С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб. Но есть и другие критерии. Рассказываем, как определить, нужно ли организации проводить аудит бухотчетности.
Кто освобожден от обязательного аудита бухотчетности за 2020 год
Федеральный закон от 29.12.2020 №476 изменил критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Новые нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.
До 2021 года обязательный аудит проводился в случаях, если объем выручки организации (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельхозкооперативов) за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн рублей либо сумма активов превышала 60 млн рублей (согласно закону об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Бухгалтерская отчетность в 1С. Курс «Бухучет с Еленой Поздняковой». Открытый урок, 6 часть из 6
Но законом о развитии малого и среднего предпринимательства (от 24.07.2007 № 209-ФЗ) к малому бизнесу относятся организации с доходом за предшествующий календарный год не более 800 млн рублей.
В связи с этим законом № 476 финансовые критерии обязательного аудита по выручке повышены с 400 до 800 млн рублей, а по сумме активов бухгалтерского баланса – с 60 до 400 млн рублей. Таким образом, малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
- С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности.
- Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.
- Малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.
- Минфин ежегодно публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень поможет определить, должна ли организация проводить аудит отчетности за 2020 год.
- Аудиторское заключение тем, кто подпадает под проведение обязательного аудита, нужно представить в налоговый орган и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
- За непредоставление информации о проведении аудита организации и ее должностные лица могут быть оштрафованы.
Кто должен проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год
Минфин опубликовал перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.
Такой перечень публикуется министерством каждый год. В нем указывается законодательное обоснование проведения обязательного аудита, вид отчетности, подлежащей аудиту, а также кто вправе проводить аудит в каждом случае.
Этапы и процесс аудиторской проверки
Перечень содержит 75 случаев проведения обязательного аудита.
СКАЧАТЬ
перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.
Как проверить, подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности за 2020 год
В 2021 году (т. е. с отчетности за 2020 год) обязательный аудит проводится для организаций:
- получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.;
- ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
- являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
- являющихся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);
- иных организаций в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).
Обратите внимание! Чтобы определить, должна ли организация проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год, данные о доходах нужно смотреть за 2019 год, как год, предшествующий отчетному 2020 году.
Организациям, которые не подпадают под обязательный аудит по новым правилам, проходить его в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год не нужно.
Есть исключение: если в 2020 году организация подпадала под требование об обязательном аудите и начала аудиторскую проверку за 2020 год до 1 января 2021 года, то такую проверку необходимо завершить. А изменения, принятые Федеральным законом от 29.12.2020 № 476, для этих организаций будут действовать с отчетности за 2021 год.
Подлежит ли ваша организация обязательному аудиту в 2021 году?
Благодарим за участие в опросе! Каждое мнение очень важно для нас!
Куда представлять заключение о проведении обязательного аудита бухотчетности
Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).
В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2019 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.
Кроме того, организация, которой требуется обязательный аудит, должна внести информацию о нем в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). В число передаваемых в Реестр входят следующие сведения:
- сведения, идентифицирующие заказчика аудита;
- наименование аудиторской организации и идентифицирующие ее данные;
- перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, и период, за который она составлена;
- дата аудиторского заключения;
- мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Что грозит организации, которая не представит в налоговую аудиторское заключение
- для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
- для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.
Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц «стоит» дороже.
Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст.
14.25 КоАП РФ).
Напомним, ранее налоговики часто штрафовали компании по ст. 126 НК РФ за несдачу в составе обязательной отчетности аудиторских заключений.
Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.
Теперь оспорить в суде штраф за непредставление вместе с бухотчетностью аудиторского заключения не удастся, поскольку и эта обязанность, и штраф прямо предусмотрены в законодательстве. Равным образом не получится оспорить и штраф/предупреждение за неразмещение данных о проведении обязательного аудита в Едином реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) в бухгалтерском балансе указать, подлежит ли организация обязательному аудиту
Форма бухгалтерского баланса начиная с отчетности за 2019 год дополнена строкой, в которой необходимо указывать, подлежит ли организация обязательному аудиту (приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н).
Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган.
О том, как в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) в бухгалтерском балансе указать, подлежит ли организация обязательному аудиту, мы писали в статье «Обязательный аудит в 2020 году».
Источник: buh.ru
Общая стратегия аудита
В связи с введением в практику аудиторской деятельности Международных стандартов аудита (МСА), обновились и требования к формированию плана и программы аудита. В настоящее время, такое понятие как «программа аудита» упразднено, но введено новое требование, а именно — необходимость формирования общей стратегии и плана аудита.
Стратегия аудита — это скомпонованная в определенном порядке характеристика необходимых ресурсов для проведения аудиторской проверки, а так же характер, сроки и общий порядок проведения аудиторской проверки. Иначе общую стратегию аудита можно назвать аудиторским заданием.
Согласно МСА 300, в перечень общей стратегии аудита, должны быть включены в обязательном порядке, следующие вопросы:
— особенности аудиторского задания;
— цели отчетности, сроки аудита и характер информационного взаимодействия;
— существенные факторы, предварительная работа по заданию и информация, полученная в ходе выполнения других заданий;
— характер, сроки использования и объем ресурсов.
Шаблон для формирования общей стратегии аудита по МСА
В нормативных документах, а так же в учебных и методических изданиях по аудиту, в настоящий момент не содержится разработанного шаблона общей стратегии аудита по МСА. При этом, исходя из норм МСА 300, можно представить примерный вариант составления данного шаблона.
Аудируемое лицо | УКАЗЫВАЕТСЯ НАИМЕНОВАНИЕ АУДИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ |
Направление работы | УКАЗЫВАЕТСЯ НАПРАВЛЕНИЕ АУДИТА |
Руководитель аудиторской группы | ФИО |
Состав аудиторской группы | ФИО |
Концепция подготовки финансовой отчетности, на основании которой готовилась, подлежащая аудиту финансовая информация | РСБУ ИЛИ МСФО |
Характерные для данной отрасли требования к отчетности | ИМЕЮСЯ / ОТСУТСТВУЮТ |
Основная цель проведения аудиторской проверки | ПО ЧЬЕЙ ИНИЦИАТИВЕ |
Предлагаемый охват аудита | СТАНДАРТНЫЙ / ОСОБЕННЫЙ |
Наличие в организации службы внутреннего аудита | ИМЕЮСЯ / ОТСУТСТВУЮТ |
Использование организацией услуг обслуживающих организаций | ДА / НЕТ |
Доступность персонала и данных клиента | ДА / НЕТ |
Значительные производственные изменения | ИМЕЮСЯ / ОТСУТСТВУЮТ |
Изменения в составе руководства | ИМЕЮСЯ / ОТСУТСТВУЮТ |
Прочие значительные изменения | ИМЕЮСЯ / ОТСУТСТВУЮТ |
Календарь предоставления отчетности организации | ГОДОВАЯ / КВАРТАЛЬНАЯ |
Охват аудиторской проверки | МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ |
Аудит проводится | УКАЗАТЬ СПОСОБ (СПЛОШНОЙ, ВЫБОРОЧНЫЙ) |
Планируемый аудиторский риск | РАССЧИТАТЬ |
Риск средств контроля | РАССЧИТАТЬ |
Уровень существенности | РАССЧИТАТЬ |
Период аудита | УКАЗАТЬ ДАТЫ |
Количество чел/часов | РАССЧИТАТЬ |
Пример общей стратегии аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности
Элементы стратегии | Характеристика |
Аудируемое лицо | ООО «Керамзит» |
Направление работы | Аудит бухгалтерской отчетности |
Руководитель аудиторской группы | Исаева М.С. |
Состав аудиторской группы | Ломакин Г.Б. Исаева М.С. |
Концепция подготовки финансовой отчетности | РСБУ |
Характерные для данной отрасли требования к отчетности | Стандартные отчеты |
Основная цель проведения аудиторской проверки | Требования собственников |
Предлагаемый охват аудита | Стандартный подход |
Наличие в организации службы внутреннего аудита | Отсутствует |
Использование организацией услуг обслуживающих организаций | Не используются |
Доступность персонала и данных клиента | Клиент готов максимально предоставлять, запрошенную аудитором информацию |
Значительные производственные изменения | Не наблюдались |
Изменения в составе руководства | Не наблюдались |
Прочие значительные изменения | Не наблюдались |
Календарь предоставления отчетности организации | Годовая отчетность |
Аудит проводится | Выборочным способом |
Планируемый аудиторский риск | 0,3% |
Уровень существенности | 540 тыс.руб. |
Период аудита | с 01.01.20. по 31.12.20г. |
Количество чел/часов | 150 чел/часов |
Пример общей стратегии аудита учетной политики
При формировании стратегии аудита по МСА, перечень вопросов может быть расширен, так как не является закрытым. Приведем пример стратегии аудита учетной политики.
Аудируемое лицо | ПАО «СБЕРБАНК» |
Направление работы | Аудит учетной политики |
Руководитель аудиторской группы | Бабаев Ю.А. |
Состав аудиторской группы | Бабаев Ю.А., Корнелюк С.И. |
Концепция подготовки финансовой отчетности, на основании которой готовилась, подлежащая аудиту финансовая информация | РСБУ |
Характерные для данной отрасли требования к отчетности | Стандартные отчеты |
Основная цель проведения аудиторской проверки | Требования собственников |
Предлагаемый охват аудита | Стандартный подход |
Наличие в организации службы внутреннего аудита | Отсутствует |
Использование организацией услуг обслуживающих организаций | Не используются |
Доступность персонала и данных клиента | Клиент готов максимально предоставлять, запрошенную аудитором информацию |
Значительные производственные изменения | Не наблюдались |
Изменения в составе руководства | Не наблюдались |
Прочие значительные изменения | Не наблюдались |
Календарь предоставления отчетности организации | Годовая отчетность |
Охват аудиторской проверки | Аудиторская проверка пройдет по месту осуществления деятельности клиента, совпадающему с местом хранения бухгалтерской документации и местом хранения документации по аудируемому лицу |
Аудит проводится | Сплошным способом |
Планируемый аудиторский риск | 0,26% |
Риск средств контроля | 9% |
Уровень существенности | 20000 тыс. руб. |
Период аудита | с 01.01.20. по 31.12.20г. |
Количество чел/часов | 72 чел/часов |
Пример общей стратегии аудита капитала
Содержание стратегии | Описание |
1 | 2 |
Аудируемое лицо | ООО «КДВ Яшкино» |
Направление аудита | Аудит капитала |
Руководитель аудиторской группы | Капиталов А.А. |
Состав аудиторской группы | Капиталов А.А., Долгов С.В. |
Концепция подготовки финансовой отчетности | РСБУ |
Характерные для данной отрасли требования к отчетности | Стандартные отчеты |
Основная цель проведения аудиторской проверки | Требования собственников |
Предлагаемый охват аудита | Стандартный подход |
Наличие в организации службы внутреннего аудита | Имеется |
Использование организацией услуг обслуживающих организаций | Не используются |
Доступность персонала и данных клиента | Клиент готов максимально предоставлять, запрошенную аудитором информацию |
Значительные производственные изменения | Не наблюдались |
Изменения в составе руководства | Не наблюдались |
Прочие значительные изменения | Не наблюдались |
Календарь предоставления отчетности организации | Годовая отчетность |
Аудит проводится | Выборочным способом |
Планируемый аудиторский риск | 0,11% |
Уровень существенности | 226 000 тыс.руб. |
Период аудита | с 01.01.20. по 31.12.20г. |
Количество чел/часов | 20 чел/часов |
Порядок документирования аудиторской проверки международными стандартами аудита, а именно: МСА 230 «Аудиторская документация»; МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»; МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении»; МСА 705 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»; МСА 706 «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении».
Рабочие документы аудитора должны быть составлены таким образом, чтобы показать сведения, которые аудитор посчитал важными с точки зрения использования их в качестве аудиторских доказательств, в том числе для подтверждения правомерности проведения аудита и соблюдения при его осуществлении законодательно установленных норм. На заключительном этапе формируется аудиторское заключение.
Источник: schetuchet.ru
Аудит финансовой отчетности (на примере ООО «База механизации»)
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов аудита бухгалтерской отчетности предприятия.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность аудита и аудиторской деятельности, виды аудита, особенности аудиторских проверок в современных условиях; оценку аудиторских рисков;
2. рассмотреть правовые основы аудиторской деятельности; нормативные документы, регламентирующие проведение аудита; основные этапы подготовки и проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности;
3. составить подробное аудиторское заключение проверки бухгалтерской отчетности ООО «База механизации», опираясь на документацию и бухгалтерскую отчетность фирмы за 9 месяцев 2009 года.
Глава 1. Основы аудита
Сущность аудита и аудиторской деятельности
Нормативное регулирование аудиторской деятельности
Федеральные правила (Стандарты аудиторской деятельности)
Глава 2. Теоретические основы аудита финансовой (бухгалтерской отчетности)
2.1. Задачи и обязательность планирования аудита
2.2. Существенность в аудите
2.3. Аудиторский риск
2.4. Принципы подготовки общего плана и программы аудита
2.5. Аудиторское заключение
Глава 3. Аудит бухгалтерской (финансовой отчетности)
3.1. Характеристика предприятия
3.2. Правовые отношения
3.3. Предварительная программа аудиторской проверки
3.4. Отчет аудиторской проверки
Работа содержит 1 файл
Программа аудита
Программа является развитием общего плана аудита и представляет детальный перечень содержания процедур, необходимых для практической реализации плана. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей средством контроля качества работы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля состоит в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа процедур по существу представляет перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу учета.
В зависимости от изменений условий проведения проверки и результатов процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы.
2.5 Аудиторское заключение
Согласно федеральному закону об аудиторской деятельности в РФ — аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта содержит мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности, которое должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия всех существенных аспектов бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в РФ.
Согласно Федеральному правилу (стандарту) №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудиторские заключения можно подразделить в зависимости от мнения аудиторов о достоверности отчетности на безоговорочно — положительные и модифицированные.
Безоговорочно — положительное заключение содержит мнение аудиторов без всяких замечаний и оговорок.
Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:
— факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
— факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.
Аудиторское заключение представляется экономическому субъекту в сроки, согласованные этим субъектом, не менее двух первых экземпляров. Каждый экземпляр вместе с приложенной к нему бухгалтерской отчетностью является единым целым и должен быть сброшюрован.
Экономический субъект несет ответвенность за предоставление копий аудиторского заключения заинтересованным пользователям.
Глава 3. Аудит бухгалтерской (финансовой отчетности)
3.1.Характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «База механизации» Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 59 № 000523668 от 25 декабря 2002г.
Государственный регистрационный номер 1025901711296
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серия 59 № 001606021 от 25.12.2002
Основным видом экономической деятельности является сдача в аренду недвижимости.
3.2. Правовые отношения
Правовые отношения между аудиторской фирмой и аудируемым лицом установлены в Договоре об оказании аудиторских услуг №15 от 25.11.2008года (Приложение 2) и Письмом – обязательством о согласии на проведение аудита (Приложение 3).
3.3. Предварительные процедуры аудиторской проверки
Общий план аудита бухгалтерской отчетности
Аудируемое лицо: ООО «База механизации»
По договору №15 от 25.11.2008 г.
Период аудита: 01.01.2008 по 30.09.2008 г.
Руководитель аудиторской проверки: Золотарев Е.К.
Состав аудиторской группы: Вахонина Т.Г., Иванова В.С.
Планируемый аудиторский риск: 5%
Планируемый общий уровень существенности: 10%
№ п/п | Планируемый вид работ | Кол-во чел/дн | примечание |
1 | Предварительное планирование | 1 | |
2 | Оценка рисков и существенности по счетам бухгалтерского учета аудируемого лица | 1 | |
3 | Сбор информации, составляющей общую характеристику аудируемого лица, в т.ч. изучение и анализ существующей структуры и системы управления аудируемого лица, их соответствия долгосрочным целям. | 5 | |
4 | Проведение анализа бухгалтерской отчетности аудируемого лица, с выводами о финансовом состоянии предприятия | 12 | |
5 | Аудит бухгалтерской отчетности | 11 | |
6 | Подготовка отчета по результатам аудиторской проверки | 6 | |
7 | Согласование материалов аудиторской проверки с руководством аудируемого лица | 4 | |
Итого : | 40 |
Руководитель аудиторской проверки __________________ Золотарев Е.К.
С общим планом ознакомлены:
Программа проведения аудиторской проверки
Аудируемое лицо: ООО «База механизации»
По договору №15 от 25.11.2008 г.
Период аудита: 01.01.2008 по 30.09.2008 г.
Руководитель аудиторской проверки: Золотарев Е.К.
Состав аудиторской группы: Вахонина Т.Г., Иванова В.С.
Планируемый аудиторский риск: 5%
Планируемый общий уровень существенности: 10%
Генеральный директор Представитель аудируемого лица
ООО «БАТ-АУДИТ» ООО «База механизации»
________________ Извекова И.В. __________________ФИО
Оценка риска средств контроля
Аудируемое лицо: ООО «База механизации»
Оценка риска средств контроля
(подчеркните правильный ответ)
- Стиль и основные принципы управления
- Организационная структура
Источник: www.stud24.ru