12.12.2012 состоялся семинар-совещание с главными специалистами отдела по материально-техническому обеспечению, ремонту и эксплуатации зданий (системными администраторами) Алтайского края по вопросу ведения программного изделия АМИРС.
Модуль АМИРС предназначен для автоматизации процессов судебного делопроизводства, полнофункциональной информационной поддержки всех стадий прохождения и рассмотрения дел, включая подготовку сведений о делах и текстов судебных актов к публикации на сайте участка мирового судьи.
В ходе проведения названного семинара-совещания была заслушана информация по следующим направлениям:
— об актуальности вопроса бесперебойной работы программного модуля АМИРС в рамках реализации Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;
— об основных технических проблемах, возникающих при работе с программным модулем АМИРС и способах их решения;
— о порядке взаимодействия со службой технической поддержки государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по вопросам устранения недочётов в программном изделии (ПИ) АМИРС;
Компетенция мирового судьи
— о порядке взаимодействия главных специалистов отдела по материально-техническому обеспечению, ремонту и эксплуатации зданий (системных администраторов) между собой по вопросам функционирования ПИ АМИРС;
— о порядке проведения консультаций пользователей (секретарей судебных участков, ведущих специалистов) по вопросам функционирования ПИ АМИРС.
По окончании семинара было проведено итоговое тестирование системных администраторов на знание программного изделия АМИРС.
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
Источник: barnaul.bezformata.com
Пленум ВС одобрил меры, снижающие зависимость мировых судей от регионов
Пленум Верховного суда РФ постановил внести в Госдуму пакет законопроектов (тексты здесь и здесь), которые направлены на улучшение организации деятельности мировых судей. Так, предусматривается полный переход на работу с единой системой судебного делопроизводства, а также предлагаются меры, призванные уменьшить отток служащих аппарата.
Законодательные инициативы призваны исправить серьезные системные недостатки, выявленные Счетной палатой РФ по итогам проверки расходов на обеспечение деятельности мировых судей в 2012–2017 годах. Аудиторы СП, в частности, отметили зависимость мировых судей в вопросах технического обеспечения от региональных властей, что снижает качество правосудия. Речь шла в том числе о вопросах, связанных с работой аппарата мирового судьи, которые действующим законодательством относятся исключительно к полномочиям государственных органов субъектов РФ. Так, СП встревожило диспропорциональное увеличение численности служащих аппарата.
Изготовление судебного приказа в ПИ АМИРС
Кроме того, СП обратила внимание на отсутствие единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей. В период проверки в 14 субъектах РФ мировыми судьями использовалась не система ГАС «Правосудие», а иное программное обеспечение. При этом ежегодное обновление такого ПО производится за счет средств бюджета конкретного региона. Субъекты также несут дополнительные расходы на обеспечение информационного взаимодействия судебных участков мировых судей и федеральных судов.
По итогам проверки СП рекомендовала рассмотреть вопрос передачи полномочий по организационному обеспечению деятельности мировых судей на федеральный уровень.
ВС РФ и Совет судей РФ предлагают перевести судебные участки мировых судей на работу с единой системой судебного делопроизводства (ПИ АМИРС, входит в состав ГАС «Правосудие»). Отмечается, что такая мера не повлечет увеличения нагрузки на региональные бюджеты, а при дальнейшем развитии единого информационного пространства возможно снижение расходов, в том числе за счет унификации и централизации технологических процессов.
Вместе с тем, по мнению органов высшего судейского сообщества, в настоящее время в ряде регионов ощущается явная нехватка сотрудников аппарата мирового судьи. Как показывает практика, двух-трех работников часто недостаточно для выполнения возложенных на них задач. В их числе организация и ведение документооборота, судебного и архивного делопроизводства, работа по обобщению данных судебной практики и статистики, а также прием граждан. В связи с этим предлагается обязать региональные власти взаимодействовать с советами судей субъектов РФ при определении структуры и штатной численности аппарата мирового судьи.
Авторы законопроектов считают, что нововведения улучшат условия работы служащих аппарата мирового судьи и уменьшат отток кадров из судебной системы.
Источник: legal.report
74) Информационные системы мировых судей.
В целях снижения трудоемких затрат по подготовке документов процессуального характера и судебного делопроизводства во многих субъектах РФ появились программы информатизации деятельности мировых судей. Для реализации программ необходимо поэтапно выполнить следующие мероприятия:
- Формирование современной технической базы;
- Обеспечение мировых судей электронными справочными системами;
- Объединение техники в локальные вычислительные сети, подключение к сети Интернет;
- Внедрение программного обеспечения автоматизированного судебного делопроизводства и судебной статистики;
- Подключение к ГАС «Правосудие».
- Автоматизированная система судебного делопроизводства «Астрея», разработанная ООО «Агора-Софт». Данный программный комплекс включает полный набор действий со стороны судьи и его аппарата при непосредственном использовании современных компьютерных технологий по контролю и управлению движением дела.
- Программный комплекс «Мировые судьи», разработанный ЗАО «КРОК инкорпорейтед».
- Документирование процессов судебного делопроизводства в соответствии с законодательными актами и инструкциями по делопроизводству в судах общей юрисдикции;
- Создание унифицированного банка данных по делам и судебным решениям, а также ведение электронного архива судебных решений;
- Оперативное предоставление полной и достоверной информации о нагрузке мирового судьи и его аппарата, качества их работы, а также по движению дел при помощи удобных и легких в использовании средств;
- Создание информационно-технической основы для обеспечения граждан своевременной и достоверной информацией о ходе и результатах судебного разбирательства по делам;
- Автоматическое формирование статистической отчетности за утвержденные и за произвольные временные интервалы;
- Создание и ведение электронного архива дел и материалов и обеспечение его сохранности.
75) Общие положения информатизации органов прокуратуры.
- Создание автоматизированных рабочих мест сотрудников органов прокуратуры
- Создание единой информационно-вычислительной сети, объединяющей центральную и региональные сети системы прокуратуры
- Внедрение информационных технологий в деятельность прокуратуры Единое информационное пространство прокуратуры обусловлено трехуровневой системой ее органов:
- Генеральная прокуратура РФ и ее представители
- Прокуратуры республик в составе РФ
- Прокуратуры городов и районов
Информатизация органов прокуратуры развивается в соответствии с Концепцией создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры РФ. Цель-повышение эффективности функционирования всех институтов прокуратуры. Задачи: -Качественное расширение возможностей анализа состояния законности и правопорядка, защиты прав и интересов гражданина -повышение достоверности обрабатываемой информации -упрощение существующей системы делопроизводства, за счет упорядочивания документооборота -значительное сокращение сроков обработки информации и обеспечения высокой оперативности требуемых сведений.
Источник: studfile.net
К вопросу о реализации принципа доступности правосудия и создания единого информационного пространства судебной системы
Вопрос обеспечения доступности правосудия и доверия граждан к суду, а также достижения максимальной прозрачности в деятельности судебной системы на сегодняшний день актуален.
Поскольку делопроизводство является важным видом деятельности суда и направлено на эффективное отправление правосудия, соблюдение процессуальных норм и гарантий, компьютерные технологии направлены на автоматизацию процесса и переход к безбумажным технологиям.
Система электронного правосудия призвана применять компьютерные и интернет-технологии для управления административными процедурами перед, во время и после отправления правосудия, а также для обеспечения самого судебного разбирательства. Электронное правосудие связано с применением судами технологий, ресурсов и коммуникаций и направлено на обеспечение принципа открытости, гласности и доступности судебной системы.
Положения о доступности правосудия закреплены во Всеобщей декларации прав человека. Норма беспрепятственного доступа к суду признана одной из фундаментальных (ст. 10 Декларации)[1].
В России в целях реализации данного принципа и совершенствования судебной системы был принят Федеральный закон N 262-ФЗ от 22 декабря 2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее — Закон N 262-ФЗ). Обеспечение гласности и доступности законодатель напрямую связывает с использованием информационных технологий (ст. 6 Закона N 262-ФЗ)[2].
При использовании судами информационных технологий можно говорить о прозрачности деятельности судебной системы, что помогает обеспечить способность судам эффективно и рационально делать свою работу, а также в режиме реального времени организовать работу коллектива с максимальной эффективностью.
Особое внимание следует уделить вопросу создания единого информационного пространства судов общей юрисдикции, арбитражных и мировых судов с учетом положений п. 6 ст. 1 Закона N 262-ФЗ и того факта, что с 6 августа 2014 г. Верховный Суд РФ стал единственным высшим судебным органом.
Первым этапом в процессе информатизации судебной системы явилось внедрение в деятельность судов общей юрисдикции в 2004 г. Государственной автоматизированной системы «Правосудие», предназначенной для формирования единого информационного пространства, обеспечения технологической поддержки судопроизводства и информирования о ходе производства по делу в суде. На сегодняшний день суды общей юрисдикции, а также Судебный департамент при Верховном Суде РФ работают в программе ГАС «Правосудие», мировые суды — ПО «Амирс», арбитражные суды — картотека арбитражных дел «Арбит». Следует отметить, что на сегодняшний день электронное правосудие в системе арбитражных судов реализовано наиболее полно и участники арбитражного процесса имеют возможность реализовывать свои права на всех этапах правосудия, начиная от подачи заявления в электронном виде, предоставления документов и до получения судебного акта. ПО «Амирс» в системе мировой юстиции по своим качественным характеристикам и функциональным возможностям также требует значительных трудозатрат от аппарата суда. С учетом нагрузки мировых судей и разнообразия рассмотрения споров юстиции необходим программный продукт, который предоставлял бы возможность получить максимальный объем правовой информации.
За последние годы в работу судов были внедрены также и иные важные программы, обеспечивающие аудиопротоколирование хода судебных заседаний, видеоконференц-связь в ходе судебного заседания, извещения посредством СМС-сообщений и т.д., значимость которых неоспорима.
Однако в Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» (ред. от 03.10.2018) напрямую говорится о том, что «в настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.»[3]. Решение проблемы видится во внедрении информационно-коммуникационных технологий не только в судебную систему, но систему принудительного исполнения судебных актов и судебно-экспертную деятельность.
Согласно положениям ст. 57 ГПК РФ, ст. 63 КАС РФ суд при рассмотрении спора может истребовать необходимые доказательства по делу по ходатайству сторон или собственной инициативе[4]. В этой связи необходимо рассмотреть вопрос о взаимодействии информационных систем с иными ведомствами и организациями (органами прокуратуры РФ, МВД РФ, Росреестра и т.д.). Внедрение таких систем приведет к сокращению сроков рассмотрения дел, обеспечит удобный и быстрый обмен информацией и в целом повысит качество работы судов.
При активном внедрении в работу информационных технологий не стоит забывать о том, что полный переход на электронный документооборот возможен только при защите информации от несанкционированного доступа к ней. На современном этапе такое возможно при внедрении в работу систем, отвечающих высокой степени безопасности: искусственного интеллекта, смарт-контракта и технологий блокчейна. Программы устойчивы к внешним манипуляциям, а автоматизация и прозрачность системы позволят получить доступ к необходимой информации. В судебной системе указанные технологии будут иметь высокий потенциал позиционирования в качестве достоверной информации, отпадет необходимость выполнять межведомственные запросы, аппарат суда освободится от рутинной работы.
Внедрение такого рода программ требует не только детальной проработки всех технических аспектов функционирования систем, но и законодательного закрепления, а следовательно, и серьезного финансирования.
Интересными примерами внедрения инновационных технологий являются программные обеспечения чат-бот, робот-юрист. Программа чат-бот способна имитировать поведение человека, отвечая на популярные запросы, а робот-юрист — формировать стандартные заявления.
Таким образом, современные информационные технологии не только обеспечат систему надежностью сохранения данных, но и в силу своей многозадачности позволят использовать их в различных отраслях права, обеспечат работу с большим массивом документов, а также позволят получать актуальные данные при постоянно меняющихся нормах законодательства.
Многие видят во внедрении современных информационных технологий не только положительные моменты, но и сходятся к мнению, что автоматизация приведет к сокращению рабочих мест. Однако любое дело по своей сути уникально: суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, руководствуясь нормами материального права (ст. ст.
67 ГПК РФ, 62 КАС РФ). Секретари суда, судебных заседаний и помощники оказывают помощь судье в подготовке и организации судебного процесса. Внедрение информационных технологий должно решить не только проблему прозрачности и доступности, но и одну из острых проблем — снижение нагрузки на сотрудников аппарата суда, а при расчете рисков и уменьшить количество необоснованных заявлений, поступающих в суд. Ввиду того что суд воспринимает полученную информацию в процессе отправления правосудия лично, а аппарат суда обеспечивает такую работу, то можно говорить, что технические средства не вытеснят сотрудников суда, а приведут к повышению эффективности работы.
Подводя итоги, можно сказать, что на сегодняшний день при рассмотрении вопроса об информационном обеспечении судебной системы следует говорить о необходимости формирования единой информационной системы для судов общей юрисдикции, арбитражных, мировых судов, Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, а также внедрения в судопроизводство новейших технологических инструментариев, которые приведут к прозрачности, доступности правосудия и освободят суды от рутинной работы.
[1] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «КонсультантПлюс».
[2] Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
[3] Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» (ред. от 03.10.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
[4] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ред. от 03.08.2018); Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (ред. от 19.07.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
Источник: urfac.ru