Программа аудита эффективности пример

Содержание

Проведения аудита эффективности использования государственных средств

Москва — 2004 год

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

1. Общие положения .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.1.Назначение и сфера применения Методики проведения

аудита эффективности использования государственных средств

1.2.Цель Методики проведения аудита эффективности

использования государственных средств

2. Содержание аудита эффективности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

2.1.Определение и цель аудита эффективности

2.2.Предмет, объекты и виды аудита эффективности

2.3.Ограничения аудита эффективности

3. Основные элементы организации аудита эффективности . . . . . . . . . . 11

3.1.Основные этапы проведения аудита эффективности

3.2.Взаимодействие с руководителями проверяемых объектов

Аудит репутации бренда. Мониторинг общественного мнения. Оценка эффективности рекламы и PR кампаний

3.3.Консультации и рекомендации при проведении проверки

3.4.Оформление документов при проведении проверки

4. Планирование аудита эффективности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

4.1.Выбор тем и объектов проверки

4.2.Предварительное изучение тем и объектов проверки

4.3.Подготовка программы проверки:

4.3.1. Установление целей проверки

4.3.2. Определение вопросов и объектов проверки

4.3.3. Разработка критериев оценки эффективности

4.3.4. Выбор методов проведения проверки

5. Проведение аудита эффективности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

5.1. Сбор информации и фактических данных для получения

5.2. Подготовка заключений и выводов по результатам проверки

5.3. Подготовка рекомендаций по итогам проверки

5.4. Ознакомление руководства проверяемых организаций

с результатами аудита эффективности

6. Подготовка отчета о результатах аудита эффективности . . . . . . . . . . 47

6.2. Этапы подготовки отчета

6.3. Требования к содержанию отчета

7. Проверка выполнения рекомендаций по результатам

аудита эффективности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50

7.1. Оценка мероприятий по проверке выполнения рекомендаций

и составление соответствующего отчета

Приложение 1. Перечень основных правил аудита эффективности

использования государственных средств . . . . . . . . . . . . . . . . 55

Приложение 2. Словарь основных понятий, используемых в Методике

проведения аудита эффективности использования

государственных средств и рекомендациях по ее

практическому применению. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

Приложение 3. Примерный график проведения проверки

Приложение 4. Порядок действий в процессе организации и

проведения аудита эффективности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Определение аудита эффективности (#15)

Приложение 5. Методика выбора тем и объектов проверки . . . . . . . . . . . . . . 65

Приложение 6. План предварительного изучения объектов проверки . . . . . 67

Приложение 7. Программа проведения проверки эффективности . . . . . . . . . 69

Приложение 8. Примеры выбора критериев оценки эффективности . . . . . . . 71

Приложение 9. Рабочий план проведения проверки эффективности . . . . . . . 78

Приложение 10. Отчет о результатах проверки эффективности . . . . . . . . . . . 79

Приложение 11. Практические советы по организации и проведению

аудита эффективности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81

Приложение 12. Список материалов по аудиту эффективности,

использованных при подготовке Методики

проведения аудита эффективности использования

государственных средств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 83

Источник: studfile.net

Внутренний аудит эффективности управления запасами

Авторы — члены Ассоциации «Институт внутренних аудиторов» 1 : Степан Левин, руководитель службы – заместитель директора по внутреннему контролю и аудиту АО «ТВЭЛ» Харитонова Наталья Сергеевна, главный специалист отдела внутреннего аудита АО «ТВЭЛ» Черняев Сергей Геннадьевич, главный специалист отдела внутреннего аудита АО «ТВЭЛ» Белых Николай Владимирович, директор по внутреннему контролю и аудиту АО «ТВЭЛ»

Введение

Конкурентоспособность любой организации зависит от возможности продавать продукцию/ работы/ услуги, покрывая затраты, тем самым формируя прибыль – источник дальнейших инвестиций. Во многих материалоемких предприятиях запасы как элемент затрат оказывают существенное влияние на рентабельность бизнеса. Таким образом, для многих предприятий актуальна задача повышения эффективности управления запасами. Управление запасами является операционным процессом организации и предметом для анализа со стороны внутреннего аудита как в части оценки рисков эффективности и результативности данного процесса (в соответствии со Стандартом 2120 – Управление рисками (2120.А1), внутренний аудит должен оценивать операционные риски эффективности и результативности деятельности), так и функционирования системы внутреннего контроля процесса (в соответствии со Стандартом 2130 – Контроль (2130.А1), внутренний аудит должен оценивать адекватность и эффективность контроля операционной деятельности).

Читайте также:
Как закрыть окно cmd после запуска программы

Формирование программы аудита

  1. Динамика, структура запасов, показатели оборачиваемости.
  2. Качество планирования потребности в товарно-материальных ценностях (ТМЦ):
    • Соответствие утвержденных резервирований на списание лимитам в бюджете.
    • Соответствие сроков поставки и сроков списания в производство ТМЦ.
    • Анализ причин несоответствий (актуальность удельных норм расхода, использование аналогов ТМЦ при формировании потребности и др.).
    • Анализ своевременности исполнения плановой потребности в ТМЦ.
    • Организация работы по сегментированию запасов, работа с ТМЦ более года.
    • Работа с невостребованными запасами:
      • Результативность работы с нераспределенными запасами.
      • Выявление невостребованных и неликвидных ТМЦ.
      • Реализация и списание невостребованных и неликвидных товарно-материальных ценностей.
      • Анализ ТМЦ на местах хранения (состояние, фактическое наличие, соответствие учетной системе).
      • Формирование мнения об эффективности организации системы управления запасами.

      Цель аудита – оценка эффективности процесса управления запасами – достигается решением следующих задач:

      • анализ организации планирования потребности в ТМЦ;
      • анализ своевременности исполнения плановой потребности в ТМЦ;
      • анализ эффективности контрольных процедур процесса «управление запасами», подпроцессов «сегментирование запасов», «работа с невостребованными ТМЦ»;
      • предоставление рекомендаций, направленных на повышение эффективности процесса «управление запасами».

      Важно! Управление запасами – очень широкая тема для анализа, поэтому для получения максимальной пользы от проведения внутреннего аудита необходимо обсудить с заказчиками/ функциями техническое задание (программу).

      Изучение процесса в организации

      В соответствии с правилами бухгалтерского учета (федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019) к запасам относятся:

      • сырье, материалы, топливо, запасные части и т.п.;
      • инструменты, инвентарь, специальная одежда и оснастка, тара и т.п.;
      • готовая продукция;
      • товары;
      • незавершенное производство;
      • объекты интеллектуальной собственности и объекты недвижимого имущества, приобретенные или созданные для продажи.

      Обратите внимание: в рамках данной статьи анализ затрат в незавершенном производстве не рассматривается.

      При подготовке к проведению внутреннего аудита необходимо изучить локально-нормативные акты в организации на предмет наличия регламентированных процедур, например, в части:

      • классификации запасов в организации;
      • организации поставок в срок;
      • приемки, складирования, хранения и выдачи ТМЦ;
      • нормирования производственных запасов;
      • сегментирования запасов;
      • планов потребления ТМЦ;
      • работы с невостребованными и неликвидными ТМЦ и др.

      Важно! При работе с запасами задействовано большое количество работников компании, и от грамотно построенной организационной схемы процесса зависит эффективность управления запасами.

      Для удобства работы внутренний аудитор может определить основные подпроцессы для исследования и на основе профессионального суждения сформировать рабочие гипотезы проведения аудита.

      Подпроцесс

      Проблемы

      Рабочая гипотеза

      1. Несвоевременное удовлетворение потребности;
      2. Отсутствие связи бюджета на ТМЦ и плановой потребности;
      3. Планирование без учета имеющихся остатков;
      4. Несвоевременное списание в производство.
      1. Несоответствие годовой программы закупок и бюджета;
      2. Влияние корректировок потребности на процесс планирования;
      3. Некачественное планирование потребности;
      4. Несвоевременное удовлетворение потребности от отдела снабжения;
      5. Несвоевременное списание в производство структурными подразделениями.

      Управление сегментами запасов

      1. Отсутствие регламентации в части организации отдельных сегментов запасов;
      2. Нерегулярная работа по сегментам запасов.

      1. Отсутствие/ недостаточность регламентации сегментированием;

      2. Отсутствие анализа сегментов запасов;

      3. Проверка на соответствие регламентам.

      Наличие невостребованных и неликвидных ТМЦ

      1. Анализ регламентации;
      2. Наличие невостребованных / неликвидных ТМЦ.
      1. Недостаточность регламентации работы с невостребованными/ неликвидными ТМЦ;
      2. Неудовлетворительная работа по выявлению и списанию невостребованных/ неликвидных ТМЦ.

      Важно! От формирования на основе профессионального суждения рабочих гипотез проведения внутреннего аудита (знание специфики организации, интервьюирование менеджмента) зависит качество аудита.

      При подготовке к внутреннему аудиту нельзя забывать о проведении анализа статистических данных по запасам. По итогам такого анализа можно:

      • определить сегменты, по которым произошел рост, и провести исследования с целью установления причин роста;
      • выявить неиспользуемые запасы (по дате последнего движения) и выделить сегменты с наибольшей частью неиспользуемых ТМЦ;
      • определить тенденции наличия/ отсутствия неравномерного списания МТР (материально-технических ресурсов) в производство, что может свидетельствовать о проблемах с поставкой МТР, списанием в большем объеме для искусственного снижения уровня запасов и др.
      Читайте также:
      Как установить программу шпион на телефон мужа без его ведома на Айфон

      Приведем примеры рабочих форм внутреннего аудита при статистическом анализе запасов в организации.

      В части общего изменения запасов за период:

      Код

      Наименование

      Сумма на конец года, тыс.руб.

      Сумма на начало года, тыс.руб.

      Изменение запаса, тыс.руб.

      Источник: www.audit-it.ru

      КПЭ для аудитора

      Оценка эффективности подразделения внутреннего аудита

      руководитель внутреннего аудита АО «Россети Тюмень», член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов» , член Ассоциации независимых директоров

      руководитель внутреннего аудита АО «Россети Тюмень», член Ассоциации «Институт внутренних аудиторов» , член Ассоциации независимых директоров

      Какими должны быть ключевые показатели эффективности (КПЭ) для внутреннего аудитора? Вопрос спорный. С одной стороны, деятельность внутреннего аудита, безусловно, влияет на работу организации в целом. С другой — включать в КПЭ подразделения какие-то общие показатели было бы несправедливо. А как конкретизировать показатели, понимая, что деятельность аудитора невозможно стандартизировать в силу специфики его работы, требующей творческой свободы?

      0 7 28/08/2020

      Оценка эффективности и результативности внутреннего аудита является дискуссионным вопросом, несмотря на попытки систематизации лучших практик. Исходя из Международного профессионального стандарта внутреннего аудита – 2000 «Управление внутренним аудитом», можно сделать вывод, что внутренний аудит эффективен при соблюдении совокупности условий:

      • достигаются регламентированные цели внутреннего аудита;
      • соблюдаются кодекс этики и стандарты внутреннего аудита;
      • внутренний аудит приносит пользу как самой организации, так и всем категориям стейкхолдеров, постоянно совершенствуясь и предлагая пути совершенствования оцениваемым системам и процессам.

      Полезно знать

      Как правило, система КПЭ решает две задачи:

      • позволяет заинтересованным сторонам понять, эффективен ли объект наблюдения,
      • применяется в качестве основания для премирования персонала.

      Также система КПЭ способствует пониманию самими сотрудниками плюсов и минусов их работы и повышает корпоративную культуру в целом, подчеркивая взаимосвязь всех процессов в компании.

      Топ-8 неэффективных КПЭ

      В Российском правовом поле законодательных требований к форме и содержанию КПЭ нет. У предприятий отсутствует понимание всех целей внедрения этой системы, особенно в отношении внутреннего аудита. В итоге компании сталкиваются с проблемой неограниченного выбора подходов к внедрению КПЭ. Целесообразность применения некоторых из них вызывает сомнения .

      Рассмотрим некоторые из таких анти-КПЭ:

        Показатели, достижение которых напрямую не зависит от деятельности внутреннего аудита .

      Например: финансовые показатели, отсутствие претензий со стороны контролирующих органов, выполнение бизнес-планов и тому подобное.

      Провоцируют двойное депремирование за квартал и за год. В результате снижается степень эффективности и мотивации персонала.

      Учитывая, что внутренний аудит не участвует в операционной деятельности, такая зависимость вступает в противоречие с принципом независимости внутреннего аудита. Это побуждает руководителя внутреннего аудита к поиску дополнительного стимулирования деятельности сотрудников подразделения.

      Например, расчет КПЭ на основе экономической эффективности выполнения аудиторских рекомендаций. Такой подход ставит внутренних аудиторов на охотничью тропу, направляя силы в сторону контрольных процедур и поиска ошибок вместо усиления систем и бизнес-процессов.

      Такой вариант может провоцировать снижение общего числа выдаваемых рекомендаций, их упрощение. Оба варианта отрицательно скажутся на качестве работы внутреннего аудита.

      Сам факт повторных замечаний может означать лишь недостаточную корректирующую работу со стороны менеджмента, но не внутреннего аудита, который вынужден раз за разом констатировать одни и те же нарушения.

      Читайте также:
      Программы похожие на игру

      Ряд применяемых показателей эффективности превращает внутренний аудит в производственный цех завода, нивелируя творческую составляющую всего процесса. Например, количество проведенных аудитов и консультаций в расчете на одного аудитора. Для проверки разных процессов требуется разное время. В то же время аудиторская выборка может формироваться с разной глубиной детализации для наилучшей репрезентативности. Внутренний аудитор, выполняющий одну проверку в течение двух месяцев, может работать с равной степенью интенсивности, что и специалист, который провел три аудита за тот же период.

      Для нормальной работы внутреннему аудитору постоянно необходимо получать новую информацию. Применение такого показателя сделает невозможным процесс самообразования внутренних аудиторов и снизит общую эффективность всего подразделения.

      Три столпа

      При разработке КПЭ компания должна придерживаться общих принципов построения бизнес-процессов:

      • Принцип управляемости. Заключается в четком соотношении показателей эффективности с сотрудниками, в чьей компетенции находится достижение конкретного показателя. Работник бухгалтерии не может напрямую влиять на скорость отгрузки товара со склада, как и работник склада отвечать за несоответствия, выявленные при аудите бухгалтерской отчетности.
      • Принцип системности. Характеризуется взаимодействием нескольких центров ответственности за достижение КПЭ. Показатели не должны целиком находиться в компетенции только одного подразделения или сотрудника, так как существует риск искажения информации.
      • Принцип соответствия стратегии. Любая финансово-хозяйственная деятельность компании должна быть направлена на решение стратегических задач бизнеса. Несоответствие КПЭ стратегии грозит общим снижением корпоративной культуры в компании и неэффективностью бизнес-архитектуры в целом.

      Систему определения эффективности для руководителей поздравления внутреннего аудита и для других сотрудников отдела необходимо разделять. Если для первых неприемлемо применять количественные показатели, то для вторых грамотно сбалансированные количественные показатели могут быть крайне эффективны в отношении оптимальной организации труда.

      Примеры эффективных КПЭ

      Для подразделений внутреннего аудита, функционирующих в компаниях с неразвитой системой корпоративного управления, наиболее объективными показателями можно считать следующие:

        Внутренняя оценка качества деятельности внутреннего аудитора. Персональная оценка.

      Определяется согласно экспертной оценке руководителя и рассчитывается персонально для каждого внутреннего аудитора. Показатель может состоять из ряда элементов, наиболее соответствующих специфике деятельности компании и целям подразделения. Оценка производится дифференцировано по шкале от одного до трех и более баллов . При этом КПЭ считаются выполненными при показателе, соответствующем значению «частично соответствует» .

      Показатель рассчитывается посредством персональной оценки руководителя внутреннего аудита. Целевое значение — отсутствие несоответствий.

      Вновь нужна персональная оценка руководителя внутреннего аудита. Целевое значение — более 90%.

      Оценивается снова персонально руководителем подразделения. Целевое значение — отсутствие просрочек.

      Персональная оценка руководителя внутреннего аудита. Целевое значение — более 90%.

      Рассчитывается отношение фактически выполненных за квартал аудиторских проверок и оценок к запланированному количеству. Однако рекомендуется установить целевое значение 100%. План должен быть выполнен полностью.

      Показатель считается выполненным, если аудиторами были пройдены все запланированные программы обучения, при условии выделения менеджментом необходимых ресурсов.

      Показатель выполнен, если подтверждена подтверждена достоверность финансовой отчетности по РСБУ и МФСО по результатам аудиторской проверки.

      Эти примеры не содержат показателей, основанных на результатах заполнения анкет членами совета директоров и комитета по аудиту. Анкетирование любых исполнительных органов предприятия для включения в показатели эффективности внутреннего аудита недопустимо. Это противоречило бы принципу независимости внутреннего аудита.

      Необходимость разработки КПЭ в организации диктует уровень зрелости внутреннего аудита.

      А создание системы ради формального следования лучшим практикам может оказаться губительным в целом для внутреннего аудита

      Так как это переориентирует сотрудников с развития собственных компетенций и методик аудиторской деятельности на формализацию своих результатов.

      Нравится: 7 Была ли статья полезна? Да Нет

      Источник: kachestvo.pro

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      EFT-Soft.ru