Возрастание кризисных процессов и явлений в развитии земной цивилизации и резкие изменения жизни России, вызванные трансформацией ее эстетической, экономической, социальной, культурной сфер оборачиваются для российской журналистики рядом принципиально новых задач, решить которые предстоит молодому поколению журналистов. Курс «Актуальные проблемы современности и журналистика» как раз и имеет целью подготовить выпускников отделения журналистики к этой ответственной роли, вооружив их необходимыми знаниями об основных проблемах современности и тех возможностях, которыми обладают СМИ, чтобы способствовать решению этих проблем.
В соответствии с указанной целью основными задачами курса являются следующие: познакомить студентов с теми проблемами, в которых проявляются переживаемые земной цивилизацией кризисные ситуации; помочь молодым людям осознать глобальный характер этих проблем и необходимость объединения усилий народов планеты для их решения; показать, как связаны с данными процессами внутренние проблемы российской действительности, остро обозначившиеся в условиях перехода к рыночной экономике и ценностям демократического общества; помочь студентам четко представить себе возможные для человечества пути выхода из кризисных ситуаций и место журналистики в этом процессе; обратить внимание на те направления деятельности СМИ, которые в данной связи представляются особо важными; познакомить будущих журналистов с позитивным опытом участия прессы в решении актуальных проблем современности и теми негативными тенденциями, проявление которых усугубляет процессы дестабилизации общества.
Актуальные проблемы современной журналистики
Состав курса:
Лекционная часть – 20 ч.
Форма контроля:
Распределение часов по темам
Источник: geum.ru
Актуальные проблемы современности и журналистики
Актуальные проблемы современности и журналистика – это базовая дисциплина факультета журналистики, которая включена в учебный процесс, чтобы дать студенту четкое представление о проблемах и перспективах развития современной цивилизации и осознать роль журналистики в решении вопросов социальной направленности. В процессе изучения дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика» каждый студент должен приобрести профессиональные умения и навыки, которые необходимы для журналистской деятельности, понять тенденции, присущие как общемировым процессам, так и российскому государству, а также осознать, чем спровоцирована трансформация экономической, политической, культурной и социальной жизни России.
Каждый студент, который выбрал обучение на факультете журналистики, должен разбираться в глобальных общественных проблемах и уметь анализировать любые процессы, происходящие в обществе.
Цели курса
Дисциплина призвана сформировать журналистское мировоззрение у студентов, и подготовить выпускников к выполнению важной социальной роли в обществе, максимально насытив их знаниями и навыками, которые нужны для правильного восприятия происходящего в мире. В курсе «Актуальные проблемы современности и журналистика» подробно изучаются возможности, которые используют средства массовой информации для решения любых мировых проблем.
«Актуальные проблемы современной науки и научно-популярной журналистики»
На данный момент отечественная журналистика претерпевает кардинальные изменения, требующие от молодых журналистов эффективного решения принципиально новых задач.
Задачи курса
Учиться на факультете журналистики – значит готовиться к тому, что в скором будущем каждый студент станет элементом общественного информационного пространства и будет непрерывно вносить свой вклад в развитие журналистики. Исходя из такого предназначения, дисциплина ставит перед собой следующие задачи:
- Обучить студентов проводить анализ публицистического материала;
- Подготовить молодых специалистов к корректному и профессиональному освещению насущных общественных проблем;
- Научить правильной ориентации в глобальных мировых проблемах и аспектах российской общественности;
- Привести обзор основных проблем, в которых четко прослеживаются кризисные ситуации планетарного масштаба, и дать представление о возможных причинах возникновения таковых;
- Продемонстрировать связь внутренних проблем российской общественности с мировыми тенденциями развития общества;
- Разобрать нюансы, возникающие в отечественном обществе, которые связаны с переходом страны на рыночную экономику;
- Привить студентам ценности демократического общества;
- Помочь специалистам понять глобальных характер проблем перехода на рыночную экономику и осознать важность объединения всего мирового общества в целях скорейшего решения этих проблем;
- Показать выпускникам роль, которую играют СМИ и журналистика в отражении проблем современной мировой общественности;
- Познакомить специалистов с ролью прессы в решении глобальных вопросов и актуальных проблем современного общества.
Дисциплина «Актуальные проблемы современности и журналистика» изучает:
- развитие мировой цивилизации в 20 веке;
- процесс образования кризисных явлений;
- глобальную мировую концепцию;
- причины возникновения мирового кризиса цивилизации;
- задачи журналистской науки;
- позитивные и негативные тенденции в существовании СМИ;
- профессиональную ответственность и компетентность журналистов.
По окончанию курса студент должен:
Знать: насущные проблемы современного общества и основные понятия, выражающие их; принципы и методы работы организаций, которые изучают проблемы глобального характера; актуальные проблемы отечественной общественности и пути их решения;
Уметь: предугадывать тенденции развития современной социально-культурной ситуации, принимать активное участие в преобразовании современного общества в целях снижения количества кризисных ситуаций, пользоваться полученными навыками и знаниями при работе;
Владеть: различными методами сбора данных, их обработки (проверки, синтеза и анализа), методом прецизионной журналистики и применять его на практике, методом компетентного анализа и оценки печатных источников информации.
Источник: www.ostankino-institut.ru
Актуальные проблемы современности и журналистика
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №524)
составлена на основании учебного плана:
42.03.02 Журналистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.
Заведующий кафедрой
д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
ОПК-2: Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
Знать: | |
систему общественных и государственных институтов, механизмы их функционирования; тенденции и актуальные проблемы мирового развития, роль СМИ в решении данных проблем. | |
Уметь: | |
выявлять, анализировать и оценивать актуальные проблемы современности, соблюдать принцип объективности в создаваемых журналистских текстах и (или) продуктах при освещении деятельности общественных и государственных институтов; находить, выделять и анализировать наиболее актуальные темы, отражающие динамику процессов общественной жизни; адекватно представлять данные темы в своей профессиональной деятельности; выявлять и оценивать основные тенденции в развитии сферы медиа в России и в мире | |
Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): | |
навыками анализа форм социальной сферы, различными методами сбора информации, ее проверки и анализа; навыками применения инновационных практик в сфере массмедиа |
Раздел 1. 1. Сущность и основные аспекты глобализации | ||||||
1.1. | Исторические предпосылки и сущность глобализации. Различные взгляды на проблемы глобализации. Идеология глобализации | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Найти сайт одной из известных антиглобалистских организаций/ одного из известных движений за мир, а также другие относящиеся к данной организации материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: • Краткую историю создания • Основные направления деятельности • Главные результаты • Общественные мнения по поводу ее деятельности | Практические | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Технологический фундамент процесса глобализации. Экономический аспект глобализации , ТНК. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Найти сайт одной из ТНК, а также другие относящиеся к данной компании материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: •1 Краткую историю создания ТНК •2 Основные направления деятельности •3 Социальные и благотворительные программы (если имеются) •4 Освещение в СМИ | Практические | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Геополитический аспект глобализации. Основные теоретические разработки в данной сфере | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Подготовить доклад об идеологии и практике мондиализма: • выявить различные трактовки этого понятия (положительные и критические) • привести примеры деятельности мондиалистских организаций дать собственные оценки. | Практические | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Евразийство как развитие «русской идеи» и первая российская геополитическая школа | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Посмотреть (на выбор) видеоматериал, посвященный классическому и современному евразийству. Подготовить краткую рецензию на материал, осветив вопросы: Каков главный тезис авторов? С чем вы согласны и с чем не согласны? (аргументировать) | Практические | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Формы и акторы глобального управления. Необходимость глобального управления, его основные модели, их обоснование .Течение антиглобализма | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.10. | Найти сайт одной из известных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Гринпис и аналогичные) а также другие относящиеся к данной организации материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: • Краткую историю создания • Основные направления деятельности • Главные результаты • Общественные мнения по поводу ее деятельности • Освещение в СМИ | Практические | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.11. | Изучить работу К. Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». Написать журналистский материал — аналитический обзор (не менее 5 страниц, со списком литературы,кегль 14, межстрочный промежуток 1,5), ответив на вопросы: • Что дает автору основания рассматривать проблемы современной цивилизации и культуры с позиций естественника? • Какие основные «грехи» современной цивилизации он выделяет? • Какие ложные интерпретации понятия равенства людей выделяет Лоренц? К чему они, по его мнению, ведут общество? • Как Лоренц разделяет понятия радости и удовольствия? К чему ведет современный неогедонизм? • Охарактеризуйте с позиций Лоренца установки, моделируемые современной рекламой. | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.12. | Изучить направление «зеленой экономики». Написать журналистский материал — аналитический обзор (не менее 5 страниц, со списком литературы,кегль 14, межстрочный промежуток 1,5), включающий следующие положения: •1 общая характеристика данного направления; •2 цели и задачи; •3 место в современной экономике и производстве; •4 вклад в природо-/ресурсосбережение; •5 тенденции развития | Сам. работа | 8 | 12 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Изучить работу Ж. Аттали «Линии горизонта» и статью- рецензию на данную книгу Ж. Левалуа «Сочти число зверя» (см. на сайте электронного курса). Провести сравнительный анализ книги и рецензии, написать на этом основании собственную статью-рецензию. | Сам. работа | 8 | 12 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. 2.Основные глобальные проблемы современности и пути их решения | ||||||
2.1. | Проблемы войны и гонки вооружений. Экологический кризис | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Изучить интервью с Дж. Греем «Гуманизм — это суеверие», представленную в электронном курсе. Подготовить доклад- рецензию, осветив вопросы: ·1 Каковы основные идеи автора? Как он их аргументирует? ·2 Согласны ли вы с его доводами? Если нет, то какие возражения можно было бы ему привести? | Практические | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Информационно-коммуникационная революция | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | а) Выбрать публикацию (аналитическую статью), посвященную одной из глобальных проблем. Подготовить доклад-оценку данной публикации с журналистских позиций, осветив следующие вопросы: • полнота раскрытия темы; • логика изложения; • приемы и методы аргументации, • язык публикации. б) подготовиться к обсуждению представленных публикаций и коллективному формированию их локального рейтинга. | Практические | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Подготовить доклад/презентацию одной из природосберегающих/ресурсосберегающих технологий. Осветить следующие вопросы: Появление и этапы развития данной технологии Применение в Алтайском крае Освещение в СМИ | Практические | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Проблемы бедности, их связь с господствующей экономической моделью. Угрозы, связанные с бесконтрольным развитием технологий | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Посмотреть фильм «История вещей (общество потребления)» . Подготовить рецензию-доклад на фильм, осветив следующие вопросы: Каковы главные идеи авторов фильма? С чем вы согласны и с чем не согласны (аргументировать)? Как можно оценить фильм с профессиональной журналистской точки зрения (аргументировать)? | Практические | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Представление глобальных проблем мира и страны в средствах массовой информации. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.9. | 4. Написать эссе на тему: «Бедность как глобальная и локальная проблема: роль СМИ в ее решении» | Сам. работа | 8 | 11 | ОПК-2 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
5. Фонд оценочных средств
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дымова, И. | Актуальные проблемы современности и журналистика : учебное пособие | Оренбург : ОГУ, 2012 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=bookid=233061 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Никитина, Н.Д. | Средства массовой информации как создатели особой виртуально-символической реальности: | М. : Лаборатория книги, 2012 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=bookid=139748 |
Л2.3 | Лазутина Г. В. | Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Polpred.com: Обзор СМИ | https://polpred.com/ | ||
Э2 | Журнал «Журналист» | www.journalist-virt.ru | ||
Э3 | Научная библиотека МГУ | http://www.nbmgu.ru/ | ||
Э4 | Электронная библиотека начинающего журналиста | http://www.journ-lessons.com/litra.html | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1.Операционная система Microsoft Windows 7 2.Пакет офисных программ Microsoft Office XP |
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Источник: www.asu.ru