Аудитор использует данные годовой бухгалтерской отчетности, которая представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.
Источники получения аудиторских доказательств являются:
- * первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;
- * регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;
- * результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;
- * устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;
- * сопоставление одних документов экономического субъекта и другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;
- * результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;
- * бухгалтерская отчетность.
Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций.
Простая методика внутреннего аудита за 7 шагов
Общий план и программа аудита финансовой отчетности
При планировании аудита необходимо руководствоваться требованиями правила (стандарта) № 3 «Планирование аудита», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. N 696
Общий план аудита должен служить руководством в осуществлении программы аудита.
Под планированием аудита понимают систему мероприятий, направленную на эффективное и своевременное проведение аудиторской проверки. Оно заключается в определении стратегии и тактики аудита, объёма аудиторской проверки, составлении общего плана аудита и как уже было сказано выше составлении программы аудита.
Для планирования характерны определённые принципы:
комплексность — обеспечение взаимоувязки и согласованности всех этапов планирования;
непрерывность — установление сопряжённых заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям);
оптимальность — обеспечение вариантности планирования для возможного выбора оптимального варианта плана и программы аудита.
Проверяемая организация ООО «ОК «Фантазия»
Период аудита с 01.01.11 по 31.12.11 г.
Планируемые виды работ
Аудит проведения подготовительных работ перед составлением бухгалтерской отчетности
Аудит составления и содержания бухгалтерского баланса
Формирование аудиторского заключения
Программа аудиторской проверки.
Программа аудита — это совокупность методов и приёмов аудита, оформленная документально по установленной форме; включает перечень аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке, также характер, сроки, объём и конкретных исполнителей.
Разработанная программа учитывает положения Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита бухгалтерской отчётности», №2 «Документирование аудита», №3 «Планирование аудита».
Программа оформляется документально, каждой аудиторской процедуре присваивается номер, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах. Аудиторская программа составлена в виде программы проведения аудиторских процедур по существу.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учёте и отчётности оборотов и сальдо по счетам.
В соответствии со стандартом «Планирование аудита» при проведении процедур по существу следует определить наиболее значимые, приоритетные области, участки аудита.
В этой связи можно выделить следующие направления проверки на соответствие бухгалтерской (финансовой) отчётности:
Гражданскому кодексу РФ;
Налоговому кодексу РФ;
Федеральному закону «О бухгалтерском учёте»;
Положению по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в РФ;
Положению по бухгалтерскому учёту 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»;
Положению по бухгалтерскому учёту 1/98 «Учётная политика организации»;
Приказу Министерства РФ «О формах бухгалтерской отчётности организации» от 20.11.2011г. №66н.
В процессе проведения аудита бухгалтерской отчётности на соответствие нормам действующего законодательства предполагается решить следующие задачи:
подтвердить достоверность показателей отчётности;
пообъектная проверка статей бухгалтерского баланса;
проверить правильность оценки статей отчётности.
Подтверждение достоверности показателей отчётности подразумевает изучение результатов инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчёта.
Проверка правильности оценки статей отчётности позволяет удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при её составлении:
отражение в отчётности стоимости имущества и обязательств предприятия должно производиться в рублях;
оценка имущества и обязательств должна осуществляться путём суммирования произведённых расходов;
зачёт между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается;
методики формирования показателей отчётности должны соответствовать требованиям нормативных документов.
Пообъектная проверка бухгалтерской отчётности предполагает проверку в разрезе элементов финансовой отчётности. Среди таких элементов можно выделить: разделы баланса и их соотношение и статьи баланса и их соотношение внутри раздела. Собирая доказательства достоверности (недостоверности) каждого отдельного элемента отчётности, аудитор получает общее представление об отчётности в целом.
Проведение пообъектной проверки предполагается осуществить по направлениям, выявленным в вопросе о частном уровне существенности, на основании рассчитанного уровня существенности взяв только те счета, которые имеют наибольшее сальдо в доле валюты баланса.
Программа аудита построена в виде таблицы, где перечислены разделы аудита, аудиторские процедуры и рабочие документы аудитора.
Проверяемая организация ООО «ОК «Фантазия»
Период аудита с 01.01.11 по 31.12.11 г.
Перечень аудиторских мероприятий
Источник: studwood.net
Общая стратегия аудита по МСА
Рабочий документ Общая стратегия аудита разработан в соответствии с требованиями п. 7 МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности».
В рабочем документе приведены вопросы и возможные ответы по следующим направлениям проверки:
- Особенности аудиторского задания
- Цели отчетности, сроки аудита и характер информационного взаимодействия
- Существенные факторы, предварительная работа по заданию и информация, полученная в ходе выполнения других заданий
- Характер, сроки использования и объем ресурсов
Общая стратегия аудита
Рабочий документ Общая стратегия аудита приводится в разделе Планирование аудита. По завершении разработки общей стратегии аудитор формирует план аудита.
Разделы аудита в программе IT Audit
Значимые изменения в общей стратегии аудита
Значимые изменения в общей стратегии аудита в программе IT Audit документируются в соответствующем рабочем документе.
Значимые изменения в общей стратегии аудита
В рамках разработки общей стратегии аудита аудитор также выполняет и документирует выполнение следующих аудиторских процедур:
- Расчет уровня существенности
- Оценка риска существенного искажения на уровне отчетности
- Информация об обособленных подразделениях
- Ключевые элементы понимания деятельности организации и ее окружения
- Протокол встречи с ЛОКУ на этапе планирования
- Формирует запросы в адрес аудируемого лица
- Изучает систему внутреннего контроля аудируемого лица
Рабочий документ Общая стратегия аудита автоматически заполняется переменными
При создании рабочего документа программа автоматически заполняет переменные (наименование клиента, наименование проекта, руководитель задания, логотип аудиторской компании и т.д.), выделенные серым цветом
В столбце «Содержание ответа» выбирается необходимый вариант или вносится собственный. При необходимости документ изменяется в текстовом редакторе.
Порядок заполнения документа переменными приведен на странице Справки:
- Создание файла (рабочего документа) по процедуре при заполнении которого не используются данные бухгалтерского учета
- Групповое создание рабочих документов
Подготовка рабочих документов по МСА без данных бухучета в IT Audit
Использование перекрестных ссылок при подготовке общей стратегии аудита
В качестве доказательств при подготовке ответа могут использоваться ссылки на другие аудиторские доказательства (процедуры, файлы рабочих документов) с использованием перекрестных ссылок.
Перекрестные ссылки в рабочих документах IT Audit
Направить предложение по процедурам и рабочим документам
автоматизация аудита по МСА в программе IT Аудит
Остались вопросы? Покажем как реализовать ваши задачи в IT Audit
Источник: audit-soft.ru
Аудит бухгалтерской отчетности
При планировании аудита, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие основные этапы: предварительное планирование; подготовка и составление общего плана; подготовка и составление программы.
После официального обращения экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг (письмо-предложение) аудиторская организация составляет и направляет клиенту письмо о проведении аудита.
Получив письменное согласие субъекта на проведение аудита, следует приступить к определению аудируемости бухгалтерской отчетности. Данный процесс называется предварительным планированием.
По итогам предварительного планирования аудиторская организация должна решить, согласна ли она работать с клиентом.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание деятельность аудируемого лица, в том числе:
· общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
· особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
· общий уровень компетентности руководства;
· организацию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
· влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
· количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга.
Для качественной работы аудитору следует:
· разработать тесты средств контроля и процедур проверки по существу;
· оценить риск и существенность, в том числе ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;
· установить уровни существенности для аудита;
· определить (в том числе на основе аудита прошлых лет), возможны ли существенные искажения или мошеннические действия;
· выявить сложные области бухгалтерского учета, в том числе те, в которых результат зависит от субъективного суждения бухгалтера (например, при подготовке оценочных показателей);
· оценить характер, временные рамки и объем процедур, в том числе относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
· принять во внимание наличие или отсутствие компьютерной системы ведения учета и ее специфические особенности;
· учесть существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
· осуществить координацию, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе решить вопрос о привлечении других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; экспертов;
· определить количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудиторским лицом. При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать: бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита; предполагаемые сроки работы группы; количественный состав группы; должностной уровень членов группы; преемственность персонала группы; квалификационный уровень членов группы.
Процесс планирования завершается составлением программы аудита, в которой определяют характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для реализации общего плана аудита, и которую руководители аудиторской группы используют как для инструктирования ассистентов аудитора, так и для контроля качества их работы. Программа аудита должна пересматриваться в процессе аудита по мере необходимости. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения.
Согласно разделу «Общий план аудита» аудитор в ходе планирования должен разработать общий план аудита и оформить его документально, описав предполагаемый объем и порядок ведения аудиторской проверки. Здесь должны быть отражены вопросы, касающиеся знания бизнеса, понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риска и существенности, характера, сроков, объема процедур, координации направления работы, надзора за ней и анализа, а также прочих аспектов.
В этом разделе термин «знание бизнеса» определен как получение информации об общих экономических факторах и условиях в отрасли, влияющих на бизнес клиента, о важных показателях, характеризующих результаты бизнеса, об общем уровне компетентности руководства. Подчеркнуто, что понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля достигается путем ознакомления с учетной политикой клиента, с системой его бухгалтерского учета и внутреннего контроля с помощью применения тестов контроля и процедур проверок по существу.
К прочим аспектам аудита, которые следует учесть при разработке общего плана аудита, в МСА 300 отнесено выявление обстоятельств, требующих особого внимания (существование связанных сторон, возможность банкротства и т.п.).
В разделе «Программа аудита» указывается, что наряду с общим планом аудитор должен разработать и оформить программу аудита.
Разрабатывается и оформляется документально программа аудита, определяющая характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита представляет собой набор инструкций для ассистентов аудитора, выполняющих аудит, а также служит средством контроля и регистрации надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены цели аудита по каждой из областей и бюджет времени, в котором указывается количество часов, отведенных на конкретные процедуры.
В разделе «Изменения в общем плане и программе аудита» допускается возможность того, что в ходе аудита по мере необходимости общий план аудита и программа аудита могут быть пересмотрены. В этом разделе говорится, что планирование осуществляется непрерывно на протяжении всего срока аудита с учетом меняющихся обстоятельств и неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур, с документированием причин внесения значительных изменений.
Российским аналогом МСА 300 является ПСАД N 3, которым устанавливаются единые требования к планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности и который применяется прежде всего к проверкам, проводимым аудитором не в первый раз в отношении данного аудируемого лица. Для проведения первой аудиторской проверки аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в стандарте.
Аудит бухгалтерской отчетности.
Для подтверждения соответствия финансовой отчетности требованиям МСФО необходимо заключение аудитора. По существу отчетность, составленная в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету, до недавнего времени мало интересовала пользователей (за исключением, пожалуй, налоговых органов). При таком подходе ценность аудиторского заключения существенно снижалась. В результате, к составлению аудиторского заключения относились как к некоей формальности (всем известны случаи предпочтения крупными хозяйствующими субъектами услуг более дешевого, в прямом смысле слова, аудитора, т.е. запрашивающего значительно меньшую сумму за ту же работу).
Налоговая и финансовая отчетности существенно отличаются друг от друга, поскольку различны цели их пользователей. Потребитель налоговой отчетности — государство, ему нужно собирать налоги. Нередки случаи, когда составители налоговой отчетности сознательно занижают финансовые показатели для того, чтобы меньше заплатить налогов. В то же время хозяйствующий субъект должен иметь хорошие финансовые показатели и качественно поставленный бухгалтерский (финансовый) учет для того, чтобы его отчетность была понятна инвестору.
Планирование, организация и проведение работ по аудиту финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, осуществляются согласно Федеральному закону от 07.08. 2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и соответствующим Правилам (стандартам) аудиторской деятельности, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, от 07.10.2004 N 532 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.10.2004 N 536 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации» от 08.05. 2003 N 266.
При планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий или ошибок.
Искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности может явиться следствием ошибок и недобросовестных действий. Ошибка — непреднамеренное искажение в финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации. Примерами ошибок являются:
· ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась финансовая (бухгалтерская) отчетность;
· неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;
· ошибки в применении принципов учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию.
Основными целями аудита подготовленной в соответствии с РПБУ бухгалтерской отчетности является формирование заключения о том, обеспечивает ли данная отчетность во всех существенных аспектах отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта за год, закончившийся 31 декабря, исходя из требований законодательства Российской Федерации, а также предоставление детализированного отчета.
По результатам каждого этапа проверки представляется аудиторский отчет, а по окончании проверки — аудиторское заключение по финансовой отчетности организации за отчетный год.
В свою очередь, основной целью аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами, является формирование заключения об адекватности отражения в данной отчетности во всех существенных отношениях финансового состояния хозяйствующего субъекта за год, результатов его операционной деятельности и движения денежных средств за отчетный период в соответствии с МСФО.
Источник: megaobuchalka.ru