Как АВА-терапия помогает детям с РАС
АВА-терапевт и психолог Алена Кожанова рассказывает, как устроены методики ABA-терапии, по которым занимаются дети с РАС — расстройствами аутистического спектра.
Кожанова Алена Валерьевна, ABA-терапевт, психолог
Ведет прием в Центре психотерапии «Алвиан». Работает с детьми в возрасте от трех лет с расстройствами аутистического спектра, задержками психического развития. Разрабатывает и проводит индивидуальные коррекционные программы для развития психомоторики и сенсорных процессов.
Алена, для каких деток подойдут методики, о которых сегодня пойдет речь?
Я обучаю детей с расстройствами аутистического спектра (сокращено РАС) новым навыкам. У таких деток помимо основного диагноза могут быть сопутствующие диагнозы, которые также сопровождаются задержкой психического и речевого развития.
Как устроена система АВА-терапии. Запись вебинара «Путеводитель по АВА»
Диагноз «РАС» обычно ставят детям старше трех лет на консультации у психиатра. Родители начинают искать ребенку терапию, и чаще всего выбирают АВА-терапию и сенсорную интеграцию.
В чем заключается терапия?
Терапия заключается в том, чтобы обучить ребенка отсутствующим навыкам, которые должны быть у него в этом возрасте, максимально приблизить его к типично развивающимся сверстникам. Название этой научной дисциплины — Прикладной Анализ Поведения, Applied Behavior Analysis или сокращенно ABA-терапия.
Чаще всего ко мне приходят с запросом на развитие речи, либо когда у детей есть трудности в поведении, имеется нежелательное (мешающее) поведение. Ребенок хочет что-то получить или от чего-то избавиться, но начинает «плохо себя вести» вместо того, чтобы приемлемым способом объяснить, что ему нужно. Он кричит, дерется, щипается, закатывает истерики, убегает. Такое поведение чаще встречается у «неговорящих» детей, которые не могут озвучить просьбу и объяснить, что хотят.
Так как дети с диагнозом «аутизм» обычно начинают говорить позже, чем сверстники, они, как правило, не используют языковые навыки для коммуникации. Такие детки не замотивированы на социальные взаимосвязи и на коммуникацию. Чтобы наладить сотрудничество с ребенком, можно использовать сенсорную интеграцию, сенсорные и двигательные поощрения, игрушки — все, что может замотивировать ребенка контактировать и заниматься со специалистом.
Работая в рамках метода Прикладного Анализа Поведения для детей с аутизмом, я не усаживаю ребенка за стол через силу. Я ищу те стимулы, игрушки, занятия, поощрения, благодаря которым ребенок захочет заниматься. Мотивация и поощрения напрямую способствуют обучению. Если ребенок не замотивирован, он будет избегать занятий, а значит не будет учиться ничему новому.
То есть суть в том, чтобы ребенок захотел идти на контакт?
Методика АВА (Applied behavior analysis) — это интенсивная программа по коррекции аутизма
Конечно! Мы должны замотивировать ребенка, это задача специалиста. Все занятие построено на мотивации и поощрении, и я постоянно поддерживаю их актуальность для ребенка.
Это не означает, что ребенок всегда делает то, что ему хочется. Специалист ищет поощрения, за которые ребенок будет готов заниматься без нежелательного поведения, тогда процесс обучения новым навыкам будет проходить быстрее.
Работая в рамках методики Прикладного Анализа Поведения, я не усаживаю ребенка за стол через силу. Я ищу те стимулы, игрушки, занятия, поощрения, благодаря которым ребенок захочет заниматься.
Как проходит работа, если ребенок не говорит?
Я наблюдаю за ребенком и выявляю, что его интересует, какая у него мотивация. Важно разобраться, как он воспринимает обращенную речь, использует ли речь сам, чтобы коммуницировать со взрослыми, и как именно он это делает.
Для начала нужно определить цель, которую мы преследуем. Специалист выявляет существующие навыки, индивидуальные особенности, преграды в обучении, определяет, имеется ли у ребенка имитация. Проводится анализ, соответствуют ли имеющиеся навыки навыкам типично развивающихся детей этого возраста.
На основании этих данных будут определены «риски» и «успехи», с которыми может столкнуться ребенок, прописаны цели и программа для обучения ребенка новым навыкам. Здесь же учитываются данные о «команде» людей, помимо специалиста, которые будут помогать ребенку обобщать полученные навыки и поддерживать их вне учебных занятий.
Когда индивидуальные навыки ребенка относительно вербальной коммуникации определены, специалист выбирает между вербальной или альтернативной коммуникацией — с помощью карточек «ПЕКС» (PECS) или жестов.
Карточки «ПЕКС» (PECS) — инструмент альтернативной коммуникации. На карточках изображен предмет или действие, с которыми «неговорящие» дети могут обратиться ко взрослому, чтобы что-то попросить или прокомментировать.
Какие еще есть навыки?
Есть навыки говорящего и слушающего. Навыки просьбы, наименования, визуального восприятия, игровые навыки, навыки крупной и мелкой моторики, навыки имитации, навыки сопоставления, социальные навыки, групповые навыки, навыки ответа на вопрос (интравербальные навыки), графомоторики, счета и многие другие.
Почему ребенок не выполняет инструкции?
Причин может быть много. Ребенок может не понимать речь в принципе, конкретное предложение или его часть. Ребенок может не хотеть выполнять то, что его просят. Это естественно, если ребенок занят чем-то интересным.
Также у ребенка могут быть физиологические трудности с восприятием речи. Об этом можно узнать у ЛОРа или сурдолога, которые проверяют наличие и качество слуха ребенка.
Выходит, если у ребенка отсутствует навык, он не зарегистрирован в его психике?
Все, что мы умеем делать в жизни — наученное поведение. Речь и выполнение инструкций в том числе.
Мы все когда-то учились самым простым вещам. Смотрели на движущиеся предметы, тянулись к ним, смотрели, как кто-то стучит, и стучали сами, видели, как кто-то хлопает, и тоже хлопали. Радовались, когда вся семья тебе хлопает, потому что ты танцуешь первый раз в свои полтора года.
Ребенок начинает танцевать, чтобы получить социальную похвалу — аплодисменты и похвалу «Молодец!». Добавляет новое движение — получает поощрение. Так типично развивающийся ребенок обучается новым движениям «танца» получая похвалу от взрослого.
Почему у деток с аутизмом не происходит такой реакции?
Аутизм — специфическое заболевание, у детей отсутствует желание социальной коммуникации. А большинство навыков формируется за счет коммуникации и поощрения. Если у ребенка нет коммуникации, навык не может развиться до конца.
При работе с навыками, мы всегда ориентируемся на типично развивающихся сверстников, какие навыки есть у них. К определенному возрасту у ребенка должны быть развиты определенные навыки. Мы выявляем отсутствующие навыки ребенка, определяем, как мы будем их развивать, кто будет «работать в команде» со специалистом, какие навыки уже присутствуют у ребенка. Важно учесть индивидуальные особенности, преграды в обучении и особенности развития.
Аутизм — специфическое заболевание, у детей отсутствует желание социальной коммуникации. А большинство навыков формируется за счет коммуникации и поощрения. Если у ребенка нет коммуникации, навык не может развиться до конца.
Правильно, что аутисты учатся всю жизнь?
Чтобы максимально приблизиться к типично развивающимся сверстникам, ребенок должен с раннего возраста заниматься по курсу АВА-терапии не менее сорока часов в неделю в течение трех лет. Без перерывов, без выходных, без отпусков. Три года — при условии, что у ребенка нет органических нарушений ЦНС. Это научно подтверждено в исследованиях американских специалистов.
Таким детям даже могут снять диагноз «аутизм». Конечно, все дети разные, и все очень индивидуально.
Также для успеха терапии важно, чтобы с ребенком занимались не только на индивидуальных занятиях, но и дома, и в учебных учреждениях.
Необходима отлаженная команда:
- куратор, который прописывает программу обучения;
- траппист, который обучает ребенка новым навыкам по программе;
- родители, которые дома помогают осваивать бытовые навыки и обобщают навыки, полученные на занятии;
- супервизор, который контролирует процесс обучения;
- воспитатели и учителя, которые сотрудничают с командой специалистов и помогают ребенку социализироваться в группе.
Перечень специалистов зависит от целей, которые мы ставим при обучении ребенка.
Если ребенок ходит в детский сад, как выстраивается работа?
Первое, что я узнаю у родителей, — кто будет работать по программе вне учебных занятий, какой коллектив будет вокруг ребенка. Потому как необходима эффективная команда, и чем больше людей в нее входят, тем быстрее закрепляются навыки. Это распространяется и на работу с нежелательным поведением.
Перед тем, как приступить к курсам ABA-терапии, специалисту необходимо изучить окружающую среду сада. В программу в придачу к особенностям ребенка должны быть включены особенности детского сада, возможности и включенность воспитателей и других специалистов, которые там работают.
Первое, что я узнаю у родителей, — кто будет работать по программе вне учебных занятий, какой коллектив будет вокруг ребенка. Потому как необходима эффективная команда, и чем больше людей в нее входят, тем быстрее закрепляются навыки.
Как проходит работа с нежелательным поведением? Как отучить ребенка с РАС что-то делать?
При работе с нежелательным поведением необходимо провести Функциональный Анализ поведения (ФА), а именно выяснить цель, которую достигает ребенок, когда ведет себя «плохо». При длительном прямом наблюдении специалист собирает данные о поведении, окружающей среде, а также изменениях в ней, которые могут влиять на поведение ребенка. Определяются имеющиеся навыки, определяются риски относительно данного поведения.
Далее строится работа по обучению новому социально одобряемому обществом поведению, параллельно ведется работа по поддержанию нового поведения. Это далеко не весь перечень работы, которая проводится при функциональном анализе. Она имеет большее количество нюансов и очень индивидуальна для каждого ребенка.
Функциональный Анализ — это очень сложная работа, которая требует большого опыта и слаженной работы команды специалистов и родителей по индивидуально разработанному плану коррекции.
Получается задача — найти «ошибки» поведения и индивидуально составить программу?
Это не ошибки поведения. Окружающая среда и те изменения, которые в ней происходят, запускают или останавливают наше поведение, впоследствии его формируя.
Сидите вы, вяжете, например, и вдруг звонит городской телефон. Изменения в окружающей среде, а именно звонок телефона, заставляют вас изменить поведение — остановиться, встать, подойти к телефону и взять трубку. Ваше поведение изменилось, потому что появился некий объект в окружающей среде, который остановил поведение «вязать» и одновременно запустил поведение «встать и подойти к телефону».
Другой пример: в момент звонка телефона вы не вяжете, а, например, купаете в ванной свою трехлетнюю дочь. Тут вы скорее всего не пойдете в другую комнату, чтобы взять телефонную трубку. Вы не оставите дочь одну в ванной.
Появление или исчезновение стимулов (объектов, действий) в окружающей среде может менять наше поведение. Все изменения в окружающей среде так или иначе изменяют наше поведение. Для написания индивидуальной программы и проведения функционального анализа специалисту необходимо выявить стимулы окружающей среды, которые влияют на поведение ребенка, и риски, с которыми может столкнуться «команда».
Источник: medalvian.ru
Вопрос-ответ. Что отличает хорошую программу по АВА-терапии?
Прикладной анализ поведения (АВА) — подход к обучению детей с аутизмом, чья эффективность в наибольшей степени подтверждается научными исследованиями, и в то же время он вызывает и наибольшее количество разногласий. Причина этого в истории АВА и заблуждениях об этом подходе. Хорошая современная программа АВА — это позитивный опыт, сосредоточенный на ребенке и его мотивации.
Вот несколько признаков хорошей практики АВА, на которые стоит обратить внимание, если вы ищите специалиста в этой области для ребенка с аутизмом:
Процедура объединения специалиста и положительных стимулов
Консультант по АВА или тьютор не будут сразу же предъявлять ребенку какие-либо требования. Сначала они проведут с ребенком время, выстраивая свои отношения с ним. При этом они постараются создать ассоциацию между собой и положительным опытом и весельем. Только когда ребенок начнет радоваться присутствию специалиста, тот будет постепенно вводить требования.
Установление мотивации
Обучение всегда должно быть веселым, и если ребенок не замотивирован, то обучение не проводится. Хороший инструктор АВА всегда уделяет много внимания выявлению того, что мотивирует ребенка прежде чем чего-то от него требовать. Если ребенок сопротивляется обучению, значит, его не удалось замотивировать в достаточной мере.
Сотрудничество, а не подчинение
Во время обучения акцент должен быть на установлении сотрудничества, а не на подчинении и контроле. Цель в том, чтобы ребенок сам выбирал сотрудничество со специалистом, а не был вынужден подчиняться его требованиям. Принуждение к сотрудничеству может привести к проблемам с обучением в будущем, и это признак того, что инструктор не провел успешную процедуру объединения с положительными стимулами или не смог достаточно мотивировать ребенка.
Коррекция поведения на основе функции
Любое вмешательство по коррекции поведения должно быть основано на его функции (причине), а не на том, какое это поведение и как оно выглядит. Специалист АВА должен потратить достаточно времени, чтобы собрать данные, проанализировать их и понять, какую потребность или желание ребенок пытается донести с помощью проблемного поведения, и начать учить его подходящей альтернативе. Проблемное поведение — это всегда способ сообщить о важной для человека потребности. Недостаточно просто начать его игнорировать («поставить на вымирание» — технический термин, когда поведение больше не приводит к желаемому результату).
Развитие навыков
В хорошей программе АВА акцент всегда делается на обучение новым навыкам, а не просто на уменьшение проблемного поведения. У людей с диагнозом аутизм могут быть особые потребности, например, для них может быть характерно самостимулирующее поведение, и программа обучения не должна сводиться просто к избавлению от таких видов поведения.
Умение сообщить, что ты хочешь
Первым приоритетом при обучении ребенка с аутизмом должно стать обучение навыкам просить о том, что он хочет (в АВА это называется манд-реакции). Как только станет понятно, что мотивирует ребенка, следующей задачей должно стать обучение ребенка тому, как об этом попросить — устно, с помощью изображений или жестов.
BCBA
Ваш консультант по АВА должен иметь международный сертификат поведенческого аналитика (ВСВА) или должен работать над получением этого сертификата под регулярной супервизией ВСВА. Сертификат означает соответствие минимальным требованиям по образованию в области АВА и опыту работы под супервизией опытного специалиста. Все ВСВА имеют разный опыт и специализацию, и они обязаны практиковать в рамках этического руководства международной сертификационной комиссии по поведенческому анализу.
Сотрудничество с другими специалистами
Для того, чтобы добиться наилучших результатов для ребенка, специалист в области АВА всегда должен стремиться к сотрудничеству с другими учреждениями и людьми, которые оказывают поддержку вашему ребенку — детским садом, школой, логопедом и так далее.
Обучение родителей
ABA нельзя оставить только специалистам. Родители и другие члены семьи должны быть максимально вовлечены в принятие решений и их необходимо обучать. Это командная работа. Тем более, что многие родители вынуждены сами выполнять функции инструкторов АВА при поддержке консультанта.
Если вы получаете услуги по АВА, но вам кажется, что они не соответствуют этим принципам, то вам следует задать несколько вопросов вашему специалисту. Кроме того, вы можете обратиться к этому списку при поиске подходящих услуг.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Источник: outfund.ru
Аутизм и прикладной анализ поведения: главное о важном. Часть 1
Прикладной анализ поведения (ABA) – один из самых эффективных методов коррекции аутизма; он представляет из себя интенсивную программу, основанную на научно обоснованных поведенческих технологиях и современных методах обучения. Методы анализа поведения использовались и изучались на протяжении не одного десятилетия. Они помогли многим детям и взрослым в освоении различных навыков – от ведения адаптивного образа жизни до изучения нового языка. Начиная с 60-х годов прошлого века, терапевты со всего мира используют прикладной анализ поведения для помощи людям с аутизмом всех возрастов, а также для работы с нарушениями развития, связанными с РАС.
Анализ поведения помогает понять:
- Как “работает” поведение?
- Как поведение влияет на развитие?
- Как происходит обучение?
ABA-терапия раскрывает понимание того, как поведение “работает” в реальных ситуациях. Цель ABA-терапии состоит в том, чтобы посредством подкрепления улучшить положительное поведение и уменьшить негативные проявления, которые напрямую влияют на обучение.
Программы ABA-терапии помогают:
- улучшить речевые и коммуникативные навыки…
- … а также внимание, память, сосредоточенность, социальные навыки
- и уменьшить проявления неэффективного / проблемного поведения.
Как работает ABA терапия?
Прикладной анализ поведения включает в себя множество методов для понимания и изменения поведения. АBА-терапия – это довольно гибкий терапевтический метод; его неоспоримыми преимуществами являются следующие моменты:
- он адаптируется специалистом для удовлетворения потребностей каждого уникального человека;
- может практиковаться в разных местах – как в условиях школы, так и дома;
- обучает навыкам, которые полезны в повседневной жизни – т.е. представляет из себя не только коррекционно-адаптационную деятельность;
- может включать в себя как индивидуальное, так и групповое обучение.
Положительное подкрепление
Положительное подкрепление является одной из основных стратегий, используемых в ABA-терапии.
Когда за поведением следует что-то ценное (награда), человек с большей степенью вероятности станет повторять это поведение, что, в свою очередь, со временем будет способствовать положительной динамике.
Целевое поведение определяется и задаётся ABA-терапевтом. Каждый раз, когда человек успешно использует своё поведение или навык, он получает вознаграждение.
Для ребёнка, как и для взрослого, награда имеет свой уникальный смысл – например, ею может быть похвала, игрушка или книга, просмотр видео, доступ к детской площадке / другому месту и многое другое.
Положительное подкрепление побуждает человека продолжать использовать новый навык. Со временем систематическое повторение этого навыка приводит к значительным изменениям поведения.
Стимулы-антецеденты, поведение и следствие
Ещё одной важной частью любой программы ABA-терапии является сбор данных (ABC), включающий в себя понимание предшествующих (то, что происходит до рассматриваемого поведения) событий, непосредственно поведение и его последствия (то, что происходит после поведения).
Три шага – “ABC” – помогают “автоматизировать” и понять поведение, где:
А = (Antecedent) предшествующий фактор;
B = (Behavior) собственно поведение;
C = (Consequence) = последствие;
- Предшествующий фактор (стимул-антецедент) – то, что происходит непосредственно перед целевым поведением. Он может быть словесным, например, просьба. Он также может представлять из себя физический предмет или состояние (игрушку / свет / звук / что-либо в окружающей среде). Стоит отметить, что стимул-антецедент может быть частью внешнего мира / исходить от другого человека / быть внутренним (например, мысль или чувство).
- Возникающее в результате поведение – это реакция или её отсутствие на стимул-антецедент. Реакция представляет из себя действие, словесный ответ / что-либо ещё.
- Последствие – то, что происходит непосредственно после поведения. Последствие включает в себя положительное подкрепление желаемого поведения или отсутствие реакции. Продолжая такую своеобразную практику, ученик сможет заменить неподобающее поведение более полезным, являющееся для него более простым способом получить то, что ему нужно.
Сбор данных АВС при аутизме помогает нам понять:
- Почему конкретное поведение имеет место происходить?
- Каким образом различные последствия могут повлиять на вероятность того, что поведение повторится?
Что включает в себя программа ABA-терапии?
ABA-терапию не следует рассматривать как статичный набор упражнений. Каждая программа прописывается таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого отдельного ученика.
Цель любой программы ABA-терапии – помощь каждому человеку выработать навыки, которые помогут ему стать более независимым и адаптированным – как в краткосрочной перспективе, так и в будущем.
Планирование программы коррекции аутизма: оценка РАС
Квалифицированный и обученный поведенческий аналитик разрабатывает и непосредственно контролирует программу. Он подбирает программу ABA-терапии с учётом уже имеющихся навыков, потребностей, интересов, предпочтений каждого учащегося, а также особенностей близкого окружения.
Планирование начинается с детальной оценки навыков и предпочтений каждого человека, чтобы определить конкретные терапевтические цели.
В программу ABA-терапии также могут быть включены цели и предпочтения семьи.
Терапевтические цели устанавливаются на основе возраста и уровня способностей человека с РАС. Как правило, они включают в себя различные познавательные области и умения, такие как:
- логопедия и речь;
- навыки общения;
- уход за собой (например, принятие душа и личная гигиена в целом);
- игра и отдых;
- моторно-двигательные навыки;
- обучение и академические способности.
План ABA-обучения разбивает каждое из этих умений на маленькие, конкретные шаги.
ABA-терапевт (иногда совместно с тьютором) прорабатывает каждый шаг один за другим, от простых (например, имитация отдельных звуков) до более сложных (ведение беседы).
Затем терапевт измеряет достигнутый прогресс, собирая данные на каждом занятии. Такие данные помогают отслеживать прогресс в достижении целей на постоянной основе.
Поведенческий аналитик регулярно поддерживает связь с членами семьи и другими участниками программы для отслеживания динамики прогресса. Он также заранее планирует и корректирует терапевтические планы и цели по мере необходимости.
Источник: zarodina.com
АВА-терапия
АВА (Applied behavior analysis) – терапия, прикладная наука, которая определяет взаимосвязь между поведением и факторами в окружающей среде и экспериментальным образом манипулирует данными факторами для того, чтобы изменить поведение. Говоря проще, АВА – поведенческая терапия или модификация поведения.
Записаться на приём
Методика представлена в филиалах:
Показания к назначению АВА-терапии
Прикладное назначение АВА, прежде всего, ценно для коррекции аутизма. Однако метод демонстрирует свою высокую эффективность и при лечении других отклонений в развитии:
- Синдром Аспергера;
- Инвалидность вследствие порока развития;
- Черепно-мозговые травмы;
- Приступы агрессии;
- Проблемное поведение, непослушание.
Как работает АВА-терапия для аутистов?
Каковы перспективы ребенка при постановке диагноза аутизм? Лечение, особенно на ранней стадии, несомненно, приносит ощутимый результат, но ребенок навсегда останется особым. Правильнее говорить не о лечении аутизма, а о его коррекции. АВА должна стать частью общей программы коррекции аутизма наряду с физиотерапевтическим лечением. Цель поведенческой коррекции аутизма – максимально приблизить ребенка с определенными нарушениями в развитии к полноценному участию в жизни общества.
АВА-терапия для аутистов базируется на идее, что любое поведение влечет за собой определенные последствия, и если ребенку они нравятся, он станет повторять такое поведение, а если не нравится – не станет. Таким образом возможно стимулировать развитие необходимых навыков и способностей, в том числе улучшить коммуникацию, повысить желание к обучению, снизить уровень агрессии и тревожности, адаптировать поведение в целом к социально-ориентированной модели.
Как работает АВА-терапия для аутистов? Для ребенка с диагнозом аутизм лечение должно требовать от врача максимальной ориентации на его индивидуальные особенности и настроение, максимум внимания и терпения. Элементарные навыки речь, контактность, творческая игра, умение слушать, смотреть в глаза трудно даются аутисту. Их нужно разбить на более мелкие задачи: «подними руку», «кивни головой», «дай», «возьми».
Начинают с одного задания, подсказывая правильную реакцию и активно поощряя ее (вкусностями, возможностью погулять, похвалой). Постепенно вводятся новые задачи, чередуются. Затем освоенные задачи пробуют ставить в незнакомой обстановке, с привлечением новых людей.
Со временем ребенок начинает самостоятельно осваивать новые стимулы из окружающей среды, подобно тому, как это делают обычно развивающиеся детки.
АВА-терапия располагает огромным количеством тренирующих программ. Специальная шкала позволит оценить успехи ребенка-аутиста в лечении. Сколько стоит
Эффективность АВА-терапии в коррекции аутизма и других нарушений в развитии
Эффективность АВА-терапии в коррекции аутизма тем выше, чем раньше начинается курс. Идеальный вариант – начинать заниматься с ребенком по данной методике до того, как он достигнет 6-летнего возраста.
Поведенческая терапия для аутистов чрезвычайно действенна. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, около 50% детей, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, кто получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.
Наибольший результат поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 29-30 часов. Успех во многом зависит и от профессионализма инструктора. Он же должен дать рекомендации родителям о том, как закреплять достигнутый в ходе занятий результат обучения в домашних условиях.
Преимущества АВА-терапии
Сегодня АВА-терапия признана самым эффективным лечением аутизма и других нарушений в развитии. Ее успех обеспечен тем, что обучение происходит на индивидуальной основе. Все люди разные, все дети с аутизмом разные. У каждого свои характерные черты поведения и своя характерная окружающая среда. Если сфокусироваться на конкретном поведении, определить те факторы, которые влияют и контролируют это поведение, то можно его изменить эффективнее, чем пытаться объяснить словами, отругать или дать таблетку.
Занятия АВА-терапией в НИИ Неврологии и Педиатрии «Дети Индиго»
АВА-терапию начинают примерно с 1,5-2-летнего возраста с любым ребенком, у которого наблюдается нежелательное поведение.
Занятия с элементами АВА-терапии с аутистами в идеале должны проводиться ежедневно и длиться 1 час, с переменами в 3-5 мин. Продолжительность курса АВА-терапии оговаривается с родителями и зависит от способностей ребенка и финансовой возможности родителей.
На первом занятии проводится тестирование навыков ребенка и опрос родителей. Оцениваются речевые навыки, навыки самообслуживания, социальные навыки, моторные навыки. В зависимости от полученной информации разрабатывается персональная программа дальнейшей работы. В ходе занятий психолог отрабатывает навыки, а родители закрепляют наработку в домашних условиях в соответствии с инструкциями.
Источник: deti-indigo74.ru
Аутизм не поставишь на паузу
Недавно мы получили сразу три, на первый взгляд, похожие друг на друга просьбы. Три мальчика, одному семь лет, двум другим по девять. Все трое живут в Москве. При этом суммы, которые нужны на реабилитацию, существенно отличаются. У одного полгода занятий в одном и том же центре стоит 168 000 рублей, у другого 227 000, у третьего 480 000.
Почему стоимость занятий для детей с расстройством аутистического спектра (РАС) так сильно отличается?
«Аутизм» – это «погружение в себя»
Термин «аутизм» в переводе с латинского означает «погружение в себя». Для того, чтобы поставить диагноз «аутизм», у пациента должна быть характерная триада нарушений: недостаток социальных взаимодействий, нарушенная взаимная коммуникация, ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
Тихон подходит к дереву близко и долго стоит, как будто прислушиваясь к чему-то. Ботинки промокли, штаны в грязи, но мама не ругается. Как не ругает его и за рисунки на стенах. Это неважно. Важнее, что Тише интересно, что он общается с миром.
Пускай так. У Тиши аутизм.
«Тиша с двух с половиной лет в терапии. У нас ранняя диагностика. И мне страшно представить, что было бы, если РАС диагностировали позже, – рассказывает Тишина мама Жанна Евдокимова. – Я сразу погрузилась в изучение темы аутизма, вышла на АВА-терапию и очень в нее поверила, интуитивно ее приняла, хотя система для некоторых спорная, потому что она напоминает дрессуру. Многие так и говорят: дрессировка!
Ребенку дается вербальная команда, просьба или инструкция, и до тех пор, пока он не ответит должным образом, ему не дается поощрение.
Никто не наказывает, но правильный ответ тут же поощряется, вся система построена на поощрении желательных реакций и на игнорировании нежелательных.
Я сама окончила первый модуль обучения АВА, мне хотелось понимать, что это такое. Тогда мы еще не так финансово были подкошены, как сейчас. Я могу сказать, что это наука, которая подчиняется строгим математическим законам, которая доказала свою эффективность в коррекции детей с аутизмом. Единственная эффективная вообще».
Занятия по ABA-терапии могут выглядеть совершенно по-разному
Важно то, что дрессура – это способ заставить кого-то делать нечто, для него самого необязательное, но желательное для дрессировщика. АВА призвана научить ребенка тому, что является для него необходимым в реальной жизни. При этом потребности самого ребенка не игнорируются.
«Первый вопрос, который задаст родителю АВА-инструктор, еще только договариваясь о первой встрече: «Чем ваш ребенок интересуется?»
Что такое АВА-терапия
АВА-терапия (Applied Behavior Analysis), или метод прикладного анализа поведения, – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах для изменения поведения. Ни одно поведение не возникает без причины. В процессе работы с детьми поведенческие аналитики выявляют причины, по которым возникает то или иное поведение. Основная идея проста: если ребенку нравятся последствия его действий – он их повторяет, а если нет – не повторяет. Поэтому во время занятий каждый успех вознаграждается (похвалой, оценкой, игрушкой, конфетой), а неудача игнорируется.
Вот ребенок получает удовольствие от того, что теребит веревочку. Типовой педагог проигнорирует этот факт как незначительный, или даже вредный, а поведенческий терапевт использует его в качестве подкрепления. Через этот маленький и не наполненный социальным смыслом интерес он выведет его к освоению социально значимого навыка, а затем и к более сложному интересу – за веревочку в буквальном смысле слова ребенка приводят к удовольствию от похвалы, от улыбки, от совместной деятельности, от самого факта решения поставленной задачи!» – говорит президент «Центра проблем аутизма» Екатерина Мень.
Все навыки, которые сложно освоить детям с расстройствами аутистического спектра (речь, умение смотреть в глаза, творческая игра), разбивают на маленькие блоки. Каждый из этих блоков ребенок осваивает отдельно, а затем их объединяют в одно более сложное действие. Так дети учатся слушать и воспринимать речь, доносить свою мысль до собеседника и так далее.
Занятия по ABA-терапии могут выглядеть совершенно по-разному. Чтобы дети легче усваивали информацию, могут использоваться различные подсказки, жесты, специальные карточки или жетоны. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
Для успешной реабилитации ребенка необходимо наличие трех специалистов: тераписта, куратора и супервизора.
Терапист, куратор и супервизор
Ребенок занимается с АВА-терапистом. Это специалист, который закончил курсы и получил сертификат о том, что он может заниматься с детьми АВА-терапией. Куратор обучает родителей, как правильно дома заниматься с ребенком, и контролирует работу тераписта. А индивидуальную программу реабилитации составляет супервизор. Это специалист, который имеет большой опыт работы, это высшая должность в АВА-терапии.
«Сила Прикладного поведенческого анализа – в гибкости. Это не просто некий «метод» в узком смысле слова. Это научный подход, объединяющий множество методов и приемов, основанных на объективных законах поведения. Сегодня их 29. При этом требуется максимальная индивидуализация, поиск каждый раз своеобразного их сочетания в применении к пациенту», – говорит Екатерина Мень.
Особенности восприятия человеком мира
«В США государство финансирует АВА, это входит в страховой полис, – говорит мама Тиши. – Если ребенку поставили диагноз «аутизм», ему назначается определенное количество часов терапии, у нас ничего такого нет. Все на уровне сообществ в социальных сетях и платных центров, которые открывают сами родители, понимая, насколько это важно.
Нет в рамках бюджета такой эффективной терапии, как та, которую можно приобрести за деньги.
Все, что можно бесплатно получить от государства, – это психолога, дефектолога, может быть, логопеда. Кажется, эти занятия должны что-то компенсировать, но на самом деле нет, потому что у этих детей нет минимальных навыков в жизни.
Если у мамы такой первый ребенок, она вообще не понимает, что происходит. У меня Тиша третий, и я рано поняла, что с ним что-то не так. Тиша не смотрел в глаза, не реагировал на свое имя, не выполнял даже простые просьбы. Было много навязчивых повторяющихся движений, он ходил на цыпочках. Это основные маркеры аутизма.
Я стала искать специалистов. Сначала мы справлялись сами, включилось много родственников. А потом сестра овдовела, брат потерял работу. Мы оказались без поддержки. Но Тише нельзя прерывать АВА-терапию.
Мы изыскиваем любые возможности, берем в долг, обращаемся в фонды. Если не заниматься регулярно, то у Тиши происходит резкий откат назад, а качество его жизни во многом определяет и качество жизни всей нашей семьи».
Если вы знаете человека с аутизмом, вы знаете одного человека с аутизмом
«По сравнению с ДЦП диагностика расстройства аутистического спектра и вообще понимание врачами, что это такое, имеет в нашей стране совсем недолгую историю. Про ДЦП давно многое известно, описано, структурировано, – рассказывает соучредитель РОО помощи детям с РАС «Контакт» Мария Никольская. – А тут нет четких формулировок. Например, еще недавно в нашей психиатрии диагноз «аутизм» ставили только до 18 лет, а потом меняли на шизофрению. Но это совершенно разные диагнозы.
Аутизм действительно непросто диагностировать. Не существует некоего точного медицинского анализа, безоговорочного признака, объективного параметра.
Есть разработанные тесты, но и они дают только оценочную картину, которую все равно в итоге интерпретирует конкретный психиатр. Еще лет 10 назад само слово «аутизм» многим врачам было в новинку.
А сейчас бывает и так: «странненький» – все, аутизм, хотя у ребенка может быть, например, органика какая-то. В общем, к тому моменту, как родители доходят до постановки диагноза, они уже полуживые. И теперь хорошо бы получить какую-то четкую инструкцию: «Идите туда, там назначат то-то». Но нет такого единого для всех маршрута.
О второй сложности говорит само название. Расстройство аутистического спектра. Этот спектр, действительно, очень широкий, он не имеет ступенек, степеней, это такой веер.
Есть такая расхожая поговорка: «Если вы знаете человека с аутизмом, вы знаете одного человека с аутизмом».
Когда в Родительскую приемную «Контакта» приходят родители за помощью, наши консультанты просят рассказать о «наборе дефицитов», вот именно у этого ребенка в чем сложности? Среди аутистов есть невербальные, но с высоким интеллектом, есть вербальные со сниженным интеллектом, есть с высоким интеллектом, но с полностью расстроенной коммуникацией с миром, гиперактивные и замкнутые и так далее.
Кстати, высокий интеллект не всегда означает способность устраиваться в жизни, это не всегда помогает. Иногда хочется, чтобы энциклопедических знаний было поменьше, а шнурки чтоб завязывал. Исходя из разной степени тяжести этих особенностей и их количества, можно разными способами постараться научить человека существовать в этом мире».
Кто может помочь?
«Бесплатных вариантов занятий совсем немного, и их нужно еще найти. Вся помощь у нас в стране носит заявительный характер. Не записался, не нашел сам, тебя и не заметили. И все очень индивидуально, не массово», – говорит Мария Никольская.
Тем не менее в АНО «Наш солнечный мир» можно получить бесплатные онлайн-занятия по АВА-терапии (и не только) в рамках госконтракта, это действительно для жителей Москвы. Кроме того, можно попасть на бесплатную очную реабилитацию, около 500 детей каждый год проходят эту программу. Нужно обратиться в столичный Департамент труда и социальной защиты населения. Но сначала позвоните в «Наш солнечный мир» по телефону 8 (495) 374-77-40 и уточните, как это сделать.
В РОО помощи детям с РАС «Контакт» (Москва) можно получить бесплатную консультацию по построению маршрута реабилитации. Чтобы записаться в Родительскую приемную, нужно заполнить форму.
Фонды, которые оказывают адресную помощь:
Фонд поддержки детей и семьи «Малыш»,
Еврейская благотворительная платформа «Solomon».
Чтобы найти благотворительный фонд, который оказывает помощь в вашем регионе, можно воспользоваться навигатором «Русфонда».
«Занятия иногда приходится корректировать, искать и пробовать разные методики, – говорит Мария. – Почти ощупью. Нет такой спокойной уверенности, что вот нашли занятия и можно выдохнуть, точно будет результат. Родители должны быть все время настороже, расслабиться не получается».
Коллажи Татьяны Соколовой
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.
Источник: www.miloserdie.ru