ABA-терапия — что это за метод коррекции аутизма и стоит ли она своих денег?
Про ABA в силу специфики канала у меня часто спрашивают. Поэтому решила создать отдельный материал о ней.
Что такое ABA?
ABA-терапия — это Applied behavior analysis , что в переводе значит » Прикладной анализ поведения » (ПАП). Смысл в том, что терапевт изучает поведение ребенка, определяет почему он что-то делает или, наоборот, не делает, ставит желаемую цель и строит пути к её достижению.
ABA-терапия основывается на теории обуславливания.
Теория обуславливания — это влияние последствий поведения на само поведение. Как? Ребенок знает, что если он сделает задание — получит вознаграждение или добьётся какой-то цели, не сделает — «ну извини». То есть, по сути это старый добрый метод «кнута и пряника» только без кнута.
К слову о кнутах. Когда в 60-ых годах прошлого столетия терапия подобного рода только стала появляться, для прекращения нежелательного поведения использовались, мягко сказано, не педагогические методы, типа электрошокера, пощёчин и голодовки. Они привели к тому, что некоторые родители до сих пор считают, что это «дрессировка», сравнивают метод с жестоким обращением и манипулятивными техниками.
Аба терапия Урок 1. Как усадить ребенка. Смотрит в глаза
Да, ABA была такой, но это было почти 60 лет назад. С тех пор она претерпела трансформацию. Над детьми давно перестали издеваться. Тот же Оле Ловаас (пионер АВА-терапии) ушёл от таких, кхм, «замечательных» воспитательных техник и в своём знаменитом эксперименте уже в 1987 году максимум использовал шлепки по попе и то, если ребенок упорно демонстрировал нежелательное поведение (обычно крайнее: типа ты миллион раз предлагаешь ему грызть сушки, а он всё равно предпочитает провода).
Скажете, что всё равно негуманно? Может быть, но эксперимент Ловааса показал вот что. 19 детей с РАС получали 40 часов терапии в неделю. 47% из них (9 из 19) развили нормальную разговорную речь, увеличили IQ в среднем на 30 баллов и были переведены в обычный класс. В 1993 году было проведено контрольное исследование, выявившее, что 8 из 9 сохранили высокий прогресс и стали фактически неотличимы от нормы.
картинка из открытых источников
Знаю, многие сейчас скажут » Так это, наверное, и не аутизм был вовсе! » Может быть — описывая ABA-терапию, не могу умолчать о том, что есть научные работы, критикующие исследования Ловааса за непрозрачность распределения детей в группы. То есть, некоторые исследователи считают, что он мог брать к себе определённых детей, а потом рассказывать про рукотворные чудеса. Тем не менее, кроме критики есть сторонние исследования, доказывающие, что ABA-терапия всё-таки не пустой звук.
Например, в 2007 году Американский журнал педиатрии выпустил большую статью о ведении детей с аутизмом, в которой в том числе обсуждалась и АВА-терапия. Цитирую мнение оттуда:
Эффективность вмешательства на основе АВА при РАС была хорошо задокументирована на протяжении 5 десятилетий исследований <. >Было показано, что у детей, получающих раннее интенсивное поведенческое лечение, наблюдается значительный и устойчивый рост IQ, речи, успеваемости и адаптивного поведения, а также некоторых показателей социального поведения, и их результаты были значительно лучше, чем у детей в контрольных группах.
Как устроена система АВА-терапии. Запись вебинара «Путеводитель по АВА»
Кто не верит американцам, вот китайский метаанализ (тоже на английском языке).
Метаанализ — это комплексная оценка сразу нескольких исследований по теме.
В нём учёные оценили 14 исследований эффективности ABA-терапии и некоторых других вмешательств при аутизме, в которых приняло участие больше 500 детей с установленным РАС (расстройством аутистического спектра). И вот что они вкратце выяснили: ABA — не панацея. Она посредственно влияет на понимание речи, адаптивное поведение (быстрое приспособление к неожиданностям), стереотипии, но её результаты реально многообещающи в плане развития своей речи и социализации.
Так что, нельзя сказать, что этот тип раннего вмешательства не помогает.
В целом эффективность ABA при аутизме сейчас оценивается в 85-90%. Но важно понимать, что:
- Всегда есть дети, чьё интеллектуальное или коммуникативное развитие не позволит внедрить терапию. Ребенок со слишком низким интеллектом (ниже 50) может попросту не установить причинно-следственные связи, хоть 24/7 с ним работай. Также, бывают дети, которые наотрез отказываются от сотрудничества со сторонним человеком;
- Исход вмешательства, как и с другими коррекционными занятиями, зависит от квалификации терапевта и повторения материала родителем дома;
- Чем раньше — тем лучше. Наибольший толк от АВА получают дети до 6 лет;
- АВА, судя по всему, действительно может приблизить лёгкий аутизм к норме. Но с нелёгким этого вряд ли можно ожидать. В таких случаях вероятно улучшение состояния ребёнка: появление речи, ускорение развития, выработка навыков, но не фееричные чудеса. Тем не менее, родители могут ожидать именно их и задаваться вопросами в духе: » Вы мне обещали здорового и где он? «
Какое моё отношение к ABA и опыт с ней?
Поскольку я предпочитаю научный подход, то отношусь к АВА скорее позитивно. Метод имеет не безупречную, но приличную доказательную базу, много кому помогает и никак не сказывается на здоровье.
Его главный недостаток, пожалуй, цена! Она реально высока не только у нас, но и за границей. В тех же Штатах, где АВА рекомендована как выбор №1 при аутизме, насколько я знаю (поправьте, если у вас поточнее информация), бесплатно можно получить только 10 часов в неделю. Остальное — готовь кошелёк.
У нас и 10 часов нету. Всё сами, дорогие граждане, за немалые деньги. Во всяком случае, так было ещё в 2016 году, когда я искала помощь для Лёвы. Из-за цены за полноценной АВА-терапией мы так и не пошли — не было у меня на тот момент такого количества денег. Тем более, что для алаликов считаются более приоритетными логопедические занятия.
Но! Дома я использовала примерно те же принципы: ставила цель и медленно продвигалась к ней. Например, здесь я описываю, как научила ребёнка откликаться на имя, заметив, что ему нравятся цветы:
Источник: dzen.ru
О плюсах, минусах и эффективности АВА-терапии
Сейчас очень многие люди, столкнувшиеся с отклонениями аутистического спектра у детей, знают, что такое АВА-терапия (applied behavior analysis или метод прикладного анализа поведения). Но у такой известности есть и обратная сторона. Идет много споров о методе АВА-терапии, разные специалисты нередко высказывают прямо противоположные мнения. В результате число заблуждений, касающихся applied behavior analysis, с каждым годом только растет. Давайте разберемся, с чего начать АВА-терапию для аутистов, в чем заключаются плюсы и минусы этой методики и почему опасения, касающиеся ее, часто преувеличены.
Суть и эффективность методики
- лучше взаимодействовать с окружающими;
- повысить способность к обучению;
- скорректировать отклонения в поведении;
- достичь нормального для детей конкретного возраста уровня развития интеллекта;
- обучиться необходимым для последующей самостоятельной жизни навыкам.
Основная идея проста: если ребенку нравятся последствия его действий, он их повторяет, а если нет — не повторяет. Поэтому во время занятий каждый успех вознаграждается, а неудача игнорируется.
Все навыки, которые сложно освоить детям с расстройствами аутистического спектра, разбивают на маленькие блоки. Каждый из этих блоков ребенок осваивает отдельно, а затем их объединяют в одно более сложное действие. Так дети учатся слушать и воспринимать речь, доносить свою мысль до собеседника и пр.
Эффективность использования методов АВА-терапии для аутистов доказана многочисленными научными исследования, опубликованными в рецензируемых журналах за последние несколько десятилетий. Однако споры вокруг этой методики не утихают. И на, то есть несколько причин.
Во-первых, в интернете можно найти много устаревших или просто некорректных данных о методике, а также «страшилок», не соответствующих реальности. Во-вторых, из-за роста популярности АВА-терапии с каждым годом появляется все больше неспециалистов, которые предлагают свои услуги, даже не получив необходимого образования. Чтобы не пополнять их ряды, вы можете обучиться этой методике в АНО ДПО «УрИПКиП». Мы предлагаем программы профессиональной переподготовки:
580 часов (4 мес.)
Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные
Подходит для действующих специалистов
Источник: urgaps.ru
АВА-терапия, Или как наладить связь с особенным ребенком
Врач-кибернетик, биофизик, к.м.н. по фармакологии,
Практикующий психолог и арт-терапевт. Психодиагност и когнитивно-поведенческий терапевт. Эксперт по созданию и проведению тренингов.
Узнайте про наш экспертный совет
ABA – сокращение от английского названия современной поведенческой теории, лежащей в основе метода («Applied Behavior Analysis»). По-русски это звучит так: «прикладной поведенческий анализ». Однако именно название АВА-терапия прочно прижилось в нашей стране.
АВА-терапия – это система руководства поведением ребенка, направленная на выработку бытовых и социальных навыков. Коррекционная методика улучшает социальные, коммуникативные и учебные навыки ребенка с помощью стратегий подкрепления правильного поведения.
Расскажем, как работают методы АВА-терапии, с чего ее следует начинать и в чем польза такого лечения детей с аутизмом.
Чем отличается ребенок с аутизмом от ребенка без психических расстройств
Нормотипичный (без аутизма) ребенок учится самым простым жизненным вещам, а именно:
- умению понимать слово «нельзя»;
- различным инструкциям;
- формированию навыков туалета;
- опрятности и т.д.
Он старается выполнять это хорошо, чтобы получить поощрение от окружающих его людей и не получить порицание. Например, начал есть кашу ложкой, и мама хвалит: «Молодец!». Облился соком – «Ай-ай-яй!».
У ребенка с аутистическим расстройством отсутствует желание коммуницировать с другими людьми и получать от них обратную связь в отношении своих действий, поэтому навыки не развиваются.
Как работают методы АВА-терапии
ABA-терапия обычно рассматривается как «золотой стандарт» лечения детей с расстройством аутистического спектра (РАС) или другими нарушениями развития.
Методы АВА-терапии работают подобно вышеописанным жизненным ситуациям для нормотипичных детей. Система обучения построена на принципе «выполняй то, что тебе говорят, и получишь награду». АВА-коммуникация с ребенком при этом постоянно форсируется и акцентируется.
Многие эксперты и родители являются сторонниками ABA, потому что она успешно помогает людям с аутизмом научиться бытовым навыкам и стандартам поведения в обществе. Другие считают, что эта методика слишком жесткая и заставляет детей соответствовать представлениям других людей о «нормальном» поведении.
АВА-терапия может быть использована и для лечения таких заболеваний, как:
- расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ;
- деменция;
- нарушения пищевого поведения;
- панические расстройства и фобии;
- пограничные расстройства личности (гнев, агрессия).
С чего начать АВА-терапию
Нужно понимать, что единой методики терапии не существует. Программа создается индивидуально, в зависимости от существующих у каждого ребенка навыков и умений.
Консультация и оценка
1. Первичная диагностика ребенка.
2. Сбор информации у родителей.
3. Тестирование ребенка с помощью методик abbls-r (Assessment of Basic Language and Learning Skills – Revised) и/или vb-mapp (Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program). Обе методики оценивают:
- речевое развитие ребенка;
- способность понимать и воспринимать направленную к нему речь;
- способность понимать картинки;
- навыки общения и взаимодействия с другими людьми;
- навыки игры;
- академические навыки;
- навыки самопомощи;
- преграды для обучения.
Разработка плана
План должен соответствовать уникальным потребностям ребенка и включать конкретные цели лечения, а именно:
- уменьшение проблемного или вредного поведения (например, истерика или самоповреждение);
- увеличение или улучшение коммуникативных и других жизненных навыков.
Вмешательства
Конкретный вид ABA-терапии может зависеть от возраста ребенка, его проблем и других факторов. Это может быть:
- раннее интенсивное поведенческое вмешательство;
- дискретное пробное обучение;
- обучение опорным навыкам;
- денверская модель раннего вмешательства.
Денверская модель раннего вмешательства – широко применяемая в мире и показавшая высокую результативность комплексная методика помощи детям с аутизмом и РАС.
Методики в рамках ABA-терапии постоянно совершенствуются.
Постоянная оценка результатов
В ходе терапии ABA-специалист адаптирует подход к ребенку, основываясь на том, какие стратегии работают, а какие – нет. Составляется подробный план и описание, как будет вестись работа над определенным навыком. При необходимости план корректируется.
Польза ABA-терапии
Эффективно проходящая ABA-терапия способствует тому, что ребенок:
- проявляет больший интерес к окружающим его людям;
- более эффективно общается с другими людьми;
- учится просить то, что ему нужно четко и конкретно (игрушку или еду);
- лучше концентрирует внимание при обучении;
- уменьшает или прекращает самоповреждающее поведение;
- сокращает количество истерик и/или вспышек гнева.
Видео
- Чемпорова М. Р. Формирование бытовых навыков у аутичного ребенка. \ StudNet. 2021;4(6):1499-1504.
- Dillenburger K., Keenan M. None of the As in ABA stand for autism: Dispelling the myths. \ Journal of Intellectual (69-4):266-269.
- Божкова Е.Д., Баландина О.В., Коновалов А.А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы (обзор). \ Современные технологии в медицине. 2020;12 (2):111-120.
23 марта 2022 18:33 | Отредактировано: 25 марта 2022 11:26
* Представленная информация не может быть использована для самостоятельной постановки диагноза, определения лечения и не заменяет обращение к врачу!
Источник: www.baby.ru
АВА-терапия для аутистов — с чего начать?
Услышав диагноз аутизм, большинство родителей впадает в отчаяние и не знает, что теперь делать. Детский аутизм – это не безысходность и не приговор, подобные расстройства давно исследуют ученые и предлагают множество способов для успешной борьбы с недугом и всестороннего развития таких детей.
Одним из действенных методов анализа и коррекции поведения детей с РАС является терапия АВА (applied behavior analysis). О ней мы и поговорим сегодня, рассмотрим ее суть, цели, плюсы и минусы.
Аутизм – что за расстройство и как проявляется
Аутизм не является заболеванием, но при этом отличается нарушениями в развитии разной степени тяжести, проблемами с мышлением, поведением, двигательными и речевыми функциями. Возможны два сценария возникновения расстройства аутистического спектра: от 8 месяцев до полутора лет и в возрасте от 2 до 5 лет.
Статистика обнадеживающе уверяет нас, что помощь квалифицированных специалистов при аутизме приносит ощутимые результаты в восстановлении функций и улучшении умственных возможностей маленьких пациентов и способна максимально адаптировать их к социуму.
Результатами работы психологов могут стать:
- отличная память;
- развитый мыслительный процесс;
- высокий уровень умственных способностей;
- выдающийся показатель интеллекта (IQ);
- способность к научным дисциплинам и иностранным языкам.
Для хороших результатов очень важно выстроить верный маршрут обучения и найти методики, которые помогут добиться положительных изменений. Одной из таких методик и является АВА-терапия.
Что такое АВА-терапия простыми словами
Аббревиатура «АВА» расшифровывается как «прикладной анализ поведения». Подход очень популярен и является отличным коррекционным методом для людей с ОВЗ, а особенно – для детей-аутистов.
Терапия направлена на внесение в жизнь ребенка необходимых отсутствующих навыков. Основной ее принцип довольно прост: если малышу нравятся результаты и последствия его действий, то он будет с радостью их повторять. Поэтому в процессе занятий каждое достижение поощряется (похвалой, оценкой, игрушкой, конфетой), а неудача не одобряется или игнорируется.
Для того, чтобы ребенок с расстройством аутистического спектра мог справиться с заданиями, их разбивают на небольшие блоки, каждый блок содержит навык, который необходимо освоить. Со временем блоки соединяют, чтобы ребята могли решать более сложные задачи. Таким образом дети учатся слушать, воспринимать информацию, доносить до собеседника свои мысли, вести себя в разных ситуациях.
Самый базовый блок выглядит примерно так:
- задание/запрос;
- реакция ребенка;
- «приз» или «наказание».
Какие результаты даст АВА-терапия?
При регулярных занятиях и значительных усилиях педагогов, родителей и самих детей АВА-терапия дает следующие результаты:
- ребенок лучше взаимодействует с окружающими, легче адаптируется в коллективе;
- у малыша появляются способности к обучению;
- корректируются отклонения поведения, присущие аутистам;
- интеллект ребенка развивается в соответствии с возрастом;
- малыш осваивает навыки, необходимые ему для самостоятельной жизни в будущем.
Преимущества и недостатки АВА-методики
Среди родителей происходит много споров об этом методе, некоторые ставят под сомнение его эффективность. Это происходит от того, что в Интернете можно найти прямо противоположные мнения об АВА-терапии. Давайте максимально подробно рассмотрим ее плюсы и минусы.
- приобретение самостоятельности (дети быстро учатся и переносят освоенную на уроках модель поведения в свою жизнь);
- быстрый результат (хоть обучение и занимает значительное количество времени, но эффект не заставит себя долго ждать);
- обучение со здоровыми детьми (50% детей, освоивших программу АВА, готовы для обучения в обычных школах);
- широкий охват метода (улучшаются мыслительные процессы, ребенок усваивает навыки поведения, учится познавать мир).
- если малыш боится незнакомых людей – на этом этапе ничего не получится;
- эффект возможен только при верном применении техники;
- делать перерывы (или сокращать длительность занятий) нельзя;
- родителям тоже необходимо участвовать в процессе, чтобы заниматься дома;
- на некоторых детей с РАС поощрение слабо действует или не действует вовсе, нужно определить, какая именно награда вызовет нужные положительные эмоции в конкретном случае.
Все вышесказанное говорит о том, что для того, чтобы получить ощутимые результаты работы с аутистами нужен квалифицированный специалист, отлично владеющий методикой АВА. Освоив нашу программу обучения, вы сможете предлагать действительно качественную помощь особенным детям.
Этапы АВА-терапии
С чего же начать АВА-терапию и как извлечь из нее максимум пользы?
В начале пути для успеха необходимо:
- принять особенности малыша, научиться воспринимать его таким, каков он есть (не жалеть, не роптать на судьбу, понимая, что все это бесполезные занятия, которые никак не улучшат ситуацию);
- понаблюдать за ребенком, чтобы выявить, что ему нравится, а что нет (такая информация нужна для занятий по методу прикладного анализа поведения);
- не рассчитывать, что АВА-подход поможет найти причины расстройства (АВА – это метод коррекции последствий аутизма, который поменяет поведение ребенка).
Специалисты разрабатывают терапевтические программы АВА, учитывая индивидуальные особенности и возраст детей, но наилучший эффект выявляется у занимающихся с двух лет. В процессе занятия ведущую роль всегда берет на себя педагог/психолог, он направляет малыша, контролирует все его действия. Очень важно, чтобы родители тоже принимали участие в обучении и дома работали с ребенком, закрепляя полученные на уроках навыки.
Начинать терапию следует с самых легких упражнений. Например, педагог просит малыша выполнить простое действие: «Возьми в руку карандаш!». И тут же показывает, как именно это нужно сделать. Подсказка озвучивается несколько раз, после чего повторяется просьба уже без подсказок. Каждый случай, когда ребенок правильно делает то, что просят, поощряется.
Неудачи игнорируются.
Когда терапевт видит, что упражнение освоено, маленький пациент действует верно и без подсказок, можно двигаться дальше. Каждые последующие задания усложняются, простые действия чередуются с более трудными. Со временем меняют обстановку для проведения терапии (например, выходят из помещения на улицу) и подключают новых людей (родителей и других членов семьи).
Начинать и заканчивать урок следует действиями, которые нравятся малышу.
Обучение можно считать оконченным, если малыш усваивает навыки за одно-два повторения (к примеру, нужно всего пару раз показать ему, как открывается замок ключом, чтобы он смог это сделать самостоятельно).
Сколько необходимо заниматься?
Время занятий – очень значимый момент. Для получения заметного и стойкого результата необходимо заниматься с малышом регулярно и много. И это не просто слова: американский психиатр Ловаас, один из родоначальников терапии АВА, провел анализ результатов и выявил, что почти половина детей, которые занимались по методике не менее 40 часов в неделю, в итоге поступили в обычную школу и достигли нормы показателей интеллекта и поведения к концу учебного года.
Нерегулярные и малопродолжительные уроки могут и вовсе не дать никакого эффекта. Помните, что лень и АВА-терапия – несовместимы, и будущее вашего ребенка зависит от вашего трудолюбия и ответственности.
Развитие речи у детей с РАС
Отдельно затронем тему развития речи, потому как это одна из самых важных проблем, с которой неизменно сталкиваются педагоги и родители. Работа АВА-терапевта в этом случае выстраивается также на принципе блоков. В случае проблем с речью подключаются и другие специалисты – дефектолог, логопед, нейропсихолог, психолог. Основная задача всей этой команды – помочь ребенку освоить речевые навыки и дать ему способность к общению. Для этого посредством специальных техник:
развивают слуховое внимание и восприятие;
стимулируют произвольное внимание;
обучают пониманию слов;
улучшают артикуляционные способности;
проводят постановку правильного дыхания;
помогают освоить принципы построения фраз.
Успех комплексных упражнений будет зависеть от точного и систематического выполнения методов и исходного состояния ребенка.
Дорогие родители, не надо заранее придумывать проблемы, которые непременно настигнут вас и вашего малыша из-за того, что он не такой, как все. Счастье возможно для всех детей, и задача взрослых – приложить все усилия, чтобы помочь непростым малышам полноценно существовать в нашем обществе.
Источник: ncrdo.ru