Болезни роста АПК «Безопасный город»
Программа «Безопасный город» реализуется в России уже очень давно — с 2005 года. С того времени изменилось очень и очень многое. Менялись концепция, применяемые технические решения, даже ведомственная подчиненность, причем дважды. Естественно, в данном процессе пришлось решать множество проблем и допускалось немало ошибок. И результаты большой работы по анализу типовых трудностей, которые приходилось и до сих пор приходится решать в ходе строительства сложных аналитических систем и ситуационных центров, будут полезны многим.
Надо отметить, что сложности эти весьма разноплановые. Они являются как техническими, так и организационными. Но в ходе реализации проектов очень часто, а вернее, как правило, одно порождает другое. Результат — дополнительные затраты ресурсов и плохо работающие, а то и вовсе не работающие подсистемы.
Что такое «Безопасный город»
Цель системы — консолидация всех функций, направленных на поддержание безопасной среды обитания. И это уже давно не только система видеонаблюдения и видеофиксации, хотя такое заблуждение существует и имеет стойкий характер, причем не только среди обывателей.
Безопасный город. Как это работает
Авторы
Теги
Другие статьи автора
Статьи по теме
Поделиться
Любой человек, став свидетелем чрезвычайной ситуации, не должен выходить на связь с каждой службой, в ведении которых находится или может находиться ее разрешение. Сейчас ни у кого не вызывает удивления, что при любом серьезном ДТП на место выезжает не только полиция, но и скорая медпомощь и пожарные.
Ведь неизбежно есть пострадавшие, получившие травмы, велик риск разлива топлива, от которого до пожара один шаг. А еще несколько лет назад все экстренные службы приходилось вызывать отдельно. Но есть и более сложные случаи. Например, что делать, если вдруг обнаружен подозрительный предмет на железнодорожном пути?
Лет 15 назад, если об этом спросить обычного человека, самым разумным решением, которое он мог предложить, стало бы обратиться к путевым обходчикам. Или что делать, если упала опора линии электропередач в городе? Тут необходимо задействовать не только энергетиков, но и полицию или Росгвардию, чтобы оцепить опасное место, а также дорожные службы, чтобы восстановить движение.
Цель системы — консолидация всех функций, направленных на поддержание безопасной среды обитания
Сейчас вся информация о любых потенциально опасных инцидентах консолидируется в Единой дежурной диспетчерской службе (ЕДДС). Это ситуационный центр, действующий в рамках города, городского округа, региона, куда поступают данные от всех служб, которые могут быть задействованы в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Среди них не только привычные пожарные, полиция, медики и газовая служба, но и военные, энергетики, ЖКХ, транспортники, строители, метеорологи. Туда же стекаются данные видеонаблюдения и разного рода мониторингов (например, экологического, состояния погоды, уровня воды в водоемах, состояния разного рода объектов коммунальной инфраструктуры). При этом в функции ЕДДС входит координация действий всех этих служб, но никак не подмена их.
Программа Безопасный город
В последнее время все больше усилий прилагается к тому, чтобы усилить работу, направленную на предотвращение чрезвычайных ситуаций, а не только реагировать на уже случившееся. Это невозможно сделать без внедрения систем «умного города»: разного рода датчиков, оценивающих уровень износа разного рода объектов, что позволит прогнозировать возникновение аварий, которые часто чреваты весьма серьезными последствиями. Например, кошмар для администрации любого населенного пункта — выход из строя теплосети зимой. Использование предсказательной аналитики позволит свести вероятность данного инцидента к минимуму.
Кроме того, перспективной задачей является объединение систем разных городов и целых субъектов. Не секрет, что очень многие ЧС могут охватить сразу несколько регионов, и для предотвращения их последствий, по крайней мере по худшему сценарию, невозможно обойтись без координации действий. Создание общефедерального информационного пространства ЕДДС в масштабах всей страны — одна из самых насущных задач, для решения которой сделано уже многое.
В целом затраты на реализацию программы «Безопасный город» с 2007 года, по оценке заместителя министра МЧС России Александра Чуприяна, составили около 80 млрд руб. При этом все они практически полностью окупились. Программа охватывает 750 населенных пунктов.
Проблемы организационные
Это целый пласт сложностей, причем разнородных и разноплановых. Именно этот комплекс часто порождает все остальные ошибки, которые возникают уже потом, на стадии реализации.
Прежде всего многие не осознают масштаба задач, которые приходится решать. А по оценке генерального конструктора АПК «Безопасный город» Оксаны Якимюк, реализация программы сложнее, чем, например, построение электронного правительства. Причем весь масштаб становится осязаемым далеко не сразу.
Особенно в масштабах такой большой страны, как наша, где представлено огромное количество природноклиматических зон, действуют разные производства и даже в соседних краях, областях и республиках иногда кардинально отличается манера разговора и езды на автомобиле. И если где-то главной угрозой являются наводнения, то где-то — пыльные бури и засухи. В итоге единого рецепта, который бы детально расписывал, как строить системы, нет и быть не может. Хотя единые методические рекомендации рамочного характера существуют.
При этом у многих руководителей регионов и ведомств до последнего времени не было полного понимания, для чего служит программа «Безопасный город». В понимании очень многих она, как уже было сказано выше, до сих пор охватывает лишь комплекс средств видеонаблюдения и видеофиксации. И учитывая то обстоятельство, что губернаторский корпус обновляется, а с новым губернатором часто меняется и вся команда управленцев, для многих местных руководителей данное обстоятельство оказывается сюрпризом.
Вечной проблемой является финансирование, точнее его отсутствие. Положение усугубляется еще и тем, что для губернаторов реализация любых программ, не направленных на выполнение социальных обязательств, не является приоритетом. Не стоит забывать о том, что во многих регионах бюджеты сведены с дефицитом, а некоторые еще и закредитованы.
Однако острота ее все же несколько снизилась, особенно после того, когда программу «Безопасный город» стало курировать МЧС. За нее отвечает заместитель министра в высоком генеральском звании — уже упомянутый выше Александр Чуприян. И его авторитет позволил сделать очень многое, чего не удавалось раньше.
Выделялось финансирование на мероприятия в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу ФИФА 2018 года. Где-то удалось привлечь деньги от инвесторов, например, от телекоммуникационных операторов в рамках программ частно-государственного партнерства. Но все равно проблема далека от полного решения.
По оценке генерального конструктора АПК «Безопасный город» Оксаны Якимюк, реализация программы сложнее, чем, например, построение электронного правительства.
Производной от финансовой является кадровая проблема. В тех же ЕДДС работают люди предпенсионного и пенсионного возраста, больше похожие на сторожей или вахтеров какого-нибудь общежития. И это не удивительно, учитывая, что средний уровень заработной платы сотрудников региональных ЕДДС составляет 7–8 тыс. руб.
Естественно, привлечь квалифицированных специалистов на такой оклад сложно. При этом не надо напоминать, что далеко не все можно доверить автоматике, а реакция у возрастных и не полностью здоровых людей часто снижена. А работа по координации действий по ликвидации ЧC требует четкой реакции и полной концентрации.
Но самой большой сложностью является устранение межведомственных барьеров. В любой стране органы власти не привыкли работать сообща, и очень много усилий уходит на то, чтобы свести к общему знаменателю все действующие регламенты. И в этом процессе постоянно возникают шероховатости, которые замедляют работу.
Например, на заседании рабочей группы Межведомственной комиссии по вопросам внедрения и развития аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» представители МВД обратили внимание на то, что время обработки обращений в этом ведомстве утроилось. Это произошло потому, что в настоящее время никаких программных средств автоматической передачи информации из «Системы–112» в МВД России нет, поэтому сотрудникам дежурных частей приходится вносить информацию в различные информационные базы и в Книгу учета сообщений о преступлениях и происшествиях.
В итоге одни и те же операции по вводу данных приходится осуществлять до трех раз. Кроме того, не предусмотрена ситуация, когда требуется уточнить название улицы. А такое случается нередко, только в Москве 16 Парковых улиц. На отсутствие типового регламента по взаимодействию и информационному обмену между ЕДДС и ведомственными диспетчерскими службами, а также двойной ввод данных сетовали и в ФСБ.
Кроме того, сотрудники разных ведомств привыкли не обращать внимание на то, что не относится к их профилю, а многие ситуации как раз и возникают на стыке компетенции различных экстренных служб и ведомств. Так, Оксану Якимюк во время одной из командировок поразил тот факт, что оператор центра мониторинга, офицер МВД, проигнорировал наличие наледи на тротуаре, которую пешеходы были вынуждены обходить по проезжей части. Но устранение гололеда не входит в компетенцию МВД, и на этот инцидент никто не реагировал. То, что разные службы не привыкли работать сообща, — самая сложная и труднорешаемая задача не только в ходе создания, но и в ходе эксплуатации АПК «Безопасный город».
К тому же регулярно возникают коллизии, связанные с разграничением ответственности между региональными и федеральными властями, на устранение которых тоже уходит неоправданно много сил и времени. Простой пример такой коллизии — сложность согласования установки систем фотовидеофиксации нарушений ПДД на федеральных трассах. Местные органы часто самоустраняются от ликвидации многих ЧС на тех же федеральных трассах. Примером тому стала cитуация на трассе Орск–Оренбург зимой 2016 года, когда под снежными заносами оказались заблокированы десятки автомобилей.
И проблемы технические
Естественно, реализация подобных проектов сопровождается техническими сложностями — это неизбежно. Но в ходе реализации программы «Безопасный город» основным источником возникновения таких проблем являются следствия организационных неурядиц.
Например, отсутствие правильного понимания того, чем является программа, приводит к ошибкам в техническом задании. АПК «Безопасный город» должна быть интеграционной платформой, способной консолидировать данные из множества систем. Но это понимают далеко не всегда. АПК до сих пор, возможно, по инерции воспринимают как аналитическую платформу для анализа видеопотока.
А то, что ее необходимо интегрировать с другими системами, до сих пор не осознают, и такую возможность в технические задания не закладывают. В конце 2016 года обнаружилось, что в трех регионах проекты построения АПК «Безопасный город» не прошли согласование в МЧС и там неизбежно возникли бы проблемы по интеграции с «Системой–112».
К слову, со многими вопросами построения «Системы–112» тоже до сих пор не все ясно. Так, например, иногда сетуют, что для ее создания по состоянию на конец 2016 года не было разработано методических рекомендаций. В итоге стоимость АРМ ее оператора в разных реализациях отличалась почти на порядок. И задача по интеграции с неким «черным ящиком» всегда будет заметно сложнее, чем с чем-то, хоть как-то документированным. Возможно, ситуация уже изменилась в лучшую сторону, но подтверждений тому в открытых источниках пока не найдено.
АПК «Безопасный город» должна быть интеграционной платформой, способной консолидировать данные из множества систем. Но это понимают далеко не всегда
Очень часто возникают проблемы взаимодействия с системами оповещения населения. Однако тут сложности во многом носят объективный характер: в большинстве регионов данные системы, построенные еще в 1960–1970-е годы, сильно устарели. Работы над их модернизацией уже ведутся, и, как правило, при их осуществлении возможность интеграции с АПК «Безопасный город» закладывают, что приносит плоды. Так, в Московской области, где проведены пилотные проекты обновленной системы оповещения, в частности в Красногорском районе, во время шквала 29 мая 2017 года ущерб оказался намного меньше, чем там, где этого сделать не успели.
Следствия проблем с финансированием, а также неправильным пониманием моментов, связанных с соблюдением бюджетной дисциплины и тендерного законодательства, также сказываются на проектах не лучшим образом. К слову, это не является чисто российской спецификой. Наиболее распространенный пример — приобретение наиболее дешевых камер для систем видеонаблюдения. А потом, когда произошло преступление или правонарушение, оказывается, что виновника, будь то человек или транспортное средство, невозможно идентифицировать. И такое до сих пор встречается, хотя, конечно, уже намного реже, чем лет 5 назад.
И такой выбор мотивируется особенностями тендерного законодательства. Ведь главный фактор для победы, согласно 44-ФЗ, — самая низкая цена, и если закуплено что-то дороже, контролирующие органы это могут рассматривать как нецелевое использование средств. А это уже повод для увольнения и даже может рассматриваться как уголовное преступление. Автору этих строк доводилось присутствовать на конференциях, где обсуждались практические моменты по реализации программы «Безопасный город», очень многие жаловались на пристальное внимание Счетной палаты и прокуратуры, особенно во время предвыборного цикла, когда иные кандидаты в депутаты пытаются оседлать потенциально выигрышную антикоррупционную тему и проявляют большую активность с привлечением контролирующих и правоохранительных органов.
Не всегда в полной мере просчитывается то, что называется капризами природы, особенно последствия ливневых осадков и сильного ветра. Так, например, много нареканий на работу системы фотовидеофиксации нарушений ПДД стало появляться после шквалистого ветра на рубеже мая и июня текущего года. Оказалось, под порывами шквала камеры сместились и часто стали фиксировать нарушения там, где их не было. Не в полной мере просчитывали и меры, которые позволяют обмануть систему видеофиксации. При этом в законодательстве такие деяния до сих пор не считаются правонарушениями, чем некоторые с успехом пользуются.
Но больше всего проблем, причем часто труднорешаемых, создает ведомственная разобщенность. Не секрет, что в каждом ведомстве свои стандарты, и на информационные системы в том числе. При этом в регионах до сих пор можно встретить такие системы, которые построены на устаревших платформах, разработчики которых уже давно ушли с рынка. Для преодоления такой разобщенности сделано уже очень многое, но проблемы все равно возникают. Однако и они, как показывает практика, преодолимы.
Источник: www.jetinfo.ru
Программа «Безопасный город». Роль мобильной связи в программе.
Одним из определяющих факторов устойчивого развития городов и регионов является обеспечение безопасности. Отсутствие единого системного подхода в этом вопросе обусловили необходимость создания комплексной системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания. И именно эти цели реализуются в рамках программы «Безопасный город».
Осуществление каких мер подразумевает программа «безопасный город»?
- Контроль состояния инфраструктурных объектов;
- Обеспечение безопасности транспортных средств;
- Снижение количества правонарушений и криминогенных происшествий;
- Прогнозирование опасных ситуаций;
- Обеспечение безопасности граждан;
- Оповещение населения в случаях чрезвычайных происшествий;
- Определение мер по обеспечению безопасности;
- Обеспечение порядка на дорогах;
- Обеспечение межведомственного информационного взаимодействия.
Все направления тесно взаимосвязаны между собой. И только их комплексная реализация помогут достичь целей программы «Безопасный город».
Что делается для реализации программы «Безопасный город»?
Для выполнения поставленных задач, необходимо внедрение целого ряда систем. Сюда относятся такие, как:
- Видеонаблюдение;
- Система-112 ;
- Сеть терминалов экстренного вызова;
- Современные технологии экстренного оповещения населения;
- Система мониторинга контрольных датчиков.
Программа «Безопасный город» еще не реализована полностью. Она находится на стадии внедрения. Данная система требует поэтапного введения всех комплексов и их реализации.
Роль мобильной связи в системе «Безопасный город»
Внедрение комплекса мер, направленных на реализацию программы «Безопасный город» не возможно без использования современных технологий. И применение достижений мобильной связи в некоторых случаях может стать наиболее оптимальным вариантом, способным помочь в решении целого ряда задач.
Мобильная связь и система-112 в программе «Безопасный город»
В экстренную службу спасения по номеру 112 можно дозвониться как со стационарного телефона, или автомата, так и с сотового телефона. В обоих случаях звонок осуществляется без взимания с абонента платы. Но пользователи мобильной связи имеют некоторые преимущества.
Во-первых, для выполнения вызова в экстренной ситуации не обязательно быть привязанным к какой-либо определенной точке. Ведь мобильным устройством можно воспользоваться в любом месте.
Во-вторых, стационарная связь может быть зависима от состояния и работоспособности проводных коммуникаций. А в случае с использованием мобильной сети, звонок можно выполнить даже без наличия в устройстве сим-карты. Телефон подключится к любой доступной сети, используя встроенный GSM-модуль и антенну.
В-третьих, абоненты мобильной связи могут связаться с экстренной службой не только посредством совершения звонка, но и воспользовавшись смс-сервисом. Этот сервис разработан специально для людей с ограниченными возможностями, которые в силу своего состояния здоровья не могут осуществить голосовой вызов.
Информирование и оповещение населения в рамках программы «Безопасный город»
Наиболее широко технологии сотовой связи используются при необходимости информирования населения и оповещения о чрезвычайных ситуациях. Информирование в этом случае осуществляется посредством смс-сообщений. Такой способ донесения информации позволяет спецслужбам быстро оповещать сразу большое количество людей.
Отличительной особенностью смс-оповещения является тот факт, что благодаря разделению всей территории покрытия мобильной сети на соты, можно определить всех обладателей мобильных устройств, находящихся в зоне бедствия. А соответственно, становится возможным адресное информирование именно тех людей, которые находятся в пределах территории риска.
Мобильная связь и видеонаблюдение в программе «Безопасный город»
Для реализации направления по обеспечению видеонаблюдения в режиме реального времени необходимо продумать о том, каким образом видеоинформация будет поступать на монитор оператора. И в качестве такого средства доставки вполне могут выступать современные технологии, применяемые в мобильной связи.
Одним из преимуществ использования стандартов мобильной связи в системе видеонаблюдения является простота внедрения и изменения конфигурации. Кроме того, следует отметить, что в данном случае, устройство наблюдения не будет зависеть от состояния и работоспособности проводных коммуникаций, интернет-линии, удаленных серверов и статистических IP-адресов.
Таким образом, возможности технологий мобильной сети открывают широкие перспективы их использования в достижении задач обеспечения безопасности и реализации задач программы «Безопасный город».
Источник: 1234g.ru
Безопасный город. Что это такое? Как получить данные с камер видеонаблюдения
Современный город — не самое безопасное место. Каждый день множество людей становятся жертвами мелких и крупных правонарушений. Когда на машине за время стоянки появляется вмятина, исчезает оставленный у подъезда велосипед, коляска, ограбили квартиру или родственник пострадал от хулиганов хочется найти виновного и восстановить справедливость.
И помогает это сделать программа «Безопасный город».
Что такое система «Безопасный город»
Это комплекс программно-аппаратных средств и организационных мероприятий, обеспечивающий видеоохрану, наблюдение, безопасность в едином информационном пространстве.
Первоочередная задача системы – автоматизация, ускорение процессов решения важных общегородских проблем. Что может такая система:
- автоматически оповещать ответственные организации и специальные службы о чрезвычайных ситуациях благодаря круглосуточному контролю улиц города;
- записывать и хранить материалы, что позволяют восстанавливать и моделировать реальный ход событий.
Также камеры системы «Безопасный город» помогают:
- эффективно управлять дорожным движением и повышения уровня безопасности на улицах города;
- отслеживать места большого скопления людей, где проводятся массовые мероприятия, на вокзалах, ярмарках;
- восстанавливать реальный ход событий при авариях, драках, других нарушениях закона;
- контролировать ситуацию на улицах;
- предотвращать террористические угрозы.
Коротко говоря, эта общегородская система используется для максимального повышения безопасности на улицах и дорогах города.
Онлайн-доступ к программе «Безопасный город» Камеры видеонаблюдения в прямом эфире
Рядовые жители не имеют свободного доступа к системе. Просматривать текущую ситуацию в городе могут только сотрудники уполномоченных местным департаментом информационных технологий организации – управ, служб ЖКХ, правоохранительных органов.
Как получить архивную запись из системы «Безопасный город»
Сначала надо определиться, с какой (или с каких) камер необходим материал. Они бывают:
- от департамента транспорта, установлены, как правило, на перекрестках;
- в местах массового скопления людей – у метро, на пешеходных зонах, оживленных улицах;
- дворовые, расположенные на домах и оснащенные десятикратным оптическим зумом;
- подъездные, размещаемые как снаружи, так и внутри парадных;
- частные, принадлежащие магазинам, банкам.
Сразу скажем, что если нужна запись с камеры, установленной собственником – финансовым или торговым учреждением, то обращаться в городские службы бесполезно. В этом случае необходимо договариваться с владельцем частной камеры.
В остальных случаях алгоритм действий, следующий:
- Позвонить оператору программы «Безопасный город» и сообщить время и место происшествия. Звонок необходимо сделать как можно раньше после события, запись которого нужна.
- Оператор уточнит, какие камеры расположены в данном месте, присвоит номер заявке, отправит запрос в архив.
- Обратиться в полицию, сообщив номер заявки. Уполномоченные сотрудники получат запрошенную запись и передадут ее вам или вашему адвокату на электронном носителе.
Процедура получения информации через городские службы довольно непростая и долгая.
Расскажем, как это организовано в компании АВК-ВЕЛЛКОМ.
Удобный и простой способ получать данные с камер своего района в любое время
Подключиться к системе «Безопасный город» жители городов Люберцы, Котельники, Лыткарино, Дзержинский, а также поселков Удельная, Томилино, Родники, Красково, Малаховка, Ильинский, Быково могут через камеры онлайн от АВК-ВЕЛЛКОМ. Сделать это можно в личном кабинете или через форму регистрации на сайте.
После получения доступа:
- переходим по ссылке на сайт;
- выбираем свой район и интересующую точку, например, камеру в Люберцах, интегрированную в программу «Безопасный город»;
- нажимаем на кнопку запуска просмотра, без оформления этой функции у провайдера изображение транслироваться не будет.
При подписке на услугу вы получите доступ более чем к тремстам HD-камерам, но получить саму запись сможете только при наличии запроса от правоохранительных органов.
«Безопасный город» уже больше 15 лет помогает решать проблемы и вовремя принимать превентивные меры правоохранительным органам, дорожным службам, МЧС, предприятиям ЖКХ и другим организациям, заботящимся о нормальной жизни в городах и поселках.
Сейчас программа вышла на новый уровень. Она становится доступной для жителей. В описанном примере не во всех населенных пунктах существует плотное покрытие улиц, но АВК-ВЕЛЛКОМ постоянно увеличивает видеоохват территорий. И уже сейчас можно не только мониторить свой автомобиль на стоянке, но и отслеживать, например, продвижение ребенка от дома до школы и обратно. Программа «Безопасный город» — важное и нужное начинание, помогающее сделать жизнь действительно безопаснее.
Мы запускаем обновленный сайт и нам важно Ваше мнение!
Ознакомьтесь с сайтом и если нашли замечания опишите их с помощью формы
Источник: avk-wellcom.ru
Что такое программа «Безопасный город»?
Государственная программа «Безопасный город» — это совокупность программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеонаблюдения, охраны и комплексной безопасности.
Она управляется в едином информационном пространстве.
Система «Безопасный город» необходима для автоматизации процессов и решения важных задач современных городов, таких как техническая поддержка и помощь службам общественной безопасности и чрезвычайным службам.
Она обладает следующими преимуществами:
- контроль ситуации на улицах и объектах города в режиме реального времени 24/7;
- ведение архива;
- автоматическое оповещение о возникновении ЧС соответствующих спецслужб и организаций, предоставление им информации с мест установки видеокамер;
- моделирование хода событий на основе записанных материалов;
- интеграция с другими автоматизированными системами городской инфраструктуры.
Для чего она необходима:
- Для максимального повышения безопасности на улицах и дорогах города;
- Для охвата основных магистралей города, мест проведения общественных мероприятий, мест массового скопления людей (например, вокзалы);
- Для эффективного управления дорожным движением в городе;
- Для восстановления данных по спорным ситуациям при крупных ДТП;
- Для эффективной борьбы с терроризмом и другими угрозами;
- Для мониторинга ситуации и контроля в жилых кварталах, подъездах, лифтах и т.д.
Программа «Безопасный город» является помощником правоохранительных органов и всех экстренных служб благодаря современным техническим средствам и системам оперативного информирования.
Источник: redutsb.ru