Программа аудитов официально утверждается кем

Содержание

Приказом Минфина от 05.08.2020 № 160н утвержден обновленный порядок планирования и проведения внутреннего финансового аудита на 2021 год.

Новый федеральный стандарт ВФА устанавливает правила составления годового плана аудиторских мероприятий, формирования программы каждого мероприятия, выполнения аудита и его документации.

Положения Стандарта обязательны к применению при составлении плана внутреннего финаудита на 2021 и последующие финансовые годы. В действующий план на 2020 год поправки вносятся только по решению руководителя главного администратора бюджетных средств. Стандарт следует применять по отношению к аудиторским мероприятиям, которые начнутся после вступления его в силу – с 12 сентября и позже.

План проведения аудиторских мероприятий утверждается руководителем главного администратора бюджетных средств до начала очередного финансового года. Документ должен включать перечень планируемых аудитов с указанием их темы и даты окончания. Ежегодно в план следует вносить аудиторское мероприятие, направленное на подтверждение достоверности бюджетной отчетности и проверку соблюдения правил ведения бюджетного учета.

Внутренние аудиты СМК

По решению руководителя главного администратора бюджетных средств может быть проведен внеплановый аудит. В решении необходимо указывать тему и сроки осуществления внепланового аудиторского мероприятия.

Программа внутреннего аудита

За составление программы каждого отдельного аудита отвечает руководитель аудиторской группы или уполномоченное должностное лицо. Она должна содержать:

  • основание проведения (пункт годового плана или решение о внеплановом аудите) и тему;
  • сроки процедуры, цели и задачи;
  • методы внутреннего финансового аудита, которые будут использоваться аудиторами (инспектирование, наблюдение, анализ и т.д.);
  • список объектов ВФА;
  • перечень вопросов, которые исследуют аудиторы;
  • информацию о руководителе (уполномоченном лице) и членах аудиторской группы.

Аудиторские мероприятия могут приостанавливаться на срок до 1 года и продлеваться. Дата окончания финаудита – день подписания заключения.

Положения Стандарта регулируют все аспекты организации и проведения аудиторских мероприятий, в том числе порядок отбора документов и операций для изучения аудиторами, правила ведения реестра бюджетных рисков и привлечения к аудиту экспертов, документирование и т.д.

Налоговые проверки 2020

Cборник материалов от КонсультантПлюс «Налоговые проверки. Ответы на требования» содержит образцы ответов на запросы налоговой, жалоб в вышестоящие органы, возражений по акту проверки, а также рекомендации по исправлению ошибок в расчетах и декларациях, примеры расчета налоговой нагрузки и т.д. Получите сборник бесплатно от М-СТАЙЛ!

Источник: m-style.su

Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года

Из этого обзора вы узнаете, что нового и изменения в аудиторской деятельности и законодательстве об аудите с 2022 и 2023 года в силу Закона от 02.07.2021 № 359-ФЗ на основе информационных сообщений № ИС-аудит-46/2 и ИС-аудит-46/3 Минфина России, к которым нужно приготовиться уже сейчас, особенно общественно значимым организациям.

Избасканова У.Б. Учеб практика по аудиту. Программа аудита кассовых операций

Какие вопросы затронули изменения

Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ/Закон об аудиторской деятельности).

Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р.

Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:

  • терминология;
  • правовые основы регулирования аудиторской деятельности;
  • деятельность аудиторских организаций;
  • обязательный аудит и конкурсы;
  • оказание аудиторских услуг общественно значимым организациям;
  • аудиторское заключение;
  • квалификационный экзамен и аттестаты аудитора;
  • деятельность саморегулируемой организации (СРО) аудиторов;
  • контроль деятельности аудиторских организаций.

Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступает в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).

Определен перечень общественно значимых организаций

Для целей аудита теперь введено понятие «общественно значимая организация» (ранее не применялось) и определен их состав.

Читайте также:
Что относят к индикаторам целевой целостности программы по русскому языку

(Общественно значимые организации, отмеченные знаком «*» в таблице, считаются общественно значимыми организациями на финансовом рынке.)

ОРГАНИЗАЦИИ, ОТНОСЁННЫЕ К ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА)

УКАЗАНИЕ НА ЭТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СТАРОЙ РЕДАКЦИИ ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации на финансовом рынке

Правила те же, но речь также идёт о Реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям именно на финансовом рынке, которого ранее не было.

Одновременно в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» установлено, что он с 2023 года ведет базы данных:

  • об аудиторских организациях на финансовом рынке – как лицах, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке;
  • их должностных лицах;
  • иных лицах, в отношении которых получает персональные данные.

Изменения, связанные с деятельностью аудиторских фирм

Введены новые обязанности аудиторских фирм

СОДЕРЖАНИЕ НОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ

НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

Расширен предмет аудита

Дополнительно предметом аудита определены:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» нормативными актами Банка России (ранее – не устанавливалась);
  • консолидированная финотчетность, предусмотренная ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (ранее – не упоминалась).

Аудиторская тайна

Новой ст. 14.1 Закона об аудиторской деятельности предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским фирмам.

В связи с этим аудиторская организация не вправе:

Уточнены права и обязанности аудируемых лиц

Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

Введена обязанность назначать руководителей аудита

В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.

То есть, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом по закону допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.

Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее требование не устанавливалось).

Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

  • есть квалификационный аттестат аудитора, выданный СРО аудиторов в соответствии с этим ФЗ;
  • член СРО аудиторов.

Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с ФЗ об аудиторской деятельности 2001 года не может быть назначен руководителем аудита.

Аудиторская организация может назначить руководителем аудита как своего работника на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора по совместительству здесь. Исключение – руководители аудита общественно значимых организаций (только по основному месту работы).

Читайте также:
Что такое программа vault

Законом об аудиторской деятельности установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Они касаются:

  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита общественно значимой организации;
  • дополнительных требований к лицу, назначаемому руководителем аудита отдельных видов общественно значимых организаций на финансовом рынке;
  • особенностей обязательного ежегодного повышения квалификации руководителей аудита отдельных видов общественно значимых организаций на фин. рынке.

Установлены повышенные требования к руководителям аудита общественно значимых организаций

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

  • при назначении;
  • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Уточнены требования минимальной численности аудиторов

По закону одно из требований к членству аудиторской организации в СРО аудиторов – наличие не менее 3-х аудиторов, работающих на основании трудовых договоров. С 1 июля 2022 года Закон № 359-ФЗ уточнил, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской фирмы по основному месту работы (ранее такое требование не устанавливалось).

Однако трудовое законодательств не раскрывает понятия «основное место работы» и «место основной работы». По мнению Минтруда России, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (письмо от 15.09.2016 № 14-2/В-880).

Вот ещё требования, которых ранее не было:

СИТУАЦИЯ

ПОСЛЕ 01.01.2023

Уточнена сфера деятельности аудиторских фирм

Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:

ВИД ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ

АУДИТОРСКАЯ ФИРМА, ОКАЗЫВАЮЩАЯ АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

ДРУГАЯ АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

В отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности – начиная с аудита отчетности за 2023 год, сопутствующих аудиту услуг – начиная с 1 января 2023 года.

Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и ЦБ

  • запрос информации;
  • предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.

Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

  • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • оказания иной аудиторской услуги;
  • банковского надзора;
  • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

Изменения, связанные с обязательным аудитом и конкурсами

Дополнен перечень случаев проведения обязательного аудита

Это когда организация – эмитент эмиссионных ценных бумаг, обязанный раскрывать информацию в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Ранее обязательный аудит касался только организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Запрет проведения обязательного аудита индивидуальными аудиторами

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

Уточнен порядок проведения конкурсов по закупке аудиторских услуг

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

Закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ термин «открытый конкурс» с 01.01.2022 заменил на «электронный конкурс».

Аналогичное требование сохранено для заключения договоров на проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности госкорпорации и госкомпании, а также обязательного и инициативного аудита отчетности ГУП и МУП.

Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля госсобственности не менее 25%, а также госкорпорации, госкомпании, ГУПы или МУПы проводят конкурс в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. При применении этого порядка допустимо одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие и/или обеспечении исполнения контракта.

Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими ФЗ. Ранее такое полномочие отсутствовало.

Читайте также:
Программа которая передает приложения

Источник: buhguru.com

План и программа аудита учетной политики

Согласно п. 2 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» под учетной политикой понимается выбранная организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика является комплексным документом. К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

— приемы организации документооборота;

— способы применения системы учетных регистров;

— способы обработки информации;

— приемы организации инвентаризации;

— способы применения счетов бухгалтерского учета;

— методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;

— методы погашения стоимости активов;

— иные способы, методы, приемы.

Учетная политика это

План аудита учетной политики

№ пп Разделы учетной политики Период проведения Исполнитель Примечания
1 Аудит основных средств и капитальных вложений Иванова И.А.
2 Аудит нематериальных активов Иванова И.А.
3 Аудит товарно-материальных запасов Иванова И.А.
4 Аудит денежных средств Иванова И.А.
5 Аудит расчетов: Иванова И.А.
5.1 с поставщиками Иванова И.А.
5.2 с подотчетными лицами Иванова И.А.
6 Аудит внутрихозяйственных операций Иванова И.А.
7 Аудит резервов по сомнительным долгам Иванова И.А.
8 Аудит расчета налогов Иванова И.А.

Планирование является первоначальным этапом проведения аудита, состоит оно в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работ графиков и сроков их проведения, а также в разработке программы аудита, определяющей объем аудитор процедур, которые необходимы для формирования объективного мнения о достоверности отчетности.

Программа аудита учетной политики

№ п/п Этапы проверки Источник информации Применяемые приемы
1. Проверка положения о бухгалтерской службе Положение о бухгалтерской службе организации Проверка наличия положения о бухгалтерской службе организации
2. Проверка должностных инструкций сотрудников бухгалтерии Должностные инструкции на каждого сотрудника бухгалтерии Проверка наличия должностных инструкций на сотрудников бухгалтерии, их соответствие масштабам деятельности предприятия
3. Проверка наличия на предприятии приказа руководителя предприятия об утверждении Учетной политики Приказ руководителя об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения. Запросить приказ руководителя об утверждении учетной политики
4. Проверка рабочего плана счетов Раздел учетной политики, в котором есть рабочий план счетов Проверка наличия рабочего плана счетов в учетной политике
5. Проверка графика документооборота Раздел учетной политики, в которой есть график документооборота Проверка наличия графика документооборота, соответствие его масштабам деятельности организации, объема общего документооборота, а также нормативным документам
6. Проверка порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств организации Раздел учетной политики, в которой закреплен порядок проведения инвентаризации активов и обязательств Проверка утвержденного Порядка проведения инвентаризации активов и обязательств, сроков ее проведения
7. Порядок учета и фиксирования хозяйственных операций Раздел учетной политики, где предусмотрены формы первичной учетной документации, а также регистров бухгалтерского и налогового учета Проверка закреплены ли в учетной политике формы первичной документации, форма учета, регистры бухгалтерского и налогового учета
8. Проверка порядка учета основных средств и незавершенных вложений во внеоборотные активы Раздел учетной политики, в котором закреплены порядок учета основных средств и незавершенных капитальных вложений Проверка соответствия порядка принятия к учету основных средств, а также вложений во внеоборотные активы, их оценка, рассмотрение порядка амортизации объектов требованиям ПБУ 6/01
9. Проверка порядка учета и оценки Раздел учетной политики «Учет запасов» Проверка соответствия порядка оценки материально-производственных запасов при приходе и списании для производственных нужд требованиям ПБУ 5/01
10 Порядок учета обязательств Раздел учетной политики «Порядок учета обязательств» Проверка порядка признания в бухгалтерском учете обязательств в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета
11 Порядок признания в бухгалтерском и налоговом учете резервов Разделы учетной политики для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения «Создание резервов Проверить порядок образования резервов, соблюдение требований Положения по ведению бухгалтерского учета, а также НК РФ
12. Проверка доходов и расходов Разделы учетной политики «Учет доходов», «Учет расходов» Порядок признания в бухгалтерском и налоговом учете доходов от обычных видов деятельности и прочих операций; расходов от обычных видов деятельности
13. Проверка учета расчетов по налогу на прибыль Раздел учетной политики «Учет расчетов по налогу на прибыль» Проверка применения порядка расчетов по налогу на прибыль, учета постоянных и временных разниц , соответствие порядку ПБУ 18/02
14. Анализ учетной политики для целей налогообложения Разделы учетной политики для целей налогообложения Анализ основных положений учетной политики, порядок определения налогооблагаемых баз для основных видов налогов, соответствию НК РФ
15 Выводы по результатам проверки Собранные аудиторские доказательства Определение основных несоответствий, способных повлиять на достоверность финансовой отчетности
16 Подготовка письменной информации по результатам проведения аудиторской проверки Собранные аудиторские доказательства Подготовка отчета

Источник: schetuchet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru