Разработка программы проведения аудиторской проверки включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.
Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно — средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы.
Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах.
Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу.
Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета.
Методика проведения аудита по МСА в программе AuditXP. Основная часть. Вебинар СРО ААС 29.04.2020
Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку правильности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальных конкретныгх проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, — фактический материал для составления аудиторского отчета (информации руководству аудируемого лица) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.
Программа проверки может составляться по форме, приведенной в табл. 10.2.
Таблица 10.2. Программа проверки
Руководитель аудиторской группы,
имеющий право подписи аудиторских заключений
от имени аудиторской организации:
При составлении программы и по ходу аудита аудитор должен предусмотреть ответы на ряд вопросов, влияющих на проведение проверки:
• нужны ли дополнительные разъяснения при интерпретации сомнительных документов?
• выходит ли сделанное наблюдение за рамки аудита? Если да, то важно ли оно для качества, безопасности и т.п. и стоит ли того, чтобы выходить за рамки данной аудиторской проверки?
• удовлетворителен ли уровень существенности при проведении проверки?
• существуют ли особые «аудиторские находки» или наблюдения, беспокоящие клиента?
Методика аудита по МСА (Часть 1: Предварительная работа)
• полностью ли применены в данной ситуации употребляемые способы оценки деятельности экономического субъекта?
• по плану ли осуществляется аудиторская проверка? Не выходит ли за отведенное время? Если да, то какими областями аудита можно пренебречь без ущерба для поставленных целей?
Выработка мнений по этим и другим подобным вопросам требует от аудитора широты взглядов, осознания своей роли, собственной «фильтрующей системы».
Ответы на перечисленные вопросы не должны зависеть от предубеждений или каких-либо иных причин. Промежуточные мнения не следует твердо формулировать до тех пор, пока они не будут подкреплены фактами.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть документально оформлены и завизированы в установленном порядке.
Вопросы для самопроверки
1. В соответствии с какими принципами должно проводиться планирование аудиторской проверки?
2. В чем заключается принцип комплексности планирования?
3. Что понимают под принципом непрерывности планирования?
4. Раскройте сущность принципа оптимальности планирования.
5. Какие основные этапы выделяют при планировании проверки?
6. В чем состоит суть предварительного планирования проверки?
7. Раскройте сущность подготовки и составления общего плана проверки.
8. В чем смысл подготовки и составления программы проверки?
9. Приведите общий перечень планируемых видов работ аудиторской проверки.
Источник: finances.social
Планирование аудита. Лекция 21. Подготовка и планирование аудиторской проверки
Термин “ Планирование ” означает разработку общей стратегии и детального подхода, обусловленных сроками проведения аудита и объемами аудиторских процедур.
Планирование аудита должно определить наиболее важные направления аудита и способствовать более эффективному распределению обязанностей среди аудиторов, проводящих аудиторскую проверку.
Планирование является начальным этапом проведения аудита и состоит из разработки общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита, а также аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудитором объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта, их исполнителей.
Планируемый объем работы зависит от размеров и характера (вида) деятельности организации, сложности аудита, результатов предшествующих проверок финансово-хозяйственной деятельности данного объекта.
Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией (аудитором) в соответствии со следующими принципами:
Этапы планирования предусматривают: предварительное планирование аудита; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.
Предварительное планирование аудита. До заключения договора о проведении аудита аудиторская организация (аудитор) согласовывает с руководством субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.
На этапе предварительного планирования аудиторская организация (аудитор) должна ознакомиться с экономической ситуацией в республике, с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта и информацией о внешних и внутренних факторах, влияющих на его деятельность.
Кроме того, необходимо получить сведения о: организационной структуре субъекта; наличии обособленных подразделений; видах производственной деятельности и номенклатуре выпускаемой продукции; структуре капитала; учетной политике; уровне рентабельности; порядке распределения прибыли; принципах организации системы оплаты труда персонала; технологических особенностях производства продукции; основных покупателях (заказчиках) и поставщиках; организации внутреннего контроля.
Информация о субъекте может быть получена из следую-щих источников: учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации субъекта; протоколов заседаний совета, собраний акционеров или других органов управления ор-ганизацией; документов, регламентирующих учетную политику; бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности; документов планирования деятельности организации (бизнес-планов и другие); контрактов, договоров, соглашений; внутриведомственных инструкций; актов проверок государственных контролирующих органов; материалов судебных исков; перечня филиалов, дочерних предприятий и других структур, созданных субъектом; информации, полученной из бесед с руководством и при осмотре основных участков, складов и другие.
При планировании состава специалистов, необходимых для проведения аудита, аудиторская организация обязана учитывать:
· бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;
· сроки работы аудита;
· квалификационный уровень аудиторов.
· данные предварительного планирования;
· оценку риска внутреннего контроля;
· определение существенности для целей аудита;
· оценку вероятности существенного искажения отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций проверяемым субъектом с учетом прошлых проверок;
· выявление наиболее сложных участков бухгалтерского учета, подлежащих аудиту;
· возможность изменения подхода к специфическим областям аудита;
· соответствие методик бухгалтерского учета субъекта нормативным правовым актам;
· выполнение принципа непрерывности планирования;
· условия проведения аудита.
Подготовка и составление программы аудита. Программа аудита составляется в развитие общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита и предполагаемый перечень рабочей документации аудитора.
Аудиторская организация (аудитор) должны разработать и документально оформить программу аудита. В ходе проведения аудита программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений программы следует документировать. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочей документации аудитора, являются фактическим материалом для составления аналитической части аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности субъекта предпринимательской деятельности (заключительной части аудиторского заключения).
Источник: studopedia.su
Общая схема аудиторской проверки
Этап проверки – это отдельная стадия процесса проведения аудиторской проверки, включающая комплекс последовательных аудиторских процедур, рассчитанный на определенный период времени.
Содержание этапов аудиторской проверки:
Этап аудиторской проверки | Аудиторские процедуры |
I. Подготовка и планирование аудита | Ø предварительный аналитический обзор; диагностика проверяемого лица Ø формирование бригады аудиторов, подготовка организационных документов Ø составление общего плана и программы аудита |
II. Проверка системы учёта и внутреннего контроля, оценка аудиторского риска | Ø изучение системы внутреннего контроля, оценка риска контроля Ø тестирование системы контроля аудируемого лица Ø корректировка программы аудита Ø оценка аудиторского риска и определение границ существенности |
III. Сбор и документирование аудиторских доказательств | Ø определение способов выборочной проверки Ø тестирование и проверка хозяйственных операций по существу Ø аналитические процедуры Ø проверка сальдо по счетам Ø документирование аудиторских доказательств и их оценка |
IV. Обобщение и оценка результатов аудита | Ø проверка непредвиденных обстоятельств и последующих событий Ø обобщение и анализ результатов Ø составление и представление аудиторского отчёта и аудиторского заключения Ø выработка рекомендаций |
В.2. Планирование аудита. Оценка системы внутреннего контроля клиента
Планирование является начальным этапом проведения аудита.Планируемый объем работы зависит от размеров и характера (вида) деятельности аудируемого лица, сложности аудита, результатов предшествующих проверок финансово-хозяйственной деятельности данного объекта.
Планирование аудита должно определить наиболее важные направления аудита и способствовать более эффективному распределению обязанностей среди аудиторов, проводящих аудиторскую проверку.
Этапы планирования:
предварительное планирование аудита;
подготовку и составление общего плана аудита;
подготовку и составление программы аудита.
Характеристика этапа планирования аудиторской проверки:
1. предварительное планирование аудита (аудиторская организация(аудитор)должна ознакомиться с экономической ситуацией в республике, с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица и информацией о внешних и внутренних факторах, влияющих на его деятельность.
Необходимо получить сведения по таким вопросам: об организационной структуре аудируемого лица; наличии обособленных подразделений; видах производственной деятельности и номенклатуре выпускаемой продукции; структуре капитала; учетной политике; уровне рентабельности; порядке распределения прибыли; принципах организации системы оплаты труда персонала; технологических особенностях производства продукции; основных покупателях (заказчиках) и поставщиках; организации внутреннего контроля);
3. подготовка и составление программы аудита ( составляется в развитие общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур и предполагаемый перечень рабочей документации аудитора. В ходе проведения аудита программа может пересматриваться.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочей документации аудитора, являются фактическим материалом для составления письменной информации (отчета) по результатам проведения аудита, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности аудируемого лица (заключительной части аудиторского заключения)).
Источник: infopedia.su