Программа аспирантуры что это

Почему аспирантура — это деньги и ̶в̶р̶е̶м̶я̶

Раз уж начали за упокой за аспирантуру и продолжили делиться своим мнением в ответных статьях, то есть смысл высказаться и мне, чтобы помочь читателю, ознакомившемуся с предыдущими двумя материалами, решить вопрос: «Как совместить такой реликт советского образования, как аспирантура , с работой в IT и преподаванием?».

С вами Иванов Иннокентий — аспирант, веб-разработчик, создавший себе информационный пузырь и выдумавший свой манямирок для поддержания ЧСВ и сдерживания микрошизоидного расстройства (диагноз ставил себе сам по фильмам типа Бойцовский клуб).

  • Общий дисклеймер:
  • Публикация предназначена для просмотра с устройства под управлением клавиатуры. Настоятельно рекомендуется подключить мышь или использовать тачпад;
  • Это первая статья автора на подобных площадках, хотя он конкретно с Хабром официально связан с 2014 года, по факту — с 2012 г.;
  • Стиль изложения автора состоит из:
  • Академический, ввиду 10+ лет стажа в образовательно-научной среде;
  • Двачёво-лурко-постиронично-стёбный, ввиду 10+ лет обитания в нижнем сегменте Рунета.

Рецепт успеха таков и более никаков (версия автора):

Обучение в аспирантуре. Что это дает?

  • Выкиньте личную жизнь из вашей жизни;
  • Не требуйте много от жизни в принципе;
  • Имейте развитое ЧСВ и возведите значимость дипломов и сертификатов в апогей идолизации вашего представления о мире;
  • На преподавание тратьте максимум 4 часа в неделю (0.15 ставки в университете), на остальную часть аспирантуры — свой вечер;
  • На работу тратьте свой рабочий день.

Нужна ли аспирантура для айтишника (нет)?

  • Нет (да, действительно нет).

Введение

Я не буду ходить вокруг да около с объяснением терминов, что такое аспирантура, как она соотносится к образованию в России и постсоветских странах, ведь есть та же Википедия или более откровенный, не менее объективный и такой же недевственный материал на Лурке. Сначала лучше рассказать о своем опыте на данной ступени образования, а затем перейти к рассуждениям, как сохранить баланс работа/учеба/наука (опять же, личный опыт). В данной статье также будет рассмотрен вопрос о необходимости собственно аспирантуры как ступени образования в РФ и необходимости её для сферического нижесреднего (формошлёпного или крудоёбного) айтишника.

Личный опыт и история

Я буду говорить об учебе поначалу с финансовой точки зрения, а не с точки зрения трудности совмещения учебы, работы и личной жизни. Тут много воды. Хотите мяса? Перейдите сразу к аспирантуре.

Начнем с моего резюме, которое два раза банили на местных и федеральных порталах охотников за головами (или в, простонародье, хед-хантеров или эйчаров ) и, уверен, находящегося во всех возможных черных списках за слишком душную подачу себя на любом интервью (мне по секрету так сказала одна из HR):

  • 2001–2012 гг. ;
  • 2012–2016 гг. Педагогический институт, кафедра информационных технологий, бакалавриат, программа «Информатика и вычислительная техника» (поступил в 18 лет);
  • 2016–2018 гг. Педагогический институт, кафедра информационных технологий, магистратура, программа «Корпоративное электронное обучение» (поступил в 22 года);
  • 2018–2022 гг. Институт математики и информатики, кафедра вычислительных технологий, аспирантура, программа «Информатика и вычислительная техника» (поступил в 24 года).

Работаю я с переменным успехом 4 года фронтендером в том же городе, где и учусь. Начал работать аккурат с началом аспирантуры, и не по своей воле (меня родители подтолкнули к этому), так бы до сих пор не работал бы с удовольствием.

Бакалавриат и магистратура

Из отличий выходит, что:

  • Я как зелень неопытная, уже мог получать столько, сколько аспирант. Видимо, сказывается разница дотаций между Дальним Востоком и остальной Россией, плюс ИМХО это был новообразованный федеральный университет с вкачанным туда сверхбюджетом;
  • В аспирантуру автор оригинальной статьи вкатилась раньше, в 22 года. Спасибо какому-то 4-летнему специалитету за это, либо поступлению в ВУЗ в 17 лет. В моем же случае мне по-любому надо будет вкатываться с 24 лет, на 2 года позже.

Я же выбрал становление программистом, о чем в итоге не пожалел, так как ныне взлетела именно область IT и смежные с ней дисциплины. В математический институт поступить поначалу не удалось, так как требовалось 55 баллов по математике, а у мну их было не более, чем 52.

Со второго же курса начал прям грести деньги: подавал на различные именные и повышенные стипендии с результатом успеха ~15%. То есть из 30 заявок за весь бакалавриат мне одобрили 4-5 (да, я силен в математике) повышенных и именных стипендий. В третьем-четвертом курсе мой доход составлял субъективный средний фактический по региону, что-то около 30 000₽ на меня, любимого. Зачем работать, если можно учиться и зарабатывать столько же?

Решено, иду в магистратуру. Там я получал что-то около 40-50К/месяц, опять же за счет ухода от налогов, манипуляций с мнением общественности, блата нетворкинга и подачи заявок во всё, что может мне принести либо доход, либо классную поездку с новыми контактами для блата нетворкинга. Ездил за счет университета по конференциям, приносил результаты, публиковался, популяризировал местную науку, продвигал технологии Microsoft (да, я был Microsoft Student Partner) и жирел от этого в прямом смысле слова. ЧСВ почешено, средства на выживание и покупку ненужного барахла с АлиЭкспресса заработаны, обвинения в фаворитизме, коррупции и «авторитарной диктатуре в местном отделении студенческого научного общества в течение 8 лет» успешно отвергнуты. Люблю капитализм, все такие слабые при нём.

Аспирантура

До поступления в аспирантуру в 2018-м в институт математики и информатики на бюджет (это важно) я не знал, что такая ступень образования есть, и во время вступительных испытаний я был так рад, что халява не кончилась, и можно подольше побыть студентом. К этому времени я смог подтянуть свой интеллект до IQ 43 (но в 2021 он опять упал до IQ 38 из-за перенесенного коронавируса), а ради хорошего сертификата я мог устроить Санта-Барбару похлеще высадки немцев на Красную площадь, ибо признанное государством удостоверение мною ценилось несравнимо выше любой человеческой жизни. У меня развился синдром вечного студента, самозванца, базированного гигачада (да простит меня НЛО за medialeaks), синдром Пандорума из-за информационного пузыря и чёрт-те знает чего еще, рай для психиатра, короче.

Я поступал не для отсрочки от армии. У меня был красный военник категории /b/. Я поступал, потому что любил учиться, красивые корочки и деньги.

Заставили найти работу, чтобы победить нарастающее безумие и притупить рост ЧСВ за счет сеньоров над головой. Работу получил по тому же блату нетворкингу айтишником. Теперь осталось утрясти вопрос с планированием времени между требованиями работы, требованиями учебы/научной деятельности/преподавания, требованиями личной жизни.

Чтобы вы знали — аспирантура является комплексной программой, в течение которой вам надо отучиться, найти удобного для вас научного руководителя, пройти 3-5 научно-квалификационных и научно-педагогических практик, кое-в-каких местах еще грант получить в обязательном порядке (я получил, спасибо ныне почившему РФФИ за 1.2 млн. рублей), опубликовать столько-то ВАК/Scopus/ WoS статей, съездить на конференции, поднять цитирование научного руководителя, лаборатории, (зав.) кафедры, вписаться в научные мероприятия университета и заодно поработать преподавателем. Это и непосредственно учеба, и научная деятельность, и практика с преподаванием.

А теперь по балансу учеба/работа/личная жизнь. Постановка задачи.

Что требовала работа:

  • 40 часов рабочая неделя;
  • Постоянная прокачка скиллов;
  • Исполнение обязанностей, т. е. собственно работа.

Требования личной жизни :

  • Не знаю, у меня ее не было.

Рецепт успеха

А вот и решение! Вариантов совмещения учебы, работы и некой коричневой субстанции под названием «личная жизнь» несколько, заранее простите за пафосные англицизмы:

  • Education-first
  • Забить на работу, работать минимально, в режиме «тихого ухода». Деньги платятся, задачи кое-как закрываются, чего вам еще надо?
  • Учиться как можно прилежнее и писать диссертацию как можно качественнее. Есть шанс получать больше, чем на работе, а еще получишь тщеславное признание «в своей шараге» (я университет уважаю, но надо отдать должное Двачу, у них тоже термин неплохой);
  • По жизни в медленном режиме вырастить хобби, посадить девушку, построить сына. В XXI веке всё возможно. Тут нет ЗП, но есть достойная замена в виде ЗППП .
  • Работать качественно и получать доход еще бóльший, нежели когда-либо в жизни. Сейчас 2018 год, IT-сфера на взлёте, это точно шанс! Устройся себе в MAMANA или хотя бы в ВСРАТОСЛАВ, и да воздастся тебе премия размером в 10 твоих печальных стипендий!
  • Учиться тяп-ляп, преподавателем вообще не устраиваться, аляповато вылететь или нáсилу защититься в последний момент;
  • По жизни то же самое, что в предыдущем пункте.
  • Работа тяп-ляп;
  • Учеба тяп-ляп;
  • Жизнь «тип-топ, каблучки, макияж, и этот день наш», ну, то есть успех по жизни.
Читайте также:
Smart byte что это за программа и нужна ли она

Задача, конечно, поставлена, но я выбрал иной путь: я полностью вложился, со всеми остатками любознательности и страсти и в учебу, и в работу. А про личную жизнь забыл, впрочем, у меня ее и не было никогда. Как выглядел мой будний день в среднем:

  • 09:00 — 18:00 Работа, изредка сбегание на пары в первый год учебы;
  • 18:00 — 18:05 Прийти домой (у меня дом напротив работы);
  • 18:05 — 00:00 Мемчики, пасты с Двача, написание статей, написание диссертации, что-то по преподавательству делал (минимально необходимую отчетность вёл);
  • 00:00 — 09:00 Баиньки. Потом `GOTO 1`.

В университете я устроился на 0.15 ставки по ГПХ для поддержки преподавательской деятельности, которая заключалась, в моем случае, в проведении семинаров сотрудникам и студентам об экосистеме университета в плане «где раздобыть библиографию для научной работы» и «халявные способы получения ПО от Microsoft/Autodesk/Adobe ( не пиратство !)». Вовремя публиковал научные статьи, которые писал в вечернее время.

А вот с парами был реальный запор. Не настоящий, а временнóй. Суть в том, что они требовали слишком много дневного времени, которое я обязан тратить в офисе! Я решил так: первый год реально трачу час-два офисного времени на поездки и учебу в университете (а он рядом с работой находится, гы-гы! Читер).

Добившись расположения начальства, я смог совместить учебу с работой. А дальше всё просто — в конце первого учебного года сдал все дисциплины кандидатского минимум, и пары меня больше не беспокоили. Я спокойно писал диссертацию, втихушку преподавал на удаленке в Тимсе 4 часа в неделю и первые два года успевал мейнтейнить молодежное научное сообщество своей железной елд. рукой, да, рукой. О моем стиле преподавания слагались легенды, в основном, в моей голове.

На работе качественно развивался. Смог освоить кусок фронтенда (Angular), получил представления обо всех основных (бизнес-)процессах в IT и в IT-мире. Зарплата росла. В общем, стандартная история становления настоящего джуна. Вот уже 4 года, как я работаю, как я доволен своей зарплатой, навыками, а главное — командой и стеком, с которым работаю.

Как рыба в воде.

Что такое личная жизнь? Не знаю. Судя по сериалам и фильмам, она красивая, но хэппи-энда я ни разу не увидел. Чувак получил кучу денег? Умер. Чувак женился/встретил девушку?

Умерли оба. Чувак получил бесплатного ребенка в фильме «2+1»? Кое-кто умер, без спойлеров. Выводы я сделал — личная жизнь sucks, так что ну её, хех.

Стоит заметить, что вы должны сесть кому-то на шею, натурально, почти в прямом смысле. Вас кто-то должен кормить, и кто-то должен дать вам кров, иначе вы не сможете тратить столько времени, распыляясь на два направления сразу (если хотите делать всё качественно). Одна только готовка еды, извините за дешевый каламбур, съест много времени.

В моем случае меня кормят родители родителей, да и квартира тоже от родителей. В принципе, у меня есть своя полностью благоустроенная квартира, но она мне особо не нужна — так и пустует, что с ней делать — ума не приложу. Не жить же там, чес-слово.

За время аспирантуры (а это 4 года) доходы росли:

Источник: habr.com

Для чего нужна аспирантура?

Для чего нужна аспирантура?

Аспирантура — это программа высшего образования для подготовки специалистов в конкретной научной области. Традиционно аспирантура была «академической», т.е сосредоточенной на создании оригинальных исследований. Она бывает «профессиональной», т.е. сосредоточенной на развитии навыков и знаний для конкретной профессии или сочетанием того и другого.

Кто такой аспирант?

Аспирант – это тот, кто обучается в аспирантуре в определенной области знания. Поступить в аспирантуру может или магистр, или человек с дипломом специалиста. Сейчас это встречается гораздо реже в связи с введением новой двухступенчатой системы обучения и переходом к бакалавриату. Кстати говоря, бакалавры не могут претендовать на аспирантуру, не отучившись в магистратуре.

Аспирантами принято называть учащихся на очных и заочных формах, а остальные – соискатели.

Аспиранты могут сосредоточить все свое время на изучении конкретного предмета. Они должны не только усваивать информацию и получать знания, но и проводить свои собственные исследования, делать уникальные открытия. Ожидается, что они проявят энтузиазм в достижении целей, которые определяют их исследовательские проекты, что может означать работу над своими проектами за пределами стандартной рабочей недели.

В исследованиях конечный результат почти всегда определяется усилиями и приверженностью студента к проекту. Наградой за это является возможность совершить открытие в различных важных областях, которые направлены на уменьшение человеческих страданий и улучшение нашего понимания мира.

Чем аспирантура отличается от магистратуры?

По сравнению со специалитетом и магистратурой, аспирантура является более наукоориентированным курсом обучения. Основными принципами данного типа обучения являются:

  • целенаправленное обучение по конкретной дисциплине с меньшим количеством элективных возможностей;
  • строгая оценка вашей работы профессорами и коллегами;
  • меньший курс лекций и семинаров;
  • опыт работы через стажировки, преподавание или исследования;
  • проведение оригинальных исследований.

Формы обучения всего три, и каждая имеет свой срок обучения:

  1. Очная (три года);
  2. Заочная (четыре года);
  3. Соискательство (пять лет).

Для того чтобы поступить на первые две формы, нужно в обязательном порядке сдать вступительные экзамены – два общих и два специальных. А также понадобятся рекомендации и реферат по выбранной специализации. Многие вузы при конкурсном отборе учитывают количество публикаций в журналах и индивидуальные достижения претендентов. Все это добавляет баллы к результатам экзаменов.

Кому нужна аспирантура

Зачем идти в аспирантуру? Есть много веских причин. Аспирантура нужна, для того чтобы улучшить свои профессиональные перспективы, удовлетворить требования к степени для своей карьеры или углубить свои знания в определенной области.

Вот несколько преимуществ, которые помогут определиться:

  1. Степень аспиранта необходима для вашей желаемой профессиональной области для того, чтобы вы могли легально практиковать или быть признанным профессионалом. Во-первых, определите, нужна ли вам сертификация или степень, чтобы соответствовать вашим профессиональным требованиям, и подумайте, есть ли программы, которые позволяют вам работать в обоих направлениях.
  2. Это может улучшить вашу карьеру, помочь получить навыки и знания или быть решающим фактором в переговорах о повышении заработной платы. Хотя степень не приводит автоматически к повышению в должности, зарплате или ответственности, это может быть очень полезным.
  3. Увеличение профессиональных возможностей и перспектив. Поступление в аспирантуру – это возможность получить передовые навыки и глубокие знания в области за пределами вашей специальности или обеспечить прочную основу в совершенно новой области. Помимо степени, аспирантура также является отличным местом для общения.
  4. Стремление развиваться и изучать определенную специальность. Возможно, нет немедленного практического применения для желаемой степени. Тяга к знаниям может быть одной из веских причин для поступления в аспирантуру, ведь это пространство для размышлений и погружения в предмет интереса, который недоступен за пределами академических кругов.
  5. Степень аспиранта может помочь быть лидером в области социального воздействия. Наряду с возможностями для развития своей собственной карьеры вы будете способствовать социальному развитию.
  6. По мере того, как вы продвигаетесь по уровням высшего образования, вы осваиваете, а затем становитесь производителем знаний. Именно это растущее чувство свободы воли, сопровождаемое опытом, позволяет мудрости расти. Быть аспирантом – значит соответствовать более высокому академическому стандарту.

Как стать аспирантом в университете

Решив посвятить ближайшие 3–5 лет научной карьере, в приемную комиссию предоставляют:

  • заявление
  • удостоверяющий личность документ;
  • диплом магистра или специалиста.
Читайте также:
Buddha dll что это за программа

О серьезности намерений поступить в аспирантуру свидетельствует список научных статей. Если таковых нет, предлагают написать реферат по теме будущего исследования.

Чтобы стать аспирантом, нужно сдать вступительные экзамены:

  • историю или философию науки (все чаще этот экзамен отсутствует в перечне вступительных);
  • иностранный язык;
  • предмет по специальности.

Принимая решение о допуске к вступительным экзаменам, приемная комиссия учитывает заключение и отзывы, полученные от научного руководителя.

На бюджетном отделении существует конкурс. Количество человек, претендующих на одно место, зависит от престижности специальности и вуза в целом.

Права и обязанности аспиранта

Обучение в аспирантуре дает право:

  • использовать техническую базу вуза;
  • быть командированным в российские и зарубежные вузы и научные центры;
  • получать пособие для покупки научных изданий и стипендии, включая именные;
  • иметь каникулы (очная форма), дополнительный оплачиваемый отпуск (заочная форма);
  • занимать штатную должность (или работать на других условиях).

Обязанности аспиранта четко определены:

  • выполнять пункты индивидуального плана работы строго в указанные в нем сроки;
  • активно участвовать в жизни кафедры;
  • для допуска к защите необходимо опубликовать статьи в перечне ВАК.

Обязанности аспирантуры заключаются в организации процесса обучения, объяснения прав, обязанностей, действующих правил аспирантам.

Могут ли аспиранты преподавать в вузе

Аспиранты, обучающиеся очно, обязаны работать в вузе, в котором они учатся. Это правило не распространяется на соискателей и на заочных аспирантов.

Существует обязательная педагогическая практика. Аспирант преподает в вузе, его нагрузка каждый год составляет около 50 часов.

Во время прохождения практики планируется не только преподавание специальных дисциплин. Аспирантам доверены организация учебной деятельности студентов, ведение научно-методической работы. Они учатся готовить учебно-методический материал, контролировать знания студентов.

По факту в вузах исходят из конкретных ситуаций. Иногда аспирант может преподавать, обучаясь на заочной форме.

Для должности ассистента кафедры достаточно диплома специалиста (магистра). Кандидатская степень в этом случае не требуется. То есть в вузах возможно преподавать без степени, но речь идет о проведении практических и семинарских занятий.

Если обучение в аспирантуре не закончилось защитой диссертации, но итоговая аттестация успешно пройдена, выпускник становится обладателем квалификации «преподаватель-исследователь». Она также дает право стать вузовским преподавателем.

Что дает аспирантура после окончания

Раньше аспирантура нужна была только для того, чтобы стать кандидатом наук. Сегодня обучение может получить логическое завершение и без защиты диссертации. Диплом аспирантуры дает возможность начать карьеру преподавателя в университете, институте или академии.

При условии успешного обучения и защиты диссертации выдаются два диплома: кандидата наук и об окончании аспирантуры.

Преимущества аспирантуры заключаются не только в возможности получении двух дипломов. Она позволяет:

  • научиться самостоятельно заниматься научными исследованиями;
  • использовать свои достижения в российском и зарубежном научных сообществах;
  • получить опыт преподавания в высшей школе.

Степень кандидата наук престижна не только в вузах, но и в коммерческих структурах. Она ассоциируется с высоким уровнем знаний и перспективами карьерного роста. Кроме того, это серьезная заявка на продолжение научной карьеры и последующую защиту докторской диссертации.

Стоит ли бросать аспирантуру?

Желание бросить аспирантуру не всегда обосновано. Ряд трудностей можно решить после откровенной беседы с научным руководителем. У кафедры есть полномочия даже назначить нового координатора, если она сочтет это необходимым.

Еще одна причина, почему не надо бросать аспирантуру, – возможность взять академический отпуск. Тайм-аут позволит разобраться с семейными проблемами и расставить приоритеты.

Если с аспирантурой все-таки пришлось расстаться, защитить диссертацию можно позже, уже в качестве соискателя.

Итак, у обучения в аспирантуре есть свои плюсы и минусы. При наличии достаточной мотивации и упорства удается справиться с трудностями и стать обладателем ученой степени.

Источник: sibac.info

Аспирантура

Аспирантура

В этом разделе мы поговорим об учебе в аспирантуре. Аспирантура – это третий уровень высшего образования в России и первый этап на пути к академической карьере ученого.

Аспирантура в России действует не только в университетах, но и в различных специализированных научных организациях, научно-исследовательских центрах. По окончании аспирантуры, после защиты кандидатской диссертации выпускнику присуждается звание кандидата наук, что в Болонской системе образования эквивалентно степени PhD. Следующий этап – это степень доктора наук.

Российские университеты предлагают большое количество программ самых разных профилей, поэтому найти аспирантскую программу, которая подойдет именно тебе достаточно просто. Мы составили список самых привлекательных на сегодняшний день направлений от ведущих российских университетов.

Как поступить в аспирантуру в России?

Самую актуальную информацию о правилах поступления ты всегда можешь найти в подробном гиде – 5 шагов для поступления в российский университет.

Поступить в аспирантуру могут выпускники любых магистерских программ или российского специалитета. Абитуриенты должны иметь достаточно хорошие результаты по профильным предметам, а также успешно сдать вступительные экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и специальности.

Дальневосточный федеральный университет – это уникальный образовательный центр с ультрасовременным кампусом и основная площадка для коммуникаций. В 2020 году он начал работу по созданию Тихоокеанского квантового центра. Вскоре молодые ученые и аспиранты смогут вести здесь исследования над самыми актуальными вопросами фундаментальной физики.

В структуру ДВФУ входят 9 научных школ. Обучение в них ведется по 300 образовательным программам. Среди них много и аспирантских: Биологические науки, Вычислительная математика, Исторические науки и археология, Клиническая медицина, Культурология, Математика и механика, Машиностроение, Психологические науки и другие.

Московский физико-технический институт (Национальный исследовательский университет) был основан нобелевскими лауреатами П.Л. Капицей, Н.Н. Семеновым и Л.Д. Ландау. Сегодня это научный центр мирового уровня.

МФТИ регулярно входит в несколько престижных международных рейтингов, в том числе топ-350 рейтинга лучших университетов мира QS, топ-300 рейтинга лучших университетов мира THE, топ-50 отраслевых рейтингов QS Physics использование физических, инженерно-физических, физико-медицинских и природоохранительных технологий в хозяйственных и медицинских целях.

Аспирантура

Обрати внимание на аспирантские программы Тюменского государственного университета. Ты можешь выбрать из таких направлений, как биологические науки, информатика и вычислительная техника, информационная безопасность, исторические науки и археология, культурология, математика и механика, науки о Земле, педагогические, психологические, социологические науки, физика и астрономия, философия, этика, религиоведение, химические науки, экономика, юриспруденция и языкознание и литературоведение.

Сейчас в России активно развивается международное партнерство с зарубежными университетами. Обрати внимание на программы двойных дипломов – они есть во многих образовательных организациях. Часть из них реализуется только на уровне бакалавриата и магистратуры, но есть и программы для аспирантов, такие как программы двойных дипломов Национального исследовательского Томского государственного университета.

Университет предлагает совместные программы с университетами-партнерами: можно одновременно получить болонскую степень PhD и российскую степень кандидата наук. Работать над диссертацией нужно будет попеременно с двумя разными научными руководителями. Такие программы действуют между ТГУ и Университетом Сарагосы (Биологические науки), Франкфуртским университетом Гете (Философия, этика и религиоведение) и Руанским университетом (Математика и механика).

О процессе обучения

Длительность программ аспирантуры может варьироваться в зависимости от предмета и формы обучения и в среднем занимает от 3 до 5 лет.

Научный руководитель играет особую роль в обучении аспиранта. Выбор будущего ментора – один из самых важных этапов при поступлении. Именно с ним ты готовишь тему будущей диссертации и под его руководством ведешь научно- исследовательскую работу на протяжении всей программы.

В начале обучения аспиранты выбирают научное направление и тему исследования для своей диссертации. Учеба в аспирантуре – это настоящая научная работа, которая требует очень много времени и внимания. Готовься быть постоянно на связи со своим научным руководителем и глубоко погружаться в чтение специализированной литературы.

Вступительные экзамены – это не единственная аттестация, которую нужно будет пройти во время обучения. Все аспиранты также сдают кандидатский минимум – обязательный этап для получения степени, который включает экзамены по трем предметам: история и философия науки, иностранный язык, специальная дисциплина (профильный предмет). К защите диссертации нужно также получить допуск, например, предоставить 2-3 публикации в научных журналах из списка Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. Помимо кропотливой работы над собственными статьями и самой диссертацией, включая ее предзащиту и защиту, в программу аспирантуры входит также практическая и педагогическая деятельность. Например, если ты выберешь специализацию по физике, то будешь преподавать для студентов технических факультетов, вести собственные научные исследования и самое интересное – работать в лаборатории.

Читайте также:
Sesame что это за программа

Поступая в российские университеты, аспиранты технических программ получают доступ к самым уникальным лабораториям и инновационному оборудованию, например суперкомпьютерам. Так, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого для написания исследовательских работ аспиранты могут обращаться в совместные образовательные центры университета и международных организаций и пользоваться их лабораториями. Например, Polytech-Siemens Research And Educational Center, Kawasaki-Polytech Industrial Robotics Sap Erp Center и Weatherford – Polytechniс International Research Center.

asp.jpg

Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина предоставляет аспирантам сразу 12 международных современных исследовательских лабораторий, возглавляемых зарубежными исследователями с мировым именем.

В Южно-Уральском государственном университете (национальном исследовательском университете) также действуют 12 международных лабораторий, в их работе активно задействованы иностранные аспиранты. Часть лабораторий была открыта совсем недавно. Например, лаборатории магнитных оксидных материалов, полициклических ароматических соединений и углеродных наноматериалов, прикладных полугрупповых исследований и лаборатория «Цифровая модель спортивного движения».

Карьера и дальнейшая академическая деятельность

После окончания аспирантуры ты получишь диплом и квалификацию «исследователь» или «преподаватель-исследователь». В результате успешной защиты диссертации тебе присваивают степень кандидата наук – первая ступень статуса ученого в России. Кандидаты в дальнейшем могут приступить к соисканию степени доктора наук – второй ступени статуса ученого. В России ее присуждают по итогам защиты докторской диссертации. При этом после окончания аспирантуры ты сможешь продолжить свою научную карьеру в ведущих международных университетах.

С каждым годом появляется все больше возможностей для работы и дальнейшего развития молодых ученых в России. Множество исследовательских центров и университетов поддерживают тесное научное сотрудничество с международными научными организациями и ведут амбициозные совместные проекты.

Аспирантура в России – это исключительная возможность погрузиться в инновационную научную среду и начать академическую карьеру.

Сроки обучения

Форма итоговой аттестации

Документ об образовании

Источник: studyinrussia.ru

Зачем нужна аспирантура в России?

После окончания вуза выпускник должен принять для себя судьбоносное решение – найти работу и начать применять полученные знания или посвятить себя науке и продолжить обучение в аспирантуре. Сегодняшние студенты слабо представляют, кто такие аспиранты, чем занимаются, для чего это надо, и перспективы защиты диссертации. Давайте разбираться.

Аспирантура – это форма высшего образования после окончания магистратуры или специалитета. Главная цель – написание и защита диссертационной работы для получения ученой степени кандидата наук. В аспирантуре изучают профильные дисциплины. Аспиранты могут попробовать себя в роли преподавателя или внести вклад в развитие науки.

Для успешной учебы соискатель должен быть предрасположен к аналитической, творческой и исследовательской деятельности, обладать талантом исследователя. Если не обладать необходимыми навыками и умениями, от этого не будет пользы, а только потерянные годы.

Как стать аспирантом?

Прием граждан на обучение в организации, осуществляющие общеобразовательную деятельность, по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуру регламентирует Приказ Минобрнауки №13 от 12.01.2017. Не позднее конца марта каждое конкретное учебное заведение должно опубликовать на своем официальном сайте и информационном стенде правила и условия приема и не позднее середины апреля – перечень вступительных испытаний. Основные моменты.

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • диплом об окончании вуза.

Дополнительные документы, увеличивающие шансы на положительное решение:

  • диплом с отличием;
  • предоставить индивидуальные достижения (активное участие в жизни факультета, публикации научных статей в специализированных изданиях, участие в семинарах, конференциях, другие успехи в науке и технике).

И наконец, необходимо сдать экзамены по специальности, английскому языку и философии.

Отличие соискателя от аспиранта

Допускается самостоятельная работа над соисканием ученой степени. В этом и заключается их главное отличие.

Соискатель – это выпускник профильного вуза, претендующий на получение ученой степени, прикрепленный к научному заведению в качестве научного сотрудника, который самостоятельно работает над диссертацией.

Аспирант – это претендент на научное звание, в отличие от соискателя, официально обучающийся в аспирантуре.

Чем отличается аспирантура от магистратуры

Аспирантура по своей сути является системой очного, заочного преподавания дисциплин для будущих ученых-исследователей. После ее окончания и успешной защиты кандидатской диссертации выпускникам присваивается ученая степень кандидата наук.

Выпускники магистратуры – второй ступени высшего образования на пути к аспирантуре – получают квалификацию магистра. Государственная итоговая аттестация в виде магистерской диссертации дает возможность устроиться на работу в вуз ассистентом или преподавателем, что недоступно бакалаврам.

В отличие от магистров, аспиранты проходят углубленную подготовку. Срок обучения составляет 3–5 лет в зависимости от формы и специализации, в то время как у магистрантов – 2 года.

Тем не менее сам образовательный процесс у тех и у других практически одинаков: посещение лекций и семинаров, подготовка к экзаменационным сессиям, прохождение практики на кафедре, работа над диссертацией под наблюдением научного руководителя.

Также для всех аспирантов отдельно составляется индивидуальный план обучения, где большая часть времени должна посвящаться научным изысканиям. Аспиранту необходимо написать несколько научных статей и опубликовать их в журнале ВАК.

Программа магистратуры едина для всех. Однако некоторые студенты публикуют научные статьи, чтобы иметь преимущества при поступлении в аспирантуру.

Чем занимается аспирант?

Во время обучения аспирант обязан посещать лекции по дисциплинам, которые входят в экзамены обязательного кандидатского минимума. Аспиранту кафедры необходимо активно участвовать в исследованиях, научной и учебной жизни.

Индивидуальный план работы разрабатывается научным руководителем, утверждается советом кафедры. Им предусмотрены даты экзаменов, когда, в какие сроки будут предоставляться отдельные части диссертации. Аспиранту необходимо ежегодно (или в срок, определенный кафедрой) предоставлять отчеты о проделанной работе.

По окончании второго года необходимо сдать кандидатский минимум. Завершающий этап – написание диссертации. Обычно на заседании кафедры происходит предзащита, на которой указываются проблемы аспирантов, «тонкие места», недочеты.

В ходе обучения аспирант приобретает:

  1. опыт, который понадобится ему в определении будущего направления работы;
  2. опыт проведения, обоснования результатов эксперимента, исследований;
  3. навыки самостоятельной работы с литературой, способность обрабатывать, получать и анализировать информацию;
  4. способность обобщать, конкретизировать данные исследований, делать выводы.

Нормы, регулирующие права и обязанности аспиранта

Аспирант проходит обязательную, ежегодную аттестацию. Если им нарушены сроки сдачи плана, то приказом ректора (руководителя научного центра) он отчисляется из учебного заведения. Учеными советами вузов и научных учреждений может контролироваться и периодически проверяться деятельность аспирантов и научных руководителей.

Права

Сотруднику научно-исследовательского учреждения бесплатно предоставляется возможность пользования библиотеками, лабораториями, необходимым оборудованием и другими средствами. У него есть право на командировки в вузы, в международные научные центры и экспедиции.

Для бюджетников выделяются выплаты в размере 2 стипендий на покупку научных изданий, книг. Те, кто учится платно, лишены таких привилегий.

Бюджетникам очного отделения также полагаются:

  • ежемесячные стипендии;
  • общежитие для иногородних;
  • льготы, предусмотренные законом;
  • именные стипендии (на усмотрение ученого совета).

Аспиранты, обучающиеся очно, имеют право на двухмесячный отдых (каникулярное время).

Для заочников действует возможность на дополнительный оплачиваемый отпуск на основной работе сроком на 30 дней с сохранением денежных выплат и освобождение от трудовой деятельности еженедельно сроком на 1 день. Оплата в таком случае составит 50% от общего заработка.

Научный сотрудник по истечении 4 лет обучения может попросить дать дополнительный, второй свободный день в неделю (без сохранения оплаты).

Если индивидуальный план выполняется без задержек, то аспирант зачисляется на должность в основной штат сотрудников либо ему поручают иную работу.

Обязанности

Основополагающая обязанность – это добросовестное выполнение диссертационной работы. Аспирант должен следовать индивидуальному плану обучения, соблюдая кандидатский минимум, сроки сдачи экзаменов. На кафедре этот процесс контролирует научный руководитель.

Важно участие аспиранта в методологических семинарах и в деятельности кафедры.

Государственные и негосударственные учебные заведения при злостном несоблюдении планов отчисляют обучающихся. Это положение закреплено коллегией Министерства образования РФ с 2003 года. Если после окончания обучения более 25% аспирантов не защитили кандидатскую диссертацию, то кафедра лишается квоты на прием новых сотрудников.

Перспективы после окончания обучения

Большинство молодых кандидатов наук остаются в вузе. Они занимаются научной и преподавательской деятельностью, еще часть находят себя в научных центрах, организациях, где нужны специалисты с высоким профессиональным уровнем.

Кандидаты всегда будут пользоваться спросом на рынке труда. Этот пункт резюме часто становится решающим при выборе кандидата на вакансию.

В целом после окончания аспирантуры можно заниматься любым делом: проведением исследований, ведением научной и преподавательской деятельности, наставничеством. Если человек направлен на становление карьеры, то кандидатская – серьезная ступень в достижении и успешной реализации профессионального роста.

Источник: www.internauka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru