Программа басик что это

БЕЙСИК — ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Еще лет пять назад упоминание о Basic (Бейсик) в качестве языка программирования вызывало лишь снисходительную усмешку (а порой и негодование) у большинства профессиональных разработчиков программного обеспечения. Объяснялось это просто: «Да, есть такой язык, которым пользуются любители (если не сказать «чайники»). Но ставить «Васик» в один ряд с настоящими средствами программирования — просто смешно».

Сейчас вряд ли кто-то рискнет высказать такое мнение: за прошедшие годы Microsoft Visual Basic (Майкрософт Вижуал Бейсик), или VB, превратился в самый популярный в мире инструмент разработки приложений. Более того, знание его основ сегодня фактически обязательно для всех программистов, какими бы средствами они не пользовались. Это объясняется двумя взаимосвязанными факторами. Во-первых, VB очень широко распространен и используется не только в качестве самостоятельного средства, но и в виде системы программирования, встроенной в многочисленные прикладные программы (в частности, в MS Office). Во-вторых, превратившись в серьезный профессиональный инструмент, VB остается очень удобным средством для обучения программированию и решения небольших задач.

Нифёд-программист! Смотрим мои первые проги на BASIC 1999 года!

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Язык Basic был разработан преподавателями Дартмутского колледжа — одного из старейших высших учебных заведений США — Дж. Кемени и Т. Курцом в 1964 году как средство обучения и работы непрофессиональных программистов. Его назначение определено в самом названии, которое является аббревиатурой слов Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code (многоцелевой язык символических инструкций для начинающих), и при этом в дословном переводе с английского basic означает «базовый».

Однако парадокс заключается в том, что, будучи действительно весьма простым средством программирования, совершенно непригодным в те времена для решения серьезных задач, Basic представлял собой качественно новую технологию создания программ в режиме интерактивного диалога между разработчиком и компьютером. То есть фактически он являлся прообразом современных систем программирования. Однако при существовавшем тогда техническом уровне реализовать интерактивный режим представлялось возможным лишь при условии сильного упрощения самого языка и отказе от многих возможностей программирования. Basic в основном применялся на мини- и микроЭВМ, которые в 70-е годы имели оперативную память объемом 4-32 тысячи байт. Сегодня кажется просто нереальным втиснуть в столь малый объем такую сложную программу.

Резкое развитие систем на основе Basic началось с появлением в начале 80-х годов персональных компьютеров, производительность и популярность которых растут вот уже двадцать лет невиданными темпами.

QUICKBASIC ПРОТИВ TURBOBASIC

Тогда многие комментаторы язвительно замечали, что Microsoft отказалась от Pascal в пользу Basic исключительно из-за личных пристрастий основателя и руководителя корпорации Билла Гейтса. Действительно, разработка в 1975 году интерпретатора Basic для микроЭВМ Altair 8800 стала первым проектом двадцатилетних Билла Гейтса и Пола Аллена, только что основавших фирму Micro-Soft (в тот момент они, кажется, были единственными сотрудниками новой компании). После этого именно Пол Аллен занимался созданием Basic-систем и считается крестным отцом Visual Basic. В свою очередь Билл Гейтс, перечисляя свои титулы, довольно часто добавляет «Basic-программист».

БЕЙСИК #1. Пишем язык программирования. Текущее состояние. БК0010. MSX. #itubeteam #ityoutubersru

Однако, как мне представляется, победа QuickBasic определялась чисто технологическим и причинами — в этой системе удачно реализована схема смешанного использования традиционных Basic-технологий и классических методов создания сложных программных систем. Отметим, что с 1990 года усеченный вариант QuickBasic под названием QBasic включен в состав MS-DOS. (Многие современные пользователи ошибочно думают, что QuickBasic и QBasic — одно и то же.)

ЭПОХА VISUAL BASIC

В 1991 году под лозунгом «теперь и начинающие программисты могут легко создавать приложения для Windows» появилась первая версия нового инструментального средства Microsoft Visual Basic (VB). В тот момент Microsoft достаточно скромно оценивала возможности этой системы, ориентируя ее, прежде всего, на категорию начинающих и непрофессиональных программистов. Основная задача тогда состояла в том, чтобы выпустить на рынок простой и удобный инструмент разработки в новой среде Windows, программирование в которой представляло проблему даже для опытных специалистов. Поэтому VB версии 1.0 был похож скорее на действующий макет будущей среды разработки, чем на рабочий инструмент.

Однако уже тогда принципиальное новшество VB заключалось в реализации идей событийно-управляемого и визуального программирования в среде Windows, которые радикально отличались от классических схем разработки
программ. По общему признанию, VB стал родоначальником нового поколения инструментов, называемых сегодня средствами быстрой разработки программ (Rapid Application Development, RAD). Сейчас эта идеология уже привычна, но тогда она казалась совершенно новой, и это создавало серьезные проблемы (в том числе чисто психологического плана) для программистов «старых времен».

Тем не менее число VB-пользователей росло, причем во многом за счет огромной популярности ее предшественника — QuickBasic. При этом VB быстро «мужал» как в результате развития среды программирования, так и за счет включения в него профессиональных элементов языка и проблемно-ориентированных средств. К моменту выпуска в 1995 году версии 4.0 VB был уже не только признанным, но и одним из самых распространенных инструментов создания приложений.

В настоящее время используется VB 6.0, тогда как появление версии 7.0 ожидается в начале следующего года.

VISUAL BASIC FOR APPLICATIONS

В конце 1993 года Microsoft объявила о намерении создать на основе VB новую универсальную систему программирования для прикладных программ, получившую название Visual Basic for Applications (VB для приложений), или VBA. Естественно, реализацию этого проекта она начала с собственных офисных пакетов.

Первый вариант VBA 1.0 появился в составе MS Office 4.0, но лишь в программах Excel 4.0 и Project 6.0. (Другие приложения — Word 6.0 и Access 2.0 — включали собственные варианты Basic.) VBA 1.0 имел ряд существенных преимуществ перед использовавшейся тогда системой VB 3.0.

Качественный перелом произошел в конце 1996 года с выпуском MS Office 97, в который была включена единая среда программирования VBA 5.0 (в приложения Word, Excel и PowerPoint). Более того, VBA 5.0 использовала тот же самый языковый механизм и среду разработки, что и универсальная система VB 5.0.

В состав MS Office 2000, выпущенного год назад, вошла версия VBA 6.0. Теперь она используется уже в шести программах — Word, Excel, PowerPoint, Access, Outlook, Frontpage.

Поэтому в последние три года Microsoft представляет свой пакет MS Office не просто как набор прикладных программ, а как комплексную платформу для создания бизнес-приложений, решающих широкий круг специализированных задач пользователей. В составе MS Office даже появился специальный выпуск, предназначенный для разработчиков приложений — Developer Edition (см. «Наука и жизнь»
№ 6, 2000 г.). Кроме того, Microsoft объявила о возможности лицензирования VBA с тем, чтобы сделать эту среду фактическим стандартом для управления программируемыми приложениями. В результате сегодня уже более ста ведущих мировых фирм — разработчиков прикладных программ (среди них есть и российские) приобрели эти лицензии и включают VBA в состав своих программных продуктов.

Читайте также:
Spybot s в start center что это за программа

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод. Освоение механизма программирования VBA, реализованного в вашем офисном приложении, откроет новые возможности использования полученных знаний и навыков при работе с десятками и сотнями других программ, в том числе и тех, которых пока еще нет на свете. Начав с составления простейших макрокоманд, при желании можно в рамках одного инструментария стать профессионалом, разрабатывающим программные системы любой сложности.

Десять лет назад во всем мире было не более двух миллионов программистов. Сегодня их насчитывается около десяти миллионов, из них не менее 70 процентов используют в качестве хотя бы одного из инструментов VB или VBA.

Источник: www.nkj.ru

BASIC. Кроссплатформенное ПО тогда и сейчас

Удивит ли вас, если я скажу, что BASIC все еще не утратил свою актуальность? Помимо того, что этот язык явился прародителем современных домашних вычислительных систем, он все еще остается жизнеспособным даже вне кругов ретро-энтузиастов. Предлагаем окунуться в краткий обзор истории его становления, начиная с азов и заканчивая современными реализациями.

Истоки языка

Еще не так давно BASIC был общепринятым языком домашних компьютерных систем. Причем это не всегда был один и тот же BASIC. Его команды и синтаксис отличались в зависимости от модели ПК, которой он оснащался, будь то Commodore, Atari, Texas Instruments, Sinclair или другие. К счастью, большая часть диалектов проистекала из наиболее популярной реализации, а именно Microsoft BASIC.

Корнями BASIC уходит в академическую сферу, где он изначально создавался как язык, который был бы удобен как для профильных студентов, так и для тех, кто обучался вне традиционных областей STEM (Науки, Технологии, Инженерии и Математики). Унаследовав ряд свойств от популярных языков 60-х годов, таких как FORTRAN и ALGOL, он получил широкое распространение в школьных системах разделения времени. Даже IBM приняли участие в его развитии, выпустив в 1973 году более совершенную версию VS-BASIC. Когда в 70-х годах начали появляться микрокомпьютеры, которые были невелики и одновременно доступны по цене, то вполне естественным для них стало использование именно BASIC.

Преимущество интеграции этого языка в подобные системы было очевидным и заключалось не только в том, что он уже был знаком многим потенциальным покупателям компьютеров, но также и в его возможности выполнять программы без предварительной компиляции. Это было большим плюсом, потому что компиляция требует приличного объема ОЗУ и хранилища, а этими характеристиками микрокомпьютеры тех лет похвастаться явно не могли. Вместо компилирования исходного кода интерпретаторы BASIC преобразовывали и выполняли код построчно, теряя таким образом скорость в угоду гибкости и пониженному потреблению ресурсов.

При включении микрокомпьютера, как правило, прямо из встроенного ПЗУ загружался именно интерпретатор, а не полноценная операционная система. Из его оболочки можно было использовать аппаратное обеспечение, писать и загружать программы BASIC, а также записывать их на пленку или диск. Помимо этого, пользователь мог выполнять как имеющийся код, так и скомпилированные программы и даже вводить их прямо из листингов, которые печатались в журналах. При этом относительная согласованность между реализациями BASIC для разных домашних ПК обеспечивала отличную портативность.

Но это было тогда, а что сейчас? Используют ли этот язык сегодня?

BASIC + джойстик = веселуха

Для начала предлагаю получше рассмотреть принцип действия этого языка. В качестве очень простого, но в то же время забавного, примера его использования мы разберем приложение для Commodore 64, которое перемещает по экрану стрелку, выводя при этом на дисплей ее координаты. В качестве устройства ввода используется джойстик, подключенный ко второму порту. В качестве ПО выступает Commodore BASIC 2.0, являющийся диалектом Microsoft BASIC.

10 S=2: X=150: Y=150: V=53248: GOTO 100 15 J=PEEK(56320): IF J=127 THEN 15 20 IF J=111 THEN POKE 56322,255:END 25 IF J=123 THEN X=X-S 30 IF J=119 THEN X=X+S 35 IF J=125 THEN Y=Y+S 40 IF J=126 THEN Y=Y-S 45 IF J=122 THEN Y=Y-S 50 IF J=118 THEN Y=Y-S 55 IF J=117 THEN Y=Y-S 60 IF J=121 THEN Y=Y-S 65 IF X=>252 THEN X=10 70 IF X=254 THEN Y=44 80 IF Y

Каждая строка вводится как есть, включая ее номер. Завершив написание кода, переходим на следующую строку, вводим RUN и жмем “Return” (или “Enter”, зависит от клавиатуры). При условии, что все было введено верно, код будет выполнен, и на экране мы увидим:

В этой потрясной игре мы перемещаем стрелку по экрану с помощью джойстика

Так что же в реальности делает код? Как и в любой программе BASIC, он начинает выполнение с первой строки, в данном случае 10. Здесь определяется несколько переменных, после чего с помощью команды GOTO происходит переход к строке 100. В цикле FOR мы выполняем POKE (то есть производим запись в аппаратный регистр) и повторяем это еще в нескольких адресах, обновляя тем самым дисплей на его изначальную конфигурацию. Здесь команда READ используется для считывания констант, определяемых DATA.

Многие из этих адресов памяти напрямую обращаются к видео адаптеру (в C64 это VIC-II). Когда мы используем PEEK на строке 15, происходит считывание содержимого адреса памяти 56322, который соответствует текущим входным значениям на втором порту джойстика. После этого мы проверяем состояние каждого входа с помощью этих значений битов и нужным образом подстраиваем стрелку (строка 90) вместе с ее координатами (строка 85).

Посвященная этой программе страница C64 Wiki включает побитовую версию сравнения. Она должна выполняться чуть быстрее ввиду меньшего количества строк кода. Однако по перемещению стрелки на экране заметить это будет сложно.

Здесь важно подчеркнуть, что реализации BASIC на различных микрокомпьютерах подразумевали бы выполнение POKE и PEEK для разных адресов памяти, в связи с отличиями в конфигурации системы каждого компьютера. Некоторые реализации также предоставляли команды, привязанные к конкретной системе ПК, что стало более актуальным по мере роста их графических и аудио возможностей.

Интерпретация против компиляции

Знакомая многим картинка: QuickBasic IDE
Интерпретируемая природа BASIC на большинстве компьютеров была как преимуществом, так и недостатком одновременно. С одной стороны, он был очень гибок и позволял просто запускать программы, а также быстро их изменять, не требуя длительных циклов компиляции (как минимум на процессоре Z80 или 6502 с частотой < 10МГц). С другой стороны, ошибки в коде оставались незамеченными вплоть до момента выполнения программы интерпретатором. А это вело к такому же веселью при разработке, что и современные скрипты JS и Python, где код будет отлично выполняться, пока интерпретатор внезапно не выдаст сообщение об ошибке (это если повезет).

В случае BASIC данный казус обычно проявлялся в виде “ Syntax error on line <. >” . При этом прогон того же кода через компилятор все эти ошибки бы выявил. Такая особенность интерпретируемых программ означала, что эффективность легкого распространения кода в виде листингов в компьютерных журналах и справочных руководствах определялась качеством печати и навыками самого вводящего этот код программиста. К счастью, на C64 и аналогичных системах исправление ошибочно введенных строк реализовывалось очень легко. Достаточно было ввести ее повторно, нажать “Return”, и интерпретатор производил обновление.

Читайте также:
Программа oneclickstarter что это

BASIC сегодня

Хотелось бы сказать, что все отлично, но сегодня уже никто не достает из кладовых тот старый C64, чтобы на досуге написать программу BASIC. За исключением, конечно, увлеченных любителей винтажных систем. И все же стоит заметить, что жизнь BASIC не закончилась с эпохой Commodore и Atari, и позже в Microsoft были разработаны его обновленные версии Visual Basic, Visual Basic for Applications (VBA) и VB.NET. На последнем можно писать VB-код для среды выполнения .NET.

PureBasic Visual Designer

Помимо этого, в 2008 году Microsoft выпустили Small Basic, нацеленный на начинающих программистов, например студентов, ранее использовавших визуальный язык программирования вроде Scratch. Причем его не стоит путать со SmallBasic, являющимся открытым (под стандартной общественной лицензией) диалектом BASIC с сопутствующими интерпретаторами для современных платформ.

Диалекты BASIC также можно встретить во многих графических и программируемых калькуляторах от Yi, HP, Casio и других производителей, хотя многие из этих диалектов не совместимы напрямую с изначальным стандартом BASIC (ISO/IEC 10279:1991). В процессе своего развития этот язык перешел от обязательной нумерации строк к перемещению по коду с помощью меток, а также обрел новые техники программирования. Эти изменения были введены в его обновленную версию QuickBasic в 1985 году и остаются актуальными по сей день.

Среди других реализаций можно выделить коммерческий PureBasic от Fantaisie Software, который предоставляет IDE и компилятор для ряда целевых платформ. TrueBasic, в свою очередь, является современным пакетом инструментов, включающим IDE, чей синтаксис больше приближен к FORTRAN. Разработан же он был самими создателями оригинального языка – Darthmouth BASIC.

Что касается современных открытых интерпретаторов и компиляторов BASIC, то к ним относится Chipmunk Basic, восходящий еще ко времени Apple Macintosh, а также GW-BASIC от Microsoft, чей код был раскрыт не так давно. Кроме того, вокруг этого языка сформирована здоровая OSS-экосистема. Если же ничто из этого вас не тронет, то еще есть Tiny BASIC, использующий синтаксис в форме Бэкуса-Наура, как описано в первом выпуске “Dr. Dobb’s journal” 1976 года. Несколько лет назад один из авторов Hackaday, Том Нарди, описал свой опыт переноса своего старого QuickBasic-проекта 90-х годов в современный формат с помощью QB64.

Подходящее применение

Становится очевидным, что BASIC не просто жив, но еще и повседневно используется в коммерческих формах, бесчисленных открытых проектах и деятельном сообществе увлекающихся ретро-компьютерами людей. Это конечно спорное заявление, но он по-прежнему годится в качестве языка для освоения программирования. Кроме того, благодаря более низким системным требованиям BASIC отлично подходит для создания встраиваемых приложений, что обычно делается на MicroPython и подобных языках. К примеру, несколько лет назад мы писали о микроконтроллере ARM, который поставлялся с интерпретатором BASIC на борту.

На GitHub также можно найти проекты, подобные UBASIC PLUS, который предназначен для STM32F0 и требует всего 8Кб ОЗУ и 64Кб флэш-памяти. Еще один проект для ARM и PIC32 (а также для DOS и Windows) – это MMBasic, требующий 94Кб флэш и минимум 16Кб ОЗУ.

BASIC развивался в эпоху, когда у домашних ПК было меньше памяти и хранилища, чем у сегодняшних микроконтроллеров за $5. В связи с этим он оказывается прекрасным нетребовательным к ресурсам языком для случаев, когда нужно использовать интерпретируемые скрипты, а не скомпилированные двоичные файлы, и избавляет от необходимости приобретать микроконтроллер с большим объемом ОЗУ и флэш-памяти.

А пользуетесь ли вы, дорогой читатель, какой-либо формой BASIC сегодня?

Если да, поделитесь в комментариях своим опытом и советами для тех, кто может заинтересоваться этим языком, будь то на настольном ПК, винтажных-системах или встроенных.

Источник: habr.com

Документация по Visual Basic

Visual Basic — это объектно-ориентированный язык программирования, разработанный корпорацией Майкрософт. Использование Visual Basic позволяет быстро и легко создавать типобезопасные приложения .NET.

Начало работы

Скачать

Начало работы

  • Создание консольного приложения .NET Core в Visual Studio
  • Создание библиотеки .NET Standard с помощью Visual Studio
  • Пошаговые руководства
  • Дополнительные ресурсы

Базовый

Общие сведения

Новое

Концепция

  • Структура приложения Visual Basic
  • Возможности языка
  • Разработка приложений с помощью Visual Basic
  • Приложения Windows Forms

Начало работы

Справочник по языку

Ссылка

  • Индекс
  • Ключевые слова
  • Операторы
  • Типы данных
  • Строковые функции
  • Спецификация языка
  • Светлая
  • Темная
  • Высокая контрастность
  • Светлая
  • Темная
  • Высокая контрастность

Источник: learn.microsoft.com

Применение языка Basic

В разное время интерпретаторы BASIC выпускались различными организациями, компаниями, фирмами, такими, как:

1. Apple (Applesoft BASIC)

5. Microsoft (GW-BASIC, Microsoft Small Basic)

6. Texas Instruments

В числе таких организаций есть и советские организации:

1. Вильнюсский университет — Вильнюс

2. ВЦ СО АН СССР — Новосибирск

4. Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского — Нижний Новгород.

В настоящее время язык программирования Basic является устаревшим и применяется чаше всего его обновленная версия — язык Visual Basic.

Перечень задач решаемых на Visual Basic:

1) Решение инженерных, математических и других аналогичных задач (расчеты и т.д.).

2) Обучение программированию. Привлекает легкость и простота в изучении. В этом Visual Basic пока непревзойден. Входит в программы обучения, наряду с другими языками в колледжах, училищах, школах, учебных центрах.

3) Проектирование баз данных.

4) Разработка бизнес приложений.

5) Создание Web-приложений. Основано на использования HTML-шаблонов. Смотрите также VBscript.

6) Создание макетов приложений и библиотек с последующим переносом на Си.

7) Создание игр. Например, что интересно, в программе Exscel, написана игра по известной телепередаче «О, счастливчик!».

8) Возможности групповой разработки программ. Облегчает координацию действий исполнителей.

9) Решение задач в программах MicroSoft Office и некоторых других приложениях.

10) Использование Visual Basic совместно с другими приложениями, под управлением Windows, с использованием технологии OLE.

11) Входит как состав некоторых других приложений. Таких, как Visual Studio Express.

Простейшая программа на языке Basic

В данном случае мы рассматриваем написание программы «Hello World». Всего в Бейсике существует два способа написания данной программы:

В первом случае программа состоит из одной строки. Строка так же, как и все остальные строки программного кода Basic, начинается с номера. При вводе в редактор строка оказывается в исходном тексте программы на позиции, соответствующей её номеру. Далее следует текст, который нужно вывести на экран, выделенный двойными кавычками.

Во втором случае программа состоит из двух строк. Первая строка аналогична той, из которой состоит первый случай. Вторая строка начинается с номера 20, который показывает, что строка по счету вторая. Далее следует оператор GOTO, предназначенный для безусловного перехода к заданной строке программы. В данном случае оператор возвращает нас на первую строку.

При выводе на экран команда PRINT будет выполняться бесконечно.

Шаг первый: запускаем приложение DOSBox 0.74 для того, чтобы запустить компилятор Qbasic .

Читайте также:
Лунная программа что это такое

Шаг второй: задаем в приложении путь к папке, в которой находится компилятор, с помощью команды mount (таким образом, мы создаем виртуальный диск X).

Шаг третий: вводим название виртуального диска (в данном случае X), затем открываем каталог файлов папки, где находится компилятор, с помощью команды dir.

Шаг четвертый: вводим название файла приложения (в данном случае QBASIC), чтобы запустить компилятор.

Шаг пятый: пишем саму программу.

Источник: studbooks.net

Глава 3 язык программирования бейсик

Язык программирования BASIC, особенно его современные версии, является самым удобным и легко воспринимаемым при освоении основ алгоритмизации и программирования. В качестве рабочей версии языка в пособии рассматривается QuickBASIC – отдельный пакет программ для IBM PC, разработанный фирмой Microsoft. QBASIC является языком, позволяющим профессионально использовать все современные методы и технологию программирования.

3.1 Простейшие конструкции языка

QBASIC, как и любой другой язык прграммирования, является средством общения с компьютером. QBASIC имеет свою грамматику и свой словарь. К простейшим конструкциям относятся константы, переменные, стандартные функции и выражения, реализуемые с помощью алфавита.

Алфавит языка включает в себя:

  • буквы латинского алфавита от A до Z (прописные и строчные);
  • цифры от 0 до 9;
  • специальные символы: + (знак плюс) – (знак минус) * (звезда) / (наклонная черта) (обратная наклонная черта) ^ (знак вставки) ; (точка с запятой) . (точка) , (запятая) : (двоеочие) ! (восклицательный знак) ? (вопросительный знак) ” (кавычки) () (левая и правая скобки) = (знак равенства) > (знак больше) (знак меньше) ’ (апостроф-одинарная кавычка) % (знак процента)
  • служебные слова ( SAVE, READ, OPEN, SIN и т.д.).

Русские буквы и некоторые другие символы клавиатуры не входят в алфавит QBASIC, но их можно использовать в двойных кавычках и комментариях. Константы – это постоянные величины, значения которых не меняются в процессе выполнения программы. Константы делятся на числовые и текстовые. Числовая константа представляет собой число со знаком “+”, “-“ или без знака. Различают константы целого и вещественного типов. Вещественные константы могут быть представлены в естественной и экспоненциальной форме. В естественной форме (или в форме с фиксированной точкой) число представляется последовательностью цифр со знаком или без него, а для отделения целой части от дробной используется десятичная точка. Ноль целых можно опускать. В экспоненциальной форме (или в форме с плавающей точкой) число записывается в виде ±mE±p, где m – мантисса числа; E – символ, обозначающий основание десятичной системы счисления; p – порядок. Значение такой константы определяется как ±m10±p.Целые константы представляют собой запись числа без десятичной точки. Примеры записи чисел приведены в таблице 3.1. Текстовая константа – это набор любых комбинаций буквенно-цифровых и специальных символов, заключенных в кавычки. Пример: “Иванов ГР. МЛК-1-92”, “Бейсик”, “BASIC”. Переменная – это величина, значение которой может изменяться в процессе выполнения программы. Различают простые переменныеииндексированные.Идентификатор – имя переменной содержит максимум 40 символов и должно начинаться с буквы. Допустимые символы: «A…Z», «0…9» и точка «.». Последним может быть один из символов, обозначающих стандартный тип данных (  $ %). Примеры записи имен простых переменных: A, X$, X1, ABC.JOB, VAL1. Переменные с индексами (индексированные) являются элементами массивов. Таблица 3.1 — Примеры записи чисел

Числа Запись на Бейсике Тип константы
2 2 Целая
0,65 0.65 или .65 Вещественная в естественной форме
-11,426 -11.426 Вещественная в естественной форме
2,610 4 2.6E4 Вещественная в экспоненциальной форме
-0,00321 -0.321E-2 или -.321E-2 Вещественная в экспоненциальной форме
-1,3210 -7 -1.32E-7 Вещественная в экспоненциальной форме

Массив – это упорядоченная последовательность однородных величин, называемых набором данных, обозначенных общим именем. Расположение значения в массиве определяется индексами, которые записываются после имени в круглых скобках через запятую. Различают одномерные массивы (вектора), и двумерные массивы (матрицы). Для размещения массива в памяти ЭВМ должно быть выделено соответствующее количество полей (ячеек) памяти. Примеры записи имен элементов массивов: D (5) – пятый элемент одномерного массива D; X (I) – i- тый элемент одномерного массива X; A(2,3) – элемент двумерного массива A, стоящий на пересечении 2-й строки и 3-го столбца матрицы; Z(I,J) – элемент двумерного массива Z, стоящий на пересечении i-й строки и j-го столбца матрицы. Стандартые типы данных. В QBASIC можно объявить следующие стандартные типы данных:

Тип Символ
INTEGER – целый % Целые числа в интервале от -32768 до 32767
LONG – длинный целый Y$, B$(5), C$(I,J) – имена переменных символьного типа; Z!, D!(I), M# — имена переменных вещественного типа.
Если тип не определен, то переменная считается вещественной одинарной точности по правилу умолчания.

Операции. QBASIC выполняет над данными арифметические и логические операции, а также операции отношения. Арифметические операции: ^ возведение в степень +, — присвоение знака числу *, / умножение и деление целочисленное деление MOD остаток после целочисленного деления +, — сложение и вычитание. Порядок выполнения операций задается установленным приоритетом. Арифметические операции перечислены в порядке убывания приоритета. Операции отношения: = равно = меньше или равно  больше = больше или равно  меньше   не равно Результатом операции отношения является логическое значение «истина», если условие отношения удовлетворяется, или «ложь» – в противном случае. Логические операции: NOT – отрицание AND – логическое И (логическое умножение) OR – логическое ИЛИ (логическое сложение) EQV – эквивалентность Результат логической операции – «истина» или «ложь». Операции перечислены по убыванию приоритетов. Функции. В Бейсике используются два вида функций: стандартные и пользовательские. Стандартные или встроенные функции – это функции, наиболее часто используемые в вычислительной математике (например, квадратный корень числа, логарифм числа, и т.д.). Функции пользователя будут рассмотрены ниже. Обращение к стандартной функции осуществляется с помощью имени (идентификатора) этой функции и аргументов, заключенных в круглые скобки. В качестве аргументов могут использоваться константы, переменные, функции, выражения. Например: SIN(87), SIN(X), SIN(X+25), SIN(ABS(X)). Таблица стандартных функций представлена в Приложении 1 данного пособия. Выражение – это компактная запись, состоящая из констант, переменных, функций, разделенных скобками и знаками операций. При записи выражений следует пользоваться следующими правилами (примеры записи выражений приведены в таблице 3.2).

  1. Нельзя опускать знак умножения, произведение ab следует писать как A*B; в QBASIC ab — имя переменной.
  2. Выражение в виде дроби записывается в одну строку с использованием знака операции деления “/” или «».
  3. Не допускается запись непосредственно следующих друг за другом арифметических операций: c/-d пишется как c/(-d).
  4. Порядок выполнения арифметического выражения определяется скобками. При их отсутствии операции выполняются согласно старшинству (приоритету) операций в следующем порядке: вычисление значения функции; возведение в степень; умножение и деление; сложение и вычитание.
  5. Все операции в выражении выполняются слева направо, за исключением операции возведения в степень, которая выполняется справа налево:выполняется — X^(Y^Z).
  6. Операция возведения в целую степень выполняется через многократное умножение, а в действительную – через логарифмическую функцию.

Таблица 3.2 — Примеры записи выражений и операций

Математическая на Бейсике
— (p / c) + SQRT(T^3 + 1)
Bx 2 + c B*X^2 + C
1 ≤ xi j ≤ 4 x(i,j)= 1
x= 1или x = 0 x = 1 OR x = 0
i ≠ j I <> j
Остаток от деления 25 на 8 25 MOD 8 (результат = 1)
(a*SIN(x^3 — 6.9)^2 + b)/(c – d)+LOG(ABS(c – d^2))

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru