Программа актуальные проблемы современности и журналистика

Возрастание кризисных процессов и явлений в развитии земной цивилизации и резкие изменения жизни России, вызванные трансформацией ее эстетической, экономической, социальной, культурной сфер оборачиваются для российской журналистики рядом принципиально новых задач, решить которые предстоит молодому поколению журналистов. Курс «Актуальные проблемы современности и журналистика» как раз и имеет целью подготовить выпускников отделения журналистики к этой ответственной роли, вооружив их необходимыми знаниями об основных проблемах современности и тех возможностях, которыми обладают СМИ, чтобы способствовать решению этих проблем.

В соответствии с указанной целью основными задачами курса являются следующие: познакомить студентов с теми проблемами, в которых проявляются переживаемые земной цивилизацией кризисные ситуации; помочь молодым людям осознать глобальный характер этих проблем и необходимость объединения усилий народов планеты для их решения; показать, как связаны с данными процессами внутренние проблемы российской действительности, остро обозначившиеся в условиях перехода к рыночной экономике и ценностям демократического общества; помочь студентам четко представить себе возможные для человечества пути выхода из кризисных ситуаций и место журналистики в этом процессе; обратить внимание на те направления деятельности СМИ, которые в данной связи представляются особо важными; познакомить будущих журналистов с позитивным опытом участия прессы в решении актуальных проблем современности и теми негативными тенденциями, проявление которых усугубляет процессы дестабилизации общества.

Актуальные проблемы современной журналистики

Состав курса:

Лекционная часть – 20 ч.

Форма контроля:

Распределение часов по темам

Источник: geum.ru

Актуальные проблемы современности и журналистики

Актуальные проблемы современности и журналистика – это базовая дисциплина факультета журналистики, которая включена в учебный процесс, чтобы дать студенту четкое представление о проблемах и перспективах развития современной цивилизации и осознать роль журналистики в решении вопросов социальной направленности. В процессе изучения дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика» каждый студент должен приобрести профессиональные умения и навыки, которые необходимы для журналистской деятельности, понять тенденции, присущие как общемировым процессам, так и российскому государству, а также осознать, чем спровоцирована трансформация экономической, политической, культурной и социальной жизни России.

Каждый студент, который выбрал обучение на факультете журналистики, должен разбираться в глобальных общественных проблемах и уметь анализировать любые процессы, происходящие в обществе.

Цели курса

Дисциплина призвана сформировать журналистское мировоззрение у студентов, и подготовить выпускников к выполнению важной социальной роли в обществе, максимально насытив их знаниями и навыками, которые нужны для правильного восприятия происходящего в мире. В курсе «Актуальные проблемы современности и журналистика» подробно изучаются возможности, которые используют средства массовой информации для решения любых мировых проблем.

«Актуальные проблемы современной науки и научно-популярной журналистики»

На данный момент отечественная журналистика претерпевает кардинальные изменения, требующие от молодых журналистов эффективного решения принципиально новых задач.

Задачи курса

Учиться на факультете журналистики – значит готовиться к тому, что в скором будущем каждый студент станет элементом общественного информационного пространства и будет непрерывно вносить свой вклад в развитие журналистики. Исходя из такого предназначения, дисциплина ставит перед собой следующие задачи:

  1. Обучить студентов проводить анализ публицистического материала;
  2. Подготовить молодых специалистов к корректному и профессиональному освещению насущных общественных проблем;
  3. Научить правильной ориентации в глобальных мировых проблемах и аспектах российской общественности;
  4. Привести обзор основных проблем, в которых четко прослеживаются кризисные ситуации планетарного масштаба, и дать представление о возможных причинах возникновения таковых;
  5. Продемонстрировать связь внутренних проблем российской общественности с мировыми тенденциями развития общества;
  6. Разобрать нюансы, возникающие в отечественном обществе, которые связаны с переходом страны на рыночную экономику;
  7. Привить студентам ценности демократического общества;
  8. Помочь специалистам понять глобальных характер проблем перехода на рыночную экономику и осознать важность объединения всего мирового общества в целях скорейшего решения этих проблем;
  9. Показать выпускникам роль, которую играют СМИ и журналистика в отражении проблем современной мировой общественности;
  10. Познакомить специалистов с ролью прессы в решении глобальных вопросов и актуальных проблем современного общества.
Читайте также:
В какой программе создать приглашение на день рождения

Дисциплина «Актуальные проблемы современности и журналистика» изучает:

  • развитие мировой цивилизации в 20 веке;
  • процесс образования кризисных явлений;
  • глобальную мировую концепцию;
  • причины возникновения мирового кризиса цивилизации;
  • задачи журналистской науки;
  • позитивные и негативные тенденции в существовании СМИ;
  • профессиональную ответственность и компетентность журналистов.

По окончанию курса студент должен:

Знать: насущные проблемы современного общества и основные понятия, выражающие их; принципы и методы работы организаций, которые изучают проблемы глобального характера; актуальные проблемы отечественной общественности и пути их решения;

Уметь: предугадывать тенденции развития современной социально-культурной ситуации, принимать активное участие в преобразовании современного общества в целях снижения количества кризисных ситуаций, пользоваться полученными навыками и знаниями при работе;

Владеть: различными методами сбора данных, их обработки (проверки, синтеза и анализа), методом прецизионной журналистики и применять его на практике, методом компетентного анализа и оценки печатных источников информации.

Источник: www.ostankino-institut.ru

Актуальные проблемы современности и журналистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)

составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и практики журналистики

Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

3.1. 3.1.1. 3.2. 3.2.1. 3.3. 3.3.1.
ОПК-2: Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
систему общественных и государственных институтов, механизмы их функционирования; тенденции и актуальные проблемы мирового развития, роль СМИ в решении данных проблем.
Уметь:
выявлять, анализировать и оценивать актуальные проблемы современности, соблюдать принцип объективности в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов; находить, выделять и анализировать наиболее актуальные темы, отражающие динамику процессов общественной жизни; адекватно представлять данные темы в своей профессиональной деятельности; выявлять и оценивать основные тенденции в развитии сферы медиа в России и в мире
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
навыками анализа форм социальной сферы, различными методами сбора информации, ее проверки и анализа; навыками применения инновационных практик в сфере массмедиа
Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Сущность и основные аспекты глобализации
1.1. Исторические предпосылки и сущность глобализации. Различные взгляды на проблемы глобализации. Идеология глобализации Лекции 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Найти сайт одной из известных антиглобалистских организаций/ одного из известных движений за мир, а также другие относящиеся к данной организации материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: • Краткую историю создания • Основные направления деятельности • Главные результаты • Общественные мнения по поводу ее деятельности Практические 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Технологический фундамент процесса глобализации. Экономический аспект глобализации , ТНК. Лекции 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.4. Найти сайт одной из ТНК, а также другие относящиеся к данной компании материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: •1 Краткую историю создания ТНК •2 Основные направления деятельности •3 Социальные и благотворительные программы (если имеются) •4 Освещение в СМИ Практические 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.5. Геополитический аспект глобализации. Основные теоретические разработки в данной сфере Лекции 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.6. Подготовить доклад об идеологии и практике мондиализма: • выявить различные трактовки этого понятия (положительные и критические) • привести примеры деятельности мондиалистских организаций дать собственные оценки. Практические 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.7. Евразийство как развитие «русской идеи» и первая российская геополитическая школа Лекции 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.8. Посмотреть (на выбор) видеоматериал, посвященный классическому и современному евразийству. Подготовить краткую рецензию на материал, осветив вопросы: Каков главный тезис авторов? С чем вы согласны и с чем не согласны? (аргументировать) Практические 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.9. Формы и акторы глобального управления. Необходимость глобального управления, его основные модели, их обоснование .Течение антиглобализма Лекции 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.10. Найти сайт одной из известных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Гринпис и аналогичные) а также другие относящиеся к данной организации материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: • Краткую историю создания • Основные направления деятельности • Главные результаты • Общественные мнения по поводу ее деятельности • Освещение в СМИ Практические 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.11. Изучить работу К. Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». Написать журналистский материал — аналитический обзор (не менее 5 страниц, со списком литературы,кегль 14, межстрочный промежуток 1,5), ответив на вопросы: • Что дает автору основания рассматривать проблемы современной цивилизации и культуры с позиций естественника? • Какие основные «грехи» современной цивилизации он выделяет? • Какие ложные интерпретации понятия равенства людей выделяет Лоренц? К чему они, по его мнению, ведут общество? • Как Лоренц разделяет понятия радости и удовольствия? К чему ведет современный неогедонизм? • Охарактеризуйте с позиций Лоренца установки, моделируемые современной рекламой. Сам. работа 8 10 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.12. Изучить направление «зеленой экономики». Написать журналистский материал — аналитический обзор (не менее 5 страниц, со списком литературы,кегль 14, межстрочный промежуток 1,5), включающий следующие положения: •1 общая характеристика данного направления; •2 цели и задачи; •3 место в современной экономике и производстве; •4 вклад в природо-/ресурсосбережение; •5 тенденции развития Сам. работа 8 12 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.13. Изучить работу Ж. Аттали «Линии горизонта» и статью- рецензию на данную книгу Ж. Левалуа «Сочти число зверя» (см. на сайте электронного курса). Провести сравнительный анализ книги и рецензии, написать на этом основании собственную статью-рецензию. Сам. работа 8 12 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. 2.Основные глобальные проблемы современности и пути их решения
2.1. Проблемы войны и гонки вооружений. Экологический кризис Лекции 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Изучить интервью с Дж. Греем «Гуманизм — это суеверие», представленную в электронном курсе. Подготовить доклад- рецензию, осветив вопросы: ·1 Каковы основные идеи автора? Как он их аргументирует? ·2 Согласны ли вы с его доводами? Если нет, то какие возражения можно было бы ему привести? Практические 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Информационно-коммуникационная революция Лекции 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.4. а) Выбрать публикацию (аналитическую статью), посвященную одной из глобальных проблем. Подготовить доклад-оценку данной публикации с журналистских позиций, осветив следующие вопросы: • полнота раскрытия темы; • логика изложения; • приемы и методы аргументации, • язык публикации. б) подготовиться к обсуждению представленных публикаций и коллективному формированию их локального рейтинга. Практические 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.5. Подготовить доклад/презентацию одной из природосберегающих/ресурсосберегающих технологий. Осветить следующие вопросы: Появление и этапы развития данной технологии Применение в Алтайском крае Освещение в СМИ Практические 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.6. Проблемы бедности, их связь с господствующей экономической моделью. Угрозы, связанные с бесконтрольным развитием технологий Лекции 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.7. Посмотреть фильм «История вещей (общество потребления)» . Подготовить рецензию-доклад на фильм, осветив следующие вопросы: Каковы главные идеи авторов фильма? С чем вы согласны и с чем не согласны (аргументировать)? Как можно оценить фильм с профессиональной журналистской точки зрения (аргументировать)? Практические 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.8. Представление глобальных проблем мира и страны в средствах массовой информации. Лекции 8 2 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.9. 4. Написать эссе на тему: «Бедность как глобальная и локальная проблема: роль СМИ в ее решении» Сам. работа 8 11 ОПК-2 Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Читайте также:
На какой программе программировать питон

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дымова, И. Актуальные проблемы современности и журналистика : учебное пособие Оренбург : ОГУ, 2012 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=bookid=233061
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Никитина, Н.Д. Средства массовой информации как создатели особой виртуально-символической реальности: М. : Лаборатория книги, 2012 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=bookid=139748
Л2.3 Лазутина Г. В. Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Название Эл. адрес
Э1 Polpred.com: Обзор СМИ https://polpred.com/
Э2 Журнал «Журналист» www.journalist-virt.ru
Э3 Научная библиотека МГУ http://www.nbmgu.ru/
Э4 Электронная библиотека начинающего журналиста http://www.journ-lessons.com/litra.html
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Операционная система Microsoft Windows 7
2.Пакет офисных программ Microsoft Office XP

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Читайте также:
Программа настройки принтера xerox

Источник: www.asu.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru