Программа аудита учетной политики пример таблица

Согласно п. 2 ПБУ 6/2001 «Учетная политика организации» под учетной политикой понимается выбранная организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика является комплексным документом. К способам ведения бухгалтерского учета относятся:

— приемы организации документооборота;

— способы применения системы учетных регистров;

— способы обработки информации;

— приемы организации инвентаризации;

— способы применения счетов бухгалтерского учета;

— методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;

— методы погашения стоимости активов;

— иные способы, методы, приемы.

Подготовка общего плана проведения аудиторской проверки учетной политики ООО «ПКФ«ЮГКомпания» представлена в таблице 5.

Таблица 5 — Подготовка общего плана проведения аудиторской проверки учетной политики ООО «ПКФ«ЮГКомпания»

Как составить идеальную учетную политику организации

Планируемые виды работ

Аудит основных средств и капитальных вложений

Аудит нематериальных активов

Аудит товарно-материальных запасов

Аудит денежных средств

с подотчетными лицами

Аудит внутрихозяйственных операций

Аудит резервов по сомнительным долгам

Аудит расчета налогов

Планирование является первоначальным этапом проведения аудита, состоит оно в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работ графиков и сроков их проведения, а также в разработке программы аудита, определяющей объем аудитор процедур, которые необходимы для формирования объективного мнения о достоверности отчетности.

Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

* контроль за наличием и сохранностью основных средств;

* правильность отнесения предметов к основным средствам;

* правильность оценки основных средств в учете;

* правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

* правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;

* правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

Аудиторская проверка основных средств проводится на основании общего плана и программы аудита основных средств. Содержание общего плана и программы аудита приведены в таблице 6 и 6.1.

Таблица 6 — Общий план аудита основных средств

Проверяемая организация ООО «ПКФ«ЮГКомпания»

Период аудита с 01.01. по 31.12.11

Количество человеко-часов 280

Руководитель аудиторской группы Губерштро Е.И.

Состав аудиторской группы Губерштро Е.И.

Планируемый аудиторский риск 5%

Планируемый уровень существенности 1%

Планируемые виды работ

Аудит наличия и сохранности основных средств

В течение отчетного года

Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта

Учетная политика организации

Аудит движения основных средств

Аудит правильности начисления амортизации

Проверка правильности налогообложения по основным средствам

Таблица 6.1 — Программа аудита основных средств

Проверяемая организация ООО «ПКФ«ЮГКомпания»

Период аудита с 01.01. по 31.12.11

Количество человеко-часов 280

Руководитель аудиторской группы Губерштро Е. И.

Состав аудиторской группы Губерштро Е. И.

Планируемый аудиторский риск 5%

Планируемый уровень существенности 1%

Перечень аудиторских процедур

Рабочие документы аудитора

1. Аудит наличия и аналитического учета основных средств.

1.1. Проверка наличия объектов основных средств (особенно дорогостоящих)

1.2. Проверка заключения договоров о полной индивидуальной материальной ответственности с лицами, ответственными за сохранность основных средств.

Приказы руководителя; договоры о материальной ответственности; список лиц, ответственных за сохранность; образцы подписей.

1.3. Проверка сроков проведения инвентаризации.

1.4. Проверка ведения инвентарных карточек по всем объектам основных средств.

Приказ руководителя, инвентаризационные ведомости.

Инвентарные карточки, опись инвентарных карточек, акты приемки и выбытия основных средств, инвентарный список

2. Аудит поступления основных средств

2.1. Проверка документального оформления операций по движению основных средств

Акты приемки-передачи, инвентарные карточки и др.

2.2. Проверка правильности формирования первоначальной стоимости объектов основных средств

Договора, акты приемки, сметы на строительство и др.

2.3. Проверка соблюдения законодательства при покупке основных средств.

Договоры купли-продажи, счета-фактуры, акты приемки.

3. Аудит выбытия основных средств

3.1. Проверка соблюдения законодательства при выбытии основных средств, при взносе в уставный капитал других организаций.

Договор учредителей, акты выбытия ф. № ОС-4, ОС-4а, ж-о № 13

3.2. Проверка соблюдения законодательства при продаже основных средств

Договора купли-продажи, счета-фактуры, акты выбытия, ж-о № 13

3.3. Проверка соблюдения законодательства при ликвидации основных средств

4. Аудит правильности начисления амортизации

4.1. Проверка периодичности начисления износа

5. Проверка правильности налогообложения по основным средствам

5.1 Проверка правильности расчетов НДС

5.2 Проверка правильности расчетов по налогу на прибыль

5.3 Проверка правильности расчетов по налогу на имущество

5.4 Проверка отражения в отчетности всех операций по учету основных средств

По срокам налоговых платежей

По срокам налоговых платежей

По срокам налоговых платежей

По срокам налоговых платежей

НКРФ, гл 21, баланс, справки, расчет

НКРФ, гл 25, отчет оприбылях и убытках, справки, расчеты

НКРФ, гл 23, справки, расчеты, сведения

По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств, аудитор может сделать вывод об эффективности контроля.

Важная задача аудита нематериальных активов на предприятии ООО «ПКФ«ЮГКомпания» — установление соответствия применяемой предприятием методики учета нематериальных активов требованиям нормативных актов, а также соответствующих стандартов и положений, устанавливающих правила их учета.

Читайте также:
Как правильно рисовать блок схему программы

В соответствии с основными направлениями и задачами аудита нематериальных активов можно выделить четыре направления проверки:

1) операций учета поступления и создания нематериальных активов;

2) учета амортизации нематериальных активов;

3) учета выбытия нематериальных активов;

4) правильности налогообложения по нематериальным активам.

Общий план проверки нематериальных активов должен учитывать направления аудита данных участков, названные выше.

Содержание общего плана и программы аудита приведены в табл. 7 и 7.1

Таблица 7 — Общий план аудита нематериальных активов

Проверяемая организация ООО «ПКФ«ЮГКомпания»

Период аудита с 01.01. по 31.12.11

Количество человеко-часов 280

Руководитель аудиторской группы Губерштро Е. И.

Состав аудиторской группы Губерштро Е. И.

Планируемый аудиторский риск 5%

Планируемый уровень существенности 1%

Планируемые виды работ

Проверка операций учета поступления и создания нематериальных активов

В течение отчетного года

Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта

Проверка учета амортизации нематериальных активов

Проверка учета выбытия нематериальных активов

Проверка правильности налогообложения по нематериальным активам

Проверяемая организация ООО «ПКФ«ЮГКомпания»

Период аудита с 01.01. по 31.12.11

Количество человеко-часов 280

Руководитель аудиторской группы Губерштро Е. И.

Состав аудиторской группы Губерштро Е. И.

Планируемый аудиторский риск 5%

Планируемый уровень существенности 1%

Перечень аудиторских мероприятий (процедур)

Рабочие документы аудитора

Проверка операций учета поступления и создания нематериальных активов

Проверка создания комиссии по приемке нематериальных активов

Проверка оформления договора купли-продажи нематериальных активов

Проверка правильности отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи нематериальных активов

Акты приемки-передачи, накладные, приказы

Проверка фактического поступления в качестве вкладов учредителей в уставный капитал нематериальных активов

Приказы, акты, счета, регистры бухгалтерского учета, баланс

Оценка организации синтетического и аналитического учета нематериальных активов в бухгалтерии предприятия и по материально-ответственным лицам в местах эксплуатации

Методики оценки, маршрутные листы, штатное расписание, договоры о материальной ответственности

Проверка отражения в отчетности поступления и создания нематериальных активов

Проверка учета амортизации нематериальных активов

Иванов И.И. Петров И.Я.

Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по нематериальным активам

Приказы, регистры, расчеты, справки

Проверка учета выбытия нематериальных активов

Проверка фактического выбытия нематериальных активов в результате расчетов с учредителями

Протоколы, приказы, регистры бухгалтерского учета, акты, баланс

Проверка правильности налогообложения по нематериальным активам

Проверка правильности расчетов по НДС

По срокам налоговых платежей

Проверка правильности расчетов по налогу на прибыль

По срокам налоговых платежей

НКРФ, гл. 25, отчет о прибылях и убытках, справки, расчеты

Проверка правильности расчетов по налогу на доходы физических лиц

По срокам налоговых платежей

гл. 23, справки, расчеты, сведения

Проверка правильности расчетов по налогу на имущество

По срокам налоговых платежей

Закон «О налоге на имущество предприятий», Инструкция ГНС № 33, справки, расчеты, сведения

Источник: studbooks.net

Как проводится аудит учетной политики

Учетная политика организации представляет собой важнейший компонент управленческой системы. В ней сформулированы принципы и правила, согласно которым внутри предприятия осуществляются финансовый учет и контроль. Подразумевается, что эти правила будут отражать ведущийся в компании бухгалтерский учет адекватно действующему законодательству.

Именно это соответствие и проверяется компетентными органами в ходе аудита учетной политики. Рассмотрим, что именно становится объектом проверки в рамках такого аудита, какие цели и задачи он преследует и каким результатом завершится, а также какие типичные ошибки чаще всего встречаются у проверяемых. Какие есть особенности формирования учетной политики?

Чем руководствуются аудиторы

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (Приказ Министерства финансов России № 60н от 09.12 1998 г.);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (Приказ Минфина России № 106н от 06.10.2008 г.);
  • Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 67н от 22.07.2003 г. (в редакции от 18.09.2006 г.).

Цель проведения аудита учетной политики

Знакомясь с учетной политикой, аудиторы ставят перед собой конкретную цель: выяснить полноту и соответствие отечественному законодательству правил бухучета, принятых в данной организации, а также корректность их применения. Для достижения этой цели перед проверяющими встают следующие основные задачи:

  • проанализировать существующую на предприятии систему финансового контроля и учета;
  • изучить финансовый документооборот на фирме;
  • оценить корректность учетной политики.

Вопрос: В организации с 01.02.2020 сменились директор и главный бухгалтер. Необходимо ли внести изменения в учетную политику в связи с этим? Если необходимо, то какой датой?
Посмотреть ответ

Что именно будут проверять

Изучая финансовую отчетность и внутренние нормативные акты, аудиторы могут:

  • выявить предпочитаемые методы ведения бухучета на данном предприятии;
  • оценить соответствие бухгалтерии декларируемым методикам учета;
  • проверить правильность отображения бухгалтерских данных на тех или иных счетах;
  • уточнить соответствие отображаемых операций принятым ПБУ регистрам;
  • сверить итоговые показатели тех или иных статей учета с Главной книгой и другими синтетическими регистрами.

В ходе аудита проверяющие должны дать оценку таким показателям учетной политики, как:

  • полнота – исчерпывающее отражение регламента учета хозяйственных операций;
  • своевременность – соответствие актуальным нормам закона;
  • осмотрительность – отсутствие спрятанных резервов, честное признание расходов, долгов, обязательств;
  • важность содержания в большей степени, чем формы – экономическое обоснование в приоритете над буквой оформления;
  • непротиворечивость – данные аналитического и синтетического учета не должны расходиться;
  • рациональность – степень соответствия выбранных методик параметрам аудируемого юрлица).
Читайте также:
Программы похожие на фрути лупс

Ожидаемый результат аудита

В результате проверки формируется компетентное мнение о достоверности финансовой отчетности фирмы. Аудиторы смогут четко ответить на вопрос, допущены ли нарушения правил бухгалтерского учета, есть ли противоречия с актами законов, в результате чего возникают налоговые несоответствия.

Где искать доказательства

Результаты аудиторской проверки должны подкрепляться документальными доказательствами. Такой доказательной базой в ученой политике служат следующие документы:

  • распоряжение руководства (приказ) о закреплении учетной политики фирмы;
  • приложение к нему (отельные учетные методики);
  • рабочий план счетов бухучета;
  • утвержденный перечень «первички»;
  • образцы и формы внутренней бухгалтерской документации;
  • регламент документооборота в организации;
  • пояснения к балансу (если есть отличия от правил, принятых в других учетных годах).

Со всей этой документацией аудиторы имеют право беспрепятственно ознакомиться и изучить ее.

Важно! Помимо внутренних документов, в арсенале аудиторов есть государственные законодательные акты, на соответствие которым проверяется учетная политика. Во внимание также будут приняты предыдущие аудиторские заключения, если таковые имеются.

Дополнительными источниками доказательств могут служить сведения, разъяснения, заявления руководящих кадров организации.

Типичные ошибки, фиксируемые аудиторами

Руководителям предприятий следует быть особенно внимательными. Ряд нарушений, нередко встречающихся в учетной политике, легко узнаваем при аудиторской проверке, именно на эти моменты контролеры обращают внимание прежде всего:

  1. Ошибка в датировании. Нередко руководство подписывает приказ об утверждении учетной политики или переменах в ней на текущий год в этом же году. Это неверно: ПБУ 1/2008 требует утверждать правила учетной политики до 1 января того года, в котором они начнут действовать. Так что еще раз проверьте дату, стоящую на приказе.
  2. Чрезмерная краткость. В распоряжении (приказе) руководства не следует быть слишком лаконичным при обозначении элементов учета. Нужно их подробно охарактеризовать, а не только назвать, иначе выбор способа их отражения в бухучете может оказаться неоднозначным. В этом случае нарушаются ПБУ и Инструкция по его применению, а также Положение по бухгалтерскому учету № 60 н. Обнаруживший такую ошибку аудитор упрекнет учетную политику предприятия в «недостаточной методологической полноте». Полный объем учтенной политики предусматривает отражение в ней следующих обязательных моментов:
    • формы «первички» и внутренней отчетности, для которых нет типовых образцов;
    • регламент инвентаризации;
    • методики учета активов и обязательств;
    • аналитические регистры бухучета (формы, порядок занесения в них сведений);
    • положение о бухгалтерии (должностные инструкции бухгалтерских кадров организации);
    • освещение вопросов документооборота (внутреннего и между филиалами);
    • способы обработки учетных данных;
    • регламент учета каждого вида финансовых операций;
    • организация взаимосвязи налогового, финансового, управленческого учетов.
    • Не определены сроки инвентаризации. Один из ключевых моментов учета – инвентаризация имущества. В документах нужно не просто указать ее сроки, а иметь четкий график. Если этих сведений нет, нарушается ст. 12 Закона РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ.
    • Нет точных дат относительно подотчетных средств. Когда на хозяйственные расходы выдают средства под отчет, в нормативных актах фирмы должен быть указан точных срок этого отчета (обычно это 10 дней после получения). Если эта норма не прописана, нарушается п.11 «Порядка ведения кассовых операций в РФ» утвержденного письмом ЦБ от 22 сентября 1993 г. № 40.
    • Не уточнена оценка выбытия финансовых активов и ценных бумаг. Когда выбывают вложенные финансовые средства, относительно которых нельзя точно определить рыночную стоимость, в учетной политике надо определить способ их оценки, выбрав один из предлагаемых ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений».
    • Отсутствие динамики в документах. В приказ не внесены изменения в учетной политике, по факту введенные на предприятии под влиянием реорганизации, добавления видов деятельности, перемены собственников и других факторов.
    • Ошибки в содержании учетной политики:
      • нет графика оборота документов;
      • затраты и прибыли неправильно отражены по отчетным периодам;
      • капитальные вложения смешаны с текущими тратами;
      • нарушен принцип имущественной обособленности;
      • не прописана методика отражения возврата товара и др.
      • Формальное отношение. Аудитору всегда видно, действительно ли работают пункты приказа об учетной политике или он составлялся руководством «для галочки». Мало иметь безупречные бумаги, надо, чтобы они соответствовали действительному положению вещей.

      Источник: assistentus.ru

      Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)

      Анализ учетной политики организации может проводиться с разными целями, и осуществлять его в зависимости от этих целей могут как внешние, так и внутренние специалисты. Кем и в каких ситуациях проводится анализ учетной политики компании? Что необходимо для проведения мониторинга политики предприятия? Может результат анализа учетной политики повлиять на итоги аудита? Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы, а также нюансы анализа и аудита учетной политики.

      Вам помогут документы и бланки:

      • Когда проводится анализ учетной политики организации
      • Что требуется для проведения анализа учетной политики предприятия
      • Нюансы анализа учетной политики
      • Как анализ учетной политики фирмы может повлиять на результаты аудита
      • Итоги

      Когда проводится анализ учетной политики организации

      Анализ учетной политики (УП) проводится:

      • во время независимой аудиторской проверки бухотчетности фирмы (при проведении процедур обязательного или добровольного аудита или выполнении иных аудиторских заданий);
      • для решения внутренних задач фирмы (при осуществлении налогового планирования, формировании ценовой политики, планировании деятельности компании);
      • в иных ситуациях (при проведении налоговой проверки, при контрольных мероприятиях материнской компании в отношении дочерних фирм).
      Читайте также:
      1с управление торговлей 8 основные принципы работы с программой

      Когда проводится анализ учетной политики организации

      Крупные холдинги и фирмы уделяют значительное внимание анализу УП, а также актуализации, корректировке и иным способам ее улучшения. Для этих целей даже могут выделяться отдельные трудовые и финансовые ресурсы.

      Для организаций микро-, малого и среднего бизнеса анализ УП — мероприятие редкое. Необходимо отметить, что значительная часть некрупных фирм подходит к формированию УП формально, а ее анализом вообще не занимается. В результате такого подхода УП зачастую не отражает фактически применяемые в практической деятельности учетные способы.

      Просчеты в составлении УП могут пагубно отразиться на деятельности фирмы, и такая УП не сможет помочь в налоговых и судебных разбирательствах.

      Что требуется для проведения анализа учетной политики предприятия

      Чтобы провести анализ УП, необходимо:

      • детально изучить информацию о компании (ее структуру, виды деятельности, систему налогообложения, наличие и нюансы ее сегментов и другие важные аспекты);
      • исследовать рабочий план счетов, схему документооборота и применяемые первичные документы;

      С 2022 года обязателен к применению ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

      • обладать знаниями бухгалтерского и налогового законодательства, знать нормативные документы по отраслевой и производственной специфике деятельности фирмы (методические указания, нормативы, описание технологических процессов).

      Если аналитик не в полной мере ориентируется в указанных нормативных документах, эффективность анализа УП может оказаться сниженной.

      К примеру, плохо понимающему технологию производства специалисту-аналитику будет затруднительно дать оценку установленным в УП способам формирования себестоимости продукции или сформировать мнение о правильном и рациональном распределении расходов на прямые и косвенные.

      Нюансы анализа учетной политики

      При анализе УП необходимо исходить из следующих особенностей ее формирования:

      • Содержание разделов в УП определяется самой фирмой, но существует обязательно включаемая в УП информация (к примеру, сроки и процедура проведения инвентаризации, порядок контроля за хозяйственными операциями, график документооборота).
      • Для фирмы, имеющей филиалы, утверждается единая УП. Филиал, даже если он выделен на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и осуществляет отличные от головной компании операции, не вправе самостоятельно разрабатывать свою УП.
      • Формы применяемых первичных учетных документов не обязательно должны иметь унифицированный вид, утвержденный Госкомстатом или Минфином РФ (кроме отдельных обязательных к применению, например при оформлении кассовых операций). Но УП должна содержать указание на то, какие именно формы первичных учетных документов будут использоваться. И если они разработаны самостоятельно, то их необходимо утвердить в составе УП.
      • Дословное переписывание в УП положений НК РФ или бухгалтерской нормативки не обязательно — достаточно указания в тексте УП ссылок на соответствующие статьи и пункты действующих нормативных документов.
      • УП составляется в разрезе допущений имущественной обособленности, непрерывности деятельности, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

      Пример учетной политики для целей бухучета, а также для различных систем налогообложения, можно скачать в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

      В процессе анализа особое внимание необходимо уделить тем разделам УП, в которых:

      • могут содержаться неактуальные (устаревшие) нормативные требования, поскольку внесенные в законодательство поправки зачастую не находят отражения в применяемой УП, что снижает ее актуальность и переводит этот документ в разряд бесполезных;
      • сделаны корректировки – они подлежат исследованию на предмет правомерности и законности.

      Содержание УП необходимо сопоставить с фактически применяемой учетной системой и обязательно сделать анализ самостоятельно разработанных фирмой учетных схем, алгоритмов, методик и инструкций. Их проверяют на соответствие общим учетным принципам, рациональность, логичность, законность и правомерность.

      Как анализ учетной политики фирмы может повлиять на результаты аудита

      Анализ УП является одним из первых этапов аудита отчетности фирмы, но и на остальных этапах УП используется аудиторами как основополагающий внутрифирменный документ, в котором сконцентрированы применяемые фирмой учетные принципы и приемы. Нередко данную процедуру называют аудитом учетной политики организации.

      Подробнее о содержании аудиторских процедур читайте в статьях:

      Важность этого этапа аудита трудно недооценить — несоответствия УП в целом или отдельных ее положений законодательству могут повлиять на вид аудиторского заключения при выражении мнения относительно достоверности отчетности клиента.

      То же самое может произойти, если в результате анализа УП выяснится, что в практической деятельности фирма применяет иные способы, методики и учетные приемы (чем утвердила в своей УП) или нарушает общие учетные принципы и допущения.

      Если в УП присутствуют устаревшие требования, но фактически применяются соответствующие закону способы, методы и нормативы — на вид аудиторского заключения этот факт не повлияет, но он будет отражен в письменной информации (отчете) руководству и собственникам компании по результатам аудита.

      Итоги

      Анализ учетной политики — важное мероприятие, которое может преследовать разные цели и в силу этого проводиться либо независимыми аудиторами, либо своими внутренними специалистами и контролерами. Для проведения такого анализа требуется не только детальное понимание специфики деятельности фирмы, но и знание отраслевых нормативных документов, а также требований налогового и бухгалтерского законодательства.

      Источник: nalog-nalog.ru

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      EFT-Soft.ru