Общие положения.
- оценка надежности внутреннего финансового контроля (ВФК), под которым понимается процесс главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, и подготовки предложений об организации ВФК;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с п. 5 ст. 264.1 БК РФ;
- повышение качества финансового менеджмента.
Требования к содержанию заключения.
В соответствии с положениями проекта стандарта результаты внутренний финансовый аудит должны оформляться аудиторским заключением, ответственность за составление которого возлагается на руководителя аудиторской группы. Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем субъекта ВФА.
Обновленные стандарты внутреннего финансового аудита — не все сбывается…
Особенности составления и оформления заключения по результатам проведения аудиторской проверки могут быть установлены ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита. При этом согласно п. 4 проекта стандарта заключение должно содержать:
- описание выявленных при проведении аудиторского мероприятия нарушений и (или) недостатков (если они выявлены), вновь выявленных бюджетных рисков, не включенных в реестр бюджетных рисков главного администратора (администратора) бюджетных средств. При возможности дать стоимостную оценку выявленных нарушений и (или) недостатков такая оценка приводится в заключении по результатам аудиторского мероприятия. Следует учитывать, что указанные в заключении нарушения и недостатки должны быть подтверждены аудиторскими доказательствами, а все выводы и предложения – основываться на достаточной и надежной информации;
- предложения и рекомендации по коррекции выявленных нарушений и (или) недостатков, минимизации (устранению) бюджетных рисков, организации и осуществлению ВФК, повышению качества финансового менеджмента;
- дату оформления заключения;
- фамилию и инициалы, должность, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита;
- фамилию и инициалы, должность, подпись руководителя аудиторской группы (при наличии).
К заключению могут быть приложены документы, необходимые для разъяснения процесса проведения и результатов аудиторского мероприятия, в том числе содержащие такие сведения:
- тема (объекты и цели) аудиторского мероприятия, проверяемый период в соответствии с программой аудиторского мероприятия;
- фактические даты начала и окончания аудиторского мероприятия;
- основания проведения аудиторского мероприятия (пункт плана проведения аудиторских мероприятий или номер и дата документа главного администратора (администратора) бюджетных средств о проведении внепланового аудиторского мероприятия);
- состав аудиторской группы с указанием фамилий и инициалов и должностей каждого члена аудиторской группы, включая экспертов, не являющихся должностными лицами (работниками) главного администратора (администратора) бюджетных средств.
В силу требований п. 10 проекта стандарта выводы о достоверности и полноте бюджетной отчетности, а также о соответствии ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Минфином, должны основываться на результатах аудиторской проверки, отражающих:
Простая методика внутреннего аудита за 7 шагов
- соответствие порядка ведения бюджетного учета и составления индивидуальной бюджетной отчетности, сформированной главным администратором (администратором) бюджетных средств, методологии и стандартам бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленным Минфином (включая выводы о соблюдении порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета, а также о соответствии состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности, ее составлении на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета);
- соблюдение главным администратором (администратором) бюджетных средств порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;
- полноту и достоверность показателей бюджетной отчетности объекта аудита;
- наличие (отсутствие) обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности объекта аудита;
- наличие значимых остаточных бюджетных рисков, в том числе рисков искажения бюджетной отчетности, которые оказывают или могут оказать влияние на принятие управленческих решений руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств;
- наличие (отсутствие) фактов внесения объектом аудита исправлений в бюджетную отчетность за предыдущие периоды по требованию органов власти, которым объект аудита представляет бюджетную отчетность в установленном порядке.
Субъект внутреннего финансового аудита вправе сделать вывод о недостоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств в случае, если такая отчетность содержит информацию с существенными ошибками и искажениями, которая не позволяет ее пользователям положиться на нее как на достоверную.
Порядок оформления заключения.
В соответствии с положениями проекта стандарта результаты внутренний финансовый аудит должны оформляться аудиторским заключением, ответственность за составление которого возлагается на руководителя аудиторской группы.
Согласно п. 11 проекта стандарта руководитель аудиторской группы направляет проект заключения по результатам аудиторского мероприятия на согласование руководителю субъекта внутреннего финансового аудита в порядке и в сроки, установленные ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающим осуществление ВФА.
Руководитель субъекта ВФА в порядке и в сроки, установленные ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита, направляет проект заключения и проект плана мероприятий по корректировке выявленных нарушений и недостатков, минимизации (устранению) бюджетных рисков, повышению качества финансового менеджмента (далее – план мероприятий) для ознакомления субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, направляют письменные возражения и предложения по проектам заключения и плана мероприятий по результатам аудиторского мероприятия руководителю субъекта ВФА.
Следует отметить, что сроки ознакомления субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, с проектами заключения и плана мероприятий по результатам аудиторского мероприятия, порядок и сроки направления возражений и предложений по проекту заключения должны быть установлены ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора) бюджетных средств, обеспечивающим осуществление ВФА.
Полученные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур подлежат рассмотрению руководителем субъекта ВФА и руководителем аудиторской группы, которые при необходимости вносят изменения в проекты заключения и плана мероприятий по результатам аудиторского мероприятия.
План мероприятий вместе с заключением, подписанным руководителем субъекта ВФА, направляется руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Рассмотрение заключения руководителем.
Руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств рассматривает заключение и принимает одно или несколько решений:
- о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
- о направлении материалов в орган государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
При принятии руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств утверждает план мероприятий.
Копии заключения по результатам аудиторского мероприятия и утвержденного руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств плана мероприятий направляются субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Отчетность.
Исходя из требований п. 20 проекта стандарта субъект ВФА проводит мониторинг выполнения плана мероприятий. В рамках указанного мониторинга выполняются следующие процедуры:
- получение от субъектов бюджетных процедур информации о выполнении плана мероприятий и ее анализ, включая анализ причин невыполнения указанного плана;
- оценка действий субъектов бюджетных процедур по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения дополнительных внеплановых аудиторских проверок;
- подготовка и представление руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств доклада о результатах мониторинга плана мероприятий.
В соответствии с требованиями п. 21 проекта стандарта руководитель субъекта ВФА обязан представить руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств годовую отчетность о результатах деятельности субъекта ВФА за отчетный год, которая содержит информацию, основанную на данных, отраженных в заключениях и реестре бюджетных рисков, в том числе информацию о достоверности сформированной бюджетной отчетности, о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, о надежности внутреннего финансового контроля.
В заключение напомним, что с 01.01.2020 ВФА должен осуществляться в соответствии с федеральными стандартами, устанавливаемыми Минфином (ч. 5 ст. 160.2-1 БК РФ). С проектом стандарта можно ознакомиться на официальном сайте Минфина.
Источник: www.audit-it.ru
Какой программы нужно придерживаться при проведении аудита
При проведении аудита стоит придерживаться определенной программы, если вы желаете получить отличные результаты по выявлению недостатков в работе предприятия. Рассмотрим, какой схеме нужно следовать.
Аудиторская проверка – процедура, без проведения которой невозможно гарантировать, что отчетность компании является полной и составленной в соответствии с законодательными требованиями, а учет – полноценным.
Содержание
- Важные аспекты
- Порядок проведения при проверке поставщика
Но для осуществления аудита стоит составить программу – распланировать свои действия. Выясним все нюансы подробнее.
Важные аспекты ↑
Важно понимать не только, что собой представляет аудиторская проверка и программа по ее проведению, но и знать основные понятия, с которыми вам придется сталкиваться в ходе аудита.
Ведь это важный момент, без которого будет минимизировано сложности, возникающие в процессе.
Необходимые термины
Аудит – проверка, по итогам которой можно выразить независимое мнение о деятельности предприятия – о правдивости и достоверности, а также полноте отчетности, правильности ведения учета.
Проводится аудиторскими организациями, которые являются членами СРА. Аудитором считают лицо, что имеет квалификационный аттестат и также входит в состав СРА.
СРА – некоммерческое предприятия, что создается на условиях членства, чтобы обеспечить условия выполнения аудиторских мероприятий.
Понятия, с которыми вы столкнетесь при проведении процедуры:
- аудиторские заключения;
- существенность и уровень существенности;
- аудиторские риски;
- выборочная проверка;
- аудиторские доказательства;
- аудиторская процедура;
- система внутреннего контроля.
Программа аудита – это один или несколько аудитов, что запланированы в конкретные сроки и направлены на достижение определенной цели. При составлении программы планируются действия, организуется проверка и т. д.
Выполняемые функции
Функции аудита:
Экспертная | Проверяется отчетность предприятия – соответствуют ли формы тем, что были утверждены на законодательном уровне, правильно ли оформлены отчеты, правильно ли ведется бухучет, какое состояние внутреннего контроля |
Аналитическая | Анализируются финансовые отчеты и финансовые прогнозы, вырабатывается ряд рекомендаций. Стоит оценить финансовое положение компании и рассмотреть перспективы ее развития |
Консультативная | Оказываются консультации по вопросам относительно учета, обложения налогами, подготовки деклараций, финансовым отчетам и т. д. Аудиторская организация осуществляется проверку и дает рекомендации относительно общего руководства, управления финансами, кадрами и их подготовки и др. |
Производственная | Аудитор в соответствии с договором предоставляет услуги бухгалтера. Они могут заняться налаживанием учета, внедрением передовых форм и методов, составлять отчеты и декларации о прибыли, вести учет. Но в таком случае аудиторская проверка должна проводиться иными независимыми специалистами |
Действующие нормативы
Есть ряд нормативных актов, на которые можно ссылаться:
- Правила, что были утверждены президентским Указом от 22.12.1993 № 2263.
- Постановление властей России от 6.05.1994 № 482 (редакция 21.07.1997).
- Указ от 22.12.1993 о деятельности аудиторов.
- Закон об аудиторской деятельности № 307.
Принципы проведения аудита
Рассмотрим программу по аудиту финансовой отчетности. Определим основную специфику проведения процедуры.
Фундаментальные принципы проверок:
- честность;
- объективность;
- тщательность;
- независимость;
- конфиденциальный характер;
- регламентирующая документация.
Применяемая методика
Методы финансового контроля, что применяются при проверках:
В соответствии с уровнем охвата проверяемой информации | Сплошной, выборочный, комбинированный аудит |
С учетом методов проведения аудита | Документальный или камеральный аудит, фактический |
При сплошной проверке изучают первичные документы, регистры учета, бухгалтерскую отчетность. Выборочная предусматривает рассмотрение определенных областей деятельности.
Документальный аудит основан на изучении первичной и сводной документации, финансовых и налоговых отчетов. Но при этом не проводится инвентаризация, устные опросы.
Его проводят, не выезжая на фирму заказчика, в отличие от фактической проверки:
Важный элемент методологии – процесс получения аудиторских доказательств. Обязательно осуществление:
Инспектирования | Рассматриваются записи, документы и материальные активы |
Наблюдения | Изучается процесс или процедура, что выполняется иным лицом – подсчетов материальных ценностей, контрольной процедуры |
Запроса | Который позволяет получить данные в рамках и за рамками субъектов |
Подтверждения | Ответа на запросы о данных, что есть в записях бухгалтерии |
Пересчета | Проверяется, точны ли арифметические расчеты в первичной документации и записях бухгалтерии |
К документальным аудиторским доказательствам относят:
- доказательства, что создавались третьим лицом и находятся у него;
- доказательства, созданные третьим лицом, но находящиеся у проверяемого предприятия;
- доказательства, которые создало предприятие, и они находятся у него.
Составление договора
Договор об осуществлении аудиторской проверки – основной документ, которым может удостоверить договоренность заказчика и исполнителя (аудитора) о проведении процедуры.
Сначала стороны обязаны обменяться письмами, после чего составляют контракт в соответствии с требованиями законодательных положений.
Имеет место отражение:
- предмета договора (названия услуги, цели, масштабы);
- обязательств каждой стороны;
- правил, в соответствии с которыми сдается и принимается работа;
- сроков осуществления аудита;
- цены;
- особых условий, что были оговорены сторонами (вероятность того, что аудитор не выявит существенные ошибки, условия, когда договор будет продлен, правила, в соответствии с которыми стоит решать споры и т. д.);
- реквизиты каждой стороны.
При наличии договора будет гарантировано предоставление услуг со стороны исполнителя, и их оплаты – со стороны заказчика.
При подготовке договора стоит опираться на нормы, прописанные в ФЗ № 119.
Документирование процедуры
При проведении аудита все действия стоит документировать. Рабочая документация представлена:
- планом и программой осуществления процедуры;
- описаниями процессов и результата;
- объяснениями, пояснениями и заявлениями экономических субъектов;
- копиями документации аудируемого предприятия;
- описаниями систем внутреннего контроля и организации бухучета компании;
- аналитической документацией аудиторской фирмы;
- иными документами.
Рабочую документацию создает аудитор, что осуществляет проверку. Она также может быть получена от компании, в которой проводится аудит, или от третьего лица.
- характер проверки;
- сложность работы компании;
- состояние бухучета предприятия;
- надежность системы внутреннего контроля фирмы;
- уровень руководства и контроля работы сотрудников аудиторской фирмы при выполнении определенной процедуры.
Форма рабочих документов должна разрабатываться аудитором, если акты, что регулируют его деятельность, не имеют предписаний по таким формам.
Как проводится аудит заработной платы на примере организации смотрите в статье: аудит расчетов по оплате труда.
Про аудит расчетов с покупателями и заказчиками, читайте здесь.
Рабочие документы – собственность аудиторской фирмы. Но стоит помнить, что все данные, что представлены в документах, являются конфиденциальными.
В рабочих документах должны содержаться данные, которых будет достаточно, чтобы:
- составить аудиторское заключение;
- подтвердить факт того, что проверка проводилась в соответствии с нормативной документацией;
- спланировать аудит предприятия.
Документы готовят своевременно. На момент предоставления аудиторских заключений рабочие документы должны быть оформлены. Их сдают на бумаге или в электронном формате.
Все бланки после проведения аудита стоит передать в архив аудиторской фирмы. Документы хранят в укомплектованных папках, что заводятся для каждой проверки. Срок хранения – 5 лет.
Пример на предприятии
Рассмотрим на примере, как осуществляется проверка на фирме. Сначала стороны составляют договор (отметим, что аудит является инициативным).
Основанием для этого служит письмо, в котором отражено согласие аудиторской компании на проведение аудиторской проверки.
Далее стоит составить план, которого нужно будет придерживаться при аудите.
Готовят программу аудита.
При определении границы степени существенности будет составлена такая таблица:
По итогам проверки составляется заключение аудиторов.
Подается руководителю отчет такого плана:
Оценивается система внутреннего контроля предприятия и перечисляются нарушения, что были выявлены, а также даются рекомендации руководителю проверяемой фирмы.
Программа гарантии и повышения качества
При наличии Программы гарантии и повышения качества можно понять, как совершенствуется качество внутренней проверки.
В ПГПК входит аудит соответствия всем международным стандартам внутренней проверки.
По завершению проверки при подтверждении соответствия аудита стандартам, аудитор вправе применять формулировку «в соответствии с международными профессиональными стандартами внутреннего аудита».
В ПГПК также включают действия, направленные на предоставление заказчикам, руководству фирмы, руководителю Комитета по проверкам, аудитору обзора работы по внутренним проверкам.
Цель – расширить представление о ценностях внутреннего аудита, о функции и воздействии на работу фирмы. Основные требования прописаны в Практических указаниях 1300-1.
Порядок проведения при проверке поставщика ↑
Аудит поставщика является затратным мероприятием, требующим немало времени. Могут включаться затраты и на служебную командировку.
А значит, стоит определять приоритеты для осуществления проверки. Стоит ответить:
- по какой товарной группе осуществляется аудит;
- какой поставщик проходит проверку;
- какая требуется полнота проверки;
- какая частота проведения аудита;
- кто должен осуществить процедуру.
Проверка может проводиться как самой организацией-получателем, так и независимой компанией. Получатели должны учесть свои затраты на проведение проверки.
Опросный лист должен быть сориентирован на элементы аудита, что проводится сертифицирующим предприятием. Обязательно дополнение рядом требований:
- отборами образцов;
- процессами контроля;
- процедурами и форматами документирования результата;
- процессами совершенствования;
- требованиями к технологиям и логистике.
Процедура аудита может быть такой:
Готовится извещение | Поставщик получает уведомление о том, что будет осуществляться проверка. В документе прописываются объемы проверки, сроки, длительность, ответственные лица |
Далее следует подготовительный этап поставщиков к аудиту | Они получают опросные листы. Заранее нужно подготовить необходимую документацию и подать документы аудитору по управлению качеством |
Осуществляется аудит | Используется принцип пересечения функций. В состав команды входят работники отдела снабжения и гарантии качества, представители производственного и научного конструкторского отдела. Проводится вводная беседа, проверка всех процессов. Все мероприятия согласовываются при переговорах |
Когда завершается аудит, проверяющие лица излагают результат в письменных отчетах, где осуществляется анализ слабых мест | Затем все имеющиеся недочеты рассматриваются предприятием и поставщиком. По результату отчетности проводят разбивку по категориям, выводят мероприятия, направленные на коррекцию недостатков. Прописывается срок, в течение которого изменения стоит внести. Поставщику в обязательном порядке подает отчет о результатах проверки, что была проведена |
Поставщиком по итогам проверки составляется план корректирующих мероприятий. Сначала можно остановиться на простых формах аудита.
Поставщики самостоятельно по опросному листу проводят проверку, или же представитель фирмы-покупателя проводит наблюдение по опросному листу.
Если же планируется провести сложный аудит, тогда создают межфункциональную команду покупателей. Если предприятие желает подойти к контролю производительности поставщика со всей серьезностью, тогда создают аудиторские отделы.
Как выглядит план внутреннего финансового аудита на 2020 год узнайте из статьи: планирование аудита.
В чем заключается сущность социального аудита, читайте здесь.
Все про аудит достоверности учета нематериальных активов, смотрите здесь.
Можно также обращаться к независимым специалистам. Плюс проверки для покупателя:
- можно получить данные о положении поставщика;
- есть возможность изучить слабые места поставщика и рассмотреть проблемы, которые имеются;
- возможно формирование четких требований к поставщикам и исследование способности осуществления;
- осуществляется системный подход к оцениванию поставщика.
Есть преимущества и для поставщика:
Он получит перечень процедур | Направленных на повышение качества и уменьшение расходов |
Он получит объективную информацию | О слабом месте и предпочтениях потребителей |
Будет проведено обмен | Данными о новинках |
Проверка поможет поставщикам подготовиться к процедуре | Что осуществляется специализированной сертифицирующей инстанцией (ИСО) |
План внутреннего финансового аудита. Методические рекомендации.
Чтобы провести аудиторскую проверку компании, необходимо разработать план внутреннего финансового аудита. Само исследование следует делать в соответствии с рекомендациями отечественных и международных организаций, благодаря которым можно повысить качество аудита.
Но каков план мероприятий внутреннего финансового аудита? Какие пункты он должен содержать в обязательном порядке? Какие существуют методы внутреннего финансового аудита? В статье эти вопросы будут в деталях рассмотрены.
Что такое аудиторский план и зачем он нужен?
План внутреннего финансового аудита финансового органа — это документ, который отражает ряд важных сведений о предстоящей аудиторской проверки. Он отражает перечень проводимых работ и уполномоченных лиц, сроки проведения исследования, категорию и объекты исследования, некоторые другие сведения.
Документ создается по инициативе руководителя компании, но согласовывается с фактическим аудитором (это может быть либо структурный отдел организации или отдельная компания по договору).
Этот документ составляют как государственные, так и частные организации вне зависимости от направления деятельности.
☝️ Составляется план внутреннего финансового аудита контрольно-счетной палатой, частного предприятия, коммерческой компании, казенного учреждения и так далее.
По завершении работ руководитель организации сверяет отчетность именно с планом. Если во время сверки были обнаружены расхождения (например, не проведены отдельные работы либо сорваны сроки), то это может быть основанием для пересмотра результатов исследования.
Обратите внимание, что в данном тексте мы не будем рассматривать итоговое заключение аудиторского исследования. Если Вам нужна эта информация, Вы можете найти ее у нас на сайте в статье «Акт и заключение аудиторской проверки. Отчет по финансовому аудиту.»
Примерные пункты плана аудита
Текущее российское законодательство не устанавливает четких правил по составлению и заполнению аудиторского плана.
В большинстве случаев план внутреннего финансового аудита (образец) имеет следующую структуру:
✔️ Верхняя «шапка». Здесь прописываются сведения технического характера.
Это наименование заказчика, сведения об объекте и субъекте исследования, дата проведения работ и другие. В бумагах старого образца часто указывались вспомогательные коды проверяемого предприятия — ОКТМО, ОКВЭД и другие.
В последнее время от этой практике многие организации решили отказаться, поэтому сегодня коды указываются не всегда. В шапке также указывается подпись руководителя, печать организации.
✔️ Основное «тело» текста. В этом блоке указываются основные направления проверочных работ, которые будут выполняться во время аудита.
Блок имеет табличную структуру, которая разбивается на несколько подблоков. Основные подблоки — тема аудита, объект проверки, уполномоченное лицо, примерная дата проведения, формат и другие.
Для удобства аудиторские работы разбиваются на несколько последовательных шагов, поэтому таблица может состоять из нескольких строк (обычно 5-10 штук).
✔️ Заключительные положения. Здесь указываются данные об уполномоченных лицах, которые ответственны за проверку.
Если руководитель заказывает аудит у сторонней организации, то здесь могут прописываться краткие сведения о них. Помимо этого в заключительном блоке указывается дата составления документа, а также подписи всех заинтересованных сторон (руководитель, аудитор).
Кто составляет аудиторский план?
План аудиторских проверок внутреннего финансового аудита составляется заказчиком проекта по согласованию с исполнителем.
Напомним, что в качестве исполнителя могут выступать две категории уполномоченных лиц:
- Структурное подразделение компании. Руководитель организации создает на предприятии вспомогательный бухгалтерский отдел, который будет заниматься проверками. Отдел должен быть обособленным, чтобы другие сотрудники не смогли повлиять на результаты проверок. Чтобы провести аудит, руководитель издает приказ и передает его проверяющему подразделению на исполнение.
- Сторонняя организация по договору. Руководитель организации или его официальный представитель ищет аудиторскую компанию, заключает с ней соглашение о предоставлении услуг аудита. Проверку обычно проводят несколько человек за фиксированное время, хотя в случае маленьких компаний возможно проведение аудита по упрощенному алгоритму с привлечением одного эксперта.
Обратите внимание, что услуги аудитора являются платными, оплачиваются они сразу после подписания договора. Более подробную информацию о расценках можно найти у нас на сайте в статье «Примерные цены на различные виды аудитов»
Методические рекомендации по проведению аудита
Чтобы аудиторская проверка прошла гладко и имела полную юридическую силу, она должна проводиться в соответствии с требованиями закона.
Помимо этого рекомендуется также обращать внимание на отечественные и иностранные методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита, при выполнении которых значительно снижается риск возникновения ошибок.
Таких рекомендаций существует достаточно много — ниже мы рассмотрим ключевые рекомендации, который дает федеральный стандарт планирования внутреннего финансового аудита.
Влияние эпидемии COVID-19
Многие бизнес-субъекты в связи с объявлением эпидемии COVID-19 получали федеральную или региональную помощь на ведение предпринимательской деятельности.
Аудитору при проведении проверки следует обратить внимание, чтобы эти данные были отражены в отчетности в полном объеме.
Помимо этого аудитору следует обратить внимание на следующее:
Многие работники после объявления эпидемии были переведены на удаленный режим работы, что привело к активному внедрению вспомогательного программного обеспечения. Из-за этого значительно возрос спрос на труд IT-сотрудников, которые бы могли создавать, обеспечивать, отлаживать такие системы. Расходы на электронные системы, сотрудников должны отражены в отчетности по расходным статьям.
В связи с эпидемией также участились случаи незаконного увольнения сотрудников или некорректное урезание их заработных план. Аудитор должен обращать внимание, что все документы по увольнению или изменению формата работы должны быть заполнены правильно в соответствии с требованиями закона. Некорректные увольнения/переводы могут быть поводом для судебного разбирательства.
Проверка компаний, ценные бумаги которых допущены к свободной торговле
В России по закону большинство таких организаций обязаны проводить аудиторскую проверку в обязательном порядке хотя бы 1 раз в году.
Итоговая отчетность должна передаваться на хранение в надзорные органы, а за нарушение правил предусмотрены различные наказания — от штрафов до приостановки деятельности.
Помимо этого действует другие стандарты внутреннего финансового аудита планирования относительно таких компаний:
Руководитель компании несет полную ответственность по всем предоставленным документам.
Они касаются как деятельности самой компании, так и ее ценных бумаг, выпущенных в продажу. Аудиторы не всегда могут оценить самостоятельно количество ценных бумаг. Если руководитель утаит какие-либо сведения от аудитора, однако в будущем его сокрытие будет установлено, то ответственность понесет только руководитель организации (аудитор от наказания освобождается).
Аудитор к своей деятельности должен подойти с изрядной долей скепсиса и недоверия.
Но при проверке он должен ориентироваться только на документы на руках, а не на домыслы. Если проверочных бумаг не хватает, он имеет полное право отставить отрицательное заключение, что полностью соответствует федеральному стандарту.
Подыгрывание интересам заказчика может оцениваться в качестве нарушения, что влечет за собой административное и уголовное преследование.
Обратите внимание, что здесь мы не будем рассматривать алгоритм правильного проведения внутреннего финансового аудита для компаний. Однако найти эту информацию можно у нас на сайте в статье «Анализ и аудит финансовой отчетности предприятий. Внутренний финансовый аудит организации.«
Заключение
- Чтобы выполнить аудиторское исследование на предприятии, необходимо разработать и утвердить план работы внутреннего финансового аудита.
- В этом документе отражается множество сведений — объекты и субъекты проверки, формат работ, перечень ответственных лиц, примерные сроки и так далее.
- При проведении проверки необходимо ориентироваться на отечественные, международные рекомендации.
- Соблюдение правил минимизирует риск ошибки, улучшает общее качество аудиторского заключения.
Источник: realexpert.su