Программа бдд что это

Содержание

Темы инструктажей водителей по безопасности дорожного движения образцы программ по БДД

Обеспечению безопасности движения транспорта по дорогам страны уделяется особое внимание. В законодательных актах Минтранса оговариваются строгие требования к соблюдению правил перевозки грузов и пассажиров, говорится о необходимости обязательного ознакомления водителей с соответствующими инструкциями.

Программа инструктажей водителей по безопасности движения составляется с учетом различных дорожных ситуаций, сезонно-климатических условий езды, требований к охране труда. В нее включаются темы, касающиеся общего ознакомления с правилами работы на предприятии, а также конкретных мер обеспечения безопасности перевозок.

Понятие

Инструктаж по дорожной безопасности – это занятия с водителями ТС, проводимые для подготовки к поездке по заданному маршруту. Вступительные, повседневные или периодические инструктирования являются профилактическими мероприятиями по предупреждению аварий, дисциплинарных нарушений.

Система управления БДД. Это просто.

Юридические основания

Инструктажи проводятся на основании законодательных документов, касающихся контроля за соблюдением правил грузопассажирских перевозок, проверки квалификации водителей, организации охраны труда:

  1. Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. (действует с 1 сентября 2021года).
  2. Приказ Минтранса № 7 от 15.01.2014 г.
  3. Положение от 20.01.1986 (РД-200-РСФСР-12-0071-86-09).
  4. Приказ Минтруда, соцзащиты № 871н (09.12.2020 г.).
  5. ФЗ № 196 (10.12.1995 г.).

Цель проведения

Инструктажи БДД проводятся, чтобы познакомить водителей с трудностями предстоящего пути, целями и объемами перевозки грузов, особенностями транспортировки людей определенных категорий (пассажиров городского и междугородного транспорта, школьников, туристов, инвалидов).

Целями инструктажа являются:

  • психологическая и профессиональная подготовка шофера к управлению ТС в разных условиях;
  • предупреждение об ответственности за нарушение ПДД, трудовой дисциплины и правил перевозок.

Для кого обязательны

Инструктажи обязательно проводятся для:

  • водителей, которые поступают на работу по транспортировке пассажиров и грузов на автомобилях массой больше 3,5 т;
  • тех, кто приступает к перевозкам после длительного перерыва, переходит на обслуживание другого ТС;
  • перевозчиков, выезжающих по новому маршруту, совершающих поездки в экстренной обстановке;
  • работников, осуществляющих сезонные перевозки грузов и людей.

Проведение инструктажей БДД обязательно для ИП или юрлиц, владеющих хотя бы одним грузовым/ пассажирским ТС, обслуживаемым наемным шофером.

На заметку. Работники, которые ездят на служебном транспорте, но не являются штатными водителями, тоже должны проходить подобные инструктажи. С ними занимается инженер по БДД, сдавший квалификационный экзамен.

Обязательная ежегодная 20 часовая программа с водителями.


Виды

Существует 4 вида инструктажа:

  1. Вводный – для вновь принятых водителей.
  2. Предрейсовый – проводится перед первой поездкой по конкретному маршруту.
  3. Сезонный – для знакомства с особенностями управления ТС при различной погоде, в светлое/ темное время суток. Объясняются правила езды по трассам со сложным ландшафтом, особенности передвижения во время дождя, снегопада, гололедицы и пр. Кроме того, учитываются трудности перевозок во время сезонных отпусков и каникул.
  4. Специальный – перед поездкой с опасными грузами, при возникновении экстремальных угрожающих ситуаций. Проводится также для знакомства перевозчиков с новейшими законами о транспортировке грузов и пассажиров.

Справка. В зависимости от деятельности предприятия и графика перевозок инструктажи могут проводиться периодически или регулярно (например, ежедневно, ежеквартально, ежегодно и т. д.).

Периодичность проведения

Она определяется в соответствии с типом инструктажа:

1. Для вводного знакомства с особенностями работы достаточно одного вступительного занятия. Если водитель переводится на другой участок (например, переходит с перевозки продуктов на транспортировку заводского оборудования), нужен новый однократный инструктаж по БДД.

2. Предрейсовый инструктаж водителя, выезжающего постоянно по одному и тому же маршруту, проводится перед первой поездкой. Если маршрут перевозки пассажиров часто меняется, или груз бывает разнообразный, такой инструктаж организуется перед каждым рейсом.

Примечание. Водитель, работающий на школьном автобусе, доставляющем детей на учебу, должен проходить инструктаж ежедневно. Тематика по мере необходимости уточняется.

3. Сезонный – проводится 1 раз в полугодие (в 20–30 числах марта и октября).

4. Специальный – никаких ограничений по времени и периодичности проведения не имеет. Надобность в таком инструктаже обычно возникает стихийно.

Ответственность за непроведение

Игнорирование инструктажей по БДД считается административным нарушением. В приказе Минтранса 145 четко говорится о том, что с 1 сентября 2021 г. такая подготовка водителей является обязательной. За ее непроведение полагается штраф – 10 000 рублей для ответственного инструктора, 30 000 рублей для руководителя компании (ст. 12.31.1 КоАП, пункт 5).

Кстати. Если виновником такого нарушения является водитель, который отказывается от дополнительных занятий, его отстраняют от работы, лишая заработка. Ему выносится предупреждение или объявляется выговор.

Темы

Для вводного

Для предрейсового

В программе должны быть следующие темы:

  • километраж маршрута, особенности дороги, наличие участков с повышенной вероятностью ДТП;
  • правила езды в различное время суток в разных погодных условиях;
  • места доставки пассажиров или грузов, расположение промежуточных остановок для отдыха/ приема пищи, смены водителей, парковки ТС;
  • наличие пунктов медпомощи, станций техобслуживания, АЗС, постов ГИБДД, автовокзалов;
  • особенности дорожного движения, обеспечения безопасности во время проведения массовых мероприятий (спортивных, культурных и других);
  • правила перевозки детей;
  • порядок движения автотранспорта через ж/д пути и коммуникационные линии, перемещение на паромах;
  • охрана ТС на стоянках.

Для сезонного

При проведении инструктажа необходимо обсудить:

  • особенности торможения во время дождя/ снегопада, осушки тормозов после попадания в них влаги;
  • остановка ТС у обочины, предотвращение заноса на мокрой дороге;
  • перевозка пассажиров и грузов во время гололеда, морозов;
  • перемещение ТС по территории населенных пунктов в период сезонных отпусков и каникул, повышение внимания к пешеходам, переходящим дорогу на переходах и в произвольных местах;
  • сезонные особенности езды по дорогам, которыми могут пользоваться мотоциклисты, велосипедисты, водители электроскутеров;
  • преодоление участков бездорожья и весенней распутицы, езда по грунтовым дорогам, заснеженным трассам.

Для специального

Темами специального БДД-инструктажа являются:

  • изменение транспортного законодательства или положений, касающихся деятельности предприятия;
  • учащение ДТП с участием водителей, работающих в компании, разбор причин;
  • перевозка опасных грузов;
  • знакомство с новым ТС, модернизированным погрузочно-разгрузочным оборудованием;
  • предупреждение об угрозе терактов или нападений; поведение водителей при возникновении экстремальных ситуаций.

Как проводить на предприятии

Для организации инструктажа по дорожной безопасности необходимо ввести штатную должность ответственного за проведение и контроль БДД, издав соответствующий приказ. Важно ознакомиться с законодательной базой, регламентирующей его обязанности. Требуется скоординировать мероприятия по дорожной езде и безопасным перевозкам с общей охраной труда персонала.

Руководство компании несет ответственность за соблюдение требований и инструкций по БДД. Оно должно обеспечить ТС бортовыми контрольными устройствами, журналами для учета инструктажей, позаботиться о соблюдении всех законодательных требований.

Ответственный специалист

Разработкой тем инструктажей водителей по безопасности дорожного движения занимается сотрудник, назначенный ответственным по БДД. В большой компании, владеющей несколькими грузопассажирскими ТС, на эту должность назначается опытный аттестованный специалист с соответствующим образованием. В маленькой компании ответственный за БДД может быть назначен по совмещению (например, его функции выполняет человек, контролирующий эксплуатацию ТС).

Требования

К главному специалисту по БДД предъявляются требования, описанные в приказе Минтранса № 287 от 28.09.2015 г. Ответственный за инструктаж по безопасности дорожной езды должен иметь:

  • высшее или среднее образование по профессии, входящей в группу 23.00.00 (связанной с технологиями эксплуатации наземных ТС);
  • документ о прохождении аттестации в УГАДН (управлении Госавтодорнадзора);
  • 3-летний стаж работы, связанной с безопасностью дорожных перевозок.

Если у претендента на эту должность не имеется профильного образования, он должен пройти переподготовку, получить аттестат УГАДН.

Обязанности

Ответственный за организацию БДД должен:

  • разрабатывать мероприятия по безопасности перевозок;
  • составлять инструкции для водителей ТС;
  • выявлять и предотвращать нарушения ПДД, угрозы безопасности езды;
  • совместно с сотрудниками, отвечающими за ТБ и охрану труда, участвовать в разработке приказов и нормативной документации по БДД;
  • анализировать состояние ТС компании;
  • выявлять причины ДТП, сверять статистику происшествий с данными ГИБДД, информировать персонал;
  • контролировать проведение инструктирования, допуск работников к рейсу, их медосвидетельствование;
  • проверять наличие у водителей путевой документации;
  • знать требования транспортного законодательства, быть в курсе изменений в актах и приказах БДД.

Разработка и утверждение инструкции и программы

Программы различных инструктажей по БДД для водителей разрабатываются ответственными лицами, назначенными приказом руководства компании. При выборе тем за основу берутся требования, изложенные в ФЗ 196 и приказе Минтранса № 145.

В программу входит рассмотрение вопросов о правилах обслуживания ТС, порядке обучения водителей-перевозчиков, нормах их допуска к работе. Учитывается специфика деятельности предприятия, особенности перевозок, рекомендации руководства транспортного отдела и ответственного за охрану труда.

Программу инструктажей, конкретные сроки их проведения и список инструктируемого персонала утверждает руководитель предприятия. Образцы программ различных инструктажей по БДД можно скачать на сайте.

Приказ о проведении

Программа инструктажей БДД излагается в Положении по их проведению на данном предприятии. Оно разрабатывается на основе документа РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 и других нормативных актов по транспортным перевозкам.

Руководство компании издает приказ об утверждении этого Положения.

В нем указываются исходные законодательные акты, говорится о назначении ответственного за проведение инструктажа водителей и регистрацию сведений в учетных журналах. Указывается конкретное лицо, отвечающее за исполнение данного приказа.

Бесплатно скачать образец можно здесь.

Журнал учета

Это документ, в котором содержатся сведения о проведении занятий по БДД с водительским персоналом предприятия. Журналы по БДД заполняются ответственным за безопасность перевозок, хранятся в архиве компании на протяжении 10 лет.

Например, бланк журнала вводного инструктажа может выглядеть так:

Дата вводного инструктажа

Класс, разряд, категория, стаж работы водителя

Дата выдачи, серия и № водительского удостоверения

Источник: avtobdd.ru

БДД, с чего начать

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны организовывать свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. На ряду с прочими требованиями, законодательство обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, обеспечивать безопасность дорожного движения (БДД).

Обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения возникает, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель:

  1. Владеет хотя бы одним транспортным средством на праве собственности или аренды;
  2. Транспортное средство эксплуатируется, а не используется в других целях, например для перепродажи или сдачи в аренду.

Контроль и надзор за соблюдением безопасности дорожного движения, которую организовывают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта — Ространснадзор. Это федеральный орган исполнительной власти, которой находится в ведении Министерства транспорта Российской Федерации и осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере гражданской авиации и использования воздушного пространства, морского, внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

Территориальный контроль и надзор за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, надзор за соблюдением безопасности дорожного движения осуществляет Управление государственного автодорожного надзора — УГАДН, которое осуществляет контроль за транспортной деятельностью юридических лиц и ИП в виде различных проверок.

Из всего многообразия законов, регулирующих деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта, выделим главный — Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Статья 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предъявляет определение требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, и обязывает эти требования исполнять. В тоже время статья 20 закона делит всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, на две группы:

  1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатирующие легковые автомобили для собственных нужд.
  2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие коммерческие перевозки, юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

Рассмотрим каждую группу отдельно.

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели эксплуатирующие легковые автомобили для собственных нужд

В данную группу входят юридические лица и ИП эксплуатирующие только легковые автомобили и только для собственных нужд. Требования к таким организациям перечислены в пункте 1 Статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Согласно этому пункту, указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели, обязаны:

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими БДД;
  • не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений;
  • соблюдать режим труда и отдыха водителей;
  • анализировать и устранять причины ДТП и нарушений ПДД;
  • организовывать проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи;
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства РФ, и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
  • обеспечивать исполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей;
  • оснащать транспортные средства тахографами.

На указанную группу НЕ распространяется ряд нормативных правовых актов регулирующих деятельность в области перевозок и обеспечения БДД, например таких как: Приказ Минтранса от 30.04.2021 № 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»; Приказ Минтранса 15.01.2021 № 9 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»; и т.д..

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие коммерческие перевозки, юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями

В данную группу входят организации занимающиеся коммерческими перевозками (перевозки по договорам) легковыми, грузовыми автомобилями и автобусами. Также в эту группу входят организации которые эксплуатируют грузовые автомобили и автобусы для собственных нужд.

Дополнительные требования к таким организациям перечислены в пункте 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». То есть кроме обязанностей перечисленных в пункте 1 статьи 20, добавлены обязанности перечисленные в пункте 2 статьи 20 закона «О безопасности дорожного движения. Объединив пункты 1 и 2, получаем что, юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляющие коммерческие перевозки и перевозки для собственных нужд грузовыми автомобилями и автобусами, обязаны:

  • организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими БДД;
  • не допускать управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений;
  • соблюдать режим труда и отдыха водителей;
  • анализировать и устранять причины ДТП и нарушений ПДД;
  • организовывать проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи;
  • обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства РФ, и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
  • обеспечивать исполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей;
  • оснащать транспортные средства тахографами;
  • соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
  • создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников обеспечивающих БДД;
  • обеспечивать стоянку транспортных средств;
  • осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в соответствии с требованиями;
  • назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию;
  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям;
  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств;
  • соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
  • соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами.

В отличии от первой группы, юридические лица и ИП, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны организовать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, инструктажи водителей по безопасности перевозок, назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и т.д..

Итог

Действие пункта 1 статьи 20 распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, а конкретно: на юридических лиц и ИП эксплуатирующих легковые автомобили для собственных нужд, юридических лиц и ИП осуществляющих коммерческие перевозки, юридических лиц и ИП осуществляющих перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

Пункт 2 статьи 20 предъявляет дополнительные требования к юридическим лицам и ИП осуществляющим коммерческие перевозки, и юридическим лицам и ИП осуществляющим перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями.

Таким образом, перед началом организации БДД следует определиться каким родом деятельности занимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, и какой парк транспортных средств эксплуатирует, и уже исходя из этого следует организовывать свою работу.

На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим

Источник: trans-otdel.ru

ПРОГРАММА ПО БДД и ПОЛОЖЕНИЯ ПО БДД.

программа по безопасности дорожного движения (бдд)

В этой статье мы остановимся на таком понятии как программа по безопасности дорожного движения. А также вместе с этим понятием рассмотрим понятие «положение в области о безопасности дорожного движения». Одновременное рассмотрение этих понятий не случайно, так как и программа по БДД и положение в области БДД взаимосвязаны, а именно программы в области обеспечения безопасности дорожного движения, как правило устанавливаются или отражаются в Положениях.

ПРОГРАММА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (БДД) и ПОЛОЖЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

Е ще одним из инструментов для ответственного по БДД является Положение и Программа. Эти два документа направлены для достижения следующей цели: сформулировать или обозначить необходимые мероприятия по обеспечению БДД. Цель у них одна, а суть разная.

Если Положение раскрывает общие понятия, структуру и определяет общий порядок проведения мероприятия или мероприятий, то программа по БДД направлена на подробное описание действий по конкретному вопросу, где подробно описываются конкретные действия в нужной последовательности, с возможными ссылками на конкретные инструкции. Например, «Положение о проведении инструктажей» определяет общие термины, раскрывает их значение, обозначает их периодичность. То есть Положение в целом раскрывает нам понятие инструктажа, какие виды инструктажей бывают и порядок их проведения. А «программа проведения первичного инструктажа на месте» это уже конкретные вопросы, которые необходимо раскрыть в определенной последовательности инструктирующему. Это его конкретный план действий.

Н ачнем с Положения. В положении раскрывается цель мероприятия и специальная терминология. Обязательно каждому термину дается определение. В Положении указывается кто проводит мероприятие или мероприятия (конкретное должностное лицо и/или ответственный, назначенный Приказом), а также распределяются их зоны ответственности.

Здесь же идут ссылки на конкретные программы по БДД: кто проводит, где проводит и в какие сроки. И если результаты проведения мероприятий должны быть оформлены в виде итогового документа, то обязательно указывается что должно в нем быть и прикладывается разработанная форма (или дается на него ссылка).
Теперь Программа. В Программе кратко и емко дублируются цель и общие понятия из Положения. Затем конкретное мероприятие разбивается на этапы, каждый из которых отдельно описывается. Это важный момент, потому что я видел такие программы, где был указан номер инструкции и все. Это уже не программа, а перечень инструкций.

А в Программе должна быть описательная часть каждого этапа, а номер инструкции (если она есть), указывается лишь в дополнение к описательной части. Такой документ уже можно назвать настоящей подробной Программой по безопасности дорожного движения.

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ПОЛОЖЕНИЯ И ПРОГРАММ ПО БДД.

С огласно действующего законодательства в области обеспечения БДД, есть определенный перечень Положений и Программ, которые у вас должны быть обязательно. Конечно нет такого сводного Перечня (хотя нет, он есть у нас), но в нормативном акте можно встретить фразу, например, «…вводный инструктаж проводится по утвержденной программе…». Все, значит это Программа должна у вас быть.
И конечно, каждое Положение должно быть утверждено и обязательно проведено через Приказ. С Приказом, Положением и Программой должны быть ознакомлены ответственные лица. Что касается Программы, то если в Положении есть ссылка на нее, то Программу достаточно просто утвердить руководителем.

КАК РАБОТАТЬ С ПРОГРАММАМИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (БДД).

…это отдельная тема, которая раскрывается в соответствующем тренинге.

  • Сообщаем вам, что у нас подготовленный набор программ по БДД, соответствует всем необходимым требованиям. Этот набор программ и положений входит в готовый пакет шаблонов нормативных документов для внутреннего пользования (более 90 готовых для работы образцов).
    Вы сэкономите время и нервы на поиск нужных инструкций, а также потратите минимальное время (а может и совсем не потратите) для редактировании их под специфику своей организации. Подробнее

ЗАПУЩЕНА НОВАЯ ПРОГРАММА-СОДЕЙСТВИЕ «ПРАКТИКУМ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ БДД за 30 ДНЕЙ»

  • Проверьте свою компетентность;
  • Проведите транспортный экспресс-аудит;
  • Упакуте свою работу немедленно и на 100%;
  • Составьте свою «папку нормативных актов по БДД»;
  • Возможность погрузиться в мероприятия по БДД;
  • Оцените готовые решения разного уровня экспертности.
CАМЫЕ ОБСУЖДАЕМЫЕ СТАТЬИ:

Кто и как должен проходить обучение и аттестацию по БДД… подробнее
Нужно ли походить обучению и аттестацию по БДД. Решение суда… подробнее
Проблемы при обеспечении безопасности дорожного движения… подробнее

Посмотреть полный текст решения суда о незаконности требования обучения и аттестации лиц по БДД в организациях, которые не являются предприятиями транспорта, можно… ЗДЕСЬ

Источник: trans-co.ru

Какие основные меры безопасности дорожного движения

БДД, диспетчер и контролер

FAQ

Автор fast12v0_bdd На чтение 8 мин. Просмотров 2.4k. Опубликовано 02.06.2020

Безопасные дороги, уменьшение аварийности – важнейшая задача социального и экономического развития государства. Комплексные решения, привлечение структур различных уровней и степени участия – залог получения положительного результата.

Отсутствие ДТП, грамотное распределение потока транспорта на трассе, минимальное число пробок, безопасность пешеходов достигается благодаря выполнению определенных действий, именуемых безопасность дорожного движения.

Что такое – безопасность дорожного движения

Безопасность дорожного движения (БДД) представляет целостную программу мероприятий, способствующих беспрепятственному и безаварийному осущес-твлению перемещения из одной точки в другую всех участников дорожного движения.

К действующим лицам относятся:

  • водители транспортных средств, велосипедов, мотоциклов, трамваев;
  • пешеходы;
  • пассажиры.

Законодательные акты трактуют БДД несколько иначе, понимая под безопасностью на дороге степень защищенности представителей дорожного движения от возникновения ДТП и наступление последствий.

Какие меры БДД существуют

Меры по обеспечению безопасности дорожного движения – это комплекс действий, способствующих минимизации возникновения ДТП, травмирования и наступления иных негативных последствий для участников дорожного движения. По характеру воздействия меры разделяют на активные и пассивные.

Активные

Активные мероприятия – это совокупность действий, направленных на снижение вероятности возникновения травм от опасных ситуаций.

Технологические меры обеспечения безопасности движения

  1. Систематическое техническое обслуживание машин, агрегатов, транспорта, техники, дорожных знаков, иных элементов вспомогательного характера, необходимых для осуществления безаварийного движения.
  2. Исследование конструктивных элементов дорожного полотна на предмет разрушений, их устранение.
  3. Разработка, внедрение правил дорожного движения, контроль за исполнением.
  4. Проектирование, монтаж элементов наблюдения за ситуацией на трассах.
  5. Анализ и грамотное расположение дорожной развязки и разметки, исключающее заторы и повышенную аварийность.

Пассивные

Пассивные меры безопасности дорожного движения – совокупность мероприятий, снижающих тяжесть последствий после ДТП для участников аварии.

  1. Монтаж заградительных сооружений на дорогах, звукового сопровождения во время зеленой полосы светофора и другие меры, ориентированные на безопасность пассажиров.
  2. Проектирование и производство транспортных средств в промышленных масштабах с усиленным кузовом, выделение областей, наиболее подверженных удару при столкновении, повышение ударопрочности.
  3. Наличие подушек, ремней безопасности, подголовников.
  4. Установка и контроль за использованием защитных приспособлений, если ребенок в машине: автомобильные кресла, бустеры или адаптеры на ремень.
  5. Оснащение автомобиля средствами первой помощи и пожаротушения.

Правила ДД

Под правилами дорожного движения (ПДД) понимают свод требований, рекомен-даций для всех участников движения, описывающих действия, необходимые к исполнению в различных ситуациях.

Оформляются правила на бумажных носителях, распространяются среди населения, находятся в свободном доступе в интернет-ресурсах. ПДД распространяются на наземные виды транспорта, кроме воздушного и водного.

К контролируемым транспортным средствам относятся:

  • автомототранспорт;
  • легковые автомобили;
  • рельсовый транспорт (трамваи);
  • пассажирские автобусы;
  • грузовой транспорт;
  • средства оперативных служб.

Справка. Движение железнодорожного путевого транспорта, в том числе поездов, электричек, регламентируется специализированными нормами. Соприкасающимися моментами выступают правила пересечения железнодорожных переездов.

ПДД подлежат изучению, их необходимо соблюдать на дорогах. Четкое следование установленным нормам поведения во время движения – гарантия безопасности всех участников процесса.

Основные мероприятия по БДД

Обеспечение безопасности дорожного движения – комплекс мер теоретического и практического характера, цель которых снизить аварийность либо возникновение негативных последствий на дороге в отношении граждан, транспорта, объектов и сооружений. Мероприятия условно делятся на четыре группы в зависимости от области воздействия.

Планировочно-реконструктивные

Главная цель планировочно-реконструктивных мероприятий – разгрузить интенсивный поток транспортных средств, грамотно организовав движение по скоростям, направлениям и типам транспорта.

К подобным мерам относятся:

  1. Монтаж разделительных и заградительных сооружений на полосах движений.
  2. Скоростное разграничение движения транспорта.
  3. Разделение магистрали по полосам движения, включая пешеходные тротуары, велосипедные, линии автобуса.
  4. Анализ, проектирование участков магистралей для введения дополнительных транспортных линий.
  5. Разработка и внедрение земельных линий в качестве разделителя полос на трассах с интенсивным движением.
  6. Подготовка, презентация предложений по введению участков дорог для разгрузки интенсивного потока.
  7. Устройство подъездных карманов для автомобилей на трассах.
  8. Планирование, обеспечение безопасных парковочных зон и мест высадки пассажиров, меры безопасности при движении задним ходом.
  9. Обустройство пешеходных переходов металлическими или бетонными заграждениями.
  10. Изучение технологических способов улучшения качества дорожного покрытия для усиления свойств сцепления.
  11. Изменение радиуса поворота для облегчения маневровых передвижений.

Агитационно-массовые

Формирование компетентного и адекватного поведения участников движения достигается благодаря агитационно-массовым мероприятиям.

Какие основные меры безопасности дорожного движения

Действия направлены на усиление в человеке принципов долга, ответственности за свою жизнь и окружающих:

  1. Использование агитационных плакатов, демонстрирующих водителю значение грамотного поведения на дороге.
  2. Разработка программ и внедрение в детских организациях для обучения детей ПДД. Проведение экскурсий, конкурсов, бесед с представителями дорожных служб.
  3. Информирование граждан посредством СМИ об авариях, причинах, последствиях. Осуществляется через социальную рекламу, передачи, статьи, познавательные мультфильмы, карикатуры, ролики, плакаты.
  4. Взаимодействие с руководителями предприятий, организаций для уведомления служащих о ДТП, внедрение профилактических бесед.
  5. Проведение публичных массовых акций, мероприятий, посвященных БДД.
  6. Исследование, анализ текущего состояния аварийности на дорогах, формирование отчетной документации.
  7. Доведение до водителей с помощью СМИ информации об изменениях в ПДД.
  8. Проработка специальных программ для популяризации БДД в известных социальных сетях, интернет-ресурсах.
  9. Проведение курсов, цель которых продемонстрировать современные технологии и методы совершенствования БДД, отобразить законодательную базу, регулирующую действия водителей и пешеходов.

Регулировочные

Цель регулировочных мероприятий – контролировать и формировать скорость движения транспортных средств в потоке.

Выполнение достигается за счет следующих действий:

  1. Установка знаков, оповещающих водителя об изменении скоростного режима.
  2. Внедрение автоматизированных систем оповещения или использование звукового сопровождения.
  3. Монтаж шумных полос, лежачих полицейских на опасных участках и участках повышенного внимания, где требуется незамедлительно сбросить скорость.
  4. Использование дополнительных знаков временного характера, оповещающих водителей об изменении условий движения: гололед, ремонтные работы.
  5. Регулировка работы светофоров с учетом потока автомобилей и перемещения пешеходов.
  6. Введение дополнительных светофоров на нерегулируемых пешеходных переходах вблизи школ, детских садов, больниц, участках массового скопления людей.

Организационно-технические

Комплекс организационно-технических мероприятий предназначен для нормали-зации и регулирования пропускной способности трасс во время передвижения транспорта и пешеходов.

Обеспечивается путем выполнения действий:

  1. Монтаж дорожных знаков, указателей.
  2. Подготовка проекта разметки дорожного покрытия и ее нанесение.
  3. Внесение предложения по канализированию движения.
  4. Разработка и принятие правил перевозки транспортными средствами грузов, в том числе, негабаритных.
  5. Анализ интенсивности потока пешеходов, транспортных средств на различных участках.
  6. Изучение аварийности, выявление опасных отрезков, предложение мер по устранению причин ДТП.
  7. Составление проектов, предложений, программ по повышению БДД после исследования статистики историй аварий.
  8. При возникновении чрезвычайных ситуаций применение дополнительных указателей для пояснения водителю безопасного направления.
  9. Внедрение и установка для защиты пешеходов ограждений или сооружений от движущегося потока машин.
  10. Введение освещения затемненных участков трассы, пешеходных переходов.

Кто несет ответственность и осуществляет контроль за БДД

Указами Президента ответственными организациями за БДД назначены структуры:

  1. Государственная инспекция безопасности дорожного движения РФ (ГИБДД РФ);
  2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Работа ГИБДД нацелена на создание условий для бесперебойного и безаварийного движения транспорта внутри страны. Надзорные функции организация выполняет в тесном сотрудничестве с многочисленными службами органов внутренних дел, средствами массовой информации, Министерством Юстиции, общественными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта. Ее задача – контроль передвижений автомобильных средств во время международных сообщений или перевозок. Территориальные представительства, органы исполнительной власти, общественные организации – структурные подразделения на местах для выполнения возложенных функций.

Справка. Личную ответственность за БДД несет каждый участник дорожного движения.

Стратегия БДД в РФ

Стратегия безопасности дорожного движения актуализирована постановлением Правительства РФ 8 января 2018 года. Срок действия охватывает период 2018–2024 гг. Цель стратегии БДД – снижение аварийности, повышение безопасности, миними-зация травматизма и смертности на дорогах.

Реализация разделена на два этапа:

Виды мер по обеспечению безопасности движения

  1. 2018–2020 годы – подготовительный этап, анализ, исследование, создание проектов.
  2. 2021–2024 годы – практическое внедрение предложенных программ, контроль за исполнением.

Направления Стратегии БДД разбиты на несколько областей:

  1. Улучшение поведения представителей дорожного движения.
  2. Исключение вероятностей возникновения ДТП.
  3. Модернизация уличной инфраструктуры.
  4. Пересмотр правовой базы и допуска водителей.
  5. Управление БДД посредством органов местной исполнительной власти.
  6. Реконструкция, развитие механизмов поступления медицинской, психологической помощи пострадавшим при ДТП, анализа ситуации на дорогах.

Задачи представлены многочисленным списком.

Вот некоторые из них:

  1. Использование информационных систем (ИС), в том числе автоматизированной ИС «Эра-Глонасс», для отслеживания ДТП, получения своевременной помощи пострадавшими, анализа и прогнозирования аварийных ситуаций.
  2. Разработка программ по вовлечению школьников, студентов в вопросы БДД, формирование грамотности в поведении.
  3. Анализ законодательной базы защиты и регулирования действий водителей, пассажиров, пешеходов, предложение мер по улучшению.
  4. Формирование надежных средств, структур, станций оценки технического состояния транспортных средств, контроль за выполнением возложенных задач.
  5. Совершенствование транспортных развязок, разграничение движения транспорта по виду и классу.
  6. Пересмотр процесса обучения будущих водителей в автошколах, ужесточение требований к экзаменуемым и выдаче прав.
  7. Проработка вопросов по внедрению средств автоматического контроля правонарушений, дальнейшее введение в пользование.
  8. Привлечение представителей общественных организаций, бизнес-структур, промышленности в программы профилактики БДД.
  9. Устройство регулируемых пешеходных переходов в местах повышенного внимания, использование современных технических средств.

БДД – область, где риск аварийности сведен к минимуму, присутствует четкое соблюдение установленных правил поведения на дороге всеми участниками.

Технологические меры обеспечения безопасности движения относятся к пассивным действиям, реализуются в основном при производстве. Рекон-струкция, модернизация, структурирование – практическая реализация программ снижения аварийности.

Разрабатывать проекты, направленные на предупреждение ДТП, принимать, контролировать ход внедрения программ, выполнение правил водителями и пешеходами – задачи надзорных органов. Структуры ГИБДД и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при осуществлении деятельности основываются на законодательную базу и нормативные акты РФ. Одним из таких важных документов является ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения».

Детальная информация видна на видео:

Источник: avtobddinfo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru