Программа алгоритм с ветвлением

Рассмотрим несколько задач, решение которых на компьютере получается с помощью ветвящихся алгоритмов.

Первая задача: даны два числа; выбрать большее из них.

Пусть исходными данными являются переменные А и В. Их значения будут задаваться вводом. Значение большего из них должно быть присвоено переменной С и выведено на экран компьютера. Например, если А = 5, В = 8, то должно получиться: С = 8.

Блок-схема алгоритма решения этой задачи изображена на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Алгоритм выбора большего из двух чисел (с полным ветвлением)

Нетрудно понять смысл этого алгоритма. Если значение переменной А больше, чем В, то переменной С присвоится значение А. В противном случае, когда А < В, переменной С присвоится значение В.

Условием, по которому разветвляется алгоритм, является отношение неравенства А > В. Изучая базы данных и электронные таблицы, вы узнали, что такое отношение является логическим выражением. Если оно справедливо, то результатом будет логическая величина «истина» и выполнение алгоритма продолжится по ветви «да»; в противном случае логическое выражение примет значение «ложь» и выполнение алгоритма пойдет по ветви «нет».

Алгоритм с ветвлением

До выполнения на компьютере правильность алгоритма можно проверить путем заполнения трассировочной таблицы. Вот как будет выглядеть трассировка нашего алгоритма для исходных значений А = 5, В = 8.

Ветвление является структурной командой. Его исполнение происходит в несколько шагов: проверка условия (выполнение логического выражения) и выполнение команд на одной из ветвей «да» или «нет». Поэтому в трассировочной таблице записываются не команды алгоритма, а отдельные операции, выполняемые компьютером на каждом шаге.

В алгоритме на рис. 4.1. используется полное ветвление. Эту же самую задачу можно решить, применяя структурную команду неполного ветвления. Блок-схема такого алгоритма изображена на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Алгоритм выбора большего из двух значений (с неполным ветвлением)

Выполните самостоятельно трассировку этого алгоритма для вариантов 1) А = 0,2, В = 0,3; 2) А = 7, В = 4; 3) А = 5, В = 5. Если вы все проделаете правильно, то убедитесь, что алгоритм верный.

А теперь запишем рассмотренные алгоритмы на Алгоритмическом языке (АЯ). Во-первых, нужно решить вопрос о том, как описать переменные в этом алгоритме. Вспомним, что для всех переменных в алгоритме на Алгоритмическом языке необходимо указать их тип.

Переменные А, В, С — числовые величины. В этой задаче они могут принимать любые значения. В программировании числовые величины, которые могут иметь любые значения — целые, дробные, — называются вещественными. Им ставится в соответствие вещественный тип. На Алгоритмическом языке этот тип указывается служебным словом вещ.

Читайте также:
Анимационная программа для туристов пример

Программирование разветвляющихся алгоритмов

Как выглядит команда ветвления, вы уже знаете. Вот два алгоритма на АЯ, соответствующие блок-схемам на рис. 4.1 и 4.2:

алг БИД1 вещ А, В, С нач ввод А, В если А>В то С:=А иначе С:=В кв вывод С кон

алг БИД2 вещ А, В, С нач ввод А, В С:=А если В>А то С:=В кв вывод С кон

Под сокращенным названием алгоритмов ВИД подразумевается «Большее из двух».

Для программирования характерно то, что одна и та же задача может быть решена с помощью разных алгоритмов. И чем сложнее задача, тем больше можно придумать различных алгоритмов ее решения. Для больших задач (производственных, научных) практически невозможно точное совпадение алгоритмов, составленных разными программистами.

Следующая задача: упорядочить значения двух переменных X и Y по возрастанию. Смысл этой задачи следующий: если для исходных значений переменных справедливо отношение X < Y (например, X = 1, Y = 2), то оставить их без изменения; если же X >Y (например, X = 2, Y = 1), то выполнить обмен значениями.

Алгоритм обмена значениями двух переменных был рассмотрен в предыдущем параграфе. Вспомним, что для обмена нужна третья вспомогательная переменная.В алгоритме решения данной задачи используется неполное ветвление.

Приведем блок-схему (рис. 3.8) и алгоритм на АЯ.

Источник: studfile.net

Информатика 4 класс

В 3 классе мы изучили линейные алгоритмы . Основной принцип составления линейного алгоритма состоит в описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке. Исполнитель выполняет действия последовательно, одно за другим в том порядке, в котором они следуют.

Например, чтобы решить задачу по математике, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Прочесть задачу
  2. Выполнить краткую запись
  3. Выполнить вычисления
  4. Записать ответ

Что такое алгоритм с ветвлением? Примеры и определение алгоритмов ветвления

Любой интеллект в животном мире пользуется определёнными алгоритмами предпочтения, которые выражают личные «хочу». Можно сказать, что потенциально искусственные интеллекты тоже будут пользоваться чем-то подобным. А пока к реализации человеческого восприятия мира наиболее близко подошли именно благодаря алгоритмам с ветвлением. И они будут рассмотрены в данной статье с объяснением их логики и особенностей.

Что такое алгоритм с ветвлением в программировании?

алгоритм с ветвлением

Прежде чем приступить к основной теме, необходимо сделать небольшой экскурс в теорию. Алгоритмом называется четкая последовательность действий, которая направлена на то, чтобы достичь определённой цели или решить поставленную задачу. Делятся они на три типа:

  1. Линейные.
  2. С ветвлением.
  3. Циклические.

Нас интересует алгоритм с ветвлением, поэтому описан будет только он. Данная команда предлагает выбор процедуры или функции, и при соответствии определённым условиям, которые есть на данный момент, происходит выбор. Структура такого алгоритма называется разветвляющейся. Она обеспечивает выбор между несколькими альтернативами.

Читайте также:
Асус программа для настройки

Каждый из путей (в большинстве случаев) ведет к общей точке в программном коде. Важным ветвление является и тогда, когда необходимо пропустить определённое действие. Используется оно и тогда, когда пользователю предоставляется выбор, и этот выбор следует запомнить для дальнейшей работы. В целом полезны и легки эти алгоритмы с ветвлениями.

6 класс теоретически даже сможет понять и реализовать полученные знания на практике. Если есть вопросы – прочитайте статью, скорее всего, после завершения этого процесса их не останется.

Использование алгоритмов с ветвлением

алгоритмы с ветвлением 6 класс

Так уж получилось, что возникновение ситуаций, когда всё можно будет сделать без выбора, ничтожно маловероятно, поэтому необходимо продумывать, какие варианты потенциально могут возникнуть. Так, проводя параллель с жизнью, можно привести классический пример с погодой: если на улице жарко, то необходимо надеть майку и шорты, если идёт снег – курточку.

Случаются и более сложные выборы, от которых может зависеть дальнейшая жизнь человека (или работы программы). Алгоритмы разнятся своей сложностью и детализированием описания шагов. Так, для создания ориентира для себя можно использовать простое ограниченное описание (что и как должно работать). Но с компьютером такой фокус не прокатит.

Здесь необходимо пошаговое решение каждой задачи. Алгоритм включает в себя ветвление, которое, в свою очередь, может продолжаться практически бесконечно. Хотя на практике редактирование такого написанного кода является проблемным. Чтобы вы имели представление, предлагаем ознакомиться с такими формами:

  1. Простая. Если вы хотите быть здоровым, вам необходимо заниматься спортом.
  2. Сложная. Есть желание быть здоровым? Если да, то занимайтесь спортом. Если нет, то валяйтесь на диване и смотрите телевизор.
  3. Сложная форма с неполным ветвлением. Необходимо выйти на улицу. Идет ли дождь? Если нет, можно сразу выходить. Если идёт – возьмите зонтик. И только потом выходите на улицу.

Создание алгоритмов в общих чертах

что такое алгоритм с ветвлением

Вот вы создаёте алгоритм с ветвлением, по которому будет выполняться программа. Если есть желание изобразить выбор схематически, то подойдёт ромб. Верхушкой обозначим передачу сигнала, а в остальные три стороны осуществляется рассылка ответов. При этом вовсе необязательно использовать их все: достаточно и двух.

Ромб, кстати, это оператор ветвления, который используется для обозначения этого действия. Но мы немного забежали вперёд. С чего начинается любая работа? С получения данных! При построении алгоритма не забывайте указывать, с какими данными идёт работа.

Также всегда должно быть логическое завершение. Ведь алгоритм, который невесть где обрывается, может вызвать «вечное» использование процессора, и игра попросту зависнет. Что, конечно, вызовет негативную реакцию.

Читайте также:
Запуск программы невозможен так как на компьютере отсутствует dll файл

Что необходимо, чтобы создать схему и практическую реализацию алгоритма?

алгоритм с ветвлением примеры

Прежде чем приступать к рисовке схемы, необходимо хорошо выучить, что за что отвечает, чтобы в будущем не было логических ошибок. Также необходимо выучить все нюансы реализации алгоритмов с ветвлением на тех языках программирования, на которых планируется написание программы. Чтобы в будущем не возникало проблем, необходимо отточить своё умение на «чистых листах». Ведь если понять, как и что работает, то реализация в большинстве случаев не составит проблем. Если проблемы всё же возникают, попробуйте создавать алгоритм минимальными работающими шажками, чтобы выявить проблему.

Особенности при создании

алгоритм включает в себя ветвление

Потенциально ветвления могут быть бесконечными. Поэтому при их создании можете не ограничивать себя количеством условий (хотя в конечном итоге чем их больше, тем труднее ориентироваться). Также немного о полном и неполном ветвлении. Что представляет собой первое, наверное, понятно. А в каких случаях используется неполное и как определить, что оно необходимо?

Если есть необходимость провести дополнительные действия, в связи с особенностью построения программы, и одновременно есть вариант простого продолжения, или было нужно впихнуть строки кода туда, где они не предусмотрены – то это как раз тот случай. И схема построения будет неполной, но в полном объеме выполняющей свой функционал.

Пример

Давайте, чтобы усвоить полученные знания лучше, разберёмся со всей сказанной информацией на примере простой программки. Ведь хоть и лёгок алгоритм с ветвлением, примеры позволят лучше разобраться, что и как. Допустим, вы пишете простую игрушку, в которой управляемый человеком персонаж должен убежать от компьютерных персонажей.

Если между ними происходит контакт, то по истечении небольшого промежутка времени осуществляется какое-то действие (герой начинает медленнее бежать или вообще проигрывает). Что и как тут сделать – выбор за вами. Но всё же следует учитывать целый аспект всевозможных действий, которые открываются перед программистом для реализации задуманного. Так, можно отнимать «жизни» у персонажа или сделать так, чтобы на управляемого человеком героя накладывался определённый эффект вроде замедления, и действенным он был, пока работает цикл, который, в свою очередь, работает в определённом временном промежутке. Конечный выбор за вами.

Послесловие

оператор ветвления

Итак, под конец необходимо подвести итоги всему, что было сказано выше. Освоить составляющие программирования, в том числе и алгоритмы с ветвлением, не составляет труда, если хорошо постараться. Необходимо изучить все, с чем придётся работать. Также для лучшего эффекта полезной будет практическая реализация полученных знаний. Можете начать с чего-то простого, прорабатывая алгоритм на бумаге или в электронном файле, постепенно перенося его в среду разработки.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru