования для АПК «Безопасный город»?

А.РОМАНОВ: Мы против создания такого реестра. Все закупки должны производиться на конкурсной основе. При этом нельзя допустить поставку некачественных изделий для построения АПК БГ. На наш взгляд, эффективным инструментом для решения данной задачи является создание действенной системы сертификации аппаратно-программных средств, предназначенных для использования в рамках АПК БГ. Для этого в системе МВД России на базе ФКУ НПО «СТиС» существует специальный орган сертификации, который может проводить все необходимые для этого работы, а также определять и ставить на снабжение МВД те средства, которые отвечают нашим специфическим требованиям по открытым спецификациям.

Как сейчас стыкуются зоны ответственности между МВД и МЧС в рамках эксплуатации систем АПК «Безопасный город»?

А.РОМАНОВ: МВД России принимает активное участие в создании и эксплуатации ПС АПК БГ, в то время как МЧС России отвечает за общую координацию работ и создание сегментов АПК БГ, направленных на предотвращение и ликвидацию последствий природных катаклизмов, техногенных катастроф, пожаров и т. д. Задачи, как видите, разные и, как правило, техника используется разная. Вместе с тем в настоящее время прорабатываются вопросы предоставления подразделениям МВД России видеоинформации, получаемой с камер видеонаблюдения, использующихся МЧС России в рамках АПК БГ, предполагается создавать и совместно использовать общие каналы связи.

Правда ли, что МВД имеет намерение разворачивать свои системы видеонаблюдения за местами массового скопления людей?

А.РОМАНОВ: Нет, МВД России не намерено разворачивать собственные средства видеонаблюдения за местами массового скопления людей, но готово подключаться к таким средствам, которые разворачивают региональные власти в этих местах для своевременного обнаружения и предотвращения неправомерных действий.

Если гипотетически допустить переход АПК «Безопасный город» под контроль Министерства внутренних дел, как изменилась бы ситуация? Каково ваше частное мнение?

А.РОМАНОВ: Скорее всего, в этой ситуации большее внимание уделялось бы ПС АПК БГ, так как мы считаем, что задачи по обеспечению правопорядка и антитеррористической защищенности населения должны быть приоритетными при создании АПК БГ. Создание и развитие элементов АПК БГ в регионах осуществляется на основании согласованных с заинтересованными ФОИВ базовых требований, указанных в Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р. Для этого созданы Межведомственная комиссия по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» и рабочая группа для обеспечения рабочего взаимодействия при реализации плановых мероприятий работы Межведомственной комиссии.

В 2016 году представители МВД несколько раз критиковали усилия по построению АПК «Безопасный город» в регионах. Например, в Башкирии, Твери, Хакасии до 20% камер не работали. Какие проблемы вы бы назвали остро стоящими спустя год? В чем причина их появления и какие существуют пути решения? Закончилось ли «хаотическое внедрение»?

А.РОМАНОВ: Основная проблема — это недостаточное количество средств, выделяемых местными бюджетами на сервисное обслуживание сегментов АПК БГ. «Хаотическое внедрение» закончилось, во всяком случае в ПС АПК БГ. МВД России выпустило ряд нормативных документов, о которых я скажу чуть позже, направленных на обеспечение единой технической политики в данной области.

В феврале 2016 года МВД в письме МЧС высказало недовольство проектом единых требований к техническим параметрам сегментов АПК «Безопасный город». Отмечалось, что в проекте не сформулированы четкие задачи по созданию АПК, а также конкретные требования по назначению и архитектуре построения правоохранительного сегмента АПК, проект не предусматривает взаимодействие с МВД. Учтены ли указания Министерства внутренних дел спустя год?

А.РОМАНОВ: Для решения вопроса в текущем году была проведена большая работа. МВД России разработало и направило в феврале 2017 года в МЧС России технические требования к правоохранительному сегменту АПК «Без- опасный город», в которых четко сформулированы требования к оборудованию и техническим системам, входящим в состав ПС АПК БГ, определена структура ПС АПК БГ. По информации из МЧС, требования включены в проект Единых требований к техническим параметрам сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» отдельным самостоятельным разделом. Кроме того, в МВД России разработаны и в апреле направлены в территориальные органы Методические рекомендации по вопросам построения, развития и использования сегментов аппаратно-программного комплекса

«Безопасный город», затрагивающим компетенцию МВД России, которые определяют порядок построения ПС АПК БГ и критерии, по которым этот сегмент должен создаваться. Теперь в целях обеспечения единой технической политики технические задания на создание ПС АПК БГ территориального органа МВД России будут согласовываться с нашим учреждением, которое приказом министерства определено ответственным за координацию деятельности подразделений центрального аппарата и территориальных органов МВД России в области создания ПС АПК БГ.

АПК «Безопасный город» будет строиться на деньги субъектов Российской Федерации. Получится обойтись без федеральных денег?

А.РОМАНОВ: Федеральные деньги все же используются. Это в первую очередь предоставление субъектам на безвозмездной основе решений в части ПО ЦАФАП (центров автоматизированной фиксации административных правонарушений). Речь идет о единых подходах в области создания средств хранения и обработки данных, защиты информации. Основной принцип — использование технических решений, разработанных за счет средств госбюджета, в работах по созданию баз данных ПС АПК, средств их обработки и защиты. Кроме того, планируется на средства федерального бюджета разработать в интересах оперативных служб министерства специализированные сервисы Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД), обеспечивающие в результате обработки данных, поступающих от ПС АПК БГ территориальных органов МВД России, предоставление соответствующей аналитики.

Как вы относитесь к предложению направлять на нужды развития АПК «Безопасный город» часть средств (до 30%), собранных в результате использования комплексов фотовидеофиксации, парковочных мест, штрафов по административным правонарушениям и т. д.?

А.РОМАНОВ: Это должны решать руководители соответствующих субъектов Российской Федерации.

В марте 2017 года МЧС заявило о разработке Концепции комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСОБЖН) с учетом создания автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций нового поколения (АИУС РСЧС-2030). Предусмотрена также интеграция АПК «Безопасный город» в региональные РСЧС со сведением последних в АИУС РСЧС-2030. Принимает ли МВД участие в новой инициативе? Ведутся ли какие-либо разработки в этой области?

А.РОМАНОВ: Нет, МВД России в этом участие не принимает. Необходимо отметить, что в последнее время при создании и развитии АПК БГ наметилась тенденция к переориентированию приоритетов профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности на осуществление мониторинга параметров энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения, обеспечения пожарной безопасности, раннего обнаружения лесных пожаров, паводковой обстановки, оповещения и информирования населения, а также создание систем управления жилищно-коммунальным хозяйством и мониторинга чрезвычайных ситуаций.

В результате руководители субъектов Российской Федерации оказались в ситуации, при которой в условиях ограниченного финансирования на них стали возлагать задачи по созданию дополнительной службы и необходимой для ее функционирования информационно-технологической инфраструктуры, а также по разработке новых алгоритмов реагирования в условиях, когда необходимо обеспечить бесперебойную работу и развитие ранее созданных правоохранительных сегментов. Мы считаем, что сегменты АПК БГ не должны дублировать уже существующие системы безопасности в регионах. Тем более не надо создавать новые, они должны органично вписываться в существующие системы, открывая новые возможности.

Был ли вам полезен данный материал?

Источник: ru-bezh.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru