Программа академической мобильности студентов что это

Программы международной академической мобильности

Современное вузовское образование дает студенту возможность во время обучения в своем вузе приобретать знания и практические навыки в зарубежном учебном заведении. Такая возможность стала реальной благодаря студенческой мобильности, которой в рамках Болонского соглашения уделяется большое внимание в ведущих российских и зарубежных вузах. Для НИУ «БелГУ» студенческая мобильность является одним из важнейших направлений международной деятельности.

Под академической мобильностью понимают перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный период (обычно от семестра до года) в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое основное учебное заведение.

Субъектами академической мобильности могут быть студенты, аспиранты, преподаватели, сотрудники НИУ «БелГУ», а также студенты, аспиранты, преподаватели, научные сотрудники и ведущие специалисты сторонних учебных заведений и организаций.

Онлайн-презентация возможностей академической мобильности для студентов в рамках программы Erasmus+

Основным документом, регламентирующим процедуру студенческой мобильности, является «Положение о международной академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников НИУ «БелГУ» перейти.

В НИУ «БелГУ» существуют следующие формы международной студенческой мобильности, реализующиеся в рамках заключенных двусторонних договоров между НИУ «БелГУ» и вузами-партнерами перейти.

  1. Включенное обучение по программам студенческого обмена в вузе-партнере
  2. Обучение по совместным образовательным программам, реализуемым НИУ «БелГУ» и вузом-партнером

Включенное обучение по программам студенческого обмена в вузе-партнере

Включенное обучение предполагает освоение обучающимися установленной части основной образовательной программы за рубежом и ориентировано на перезачет дисциплин, изученных обучающимся в партнерском вузе без присвоения академических степеней партнерского вуза. Обучение в партнерском вузе не увеличивает общую продолжительность обучения.

НИУ «БелГУ» реализует включенное обучение по программам академического обмена со следующими зарубежными вузами-партнерами:

  • Армения
  • Ереванский государственный университет, один семестр, http://www.ysu.am/main/ru
  • Белорусский государственный университет, один семестр, https://www.bsu.by
  • Витебский государственный ордена Дружбы Народов медицинский университет, один семестр, https://www.vsmu.by
  • Университет г. Баня-Лука, один семестр, http://www.unibl.org
  • Университет Дельта, один семестр, http://dep-deltauniv.com
  • Даляньский университет иностранных языков, один семестр, http://www.dlufl.edu.cn/ru
  • Дэчжоуский университет, один семестр, http://www.dzu.edu.cn
  • Китайский нефтяной университет (Циндао), один семестр, http://english.upc.edu.cn
  • Ляонинский технический университет, один семестр, http://en.lntu.edu.cn
  • Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, один семестр, http://www.kaznu.kz/ru
  • Университет НАРХОЗ, один семестр, http://www.narxoz.kz
  • Университет Белграда, один семестр, http://www.bg.ac.rs

Программы академической мобильности студентов можно посмотреть в разделе «Мобильность студентов. Включенное обучение в вузах-партнерах» перейти.

ВШЭ. Как поехать по программе мобильности от университета. Всё просто и наглядно.

Обучение по совместным образовательным программам, реализуемым НИУ «БелГУ» и вузом-партнером

Совместная образовательная программа (СОП) подразумевает разработку и реализацию двумя университетами-партнерами (российскими или российским и зарубежным) образовательной программы, присвоение выпускникам, успешно освоившим программу, степеней (квалификаций) одного или двух университетов с выдачей соответствующих документов о высшем образовании (дипломов, сертификатов) по данному направлению. В настоящее время в университете ведется обучение студентов по нескольким совместным образовательным программам. Основным документом, на который опираются разработчики СОПов, является Положение о совместной образовательной программе.

Если вы хотите стать участником совместной образовательной программы, обратитесь к ответственным за реализацию СОП сотрудникам факультета/института перейти. .

Участие в программах академической мобильности

Для участия в программах академической мобильности необходимо:

  1. обратиться на свой факультет/институт к координатору международной деятельности или в департамент международного сотрудничества;
  2. заполнить заявку,
  3. пройти отбор, т.е. конкурс в соответствии с принципами равенства возможностей и установленными критериями:
    • академическая успеваемость,
    • научная результативность,
    • знание языка принимающей стороны,
    • соответствие программе или соглашению об обмене с партнерским вузом

    Участие в программах студенческой мобильности позволит получить отличный шанс познакомиться с культурой и системой образования другой страны, повысить уровень иноязычной компетенции, завести новых друзей и приобрести бесценный опыт. Кроме того, оно будет хорошим дополнением к вашему диплому о высшем образовании и, безусловно, повысит вашу конкурентоспособность на рынке труда.

    Информацию предоставил А.С. Тюха 13.04.2022

    Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
    Сообщение об ошибке автоматически отправится в редакцию.

    Источник: bsuedu.ru

    Академическая мобильность студентов как важный инструмент формирования глобальной образовательной среды в российском вузе

    Воробьева, И. М. Академическая мобильность студентов как важный инструмент формирования глобальной образовательной среды в российском вузе / И. М. Воробьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1113-1115. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18763/ (дата обращения: 24.12.2022).

    Данная статья посвящена вопросам развития академической мобильности студентов в российском техническом вузе. В статье рассмотрены сущность понятия «академическая мобильность». Автор подчеркивает значимость международного партнерства как обязательное условие повышения эффективности высшего образования, и значимость академической мобильности студентов как инструмента, влияющего на формирование глобальной образовательной среды.

    Ключевые слова:академическая мобильность, глобальная образовательная среда.

    Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе во всех сферах человеческой деятельности, затронули систему высшего образования в России. Россия присоединилась к Болонской декларации в сентябре 2003 года. [1, с. 257]. Присоединение к Болонской декларации и переход на двухуровневую систему образования открыли для российских выпускников такие возможности, как трудоустройство за рубежом, а выпускникам иностранных учебных заведений в России; получение российскими студентами дипломов международного образца, с которыми возможно повышать свою квалификацию в зарубежных колледжах и университетах, в свою очередь российские дипломы ряда высших учебных заведений получили признание на международном уровне, что также позволяет трудоустраиваться без дополнительной переаттестации. Все эти процессы способствовали формированию единого образовательного пространства.

    Читайте также:
    Гугл тулбар что это за программа

    Термин «образовательное пространство», появившийся в современной литературе относительно недавно, обозначает одно из тех понятий, которые характеризуют новые тенденции в развитии образования. Приведем одно из определений понятия «образовательное пространство», которое по мнению автора статьи наиболее полно отражает его сущность.

    Так А. В. Шумакова, доктор педагогических наук, определяет, что «образовательное пространство — это целостная интегративная единица социума и мирового образовательного пространства, нормативно или стихийно структурированная и имеющая свою систему координат, которые определяют возможности для саморазвития и самоизменения личности на разных этапах её становления» [2, c. 132]. Открытое образовательное пространство предполагает рост мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, и, как следствие, совершенствование и получение новых профессиональных знаний, умений и навыков, повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Необходимо отметить, что в условиях глобализации и интеграционных процессов в образовании академическая мобильность как предмет изучения стала объектом исследования различных отраслей: экономики, педагогики, менеджмента и маркетинга образования, а также социологии, но в современной научно-педагогической среде однозначного и официально установленного определения понятия «академическая мобильность» на данный момент не существует. При этом практически все исследователи отмечают тот факт, что академическая мобильность рассматривается как составляющая социальной мобильности, которая способствует формированию образовательного потенциала личности [3, c. 5].

    Обобщая представленные в современной литературе и Интернет-источниках определения, под академической мобильностью в рамках данной работы будем понимать индивидуальную мобильность студентов и аспирантов в формате внешней академической мобильности (в отличие от внутренней академической мобильности), которая предусматривает возможность получения научного опыта в зарубежных образовательных или научных учреждениях с учетом специфики российской системы высшего образования. Как правило, в качестве таких образовательных или научных учреждений выступают партнерские вузы для обучения в рамках совместных программ двойных дипломов; модульного обучения в рамках межвузовского сотрудничества без выдачи второго диплома, в том числе в рамках программ академического обмена; прохождения тематической и/или языковой стажировки или учебной (исследовательской, производственной) практики; участия в летних школах. Предполагается, что после участия в программах академической мобильности студент / аспирант возвращается в свое основное учебное заведение. Также важно, не применять понятие «студенческая мобильность» в качестве синонима «академической мобильности», так как студенческая мобильность не всегда преследует научные цели.

    Рассмотрим, почему важно не подменять одно понятие другим и, что же является наиболее значимым для формирования глобальной образовательной среды в российском вузе.

    Высшее учебное заведение по сути своей интернационально, и с первых дней основания, в эпоху средневековья и возрождения, характеризуется нарастающей мобильностью и слушателей (студентов), и преподавателей. Более того, в сфере образования активно происходил и происходит процесс экспорта образовательных систем, что обусловило согласованность учебных программ и процедуры получения специальности при одновременном сохранении уникальности традиций и культуры конкретных стран. Нынешнее поколение молодых людей во всем мире растет мобильным, готовым к переездам и путешествиям. Интернет, социальные сети стирают этнические и культурные границы, и молодежь сегодня не боится «чужих». [4, c. 8]

    Российские вузы, в частности те, которые участвуют в программе «5–100», борются за высокое место в рейтингах Минобрнауки РФ, включая борьбу за такой показатель, как наибольшее число иностранных студентов. В последнее время происходит положительная динамика роста числа иностранных студентов.

    Для этого вузы проводят рекламные акции и кампании в зарубежных СМИ, иностранном сегменте Интернета, участвуют в международных образовательных выставках и форумах, переписываются с поступающими. Томский политехнический университет является одним из лидеров в России по числу студентов, участвующих в программах академической мобильности, которые предусматривают прохождение части образовательного процесса в зарубежных вузах, и университет постоянно расширяет географию своих партнерских отношений. При этом обстоятельства складываются так, что рейтинги делают нечто большее, чем просто определяют уровень деятельности вуза. Они становятся образцом маркетизации и глобализации высшего образования и инструментом борьбы за качество мирового уровня. Среди основных показателей рейтинга QS, который сейчас взят за основу МО РФ, указываются следующие: репутация вуза в академических кругах (40 % от оценки), соотношение студентов и преподавателей (20 %), цитируемость работ преподавательского состава (20 %), репутация университета среди работодателей (10 %), количество зарубежных студентов (5 %) и преподавателей (5 %) [5].

    Наглядно показано, что наибольший вес имеет такой показатель, как репутация в академических кругах. При этом очевидным является тот факт, что репутация не может возникнуть из ниоткуда. Для её возникновения требуется взаимодействие — партнерское, научное, взаимовыгодное сотрудничество.

    Сама по себе студенческая мобильность без четкого понимания целей и задач, видения результатов, которые будут достигнуты сразу после участия в таких программах или в перспективе, вряд ли может стать толчком к такому взаимодействию и сформировать зачатки репутации. Можем ли мы в таком случае говорить, что маловесные показатели, такие как количество зарубежных студентов и преподавателей, а вместе с ними и цитируемость работ преподавательского состава и формируют тот самый весомый показатель академической репутации. С моей точки зрения только правильно спланированная академическая мобильность студентов с их предварительной подготовкой к участию в такой программе может в дальнейшем привести к результатам, которые будут измеримы и видимы в форме созданных совместных научных групп, разработанных совместных научных проектов, изданных совместных публикаций, в форме обмена не только студентами и аспирантами, но и научно-педагогическими работниками, что в свою очередь не замедлит благоприятно сказаться на формировании глобальной образовательной среды в российском вузе.

    Читайте также:
    Что за программа которая распознает музыку

    Возможность получения именно научного опыта в зарубежных образовательных или научных учреждениях должна рассматриваться студентами и аспирантами в качестве стимула и мотивации для участия в совместных программах двойных дипломов, в программах академического обмена по модульному принципу, участия в тематической и языковой стажировке и летних школах или исследовательской и производственной практике. Но для того, чтобы данный показатель сыграл в плюс вузу, нужно изначально выстраивать работу с потенциальными «мобильными» студентами таким образом, чтобы это в дальнейшем повысило репутацию вуза в академических национальных и международных кругах.

    Обзорное рассмотрение вопроса академической мобильности в рамках данной статьи позволяет сделать следующие выводы:

    — студенческая мобильность должна стать неотъемлемым компонентом обучения и необходимо сделать так, что любой заинтересованный в прохождение части своего обучения в зарубежном вузе имел такую возможность;

    — академическая мобильность должна быть правильно спланирована и продумана, студенты и аспиранты должны изначально понимать для чего они участвуют в данной программе и какой будет результат;

    — необходимы специальные программы подготовки студентов и аспирантов к участию в программах академической мобильности, в данном случае имеется в виду не только языковая подготовка;

    — мобильность также необходима не только для студентов, но и для НПР и ППР, также необходимо развивать мобильность для административного персонала, как расширение программ повышения квалификации или стажировок;

    — ведение базы выезжающих и приезжающих студентов с указанием целей и достигнутых результатов и дальнейшей анализ такой базы данных могут повысить эффективность программ мобильности.

    В заключение хотелось бы отметить тот факт, что международное партнерство в нынешних условиях является очевидным и обязательным условием повышения эффективности высшего профессионального образования, а академическая мобильность повышает доступность, качество и эффективность образования и является важным инструментом формирования глобальной образовательной среды и обеспечения мобильности человеческих ресурсов.

    1. Елкин С. Е. Модернизация системы экономического образования в России в условиях институциональной трансформации научно-образовательных комплексов (монография) / С. Е. Елкин, Н. М. Калинина, В. П. Чижик. — Омск: Изд-во Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. — 257 с.

    2. Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. — 2009. — № 16. — 132–140 с.

    3. Калинина Н. М. Индивидуальная академическая мобильность студентов в условиях развития открытого образовательного пространства // Сибирский торгово-экономический журнал. — РГТЭУ, 2012. — № 12. — 5 с.

    4. Иванкина Л. И., Фисоченко О. Н., Берестнева О. Г. Адаптация иностранных студентов и студентов из автомномных республик РФ к образовательным условиям ВУЗа, Издательство ТПУ 2013–8 с.

    5. Российские вузы не помещаются в рейтинг. — [Электронный ресурс]. — URL: www.gazeta.ru/social/2012/11/02/4839677.shtml (дата обращения 04.05.2014).

    Основные термины (генерируются автоматически): академическая мобильность, глобальная образовательная среда, высшее образование, программа, Россия, студент, студенческая мобильность, академический обмен, Болонская декларация, международное партнерство.

    Источник: moluch.ru

    Как уехать по академической мобильности?

    Что такое академическая мобильность?

    Академическая мобильность — это возможность поехать на обучение в другую страну на срок от 3 до 10 месяцев.

    Кто может поехать?

    • Студенты бакалавриата и специалитета с хорошей успеваемостью, сдавшие минимум четыре сессии к моменту подачи заявки;
    • Студенты магистратуры с хорошей успеваемостью, успешно сдавшие минимум одну сессию к моменту подачи заявки;
    • Аспиранты.

    Предпочтение отдается тем, кто не ездил раньше.

    Кто платит?

    Если выбранный вами вуз из числа партнерских, то обучение будет бесплатным. Список вузов-партнеров можно посмотреть здесь. Для вузов не-партнеров можно выиграть грант, полностью или частично покрывающий оплату обучения. Сделать это можно после зачисления в выбранный вуз.

    Расходы на проживание, визу, билеты, страховку и прочие оплачиваются самим студентом.

    Хочу поехать. Что надо делать?

    Студент может участвовать в конкурсе на место только в одном вузе, но при подаче заявке можно выбрать три вуза и расставить их в порядке приоритета. Конкурс проводится в середине декабря – середине февраля для поездки осенью и в начале сентября – середине октября для поездки весной.

    1. Выберите программу в Каталоге программ;
    2. Выберите курсы, которые соответствуют вашему учебному плану в Вышке, и согласуйте их со своим академическим руководителем. Уведомите факультет о ваших планах на обучение;
    3. Подготовьте все необходимые документы;
    4. Заполните онлайн-заявку на участие в конкурсе;
    5. Дождитесь, пока на электронную почту придут результаты конкурса;
    6. В случае успеха начинайте готовиться к отъезду.
    Читайте также:
    Exchange службы что это за программа на Андроид

    Какие документы нужны?

    • Заявление для участия в конкурсе;
    • Мотивационное письмо на английском языке либо на другом иностранном языке по требованию вуза (в этом случае необходимо приложить перевод на русском языке). Требования к письму: не больше 500 слов, шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал – 1.5 строки, выравнивание по ширине документа; поля документа: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см;
    • Рекомендательное письмо на английском или русском языке от вашего академического руководителя/преподавателя вашей ОП/руководителя вашей Аспирантской школы в свободной форме;
    • Самостоятельно составленный индивидуальный учебный план (ИУП);
    • Сертификат IELTS или TOEFL (обязателен для нидерландских (университет Гронингена), английских, американских, израильских и гонконгских вузов) либо оценочная форма от преподавателя на английском языке с подписью.
    • Соглашение о перезачете дисциплин, которое визируется менеджером ОП. Подается после номинации на конкурс, за исключением заявок в University of Jena, University of Bologna и Science Po Lyon.

    Как составить ИУП?

    1. Составить список дисциплин, которые вы хотите изучать зарубежом. Необходимо, чтобы среди них были соответствующие вашим дисциплинам в Вышке;
    2. Перевести их названия и описания на русский язык;
    3. Предоставить список вашему академическому руководителю и получить одобрение.

    Как заполнить заявку?

    Заявка заполняется только один раз.

    1. Обязательно заполнить поля, помеченные звездочкой;
    2. Все вышеперечисленные документы отсканировать и приложить к заявке единым файлом в формате На каждый вуз необходим отдельный пакет документов. PDF файл нужно называть в формате Фамилия_название вуза на латинице;

    Неправильно составленные заявки в конкурсе не участвуют.

    У меня еще остались вопросы!

    Ответы на часто задаваемые вопросы можно посмотреть здесь.

    Текст: Лиза Солнцева

    Источник: thevyshka.ru

    Программы академической мобильности

    В июне 1999 г., в Болонье (Италия), министрами образования 29 европейских стран была подписана «Декларация о Европейском пространстве для высшего образования» (Болонская декларация). С этого момента «Болонским процессом» называют процесс добровольного сотрудничества образовательных систем различных государств, направленный на создание общего образовательного и научного пространства.

    Болонский процесс упрощает передвижение учащихся и обладателей дипломов/квалификаций в пределах стран, подписавших Декларацию; способствует сотрудничеству между вузами в образовательной и научной деятельности, а также расширению культурных связей и укреплению экономического сотрудничества между участвующими странами.

    Россия официально присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г., подтвердив тем самым свое намерение присоединиться к единому пространству высшего образования и следовать принципам Болонского процесса.

    Документом, конкретизирующим направления деятельности в рамках Болонского процесса, является приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2005 года «О реализации положений Болонской Декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации». Данный документ в качестве одной из целей развития высшего образования и реализации принципов Болонской Декларации определяет: «…Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов…»

    «…..академическая мобильность – международные перемещения ученых и преподавателей в целях осуществления научной и преподавательской деятельности, обмена опытом, представления результатов исследований, а также в других профессиональных целях…» Извлечение из документа: «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года»(утв. Президентом РФ)

    Международные образовательные программы являются инструментом обеспечения академической мобильности, реализации в России принципов Болонской декларации, а также необходимы для повышения конкурентоспособности вузов России как на европейском, так и мировом рынке образовательных услуг.

    Наиболее крупными международными образовательными программами, открытыми для России и оказывающими финансовое содействие развитию академического сотрудничества университетов являются:

    Tempus (Trans-European Mobility Programme for University Studies).

    В России программа действует с 1994 г. Основная задача программы – расширение сотрудничества в области высшего образования между Европейским Союзом и странами-партнерами в контексте реализации Лиссабонской стратегии и Болонского процесса.

    DAAD (Deutscher Akademischer Austauschdienst)

    DAAD (Германская служба академических обменов) – самоуправляемая организация, объединяющая все высшие учебные заведения Германии и способствующая развитию международных академических отношений и научной кооперации, прежде всего, посредством обмена студентами и учеными при широкой финансовой поддержке.

    CIMO (The Centre for International Mobility «Центр международной мобильности)

    CIMO (Центр международной мобильности)- занимается содействием международному сотрудничеству в области образования, культуры и деловой жизни. Кроме того, Центр работает как финляндское национальное агентство и консультационный пункт некоторых программ Европейского Союза, а также некоторых международных программ стипендий и стажировок; поддерживает преподавание финского языка в высших учебных заведениях за пределами Финляндии. Ряд программ Центр осуществляет в сотрудничестве с Министерством образования и науки РФ и Государственным комитетом по высшему образованию РФ

    Программа, ориентированная на глобализацию европейского образования. В программу Эразмус Мундус, принимаются университеты и студенты почти из всех стран мира. В программе могут участвовать как образовательные учреждения так и отдельные студенты или преподаватели. Ежегодно ЕС определяет квоту на количество грантов, выдаваемых иностранным участникам.

    Горный университет успешно принимает участие в данных и других международных образовательных программах.

    Студенты, аспиранты и профессорско-преподавательский состав Горного университета ежегодно выигрывают более 30 грантов и стипендий для обучения и повышения квалификации за рубежом.

    Источник: spmi.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru